Самые большие парусные суда. Линейный корабль (парусный)

July 24th, 2015

Продолжаем пополнять нашу копилочку

Не так давно сообщали, что испытывается . Это конечно интересно, но вернемся к историческим классическим парусникам.

Стремление человека к масштабности и гигантизму обусловлено разными причинами. Однако, в последнее время, все чаще этой причиной является банальное желание выделиться или стать обладателем рекорда. Другое дело времена, когда парусные суда были основным видом морского транспорта.

Сегодня мы узнаем про самые большие парусные суда в истории. Причем, мерять мы будем по-разному и в разных классах кораблей.

Самый большой в мире барк


Первое место по величине среди барков, является пятимачтовое судно «Франс ІІ», спущенное на воду в далеком 1912-м году и принадлежавшее Франции. Барком называют парусное судно с большим (от трех) количеством мачт, на которых все паруса прямые, кроме кормовой. На корме паруса косые. Полная длина судна «Франс ІІ» составляла 146,2 метра. Оно установило немалое количество рекордов по скорости доставки грузов по всему миру. Корабль плавал 9 лет, пока в 1922-м не сел на мель у берегов Новой Каледонии и там был оставлен. Позднее, корабль был окончательно разрушен во время американских летчицких учений в 1944-м году. Во Франции есть даже фонд, который планирует восстановить судно и вернуть на родину.

Это было чрезвычайно большое парусное судно. Корпус корабля и его пять мачт были выполнены из стали. Совокупная площадь парусов составляла 6350 м ². Внутреннее убранство корабля могло бы удовлетворить даже самый взыскательный вкус: здесь был большой зал с фортепьяно, фотолаборатория, библиотека и несколько кают класса люкс. Помимо значительной грузоподъемности, корабль позволял обеспеченным пассажиром путешествовать с комфортом и роскошью.

Самая большая в мире шхуна


А вот самая большая шхуна была создана в США в 1902-м году. Более того, корабль «Томас У. Лоусон» является единственным в истории, у которого было целых семь мачт. Шхуной называют парусное судно с двумя и более мачтами, паруса на которых все косые. Максимальная длина корабля «Томас У. Лоусон» всего на 2 метра и 20 сантиметров меньше рекордсмена. Корабль благополучно курсировал с сыпучими грузами между США и Канадой более пяти лет. А потом он отправился в свой первый и последний рейс через Атлантику. Судно дважды попало в шторм и налетело на прибрежные скалы. Погибли 17 членов экипажа из 19-ти. Произошло это у берегов Англии.

Самое большое действующее парусное судно


Из ныне эксплуатируемых парусных суден, корабль «Royal Clipper» является самым большим в мире. Он был построен в 2000-м году и является круизным кораблем, вмещающим 227 пассажиров. Судно принадлежит Люксембургу, хотя строилось в Польше и Германии. Максимальная длина судна составляет 133,8 метра. Корабль летом ходит по Средиземному морю, а зимой в районе Карибского моря. В межсезонье он курсирует через Атлантический океан.

Самая большая в истории баркентина


Самой большой баркентиной в истории, является функционирующее испанское судно «Juan Sebastián de Elcano». Оно построено еще в 1927-м году и до сих пор успешно бороздит морские просторы. Конечно, корабль несколько раз становился на капитальный ремонт. Тем не менее, его размеры и основные черты остались прежними. Это четырехмачтовое судно с передним прямым парусом и всеми остальными скошенными (признаки баркентины), составляет в длину немалые 113 метров.

Самая большая в мире яхта


И напоследок у нас самая большая в мире яхта. Этот спор мы не собираемся разрешать, так как между яхтами «Eos» и «Maltese Falcon» до сих пор идет соревнование, какое же судно самое большое. Мы исходим из данных по максимальной длине. И в этом споре выигрывает именно «Eos» за счет более длинного 10-метрового бушприта. Общая длина этого гиганта составляет 92,92 метра.

Что еще можно добавить в этот список, ну вот например:

Британский пароход Грейт Истерн(Great Eastern) – первоначальное имя Левиафан. Проект судна принадлежит Изамбарду Брюнелю. Грейт Истерн спустили на воду в 1858 году, и до самого конца 19 века это было не только самое большое парусное судно, которым, кстати, пароход является и по настоящий день, но и вообще самый большой корабль в мире. Грейт Истерн мог перевозить до 4000 пассажиров и в разы превосходил в размерах все существующие суда того времени.

Интересным фактом является то, что 6 матч корабля именовались в соответствие с днями недели – от понедельника до субботы.

Вот еще парусное судно Клуб Мед 2 (ClubMed 2). Корабль принадлежит французской туристической компании ClubMed. Пятимачтовое судно было спущено на воду в Гавре (Франция) в1992 году.

Клаб Мед 2 является одним из крупнейших парусных круизных судов в мире, он совершает круизы по Средиземному и Адриатическому морям в летнее и Карибскому морю в зимнее время.

Сухогруз Аква Сити (AquaCity), построенный на верфи Суруми в Японии для компании Aqua City Maritime, сегодня на четвертом месте. Длина корабля 180 метров, ширина – 26,30 метра. Судно было создано в 1980 году. С 1990 корабль несколько раз менял владельцев и переименовывался. Сейчас он называется Мерида.

Узуки Пайонер (UsukiPioneer) – японский сухогруз с комбинированным двигателем и парусами. Успешно работал с 1985 по 1995 год. Использовался для транспортировки древесины и зерновых. Длина корабля 162,5 метра.

В 1995 году парусный центр корабля был демонтирован из-за высокой стоимости технического обслуживания и необходимости частого ремонта.

10 самых больших парусных судов.По версии https://ru.wikipedia.org

Парусное судно - судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.

1 Барк «Франция II»
- французский пятимачтовый барк. До сих пор считается самым большим парусником в истории судостроении. Заложен на верфях «Chantiers et Ateliers de la Gironde» в Бордо в 1911 году. Полная длина составляет 146,20 м, водоизмещение 10710 т. Для примера флагманский корабль Колумба «Санта Мария» имел в длину не более 25 м.


2 Барк «R.C.Rickmers»
пятимачтовый стальной барк, построенный в 1906 году компанией AG Rickmers, Bremerhaven в Германии. Его длина 146 метров, водоизмещение 10500 т. Корабль был оборудован паровой машиной мощностью 1160 л/с.

3 Шхуна «Томас У.Лоусон»
В 1902 году со стапелей фирмы “Фор Ривер К°” в городе Куинси сошел на воду стальной гигант “Томас У.Лоусон” - единственное в истории семимачтовое судно. Идея его создания принадлежит судовладельцу Дэону Кроули, одержимому желанием иметь самый большой парусник в мире. Длина судна составляет 144 м, водоизмещение 10860 т.

