Субъекты международного права: понятие и виды. Международный договор и международный обычай как источники международного права


Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, характеризуются как субъекты права.

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собиратель­ном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и ко­торое может вступать в международные публичные правоотношения. Субъект международного права должен подчиняться непосредственно международному регулированию и обладать международным публичным статусом.

Необходимым признаком субъекта международного права служит не сам факт участия или возможность участия в отношениях, регу­лируемых международно-правовыми нормами, а точно определенный характер (статус) этого участия.

Для понятия «субъект международного права» характерны еще ряд признаков , а именно:

1) - это лица (в собирательном смысле), участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых можно отнести

Известная внешняя обособленность;

Персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица;

Способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

Участвовать в принятии норм международного права;

2) - это лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права, что является основой деятельности акторов, как субъектов международного права.

Международное право выделяет несколько категорий субъектов: государства, нации, борющиеся за государственную независимость и международные (межгосударственные) организации. Субъекты между­народного права должны иметь юридическую способность самостоя­тельно участвовать в урегулированных международным правом отно­шениях, осуществлять свои права и обязанности, установленные международным правом (заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные предс­тавительства в других странах, участвовать в работе международных конференций), непосредственно вступать во взаимодействие с дру­гими субъектами международного права, защищать свою правоспо­собность. Иными словами, они должны обладать всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособностью).

Кроме уже перечисленных основных субъектов, существуют и иные субъекты международного права. В соответствии с межгосударственными договорами в прошлом устанавли­вался и ныне предусмотрен специальный международно-правовой статус неко­торых политико-территориальных образований – государственно-подобных образо­ваний. В соответствии с такими международными договорами эти образования наделяются определенными правами и обязанностями и тем самым становятся субъектами международно-правового регулирования. Они способны самостоя­тельно эти права и обязанности реализовывать, однако их правоспособность определена исключительно межгосударственным соглашением.

В настоящее время государственно-подобными образованиями являются Ватикан и Мальтийский ор­ден. Ватикан – это город-государство, резиденция папы римского в особом районе Рима. В качестве города-государства и субъекта международного права признан с 1929 г. (на основе Договора с Италией). В силу глобального характера католи­ческой религии папскому престолу приходится поддерживать широкие междуна­родные контакты, в том числе - участвовать в процессе международно-правового сотрудничества. Ватикан поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в то числе и с Российской Федерацией). В ООН Ватикан имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН (МАГАТЭ, МОТ, ВПС, ФАО, ЮНЕСКО). Внешне Ватикан обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана можно говорить лишь условно: это соответствующие должностные лица, зани­мающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство в социальном смысле слова. Скорее он может рассматриваться как администра­тивный центр католической церкви.

Тем не менее, Ватикан имеет дипломатические отношения с рядом госу­дарств, которые его признают субъектом международного права.

Мальтийский орден в Риме является действующим государственно-подобным образованием в современном мире. Это официальное историко-религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден был признан субъектом международного права и сувереном на международных конгрессах в Аахене в 1818 г., в Вероне в 1822 г., на переговорах с Грецией в 1823-1828 гг. и с Италией в 1912-1922 гг. Официальная цель Мальтийского ордена – благотворительная и историко-архивная деятельность. Имеет дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе с Россией). В 2004 г. состоялось подписание договора между правительством республики Мальта и Суверенным Мальтийским орденом о предоставлении Ордену одной из крепостей на территории Мальты в качестве экстерриториальной штаб- квартиры. Получив свою собственную территорию, Мальтийский орден стал самым маленьким в мире городом-государством (после Ватикана).

Государственно-подобные образования не являются типичными субъектами международного права, поскольку их число не стабильно и часто имеют место ситуации, когда такие образования отсутствуют на международной арене.

Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособность – это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.

Правоспособностью обладают субъекты:

а) государства - с момента образования;

б) нации, борющиеся за независимость - с момента признания;

в) международные организации - с момента вступления учредительных документов в силу;

г) физические лица – при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Дееспособность - означает осуществление субъектом международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, оккупированные в период второй мировой войны Германией государства сохраняли свою правоспособность, потеряв дееспособ­ность.

