Стресс — причины, факторы, симптомы и снятие стресса. Стресс и его источники

Рассмотрим, каковы источники возникновения стресса. Так же как различаются наши реакции на физические стрессовые факторы – одни даже во время вьюги ходят без шапки и перчаток, а другие мерзнут, будучи закутанными в теплую одежду, – мы по-разному реагируем на психические и эмоциональные нагрузки. Для одних утрата рабочего места тяжелая потеря и удар по чувству собственного достоинства, тогда как для других – это шанс для новых захватывающих возможностей. Иначе говоря, эвстресс (позитивно воспринимаемый стресс) может быть для других дистрессом (негативным, имеющим неприятные последствия стрессом).

События и ситуации, которые, скорее всего, имеют всеобщее значение для возникновения стресса определяются как неконтролируемость, непредсказуемость и неуверенность. При этом важно держать в поле зрения то, как эти качества стрессовых факторов воспринимаются данной личностью, ее способность к преодолению стрессовой ситуации и ее потребность в таком преодолении. Заметим также, что эти качества включают в себя как повседневный стресс, так и тяжелые угнетающие факторы, вызывающие психические стрессовые расстройства.

Источники возникновения стресса. Неконтролируемость. Чувство утраты контроля может каждую ситуацию превратить в травматизирующую. Многочисленные исследования животных и людей рассматривают этот фактор как ключевой в развитии стресса. Например, шведские исследователи обнаружили, что пассажиры пригородных поездов, опаздывающие на поезд и не имеющие возможности занять место, имеют более высокое содержание определенных стресс-гормонов, чем те, кто садятся в поезд заранее. Ранний приход позволяет им установить контроль за окружением, дает возможность занять место и разместить свой ручной багаж.

В других исследованиях участникам предлагалось выполнять задание в условиях фоновых помех. Группа, члены которой были информированы о том, что эти помехи они могут устранить, добивалась значительно лучших результатов, чем та, которая об этом не знала, хотя первая группа и не использовала полученную ею информацию.

Источники возникновения стресса. Непредсказуемость. Влияние непредсказуемости при встрече со стрессовым фактором, например проживание в местности, где случаются землетрясения, обычно носит длительный характер.

Исследованию подверглись две группы крыс, которые подвергались воздействию легким электрошоком. В одной группе ровно за 10 секунд до включения тока раздавался сигнал зуммера, тогда как в другой группе зуммер звучал через случайные промежутки времени. В обеих группах возникали язвы желудка, однако количество язв в группе, где предвидение воздействия стрессового фактора было невозможным, было в шесть раз большим.

Источники возникновения стресса. Неуверенность. Знание о том, что травмирующее событие произойдет в сочетании с отсутствием сведений о том, когда это случится, одно из частых источников стресса. Число примеров достаточно: это экзамены (испытания), тестирование, операции, семейные встречи и прочее. Когда такое событие, наконец, свершается, появляется шанс обрести внутреннее спокойствие и снять неуверенность, что облегчает выполнение ожидаемых действий. Внутренняя установка на вероятность воздействия стрессового фактора, быть может, имеет то преимущество, что может предотвратить его разрушительное действие.

Измерение уровня стресса

Так как люди имеют различное представление о том, что их ранит, и избегают таких событий различными способами, трудно выделить стрессовый уровень из тех или иных жизненных событий, измерить его и с уверенностью говорить о том, какое действие стрессовые факторы оказывают на определенную личность. И все же разработаны некоторые шкалы, с помощью которых можно установить, какие жизненные события оказывают травматизирующее воздействие на большинство людей. На основании анкетирования доктором Томасом Холмсом и Ричардом Раге из Вашингтонского университета разработана шкала реадаптации.

Исследования тысяч пациентов из различных социальных слоев дали возможность определить 43 специфических жизненных события, которые обладают травматизирующим действием и выразить степень такого действия в цифрах.

Смерть спутника жизни единогласно признано наиболее травматизирующим событием жизни, степень которого оценена 100 баллами. Бракосочетание занимает среднее место и оценивается цифрой 50. Исследователи сопровождали своих пациентов в течение многих лет и сравнивали события их жизни с историей их болезней. Из этих исследований вытекает, что накопление 300 и более стрессовых пунктов (баллов) в течение года сопровождается 80-процентным риском развития в течение двух лет тяжелых соматических или психических заболеваний, при накоплении числа баллов от 150 до 300 шансы возникновения таких заболеваний оцениваются как 50 на 50.

