Следственный комитет россии будет ликвидирован. СМИ: следственный комитет будет ликвидирован

Многими наблюдателями и экспертами Следственный комитет России давно называется наиболее конфликтным и доставляющим максимальные политические проблемы для власти силовым ведомством в стране. Выделенный некогда из прокуратуры в отдельное ведомство, СКР задумывался в основном как еще одно личное силовое ведомство для президента страны — СКР подчиняется напрямую ему. Однако, как это и случается, когда институты не работают, а управляются исключительно вручную, в какой-то момент они начинают жить по какой-то собственной логике и все сильнее зависят от противоречий и внутренней борьбы в высших властных эшелонах. Реорганизация СКР России в 2018 году: что слышно в последних новостях о возможности ликвидации ведомства, что будет с сотрудниками Следственного комитета в таком случае.

Противостояние СКР и Генеральной прокуратуры РФ

Следственный комитет России был образован семь лет назад — 15 января 2011 года, когда он окончательно стал самостоятельным силовым ведомством. До этого, начиная с 2007 года, он входил в состав Генпрокуратуры.

Создание СКР, как и Росгвардии совсем недавно — явление для политического режима, подобного российскому, не удивительное. Не станет удивительным и его внезапная возможная ликвидация.

Классика любого авторитарного режима — постоянная конкуренция, доходящая до вражды, между различными силовыми ведомствами. В советское время МВД ненавидело КГБ и наоборот. В современной России СКР и Генпрокуратура находятся во взаимной вражде, а для ослабления МВД была создана Росгвардия. Президент страны становится над схватками, им же самим спровоцированными, и, во-первых, тем самым приобретает еще большую персональную власть, заменяя нормальное взаимное сдерживание институтов личными решениями; во-вторых, в стране таким образом нет реально мощного силового ведомства, за счет разделения полномочий между дублирующими друг друга ведомствами каждое из них становится слабее; в-третьих, президент страхует себя от возможного сговора со стороны силовиков — они постоянно заняты взаимной враждой, а к президенту относятся как к гаранту своего возможного усиления относительно соперников.

Поскольку ни СКР, ни Генпрокуратура не являются полноценными институтами, любое из ведомств в случае необходимости всегда можно ликвидировать, раздробить на отдельные части и т.д. Главное, чтобы целесообразность их сохранения оказалась меньше, чем выгода от реорганизации или ликвидации.

Судя по последним новостям и слухам, Следственный комитет России действительно может находиться на грани ликвидации и возврата его в состав Генеральной прокуратуры страны.

Что не так со Следственным комитетом России?

Главная проблема СКР в последние годы — “ручное” силовое ведомство президента страны стало слишком скандальным.

В принципе, со скандалов все и начиналось еще в 2011 году, когда едва образованный СКР пошел в наступление на Генпрокуратуру, из которой он только-только выделился. Следственному комитету, а в первую очередь его главе Александру Бастрыкину, показалось, что настал шанс заменить собой прокуратуру полностью. СКР открыл дело против прокуроров, которые, по версии комитета, покрывали сеть подпольных казино в столичном регионе. В какой-то момент Бастрыкин пошел в наступление на главу Генпрокуратуры Юрия Чайку, вызвав на допрос его сына. В дело вмешался тогдашний президент Медведев, и конфликт, по крайней мере публичный, быстро сошел на нет.

Этот эпизод — один из самых ярких, он объясняет желание Генпрокуратуры расформировать СКР и вернуть его под свое крыло.

Как говорят аналитики, в настоящий момент аппаратный вес генпрокурора Чайки гораздо выше, чем вес главы СКР Бастрыкина, и Чайка прилагает все усилия к полной победе своего ведомства над конкурирующим.

Благо, скандалов вокруг Следственного комитета РФ и правда хватает. Главу СКР Бастрыкина давно подозревают в том, что он имеет вид на жительство в иностранном государстве, Чехии, что для чиновника такого уровня — огромный скандал. Журналисты разоблачают Бастрыкина как пишущего под псевдонимом автора странных графоманских стихов в интернете. Ведомство и его глава вызывают все меньше уважения у публики и начинают доставлять верховной власти больше проблем, чем приносить конкретной пользы.

