Субъекты экологических правоотношений. Субъекты экологического права

Наряду с экологическими правами на субъектов правоотношений, возникающих в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, возлагаются и отдельные экологические обязанности.

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В развитие указанных правовых предписаний в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» устанавливаются экологические обязанности как граждан Российской Федерации, так и общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Повторяя положения Конституции РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» провозглашает три основные экологические обязанности граждан Российской Федерации: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства (п. 3 сг. 11). На общественные и иные некоммерческие объединения возлагается обязанность по соблюдению природоохранных требований при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды.

Законодательством РФ определенные экологические обязанности возлагаются и на общественные коммерческие объединения. Так, все юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов на территории РФ, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

К числу экологических обязанностей можно отнести обязанности но охране и рациональному использованию отдельных природных ресурсов, закрепленные в природоресурсных законодательных актах.

Согласно положениям ЛК РФ участники лесных отношений при освоении лесов должны проводить мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, а также по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов. Кроме того, граждане, находящиеся в лесах, обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности, правила лесовосстановления и ухода за лесами.

Земельный кодекс РФ устанавливает обязанности по рациональному использованию и охране земель для участников земельных отношений. Так, установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» субъекты хозяйственной и иной деятельности, влекущей за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должны осуществлять такую деятельность с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При этом хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Кроме того, Федеральным законом «О животном мире» устанавливается обязанность всех субъектов хозяйственной и иной деятельности осуществлять мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также обеспечивать неприкосновенность защитных участков территорий и акваторий при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности.

Традиционно под субъектами права понимаются физические и юридические лица, обладающие правосубъектностью, которые могут быть носителями прав и обязанностей, посредством этого участвовать в правовых отношениях. Круг субъектов экологического права предопределен составом участников тех общественных отношений, которые составляют предмет отрасли. Именно их права и обязанности регламентируются в действующем экологическом законодательстве.

Субъектами экологического права являются:

1. Публичные образования (РФ, субъекты РФ, муниципалитеты)

2. Органы управления (различного уровня – федерального и регионального) и органы местного самоуправления

3. Экологопользователи (природопользователи) – те физические и юридические лица, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду либо используют ее или ее отдельные компоненты, не нарушая целостности.

Экологическое право наделяет участников социально-экологических отношений выступать носителями субъективных прав и юридических обязанностей, следовательно, субъекты экологического права – это органы, лица, наделенные экологической правосубъектностью, правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве об охране окружающей среды.

Выделяется активная и пассивная экологическая правосубъектность. Активной правосубъектностью наделены органы, реализующие властные полномочия в сфере экологопользования, пассивной правосубъектностью характеризуются субъекты подчинения – экологопользователи. Частично экологическая правосубъектность, в частности у физических лиц, возникает с момента рождения. Она обусловлена существованием естественных прав человека, обеспечивающих возможность использовать окружающую среду в рамках общего природопользования. По мнению Дубовик, экологическое законодательство всем своим содержанием предназначено для:

1. граждан, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с негативным воздействием на окружающую среду, принимающих и реализующих определенные экологические значимые решения, а также совершающие акты экологического поведения.



2. юридических лиц, принимающих и реализующих экологически значимые решения и несущие юридическую ответственность за экологические правонарушения.

3. лиц, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорного характера.

4. правоприменителей.

5. лиц, осуществляющих право- и нормотворчество.

Экологическая правоспособность - определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей. Правоспособность физического лица в экологическом праве часто возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституцией РФ признано право каждого на благоприятную окружающую среду. Лесным кодексом РФ установлено право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора ягод, грибов для личных нужд. Во многих случаях экологическая правоспособность физического лица возникает по достижении определенного возраста. Так, специальное природопользование (лесопользование, водопользование и др.) может осуществляться физическим лицом по достижении совершеннолетия.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, которым предусмотрены законом.

Экологическая дееспособность - это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности. Сущность экологической дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реализуя свое право на специальное природопользование, может обратиться в уполномоченные государственные органы для получения лицензии. Праву на природопользование корреспондирует обязанность по охране природы. Если в процессе такого природопользования будет причинен экологический или экогенный вред, то гражданин обязан его возместить.