4 Барк «Royal Clipper»
— один из самых больших парусников в мире. И, говорят, самый красивый. Он был построен в марте 1999 года и стал третьим в небольшом флоте Star Clippers, Ink (туда также входят корабли Star Clipper и Star Flyer). Royal Clipper построен по образу и подобию легендарного пятимачтового Preussen, с одной только разницей: Preussen был ориентирован на перевозку грузов, а на Royal Clipper все — только для комфорта пассажиров.

5 Барк «Пруссия»,
судно спущенное на воду на верфи Й.Текленборга в Геестмюнде, оно стало крупнейшим парусником в мире. Полное водоизмещение «Пройссена» составляло 11150 т, дедвейт - 8000 т плюс 550 т водяного балласта. Корпус отличался усиленной конструкцией, бимсы и шпангоуты были сделаны из стальных балок и-образного сечения. Брашпиль, рулевая машина и грузовые лебедки имели паровой привод. Весь рангоут изготавливался из стали; высота мачт от киля достигала 68 м; нижние реи имели длину 32,2 м, диаметр 640 мм и массу 6,5 т. Общая площадь всех 47 парусов - 5560 м2, масса одного паруса - до 650 кг. На проводку стоячего и бегучего такелажа ушло 700 м цепей и 45 км пенькового каната и металлического троса. И еще несколько впечатляющих цифр: на судне имелось 1260 блоков, 248 винтовых талрепов, 560 м кабеля, 27 такелажных лебедок, восемь шпилей и шесть якорей, самый тяжелый из которых весил 4 т.

6 Барк «Потоси»
— огромный пятимачтовый барк «Потоси» - в то время (1894 год), самое большое парусное судно в мире. Это был ответ на вызов, брошенный Францией: немецкий винджаммер существенно превосходил по размерам пятимачтовик «Франс» и стал первым в истории парусным судном, чей тоннаж превысил 4000 брутто-регистровых тонн.

7 Барк “Кобенхавн”
Последний пятимачтовый барк- “Кобенхавн” - был построен шотландской верфью “Рэмэдж энд Фергюсон” по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны. По размерам среди пятимачтовиков он занимал среднее положение, зато по праву мог именоваться одним из самых красивых винджаммеров в мире благодаря изящным линиям корпуса и пропорциональности рангоута с несколько увеличенной площадью верхних парусов. Конечно, в конструкции барка не обошлось без технических новинок. Как и “франс-2”, “Кобенхавн” оснастили дизелем (правда, одним, а не двумя). У двухлопастного гребного винта регулируемого шага лопасти могли устанавливаться в положение вдоль потока, что снижало сопротивление при движении под парусами. Такелажные лебедки стали электрическими. Ну и главная особенность: винджаммер был не только грузовым, но и учебным судном.

8 Барк «Франция I»
Длина 133 м, ширина 14,9 м, водоизмещение 7800 тонн.

9 Шхуна «Вайоминг»
построена в США в 1909 году шестимачтовая гафельная шхуна «Вайоминг» (Wyoming) - самое большое деревянное судно из когда-либо существовавших. Это уникальное судно по валовой вместимости на 380 per. т превосходило не менее знаменитый четырехмачтовый барк «Грейт Рипаблик» (Great Republic). Как и другие крупные шхуны, оно совершало рейсы вдоль восточного побережья США. Существенной положительной особенностью парусного вооружения шхуны «Вайоминг» следует считать одинаковую высоту мачт и взаимозаменяемость парусов на всех мачтах, кроме бизани, на которой бизаньгик был длиннее.

10 Барк «Cедов»
- четырёхмачтовый барк, названный в 1945 г. в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. Самый крупный парусник в мире традиционной постройки. При спуске на воду на верфи «Германия» в Киле в марте 1921 года получил имя «Магдалена Виннен II» - по имени дочери основателя и владельца судовой компании, а также заказчика судна Фридриха Адольфа Виннена - Магдалины Виннен. В 1936 был перекуплен команией «Северо-немецкий Ллойд» и был переименован новым хозяинов в «Коммодор Йонсен» (нем. «Kommodore Johnsen») - по имени легендарного капитан-коммодора компании «Хаппаг-Ллойд» Николаса Йонсена - и был переоборудован в учебный парусник. В свое время корабль был четвёртым по величине парусником в мире. Построен для судоходной компании «Ф. А. Виннен» - суда компании носили имена членов семьи. Первоначально эксплуатировался на южно-американской и австралийской линиях. Во время Второй мировой войны судно находилось в составе вспомогательного флота и использовалось для доставки снабжения войскам под буксиром. В соответствии с решением Потсдамской конференции о репарациях Германии странам-победителям, судно передано Советскому Союзу в декабре 1945 году и переименовано в «Седов».

А мы пока давайте быстренько и кратенько "добежим" до 15 века, а там уже раскроем вопрос подробнее. Итак начинаем:

Первые парусные суда появились в Египте приблизительно 3000 лет до н. э. Об этом свидетельствуют росписи, украшающие, древние египетские вазы. Однако родиной лодок, изображенных на вазах, является, повидимому, не долина Нила, а близлежащий Персидский залив. Подтверждение этому - модель подобной лодки, найденная в Обейдской гробнице, в городе Эриду, который стоял на берегу Персидского залива.

В 1969 г. норвежский ученый Тур Хейердал предпринял интересную попытку проверить предположение, что оснащенное парусом судно, сделанное из тростника папируса, могло совершать плавание не только по Нилу, но и в открытом море. Это судно, по существу плот, длиной 15 м, шириной 5 м и высотой 1,5 м, с мачтой высотой 10 м и единственным прямым парусом, управлялось рулевым веслом.

До начала использования ветра плавучие средства либо передвигались на веслах, либо их тянули идущие по берегам рек и каналов люди или животные. Суда позволяли перевозить тяжелые и громоздкие грузы, что было значительно более производительно, чем перевозка упряжками животных на суше. Массовые грузы также транспортировались главным образом по воде.

Судно из папируса

Исторически засвидетельствована большая военно-морская экспедиция правительницы Египта Хатшепсут, предпринятая в первой половине XV в. до н. э. Эта экспедиция, которую историки считают также торговой, проследовала через Красное море в древнюю страну Пунт на восточном берегу Африки (это приблизительно современное Сомали). Корабли возвращались тяжело нагруженные различными товарами и невольниками.

При ближнем плавании финикийцы использовали преимущественно легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус. Значительно внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли. Финикия, в отличие от Египта, имела очень благоприятные природные условия для строительства флота: вблизи побережья на склонах Ливанских гор росли леса, в которых преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб, а также другие ценные породы деревьев.

Помимо усовершенствования морских судов финикийцы оставили еще одно примечательное наследие - слово "галера", которое вошло, вероятно, во все европейские языки.Финикийские суда отправлялись в плавание из больших портовых городов Сидона, Угарита, Арвада, Гебала и др., где находились также крупные судостроительные верфи.

Исторические материалы говорят также о плавании финикийцев в южном направлении через Красное море до Индийского океана. Финикийцам же приписывается честь первого плавания вокруг Африки в конце VII в. до н. э., т. е. почти за 2000 лет до Васко да Гамы.

