Способы снятия психоэмоционального напряжения. Сеанс песочной терапии

Способы снятия психоэмоционального напряжения

Опыт показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности . Данные техники применялись и применяются сейчас в работе с педагогами во время интерактивных занятий в ТМК, МБОУ СОШ № 56, во время индивидуальной и групповой работы с клиентами. Информация, представленная в этой статье, входит в информационный блок программы «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»и в практику по саморегуляции организма.

Естественные способы регуляции организма и саморегуляция

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно.

Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма:

смех, улыбка, юмор;

размышления о хорошем, приятном,

различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

наблюдение пейзажа за окном;

рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

вдыхание свежего воздуха:

чтение стихов;

высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Попробуйте задать себе вопросы:

Что помогает вам поднять настроение, переключиться?

Что я могу использовать из вышеперечисленного?

Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов. Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да.

Для начала важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете; осознать их; перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием.

Специалисты, занимающиеся проблемой регуляции эмоциональных состояний, нервно-психической напряженности, для управления ими используют специальные приемы сознательно. Именно их и называют методами саморегуляции, или способами самовоздействия, подчеркивая в них активное участие человека.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Банк способов саморегуляции

1. Способы, связанные с управлением дыханием

Дыханию, его ритму, подчинены все остальные жизненные ритмы нашего организма.

Дыхание играет в нашей психической жизни не последнюю роль. Освоение своего дыхания, его механизмов - один из путей, позволяющих справиться с психологическими проблемами и неврозом. Сознательный контроль дыхания является одним из древнейших способов борьбы со стрессом и другими психологическими нагрузками.

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Правильное дыхание - настрой на ритм и эмоций мышления. Вы, наверное, не раз замечали, насколько то или иное эмоциональное состояние, ритм эмоций, меняет наше дыхание. Вспомните, как оно менялось, когда вы были взволнованы, когда вы ожидали результата какого-то важного для вас процесса. А как вы дышали, когда узнавали некую приятную новость?

Всякий раз возникает особый рисунок дыхания, соответствующий вашему эмоциональному состоянию. Если вы взволнованы - ваше дыхание поверхностно и учащенно. Если же вы спокойны - оно медленно и глубоко.

Есть и обратная зависимость. В трудный для вас эмоционально напряженный момент, когда дыхание срывается и сердце бьется где-то в горле, вы можете успокоить себя при помощи, правильно, дыхания. Справиться со своими эмоциями вам поможет ровное и медленное дыхание. Подышите так, как бы вы дышали, находясь в состоянии глубокого покоя.

Чтобы ускорить процесс, нужно, сохраняя рисунок спокойного дыхания, немного увеличить глубину дыхания и его интенсивность.

Точно так же, изменяя ритмику дыхания, можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое. То есть, меняя рисунок дыхания, мы можем перевести себя в ЛЮБОЕ эмоциональное состояние.

Конечно, чтобы закрепить этот навык, необходимо осознанно отработать эти переходы из одного состояния в другое. Потренируйтесь, нивелируя раздражение и агрессию при помощи ровного, медленного и глубокого дыхания. И, наконец, чувствуя упадок сил, находясь в состоянии апатии, поменяйте рисунок дыхания, приблизив его к тому, что отличает активно работающего человека.

Как это сделать? Попробуйте, когда вы раздражены или гневны, подышать так, как дышит человек, который едва проснулся. Представьте, что вы в постели, только что вам снился приятный спокойный сон. Вот вы проснулись, и дыхание ваше медленно и спокойно. Сделайте десять вдохов-выдохов, внимательно отслеживая точность дыхания только что пробудившегося человека (при этом увеличьте глубину и интенсивность дыхания, сохранив его рисунок!). От негативной эмоции не останется и следа.

Дыхание способно изменить не только эмоции. Оно мощно воздействует и на мысль, а значит, и на весь организм. Дыхание связано с мышлением и концентрацией, точнее с интеллектуальным ритмом. Научившись дышать правильно, можно существенно улучшить свои умственные способности. Важно научиться нормально дышать и контролировать этот процесс. Контролируя процесс дыхания, усердствовать не стоит. Но, когда вы испытывает эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. А если вы выясните, что что-то не в порядке и дыхание не налаживается, если оно частое, поверхностное и неэффективное (т. е. не удовлетворяющее ваших запросов), тогда примите меры.

