Обзор фз "о бесплатной юридической помощи в рф". Президент Российской Федерации

С 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный Закон N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» (далее - «Закон»). Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Закон 21 ноября 2011 года, им установлены главные гарантии реализации гражданами прав на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Документ в частности регулирует организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Закон определяет цели и содержание государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, основные принципы, виды оказания бесплатной юридической помощи, а также квалификационные требования к лицам, ее оказывающим.

Юридическая помощь за пределами разбирательства перед государственными органами должна заключаться в предоставлении юридических консультаций. Это были бы устные информационные дискуссии. Закон устанавливает предельный срок до 120 минут в год. Самый короткий период времени предлагается в течение 30 минут. Сами заявители будут частично участвовать в финансировании юридических консультаций в форме нормативной компенсации в размере 100 чешских крон за одно юридическое консультирование. Гонорар адвоката оплачивается государством и устанавливается по фиксированной ставке 150 крон и за одну юридическую консультацию 30 минут.

В пакете с Законом был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ».
Определяется, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться в рамках двух систем - государственной и негосударственной, поскольку эта сфера находится в совместном ведении РФ и регионов.

По его словам, это плохая нагрузка, которая может создать барьер для юридической помощи. Он также хотел включить в закон некоммерческие организации. Таким образом, предоставление юридической помощи в судебных разбирательствах в государственных органах должно быть обеспечено через механизм определения адвокатов Чешской коллегией адвокатов.

В соответствии со статьей 76 Законодательных правил правительства Чвойка также сократил срок подачи заявлений на 10 рабочих дней. Для иностранных ограниченных лиц, помещенных в «закрытые» объекты, это предложение вводит специальное юридическое соглашение. Это будет юридическая консультация для неопределенного количества субъектов в конкретном учреждении.

Закон расширяет круг лиц, которым будет предоставляться право на получение бесплатной юридической помощи за счет бюджетных средств. В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи право на такую помощь Закон предоставляет малоимущим гражданам, инвалидам I и II группы, ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации и Советского Союза, Героям Социалистического Труда, детям-инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также другим категориям граждан. Так же устанавливается норма, которая позволяет гражданам, не имеющим права на получение бесплатной юридической помощи, но которые оказались в трудной жизненной ситуации, получить таковую в исключительном порядке. В данной ситуации степень тяжести жизненной ситуации должна быть определена специальной комиссией, создаваемой при территориальном органе юстиции исходя из общепризнанных моральных норм и представлений о справедливости.

Объем разбирательства, охватываемого статьей 37 Устава основных прав и свобод, шире, чем существующая система бесплатной юридической помощи, поскольку она также применяется к судебным разбирательствам в других государственных органах и государственных органах в дополнение к судебным разбирательствам, - сообщает Департамент Пеликана.

Для разбирательства в Конституционном суде юридическое представительство юридических и физических лиц предоставляется адвокатом. Из юриспруденции Конституционного суда ясно, что Конституционный суд в настоящее время не выступает за стороны в рассмотрении дела. Предоставление юридической помощи в судебных разбирательствах в Конституционном суде предлагается обеспечить через систему определения адвокатов Чешской коллегией адвокатов. Если тогда Чешская ассоциация адвокатов назначит адвоката для предоставления юридических услуг в ходе разбирательства в Конституционном суде, расходы на представительство будут оплачиваться государством, - добавляется министерство.

Системы оказания бесплатной юридической помощи

Как было указано ранее, бесплатная юридическая помощь будет оказываться в рамках двух систем - государственной и негосударственной. Закон так же декларирует свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также объективность, беспристрастность такой помощи и ее своевременность.

Закон должен применяться с июля следующего года. Он злится, что проигнорировал свой комментарий, попросив их заняться некоммерческой деятельностью. Материал был одобрен правительством. «Пеликан нас обманул, полностью обошел нас, не соблюдал постановления правительства», - сказала она «Правознакам».

