Стадии производства по административным делам. Стадии и сроки производства

план

1. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

1.1. Общая характеристика стадий производства по делам об административных правонарушениях

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15 КоАП РФ, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" .

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15 КоАП РФ, являются умышленными.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй - должностные лица и граждане.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

2. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к КоАП РФ. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. (В двух книгах). – Изд.2-е, испр. и доп. – М.: "Статут", 2009.

3. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.

4. Административное право РФ. В 2 – х ч. / Под ред. А.П. Алехина, Ю.М. Козлова - М., 2006.

5. Манохин В.М, Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право - М., 2010.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, которым такие полномочия предоставлены соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

На стадии возбуждения дела должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного правонарушения, которые можно подразделить на две группы. Во-первых - это обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава правонарушения. К их числу относятся следующие обстоятельства.

1. Событие правонарушения, время, место и иные обстоятельства его совершения. Прежде всего, необходимо выяснить, имело ли место деяние и какова его противоправность, т. е. является ли оно административным правонарушением. Если в деянии усматриваются признаки преступления , то дело об административном правонарушении не возбуждается и материалы направляются по подведомственности.

Установление времени, места, способа совершения правонарушения способствует определению объективных признаков деяния - объекта и объективной стороны. Например, квалификация мелкого хулиганства зависит от места и способа его совершения. Выяснение названных обстоятельств необходимо по каждому делу об административном правонарушении, поскольку вне этих обстоятельств невозможно и само правонарушение.

2. Виновность лица в совершении административного правонарушения. По каждому делу устанавливается, кем совершено правонарушение и достиг ли нарушитель 16-летнего возраста. По ряду дел необходимо выяснить должностное положение лица, например, при расследовании дел о допуске к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения (статья 13.32 КоАП РФ).

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Но из этого правила есть исключения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В случае проведения административного расследования дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Дела, подведомственные комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав , рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу. Также по месту жительства указанного лица рассматриваются дела об административных правонарушениях, совершенных в Антарктике .

Дела о нарушении правил дорожного движения и о нарушениях в области благоустройства территории , предусмотренных законом субъекта Российской Федерации , зафиксированные с помощью технических средств, работающих в автоматическом режиме, рассматриваются по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные таким образом.

По месту выявления правонарушения рассматриваются дела о деяниях, предусмотренных статьями 19.3; 20.2 и 20.2.2 КоАП РФ.

В целом процедура рассмотрения административных правонарушений более проста, чем процесс разрешения уголовных дел. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях подробно регламентирует эту процедуру. Она начинается с представления должностного лица, разрешающего дело. Затем объявляется дело, являющееся предметом разбирательства, называется лицо, привлекаемое к ответственности, устанавливается факт явки физического лица , его представителей (по закону или по договору) и законного представителя юридического лица , всем участникам производства разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После этого оглашается протокол о правонарушении, заслушиваются лица, участвующие в деле, и исследуются доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется специальный протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении (статья 29.8 КоАП РФ).

Рассмотрение дела - это оценка всех данных о правонарушении и лице, его совершившем. На основании всей совокупности доказательств необходимо выяснить, было ли совершено правонарушение, виновно ли данное лицо, имеются ли обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности. Орган, должностное лицо, рассматривающее дело, не связаны данным перечнем обстоятельств и обязаны выяснить все вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Завершающим этапом стадии рассмотрения дела является вынесение постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Чаще всего выносятся постановления о назначении административного наказания. При определении меры наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины , имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Если лицо совершило несколько нарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, то наказание налагается в пределах санкции, установленной за более серьёзное правонарушение.

Следует также отметить, что на данной стадии властный субъект наделяется дополнительными правами по назначению наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части 2.2, 2.3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ), а также в соответствии с частью 2.1 той же статьи уполномочен применять дополнительные меры принуждения к виновному субъекту, такие как, например, возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, рассматривающее дело, вправе освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В этом случае выносится постановление о прекращении дела. Основанием для вынесения такого постановления являются также передача материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если будет установлено, что в нарушении содержатся признаки преступления ; наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, а также иных обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 4части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении является важным процессуальным документом и влечёт за собой определённые юридические последствия. Поэтому в соответствии со статьёй 29.10 Кодекса постановление должно быть надлежащим образом оформлено и в нем необходимо указать следующее: должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление, их адрес; дату и место рассмотрения дела; сведения о лице, привлечённом к ответственности; обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения дела; статью нормативного акта (КоАП РФ или закона субъекта РФ), предусматривающего ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления, информацию о получателе штрафа , необходимую в соответствии с правилами заполнения расчётных документов на перечисление суммы административного штрафа, если таковой назначен.