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Субъективное экологическое право <46> представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право - это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц) <47>.

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Основные принципы и задачи экологического права

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих его сущность и социальное назначение, отражающих его главные свойства и особенности.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых).

Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы:

социальной справедливости и социальной свободы;

равноправия (равенства перед законом);

единства юридических прав и обязанностей;

ответственности за вину;

законности и др.

Субъекты экологических правоотношений; экологические права и обязанности граждан

Субъекты экологических правоотношений дает Б.В. Ерофеев - это "лица, управомоченные законом на реализацию определенного поведения природоохранительного характера; они могут реализовывать его самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права". Круг субъектов экологического права многообразен. В экологические правоотношения вправе вступать любые лица, наделенные правосубъектностью.

В нормативных правовых актах отсутствуют определения "экологическая правоспособность", "экологическая дееспособность", "экологическая деликтоспособность". В юридической литературе они трактуются исходя из общих представлений о них в теории права, а также в гражданском законодательстве, законодательстве об административных правонарушениях и уголовном законодательстве.

Правосубъектность складывается из трех составляющих:

  • - Правоспособность - это возможность лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормами экологического права. Как правило, правоспособность физического лица возникает с момента его рождения. Так, в силу своего рождения человек приобретает провозглашенное ст. 42 Конституции РФ право на благоприятную окружающую среду.
  • - Дееспособность - способность указанных субъектов своими действиями приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные нормами экологического права. По общему правилу, полная дееспособность возникает у физического лица с момента достижения им совершеннолетия. У юридического лица правоспособность и дееспособность возникает одновременно - с момента его создания - внесения записи о создании юридического лица в Единый государственный Реестр юридических лиц.
  • - Деликтоспособность - способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения или преступления. Так, например, КоАП РФ определяет возраст, по достижению которого наступает административная ответственность - 16 лет. За некоторые виды преступлений уголовная ответственность согласно УК РФ наступает по достижению 14-летнего возраста.

Принимая во внимание правовой статус каждого субъекта, на основании действующего законодательства, можно выделить следующих субъектов экологических правоотношений:

I. Граждане:

  • - граждане РФ;
  • - иностранные граждане;
  • - лица без гражданства.

II. Должностные лица:

  • - должностные лица организаций и предприятий;
  • - должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

III. Хозяйствующие субъекты:

  • - индивидуальные предприниматели;
  • - субъекты малого и среднего предпринимательства: средние предприятия, малые предприятия и микропредприятия.
  • - юридические лица.

IV. Органы государственной власти:

  • - федеральные органы государственной власти;
  • - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

V. Органы местного самоуправления.

Под экологическими правами граждан понимают закрепленные в законодательстве права гражданина, которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на:

  • -- благоприятную окружающую среду;
  • -- достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • -- возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду -- это одно из фундаментальных прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова, равенство и др. Важнейшим способом реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду является не только соблюдение всеми лицами экологических норм, правил и нормативов, но и получение достоверной информации о состоянии окружающей сред ы.

Согласно действующим законодательным актам граждане имеют право требовать от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация должна быть достоверной, т.е. заведомо не искаженной, своевременной и полой. Одним из наиболее важных способов защиты права на благоприятную окружающую среду считается право на возмещение ущерба, понесенного гражданами в результате экологического правонарушения.

Помимо экологических прав, закрепленных в Конституции, существуют и иные экологические права, содержащиеся в других законах и кодексах.

Так, каждый гражданин имеет право на общее природопользование. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.) граждане имеют также право:

  • -- создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей среды;
  • -- принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды
  • -- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;
  • -- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Тема № 2. Нормы экологического права и экологические правоотношения

План:

1.1. Понятие экологических правоотношений их классификация

1.2. Субъекты экологических правоотношений.

1.3. Объекты экологических правоотношений.

1.4. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.