Шкала реадаптации

Жизненные события

Среднее значение

Смерть спутника жизни

Расставание с мужем (женой)

Тюремное заключение

Смерть близкого члена семьи

Личное оскорбление или болезнь

Бракосочетание

Увольнение

Повторное примирение с брачным партнером

Выход на пенсию (отставка)

Проблемы со здоровьем у кого-либо из членов семьи

Беременность

Сексуальные трудности

Появление нового члена семьи

Служебные перемены

Изменение финансового положения

Смерть близкого друга

Смена профессии

Изменение количества ссор с партнером

Получение ипотечного кредита или получение другой ссуды для больших приобретений (покупка дома и т.д.)

Принудительное исполнение решения относительно ипотеки или ссуды

Изменение круга профессиональных задач

Уход сына или дочери из родительского дома

Проблемы с родственниками мужа или жены

Выдающиеся личные успехи (достижения)

Начало или окончание профессиональной деятельности спутника жизни

Начало или окончание учебы в школе или в высшей школе

Изменение условий жизни (бытовых условий)

Изменение личных привычек

Трудности во взаимоотношениях с начальством

Изменение рабочего времени или условий труда

Перемена места жительства

Перемена школы

Изменения в проведении свободного времени

Изменения в церковной активности

Изменения социальных контактов

Ссуда, касающиеся средних по стоимости приобретений (автомашина, телевизор

Изменение привычек, связанных со сном

Изменение количества семейных встреч

Изменение привычек, касающихся приема пищи

Рождественские праздники

Небольшие нарушения закона

Травматизирующим событиям можно дать общее определение «утраты» и «изменения». Даже такие события, которые каждый год повторяются (Рождественские праздники), или такие, которые, по общепринятому мнению, относятся к отдыху (отпуск), могут нести стрессовую нагрузку.

С помощью шкалы реадаптации можно измерить величину нагрузки, возникающей в течение жизни, и осознать риск возникновения обусловленных стрессом проблем. Кроме того, существенное значение имеет то обстоятельство, что шкала является инструментом, с помощью которого можно преодолеть наступившие жизненные изменения и по возможности избежать чрезмерных нагрузок. Тогда как некоторые травматизирующие события невозможно предвидеть, возникновение других можно установить и прогнозировать. Таким образом, имеется возможность констатировать, в какие временные промежутки у данного человека происходит накопление тяжелых стрессов. Например, молодой, недавно вышедшей замуж женщине, только что сменившей жилье и поселившейся на новом месте, следует посоветовать отложить дальнейшие решительные перемены в жизни.

Стресс и работа

Многие предприятия постоянно выделяют большие суммы денег для преодоления негативных последствий стресса, связанного с трудовой моралью, наличием квот на рабочие места, несчастными случаями (85% всех несчастных случаев на производстве связано со стрессом), здоровьем и продуктивностью труда рабочих и служащих.

Ни одна работа не свободна от стрессоров, однако некоторые виды деятельности несут особую нагрузку и представляют риск для здоровья трудящихся. Например, авиадиспетчеры в считанные доли секунды должны принимать решения, от которых зависит жизнь сотен людей. Они испытывают максимально высокие нагрузки и процент возникновения у них желудочно-кишечных расстройств существенно превышает средний уровень. Люди, вынужденные менять характер сна в связи со сменной работой, испытывают трудности из-за расстройства суточного ритма. У женщин, вынужденных согласовывать свою профессиональную деятельность с требованиями воспитания ребенка, вероятность сердечных заболеваний вдвое выше, чем у домохозяек с таким же числом детей.

Что создает нагрузку на работе? Исследования, проведенные под руководством доктора Роберта Карасека, позволили выделить два стрессорных аспекта в деятельности опрошенных:

Масштаб психических нагрузок в данной профессии: с каким напряжением и с какой скоростью они должны работать в течение определенного времени, а также воспринимают ли они свою деятельность как нервную и торопливую;

Масштаб полномочий для принятия решений, включая контроль за условиями труда, разнообразие видов деятельности, предоставление шансов для использования своих способностей и обучения новым трудовым навыкам.