Если у лица, в отношении которого рассматривается дело, были изъяты те или иные предметы, либо документы, в постановлении должен решаться вопрос об их дальнейшей судьбе, при условии, что не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации .

При вынесении судьёй постановления о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения данного наказания, а при назначении наказания в виде принудительного административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства решается вопрос о помещении такого лица в специальное учреждение до момента реального исполнения назначенного наказания.

Если одновременно с назначением административного наказания на нарушителя возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, в постановлении по делу об административном правонарушении должен быть установлен срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

Постановление, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов данного органа, присутствующих на заседании. Постановление подписывается судьёй, председательствующим на заседании коллегиального органа, должностным лицом, рассмотревшим дело.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьёй, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Одновременно разъясняется порядок его обжалования. В отдельных случаях, согласно части 1 статьи 29.11 КоАП РФ, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела. Однако резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение трёх дней. При совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3-5 статьи 29.11 КоАП РФ, копия постановления направляется и в другие заинтересованные организации.

Копия вынесенного судьёй постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трёх дней со дня вынесения указанного постановления.

В отдельных случаях по результатам рассмотрения дела вместо постановления выносится определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административное наказание иного вида или размера, а также о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если данное дело не относится к компетенции рассмотревших его субъектов административной юрисдикции.

Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях , поскольку лишь определённое, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.

Существо ее состоит в том, что орган административной юрисдикции (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и принимает установленные законом меры по устранению нарушений законности.

Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении представляет собой одну из форм участия граждан Российской Федерации в государственном управлении и служит восстановлению нарушенных прав граждан, способствует выявлению и устранению недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.

В соответствии с законодательством обжалованию подлежат постановления любого органа административной юрисдикции.

В случае пропуска указанного срока , он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. При исчислении срока обжалования не принимается в расчёт день, когда была вручена или получена копия постановления по делу о правонарушении.

Соблюдение заявителем установленного срока подачи жалобы может быть подтверждено почтовой квитанцией или почтовым конвертом со штемпелем, данными регистрационного журнала, расписками лиц, принявших жалобу, и другими способами. Срок подачи жалобы заканчивается по истечении рабочего времени десятого дня из предоставленных для обжалования постановлений. Если окончание срока обжалования приходится на выходной (праздничный) день, то жалоба может быть принята к рассмотрению в первый, следующий за ним рабочий день.

В соответствии с законодательством жалоба подаётся в орган (должностному лицу), вынесший постановление. В течение трёх суток она должна быть направлена вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить её по существу.

Административное наказание способно выполнить свою социальную функцию в том случае, если оно исполнено, а виновный претерпел тем самым лишения материального или морального характера. Неисполнение назначенных наказаний вызывает у правонарушителей чувство безнаказанности, в связи с чем, они нередко становятся на путь систематического нарушения правопорядка. Поэтому государственные органы и должностные лица обязаны добиваться неуклонного исполнения вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях .

Постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение либо органом, должностным лицом, которые вынесли его, либо иным органом. Например, органы внутренних дел могут исполнять практически все административные наказания, хотя сами правомочны назначать лишь такие наказания, как предупреждение и административный штраф . В частности, должностные лица органов внутренних дел обязаны обеспечить исполнение постановлений о лишении права управления транспортным средством, об административном аресте , которые назначаются судьями .

Следует отметить, что нормы, регулирующие рассматриваемую стадию, изложены в самостоятельном разделе КоАП РФ, тогда как нормы, регламентирующие три предыдущие стадии, изложены в разделе «Производство по делам об административных правонарушениях ». Однако это не означает, что законодатель выводит исполнение постановлений за рамки названного производства. Иное противоречило бы статье 24.1 КоАП РФ, закрепляющей задачи производства по административным правонарушениям, в том числе и задачу обеспечения исполнения вынесенного постановления.