Правовая помощь часто используется беднейшими людьми. Например, это могут быть несчастные люди, которые испытывают трудности с выполнением неоплаченного штрафа в общественном транспорте или семьями, из которых они берут детей. Бесплатные консультации по трудоустройству также должны учитывать трудовые споры.

Устанавливается, что основу негосударственной системы бесплатной юридической помощи будут составлять юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, которые будут формироваться на добровольных началах и осуществлять деятельность за счет собственных средств. Подразумевается, что юридические клиники будут создаваться в вузах, Минобразования будет определять порядок их создания. В свою очередь негосударственные центры бесплатной юридической помощи смогут создавать различные некоммерческие организации, нотариальные палаты, адвокатские образования, сами нотариусы и адвокаты.

С этими людьми адвокат не женится. Некоммерческие организации готовы к ним. Для некоторых людей это будет полная катастрофа, - добавил Маркс. Пеликан выступает против. «К сожалению, нам не удалось найти способ привлечь некоммерческие организации в систему», - сказал он.

Пеликан был нанят министром по правам человека, который также является председателем Законодательного совета правительства. «Я придерживаюсь мнения, что бесплатную юридическую помощь должны предоставлять только юристы, которые имеют обязательное страхование ответственности за предоставление юридических услуг», - сказала Праву Чвойка.

Основу государственной системы предоставления бесплатной юридической помощи составят подведомственные Министерству Юстиции государственные юридические бюро, создаваемые высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за бюджетные деньги и в форме бюджетных учреждений. Предполагается, что государственные юридические бюро будут оказывать такие услуги самостоятельно или с привлечением адвокатов. Труд адвокатов, которых эти бюро смогут привлекать для оказания профессиональной юридической помощи, будет оплачиваться из федерального бюджета.

Он добавил, что в некоммерческой организации адвокат не должен действовать. «Тогда возникает вопрос, что такое бесплатное предоставление юридических услуг организациям, которые не используют человека с юридическим образованием», - сказал он. Однако Дворжак критикует предложение Пеликана по другим причинам. Люди, которые нуждаются в бесплатной юридической консультации, могут выбирать только устные консультации в течение двух часов в год. Кроме того, он не является полностью бесплатным, гандикап должен заплатить сто крон по запросу.

Два часа, по словам Дворжака, мало. В ряде областей можно предположить необходимость гораздо более высоких временных субсидий, чтобы у заявителя была справедливая вероятность выбора правильной правовой стратегии для его собственного успеха, - отметил Дворжак.

Расходы

Как было указано выше, расходы на предоставление бесплатной юридической помощи возлагаются на бюджеты субъектов Российской Федерации. В случае принятия органами власти регионов решения о создании государственных юридических бюро консолидированный объем ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации может составить 630,3 миллиона рублей, как говорится в финансово-экономическом обосновании к документу. При этом уточняется, что, по данным Федеральной палаты адвокатов, в 2009 году сумма бюджетных средств регионов, выплаченных адвокатам за оказание бесплатной юридической помощи, а также на компенсацию их расходов, составила 205,8 миллиона рублей.

«Предложение об установлении регулятивного сбора за просьбу адвоката о юридической консультации является еще одним ненужным препятствием для юридической помощи», - добавил он. Предложение Пеликана будет обсуждаться в сокращенном комментарии в течение десяти дней, начиная с 1 июля. Знаки не хотят сдаваться. Это будет наше фундаментальное противоречие, мы будем настаивать на этом. Мы полагаемся на резолюцию правительства, - сказала она закону.

В Прушковском районе есть бесплатная юридическая помощь. для молодых, самых бедных, пожилых людей, ветеранов и ветеранов. Благодаря сотрудничеству с муниципалитетами и неправительственными организациями в округе существовали места, где адвокатам и адвокатам предоставлялась бесплатная юридическая помощь.