В тематику группы под руководством Карасека были также включены исследования частоты сердечно-сосудистых заболеваний в различных профессиональных областях. Результаты этих исследований принесли убедительные и важные доказательства того, что деятельность с высокими психологическими требованиями и ограниченным кругом полномочий для принятия решений сопровождается высоким уровнем сердечных заболеваний.

Хотя эти исследования не могут быть использованы для решения о том, что определенные профессии несут в себе высокий риск сердечных заболеваний, совершенно очевидна взаимосвязь между условиями труда, приводящими к стрессу, и сердечными заболеваниями. Научно обоснованные определения стрессорных особенностей профессиональной деятельности должны лежать в основе индивидуальных рекомендаций, связанных с повторяющимися действиями и заданным темпом. Такая деятельность весьма монотонна и требует большой внимательности. Кроме того, работающие в таких условиях не контролируют или контролируют недостаточно свою трудовую ситуацию. К описанной выше деятельности относятся, например, работа на конвейере, погрузка-разгрузка грузов и т.п.

Познавательная деятельность с ограниченным количеством психических стрессов или высоким уровнем самоопределения и самодетерминирования несет, по Карасеку, малую нагрузку. Когда речь идет о руководителях производства или о высококвалифицированных специалистах, высокий уровень требований компенсируется широкими возможностями в праве принятия тех или иных решений. В противоположность распространенным гипотезам, такое высокое положение не связано со сравнительно высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний. На самом деле исследования мужчин, занимающих высокий пост, и крупных предпринимателей показали, что доля заболеваний коронарных сосудов сердца уменьшается при каждом повышении ступени их профессионального продвижения.

Другим важным фактором, определяющим уровень связанного с работой стресса, являются стиль руководства и личность начальника. Исследования персонала различных учреждений показали, что единственный фактор, который коррелирует со стрессовым воздействием, это вмешательство начальника в тривиальные подробности работы, а не его забота об эффективности и продуктивности.

Поведение сотрудников тоже один из стрессорных факторов. Коллегиальность и социальная поддержка может содействовать снижению или смягчению травматизирующего воздействия, связанного с работой.

Эффективность деятельности организации зависит от многих причин, но основными можно назвать: грамотное управление трудовыми ресурсами, производственным персоналом; грамотное взаимодействие с окружающей средой.

Качество трудовой жизни влияет на производительность труда, межличностные отношения, конкурентноспособность организации и выражается следующими правилами:
– работа должна быть интересной;
– работа должна оплачиваться справедливо;
– условия труда должны быть нормальными;
– надзор за работой должен быть минимальным.

Любое выпадение одной из этих составляющих может вызвать беспокойство, повышенную тревожность, а впоследствии и стресс.

Часто причиной волнения бывают наши мысли или интерпретации событий, которые не должны были бы нас трогать. Порой мы понимаем, что возникающая ситуация не такая уж серьезная, что не стоит из-за нее расстраиваться, и все-таки она лишает нас покоя. Мы без конца вспоминаем о ней, мысли изводят нас, тревожат, раздражают, печалят. Друзья пытаются переубедить, и хотя мы понимаем, что их доводы верны, все равно не можем выбросить проблему из головы.

В подобных ситуациях причина беспокойства в качестве мышления. По мнению психолога Д. Мейхенбаума, в зависимости от этого мыслительного процесса, переработка абсолютно одинаковых событий, может приводить к самым разнообразным последствиям. Именно в состоянии стресса актуализируются многие нерациональные и деструктивные мысли. Изменив эти мысли, можно подготовить человека к испытываемым им или ожидаемым трудностям.

Болезненные состояния, с точки зрения Д. Мейхенбаума, возникают в сложной ситуации тогда, когда:
происходящие или ожидаемые события (например, хирургическая операция вызов к начальнику в кабинет) воспринимаются как угрожающие;
человек низко оценивает свои шансы предотвратить эту угрозу.

Нужно при этом иметь в виду, что речь идет исключительно о субъективных оценках.