Выделение стадии исполнения постановлений в самостоятельный процессуальный раздел кодекса можно объяснить тем, что по сравнению со всеми другими стадиями она носит наиболее автономный характер, обусловленный спецификой участников исполнительного производства и их процессуальных обязанностей, а также наличием особенностей в реализации установленной системы административных наказаний.

Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Таковым оно считается:

а) после истечения срока , установленного для обжалования, если постановление не было обжаловано или опротестовано;
б) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе или протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано;
в) немедленно после вынесения, если решение по жалобе, либо протесту не подлежит обжалованию.

Подача жалобы на постановление или его опротестование прокурором приостанавливают его исполнение. Данный порядок распространяется и на решение суда общей юрисдикции или должностного лица, принятое по жалобе или протесту прокурора.

С момента вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении лицо, его совершившее, официально признается правонарушителем, а постановление должно быть обращено к исполнению, т. е. в течение трёх суток должно быть направлено в орган, должностному лицу, которые обязаны обеспечить исполнение постановления.

Это положение не распространяется на постановления о применении меры наказания в виде предупреждения, а также в случаях назначения административного штрафа, налагаемого в упрощённом порядке. В то же время законодательством предусмотрена возможность отсрочки исполнения таких наказаний, как административный штраф, лишение специального права, административный арест (статья 31.5 КоАП РФ).

Основанием предоставления отсрочки служат обстоятельства, препятствующие немедленному исполнению постановления, например, болезнь правонарушителя и др. Отсрочка предоставляется на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлечённого к ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трёх месяцев. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимает судья, должностное лицо, орган, вынесшие постановление по делу. Не предоставляется отсрочка или рассрочка исполнения административного штрафа иностранным гражданам и лицам без гражданства , которым одновременно назначено наказание в виде административного выдворения.

В случае применения отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания суд, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, должны указать в нем срок, с которого начинается исполнение административного наказания.

В целях обеспечения эффективности исполнения постановлений о назначении административных наказаний статьёй 31.9 КоАП РФ установлен срок давности исполнения этих постановлений. Не подлежит исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой или рассрочкой, предоставленной согласно статье 31.5 КоАП РФ. Течение срока давности прерывается также в случае уклонения лица, привлечённого к ответственности, от исполнения назначенного наказания. Его возобновление происходит с момента обнаружения указанного лица либо его вещей , доходов , на которые может быть обращено административное наказание.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административных наказаний в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

Исполнение постановлений о назначении административных наказаний прекращается в случае:

  • издания акта амнистии , если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность ;
  • смерти лица, привлечённого к административной ответственности, или объявления его в установленном порядке умершим;
  • отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
  • истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
  • отмены постановления;
  • вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Прекращение исполнения следует отличать от окончания производства по исполнению административного наказания. Законодательством предусмотрено, что производство считается оконченным, когда исполнение произведено в полном объёме либо когда исполнение не производилось в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных в статье 31.10 КоАП РФ. В том и в другом случае постановление возвращается субъекту административной юрисдикции, вынесшему его, с соответствующей отметкой.

Порядок исполнения постановлений зависит от вида назначаемого наказания (глава 32 КоАП РФ). Исполнение предупреждения весьма простое, оно предполагает оглашение постановления и вручение нарушителю его копии. Правонарушителю должно быть также разъяснено значение этой меры и правовые последствия ее применения. Устное предупреждение провинившегося гражданина административным наказанием не является.

Исполнение постановления о назначении административного штрафа. Основной мерой наказания, применяемой органами административной юрисдикции, является административный штраф. Его исполнение может быть как добровольное, так и принудительное.

Правонарушитель в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки обязан уплатить административный штраф в учреждении Сбербанка Российской Федерации или в иной кредитной организации . Иностранный гражданин, которому назначено одновременно с административным штрафом наказание в виде административного выдворения, обязан уплатить административный штраф не позднее следующего дня после вступления постановления в законную силу.