Виды бесплатной юридической помощи

Закон устанавливает три вида бесплатной юридической помощи:

1. правовое консультирование в устной и письменной форме;
2. составление исковых заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; и
3. представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах и организациях.

Намысловское 11 и Рашин на ул. Юридическая помощь предоставляется в каждом из этих мест в среднем пять дней в неделю по меньшей мере четыре часа в день. Помощь предоставляется в сферах трудового права, гражданского права, уголовного права, административного права, социального обеспечения, семейного права и налогового законодательства, за исключением вопросов, связанных с бизнесом. Исключением из руководства являются также таможенные, валютные, коммерческие права и деловые вопросы.

Объем помощи включает консультирование по применимым правилам, разрешение проблем, подготовку проектов писем, за исключением письменных заявлений в ожидании производства, подготовку заявлений об освобождении от судебных издержек или назначение полномочного представителя.

Так же бесплатная юридическая помощь гражданам будет оказываться на всех стадиях судебного разбирательства, а не только в судах первой инстанции, как предлагалось изначально в проекте Закона. Помимо этого помощь будет оказываться по вопросам заключения сделок с недвижимостью, по договорам социального найма жилья, по вопросам права собственности на земельный участок, по вопросам защиты прав потребителей (в частности по предоставлению коммунальных услуг). Отдельная правовая помощь будут оказывать при трудовых спорах - отказе работодателя заключить трудовой договор, восстановления на работе, взыскания зарплаты, компенсации морального вреда.

Бесплатная юридическая помощь предоставляется также в связи с беременностью и родами, в частности родительскими правами и правами работников. Лицо, заинтересованное в получении такой помощи, представляет документ, подтверждающий беременность, и заполняет соответствующее заявление.

Вопросы, на которые консультируются юристы и адвокаты. Понедельник - 00 вторник - 00 Среда - 00 Четверг - 00 Пятница - 00. Вопросы, которыми руководят неправительственные организации, консультирующие юрисконсультов, юристов, налоговых консультантов, а также лиц, имеющих юридическое образование, имеющих не менее 3-х лет опыта оказания юридической помощи.

Более широкий список вопросов, которые будут являться предметом изучения и помощи со стороны бесплатных юристов включает в себя вопросы:

Связанные с признанием гражданина безработным, возмещением вреда, причиненного смертью кормильца, предоставлением мер социальной поддержки малоимущим;
. связанные со спорами о назначении пенсий, пособий по беременности и уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
. оспаривания отцовства и материнства, взыскания алиментов;
. реабилитации пострадавших от политических репрессий;
. ограничения дееспособности;
. медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
. обжалования во внесудебном порядке актов органов государственной власти.

Понедельник. В начале августа президент Анджей Дуда направил в Сейм проект поправки к Закону о бесплатной правовой помощи. Среди предлагаемых решений - гражданское консультирование, посредничество и консультации специалистов. Если проект будет принят, изменится способ, которым будет изменяться организация, определяющая пункты.

Они критикуют принятые решения

Новая система подвергалась критике с разных сторон. Не только юристы неправительственных организаций, но и местные органы власти, юристы, юристы. Критические голоса Тот факт, что в законе указывается группа лиц, имеющих право на получение консультаций, и сфера охвата тем, с которыми могут справиться юристы, и формы их помощи ограничены. Ожидалось, что эти ограничения приведут к «пустым» переговорам, в то время как большая группа людей, нуждающихся в поддержке, не получит консультацию.

Стоит обратить внимание на то, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться не по всем вопросам, а лишь по тем, которые перечислены в Законе. Таким образом, граждане не смогут получить юридическую помощь по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью, а также по спорам, которые рассматривались в суде и вступили в законную силу.

Эти пункты были организованы повятовыми самоуправлениями. Они были удивлены, чтобы быстро подготовить систему. Очень мало ресурсов было посвящено пунктам обслуживания, не было потрачено денег на рекламные и информационные мероприятия. Никаких расходов на юридическое образование также не планировалось - этот предмет, как правило, рассматривался очень широко.

