Религии мира по времени возникновения. Три основные религии мира

Религия - мировоззрение человека, основанное на вере в сверхъестественное и поклонение ему. Составными частями религии как мировоззрения является соблюдение людьми определенных моральных норм, следование ими особой системе ценностей, практика обрядов и признание культа. Как правило, предполагает создание организованного объединения верующих в отдельную, четко структурированную структуру - церковь.

В большинстве религиозных общин и сообществ ведущее место занимают служители культа или священнослужители. Религиозное мировоззрение чаще всего основано на неких священных текстах, которые содержат в себе основы данной веры и, по мнению ее сторонников, продиктованы либо непосредственно Богом, либо людьми, достигшими высших стадий посвящения в таинство (то есть святыми).

Основные религии в мире

По статистическим данным 2012 года по религиозному признаку население исповедует следующие
формы религии

  • христиане (православие, протестантизм)
    — верующих 2,31 млрд. человек (33 % населения в мире)
  • — верующих 1,58 млрд (23 % населения в мире)
  • индуизм — верующих 0,95 млрд (14 % населения в мире)
  • — верующих 0,47 млрд (6,7 % населения в мире)
  • традиционные китайские религии — верующих 0,46 млрд (6,6 % населения в мире)
  • сикхи — верующих 24 млн (0,3 % населения в мире)
  • иудеи — верующих 15 млн (0,2 % населения в мире)
  • язычество и приверженцы местных верований — около 0,27 млрд (3,9 % населения в мире)
  • не религиозные — около 0,66 млрд (9,4 % населения в мире)
  • атеисты — около 0,14 млрд (2 % населения в мире).

Взаимоотношение светской в и религии. Государственная религия

Взаимоотношение религии и светской власти в любом государстве регулируется Конституцией, законами страны, принятыми парламента и традициями населения. Наиболее сильные позиции религия занимает в странах, где она признанна государственной религией. Это
- в католических странах - в - Ватикан, Мальта, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако, (ряд кантонов), в - , Коста-Рика, Доминиканская Республика
- в православных государствах - в , Македонии.
- в протестантских государствах (англиканство) - это в составе , в то время, как Северная Ирландия и Уэльс не имеют государственной церкви;
- в протестантских государствах (лютеранство) - Дания, Норвегия, Швеция, Ирландия, Шотландия в составе Великобритании;
- - Израиль;
- ислам (сунниты) - Афганистан, Судан, Палестина, Алжир, Бруней, Катар, Йемен, Иордания, Бахрейн, Бангладеш, Мавритания, Пакистан, Саудовская Аравия, Мальдивы, Сомали, Марокко, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты);
- ислам (шииты) - и Ирак;
- буддизм - , Камбоджа, Бутан, Лаос.

Религия и наука

Относительно вопроса взаимодействия науки и религии есть несколько точек зрения. Их условно можно разделить на четыре типа:

1. Конфликт. Исходя из этой точки зрения, религия и наука противоречат и несовместимы друг с другом. Самыми известными представителями этой точки зрения являются Ричард Докинз, Эндрю Диксон Уайт, Питер Эткинс, Ричард Фейнман, Виталий Гинзбург.

2. Независимость. Религия и наука имеют дело с разными областями познания. Эта точка зрения основана на учениях о трансцендентном Иммануила Канта, которое сформулировано в "Критике чистого разума".

3. Диалог. Из области познания перекрываются и возникает необходимость устранения противоречий по отдельным вопросам путем опровержения, либо согласования позиций.

4. Интеграция. Обе эти области познаний объединяются в одну целостную систему рассуждений. Отстаивается некоторыми философами и теологами, например, Пьером Тейяром де Шарденом, Ианом Барбуром.

Религия и медицина

В статье опубликованной в Psychiatric Times Дэвидом Ларсоном — президентом Национального Института исследований в области Здоровья (США), и его соавторов, — "Забытый фактор в Психиатрии: Религиозная посвященность и психическое здоровье" авторы пришли к единому мнению, что "отсутствие религиозных или духовных интересов остается серьезным фактором риска развития алкоголизма и наркомании".

С другой же стороны, духовность действительно может помогать преодолеть любое злоупотребление алкоголем либо наркотиками, например: "45 процентов пациентов, проходивших религиозные программы по излечению зависимости, год спустя становились свободными от наркотиков — по сравнению с 5 процентами получавшими помощь в рамках нерелигиозных общественных программ" (Desmond and Maddux, 1981).