Есть и более серьезные проблемы. Например, дело вокруг вора в законе по прозвищу Шакро Молодой, которое стало одним из главных скандалов 2017 года. Напомним, что суть дела была в том, что руководитель московского главка Следственного комитета Денис Никандров был задержан при получении взятки в миллион долларов за освобождение из-под стражи упомянутого выше преступного авторитета.

Случится ли ликвидация СКР в 2018 году?

Достоверно судить о том, случится ли в 2018 году ликвидация или другой вид реорганизации Следственного комитета РФ, невозможно. Поскольку это ведомство остается под полным контролем президента, объявить о той или иной реформе либо ликвидации СКР он может в любой момент.

Единственное, что можно сказать точно — СКР не будут трогать до президентских выборов. Возможно — до майской инаугурации президента.

Заниматься ликвидацией СКР в предвыборный период нецелесообразно, это может доставить лишние проблемы в тот момент, когда они совсем ни к чему. Первая из возможных проблем, о которых говорят политологи — временная потеря управляемости, которая обязательно случится при ликвидации этого ведомства. Пример — создание Росгвардии, после которого управляемость силовыми органами страдала почти целый год. Поскольку в стране не работают госинституты, слишком много зависит от личных связей, а на их выстраивание нужно время. Вторая проблема — любая реорганизация, а тем более, ликвидация силового ведомства не может обойтись без обиженных, особенно среди высокопоставленных чинов. В предвыборной период плодить число недовольных президентом и его решениями высших чинов было бы неразумно.

Вероятность того, что в 2018 году СКР ждет реорганизация, остается высокой. Разумеется, за самим главой Следственного комитета Бастрыкиным по-прежнему сохраняется шанс усилиться за счет удачной аппаратной игры и интриг, предотвратив ликвидацию своего ведомства.

Что касается низовых сотрудников СКР, то им переживать едва ли стоит. Даже в случае полной ликвидации СКР их вернут в состав прокуратуры, где они будут заниматься примерно той же самой работой за примерно ту же самую зарплату.

Фото пресс-службы Генеральной прокуратуры РФ

Прокуратуре необходимо расширить полномочия по контролю над деятельностью следственных органов, считают в Совете Федерации. По информации «НГ», соответствующий законопроект обсуждается сейчас в кулуарах верхней палаты. Речь идет о наделении прокуроров правом возбуждать уголовные дела по определенным категориям преступлений и прекращать незаконное преследование любого обвиняемого.

Напомним, что в ежегодном докладе генпрокурора Юрия Чайки отмечено, что с 2015 года количество незаконно возбужденных дел достигло 6,7 тыс. По 1,3 тыс. из них были проведены аресты, «но никто не понес за это ответственность». При этом число граждан, содержавшихся в СИЗО более года, за 2016-й выросло на 69%.

В Совфеде уже заявляли о необходимости законодательных изменений, Минюсту, Верховному суду и Генпрокуратуре было поручено их продумать. Однако адвокатское сообщество оказалось более расторопным. Например, предложения Федеральной палаты адвокатов (ФПА) уже попали в резолюцию СФ, на основе которой и будут готовиться законодательные поправки.

Речь идет о возможности прокуратуры самостоятельно возбуждать уголовные дела по ряду преступлений, например против несовершеннолетних или в сфере предпринимательской деятельности. Также прокуроров могут допустить к оценке действий подозреваемых на любом этапе досудебного производства, причем с правом менять квалификацию преступления, установленную следствием, а также прекращать уголовное дело или преследование. По мнению экспертов, суды показали, что они с этой ролью не справляются из-за загруженности. И поэтому рассмотрение ходатайств следствия о заключении под стражу происходит формально.

Сейчас у прокуратуры слишком мало полномочий - и это негативно сказывается на качестве работы правоохранительных органов, заявил «НГ» адвокат Олег Сухов. В пример он привел «проблему с неверной квалификацией – правоохранители часто завышают ее либо добавляют дополнительные статьи, чтобы в суде оставили хотя бы часть из них». Сухов заметил, что наделение прокуроров контрольными полномочиями приведет к конфликту со Следственным комитетом (СК).