Причиной повышенной тревожности в большинстве случаев, является необъективное представление о ситуации.

Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся. Всякий раз, когда ситуация кажется нам опасной, все происходит так же, как и при реальной угрозе. Чем чаще окружающая обстановка кажется нам враждебной, тем больше времени наш организм пребывает в состоянии боевой готовности под влиянием реакции «бей или беги» – в ситуации хронического стресса.

Причиной стресса может также являться:
Организационный фактор (перегрузка, недогрузка, конфликт ролей, неинтересная работа, плохие условия работы).
Личный фактор (семейное положение, ссора и т. д.).
Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью.

Организационный фактор. Предоставленная человеку работа может требовать от него той роли, которая не подкрепляется его полномочиями и властью и неинтересна ему. Как правило, следствием такой ситуации возможен «надрыв» исполнителя и как следствие «срыв».

Личный фактор. В основе вредных привычек лежит такое сложное психологическое состояние, как тяга или пристрастие. Как правило, тяга к табаку, пристрастие к алкоголю и переедание почти не поддаются контролю со стороны человека. Каждая из этих привычек формируется под влиянием разнообразных социальных норм, поддерживается с помощью специфических механизмов, имея ряд отличительных особенностей. Но у них есть очень важная общая черта. С помощью таких форм поведения многие люди пытаются избавиться от нервного напряжения в стрессовых ситуациях. Так создается порочный круг. Возникающие эмоциональные состояния (сильное волнение, беспокойство, страх, тоска и т. д.) усиливают тягу к еде, сигаретам или спиртному, у тех, кто привык с помощью этих средств управлять своими эмоциями, успокаиваться и расслабляться.

Вот почему тем, кто хочет похудеть, приходится преодолевать навязчивое переедание, усиливающееся при стрессе, подавлять стремление утешать себя едой. Тем же, кто решил бросить курить, приходится привыкать обходиться без сигареты в ситуациях, вызывающих напряжение. А те, кто лечится от алкоголизма, стараются не прибегать к спиртному, чтобы сбросить накопившиеся за день напряжение, усталость.

Добиться этого, разорвав порочный круг, люди стремятся различными способами самостоятельного преодоления стресса: навыками релаксации, делового и неформального общения, анализа системы представлений, лежащих в основе восприятия тех или иных событий. Анализ наших суждений и обыденных представлений, помогает находить причины многих эмоциональных переживаний. Такой анализ весьма полезное средство самоконтроля, позволяющего человеку совладать с неблагоприятным эмоциональным состоянием.

Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью. Если работа четко не определена, не ясны ресурсы для ее исполнения, не понятна конечная цель, то в этом случае и не понятна роль исполнителя, его полномочия и ответственность. В случае отрицательного результата на этого человека возлагается весь груз ответственности за неудачно выполненную работу. Очень важно вовремя акцентировать на этом внимание руководства и отказаться от таких условий работы.

Причинами стресса может стать осуществление перемен в организации и сопротивление любым изменениям, что вызывает у человека страх: потери функции, потери заработка, перед новыми проблемами.

Для разрешения подобной ситуации можно использовать методы преодоления сопротивления: передачу сотрудникам достоверной информации о будущих организационных изменениях, привлечение работников к непосредственному участию в организации перемен и принятию решений, эмоциональная и психологическая поддержка, кооптацию (предоставление сопротивляющемуся лицу ведущей роли во введении новшеств), маневрирование (выборочное использование информации для своей пользы).

Повышению производительности труда и нормализации межличностных отношений в коллективе, также может препятствовать конфликтная ситуация. В нашей жизни, к сожалению, конфликтов бывает больше, чем литературных диспутов и мирных переговоров. Они рождаются на почве расхождений во взглядах, разногласий во мнениях, побуждениях, желаниях, стилях жизни, личностных особенностях. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. д.

Причинами возникновения конфликтов психологи называют раздражение и недоверие.

Раздражение. Попытки выразить негативное отношение приводят к еще большим обидам, подпитывая раздражение другого человека, и наоборот.

В результате, как правило, бывает скандал или полное прекращение общения между сотрудниками, поэтому бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет.