При естественном и полноценном дыхании тело принимает характерную позу. На вдохе голова скользит назад, плечи подаются вперед и вверх, живот втягивается, таз выдвигается вперед, а ноги раздвигаются сами собой. При выдохе все указанные части тела движутся в обратном направлении, словно человек готовится к тому, чтобы сгруппироваться, но не группируется. Все это возможно только в том случае, если вы отдадитесь процессу дыхания, чего я вам от всего сердца и желаю, поскольку в естественном дыхании скрыто множество ресурсов для нашего душевного и даже физического благополучия.

Освоение естественного дыхания. Попробуйте осуществить максимально полный вдох с участием межреберных мышц, мускулатуры верхнего плечевого пояса и пресса. Осуществите столь же глубокий выдох. «Додых-ните» оставшийся воздух два-три приема; всего 3-4 последовательных выдоха без вдохов. После 3-5 секундной паузы снова попытайтесь максимально полно вдохнуть. При необходимости проведите этот комплекс 3-7 раз. Ориентируйтесь на результат, вы должны ощутить, что ваше дыхание стало свободным и полным. Вы также должны почувствовать, что все три группы мышц (межреберные мышцы, мышцы плечевого пояса и пресс) работают слажено, помогая друг другу в обеспечении дыхания.

Проверка полноценного дыхания. Для того чтобы удостовериться, что ваше дыхание действительно полное, максимально напрягитесь и держите напряжение в течение максимально длительного времени. Затем сделайте 2-3 глубоких самопроизвольных вдоха и выдоха. Дополнительно убедитесь в том, что вашему дыханию не препятствуют никакие мышечные блоки (чувство мышечного напряжения в одной из трех областей: грудной клетке, плечах, прессе). Если вами определяется какой-то мышечный, блок, избавьтесь от него дополнительным напряжением данной группы мышц по соответствующей схеме.

Было бы нелепо полностью отказаться от тех инструментов по поддержанию душевного благополучия, которые скрыты в дыхании. В процессе эволюционного развития сложилась четкая взаимосвязь между глубоким и частым дыханием, с одной стороны, и активизацией организма с другой. Вместе с тем при урежении дыхания нервная система отдыхает, а организм тем временем восстанавливает и накапливает энергетические ресурсы. Во время вдоха происходит активация психического состояния, а во время выдоха наступает успокоение и расслабление всего организма.

При возникновении чувства тревоги, при ощущении внутренней разбитости или напряжения погрузитесь в здесь и сейчас, сконцентрируйтесь на своем дыхании. Чувствуйте только свое дыхание. Сядьте с выпрямленной спиной и считайте свои дыхания: раз - при вдохе, два - при выдохе, три - при новом вдохе, четыре при новом выдохе и так далее. Продолжайте счет только до десяти, поскольку с большими числами счет дыханий сложен. Пройдите два-три таких цикла. Акцентируйтесь на каждом счете. Отдавайте свое внимание именно одному, именно двум, именно трем и т. д. Вкладывайте себя в каждое число, следуйте за своим дыханием, за своим вдохом, выдохом, паузой. Обратите внимание на те препятствия, которые не дают вам дышать в полную меру, и устраните их. В процессе дыхания ощутите те течения, которые возникают в теле под его воздействием.

При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности увеличивайте время на все три фазы дыхательного процесса: вдох-пауза-выдох. Начните с 5 секунд. Медленный вдох в течение 5 секунд, пауза 5 секунд и выдох также в течение 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Если вам не сложно, постепенно можете увеличивать длительность каждой фазы (паузу - не более чем на 10 секунд).

Это упражнение не следует выполнять перед работой, требующей высокой активности. Оно оказывает выраженный успокаивающий эффект, поэтому может быть эффективно перед сном, если есть сложности с засыпанием.

Для того, чтобы поднять общий тонус, собраться с силами, чередование фаз дыхания должно быть следующим: вдох - выдох - задержка дыхания по 5 секунд. Следите за результатом, по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность дыхательных фаз (каждой в отдельности), но не сильно. Проводить упражнение следует осторожно.

Для экстренной активации внутренних ресурсов: вдох должен совершаться менее активно, а выдох - форсированно, достаточно резко, с искусственно создаваемыми затруднением. Сядьте с прямой спиной, подайте плечи чуть вперед, делайте спокойный вдох в течение 3 секунд и с силой выдыхайте в течение шести. Создайте напряжение мышцами языка и гортани для сопротивления проходящему воздуху. Одновременно с выдохом напрягайте мышцы рук, груди и живота. Более 5-6 дыханий таким образом делать не следует.