По данным «НГ», предлагается обязать следователей уведомлять прокуроров и о продлении сроков расследования, а если они превышают год, то и согласовывать свои ходатайства с надзорным органом. Это поможет в ситуациях, когда следователь долго не проводит никаких действий в то время, когда обвиняемый находится под стражей. Кроме того, в частности, ФПА предложила отстранять следователя от расследования при нарушении им требований Уголовно-процессуального кодекса.

Дополнительные полномочия, считают в СФ, нужны прокуратуре при проведении оперативных мероприятий – обысков или контрольных закупок.

Вполне возможно, что сенаторы выступят и с инициативой о создании института «специального прокурора». Он мог бы вести расследование резонансных дел, в том числе в отношении высших должностных лиц. Предполагается установить для него определенные гарантии независимости.

По словам руководителя уголовной практики BMS Law Firm Тимура Хутова, наделение прокуроров правом итоговой юридической оценки обвинений снизит количество неверно квалифицированных деяний, а следовательно, и лиц, необоснованно содержащихся под стражей. Как считает адвокат, качество следствия продолжает неуклонно снижаться, что вызвано и недостаточной квалификацией сотрудников, и коррупционными проявлениями, и пресловутой «палочной» системой. «Следователь заинтересован не в качественном и полноценном расследовании, а в направлении в суд максимально возможного количества уголовных дел. В большинстве случаев преступление в суде будет переквалифицировано на менее тяжкое, и может получиться, что обвиняемый не должен был находиться под стражей столь долгое время. Однако в зачет следователю идет именно та квалификация, которая направлена в суд, а не итоговая», – пояснил собеседник «»НГ».

Однако, отметил Хутов, против поправок, направленных на расширение надзорных полномочий прокуратуры, выступает мощное лобби из СК. По мнению адвоката, это затруднит работу над внесением и прохождением законопроекта.

У адвоката Всеволода Сазонова другая точка зрения: «В последнее время начали вновь поднимать вопрос о важности суда присяжных и возвращении части надзорных функций прокуратуре». По его словам, власти, похоже, понимают, что без этих изменений проблему низкого качества расследований и незаконных посадок не решить. Поэтому, полагает эксперт, все-таки есть шанс на принятие и реализацию таких поправок.

При этом Сазонов напомнил, что президент Владимир Путин на днях почему-то не поехал поздравить сотрудников СК с юбилеем и ограничился лишь видеопоздравлением. Торжественное же мероприятие Генпрокуратуры в январе этого года глава государства посетил.

21:43 — REGNUM В течение всего времени существования Следственного комитета РФ в прессе периодически появлялась информация о его возвращении в состав Генеральной прокуратуры, заявил 16 ноября корреспонденту ИА REGNUM управляющий партнёр юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр , комментируя очередной виток слухов о ликвидации комитета. Он отметил, что подобные идеи могут быть связаны с определёнными бюрократическими вопросами, так как в настоящее время полномочия прокуратуры на этапе предварительного расследования очень ограничены и добиться реальной защиты лица, привлекаемого к уголовной ответственности, практически невозможно. В частности, это вызвано тем, что суд на этапе предварительного расследования рассматривает только процессуальные вопросы, а в существо уголовного дела не вникает.

«Периодически возникают вопросы, связанные с разной позицией ведомств в связи с избираемой мерой пресечения. Следствие, используя различные особенности законодательства, может самостоятельно продлевать срок расследования уголовных дел в течение нескольких лет и не принимать во внимание позицию прокуратуры по этом вопросу. Объединение ведомств приведёт к повышению профессионального уровня руководящих работников прокуратуры, на должность прокурора будут назначаться люди, ранее отработавшие следователями и знающие на практике все особенности предварительного расследования», — считает Роман Скляр.

Он отметил, что если в будущем полномочия Следственного комитета всё-таки будут переданы в ведомство прокуратуры, это должно повысить качество государственного обвинения, так как прокурор будет информирован о ходе уголовного дела с самого начала расследования. В настоящее время прокурор получает все материалы уголовного дела для утверждения обвинительного акта по окончании предварительного расследования, сроки на принятие решения ограничены Уголовно-процессуальным кодексом, и зачастую для качественного изучения существа уголовного дела времени не хватает.