Административный штраф за правонарушения, совершенные в области дорожного движения, кроме случаев, предусмотренных частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ, может быть уплачен в течение 20 дней со дня вынесения постановления. При этом размер штрафа будет равен половине суммы наложенного административного штрафа.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Если по истечении срока, установленного для исполнения данного постановления, отсутствуют документы, свидетельствующие об уплате административного штрафа, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания административного штрафа в принудительном порядке в рамках исполнительного производства. Одновременно должен быть решён вопрос о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ.

Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, состоит в принудительном изъятии её у владельца. При этом конфискованные предметы обращаются в доход государства и подлежат реализации либо уничтожению. Исполнение названных наказаний осуществляется судебными приставами-исполнителями, сотрудниками таможенных органов , а постановление о конфискации оружия и боевых припасов - территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Исполнение постановления о лишении специального права.

Исполнение постановлений о лишении права управления транспортными средствами, судами или другими видами техники производится путём изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишён права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.

Исполнение постановления о лишении права охоты производится путём аннулирования охотничьего билета. Организация исполнения данного наказания возлагается на должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением соответствующих правил (органов внутренних дел, инспекции по маломерным судам, органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования животного мира).

Исполнение постановления о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему осуществляется путём аннулирования лицензии на приобретение оружия или разрешения на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему и изъятия оружия и патронов к нему. Его реализация возложена на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Отсчёт срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего права. В течение трёх рабочих дней со дня вступления постановления в законную силу лицо, лишённое специального права, должно сдать соответствующие документы (например, водительское удостоверение, разрешение на право хранения оружия) в органы, исполняющие данное наказание. В случае уклонения лица, лишённого специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, срок лишения специального права прерывается. В этом случае срок лишения специального права исчисляется с момента сдачи или изъятия удостоверения (специального разрешения) или иных документов. По истечении срока лишения специального права лицу, подвергнутому данному наказанию в установленном порядке, возвращаются изъятые у него удостоверение, специальное разрешение или иные документы. Лица, лишённые права управления транспортными средствами, до возврата удостоверения водителя либо тракториста-машиниста, обязаны сдать экзамен на знание правил дорожного движения.

Исполнение постановления об административном аресте возложено на органы внутренних дел. Порядок отбывания ареста предусмотрен Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. «О порядке отбывания административного ареста», приказом МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста», а также приказом Минздрава России от 30 декабря 2016 г. № 1028н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту».

Постановление об административном аресте приводится в исполнение немедленно после его вынесения. Арестованные содержатся под стражей в специальных учреждениях органов внутренних дел, а там, где их нет, - в изоляторах временного содержания, отдельно от других категорий лиц, содержащихся под стражей.

Перед водворением в камеру арестованные подвергаются личному досмотру, а также подлежат дактилоскопированию и фотографированию. Медицинское освидетельствование проводится не позднее 2 часов с момента доставления лица, подвергнутого административному аресту, в место отбывания ареста. В специальных учреждениях арестованные содержатся в закрытых камерах под постоянной охраной.

Срок административного ареста исчисляется с момента взятия под стражу. Если гражданин был задержан до рассмотрения его дела судьёй, то время задержания , засчитывается в срок нахождения под арестом.

Исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьёй на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжёлого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста. Срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста.

За уклонение от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста и за самовольное оставление места отбывания административного ареста гражданин на основании части 2 статьи 20.25 КоАП РФ может быть подвергнут наказанию в виде административного ареста на срок до 15 суток либо привлечён к обязательным работам на срок до пятидесяти часов.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства производится пограничными органами, органами внутренних дел или Федеральной службой судебных приставов путём официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путём контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. Если передача выдворяемого лица представителю иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с указанным государством, выдворение осуществляется в месте, определяемом органами пограничной службы Российской Федерации.

О выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, если выдворение предусмотрено договором Российской Федерации с указанным государством.

Исполнение постановления о дисквалификации осуществляется путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом и включения данных о нем в специальный реестр, порядок ведения которого предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 615. В реестре указываются сведения о дисквалифицированном лице. Выписки из реестра о конкретном лице, в отношении которого применена дисквалификация, представляются заинтересованным лицам в течение 5 дней со дня получения запроса.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности производится немедленно после вынесения решения путём наложения пломб, опечатывания помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применения других мер по исполнению указанных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения данного административного наказания.

При этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Исполнение постановления о назначении обязательных работ возлагается на службу судебных приставов. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых они могут быть организованы, определяются органами местного самоуправления . Обязательные работы выполняются на безвозмездной основе и не могут превышать четырёх часов в день.

Исполнение постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения должно быть исполнено лицом, в отношении которого оно вынесено. Органы внутренних дел ведут учёт лиц, которым назначено данное наказание. Порядок ведения данного учёта регламентируется приказом МВД России от 14 января 2014 г. № 14 «Об организационных мерах по ведению списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения».

Внесение сведений в список лиц, которым назначено данное наказание, осуществляется в течение трёх рабочих дней с момента получении копии соответствующего постановления, вступившего в законную силу. Доступ к сведениям, содержащимся в указанном списке, осуществляется посредством официального сайта органов внутренних дел в инфомационно-телекоммуникаци-онной системе «Интернет».

По истечении срока административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных мероприятий в дни их проведения орган внутренних дел в течение трёх дней удаляет из списка сведения о лицах, подвергнутых данному наказанию.

Окончание исполнения постановления о назначении наказания означает и окончание производства по делу об административном правонарушении.

С исполнением постановления о наказании для правонарушителя не прекращаются все неблагоприятные последствия, связанные с совершением административного правонарушения. Законодательством установлен годичный срок, являющийся своеобразным испытанием, в течение которого правонарушитель должен доказать своё исправление. Если гражданин в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (а не со дня вынесения постановления о нем) не совершит нового административного правонарушения, то он считается не подвергавшимся административному наказанию (статья 4.6 КоАП РФ).

Производство по делам об административных правонарушениях -- одно из производств административно-юрисдикционного процесса. Некоторые ученые -- административисты к производству по делам об административных правонарушениях сводят весь административно--юрисдикционный процесс, понимая под ним разрешение дел об административных правонарушениях, т.е. деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению этих дел, или преимущественно по рассмотрению дел об административных правонарушениях, применению санкций.

Традиционно стадия понимается как часть процесса и равно входящего в него производства. В общетеоретическом аспекте «стадия»-- это период, определенная ступень развития. В юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами.

Как и любая разновидность юридического процесса, производство по делам об административных правонарушениях развивается во времени как последовательный ряд сменяющих друг друга фаз развития.

После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой: последующая, как правило, начинается лишь поле того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Анализ норм КоАП РФ позволяет вести речь о четырех стадиях производства по делу об административном правонарушении:

  • -- Возбуждение дела об административном правонарушении;
  • -- Рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • -- Пересмотр постановления и решения;
  • -- Исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

В производстве по делу об административном правонарушении каждая стадия играет свою роль. Специфика заключается в том, что большинство из них по отношению к стадии рассмотрения -- обеспечивающие. Например, первоначальная стадия производства призвана обеспечить процесс рассмотрения дела посредством сбора доказательств, процессуального оформления материалов и направления их по подведомственности компетентному органу. Стадия пересмотра направлена на обеспечение законности в порядке обжалования или опротестования принятых постановлений. А стадия исполнения направлена на реализацию уже вынесенного постановления по делу.

Каждой стадии должны быть присущи следующие черты:

  • 1) стадия -- самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;
  • 2) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;
  • 3) стадия -- совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных сроках. На каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий;
  • 4) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности;
  • 5) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;
  • 6) стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя.

Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой - качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления

Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.

Все стадии производства по делам об административных правонарушениях взаимосвязаны, объединены общими задачами, указанными в ст. 24.1 КоАП РФ. К ним относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Большая часть этих задач решается на первых двух стадиях производства.

Можно сделать вывод, что юридический процесс -- это производство по делам об административных правонарушениях развивающаяся во времени как последовательный ряд сменяющих друг друга фаз развития.

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности.