Деликтоспособность - означает способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей и это свойство называется правосубъектностью.

Понятие правосубъектности призвано отразить соединение в юридическом статусе лица право и дееспособности. Поскольку меж­дународному праву не известна категория недееспособных госу­дарств, понятие международной правосубъектности характеризует органическое слияние в статусе субъекта международного права и дееспособности.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса.

Международная правосубъектность - способность участвовать в международных отношениях, обладать международными правами и обя­занностями и осуществлять их в рамках и на основе международного права, т.е. международная правосубъектность воплощается в сово­купности международных прав и обязанностей. Однако права и обя­занности, т.е. права и обязанности, которые характеризуют между­народный статус их носителя как субъекта, образуют основу и предпосылку его международно-правовых отношений. Термин «международная правосубъектность» широко используется в различных международных правовых актах - например, в Декларации принципов международного права 1970 г. и в Конвенции по морскому праву 1982 г.

Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Согласно этому делению существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (не суверенные).

1) первичные - государства, обладающие международной правосубъектностью в силу своего возникновения, не обусловленной чьей-либо внешней волей и имеющей всеобъемлющий характер, а также народы и нации, борющиеся за свое самоопределение.

Первичные субъекты международного права не создаются никем в качестве таковых. Их по­явление - объективная реальность, результат исторического процесса. Это, прежде всего государства и, в некоторых случаях, нации и народы. По причине присущего первым государственного, а вторым - национального суверенитета, они ipso facto (лишь в результате факта своего существования) признаются в ка­честве носителей международных прав и обязанностей. В международном праве не существуют нормы, наделявших бы первичные субъекты правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

В отношении всех народов и наций применим принцип свободного само­определения. Однако не каждый народ является субъектом международно-пра­вовых отношений. Большинство народов организовано в национальные госу­дарства, которые выступают в качестве формы представительства интересов данного народа на внешней арене и выполняют роль субъекта международного права. Субъектом международного прав может быть только тот народ (или более узкое понятие - нация), который борется за свое освобождение и, соответственно, - новую форму государственной организации. Именно поэтому важное значение имеет также факт наличия у данного борющегося народа определенных властных структур, объединенных общим центром, способным выступать от имени нации и народа в межгосударственных отношениях. Практически такими структурами обычно яв­ляются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командо­вание, которое одновременно выступает и как политическое руководство.

В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой основ­ным носителем суверенитета является народ, который соответственно выступает в качестве субъекта международного права. Из этого выводится утверждение о том, что «все народы и нации могут быть... субъектами международных право­отношений самоопределения». Однако такое утверждение способно обладать не только стабилизирующим, но и дестабилизирующим влиянием на международный правопорядок, что противоречит в своей сути целям и принципам международного права.

2) производные - международные межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте. К производным субъектам международного права также относятся государ­ственно-подобные образования.

Производные субъектымеждународного права создаются первичными, а юридическими источниками для их учреждения является международный договор и, как разновидность его - учредительные документы в форме уставов. Производные субъектов имеют ограниченную правосубъектность, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первичных субъектов. Кроме того, объем их международной правосубъектности зависит от намерения и желания их создателей.

Международная организация как субъект международного права обладает рядом особенностей:

§ вторичность - создаются государствами и действуют на основе учредительных актов;

§ отсутствие суверенитета и территории;

§ вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам;

§ постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер;

§ они ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров;

§ любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование.

Субъект международного права является коллективным образованием. Каждый субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; бо­рющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно дей­ствующие нормы и т.д. Каждый из них имеет самостоятельный правовой статус, выступает на внешней арене от собственного имени. Некоторые ученые счи­тают, что только наличие трех элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллек­тивного образования; непосредственное участие в создании международно-пра­вовых норм) дает основания «считать то или иное образование полноценным субъектом международного права».

Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка; в их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права, а также осуществление мер по принуждению к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности. В международных отношениях от имени субъектов международного права выступают представляющие их органы или специально уполномоченные должностные лица.

Международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды могут обладать отдельными составляющими международной правосубъектности, но субъектами международного права не являются.

Основным субъектом международного права является государство. Международная правосубъектность государств имеет всеобъемлющий и исключительный характер. Особенность международного права – оно создается, прежде всего, самими государствами и преимущественно регулирует именно межгосударственные отношения. Государства – это главные создатели международного права и гаранты соблюдения его норм. В международно-право­вой литературе издавна используется понятие государства, включающее в себя три основных компонента - суверенную власть, население, определенную терри­торию. Если абстрагироваться от остальных функций и характеристик госу­дарства и сосредоточиться только исключительно на его международной право­субъектности, может получиться следующее определение: «Государство - необ­ходимая организация населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов. Государство сосредоточивает под своим контролем основную массу связей между иными участниками международ­ных отношений, национальными образованиями, физическими и юридическими лицами».

Возникает вопрос, почему именно государство ставится на первое место в системе субъектов международного права? Для этого есть ряд существенных причин:

1) государство на сегодняшний день единственный способ политической организации человеческого общества;

2) только государства выступают как в качестве создателя норм международного права, так и в качестве основного механизма претворения этих норм в жизнь на своей территории.

3) основное же качество, отличающее государство от других субъектов, - это обладание суверенитетом.

Основополагающей чертой государства является его суверенитет - верхо­венство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не су­ществует, поскольку все государства взаимозависимы и как, правило, государство как бы уступает часть своего суверенитета для развития взаимовыгодных отно­шений на внешней арене. Это проявляется в ограничении свободы действия го­сударства в международных делах. Все государства, несмотря на различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, являются, как но­сители суверенитета, юридически равными. Это составляет суть одного из основных принципов международного права - принципа суверенного равенства.

Государства, участвующие в международных отношениях, могут быть простыми, или унитарными, и сложными, состоящими из двух или более государств. В унитарных государствах имеется единая система высших органов власти (законодательной, исполнительной и судебной), которой полностью подчинены органы власти на местах. В унитарном государстве действует одна конституция на всей его территории, оно имеет единое гражданство, единую систему права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, хотя могут иногда пользоваться административной автономией. Здесь только государство в целом выступает как субъект международного права. К унитарным государствам относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, большинство стран Африки и Латинской Америки, Таиланд, Япония и ряд других.

К сложным государствам относятся конфедерации и федерации . Конфедерация - это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения ряда общих задач (взаимной обороны, внешних сношений, государственной безопасности, финансирования и др.). Но каждый член конфедерации имеет своего главу государства. Органы конфедерации состоят из представителей входящих в нее государств, а их решения по наиболее важным вопросам требуют обычно ратификации (утверждения) государствами - членами. Члены конфедерации остаются субъектами международного права. Кроме того, субъектом международного права может быть и конфедерация в целом, если при ее создании государства - члены возложили на нее ответственность за осуществление определенных международных дел, заключение договоров и т. п. Примером конфедерации в прошлом были США (1776-1787 гг.), Швейцария (1815-1848 гг.) и Германия (1815-1866 гг.).