Неправительственные организации интегрированы в систему таким образом, который мало использует их потенциал. Закон не использовал ресурсы гражданских консультационных организаций и не предоставлял специализированных консультаций. Назначив систему произвольно, не поставив диагноз, чтобы оправдать такой выбор, было решено, что половина пунктов будет возглавляться организациями, а другая половина - юристами и юристами.

Закон устанавливает контроль за тем, насколько качественно предоставляется бесплатная юридическая помощь, соблюдаются ли нормы профессиональной этики.

Отдельно оговаривается, что бесплатная юридическая помощь должна оказываться квалифицированными специалистами.

Несмотря на то, что хоть Закон в теории и представляется позитивным явлением в Российском законодательстве, почти наверняка при его практическом применении могут возникнуть сложности в реализации принятых норм. Тем не менее, даже с учетом этого можно сделать вывод, что Россия продолжает движение по направлению к становлению правового государства.

Поскольку список замечаний и возражений против законопроекта был долгим, его вступление в силу внимательно следит за тем, как оно работает. Авторы сформулировали множество постулатов об изменениях в законе. Получите необходимую информацию 7 Не нужно 0.

Проект предусматривает предоставление бесплатного консультирования и бесплатного посредничества, а также расширяет круг лиц, имеющих право на получение помощи в соответствии с Законом. Безработные, инвалиды или должники. Он также вводит новые полномочия и обязанности для повятов.

Министр Канцелярии президента Анны Сурувка-Пасек в ходе обсуждения в Сейме утверждал, что предлагаемые изменения не будут увеличивать нагрузку на функционирование пунктов бесплатной юридической помощи. По ее словам, «предпосылка заключается в том, что более эффективное использование финансовых ресурсов» уже предусмотрено.

Свершилось: в рекордно короткие сроки завершающая свою работу V Государственная Дума Российской Федерации 02.11.2011 приняла долгожданный Закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". 21.06.2011 законопроект N 566871-5 "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу. Таким образом, без учета летних каникул, проект Закона "О бесплатной юридической помощи" стал "полноценным" законом всего за два с небольшим месяца! Напомним, что с момента появления первого текста законопроекта, посвященного предоставлению , прошло более трех лет. Один из авторов настоящей статьи принял участие в обсуждении проекта упомянутого выше Закона еще в рамках деятельности Общественной палаты в 2009 г. За прошедший период времени законопроект претерпел массу изменений, как по содержанию, так и по наименованию.

Бар-провод также отметил, что целью изменения было включение Повышение эффективности функционирования центров юридических консультаций. По словам Даниэля Милевски, «профессиональная, бесплатная юридическая помощь необходима во многих областях». Тем более, по его мнению, по-прежнему остается много людей, которые из-за своего финансового положения не могут покрыть расходы на такую ​​помощь. Вместе с тем он заявил, что на момент принятия первоначальной версии закона были найдены «механизмы, которые не гарантировали эффективного достижения своих целей».

21 ноября 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
23 ноября 2011 г. Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ (далее - Закон N 324-ФЗ, Закон о бесплатной юридической помощи) был опубликован в "Российской газете". Он вступил в силу сразу после новогодних каникул - 15.01.2012.

По его мнению, президентский законопроект будет иметь логичный и последовательный характер, и мы его, безусловно, ценим, - заявил депутат. Катажина Осос заявила, что «идея распространения каталога организаций, имеющих право на бесплатную юридическую помощь», заслуживает положительной оценки. Однако она заявила, что это должно быть проверено «в контексте конституционного принципа равенства и возможных последствий, которые это регулирование может иметь на рынке юридических услуг».