Недоверие – результат недостатка в общении между коллегами. Не испытывая доверия к человеку, трудно с ним общаться, но тем не менее свои чувства лучше скрывать или подавлять, не демонстрируя их; такой подход – наилучший. В нашей жизни бывают ситуации, когда можно прекрасно общаться с людьми, которым не доверяешь. Если вопрос о недоверии все же возникает, то проще сразу его прояснить.

На сегодняшний день существует другая точка зрения на этот вопрос. Заключается она в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже и желательны.

Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется несколько определений.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, противоречие во взглядах и в отношениях между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

При этом каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Обычно причины, порождающие конфликт, не являются самоочевидными, ясными для самого человека. Они не представляют безусловного запрета, «табу» и всегда сплетены с условиями проблемной задачи.

Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс разрешения конфликта более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении к себе и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения происходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и привести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным, когда снижается личная удовлетворенность, групповое сотрудничество и эффективность организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтами, необходимо выявить причины возникновения конфликтной ситуации.

Внутриличностный конфликт. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результата его работы.

Межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии. Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей.

Механизм действия и формирования причин конфликта, в общем виде, можно представить следующим образом:
В ситуациях, когда каждый участник конфликта усматривает в действиях противоположной стороны злые намерения и считает новое действие оппонента атакой, может произойти включение психологических защитных механизмов, как формы поведения личности, избираемой для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, воздействия.

Все критические ситуации от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

Можно сказать, что вся человеческая жизнь в основном есть история преодоления критических ситуаций, обстоятельств и содержит множество примеров их успешного преодоления.

Работа сделанна в 2006 году

Причины и источники стресса — Курсовая Работа, раздел Экономика, — 2006 год — Управление стрессами Причины И Источники Стресса. Впадать В Гнев — Значит Вымещать На Себе Ошибки.

Причины и источники стресса. Впадать в гнев — значит вымещать на себе ошибки другого». Александр Поп Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс — это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.

Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса. По своей сути стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическому ответу организма на действие любого фактора. Дальнейшее изучение стресса последователями Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие – «эмоциональный или психологический стресс». Однако стресс – это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.

Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс (см. приложение №1):  перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;  конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);  неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);  неинтересная работа (обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);  плохие физические условия (шум, холод и пр.)  неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;  плохие каналы обмена информацией в организации и др. Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:  страх не справится с работой;  страх допустить ошибку;  страх быть обойденным другими;  страх потерять работу;  страх потерять собственное Я. Стрессогенами также являются неблагоприятный морально — психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д. Ко всему этому «букету» стрессов организационно — производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций.

Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие.

Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти.

Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально. 1.2. Виды и фазы стресса. «Смело выходи из себя, если другого выхода нет». Януш Васильковский ВИДЫ СТРЕССА. В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс.

Эу¬стресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эф¬фекта, а дистресс – отрицательного. Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. При¬ятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возраста¬нием физиологического стресса.

По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г.Селье, отсутст¬вие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной сте¬пени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зре¬ния Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным. По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить пе¬ред собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы.

Отсутствие таковой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, ги¬пертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание». Г.Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации». Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, опреде¬ляющих реактивность каждого.

Различные психологические проявления стресса находят отражение в фи¬зиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологиче¬скими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объ¬ективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

ФАЗЫ СТРЕССА. Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния. Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др. Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере.

Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе. Человек живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от жизненных ситуаций. В жизни эмоции создаются различные формы эмоциональных состояний, различающихся между собой продолжительностью и интенсивностью. Ими являются настроения, страсти и аффекты.

Настроение характеризуется достаточно собой интенсивностью, длительностью протекания, а также неясностью и «безотчетностью» переживаний. В отличие от настроения, страсть — более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей. Она может положительно сказываться на человеческой личности, но может также и разрушать личность. Аффект — это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью.

Особенности его состояния в том, что аффект носит бурное внешнее проявление, характеризуется кратковременностью, поведение при этом носит безотчетный характер. Любые эмоции могут при определенных условиях доходит до аффекта. Отрицательные аффективные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека. По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный.

Информационный стресс связан с невозможностью справится с лавинообразным потоком информации. Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности. Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию. В проявлении стресса имеют значения индивидуальности людей.