Религиозный суд

В некоторых странах существуют также религиозные суды (напр. мусульманский суд шариата) и суды на основе обычаев.

Различаются два вида этих органа:
- церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира (Великобритания, Россия), и собственно Р.с. (рассматривают более широкий круг вопросов, хотя и на основе религиозного права, напр. брачно-семейные, наследственные споры). Под юрисдикцию последних подпадают не только священнослужители, но и миряне данной конфессии (такие суды действуют, напр., в Израиле).
- к религиозным судам относятся в принципе и шариатские суды, которые имеют, однако, смешанную, государственно-общественную природу.

Основные признаки религии

Любая религия всегда предполагает следующие компоненты:
1. Религиозное сознание. Религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций
2. Религиозную деятельность (культовую и внекультовую). Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются установить связь со сверхъестественными силами. Это религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д. Внекультовая деятельность может быть духовной и практической. К духовной относятся самосозерцание, различные виды медитации, откровений, выработка религиозных идей, сочинения религиозных текстов. Практическую сторону внекультовой деятельности составляют всевозможные действия, направленные на распространение и защиту религии.
3.Религиозную организацию. Религиозные организации — форма возможного упорядочивания совместной религиозной деятельности верующих, первичным организационным звеном которой является религиозная группа или община. Высшей формой организации является Церковь.

Теории о возникновении религии

1. Религиозная. Распространена исключительно среди верующих и предполагает возникновение религии в результате божественного откровения. Согласно этой теории, Бог сам открылся людям в виде знамений, явлений, даровании священных текстов.
2. Научная. Предполагает рациональное пояснение причин, по которым люди в свое время обращались к религии. Их несколько:
- зависимость от природных явлений, страх перед всевозможными катаклизмами;
- наделение сакральными свойствами своих лидеров, обожествление царей (например, как в древнем Египте).

Кроме того, выделяют еще многие, так называемые ситуативные, причины обращения различных людей к вере (как раньше, так и сейчас):
- чувство страха перед возможным возмездием за совершенные поступки (грехи);
- неудовлетворенность в земной жизни и желание компенсировать все неудачи, с которыми столкнулся в этом мире, в ином - потустороннем;
- потребность в моральной поддержке и утешении, которое можно найти только среди единоверцев;
- подражание другим;
- уважение к верующим родителям;
- следование традициям и национальному чувству.

Формы религиозности

Понятие «религиозность» отражает своеобразие и самобытность духовного мира индивида согласно степени влияния веры на его сознание. Религиозный человек — тот, кто верит в реальное существование сверхъестественных сил, прежде всего, Бога, и потустороннего мира в который он обязательно попадет после земной жизни. Для этого он выполняет все предписанные его религией предписания и регулярно совершает культовые действия. Главная цель и смысл действий верующего — служение Богу. Четкое следование религиозным нормам и правилам поможет человеку приобщиться к Божеству. Земная жизнь при этом рассматривается лишь как промежуточный этап на пути к вечному блаженству.

Однако степень религиозности того или иного человека может существенно отличаться. Выделяется несколько форм «погружения» в веру:

1. Люди с умеренной религиозностью. В их мировоззрении религиозный элемент не является решающим. Их вера в Бога не является конкретизированной, она не предполагает обязательного воцеровления, строгого знания систем вероучения, неукоснительного выполнения всех культовых действий и предписаний.
2. Обычные верующие. У таких людей вера глубоко укоренилась во все структуры сознания, она нравственно регулирует всю их жизнедеятельность. Обычный верующий выполняет все церковные предписания, воплощает высшие ценности своей религии в собственном поведении и поступках. Но, вместе с тем, он способен к диалогу с представителями других религий, относится к ним толерантно.
3. Религиозные фанатики. Люди, до крайней степени приверженные религиозным идеям, стремящиеся неукоснительно следовать им в практической жизни и призывающие всех делать то же самое, нетерпимые к иноверцам и инакомыслящим, уверенные в собственной непогрешимости. Как правило, такие люди склонны и к насильственным действиям.

Функции религии

Имеется в виду характер воздействия религии на человека и на общество в целом.