2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Как это сделать?

Говорят, что клин клином вышибают. И мы поступим именно таким образом. Чтобы достичь полного расслабления, нужно напрячься, максимально сильно.

Что нужно делать? Сначала мы научимся последовательно напрягать каждую группу мышц. После этого надо будет освоить их одновременное напряжение, а уже затем мы поговорим о расслаблении. Готовы? Тогда приступим.

Чтобы полноценно расслабиться, необходимо напрячь все группы мышц: кисти - предплечья - плечи и иадплечья - лопатки - лицо - шея - пресс - ягодицы - промежность - бедра - голени - стопы.

Итак, учимся расслабляться.

1.Сожмите левую руку в кулак так сильно, как только можете. Если вы хорошо сжали руку, то сможете увидеть, что костяшки пальцев побелели. Если теперь вы медленно разожмете кулак, то хорошо почувствуете, как мышцы расслабляются. Это нужно проделать и с остальными группами мышц.

2.Согните левую руку в локте и напрягите левый бицепс, чтобы он стал как можно более выпуклым. Затем полностью расслабьте мышцы. Пусть рука свободно свисает вдоль тела.

3.Расслабьте таким же образом правую руку.

4.Напрягите мышцы левой стоны. Согните внутрь пальцы на ногах. После того, как ощутите достаточно сильное напряжение мышц стопы, дайте ей расслабиться.

5.Напрягите мышцы голени. Дотроньтесь до них рукой - и вы почувствуете, как мышцы постепенно становятся все более твердыми. Вытяните носок, чтобы лучше напрячь мышцы. Затем расслабьте их.

6.Выпрямите ногу и оттолкните ее одним махом от себя. Вы почувствуете, что мышцы передней части бедра напряглись; они должны быть твердыми до самого тазобедренного сустава.

7.То же самое проделайте с мышцами другой ноги.

8.Выпрямитесь всем телом, потянитесь вверх, сокращая мышцы ягодиц. Затем расслабьте мышцы.

9. Напрягите мышцы живота. Постарайтесь втянуть живот как можно сильнее. Теперь резко расслабьтесь и позвольте себе? расплыться?.

10.Сделайте глубокий вдох и попытайтесь удержать его как можно дольше, напрягая мышцы грудной клетки. Затем выдохните.

11.Расправьте плечи и отведите их как можно дальше назад, затем быстро сведите их вперед. Наконец, поднимите их как можно выше. Старайтесь держать голову неподвижно и попытайтесь достать плечами уши. Скорее всего, вы не сможете этого сделать, но хотя бы попробуйте. Затем расслабьтесь и опустите плечи.

13.Теперь расслабляем мышцы шеи. Наклоните голову вперед, затем поверните ее сначала влево, потом вправо. Откиньте голову назад как можно дальше. Расслабьте мышцы шеи. Потрогайте шею, чтобы убедиться, что мышцы действительно расслаблены.

14.Поднимите брови вверх, затем опустите их. Проделайте это несколько раз, убедившись, что чувствуете, как лицевые мышцы каждый раз при этом напрягаются. Затем расслабьте эти мышцы.

15.Зажмурьте глаза как можно сильнее. Представьте, что кто-то пытается заставить вас разжать веки и открыть глаза. Подержите их плотно сжатыми. Затем, не открывая век, расслабьте мышцы лица.

16.Сделайте несколько круговых движений нижней челюстью. Поскрипите зубами. Наморщите лоб. Улыбнитесь как можно шире. Расслабьте все лицевые мышцы. Во время выполнения этих упражнений дышите медленно, глубоко и ровно. По мере расслабления старайтесь дышать как можно реже.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивление, радость и пр.).

Потренировавшись в умении расслаблять каждую группу мышц поочередно, переходим к следующему этапу. Напрягите все группы мышц одновременно и в этом положении создайте максимальное напряжение. Мысленно считайте до 10, концентрируясь не на счете, а на напряжении. На счет 10 резко расслабьтесь, откиньтесь назад и сделайте глубокий, спокойный вдох. При необходимости (определяется самостоятельно) можно сделать дополнительно 2-3 глубоких вдоха. Отдохните в течение минуты. Упражнение следует повторять не менее 7-10 раз в день до тех пор, пока вы не научитесь произвольно, быстро и полноценно расслабляться без предварительного напряжения.