Нет двух людей, у которых реакция на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим. Еще Г.Селье отмечал, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете. Это прямо относится к стрессу. Еще в древние времена философ Эпиктет говорил, что «людей расстраивают не события, а то, как они, на них смотрят» . В превращении большинства раздражителей в стрессоры определенную роль играют когнитивные и аффективные реакции, относящиеся к стимулам.

Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Глава II: УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ 2.1.

2. Причины и источники стресса

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Стресс-факторы, связанные с выполнением профессиональных обязанностей.

1). организационные факторы, способные вызвать стресс:

Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

Конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

Неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

(Мескон М., Алъберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. -С. 546-547.)

Неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

Плохие физические условия (шум, холод и пр.);

Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

Плохие каналы обмена информацией в организации и др.

2). организационно-личностные, выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных страхов работников:

Страх не справиться с работой;

Страх допустить ошибку;

Страх быть обойденным другими;

Страх потерять работу;

Страх потерять собственное Я.

Стрессогенны также и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

К этому букету стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, кризис среднего возраста и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

3. Профилактика стрессов в деловом общении

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой вертикаль деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два фронта: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

1) Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий — важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

2) Не пренебрегайте бюрократией, то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

3) Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

4) Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)

5) Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

6) При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

7) Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

9) Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

10) Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов.

Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Страдающим от стрессов на работе обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

1). ЕСЛИ вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

2). Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся — вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

3). Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших.

4). Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать нет. Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не захлопывайте двери: объясните, что вы совсем не против новых заданий. если только вам позволят освободиться от части старых.

5). Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

6). Если возникает производственный конфликт ролей, то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания.

Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

7). При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха.

Опыт свидетельствует, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

8).Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку — лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).

9). Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая-то природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Профессиональный стресс. Источники и Виды производственного стресса Источники профессионального стресса

Рассмотрим факторы, которые могут вызвать профессиональный стресс.

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Организационные факторы.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Авторы популярного учебника по основам менеджмента выделяют организационные факторы, способные вызвать стресс:

  • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
  • конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
  • неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
  • неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
  • плохие физические условия (шум, холод и пр.);
  • неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
  • плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных -“страхов” работников:

  • страх не справиться с работой;
  • страх допустить ошибку;
  • страх быть обойденным другими;
  • страх потерять работу;
  • страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

К этому “букету” стрессоров организационно – производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, “кризис среднего возраста и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный уронь его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой; нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

Доброго времени суток, дорогие читатели!

В данной статье мы рассмотрим с Вами такие важные вопросы на тему стресса, как: понятие стресса, причины, симптомы и развитие стресса, стрессовые ситуации, а также как снять стресс и не допустить его проявления . Итак…

Понятие стресса

Стресс (англ. stress) – неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Среди наиболее популярных стрессоров выделяют – страхи, конфликты, недостаток денежных средств.

Среди симптомов стресса выделяют – раздражительность, гнев, бессонница, пассивность, вялость, недовольство окружающим миром и другие признаки.

Интересным фактом является то, что небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека. Это связано с выбросом во время стрессовой ситуации в кровь человека адреналина, а также другими биохимическими реакциями, которые способствуют человека решать ту или иную задачу, которая возможно длиться в жизни человека не один год.

Один из примеров, который ярко отображает данную картину: В 90х годах один человек прогорел на бизнесе, причем таким образом, что остался еще и в больших долгах, примерно в 1 млн. долларов. Эта стрессовая ситуация заставила человека мобилизировать все свои умственные и другие способности для решения данного вопроса. Через некоторое время он решил сделать несколько видов салатов и предложить их на реализацию в один из столичных магазинов. Его салаты быстро раскупили, и уже буквально через год он поставлял салаты во многие столичные супермаркеты, что позволило ему отдавать долг.

Другой пример, который часто называют «инстинктом самосохранения» — когда человек находиться в смертельной опасности, он может решить этот вопрос таким образом, что в нормальном состоянии это просто невозможно.

Конечно, ситуации различные, и пути решения также, но думаю, в целом, картину Вы понимаете.

Помимо положительного эффекта, стресс может способствовать и негативным последствиям. Когда человек постоянно подвержен стрессовым ситуациям, его организм усиленно растрачивает свои силы (энергию), что приводит к его быстрому истощению. Поскольку все органы находятся в напряженном состоянии, они более подвержены к вторичным неблагоприятным факторам, например – болезням.