Греки уже в IX в. до н. э. научились у финикийцев строить замечательные по тому времени суда и рано начали колонизацию окружающих территорий. В VIII-VI вв. до н. э. область их проникновения охватывала западные берега Средиземного моря, весь Понт Эвксинский (Черное море) и Эгейский берег Малой Азии.

Ни одно деревянное античное судно или часть его не сохранились, и это не позволяет уточнить представление об основных типах галер, сложившееся на основе письменных и других исторических материалов. Водолазы и аквалангисты продолжают обследование морского дна на местах древних морских сражений, в которых погибли сотни кораблей. Об их форме и внутреннем строении можно судить по косвенным признакам - например по точным зарисовкам расположения глиняных сосудов и металлических предметов, сохранившихся там, где лежал корабль, И все же при отсутствии деревянных деталей корпуса не обойтись без помощи кропотливого анализа и воображения.

Судно удерживалось на курсе при помощи рулевого весла, что по сравнению с более поздним рулем имело по крайней мере два преимущества: позволяло поворачивать неподвижное судно и легко производить замену поврежденного или поломанного рулевого весла. Торговые суда были широкими и имели обширное трюмное пространство для размещения грузов.

Корабль греческая боевая галера приблизительно V в. до н. э., так называемая бирема. С расположенными по бортам в два яруса рядами весел, она, естественно, обладала большей скоростью, чем корабль такой же величины с половинным числом весел. В этом же столетии получили распространение и триеры - боевые корабли с тремя "этажами" гребцов. Подобное устройство галер - вклад древнегреческих мастеров в конструиро-вание морских судов. Военные кинкеремы не были "длинными судами", они имели палубу, внутренние помещения для воинов и особенно мощный, окованный медными листами таран, расположенный впереди на уровне воды, которым во время морских сражений проламывались борта вражеских кораблей. Подобное боевое устройство греки переняли у финикийцев, применявших его в VIII в. до н. э.

Хотя греки были способными, хорошо подготовленными мореплавателями, морские путешествия были в ту пору делом опасным. Далеко не каждое судно достигало пункта назначения в результате то кораблекрушения, то пиратского нападения.
Галеры античной Греции бороздили почти все Средиземное и Черное моря, есть свидетельства об их проникновении через Гибралтар на север. Здесь они достигли Британии, а возможно, и Скандинавии. Пути их плаваний показаны на карте.

При первом большом столкновении с Карфагеном (в Первой Пунической войне) римляне поняли, что нельзя надеяться на победу, не имея сильного военно-морского флота. С помощью греческих специалистов они в короткое время построили 120 больших галер и перенесли на море свой метод ведения боя, который применяли на суше - индивидуальный бой воина против воина личным оружием. Римляне использовали так называемые "вороны" - абордажные мостики. По этим мостикам, которые острым крюком вонзались в палубу неприятельского корабля, лишая его возможности маневрирования, римские легионеры врывались на вражескую палубу и завязывали бой в присущей им манере.

Римский флот, как и современный ему греческий, имел в своем составе два основных типа судов: "округлые" торговые и стройные боевые галеры

Определенные усовершенствования можно отметить в парусном вооружении. На главной мачте (грот-мачте) сохраняется большой четырехугольный прямой парус, который иногда дополняется двумя малыми треугольными верхними парусами. Появляется меньший четырехугольный парус на передней наклонной мачте - бушприте. Увеличение общей площади парусов увеличило силу, используемую для движения судна. Однако паруса продолжают быть дополнительным движителем, главным остаются весла, не показанные на рисунке.
Значение паруса, тем не менее, несомненно, возросло, особенно при дальних плаваниях, которые совершались вплоть до Индии. При этом помогало открытие греческого мореплавателя Гиппала: августовский юго-западный и январский северо-восточный муссоны способствовали мак-симальному использованию парусов и одновременно надежно указывали направление, как много позже компас. Дорога из Италии в Индию и обратный путь, с промежуточной переправой караванами и судами по Нилу от Александрии до Красного моря, продолжались приблизтельно год. Раньше путь на веслах вдоль берегов Аравийского моря был гораздо продолжительнее.

Во время торговых плаваний римляне использовали многочисленные средиземноморские порты. О некоторых из них уже упоминалось, однако на одно из первых мест следует поставить расположенную в дельте Нила Александрию, значение которой как транзитного пункта увеличивалось по мере роста торгового оборота Рима с Индией и Дальним Востоком.

Более половины тысячелетия держали Европу в страхе рыцари открытого моря -викинги. Своей мобильностью и вездесущностью они обязаны дракарам - подлинным шедеврам судостроительного искусства

Hа этих кораблях викинги совершали далекие морские плавания. Ими открыты Исландия, южный берег Гренландии, задолго до Колумба побывали они в Северной Америке. Змеиные головы форштевней их кораблей видели жители Балтики, Средиземноморья и Византии. Вместе с дружинами славян обживали они великий торговый путь из варяг в греки.

Основным движителем дракара был рейковый парус, площадью 70 м2 и более, сшитый из отдельных вертикальных полотнищ, богато украшенный золотой тесьмой, рисунками гербов вождей или различными знаками и символами. Рей поднимался вместе с парусом. Высокую мачту поддерживали идущие от нее к бортам ванты и к оконечностям судна - штаги. Борта защищались богато расписанными щитами воинов. Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде. Он имеет много эстетических достоинств. Основой для воссоздания этого судна послужил рисунок знаменитого ковра из Бае, рассказывающий о высадке в 1066 году Вильгельма Завоевателя в Англию.

В начале XV века стали строить двухмачтовые когги. Дальнейшее развитие мирового судостроения ознаменовалось переходом в середине XV века к трехмачтовым судам. Впервые такой тип судна появился на севере Европы в 1475 году. Его фок- и бизань- мачты позаимствованы у средиземноморских венецианских судов.

Первым трехмачтовым судном, зашедшим в Балтийское море, был французский корабль "Ля Рошель". Обшивка этого корабля, имевшего длину 43 м и ширину 12 м, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ "карвель", или "кравеель". Название обшивки позже перешло в наименование типа судов - "каравелла". Каравеллы были изящнее коггов и имели лучшее парусное вооружение, поэтому не случайно средневековые первооткрыватели избирали для заморских походов эти прочные, ходкие и вместительные корабли. Характерные особенности каравелл - высокие борта, глубокая седловатость палубы в средней части судна и смешанное парусное вооружение. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру.

В первой половине XV века крупнейшим грузовым судном (возможно, до 2000 т.) была трех - мачтовая двухпалубная каракка, вероятно, португальского происхождения. В XV-XVI веках на парусных судах появились составные мачты, которые несли сразу несколько парусов. Площадь марселей и крюйселей (верхних парусов) была увеличена, что облегчило управление и маневрирование судном. Отношение длины корпуса к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. В результате мореходные качества этих, так называемых "круглых" судов улучшились, что позволило совершать более безопасные дальние плавания в Америку и Индию и даже вокруг света. Четкого различия между парусными торговыми и военными судами в то время не существовало; типичным военным судном в течение ряда веков была лишь гребная галера. Галеры строились одно- и двух- мачтовые и несли латинские паруса.