Это упражнение необходимо использовать всякий раз при появлении тревоги, как средство первой и неотложной помощи. А также во время приступов внутренней скованности, чувстве озлобленности и при стрессах. А лучше всего практиковать его ежедневно. Способность расслабляться непременно должна войти в вашу жизнь. Причем подавляющую часть времени лучше проводить именно в этом состоянии, нежели в напряжении.

Предупреждение

Упражнение противопоказано при инфекциях, беременности , а также в случаях, когда физическая нагрузка ограничена врачом (например, при сосудистых или неврологических заболеваниях).

Если появились мышечные боли, не связанные с тем или иным хроническим заболеванием, сделайте себе массаж и продолжайте занятия в прежнем режиме.

Вполне вероятно, что хроническое мышечное напряжение в каких-то участках вашего тела выше, чем в других. Например, если вы в большей степени страдаете от тревоги, то вероятнее всего вам труднее расслабить плечи, мышцы шеи и нижних конечностей. Если же в повседневной жизни вам в большей степени приходится сдерживать раздражение и агрессию, то обратите особое внимание на скулы, напряжение рук и в мышцах спины.

Мало просто научиться расслабляться. Нужно, во-первых, уметь произвольно, по желанию, входить в это приятное и, безусловно, полезное состояние физического расслабления; во-вторых, не забывать тонизировать свои мышцы перед нагрузкой; и, наконец, сделать расслабление естественным для себя состоянием.

3. Способы, связанные с воздействием слова

Известно, что слово может убить, слово может спасти. Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

Замечательным средством саморегуляции являются формулы-настрои. Формула-настрой - это положительное, т. е. нужное нам утверждение. Это похоже на белую краску, которой сверху покрывают грязное пятно. Если она будет закрывать все пятно толстым слоем, то грязи не будет видно - она исчезнет, и лист опять будет чистым. В итоге в нашей жизни не будет проблем, вызванных нашим ошибочным убеждением. Чем толще слой краски, тем надежнее мы защищены от появления наших ошибочных убеждений. Если слой краски тонкий, то пятно может проступить сквозь нее и опять испортить нам жизнь. Именно поэтому формулы-настрои нужно повторять достаточно долго и максимально эмоционально. Вложенные в них время и энергетика пропорциональна тому количеству краски, которая покроет грязное пятно.

При первом произнесении формул-настроев вам может показаться, что этот способ безнадежен. Представьте, что вы посадили семя. Оно сперва прорастает, затем пускает корни, и только после этого росток пробивается наружу. Должно пройти время, чтобы росток превратился во взрослое растение. Точно также и с формулами-настроями. Будьте терпеливы.

Для того, чтобы избавиться от ошибочных убеждений и идеализации, необходимо при помощи техники самопрограммирования вытеснить их из сознания и заменить на положительные и полезные утверждения.

Варианты работы с формулами-настроями Переписать от руки не менее 100 раз. Переписывать можно не более 5 раз в сутки, так что на это потребуется около месяца.

Заучить положительные утверждения (или записать на бумагу и носить с собой) и мысленно повторять их. Общее время повторений - 3-5 часов суммарно. Очень эффективной оказывается запись на кассету формул-настроев, произнесенных вами. Прослушивайте их перед сном. Усильте ваши новые позитивные формулы-настрои любым доступным для вас способом: в ваших мыслях, в ваших беседах с самой собой или другими, с помощью записей в дневнике.

Запомните правило - формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказы. Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. Разговаривать спокойно!, Молчать, не поддаваться на провокацию! - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы.

Сформулируйте самоприказ.

Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно оглянуться назад, вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

Мысленно повторите его несколько раз.

Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя,

мысленно говоря: Молодец!, Умница!, Здорово получилось!.

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

4. Способы, связанные с использованием образов

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации.

Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

1)зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);

2)слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

3)ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

При ощущении напряженности, усталости:

1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;

2) дышите медленно и глубоко;

3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения:

5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

6) откроите глаза и вернитесь к работе.

Желаем Вам успеха в освоении этих техник и будьте здоровы!

Педагог-психолог

Cтраница 1


Степень эмоционального напряжения нарастает в зависимости от индивидуальной оценки ответственности за выполняемую работу, возложенных обязанностей, ожидаемых результатов деятельности. Vassileva и др. описывают изменения артериального давления и частоты пульса у летного состава перед вылетом. Наиболее высокие показатели отмечены у командиров экипажа. Когда непосредственно перед вылетом экипаж информировали о срочной проверке летного состава на медицинской комиссии, эти показатели намного увеличивались у всего состава, но в большей степени - у командиров, несмотря на исходно более высокую частоту пульса.  