Возбуждение дела означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Указанные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
  • 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;
  • 4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

По поступившему делу об административном правонарушении мировой судья в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяет:

  • 1) относится ли оно к его компетенции (т.е. дело возбуждено по факту совершения правонарушения, перечень которых дан в ч. ч. 1 и 2 ст. 28.1 КоАП РФ; исключений, содержащихся в ч. 3 этой же статьи, нет);
  • 2) нет ли оснований для самоотвода;
  • 3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.
  • 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством, см. ст. 24.5 КоАП РФ);
  • 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);
  • 6) имеются ли ходатайства и отводы.

Общее правило - дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.

Пересмотр постановления и решения

Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.

Конституционным основанием стадии пересмотра являются ст. 33, 45 и 46 Конституции РФ, гарантирующие каждому человеку государственную защиту и самозащиту своих прав, включая право на обращение с жалобой в государственные и муниципальные органы и на судебное обжалование решений и действий органов публичной власти.

Процессуальной основой стадии пересмотра являются гл. 30 КоАП РФ. Для оспаривания постановлений, определений и решений, принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела, законодатель предусмотрел институт не общей, а специальной административной и специальной судебной жалобы (специального судебного порядка), следовательно, другие процессуальные механизмы признания незаконными вышеназванных юрисдикционных актов здесь не применяются, за исключением тех случаев, когда суд вынужден воспользоваться аналогией процессуального закона. Возможность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы вытекает из конституционного принципа доступа к правосудию, поскольку такое определение препятствует дальнейшему продвижению дела. Другие виды процессуальных определений, выносимые на стадии пересмотра, -- об отказе в удовлетворении ходатайств, об отложении слушания дела, об истребовании дополнительных доказательств -- не могут выступать в качестве самостоятельного предмета судебного разбирательства, поскольку носят промежуточный характер, непосредственно не ограничивая материальных прав участников, следовательно, обжалуются либо опротестовываются вместе с итоговым решением по жалобе (протесту).

Стадия пересмотра постановления и решения по делу, как правило, состоит из следующих этапов: подачи жалобы или протеста; подготовки дела к пересмотру; слушания дела; вынесения решения по делу; доведения решения до сведения заинтересованных лиц. Все названные этапы сохраняются при подаче последующих жалоб и протестов, рассматриваемых во второй инстанции, за исключением пересмотра дела в порядке надзора. До вступления постановления в законную силу предусмотрено как минимум одно обжалование -- когда оспаривается постановление суда общей юрисдикции, в том числе мирового судьи. Максимальное -- трехкратное обжалование - допускается в отношении постановления административного органа: вышестоящему органу, в районный и вышестоящий суд.

В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида - в административном и в судебном порядке. Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Несмотря на то, что КоАП установил единые процедурные правила пересмотра для административных органов и судов, у этих двух видов государственной деятельности различная конституционная основа и основополагающие правовые и организационные принципы.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  • 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления (определения) по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, т.е. через 10 дней после вынесения постановления, определения (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ);
  • 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ);
  • 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (т.е. вынесения решения судом кассационной инстанции), протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Судья, вынесший постановление о назначении административного наказания, приостанавливает исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение. Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления. Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, вынесшим постановление, в 3-дневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. Лица, заинтересованные в разрешении вопросов, указанных в ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.

Можно сделать вывод, что возбуждение дела означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование.

Производство по делам об административных правонарушениях имеет свою организационную структуру, состоящую из самостоятельных взаимосвязанных процессуальных стадий, регламентируемых соответствующими главами КоАП РФ:

· возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28);

· рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29);

· пересмотр постановления (решения) по делу об административном правонарушении (факультативная стадия) (гл. 30);

· исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл. 31, 32).

Каждая стадия имеет собственные характеристики: назначение, сроки, участники, моменты начала и окончания, соответствующие процессуальные документы а также совокупность определенных законом действий, осуществляемых в рамках стадии.

1-я стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении.

Это начальная стадия производства, побуждающая должностных лиц осуществлять процессуальные действия по установлению фактических данных.

Закон выделяет поводы и основания возбуждения дела. Дело может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, поступившие из правоохранительных и иных органов, общественных объединении материалы, сообщения и заявления физических и юридических лиц, показания специальных технических средств и т.п.

Процессуальными основаниями возбуждения дела являются соответствующие протоколы или определения составленные уполномоченными должностными лицами, а также постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

К протоколам, возбуждающим дело, относятся: 1) протокол об административном правонарушении; 2) протокол смотра места совершения административного правонарушения; 3) протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст.28.7 КоАП РФ, выносится определение.

Такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф, могут налагаться на месте совершения административного правонарушения согласно ст. 28.6 (ч.1) КоАП РФ. В таком случае протокол об административном правонарушении не составляется и дело считается возбужденным с момента их оформления и уплаты штрафа на месте совершения правонарушения.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующих органов, а также иными лицами, перечень которых установлен ст. 28.3 КоАП РФ, а также подзаконными актами.



Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения или по окончании административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

КоАП РФ регламентирует срок, в течение которого протокол (постановление прокурора) вместе с материалами дела направляется органу (должностному лицу), имеющему право рассматривать его: в течение трех суток с момента его составления (общее правило); немедленно, если мерой ответственности выступают административный арест или административное выдворение, или если применена такая мера обеспечения производства, как временный запрет деятельности.

В необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Их цель: пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ст. 27.1 КоАП РФ относит:

Доставление;

Административное задержание;

Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

Изъятие вещей и документов;

Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

Временный запрет деятельности.

2-я стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении, согласно ст.29.5 КоАП РФ, может осуществляться:

По месту его совершения;

По месту жительства нарушителя (при поступлении соответствующего ходатайства от лица, привлекаемого к ответственности, а также в случаях, предусмотренных ст.29.5 КоАП РФ);

По месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

По месту учета транспортного средства (если предполагаемая мера ответственности – лишение права управления транспортным средством).

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях установлены ст. 29.6 КоАП РФ:

1) 15 дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом протокола и других материалов дела (общий срок);

2) в день получения протокола – если рассматривается дело об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение;

3) не позднее 48 часов – в отношении лица, подвергнутого административному задержанию. Срок исчисляется с момента задержания;

4) 5 дней со дня получения судьей протокола и других материалов дела – при рассмотрении дел, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах;

5) продленный срок, но не более чем на месяц – при поступлении ходатайств от участников производства либо при необходимости выяснения обстоятельств дела;

6) дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Рассмотрение дела ведется в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол.

Заканчивается этап вынесением постановления или определения по делу об административном правонарушении. Постановление должно отвечать требованиям, указанным в ст. 29.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих постановлений:

О назначении административного наказания;

О прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении о назначении административного наказания указываются сведения о лице (органе), вынесшем постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные по делу; статья, предусматривающая ответственность; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. В случае наложения административного штрафа в постановлении указывается информация о его получателе с целью заполнения расчетных документов.

Если при рассмотрении дела одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в вынесенном постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, которые необходимы для обеспечения исполнения данного административного наказания (запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков и т.п.). В случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Кроме того, копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В необходимых случаях (по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ) копия постановления направляется в соответствующую организацию.

Судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. В свою очередь организации и должностные лица обязаны рассмотреть данное представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшим представление.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

3-я стадия (факультативная). Пересмотр постановления (решения) по делу об административном правонарушении

Речь идет об обжаловании и опротестовании постановления о наложении административного наказания.

Обжалование. Потерпевший, лицо, привлеченное к административной ответственности, а также их законные представители, защитники и представители (т.е. лица, заинтересованные в исходе дела) вправе обратиться с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении в соответствующий орган (к должностному лицу).

Согласно ст.30.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

Вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

Вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – в районный суд по месту своего нахождения;

Вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

Вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба одновременно поступила в суд и в вышестоящий орган (должностному лицу), ее рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

С жалобой вправе обращаться лица в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Жалоба направляется судье, в орган (должностному лицу), вынесшим постановление по делу. Поступившая жалоба в течение трех суток (в день получения – если обжалуется применение административного ареста, административного выдворения или административного приостановления деятельности) направляется вместе с делом в суд, в вышестоящий орган, должностному лицу, правомочным ее рассматривать и которым она адресована. Она может быть подана непосредственно в те органы (тем должностным лицам), которым надлежит ее рассматривать.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в те органы (тем должностным лицам), которые полномочны ее рассматривать. В случае обжалования примененного к правонарушителю административного ареста либо административного выдворения жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи (если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению).