"Васа" шведский военный корабль

В начале XVII в. Швеция значительно упрочила свое положение в Европе. Основатель новой королевской династии Густав I Васа много сделал для того, чтобы вывести страну из средневековой отсталости. Он избавил Швецию от датского владычества, провел реформацию, подчинив государству ранее всесильную церковь.
Шла тридцатилетняя война 1618-1648 гг. Швеция, которая претендовала на роль одной из главенствующих стран Европы, стремилась окончательно закрепить свое господствующее положение на Балтике.

Основным соперником Швеции в западной части Балтийского моря была Дания которая владела обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтийского моря. Но это был очень сильный соперник. Тогда шведы все внимание сосредоточили на восточных берегах моря и после длительных войн захватили издавна принадлежавшие России города Ям, Копорье, Карела, Орешек и Иван-город, лишив таким образом русское государство выхода к Балтийскому морю.
Однако Густав II Адольф - новый король династии Васа (1611-1632) хотел достичь полного господства Швеции в восточной части Балтийского моря и начал создавать сильный военно-морской флот.

В 1625 г. Стокгольмская королевская кораблестроительная верфь получила крупный заказ на одновременную постройку четырех больших кораблей. Наибольший интерес король проявил к строительству нового флагманского корабля. Этот корабль получил имя "Васа" - в честь шведской королевсксй династии Васа, к которой принадлежал Густав II Адольф.

К строительству Васы были привлечены лучшие корабельные мастера, художники, скульпторы, резчики по дереву. Главным строителем был приглашен хорошо известный в Европе корабельных дел мастер голландец Хендрик Хибертсон. Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца.

Галион "Голден хинд" ("Золотая лань")

Cудно построено в 60-е годы XVI века в Англии и первоначально называлось "Пеликан". На нем английский мореплаватель Френсис Дрейк в 1577-1580 годах в составе эскадры из пяти кораблей предпринял пиратскую экспедицию в Вест-Индию и совершил второе после Магеллана кругосветное плавание. В честь прекрасных мореходных качеств своего корабля Дрейк переименовал его в "Золотую лань" и установил в носовой части судна фигурку лани из чистого золота. Длина галиона 18,3 м, ширина 5,8 м, осадка 2,45 м. Это один из самых маленьких галионов.

Значительно большими кораблями, чем галеры, были галеасы: они имели три мачты с латинскими парусами, в корме два больших рулевых весла, две палубы (нижняя для гребцов, верхняя для солдат и пушек), в носовой части надводный таран. Эти военные суда оказались долговечными: еще в XVIII веке почти все морские державы продолжали пополнять свои флоты галерами и галеасами. В течение 16-го века сформировался облик парусного корабля в целом сохранившийся до середины 19-го века. Корабли значительно увеличились в размерах, если для 15-го века редкостью были суда более 200 тонн, то к концу 16-го века появились единичные гиганты достигающие 2000 тонн, а корабли водоизмещением 700-800 тонн перестали быть редкостью. С начала 16-го века в европейском судостроении все чаще стали применяться косые паруса, сначала в чистом виде, как это делалось в Азии, но к концу века распространилось смешанное парусное вооружение. Совершенствовалась артиллерия, - бомбарды 15-го и кулеврины начала 16-го веков все еще мало подходили для вооружения кораблей, но к концу 16-го века проблемы связанные с отливкой были в значительной степени решены и появилась морская пушка привычного вида. Около 1500-го года были изобретены пушечные порты, пушки стало возможно размещать в несколько ярусов, причем верхняя палуба освободилась от них, что положительно сказалось на остойчивости судна. Борта судна стали заваливать внутрь, - так пушки верхних ярусов оказывались ближе к оси симметрии корабля. Наконец, в 16-м веке во многих европейских странах появились регулярные военные флоты. Все эти нововведения тяготеют к началу 16-го века, но, учитывая время необходимое для внедрения, распространились только к его концу. Опять же и судостроителям надо было приобрести опыт, ибо попервоначалу корабли нового типа имели раздражающую привычку опрокидываться сразу при сходе со стапелей.

В течение 16-го века сформировался облик парусного корабля в целом сохранившийся до середины 19-го века. Корабли значительно увеличились в размерах, если для 15-го века редкостью были суда более 200 тонн, то к концу 16-го века появились единичные гиганты достигающие 2000 тонн, а корабли водоизмещением 700-800 тонн перестали быть редкостью. С начала 16-го века в европейском судостроении все чаще стали применяться косые паруса, сначала в чистом виде, как это делалось в Азии, но к концу века распространилось смешанное парусное вооружение. Совершенствовалась артиллерия, - бомбарды 15-го и кулеврины начала 16-го веков все еще мало подходили для вооружения кораблей, но к концу 16-го века проблемы связанные с отливкой были в значительной степени решены и появилась морская пушка привычного вида. Около 1500-го года были изобретены пушечные порты, пушки стало возможно размещать в несколько ярусов, причем верхняя палуба освободилась от них, что положительно сказалось на остойчивости судна. Борта судна стали заваливать внутрь, - так пушки верхних ярусов оказывались ближе к оси симметрии корабля. Наконец, в 16-м веке во многих европейских странах появились регулярные военные флоты. Все эти нововведения тяготеют к началу 16-го века, но, учитывая время необходимое для внедрения, распространились только к его концу. Опять же и судостроителям надо было приобрести опыт, ибо попервоначалу корабли нового типа имели раздражающую привычку опрокидываться сразу при сходе со стапелей.

В первой половине 16-го века появился корабль обладающий принципиально новыми свойствами и совершенно иным назначением, чем корабли существовавшие раньше. Корабль это предназначался для борьбы за господство на море путем уничтожения вражеских боевых кораблей в открытом море артиллерийским огнем и соединял значительную по тем временам автономность с сильнейшим вооружением. Существовавшие до этого момента гребные корабли могли господствовать разве что над узким проливом, да и то, если базировались в порту на берегу этого пролива, кроме того их мощь определялась численностью войск на борту, а артиллерийские корабли могли действовать независимо от пехоты. Нового типа корабли стали называться линейными - то есть основными (подобно "линейной пехоте", "линейным танкам" название "линейный корабль" не имеет касательства к выстраиванию в линию, - они если и строились, то как раз в колонну).