На степень эмоционального напряжения в сессии оказывает влияние значимость и трудность экзамена.  

Наличие корреляции между степенью эмоционального напряжения и сдвигами некоторых физиологических показателей, в частности частоты сердечных сокращений, отмечено в работах многих авторов.  

Руководитель работ должен уметь своевременно определить степень эмоционального напряжения подчиненных для того, чтобы не допустить появления его запредельных форм.  

Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.  


Изменение позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов приводят к дополнительным затратам энергии.  

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.  

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд Преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.  

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.  

К сожалению, критерии для оценки эмоционального напряжения в периоде ожидания очень не конкретны. Целый ряд физиологических показателей (сдвиг волн ЭЭГ в сторону более высоких частот, увеличение индекса тета-ритма, увеличение амплитуды вызванных потенциалов, изменение некоторых вегетативных показателей) не всегда может доказать степень эмоционального напряжения человека в период ожидания. Эта неопределенность обусловлена тем, что в периоде ожидания возникает дезинтеграция приспособительных регуляторных механизмов в самых разнообразных системах: психической, вегетативно-гормональной, функционально-моторной. Кроме того, большую роль играют такие базисные факторы, как интеллектуальное развитие, различные генетические детерминанты, возраст и характер предыдущего жизненного опыта. От реакции всех этих систем в период ожидания зависит надежность в выполнении оператором его функциональных обязанностей. Учитывая такое многоплановое отраженна процесса ожидания в различных психофизиологических коррелятах, мы в своей деятельности изучали этот процесс с помощью различных тестов: ЭЭГ, РЭГ, ЭКГ, КГР, определение катехолами-нов в моче и 17-кетостероидов. Именно суммарная оценка динамических сдвигов этих показателей позволяет не только с качественной, но и количественной стороны оценить напряженность процесса ожидания и дать неспецифическую характеристику общего тонуса нервной системы.  

Психофизиологические данные подтверждают, что на степень эмоционального напряжения в сессии оказывает влияние значимость и трудность экзамена. Однако наибольшая разница между замерами температуры кожи до и после экзамена отмечена на первом экзамене (в среднем 6 9 С), хотя этот экзамен и определен студентами как легкий. Это свидетельствует о влиянии места экзамена в сессии на степень эмоционального напряжения.  

Длительность зубца Т в рабочий период у больных I группы достоверно сокращается (Р0 01), а в восстановительном периоде длительность Т не достигает исходного уровня. Поскольку это связано преимущественно с сокращением сердечного цикла у больных, измерение длительности зубца Т утрачивает значение критерия степени эмоционального напряжения.  

В связи с этим нам хотелось бы подчеркнуть, что, наоборот, изменения этого показателя являются очень чувствительным индикатором психологического состояния и по интенсивности и скорости изменений не уступают таковым у зубца Т на ЭКГ. Однако уменьшение вариационных размахов в зависимости от фазы умственной деятельности было наиболее выражено именно у здоровых людей, что связано с совершенной адаптацией нервной регуляции сердца. Сокращение разброса происходит в неактивную фазу, период, когда у испытуемого возникает внутренний конфликт вследствие невозможности решить задачу, досада, чувство неудовлетворенности, максимальное эмоциональное напряжение. Следует отметить, что это единственный из всех исследуемых вегетативных показателей, который имеет достоверные отличия в разные фазы умственной деятельности у здоровых лиц. Этот факт позволяет нам присоединиться к мнению тех авторов, которые указывают на высокую чувствительность показателя при эмоциональном напряжении. Анализ сердечного ритма с применением метода вариационной пульсометрии, используемого в космической медицине [ Баевский, 1976 ], позволил с достаточной определенностью высказаться о ценности метода для определения уровня пластичности адаптационных механизмов. Хорошо сбалансированный вегетативный гомеостаз у космонавтов отражался в активной перенастройке системы управления сердечным ритмом в соответствии с индивидуальными биоритмами и степенью эмоционального напряжения.  