Понятие экологических правоотношений их классификация

Правоотношение - это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические правоотношения - это урегулированные нормами экологического права общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества по поводу охраны и восстановления окружающей среды, обеспечения рационального использования природных ресурсов и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Классификация экологических правоотношений в научных кругах осуществляется не однозначно. Автор предлагает следующую классификацию:

а) экологические правоотношения в сфере государственного регулирования природорользования;

б) экологические правоотношения в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы;

в) материальные и процессуальные экологические правоотношения;

г) регулятивные и охранительные экологические правоотношения.

Субъекты экологических правоотношений

Субъектами экологических правоотношений являются:

государство - в лице компетентного органа;

юридические лица;

физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

хозяйствующие субъекты - предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

1) природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

3) общественные объединения экологического профиля;

4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством.

Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 11 Закона, где указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Здесь же перечислены права и обязанности граждан. В частности, они имеют право :

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право :

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

1.3. Объекты экологических правоотношений .

Объектами экологических правоотношений являются природные объекты и комплексы, закрепленные ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Основными объектами охраны окружающей среды остаются: земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".


Похожая информация.


Субъектами экологического права являются граждане (физические лица), юридические лица и публично-правовые образования.

Граждане и юридические лица обладают определенными субъективными правами и несут юридические обязанности в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Такими правами являются:

1) право на благоприятную окружающую среду.

2) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

3) право на участие в принятии экологически значимых решений (например, в проведении общественной экологической экспертизы, оценке воздействия на окружающую среду, право оказывать содействие органам публичной власти при осуществлении полномочий в области охраны окружающей среды);

4) право требовать в судебном порядке ограничения, приостановления, прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

5) право на возмещение вреда окружающей среде;

6) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

С целью реализации права на благоприятную окружающую среду граждане имеют следующие права:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

Принимать участие в акциях по охране окружающей среды: митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях, сборе подписей под петициями и пр.;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке.

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных последствий этой деятельности на окружающую среду.

Обязанности граждан:

1) сохранять природу и окружающую среду;

2) бережно относиться к природным богатствам;

3) соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;

4) осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с законом;

5) возмещать в установленном законом порядке причиненный окружающей среде вред.

Поскольку юридические лица представляют собой объединения граждан, постольку на них распространяются основные экологические права и обязанности, присущие гражданам.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Правоведение

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Правоведение
Учебное пособие Великий Новгород 2009 УДК 340 (075.8) ББК 67 П68

Понятие, признаки и функции государства
Такой социальный институт, как государство возник на определённом этапе развития человеческого общества. Государство пришло на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны: объединение

Форма государства
Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Она включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Фо

Правовое государство
Правовое государство – это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя идеи об ограничении власти правом, законом высказывались ещё в античности – Пла

Право: понятие, сущность, функции
Право представляет собой сложное и многоплановое социальное явление: 1) это форма общественного сознания, которая наряду с моралью, религией выполняет роль регулятора повед

Соотношение права и государства
Право – это имеющая большую социальную ценность регулятивная система, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормати

Понятие и структура нормы права
Норма права – это правило поведения общего характера, установленное государством, имеющее общеобязательную силу и письменную форму, закрепляющее права и обязанности участников отношения, охр


Для того, чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть обличено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью к

Пространстве и по кругу лиц
Действие нормативных актов во времени связано с определением срока их вступления в силу и с моментом утраты ими юридической силы. Дата принятия законов, порядок их официального опуб

Система права
Юридические нормы, составляющие право государства, несмотря на разнообразие тесно взаимосвязаны между собой, согласованы и образуют систему права. Система права включает следующие элементы

Международное право как особая система права
На современном этапе развития общества существуют и функционируют множество национальных правовых систем, которые и образуют правовую картину мира. Все они в той или иной мере взаим

Религиозная правовая семья
Мусульманское право – разновидность религиозного права и распространяется на лиц, исповедующих ислам. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государств

Субъекты и объекты правоотношений
Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Выделяют следующие виды субъекто

Правонарушение и юридическая ответственность
Нормы права как правила должного поведения субъектов могут быть ими нарушены. Когда субъект не исполняет свои правовые обязанности, нарушает установленные запреты или посягает на права других лиц,

Правотворчество
Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Черты правотворчества: - представл