Первые линейные корабли, появившиеся на северных морях, а позже и на Средиземном море, были невелики - 500-800 тонн, что примерно соответствовало водоизмещению крупных транспортов того периода. Даже не крупнейших. Но крупнейшие транспорты строили для себя богатые купеческие компании, а линейные корабли заказывали небогатые еще в то время государства. Вооружались эти корабли 50-ю - 90 пушками, но это были не очень сильные пушки, - в основном 12-ти фунтовые, с небольшой примесью 24-х фунтовых и очень большой примесью мелкокалиберных пушек и кулеврин. Мореходность не выдерживала ни какой критики, - даже в 18-м веке корабли еще строились без чертежей (их заменял макет), а количество пушек рассчитывалось исходя из ширины судна измеренной шагами, - то есть варьировалось в зависимости от длины ног главного инженера верфи. Но это в 18-м, а в 16-м корреляция между шириной судна и весом орудий не была известна (тем более, что ее и нет). Проще говоря, корабли строили без теоретической базы, только на основе опыта, которого в 16-м, начале 17-го века еще почти не было. Но главная тенденция просматривалась ясно, - пушки в таком количестве не могли уже рассматриваться как вспомогательное вооружение, а чисто парусная конструкция указывала на стремление получить океанский корабль. Уже тогда для линкоров была характерна вооруженность на уровне 1.5 фунта на тонну водоизмещения.

Чем быстроходнее был корабль, тем меньше на нем могло быть пушек по отношению к водоизмещению, так как тем более весил двигатель - мачты. Мало того, что сами мачты с массой канатов и парусов весили изрядно, так они еще и смещали центр тяжести вверх, следовательно их приходилось уравновешивать, закладывая в трюм большее количество чугунного балласта.

Линейные корабли 16-го века еще имели недостаточно совершенное парусное вооружение для плавания в Средиземном море (особенно в восточной его части) и на Балтике. Шторм шутя выдул испанскую эскадру из Ла-Манша.

Уже в 16-м веке Испания, Англия и Франция вместе имели около 60-ти линейных кораблей, причем Испания более половины этого числа. В 17-м веке к этой тройке присоединились Швеция, Дания, Турция и Португалия.

Корабли 17-18 веков

На севере Европы в начале XVII века появляется новый тип судна, похожий на флейт - трех-мачтовый пинасс (пинасса). К этому же типу судов относится и появившийся в середине XVI века галион - военное судно португальского происхождения, которое в дальнейшем стало основой флотов испанцев и англичан. На галионе впервые орудия были установлены и над и под главной палубой, что привело к строительству батарейных палуб; орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Водоизмещение крупнейших испанских галионов 1580-1590 годов равнялось 1000 т., а соотношение длины корпуса к ширине 4:1. Отсутствие высоких надстроек и длинный корпус позволяли этимкораблям ходить быстрее и круче к ветру, чем "круглым" судам. Для повышения скорости были увеличены количество и площадь парусов, появились добавочные паруса - лисели и ундерлисели. В то время символом богатства и силы считались украшения - все государственные и королевские суда были роскошно отделаны. Различие между военными и торговыми кораблями стало более отчетливым. В середине XVII века в Англии начали строить фрегаты, имевшие до 60 орудийна двух палубах, и меньшие боевые суда, такие, как корвет, шлюп, бомбарда и другие.

К середине 17-го века линейные корабли существенно подросли, - иные уже до 1500 тонн. Количество пушек осталось прежним - 50-80 штук, но 12-ти фунтовые пушки остались только на носу, корме и верхней палубе, на прочих палубах размещались пушки по 24 и 48 фунтов. Соответственно, и корпус стал прочнее - выдерживал 24-х фунтовые снаряды. В целом, 17-й век характеризуется низким уровнем противостояния на море. Англия почти на всем его протяжении не могла разобраться с внутренними неурядицами. Голландия предпочитала корабли небольшого размера, полагаясь больше на их количество и опыт экипажей. Могущественная в тот период Франция пыталась навязать Европе свою гегемонию войнами на суше, - море французов интересовало мало. Швеция безраздельно господствовала на Балтийском море и не претендовала на другие водоемы. Испания и Португалия были разорены и нередко оказывались в зависимости от Франции. Венеция и Генуя быстро превращались в третьестепенные государства. Средиземное же море было поделено, - западная часть отошла к Европе, восточная - к Турции. Ни одна из сторон не стремилась нарушить равновесия. Однако, Магриб оказался в европейской сфере влияния, - английские, французские и голландские эскадры в течение 17-го века покончили с пиратством. Величайшие морские державы 17-го века имели по 20-30 линкоров, остальные - единицы.

Турция также с конца 16-го века начала строить линейные корабли. Но они еще существенно отличались от европейских образцов. Особенно формой корпуса и парусным вооружением. Турецкие линейные корабли были существенно быстроходнее европейских (особенно это сказывалось в условиях Средиземноморья), несли 36 - 60 орудий калибра 12-24 фунта и были слабее бронированы, - только от 12-ти фунтовых ядер. Вооруженность составляла фунт на тонну. Водоизмещение составляло 750 -1100 тонн. В 18-м веке Турция стала существенно отставать в отношении технологий. Турецкие линкоры 18-го века напоминали европейские 17-го века.

В течение 18-го века рост размеров линейных кораблей продолжался непрерывно. К концу этого века линейные корабли достигли водоизмещения в 5000 тонн (предельного для деревянных кораблей), броня усилилась до невероятной степени - даже 96-ти фунтовые бомбы недостаточно вредили им, - а 12-ти фунтовые полупушки на них уже не употреблялись. Только 24-х фунтовые для верхней палубы, 48-ми - для двух средних и 96-ти фунтовые - для нижней. Количество пушек достигло 130. Были, правда, и меньшие линкоры на 60-80 орудий, водоизмещением около 2000 тонн. Они чаще ограничивались 48-ми фунтовым калибром, от него же и были защищены.

Невероятно возросло и количество линкоров. Линейные флоты имели Англия, Франция, Россия, Турция, Голландия, Швеция, Дания, Испания и Португалия. К середине 18-го века Англия захватила на море почти безраздельное господство. К концу века она располагала почти сотней линейных кораблей (включая и те, что не находились в активном использовании). Франция набирала 60-70, но они были слабее английских. Россия при Петре наштамповала 60 линейных кораблей, но они были сделаны в спешке, кое-как, - халтурно. По-богатому, только подготовка древесины - что бы она превратилась в броню - должна была занимать 30 лет (вообще-то, русские корабли и позже строились не из мореного дуба, а из лиственницы, она была тяжелой, сравнительно мягкой, но не гнила и служила в 10 раз дольше, чем дуб). Но уже одно только их количество вынудило Швецию (да и всю Европу) признать Балтийское море русским внутренним. К концу века численность линейного флота России даже уменьшилась, но корабли были подтянуты к европейским стандартам. Голландия, Швеция, Дания и Португалия имели по 10-20 кораблей, Испания - 30, Турция - тоже около того, но это уже были корабли не европейского уровня.

Уже тогда проявилось то свойство линейных кораблей, что создавались они более всего для числа, - чтоб были, а не для войны. Строить и содержать их было дорого, а укомплектовывать экипажем, всякого рода припасами и отправлять в походы - тем более. На этом и экономили, - не отправляли. Так что даже Англия использовала одновременно только небольшую часть своего линейного флота. Снаряжение для похода 20-30 линкоров было и для Англии задачей общенационального масштаба. Россия держала в боевой готовности всего несколько линкоров. Большинство линейных кораблей всю свою жизнь проводили в порту имея на борту лишь минимальный экипаж (способный при острой необходимости перегнать корабль в другой порт) и незаряженные пушки.