Страницы:      1

Обилие причин, приводящих к психической напряженности во вре­мя деятельности, обусловливает многообразие форм ее проявления. Можно, например, отметить такие состояния, сопровождающиеся психической напряженностью, как психическое пресыщение, операциональное и эмоциональ­ное напряжение, утомление, «мертвая точка», стресс. Однако какого бы вида ни было напряжение, оно сопровождается выраженной веге­тативной и эндокринной реакцией (увеличение ЧСС и кровяного дав­ления, экскреции адреналина, норадреналина, 17 оксикортикостеро-идов - Томашевская, 1974). Длительное напряжение может приво­дить к патологическим нарушениям сердечно-сосудистой и других систем организма (Анохин, 1965).

Выделяют несколько видов (форм) напряженности: операциональ­ную и эмоциональную (Наенко, Овчинников, 1970), торпидную, им­пульсивную и генерализованную (Марищук, Серова, 1983), психиче­скую и физическую и др.

Состояния операционального и эмоционального напряжения

Если психическая напряженность обусловлена высоким темпом сен­сорной или интеллектуальной деятельности, говорят об операцио­нальной напряженности, а если психическое напряжение возникает вследствие фрустрации - об эмоциональной напряженности (Наен­ко, Овчинников, 1970). И та и другая характеризуются повышенным уровнем активации (возбуждения). Кроме того, зачастую эти виды психического напряжения сопутствуют друг другу, так что разделить их и выделить в чистом виде бывает трудно.

Причиной возникновения психической напряженности может быть не только высокий темп деятельности, но и вынужденная без­деятельность, затянувшееся ожидание предстоящей деятельности, отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание (напри­мер, вынужденный перерыв в деятельности). Всякое прерывание дея­тельности (по К. Левину) вызывает у человека состояние напряжен­ности, поскольку он стремился закончить данную деятельность, реа­лизовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели.

Состояния эмоционального напряжения в процессе деятельности

Большинство авторов не разделяют понятия «эмоциональное напря­жение» и «эмоциональная напряженность» («Человек - производ­ство-управление», 1982; Куликов, 1997, и др.). В. Л. Марищук(1974) предложил разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмо­циональная напряженность». Первое, с его точки зрения, характеризу- | ется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, вторая приводит к временному снижению устой­чивости психических процессов и работоспособности. Разделить эти понятия действительно целесообразно, но выбранное автором осно­вание для такого разделения представляется мне не очень удачным и прежде всего потому, что эмоциональным напряжением автор назы­вает волевое напряжение. Развести эти понятия нужно в связи с тем, что напряжение - это характеристика состояния, а напряженность - характеристика работы, труда, ситуации.

Л. В. Куликов вообще считает, что добавлять к слову «напряже­ние» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение безэмоциональным. Ду­маю, что это заявление излишне категорично, хотя по своей сути оно справедливо. Ведь выделение эмоционального напряжения обуслов­лено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения чело­века является развившаяся сильная эмоция. Недаром Н. И. Наенко и О. В. Овчинников выделили и операциональную напряженность, ко­торая связана с высоким темпом работы. При данном виде напряжен­ности труда, ведущем к операциональному напряжению, эмоциональ­ные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не пер­вичны, как при эмоциональном напряжении. Собственно, и Куликов отмечает, что у акцентуированных личностей причиной напряжения могут быть эмоции.

Причины возникновения. Эмоциональное напряжение в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно

преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и ус­пех в деятельности может привести к эмоциональному напряжению. Оно также возникает у человека при межличностных и внутрилично-стных конфликтах.

Влияние состояния психического напряжения на деятельность

Состояние психического напряжения может выражаться в двух фор­мах: в увеличении возбуждения, реакциях мобилизации резервов ор­ганизма и в тормозных реакциях. Улучшение кратковременной памя­ти при оптимальной степени эмоционального напряжения отмечено И. А. Лапиной (1974), Е. А. Громовой (1976). Поданным Е. А. Ивано­ва с соавторами (1969). Е. А. Милерян тоже наблюдал снижение эффективности сенсомо-торной деятельности при воздействии сильных эмоциональных фак­торов. Ухудшение работоспособности было трех типов: 1) скованное, импульсивное выполнение действий; 2) уклонение человека от выпол­нения своих функций; 3) полная заторможенность действий.

В состоянии напряженности в первую очередь страдают сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внима­ния, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние ненаправленные действия, снижается объем памяти и элементарных мыслительных операций.