· Мировоззренческая функция. Религия формирует определенный взгляд на мир, объясняет место человека в нем, смысл и цель его жизни.
· Иллюзорно-компенсаторная функция. Неспособность человека контролировать многие природные и социальные процессы, необходимость преодоления неподвластных ему сил получает призрачное воплощение в религиозных представлениях.
· Коммуникативная функция. Религия может выступать и средством общения людей. Например, на собраниях, при исполнении определенных ритуалов, во время богослужений в храмах.
· Регулятивная функция. Религиозные нормы, которых строго придерживается верующий, касаются не только религиозной стороны его жизни, они также регулируют и социальное поведение человека (в семье, быту, на работе и т.д.).
· Интегрирующая функция. Религия способна духовно объединять отдельные группы людей, а также общество в целом.

Виды религий

За свою историю человечество создало более пяти тысяч различных религий. Естественно, они были и остаются весьма разнообразными. Поэтому и возникла необходимость в их классификации по различным признакам.

В зависимости от количества богов религии разделяют на монотеистические и политеистические.

К монотеистическим (единобожию) относят христианство, ислам, иудаизм и другие.

К политеистическим (многобожию) относят буддизм, индуизм, синтоизм и т.д.

В зависимости от сферы распространения религии разделяют на три группы:
1. Мировые - охватывают людей различной национальности. Их всего три - христианство, ислам, буддизм.
2. Национальные - распространены только среди представителей одного народа. Например, иудаизм у , синтоизм у японцев, даосизм у китайцев, индуизм у индусов, зороастризм у древних персов.
3. Родоплеменные - распространены среди племен, которые еще не трансформировались до уровня народов. К этому виду относятся:
- шаманизм - вера во взаимодействие с миром духов;
- тотемизм - вера в воображаемый родственный союз с тотемом (природным объектом), в роли которого может выступать животное, растение, природное явление;
- анимизм - вера в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей;
- фетишизм - вера в сверхъестественную силу предметов;
- магия - вера в возможность достижения определённой цели сверхъестественным путём.

В зависимости от отношения к Библии религии разделяют на две группы:
1. Авраамические религии - относятся к ветхо- и новозаветной традиции. Это иудаизм, христианство и ислам.
2. Неавраамические религии - все остальные.

Религии мира

Религия — уверенность людей в существовании какой-то огромной, непознанной, сильной, могущественной, мудрой и справедливой силы, которая придумала, создала этот мир и руководит им — от жизни и смерти каждого человека до явлений природы и хода истории

Причины возникновения веры в бога

Страх жизни. С древности, перед лицом грозных сил природы и превратностями судьбы чувствовал человек свою малость, беззащитность и ущербность. Вера давала ему надежду на хотя бы чью-то помощь в борьбе за существование
Страх смерти. Человеку в принципе доступно любое свершение, он умеет преодолевать любые препятствия, решать любые задачи. Только смерть ему неподвластна. Жизнь, как бы трудна она ни была, хороша. Смерть страшна. Религия позволяла человеку надеяться на бесконечное существование души или тела, не в этом, так в ином мире или состоянии
Необходимость существования законов. Закон — это рамки, в которых живет человек. Отсутствие рамок или выход за их пределы грозят человечеству гибелью. Но человек — существо несовершенное, потому законы, придуманные человеком, менее авторитетны для него, чем законы, якобы, божьи. Если человеческие законы можно и даже приятно нарушать, то божьи установления и заповеди — нельзя

«Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь все позволено, все можно делать?» (Достоевский «Братья Карамазовы»)

Мировые религии

  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Христианство
  • Ислам

Буддизм. Кратко

: более 2,5 тысяч лет.
: Индия
— принц Сиддхартха Гуатама (VI век до н. э.), ставший Буддой — «просветленным».
. «Типитака» («три корзины» пальмовых листьев, на которых первоначально записывались откровения Будды):

  • Виная-питака — правила поведения для буддийских монахов,
  • Сутта-питака — изречения и проповеди Будды,
  • Абидхамма-питака — три трактата, систематизирующих положения буддизма

: народы Шри-Ланки, Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Кореи, Монголии, Китая, Японии, Тибета, Бурятии, Калмыкии, Тувы
: человк может стать счастливым, только избавившись от всех желаний
: Лхаса (Тибет, Китай)
: Колесо закона (Дхармачакра)

Иудаизм. Кратко

: более 3,5 тысяч лет
: Земля Израиля (Ближний Восток)
Моисей, вождь еврейского народа, организатор Исход евреев из Египта (XVI-XII вв. до н. э.)
. ТаНаХ:

  • Пятикнижие Моисеево (Тора) — Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим);
  • Невиим (Пророки) — 6 книг старших Пророков, 15 книг младших Пророков;
  • Кетувим (Писания) — 13 книг

: Израиль
: не далай человеку того, чего не желаешь себе
: Иерусалим
: храмовый светильник(менора)

Христианство. Кратко

: около 2 тысяч лет
: Земля Израиля
: Иисус Христос — сын божий, спустившийся на землю ради того, чтобы принять страдания для искупления людей от первородного греха, воскресший после смерти и вознёсшийся обратно на небо (12-4 гг. до н. э. — 26-36 н. э.)
: Библия (Священное писание)

  • Ветхий Завет (ТаНаХ)
  • Новый Завет — Евангелия; Деяния апостолов; 21 послание апостолов;
    Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова

: народы Европы, Северной и Южной Америки, Австралии
: миром правит любовь, милосердие и всепрощение
:

  • Католичество
  • Православие
  • Греко-католичество

: Иерусалим, Рим
: крест, (на котором распяли Иисуса Христа)

Ислам. Кратко

: около 1,5 тысяч лет
: Аравийский полуостров (на юго-западе Азии)
: Мухаммад ибн Абдаллах, посланник бога и пророк (ок. 570-632 г. н. э.)
:

  • Коран
  • Сунна посланника Аллаха — истории о поступках и высказываниях Мухаммада

: народы Северной Африки, Индонезии, Ближнего и Среднего востока, Пакистана, Бангладеш
: поклонение Аллаху, который вечен и единственно способен оценить поведение человека для его определения в рай

(не мировых, а всех).

Мировой религией является религия, которая получила распространение среди народов разных стран по всему миру. Отличие мировых религий от религий национальных и национально-государственных в том, что в последних религиозная связь между людьми совпадает со связью этнической (происхождение верующих) или политической. Мировые религии также называют наднациональными, так как они объединяют разные народы на разных континентах. История мировых религий всегда тесно связана с ходом истории человеческой цивилизации . Список мировых религий невелик. Религиоведы насчитывают три мировые религии , которые мы кратко рассмотрим.

Буддизм.

Буддизм - древнейшая мировая религия , которая возникла еще в VI веке до нашей эры на территории современной Индии. На данный момент, по оценкам разных исследователей, насчитывает от 800 млн до 1,3 млрд верующих.

В буддизме нет бога-творца, как в христианстве. Будда означает - просветленный. В центре религии учения индийского принца Гаутамы, который бросил свою жизнь в роскоши, стал отшельником и аскетом, задумался о судьбах людей и смысле жизни.

В буддизме также нет теории о сотворении мира (никто не создавал, и никто им не управляет), нет понятия вечной души, нет искупления грехов (вместо этого - положительная или отрицательная карма), нет такой многокомпонентной организации, как церковь в христианстве. Буддизм не требует от верующих абсолютной преданности и отказа от других религий. Звучит забавно, но буддизм можно назвать самой демократичной религией. Будда является чем-то вроде аналога Христа, но при этом он не считается ни богом, ни сыном божьим.

Суть философии буддизма - стремление к нирване, самопознание, самосозерцание и духовное саморазвитие путем самоограничения и медитаций.

Христианство.

Христианство возникло в I веке нашей эры в Палестине (Междуречье) на основе учений Иисуса Христа, которые были описаны его учениками (апостолами) в Новом Завете. Христианство самая крупная мировая религия в географическом понимании (оно присутствует почти во всех странах мира) и по численности верующих (около 2,3 миллиарда, а это почти треть населения Земли).

В XI веке христианство раскололось на католицизм и православие, а в XVI веке от католицизма откололся еще и протестантизм. Вместе они составляют три крупнейших течения христианства. Более мелких ответвлений (течений, сект) больше тысячи.

Христианство монотеистично, хотя его монотеизм немного нестандартный: у понятия Бог три уровня (три ипостаси) - Отец, Сын, Святой Дух. Иудеи, к примеру, этого не приемлют; для них Бог один, и не может быть двоичным или троичным. В христианстве первостепенное значение имеет вера в Бога, служение Богу и праведная жизнь.

Главное пособие христиан - Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов.

Как православные, так и католики признают семь таинств христианства (крещение, причастие, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство). Основные различия:

  • у православных нет Папы (единого главы);
  • нет понятия «чистилище» (только рай и ад);
  • священники не дают обет безбрачия;
  • незначительная разница в обрядах;
  • различие дат праздников.