Следующим по рангу за линкором кораблем был фрегат, предназначенный для захвата водного пространства. С попутным уничтожением всего (кроме линкоров), что на этом пространстве имелось. Формально, фрегат был вспомогательным кораблем при линейном флоте, но, учитывая, что последний использовался крайне вяло, фрегаты оказывались самыми востребованными из судов того периода. Фрегаты, как позже и крейсера, можно было разделись на легкие и тяжелые, - хотя формально такой градации не проводилось. Тяжелый фрегат появился в 17-м веке, это было судно имеющее 32-40 пушек, считая фальконеты, и вытесняющее 600-900 тонн воды. Пушки были по 12-24 фунта, с преобладанием последних. Броня выдерживала 12-ти фунтовые ядра, вооруженность составляла фунт на 1.2-1.5 тонны, а скорость была большей, чем у линкора. Водоизмещение последних модификаций 18-го века достигло 1500 тонн, пушек было до 60-ти, но 48-ми фунтовых, обычно, не имелось.

Легкие фрегаты были распространены уже с 16-го века, а в 17-м составляли подавляющее большинство всех военных кораблей. Для их производства требовалось дерево существенно более низкого качества, чем для строительства тяжелых фрегатов. Лиственница и дуб считались стратегическими ресурсами, а сосны, пригодные для изготовления мачт в Европе и европейской части России были сочтены и взяты на учет. Брони легкие фрегаты не несли, - в том смысле, что их корпуса выдерживали удары волн и механические нагрузки, но на большее не претендовали, - толщина обшивки составляла 5-7 сантиметров. Количество пушек не превышало 30-ти и только на самых крупных фрегатах этого класса на нижней палубе стояли 4 24-х фунтовки, - даже не занимали весь этаж. Водоизмещение составляло 350-500 тонн.

В 17-м, начале 18-го веков легкие фрегаты был просто самыми дешевыми военными кораблями, кораблями, которых можно было наделать целую тучу и быстро. В том числе и путем переоборудования торговых судов. К середине 18-го века стали специально производиться подобные корабли, но с акцентом на максимальную скорость - корветы. Пушек на корветах было даже меньше от 10, до 20 (на 10-ти пушечных кораблях пушек на самом деле было 12-14, но те что смотрели на нос и на корму классифицировались как фальконеты). Водоизмещение составляло 250-450 тонн.

Количество фрегатов в 18-м веке было значительным. Англия имела их немногим более, чем линейных кораблей, но все равно получалось много. Страны с небольшими линейными флотами имели фрегатов в несколько раз больше, чем линкоров. Исключение составляла Россия, у нее один фрегат приходился на три линкора. Дело было в том, что фрегат предназначался для захвата пространства, а с ним (пространством) на Черном и Балтийском морях было туговато. В самом низу иерархии находились шлюпы, - корабли предназначенные для несения дозорной службы, разведки, борьбы с пиратством и так далее. То есть, - не для борьбы с другими военными кораблями. Наименьшие из них представляли собой обычные шхуны тонн в 50-100 весом с несколькими орудиями менее 12-фунтов калибром. Наибольшие имели до 20 12-ти фунтовых пушек и водоизмещение до 350-400 тонн. Шлюпов и других вспомогательных кораблей могло быть сколько угодно. Например, Голландия в середине 16-го века имела 6000 торговых кораблей большинство из которых было вооружено.

Путем установки дополнительных орудий 300-400 из них могли быть превращены в легкие фрегаты. Остальные - в шлюпы. Другой вопрос, что торговый корабль приносил голландской казне прибыль, а фрегат или шлюп эту прибыль потребляли. Англия в тот период имела 600 торговых кораблей. Сколько народу могло быть на этих кораблях? А - по-разному. В принципе, парусник мог иметь по одному члену экипажа на каждую тонну водоизмещения. Но это ухудшало условия обитаемости и снижало автономность. С другой стороны, чем многочисленнее был экипаж, тем более боеспособным оказывалось судно. В принципе, 20 человек могли управлять парусами крупного фрегата. Но только при хорошей погоде. Проделывать то же самое в шторм, параллельно работая на помпах и задраивая выбитые волнами крышки портов, они смогли бы незначительное время. Скорее всего, силы у них закончились бы раньше, чем у ветра. Для ведения боя на 40-ка пушечном корабле по минимуму требовалось человек 80, - 70 заряжают пушки одного борта, а еще 10 бегают по палубе и руководят. Но если корабль будет совершать такой сложный маневр, как разворот, все канонирам придется нестись с нижних палуб на мачты, - при развороте, корабль какое-то время непременно должен будет двигаться галсами против ветра, но для этого, понадобится наглухо зарифить все прямые паруса, а потом, естественно, снова раскрыть их. Если канонирам надо будет то лезть на мачты, то бежать в трюм за ядрами - много они не настреляют.

Обычно парусники предназначенные для длительных переходов или продолжительного крейсирования имели на борту одного человека на 4 тонны. Этого было достаточно для управления судном и для боя. В случае, если корабль использовался для десантных операций или абордажа, численность экипажа могла достигать одного человека на тонну. Как они сражались? Если в море встречались два примерно равных корабля под флагами враждующих держав, то оба они начинали маневрировать с тем, что бы занять более выгодную позицию со стороны ветра. Один стремилось зайти в хвост другому, - так можно было в самый интересный момент отнять у противника ветер. Учитывая, что пушки наводились корпусом, а маневренность корабля была пропорциональна его скорости, ни кто не хотел на момент столкновения двигаться против ветра. С другой стороны, слишком набрав ветра в паруса можно было проскочить вперед и пропустить противника в тыл. Все эти танцы были оригинальны том плане, что маневрировать практически возможно было только направлением.

Конечно же вся история не влезла в рамки ЖЖ, поэтому читайте продолжение на ИнфоГлазе -

«Приключение» (Adventure Galley) — любимый корабль Уильяма Кидда, английского капера и пирата. Эта необычная галера-фрегат была оснащена прямыми парусами и вёслами, что позволяло маневрировать как против ветра, так и в безветренную погоду. 287-тонное судно с 34 пушками вмещало 160 человек команды и в первую очередь предназначалось для уничтожения кораблей других пиратов.


«Месть королевы Анны» (Queen Anne"s Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.


«Уида» (Whydah) — флагманский корабль Чёрного Сэма Беллами, одного пиратов золотого века морского разбоя. «Уида» была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. К несчастью для Чёрного Сэма, лишь через год после начала пиратской «карьеры» корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Вся команда, кроме двух человек, погибла. К слову, Сэм Беллами был самым богатым пиратов в истории, если верить пересчёту Forbes, его состояние насчитывало в современном эквиваленте около 132 млн. долларов.