Возникновение того или иного типа напряженности (реакции мо­билизации или реакции торможения) обусловлено многими факто­рами. Одним из них является степень объективной и субъективной трудности задачи для данного человека. Если степень трудности мак­симальная и задача неразрешимая, продуктивность работы вначале повышается, а затем снижается. Если же задача трудная, но разреши­мая, то повышение или понижение продуктивности зависит от степе­ни подготовленности человека: при хорошей подготовленности (тре­нированности) помехи и препятствия улучшают выполнение задачи, а при плохой - ухудшают.

Большое значение имеют также личностные особенности, в том числе типологические особенности проявления свойств нервной сис­темы. Лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстре­мальные условия, чем лица со слабой нервной системой.

Э. Л. Носенко (1978) изучены изменения речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а не в лабораторных условиях: перед экзаменом, перед хирургической операцией у боль­ных, у диспетчеров при выполнении ими тестовых заданий в присут­ствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной с большой личной ответ­ственностью. Воспользуюсь описанием этих изменений, данным са­мим автором. «Для состояния эмоционального напряжения характер­ны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адек­ватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, "запол­ненных" пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также сни­жение словарного разнообразия речи.

Кроме того, отмечаются су­щественные сдвиги в осуществлении тех речевых операций, которые требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В част­ности, отмечается более контрастное, чем в обычном состоянии, про­явление в речи тенденций к синкретизму в области строевого синтак­сиса (т. е. к незавершенности морфологического оформления слов во фразе в соответствии с синтаксическими "обязательствами") и к не­расчлененности в области актуального синтаксиса (выражающейся в том, что последовательности слов, которые могли бы быть представ­лены как синтаксически непрерывные цепочки, членятся на отдель­ные синтагмы, соединенные путем простого соположения). Об ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматического оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряжен­ности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфра­зовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок.

На основе анализа вышеприведенных особенностей речи в состоя­нии эмоциональной напряженности Носенко выделила целый ряд по­казателей, поддающихся количественной оценке, которые могут ис­пользоваться при диагностике этого состояния.

1. Средняя длина отрезка речи, произносимого без пауз нерешитель­ности. Она рассчитывается путем деления времени «чистой речи» (или количества слов в высказывании) на количество пауз нере­шительности. За паузы нерешительности принимаются паузы дли­тельностью от 250 мс и выше.

2. Темп артикулирования, т. е. отношение количества слогов в вы­сказывании ко времени, затраченному на их произнесение (т. е. ко­личество времени «чистой речи»).

3. Латентный период речевой реакции.

4. Диапазон колебаний темпа речи в процессе устного высказывания. Этот показатель характеризует два разнонаправленных сдвига: возникновение затруднений в оперативном выборе слов в речи и оживление спонтанной речевой активности, сопровождающейся увеличением темпа речи. Чем шире диапазон колебаний темпа речи на отдельных участках речевой «цепи», тем с большей веро­ятностью можно утверждать, что говорящий переживает состоя­ние эмоциональной напряженности.

5. Длительность временного интервала, по истечении которого в ре­чевом потоке появляются зоны, где частота основного тона голоса превосходит среднюю типичную для данного говорящего частоту.

6. Количество явлений нерешительности (семантически нерелевант­ных повторов, переформулировок, «заполненных пауз», незавер­шенных слов или фраз).

7. Коэффициент словарного разнообразия речи, характеризующий отношение разных слов в высказывании к общему количеству слов.

8. Среднее количество жестов (в расчете на 100 слов высказывания), сопровождающих речь, в частности поисковых и некоммуникатив­ных жестов.

9. Среднее количество синтаксически незавершенных фраз в устных высказываниях.

10. Среднее количество ошибок (оговорок, парафазии) в речи.

Наиболее опасными для человека являются психоэмоциональные стрессы, так как их воздействие направлено на разрушение нервной системы, являющейся, по выражению И.П.Павлова «верховным распорядителем и распределителем всех функций в организме». Психоэмоциональные стрессы, реализуя свое действие на организм, приводят в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней, как гипертония, язвенная болезнь, сахарный диабет, бронхиальная астма, а в других - к развитию неврозов.

Американские ученые обратили внимание, что у некоторых людей во
время, казалось бы, спокойной работы стиль общения менялся, как при
стрессе. Это состояние назвали «выгорание личности» или
психоэмоциональное напряжение, главная причина которого

психологическое, эмоциональное, физиологическое утомление. Появление данного состояния можно свести к трем вариантам:

1. «Притухание» эмоций, когда исчезает острота чувств, вроде
бы все нормально, но... скучно и пусто на душе, ничего не волнует, ослабли чувства к самым дорогим и близким людям, даже любимая пища стала грубой и пресной.