Ярким примером является ситуация, когда под стрессом человек заболевает , нарушается речевой аппарат () и др.

Кроме всего, сильный стресс или внезапная стрессовая ситуация иногда приводит человека к .

Также при сильном, длительном и частом стрессе, развивается ряд патологических изменений, выражающихся в различных заболеваниях психической, нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной и других системах. Организм истощается, слабеет, теряет способность решать или выходить из стрессовой ситуации.

Таким образом, ученые установили два основных вида стресса – эустресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс) . О видах поговорим позже, а сейчас перейдем к рассмотрению симптомов (реакций) организма на стрессовые ситуации.

Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:

— беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими человека людьми, обстановкой, миром;

— недоверие к себе и окружающим людям, суетливость;

— частое желание плакать и рыдания, тоска, самосожаление;

— отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание покушать;

— нервный тик, неспецифические для пациента желания кусать себе ногти, прикусывать губы;

повышенная потливость, повышенная возбудимость, расстройства пищеварительной системы ( , ), кожный зуд, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, чувства удушья, резкое , онемение или покалывание в конечностях;

— повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.

Осложнения стресса

Среди осложнений выделяют:

— постоянная бессонница и головные боли;
— употребление наркотиков, алкоголя;
— расстройства пищеварительной системы – , ;
— сердечно-сосудистые заболевания ( , );
— депрессия, ненависть, суицидальные желания.

Причин стресса великое множество, т.к. у каждого человека свой индивидуальный организм, психика, образ жизни, поэтому, один и тот же фактор на одного человека может не повлиять вовсе, или произвести незначительное воздействие, в то время как другая личность буквально заболевает, например – конфликт с другим человеком. Поэтому, рассмотрим наиболее популярные причины и/или факторы стресса:

— конфликтная ситуация с другим человеком – на работе, дома, с друзьями или вовсе с посторонними людьми, ссора;

— недовольство – своим внешним видом, окружающими людьми, успехами на работе, самореализацией в мире, окружающей обстановкой (дом, работа), уровнем жизни;

— маленький прожиточный минимум, нехватка денег, долги;

— длительное отсутствие отпуска и полноценного отдыха от повседневных дел, быта;

— рутинная жизнь с отсутствием или маленьким количеством положительных эмоций, перемен;

— длительные хронические заболевания, особенно влияющие на внешний вид, а также болезни родственников;

— избыточный вес;

— смерть родственника или просто близкого или знакомого человека;

— недостаток в организме и микроэлементов;

— просмотр душевных фильмов, или наоборот, фильмов ужасов;

— проблемы в сексуальной жизни;

— частые страхи, особенно перед смертельными заболеваниями (), мнением окружающих людей, старостью, маленькой пенсией;

— одиночество;

— чрезмерная физическая активность, или же неблагоприятные условия окружающей среды (холод, жара, дождливая погода, повышенное или пониженное атмосферное давление);

— резкая мена окружающей обстановки – переезд на другое место жительства, смена работы;

— тяжелая музыка;

— другие причины или ситуации, способные зацепить или раздражать человека.

Виды стресса

  • По типу раздражителя:

Физический стресс. Возникает в последствии воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды – солнца, холода, жары, дождя, облучения и т.д.

Биологический стресс. Возникает в последствии сбоя в работе различных систем организма, болезней, травм, чрезмерной физической нагрузки на организм.

Психологический или психический (эмоциональный, нервный) стресс. Возникает в последствии воздействия на человека различных положительных или отрицательных эмоций/переживаний. Чаще всего обусловлен социальными проблемами – деньги, ссоры, условия жизни.

  • По типу реакции организма на стрессовую ситуацию:

Эустресс. Спровоцирован положительными эмоциями, переживаниями.

Дистресс. Негативная форма стресса, при которой организму сложно справиться в проблемой. Является частой причиной различных заболеваний, иногда даже смертельных, таких как – рак.

  • По времени:

Кратковременный стресс. Возникает и развивается стремительно. Исчезает также очень быстро, после удаления стрессора (патогенного фактора).