Чтобы лучше использовать возможности бесплатных юридических консультаций, следует также проводить рекламные мероприятия на центральном и местном уровнях. Ежи Яхник, ссылаясь на среднее время, потраченное на бесплатные юридические консультации, судил, что он слишком короток, чтобы быть эффективным. По его мнению, в законе не указывается, кто может быть посредником. Он также обратил внимание на предоставление юридических консультаций неправительственным организациям. «Либо гражданское консультирование может предоставляться неправительственными организациями, либо профессиональными консультантами и адвокатами», - подчеркнул депутат.

Смеем надеяться, что такого рода законодательные решения позволят российскому обществу еще на один шаг приблизиться к формированию подлинно правового государства. Государства, в котором все конфликты между властью и гражданином решаются не при помощи силовых приемов, а на основе правовых норм и в соответствии с установленными законом процедурами.
Безусловно, подлинное качество нового Закона, все его "сильные" и "слабые" стороны, сможет со временем установить лишь "Ее Величество - Практика". Имея определенный опыт в области предоставления бесплатной юридической помощи в рамках вузовского клинического движения, мы предприняли попытку анализа отдельных положений вновь принятого Закона.

Внимательное ознакомление с ходом законопроектных работ позволяет нам утверждать, что целый ряд критических замечаний, высказанных специалистами ранее, были разработчиками своевременно устранены. Тем не менее определенные недостатки, как нам представляется, все же остались.
В Законе N 324-ФЗ достаточно подробно указаны субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь. Их Закон (ст. 7) делит на две большие группы: субъектов, относящихся к государственной и негосударственной системе бесплатной юридической помощи. При этом перечень субъектов остается открытым, оставляя возможность установления иных лиц федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, согласно ст. 15 Закона N 324-ФЗ, являются: федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов и государственные юридические бюро. Кроме того, адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут "наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи".
Основы законодательства о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 в ст. 1 устанавливают, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Таким образом, отнесение нотариусов к государственной системе бесплатной юридической помощи представляется не вполне корректным.

Аналогично ситуация складывается и с . Стоит отметить, что по сравнению с предыдущей формулировкой законопроекта - "адвокаты участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи" - новая редакция несколько изменена: "...адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи". Следует при этом учитывать, что согласно п. 1 - 2 ст. 3 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления.

К негосударственной системе бесплатной юридической помощи ст. 22 Закона N 324-ФЗ относит следующих субъектов: юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Обращает на себя внимание нелогичное, по нашему мнению, содержание ст. 8 Закона в части, посвященной квалификационным требованиям к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. Из статьи изъят пункт, позволяющий работать в данной области лицам, обучающимся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившим третий курс указанных образовательных учреждений.
И это несмотря на то, что Закон N 324-ФЗ не исключил из негосударственной системы юридической помощи юридические клиники. Пункт 5 ст. 23 Закона N 324-ФЗ устанавливает, что в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Стоит отметить, что п. 1 ст. 8 Закона N 324-ФЗ, устанавливая в качестве обязательного квалификационного требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, высшего юридического образования, предусматривает возможность установления иного положения федеральным законом. Исходя из системного толкования Закона, даже если брать в расчет указанное обстоятельство, получается, что в рамках юридической клиники может работать и только что поступивший в высшее учебное заведение на юридический факультет студент?!
В Законе N 324-ФЗ достаточно подробно прописаны полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (ст. 9 - 14). И здесь есть положение, которое вызывает явное недоумение.
Речь идет о неоправданном, с нашей точки зрения, изменении полномочий (по сравнению с предыдущей версией законопроекта) уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Ранее планировалось его наделить правом по внесению проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Теперь Закон предоставляет ему право лишь на "участие в разработке проектов нормативных правовых актов".
Полагаем, что предыдущая редакция законопроекта в полной мере соответствовала Указу Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации". Именно Минюст РФ, в соответствии с п. 1 названного Указа Президента, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения.