По мнению юриста и правозащитника Александра Хуруджи , озвученные изменения могут быть частью политики властей по сокращению количества сотрудников правоохранительных органов и масштабной реформы силовых и правоохранительных ведомств. Подготовка к этой реформе была начата вскоре после ликвидации ФМС и ФСКН и создания Росгвардии. Ведомственная принадлежность следствия служила предметом спора силовиков ещё в советские времена. Предпосылки для «трёхведомственной» структуры следствия были созданы ещё при Иосифе Сталине .

«Общеизвестен факт, что затраты на правоохранительные органы в структуре бюджета государства Россия выше многих развитых и развивающихся стран. При этом часто многие структуры МВД, СК, прокуратуры и так далее дублируют друг друга, а то и вовсе мешают, контролируя и переконтролируя. А в итоге выходит как в поговорке, когда у семи нянек дитя без глаза. Так что данные изменения можно только приветствовать: это и сокращение раздутого штата силовиков, и расходов бюджета на подобные службы, и упрощение ведения дел и взаимодействия сотрудников», — считает Хуруджи.

Добавим, 16 ноября в ряде СМИ в очередной раз появилась информация, что МВД России подготовило предложения по реформированию системы предварительного следствия и ликвидации Следственного комитета. Позднее официальный представитель ведомства Ирина Волк опровергла данную информацию, сообщает «Интерфакс».

Напомним, Следственный комитет России был выделен из состава прокуратуры в 2011 году. В 2016 году появлялась информация, что глава СК РФ Александр Бастрыкин якобы покидает свой пост, позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эту информацией слухами, которые «Кремль не комментирует».

СК, возможно, перестанет быть самостоятельным и станет частью новой объединённой структуры - Федеральной службы расследований. В самом Следственном комитете слухи о реорганизации опровергают.

По данным телеграм-канала Mash, на совещании с руководителями управлений центрального аппарата СК РФ, Главного следственного управления и начальниками региональных управлений председатель СК Александр Бастрыкин сообщил, что ведомство, отметившее в 2017 году десятилетие, до июля 2018 года будет ликвидировано.

Часть следователей уйдёт работать в прокуратуру, а остальные, кто пройдёт переаттестацию, попадут в объединённую следственную структуру - Федеральную службу расследований (ФСР), положение о создании которой сейчас разрабатывается в Администрации Президента РФ, - отметил глава СК РФ.

По словам собеседника Лайфа из Минюста РФ, знакомого с ситуацией, Александр Бастрыкин действительно согласился с чиновниками из президентской администрации, что в нынешних экономических условиях дефицита денег в государственной казне содержать СК РФ будет накладно.

Штатная численность СК России на июль 2017 года составляет 21,1 тыс. человек. На содержание армии следователей только в 2017 году потратили 38,9 млрд рублей, а в последующие два года, если данная структура продолжит существовать, будет потрачено 37,7 и 37,6 млрд рублей соответственно.

Да, слухи об уходе Александра Ивановича Бастрыкина с поста главы Следственного комитета появились осенью прошлого, 2016 года. Тогда появилась информация, что Бастрыкин подал заявление об увольнении на имя президента, - рассказывает собеседник Лайфа в правительстве. - Такой шаг был связан с арестом в конце июля 2016 года замглавы УСБ СК РФ Александра Ламонова, руководителя УСБ Михаила Максименко и замруководителя Главного следственного управления СК РФ по Москве Дениса Никандрова. Их обвинили в получении миллиона долларов от вора в законе Захария Калашова, известного в криминальном мире как Шакро Молодой, за освобождение из СИЗО его приятеля Андрея Кочуйкова (Итальянец). Однако тогда Бастрыкина в отставку не отпустили.

Как отмечает собеседник Лайфа в СК РФ, последние заявления Александра Бастрыкина на совещании 15 декабря 2017 года с руководством СК кажутся серьёзными.