Хронический стресс. Данный вид стресса атакует человека из дня в день, приучая организм к нахождению под ним таким образом, что пациент практически начинает полагать, что это его реальность, не видя выхода. Хроническая форма стресса часто приводит человека к различным сложным болезням, фобиям, суициду.

Фазы стресса

Развитие стресса происходит в три фазы:

1. Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.

2. Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.

3. Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Лечение стресса

Как снять стресс? Лечение стресса включает в себя следующие пункты:

— удаление стрессора (фактора стресса);
— физиологические процедуры;
— принятие успокаивающих (седативных) препаратов;
— психологическую коррекцию.

1. Первое, что необходимо сделать для снятия стресса – убрать раздражающий фактор, если это возможно. Например, сменить работу, перестать общаться с конфликтным человеком и т.д. Иногда раздражающим фактором может быть даже красные стены Вашей спальни или офисного помещения.

2. Физиологические процедуры снятия стресса включают в себя:

— здоровый сон;
— полноценный отдых, желательно на природе;
— употребление пищи, обогащенной витаминами и ;
активный образ жизни – зарядка, катание на велосипеде , плавание;
— расслабляющие ванны;
— расслабляющая музыка;
— прогулка на свежем воздухе перед сном;
— глубокое, спокойное дыхание – вдох носом, выдох ртом;
— расслабляющий массаж.

3. Лекарственные средства против стресса делятся на две группы — седативные средства и транквилизаторы (анксиолитики).

Седативные средства или препараты направлены на успокоение психической системы. Среди них можно отметить:

— седативные препараты: «Барбовал», «Валериана», «Мелисон».
— седативные средства: чай с мелиссой, настойки ( , пиона), отвары ( , душица), расслабляющие ванны (с хвоей).

Транквилизаторы (анксиолитики): «Адаптол», «Ноофен», «Тенотен».

Важно! Перед употреблением лекарственных и других средств против стресс обязательно проконсультируйтесь с врачом!

4. Очень благотворно на организм влияет прием витаминов, особенно это актуально при употреблении однообразной и малополезной пищи, или же при постоянных физических и умственных нагрузках. Особенный акцент необходимо сделать на прием витаминов группы В, которых большое количество находится в орехах, крупах (пшеница, рис, ячмень), черных семечках, кураге.

5. Психологическая коррекция. Консультация психолога может помочь переосмыслить свою жизнь, сменить ежедневные приоритеты, сменить отношение к себе и другим людям. Иногда профессионал, выслушав пациента, может помочь принять правильное решение в той или иной ситуации, или же научить человека самому решать стрессовые ситуации. Во всех случаях все индивидуально, как мы с Вами и говорили в начале статьи.

Не могу также не упомянуть о молитве , т.к. обращение к Богу и Его решения тех или иных вопросов, в том числе стрессовых ситуаций, часто выходят за рамки понимания, а результат обычно превосходит все ожидания человека, который к Нему обращается. Кто как не Творец способен решить вопросы Своего творения и понять всю его горечь, отчаяние, тоску и другие проблемы человека.

Чтобы минимизировать развитие стресса, обратите внимание на следующие рекомендации:

— ведите активный образ жизни;
— употребляйте пищу, обогащенную ;
— старайтесь найти работу, которая Вам нравиться;
— высыпайтесь;
— откажитесь от алкогольных напитков, не употребляйте наркотические средства;
— больше проводите время на свежем воздухе, отдыхайте на природе, не за компьютером;
— ограничьте себя в употреблении кофеина (кофе, крепкий черный чай);
— не смотрите и не слушайте то, что Вам неприятно (фильмы, музыка, новости);
— следите за своим ребенком – что он читает и смотрит, ограничьте его от информации насильственного, потустороннего и оккультного характера;
— делитесь своими переживаниями с друзьями или родственниками, которым доверяете;
— если Вы чувствуете, что не можете или не умеете преодолевать стрессовые ситуации, обратитесь к психологу за консультацией;
— обратитесь к Господу, и просите Его помочь преодолевать стрессовые ситуации.

К какому врачу обратиться при стрессе?

  • Психолог;
  • Психотерапевт.

Видео о стрессе

Loading...Loading...