Подпункт 1 п. 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 предоставляет Минюсту РФ полномочие по внесению Президенту РФ и в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России.
Кроме того, непонятно, почему из последней редакции законопроекта была исключена статья, касающаяся полномочий Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Согласно ст. 15 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 N 1-ФКЗ Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

При этом, получив жалобу, Уполномоченный имеет право разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод. В соответствии с п. 1 ст. 29 ФКЗ от 26.02.1997 N 1-ФКЗ по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Таким образом, очевидно, Уполномоченный по правам человека в РФ на безвозмездной основе оказывает гражданам РФ, а также находящимся на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства юридическую помощь.
Что касается категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и оснований оказания такой помощи, то по сравнению с первоначальной редакцией данный перечень существенно расширен. Дополнен он был и в сравнении с предыдущей редакцией законопроекта.
Во-первых, в пп. 4 п. 1 ст. 20 Закона N 324-ФЗ наряду с детьми-инвалидами и детьми, оставшимися без попечения родителей, были добавлены дети-сироты.
Во-вторых, в пп. 6 п. 1 ст. 20 Закона N 324-ФЗ были включены несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
В-третьих, расширен перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи по спорам в отношении жилых помещений, являющихся единственным жилым помещением гражданина и членов его семьи.
Тем не менее, на наш взгляд, использование слов: "заключение", "изменение" и "расторжение" в отношении сделок является некорректным. Гражданский кодекс РФ исходит из применения данных терминов лишь к договорам двух- или многосторонних сделок. Что касается односторонних сделок, то к ним данные термины неприменимы.
Тем не менее несовершенство редакции рассматриваемого пункта Закона N 324-ФЗ является чисто техническим вопросом и вряд ли повлечет ущемление прав и законных интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
В-четвертых, в перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, добавлены граждане, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.
Остается неясным, почему при обжаловании актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц право на бесплатную юридическую помощь граждане имеют лишь в случае внесудебного обжалования?!
Кроме того, формулировка ст. 21 допускает бесплатную юридическую помощь лишь при отсутствии вступивших в законную силу судебных актов?!
Отдельно следует рассмотреть перечень оснований для отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы, предусмотренный ст. 21 Закона N 324-ФЗ.
Первым из таких оснований является обращение за помощью по вопросу, не имеющему правового характера. При этом непонятно, из каких критериев необходимо исходить при отнесении вопроса к категории правовых или неправовых?!
Второй причиной для отказа является отсутствие правовых оснований для предъявления соответствующих требований. Каким образом решается данный вопрос, также остается неясным. Полагаем, что вопрос о наличии оснований, например, для удовлетворения искового заявления находится в компетенции суда, но никак не лица, оказывающего юридическую помощь. Третье основание для отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи - это наличие установленных законодательством РФ препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию. Что имелось в виду законодателем в данном случае - загадка! Остается надеяться на то, что правоприменительная практика выработает объективный подход к толкованию данных терминов. В противном случае неопределенность в толковании создает широкий простор для необоснованного отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи.
Отдельной статьей в тексте Закона оговорен запрет на дискриминацию и ответственность за неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи. Согласно п. 6 ст. 24 Закона N 324-ФЗ при оказании бесплатной юридической помощи не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Пункт 9 ст. 24 Закона N 324-ФЗ устанавливает ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи. При этом неясно, почему данные пункты касаются исключительно негосударственных центров бесплатной юридической помощи?! Полагаем, что было бы целесообразно включить эти нормы в общую часть Закона N 324-ФЗ, распространив их на всех субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
Имеющиеся несовершенства некоторых формулировок, полагаем, в ближайшее время будут устранены, что позволит Закону реализовываться в полном объеме, снизить до минимума возможность злоупотреблений и получить доступ к юридической помощи гражданам, ранее такой возможности не имевшим.
Убеждены, что принятие Федерального закона о бесплатной юридической помощи в РФ является большим шагом вперед к устранению правового нигилизма и формированию подлинно правового государства.

Loading...Loading...