В СК РФ ходят слухи, что историю с миллионами от Шакро Молодого и коррупцию среди подчинённых главе СК в Кремле не оставили без внимания, - говорит следователь.

Стоит также напомнить, что реформа Следственного комитета была инициирована Дмитрием Медведевым. Ещё в 2007 году при Генпрокуратуре был создан Следственный комитет. В январе 2011 года СК стал самостоятельной структурой, которая не относится ни к одной из ветвей власти и подконтрольна непосредственно президенту.

Большая часть профессиональных следователей после реформы из СК РФ перейдёт в созданную ФСР и прокуратуру, которой вернут функции следственного органа, - рассказал Лайфу источник в президентской администрации.

По информации Лайфа, осенью 2018 года в Госдуму РФ поступит законопроект о создании ФСР, куда на работу перейдут следователи из МВД, ФСБ и СК РФ.

Отдельное следствие останется только в Генпрокуратуре, куда перейдут работать наиболее опытные сотрудники СК РФ.

Возглавить его может нынешний заместитель Александра Бастрыкина - генерал-майор юстиции Игорь Краснов, - отмечает источник Лайфа в СК РФ.

А может, и возглавит он и ФСР. Ведь генерал-майор юстиции Игорь Краснов считается одним из лучших российских следователей. Генерал расследовал в 2005 году покушение на Анатолия Чубайса, деятельность радикальной группировки русских националистов - БОРН, убийство судьи Московского городского суда Эдуарда Чувашова и убийство политика Бориса Немцова, - говорит источник.

Как отмечает собеседник Лайфа, следователи Генпрокуратуры получат возможность самостоятельно возбуждать и закрывать уголовные дела, а также вести расследования в отношении определённой категории спецсубъектов: например, тех же следователей ФСР, судей, прокуроров.

Предполагается, что ФСР не будет заниматься абсолютно всеми категориями дел. Её сотрудники будут раскрывать преступления, подпадающие под статьи Уголовного кодекса, которые сейчас закреплены за СК РФ: ст. 290 УК РФ ("Получение взятки"), ст. 105 УК РФ ("Убийство"), ст. 199 УК РФ ("Уклонение от уплаты налогов, шпионаж, терроризм и т.д.").

Согласно проекту создания ФСР, который сейчас прорабатывается, новая служба объединит в себе всё досудебное следствие, которым сейчас занимаются МВД и ФСБ.

Пока в Кремле решается вопрос об ФСР, руководство силовых ведомств успокаивает своих следователей.

Сотрудники нашего следственного департамента, перешедшие в новую службу, только выиграют. У них будет больше зарплата, чем сейчас, они сохранят свои оклады и льготы, а главное - будут расследовать дела по тем статьям УК, которыми они занимались на прежней работе, - признаются в МВД России. - Никто не собирается заставлять следователя из МВД вести дело о шпионаже, а специалиста из ФСБ - о краже курицы. Скорее всего, следователи просто поменяют подчинение, но многие, возможно, даже останутся в прежних кабинетах.

Источники в МВД РФ не исключают, что новую структуру может возглавить нынешний руководитель Следственного департамента МВД РФ генерал-майор юстиции Александр Романов.

Мы никуда не собираемся переезжать, - рассказывает источник Лайфа в МВД. - Основу ФСР составит наш Следственный департамент МВД РФ. Всё равно более 90% всех расследуемых преступлений в стране будут распутывать именно наши сотрудники, а белые воротнички из СК РФ и ФСБ РФ как занимались элитой, шпионами, убийцами серийными и киллерами, так и будут ими заниматься.

В МВД уверены, что очередная попытка организовать ФСР связана с необходимостью ужесточения надзора за законностью при расследованиях, которые будет осуществлять прокуратура.

Впрочем, эксперты считают, что в ближайшие полгода ждать реорганизации правоохранительных структур не стоит. Проводить подобные реформы до выборов не планируется.

В самом СКР слухи о реорганизации опровергли.

Всё это вбросы, не более! Пока журналисты получают информацию от недостоверных источников, мы как работали, так и дальше будем работать, выполняя поставленные перед Следственным комитетом задачи и повышая свою эффективность, - сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.