«Королевская удача» (Royal Fortune) принадлежала Бартоломью Робертсу, знаменитому валлийскому корсару, с гибелью которого окончился золотой век пиратства. Бартоломью за свою карьеру сменил несколько кораблей, но 42-пушечный трёхмачтовый линейный корабль был его фаворитом. На нём он и принял свою смерть в бою с британским военным кораблём «Ласточка» в 1722 году.


«Фантазия» (Fancy) — корабль Генри Эвери, так же известного как Долговязый Бен и Архипират. Испанский 30-пушечный фрегат «Чарльз II» успешно грабил французские суда, но в конце концов на нём вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Эвери переименовал корабль в «Воображение» и плавал на нём, пока не окончил свою карьеру.


«Счастливая доставка» (Happy Delivery) — небольшой, но любимый корабль Джорджа Лаутера, английского пирата XVIII века. Его коронной тактикой был таран своим кораблём вражеского с одновременным молниеносным абордажем.


«Золотая лань» (Golden Hind) — английский галеон, под командованием сэра Френсиса Дрейка совершивший кругосветное путешествие между 1577 и 1580 годами. Первоначально судно носило название «Пеликан», но по выходу в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего покровителя, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, у которого на гербе красовалась золотая лань.


«Восходящее солнце» (Rising Sun) — корабль, принадлежавший Кристоферу Муди, поистине безжалостному головорезу, не бравшему пленных из принципа. Этот 35-пушечный фрегат наводил ужас на врагов Муди, пока того благополучно не повесили — но он вошёл в историю самым необычным пиратским флагом из известных, жёлтом на красном фоне, да ещё и с крылатыми песочными часами слева от черепа.


«Говорливый» (Speaker) — первый из крупных кораблей корсара Джона Боуэна, успешного пирата и великолепного тактика. «Говорливый» — крупное 50-пушечное судно с водоизмещением в 450 тонн, первоначально использовалось для перевозки рабов, а после захвата Боуэном — для дерзких нападений на мавританские суда.


«Возмездие» (Revenge) — десятипушечный шлюп Стида Боннета, так же известного как «джентльмен пиратов». Боннет прожил насыщенную, хотя и недолгую жизнь, успев побыть мелким землевладельцем, послужить под началом Чёрной Бороды, попасть под амнистию и снова встать на путь пиратства. Небольшое манёвренное «Возмездие» потопило множество более крупных судов.

Крупные и крохотные, мощные и манёвренные — все эти суда, как правило, строились совсем для других целей, но рано или поздно оказывались в руках корсаров. Некоторые окончили свою «карьеру» в бою, другие перепродавались, третьи тонули в шторма, но все они так или иначе прославили своих владельцев.

Однажды мне попался на глаза рейтинг 10 лучших кораблей ХХ века, составленный каналом Military Channel. По многим пунктам с выводами американских экспертов сложно не согласиться, но что неприятно удивило, в рейтинге не было ни одного русского (советского) корабля.
В чем смысл подобного рейтинга, спросите вы. Какое практическое значение он имеет для настоящего Военно-морского флота? Красочное шоу с корабликами для обывателя, не более того.

Нет, все намного серьезнее. Во-первых, с вами не согласятся создатели тех самых «корабликов». Тот факт, что именно их корабли были выбраны среди тысяч других конструкций – это признание работы их коллектива, а зачастую и главное достижение всей их жизни. Во вторых, эти своеобразные эталоны показывают, в каком направлении движется прогресс, какие силы военно-морского флота являются наиболее эффективными. Ну и в третьих, подобный рейтинг – гимн достижениям Человечества, ведь многие из представленных в списке военных кораблей являются шедеврами морской инженерии. В сегодняшней статье я постараюсь исправить некоторые, на мой взгляд, ошибочные выводы экспертов Military Channel, а лучше, давайте вместе порассуждаем в виде такого несколько информационно – развлекательного спора на тему 10 лучших военных кораблей ХХ века.

Теперь самый важный момент - критерии оценки. Как видите, я намеренно не использую фразы «самый большой», «самый быстрый» или «самый мощный»…Лучшим признается только тот тип корабля, который принес максимальную пользу своей стране, оставаясь при этом интересным с технической точки зрения. Исключительно высоко ценится боевой опыт. Большое значение играют тактико-технические характеристики, а также такие незаметные, на первый взгляд, параметры, как количество единиц серии и срок активной службы в боевом составе флота. Плюс капля здравого смысла. Вот, например, «Ямато» - самый крупный линкор, когда-либо построенный человеком, мощнейший линкор своего времени. Был ли он лучшим? Разумеется, нет. Создание линкоров типа «Ямато» стало грандиозным провалом Императорского флота по критерию «стоимость/эффективность», своим присутствием он принес больше вреда, чем пользы. «Ямато» опоздал, время дредноутов закончилось.
Ну а теперь, собственно, сам список:

10 место - серия фрегатов «Оливер Хазард Перри».

Один из самых распространенных типов современных военных кораблей. Количество построенных единиц серии – 71 фрегат. Уже 35 лет состоят на вооружении военно-морских сил 8 стран мира.
Полное водоизмещение - 4200 тонн
Основное вооружение – пусковая установка Мк13 для запуска ЗУР «Стандард» и ПКР «Гарпун» (боекомплект - 40 ракет).
Имеется ангар на 2 вертолета системы LAMPS и 76-мм артиллерия.
Основной целью программы «Оливер Х. Перри» было создание недорогих эскортных фрегатов УРО, отсюда трансокеанская дальность хода: 4500 морских миль на 20 узлах.

Почему такой замечательный фрегат на последнем месте? Ответ прост: малый боевой опыт. Боевое столкновение с иракской авиацией получилось не в пользу фрегата – USS "Stark" едва живой уполз из Ормузского залива, получив в борт два “Экзосета". Но, в целом, «Оливеры Перри» уже много лет непрерывно несут вахту в самых напряженных точках на Земле – в Персидском заливе, у берегов Кореи, в Тайваньском проливе…

9 место - Атомный крейсер «Лонг-Бич»

USS "Long Beach" (CGN-9) стал первым в мире ракетным крейсером, а также первым крейсером с ядерной энергетической установкой. Квинтэссенция передовых технических решений 60-х годов: радары с фазированной антенной решеткой, цифровая БИУС и 3 новейшие ракетные системы. Создавался для совместных действий с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз». По назначению – классический эскортный крейсер (что не помешало в ходе модернизации вооружить его «Томагавками»).

В течение нескольких лет (спущен на воду в 1960) честно "нарезал круги" вокруг Земли, ставя рекорды и веселя публику. Затем занялся более серьезными вещами – до 1995 года прошел все войны от Вьетнама до "Бури в пустыне". Несколько лет находился на передовой линии в Тонкинском заливе, контролируя воздушное пространство над Северным Вьетнамом, сбил 2 МиГа. Вёл радиотехническую разведку, прикрывал корабли от налетов авиации ДРВ, спасал из воды сбитых летчиков.
Корабль, с которого началась новая ракетно-ядерная Эпоха флота, имеет право быть в этом списке.