Применение права
Нормативные правовые акты, правовые договоры, судебные прецеденты, правовые обычаи, а точнее – заключенные в них нормы права – создаются для того, чтобы реализовывать, претворять их требования в жи

Законность и правопорядок
Законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и иных нормативных актов правового характера. Стороны законности: 1) наличие правовых, справедливых, научно-обосн

Основы правового статуса личности
Основы правового статуса личности составляют положения главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации. Под правовым статусом личности принято понимать совокупность

Особенности федеративного устройства России
Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является принцип федерализма, в соответствии с которым Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов

Понятие и виды государственных органов
Согласно Конституции Российской Федерации одним из путей осуществления многонациональным народом Российской Федерации своей высшей власти являются органы государственной власти (статья 3, часть 2).

Законодательный процесс
Законодательный процесс – процесс принятия законодательным (представительным) органом государственной власти проекта закона к рассмотрению, обсуждения проекта, принятия закона, его подписания и обн

Федеральные органы исполнительной власти
В соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федераци

Судебная система
В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Росс

Местное самоуправление
В Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции Российской Федерации). Местное самоуправлен


Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, с

И административная ответственность
Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об адми

Административное наказание: понятие и виды
Административное законодательство устанавливает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного прав


Гражданское право является одной из важнейших составных частей любой правовой системы и наиболее разработанной, системообразующей отраслью частного права. Нам известно, что право ка

Гражданское законодательство
Гражданское законодательство– это совокупность нормативных актов, регулирующих гражданские правоотношения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится

Гражданское правоотношение
Правоотношением в гражданском праве признается общественное отношение, урегулированное гражданско-правовыми нормами. Гражданское правоотношение выступает в виде связи между его учас

Объекты гражданских правоотношений
Объекты гражданских правоотношений– это материальные и нематериальные блага, по поводу которых действуют субъекты гражданских правоотношений. К ним относятся: имущество (вещи и имущественные права)

Гражданско-правовые сделки
Осуществление гражданского права– это реализация управомоченным лицом возможностей, заключенных в содержании данного права. Субъект может осуществлять гражданские права факти

Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность– это обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные имущественные последствия совершенного им гражданского правонарушения, выраз

Право собственности и иные вещные права
Права субъектов гражданских правоотношений на вещи именуются вещными правами. Вещные права подразделяются на право собственности, являющееся первичным, основным вещным правом

Понятие, значение, особенности и основания возникновения обязательств
Гражданско-правовое обязательство – это такое правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущест

Перемена лиц в обязательстве
От участия в обязательственных правоотношениях третьих лиц необходимо отличать перемену (замену) лиц в обязательствах (глава 24 ГК Российской Федерации), при которой кредитор либо должник выбывают

Договоры в гражданском праве
Ранее отмечено, что самым распространенным основанием возникновения обязательств выступают договоры. В то же время договор – это вид более широкого понятия – сделки. Фактически договор – это двусто

Прекращение обязательств
Обязательства прекращаются по воле сторон либо по обстоятельствам, не зависящим от их воли. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации прекращение обязательств по воле стор

Наследственное право
Наследственное право – это институт гражданского права, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с переходом имущественных и некото


В результате регулирования трудовых отношений возникают трудовые правоотношения. Содержание трудового правоотношения составляют конкретные права и обязанности, которые приобр

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 2) основными принципами правов

Порядок заключения трудового договора
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя. При

Изменение трудового договора
Под изменением трудового договора понимается перемена или преобразование одного или нескольких обязательных или дополнительных условий договора, произведенных по взаимному согласию сторон.