Генпрокуратура вернула в СКР запрос депутата от КПРФ Валерия Рашкина, который просил проверить информацию из расследования ФБК Навального насчет недвижимости Дмитрия Медведева. Надзорное ведомство возвратило запрос следователям как «ошибочно направленный»

Валерий Рашкин (Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС)

Обращение депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина, поступившее в Генпрокуратуру из Следственного комитета Российской Федерации (СКР), «возвращено в СКР как ошибочно направленное». Об этом говорится в ответе депутату-коммунисту от Александра Русецкого, начальника управления ведомства по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (его письмо, датированное 2 мая, имеется у РБК).

Рашкин 17 марта разослал запрос главам силовых ведомств, в том числе председателю СКР Александру Бастрыкину, в котором требовал проверить сообщения о коррупционной деятельности премьер-министра России Дмитрия Медведева. Коммунист ссылался на интерес к расследованию Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального насчет «тайной недвижимости» премьера со стороны общественного движения «Городской контроль». «Более 13 млн граждан России посмотрели и ознакомились с документами коррупционной деятельности» главы правительства, говорилось в запросе депутата.

12 апреля заместитель главы СКР Илья Лазутов в ответном письме Рашкину указал, что, согласно федеральному закону о прокуратуре, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями НКО отнесен к компетенции прокуратуры, поэтому запрос Cледственный комитет перенаправил в Генпрокуратуру.

«Я еще раз убедился, что все связанное с коррупцией в высших эшелонах власти для СКР, ФСБ, Генпрокуратуры и других силовиков — это табу, вместо расследования фактов все футболят запрос друг другу», — сказал РБК Рашкин. Говорить о борьбе с коррупцией после отписок — это «настоящее вранье», подчеркнул депутат.

РБК отправил запрос в Генпрокуратуру с просьбой объяснить, почему в надзорном ведомстве считают заявление Рашкина «ошибочно направленным».

Ранее депутату насчет его запроса засекреченный ответ из ФСБ под грифом «для служебного пользования». «Информации по вопросу там чуть менее, чем ноль», — отметил Рашкин.

В начале марта Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального расследование​​ о резиденциях Медведева и связанных с премьером фондах, которые получили 70 млрд руб. в виде пожертвований. Глава правительства владеет «огромными участками земли в самых элитных районах, распоряжается яхтами, квартирами в старинных особняках, агрокомплексами и винодельнями в России и за рубежом», говорилось в расследовании.

Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова сразу после выхода расследования , что фил​​ьм ФБК «носит ярко выраженный предвыборный характер, о чем он сам говорит». По ее словам, бессмысленно комментировать «пропагандистские выпады оппозиционного и осужденного персонажа». Медведев расследование Навального «компотом».

Расследование стало поводом для массовых антикоррупционных акций в городах России, за последние годы.

Пересылка документов друг другу — стандартная история для конкурирующих между собой ведомств, прокомментировал РБК замдиректора российского подразделения правозащитной организации Transparency International Илья Шуманов. По его наблюдениям, отфутболивание запроса из одной инстанции в другую может длиться до полугода, особенно если речь идет об острых вопросах, касающихся высокопоставленных фигур. «В конце концов на запрос обычно отвечает нижестоящее звено с формальной отпиской. Премьер — политически значимая фигура, однокурсники Медведева есть и в руководстве СКР и прокуратуры, и никто не хочет брать на себя инициативу по проверке», — отметил эксперт.

С другой стороны, заметил Шуманов, Рашкин сам дал повод для отписки, не указав в своем запросе конкретные факты коррупции. «Если вы не говорите в заявлении, кто и против кого, а также когда совершил преступление, это грозит формальной отпиской», — подчеркнул эксперт.

В ситуации переписки СКР и прокуроров отфутболиванием занимается именно Следственный комитет, заявил РБК адвокат Вадим Багатурия, бывший сотрудник Генпрокуратуры. Процессуально доследственная проверка в рамках УПК дает больше полномочий, нежели прокурорская проверка, объяснил собеседник РБК.

Loading...Loading...