У протестантов же любой желающий может проповедовать, число таинств и важность обрядов сведены к минимуму. Протестантизм, по сути, наименее строгое течение христианства.

Ислам.

В исламе также один бог. В переводе с арабского означает «покорение», «подчинение». Бог - Аллах, пророк - Мухаммед (Магомет, Магомед). Ислам занимает второе место по количеству верующих - до 1,5 миллиарда мусульман, то есть почти четверть населения Земли. Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове.

Коран - священная книга мусульман - представляет из себя сборник учений Мухаммеда (проповедей) и были составлены после смерти пророка. Немалое значение имеет также Сунна - сборник притч о Мухаммеде, и Шариат - свод правил поведения для мусульман. В исламе первостепенное значение имеет соблюдение обрядов:

  • ежедневная пятикратная молитва (намаз);
  • соблюдение поста в рамадан (9ый месяц мусульманского календаря);
  • раздача милостыни нищим;
  • хадж (паломничество в Мекку);
  • произнесение главной формулы Ислама (нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его).

Раньше в число мировых религий включали также индуизм и иудаизм . Сейчас эти данные считаются устаревшими.

В отличие от буддизма, христианство и ислам связаны друг с другом. И та, и другая религии относятся к авраамическим религиям.

В литературе и кино иногда встречается такое понятие, как «одна вселенная». Герои разных произведений живут в одном мире и могут однажды встретиться, как, например, Железный человек и Капитан Америка. Действие христианства и ислама происходит в «одной вселенной». Иисус Христос, Моисей, Библия упоминаются в Коране, причем Иисус и Моисей являются пророками. Адам и Хава - первые люди на Земле согласно Корану. Мусульмане в некоторых библейских текстах также усматривают пророчество появления Мухаммеда. В этом аспекте интересно наблюдение, что особенно жесткие религиозные конфликты возникли именно между этими, близкими друг другу, религиями (а не с буддистами или индусами); но этот вопрос оставим на рассмотрение психологам и религиоведам.

    Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия

    - … Википедия

    Составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 2002 году: Абаренков, Игорь Васильевич, доктор физико математических наук, профессор Санкт Петербургского государственного университета Абачараев, Муса… … Википедия

    Гравюра А. Скино, 1853 г. по рисунку А. Ушакова «Вид вологодских соборов», 1837 г. … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 июля 2012. Дата постановки к улучшению 9 июля 2012 … Википедия

    См. также: Древнеегипетская религия Список египетских богов список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища,… … Википедия

    В этом списке собраны планеты вымышленной вселенной StarCraft, появлявшиеся в официальных материалах «Blizzard Entertainment». Содержание 1 Список планет 1.1 Сектор Копрулу 1.1.1 Система Айур … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Ислам. Культура, история, вера , Авайылдаев Э.. Книга представляет собой иллюстрированный словарь-справочник. Кратко изложена история появления и развития Ислама в мире, на территории РФ. Включает описание выдающихся мечетей, правил…
  • История религий. Учебник для академического бакалавриата , В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, А. Ю. Григоренко. Учебник `История религий` рассчитан на широкую аудиторию. Он содержит разнообразные, зачастую уникальные сведения о древних и новых религиозных традициях. Читатель, желающий разобраться в…

Религии бывают "примитивные" и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм. Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, архаические - в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но как правило не на уровне учения, а на уровне практики. К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.

Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста "зачем нужна религия?"

Функции религии

Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь - организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил. Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться. В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.

В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)

Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии :

  1. Утешительная
  2. Коммуникативная
  3. Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
  4. Регулятивная
  5. Мировоззренческая

Виды религий

Согласно основной классификации религий, различают:

  • мировые религии
  • национальные
  • архаические

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).

Мировых религий всего три:

  • Буддизм (самая древняя из мировых религий)
  • Христианство
  • Ислам (самая поздняя)

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель - сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий - сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара - бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос - это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир - это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.

Главная книга христианства - Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии - иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

  • Свобода человека (все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),
  • Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Великий суд, после которого мир переродится и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).
  • Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере

"Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно. Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это - чудо, счастье... А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота. И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить. Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, - просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. - то есть все то, что в 14-15 лет мальчику не свойственно. Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка. И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял - не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность. Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, - правда, и значит, правда и все остальное... И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь".

Loading...Loading...