2. Возникновение конфликтов с окружающими. Сначала человек сдерживается, затем ему с трудом удается скрыть свое раздражение, и наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность.

3. Утрата представлений о ценностях жизни. Этот тип наиболее социально и экономически опасен, так как в таком состоянии «на все наплевать».

Регулировать степень состояния напряжения нелегко, так как в той или иной ситуации оно возникает непроизвольно, неподвластно ни нашим желаниям, ни усилиям воли. Управлять этим состоянием можно лишь косвенно. Для этого необходимо хорошо себе представлять механизм развития напряжения, знать, какими причинами обусловлена та или иная его степень.

Состояние напряжения (СН) - форма приспособительной реакции организма, направленная на то, чтобы решить возникшую в данное время нелегкую задачу. В самом общем виде условия, вызывающие состояние напряжения, можно выразить формулой:

СН = Ц(ИнЭнВн - ИсЭсВс),

где Ц - цель,

Ин Эн Вн - информация, энергия и время, необходимые для данной цели,

Ис Эс Bс - информация, энергия и время, имеющиеся в наличии.

Чем значительнее цель и больше дефицит средств (то есть разница между необходимым и имеющимся), тем больше величина СН (то есть выше степень состояния напряжения).

Цель: изучить причины, условия и механизмы возникновения психоэмоционального напряжения и синдрома хронической усталости, подобрать методы профилактики данных состояний.

Ход работы. Существует большое количество тестовых методик для определения уровня психоэмоционального напряжения.

ВОПРОС Да Не знаю Нет
Часто чувствую усталость
Мне трудно уснуть
За ночь просыпаюсь несколько раз
Постоянно чувствую слабость
Чувствую себя в расцвете сил
Многое не удается
Жизнь заводит в тупик
Половая жизнь приносит удовлетворение
Мелочи раздражают все сильнее
Физически истощен, как подсевшая батарейка
Порой кажется, что лучше умереть
Кажется, что нет больше сил
Настроение подавленное
Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения

Оценка результатов

Подсчитайте сумму баллов, полученных за каждый ответ.

0-4 балла. Признаков излишнего перенапряжения и переутомления практически нет. Риск низкий.

5- 9 баллов. Имеются некоторые признаки переутомления.

Психоэмоциональная нагрузка временами бывает высокой. Вам необходимо не допускать дальнейшего перенапряжения, не забывать об отдыхе и уметь восстанавливать свои силы. Риск средний.

10 - 14 баллов. Интенсивная психоэмоциональная нагрузка, требовавшая от вас большого напряжения и самоотдачи на протяжении длительного времени, привела к истощению жизненных сил. Вам необходим полноценный отдых. Риск высокий. Особенно, если у вас повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, а также если вы курите и мало двигаетесь.

Практическая работа: «Оценка оперативной зрительной памяти»

Цель работы: Определить параметры оперативной зрительной памяти по предложенной методике.

Ход работы:

Оперативную зрительную память и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Испытуемому последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые испытуемый только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые испытуемый не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы испытуемого над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4. Момент окончания времени работы испытуемого над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса: "Ты уже все сделал, что мог?" Как только испытуемый утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно испытуемый отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждый из треугольников в матрице. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1,8, 12, 14, 16: второму набору - 2,7, 15, 18, 19, 21;

третьему набору 4, 6, 10, 11, 17, 24;

четвертому набору – 5, 9, 13, 20, 22, 23

Задание:

1. Выполните работу по указанному алгоритму.

2. Сделайте вывод о возможности оперативной памяти испытуемого (или
своей, обменявшись с партнером результатами).

3. Ответьте на вопросы:

Что такое память?

Какие виды памяти вам известны? Чем они отличаются?

Что такое оперативная память? От чего она зависит?

Практическое занятие

Тема: Шкала объема внимания.

Цель работы: изучить объем внимания у детей.

Данный тест относится к невербальным, он удобен для изучения объема внимания у детей младшего возраста. Для оценки данного показателя используется стимульный материал в виде таблиц с точками. Лист с точками предварительно разрезан на 8 маленьких квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ход работы: Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых карточках».

Далее ребенку последовательно на 1 -2 секунды показывают каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки и отметить их в пустой карточке.

Loading...Loading...