Общие основания прекращения трудового договора
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации общими основаниями прекращения трудового договора являются следующие. 1. Соглашение сторон(пункт 1 части первой статьи 77, статья 78

Прекращение трудового договора по инициативе работника (увольнение по собственному желанию)
В соответствии со статьей 80 ТК Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной с

Прекращение трудового договора по инициативе работодателя
Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя (его представителей) установлен статьей 81 ТК Российской Федерации. В ней содержатся как основания, которые распространя

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
В соответствии со статьей 83 ТК Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим и: поли сторон. 1. Призыв работника на военную службу

Понятие и виды рабочего времени
Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности,

Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
Совместительство – выполнение работником по его инициативе другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время за пределами нормальной продолжи

Время отдыха и его виды
Конституция Российской Федерации в статье 37 (часть 5) закрепляет в числе социально-экономических прав право на отдых. Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполне

Дисциплина труда
Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенное в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными закон

Материальная ответственность работодателя перед работником
1. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику в связи с неполучением им заработной платы во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться наступает, если

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю
Это обязанность работника возместить полностью или частично ущерб, причиненный противоправными виновными действиями работника имуществу работодателя в порядке и пределах, установленных трудовым зак

Трудовые споры
Трудовыми спорами называются поступившие в соответствии с законом на разрешение юрисдикционного органа неурегулированные разногласия работников и работодателей по вопросам применения трудового зако


Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие из факта родства, брака, рождения детей, усыновления, принятия детей на воспит

Признания недействительным
Брак в семейном праве – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определённых правил с целью создания семьи. На территории Российской Федерации действительным бр

Личные неимущественные права и обязанности супругов
После государственной регистрации брака у супругов возникают личные и имущественные права и обязанности. Личные правоотношения– это закрепленные нормами семейного права отношения, в

Имущественные отношения супругов
Законный режим имущества супругов.Представляет собой режим их общей совместной собственности, т.е. бездолевое владение, пользование и распоряжение имуществом только непосредственно ими, без

Договорный режим имущества супругов
В целях защиты имущественных прав супругов от различных нарушений в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 40) впервые предусмотрена возможность заключения брачного договора. Основн

Права несовершеннолетних детей
Правила, определяющие права ребенка в Российской Федерации, появились в Семейном кодексе Российской Федерации после того, как 13 июля 1990 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, при

Права и обязанности родителей
Родительские права и обязанности–это целая группа имущественных и неимущественных прав, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Пра

Лишение родительских прав
Это мера воздействия на родителей, не выполняющих своих родительских обязанностей или злоупотребляющих ими. Основанием лишения родительских правявляется уклонение родителей от выпол

Ограничение родительских прав
Наряду с лишением в родительских правах также направлено на защиту прав и охраняемых коном интересов несовершеннолетних детей. Суть его состоит в том, о в силу судебного решения производится

Усыновление
При усыновлении усыновитель принимает на себя по отношению к ребенку, который не является его сыном или дочерью, все те обязанности, которые законом возложены на его родителей, и приобретает все пр

Понятие уголовного права. Преступление
Уголовное право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления. Субъектами уголовно-правовых отношений выступают, с одной стороны, лицо, совершившее преступление,

Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает обстоятельства, исключающие преступность деяния. К ним относятся деяния, которые хотя и имеют внешнее сходство с призна

Назначение наказания
Главной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении пр

И уголовного наказания
В некоторых случаях лицо, признанное виновным в совершении деяния, содержащего признаки состава преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности.Освобождени

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Как отмечалось, уголовное законодательство исходит из т


Экологическое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Экологиче

Объекты правовой охраны окружающей среды
Объекты правовой охраны окружающей среды – ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом. Выделяют следующие

За экологические правонарушения
Экологическое правонарушение – виновно совершенное противоправное деяние, наносящее вред общественным отношениям, возникающим в связи и по поводу природопользования и охраны окружающей среды.

Педагогической деятельности
Под педагогической деятельностью обычно понимают деятельность, направленную на выполнение важнейших социальных функций – воспитания, образования, развития личности, помощь гражданам в их самореализ

Педагогической деятельности
Среди всего многообразия нормативных правовых актов к числу тех, которые бы так или иначе регулировали педагогическую деятельность, можно отнести следующие: 1) Конституция Российской Федер

Система образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государс

И к организации образовательного процесса
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, созд

Обучающихся, воспитанников
Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Педагогических работников
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов

Государственная тайна
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года № 5485-1 государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области ег

Служебная и коммерческая тайна
Одним из самых распространенных и значимых видов конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. В соответствии со статьей 139

Loading...Loading...