В пятидневный срок рассматриваются жалобы на постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности и по делам дел, связанным с нарушением законодательства о выборах и референдумах (срок исчисляется со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.

По результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено одно из решений, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ. Решение оглашается немедленно после вынесения, и его копия в срок до трех суток вручается (высылается) лицу, в отношении которого было вынесено постановление по делу (его законному представителю), потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Вынесенное решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ.

Протест выносится прокурором. Опротестованы могут быть не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам. Порядок и сроки опротестования те же, что и при обжаловании.

Новая редакция КоАП РФ предусматриваетправо на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Обжалованию в порядке надзора, согласно ст.30.12 КоАП РФ, подлежат вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях и решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов. Соответствующим правом обладают лица, заинтересованные в исходе дела. Правом вынесения протеста в порядке надзора обладают прокуроры субъектов РФ и их заместители, Генеральный прокурор и его заместители, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокуроры военных округов, флотов и приравненные к ним прокуроры, Главный военный прокурор и его заместители.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений) пересматриваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а постановление судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов - окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда РФ в соответствии с законодательством о военных судах.

Решение по жалобе, протесту, поданных в порядке надзора, выносится в форме постановления не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд, и вступает в законную силу со дня его принятия.

Понятие стадий административного правонарушения

Административное правонарушение можно разделить на следующие стадии его совершения:

  • покушение на совершение правонарушения;
  • окончание совершения правонарушения.

Рассматривая правонарушение, имеющее нематериальный состав, следует отметить, что его окончанием, в соответствии с современным законодательством, считается момент совершения действия.

Рассматривая правонарушение в области административного права, которое имеет материальный состав, считается оконченным, в соответствии с нормами современного законодательства, с момента наступления материальных последствий.

Определение 2

Под покушением на правонарушение в административной отрасли права, принято понимать, в соответствии с нормами современного законодательства, умышленное деяние лица/лиц, которое имело целью совершение правонарушения, но не было доведено до конца.

Специфические субъекты административного правонарушения

В ходе разбирательств по правонарушению, относящемуся к административной отрасли права фигурируют такие его субъекты как участники или соучастники, которых принято подразделять на:

  • Исполнителей, под которыми понимают физических лиц, совершающих правонарушения в области административного права непосредственно, либо совершающих правонарушение с помощью иных лиц, которые не несут ответственности за совершение данных действий.
  • Пособников, под которыми понимают физических лиц, которые участвовали в совершении правонарушения посредством указаний, советов, предоставлении орудий, снаряжения, информации и т.д.
  • Организаторов, под которыми понимают физических лиц, организовавших/руководивших исполнителями.

В юридической литературе соучастниками принято называть совместное участие в совершении правонарушения двух и более лиц, которое совершено умышленно.

Стадии производства по делам о правонарушениях в административной отрасли права

Исходя из юридической практики рассмотрения дел о правонарушениях в области административного права, принято выделять следующие четыре стадии:

  • возбуждение дела о правонарушениях в административной отрасли права;
  • рассмотрение дела о правонарушениях в административной отрасли права;
  • пересмотр постановлений о правонарушениях в административной отрасли права;
  • исполнение постановлений о правонарушениях в административной отрасли права.

Первая стадия по возбуждению дела подразумевает решение о начале расследования правонарушения при наличии его признаков.

Вторую стадию по рассмотрению дела можно разделить на рад следующих этапов:

  • подготовка дела к рассмотрению;
  • анализ и оценка обстоятельств дела;
  • принятие постановления;
  • объявление постановления.

Третья стадия, связанная с пересмотром постановления может быть только при наличии опротестования предыдущего постановления или подачи жалобы. После этого происходит рассмотрение данных документов, а так же поэтапно выносится и оглашается решение.

В юридической литературе указано, что в зависимости от субъекта, который осуществляет рассмотрение жалобы/протеста, данная стадия может быть подразделена на два вида – рассмотрение в административном и в судебном порядке.

Четвертая стадия, связана с исполнением постановления делится на несколько этапов:

  • обращение постановления к исполнению;
  • приведение постановления в исполнение;
  • разрешение вопросов, связанных с исполнением;
  • окончание производства по исполнению постановления.
Loading...Loading...