8 место – «Бисмарк»

Гордость Кригсмарине. Самый совершенный линейный корабль на момент спуска на воду. Отличился в первом же боевом походе, отправив на дно флагман Королевского флота «Худ». Принял бой со всей британской эскадрой и погиб, не спустив флага. Из 2200 человек команды спаслось лишь 115.
Второй корабль серии - «Тирпиц», за годы войны не сделал ни одного залпа, но одним своим присутствием сковал огромные силы союзников в Северной Атлантике. Английские летчики и моряки предприняли десятки попыток уничтожить линкор, потеряв огромное количество людей и техники.

7 место – Линкор «Марат»

Единственные дредноуты Российской Империи – 4 линкора типа «Севастополь» - стали колыбелью Октябрьской революции. Они достойно прошли сквозь вихри Первой Мировой и Гражданской войны, а потом сыграли свою роль и в Великой Отечественной. Особенно отличился «Марат» (бывший «Петропавловск», спущен на воду в 1911 году) - единственный советский линкор, участвовавший в морском сражении. Участник Ледового похода. Летом 1919 подавил своим огнем восстание в Кронштадском укрепрайоне. Первый в мире корабль, на котором была испытана система защиты от магнитных мин. Принял участие в Финской войне.

23 сентября 1941 года стало роковым для «Марата» - попав под удар немецкой авиации, линкор лишился всей носовой части и лег на грунт. Тяжело раненный, но не сложивший линкор продолжал защищать Ленинград. Всего за годы войны «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, что сделало его одним из самых «стреляющих» линкоров в мире.

6 – тип «Флетчер»

Лучшие эсминцы Второй Мировой войны. Благодаря своей технологичности и простоте конструкции были построены огромной серией – 175 единиц (!)
Несмотря на относительно невысокую скорость, «Флетчеры» имели океанскую дальность хода (6500 морских миль на 15 узлах) и солидное вооружение, включавшее пять 127-мм орудий и несколько десятков стволов зенитной артиллерии.
За время боевых действий потеряно 23 корабля. В свою очередь, «Флетчеры» сбили 1500 японских самолетов.
Пройдя послевоенную модернизацию, еще долго сохраняли боеспособность, служа под флагами 15 государств. Последний «Флетчер» был списан в Мексике в 2006 году.

5 место – авианосцы типа «Эссекс»

24 ударных авианосца этого типа стали становым хребтом ВМС США в годы войны. Активно участвовали во всех боевых операциях на Тихоокеанском театре военных действий, прошли миллионы миль, были лакомой целью для камикадзе, но, тем не менее, ни один из «Эссексов» не был потерян в боях.
Огромные для своего времени корабли (полное водоизмещение – 36 000 тонн) имели на своих палубах мощное авиакрыло, что делало их господствующей силой на Тихом океане.
После войны многие из них прошли модернизацию, получили угловую палубу (тип «Орискани») и оставались в действующем составе флота до середины 70-х годов.

4 место – «Дредноут»

Построенный всего за 1 год огромный корабль, полным водоизмещением 21 000 тонн, произвел революцию в мировом кораблестроении. Один залп HMS "Deadnought" был равен залпу всей эскадры броненосцев времен Русско-Японской войны. Поршневая паровая машина впервые была заменена на турбину.
Единственную победу «Дредноут» одержал 18 марта 1915 года, возвращаясь вместе с эскадрой линкоров на базу. Получив с линкора «Мальборо» сообщение о находящейся в зоне видимости подводной лодке, он протаранил её. За эту победу капитан «Дредноута», позволивший себе вывалиться из кильваторного строя, получил с флагманского корабля высшее одобрение, которое только может получить капитан HMS на английском флоте: «Хорошо сделано».
«Дредноут» стал именем нарицательным, что позволяет в этом абзаце говорить обо всех кораблях этого класса. Именно «Дредноуты» стали основой флотов передовых стран мира, засветившись во всех морских сражениях Первой Мировой войны.

3 место – эсминцы типа «Орли Берк»

На 2012 год в составе ВМС США находится 61 Иджис-эсминец, каждый год флот получает еще по 2-3 новые единицы. Вместе со своими клонами - японскими эсминцами УРО типа «Атаго» и «Конго», "Орли Берк " является самым массовым в боевым кораблем с водоизмещением свыше 5 000 тонн.
Самые совершенные на сегодняшний день эскадренные миноносцы способны наносить удары по любым наземным и надводным целям, бороться с подводными лодками, самолетами и крылатыми ракетами, и даже обстреливать космические спутники.
Комплекс вооружений эсминца включает в себя 90 вертикальных пусковых установок, из них – 7 «длинных» модулей, что позволяет разместить до 56 крылатых ракет «Томагавк».

2 место – линкоры типа «Айова»

Эталон линейного корабля. Создателям «Айов» удалось найти оптимальное сочетание огневой мощи, скорости и защищенности.
9 орудий калибра 406 мм
Основной бронепояс – 310 мм
Скорость хода – свыше 33 узлов
4 линкора этого типа успели принять участие во Второй Мировой войне, войне в Корее, войне во Вьетнаме. Затем наступила долгая передышка. В это время шла активная модернизация кораблей, были установлены современные ЗРК, 32 «Томагавка» еще больше усилили ударный потенциал линкоров. Полный комплект артиллерийских стволов и бронирования оставили без изменений.
В 1980 году у побережья Ливана вновь заговорили гигантские пушки «Нью-Джерси». А потом была "Буря в пустыне", поставившая, наконец, точку в более чем 50-летней истории кораблей этого типа.

Сейчас «Айовы» выведены из боевого состава флота. Их ремонт и модернизация признаны нецелесообразным, линкоры за полвека полностью выработали свой ресурс. Три из них превращены в музеи, четвертый – «Висконсин», до сих пор тихо ржавеет в составе «Резервного флота».

1 место – авианосцы типа «Нимитц»

Серия из 10 атомных авианосцев, общим водоизмещением 100 000 тонн. Самые крупные военные корабли в истории человечества. Последние события в Югославии и Ираке показали, что корабли этого типа способны стереть с лица земли не самые маленькие страны за считанные дни, в то время как сами «Нимитцы» останутся невосприимчивы к любому противокорабельному оружию, за исключением ядерных зарядов.

Только Военно-Морской Флот Советского Союза ценой огромных усилий и затрат мог противостоять авианосным ударным группировкам, используя сверхзвуковые ракеты с ядерными боевыми частями и орбитальные группировки разведывательных спутников. Но даже самые современные технологии не гарантировали точное обнаружение и поражение подобных целей.
В настоящий момент «Нимитцы» являются полноправными хозяевами Мирового океана. Регулярно проходя модернизацию, они останутся в действующем составе флота до середины ХХI века.

Loading...Loading...