Федерация - это наиболее сложное государственное образование. Федерация - уже не просто союз государств, а союзное государство. То есть федерация является формой государственного устройства, как и унитарное государство. В отличие от конфедерации в федерации федеральная власть непосредственно распространяется и на ее граждан. Акты центральных федеральных властей (законы, постановления правительства и др.) обязательны на территории всей федерации. В то же время члены федерации (штаты, земли, провинции, кантоны, республики и др.) обладают определенной самостоятельностью. Кроме общесоюзного гражданства здесь иногда имеются гражданство члена федерации, конституция субъекта федерации, которая не может противоречить федеральной, сохраняются свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые существуют наряду с аналогичными органами федерации. Все же самостоятельность членов федерации не доходит до того, чтобы они были субъектами международного права, поскольку они, как правило, не обладают внешней стороной государственного суверенитета, не могут осуществлять свою собственную внешнюю политику. Федеративными государствами в настоящее время являются: Россия, США, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия, Австралия, Германия и др. Во всех этих странах федерация в целом, а не ее члены, является субъектом международного права. Предусмотренное в конституциях ряда федераций (США, ФРГ, Австрия) право их членов заключать международные соглашения по некоторым вопросам может осуществляться только с согласия самой федерации. То же применяется и к тем федерациям, где нет конституционных положений о договорной правоспособности их членов (например, Австралия и Канада). Среди государств как субъектов международного права иногда выделяют государства, имеющие статус постоянного нейтралитета (Австрия, Камбоджа, Мальта, Швейцария). Однако этот статус не затрагивает их суверенитета. Все они являются полноправными суверенными государствами.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждается, что «каждое государс­тво пользуется правами, присущими полному суверенитету». Кроме того, в 1974 г. ГА ООН приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств.

Особое значение имеют следующие основные права государств:

1) право вступать в сношения с другими государствами;

2) право устанавливать и поддерживать дипломатические и консульские отношения с другими государствами;

3) право заключать международные договоры или участвовать в создании международно-правовых норм иными способами;

4) право быть членом международных организаций и участво­вать в международных конференциях;

5) право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную или коллективную самооборону, а также применять санкции к нарушителям международно-правовых норм

К основным обязанностям государств относятся:

1) воздерживаться от угрозы силой или ее применения против других государств и наций.

2) разрешать международные споры мирными средствами.

3) не вмешиваться во внутренние дела других государств.

4) сотрудничать с другими государствами в различных облас­тях.

5) уважать право народов на самоопределение.

6) добросовестно выполнять обязательства.

Основные права и обязанности государств определяются основ­ными принципами международного права.

Все государства имеют одинаковые основные права и обязан­ности, являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политичес­кого или иностранного характера.

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

Субъекты международного права понятие, виды, содержание

Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты международного права .

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом международного права, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при международных организациях.

Производные субъекты международного права .

1. Международные организации. Существует два вида:

ª международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов ме

ª международные неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.

Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их международной правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных в науке международного права является вопрос о международной правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отрицания международной правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом международного права.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • соответствующий понятийный аппарат, который позволит правильно использовать полученные знания;
  • понятие, особенности и виды субъектов международного права;
  • понятие и особенности государств как основных субъектов международного права;
  • особенности международной правосубъектности народов, борющихся за государственную независимость;
  • понятие и особенности международной межправительственной организации как производного субъекта международного права;
  • концепции международной правосубъектности иных участников международных отношений;

уметь

  • анализировать, толковать и правильно применять нормы, касающиеся международной правосубъектности;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения но поводу субъектов международного права;
  • принимать решения и совершать юридические действия в ситуациях, касающихся прав и обязанностей субъектов международного права в точном соответствии с основными принципами международного права;
  • осуществлять правовую экспертизу международных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы международной правосубъектности;
  • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам международной правосубъектности;
  • самостоятельно и правильно составлять международно-правовые документы, касающиеся деятельности субъектов международного права;

владеть навыками

  • работы с международно-правовой терминологией по вопросам субъектов международного права;
  • работы с международно-правовыми актами, касающимися вопросов международной правосубъектности;
  • анализа правовых явлений, юридических фактов, международно-правовых норм и правоотношений, касающихся международноправового статуса конкретных субъектов международного права;
  • анализа правоприменительной практики, в том числе урегулирования спорных вопросов, возникающих в связи с международной правосубъектностью;
  • реализации норм международного права о правах и обязанностях субъектов международного права.

Понятие и виды субъектов международного права

Исторически сложилось так, что в концепциях международного права, доминировавших в период до конца XIX – начала XX в., признавалось, что только государства являются единственными субъектами международного права. Это состояние международно-правовой науки соответствовало реальному положению государств в международной системе, начиная с глубокой древности и вплоть до начала XX в., когда международные отношения были преимущественно сферой межгосударственного взаимодействия. Международное право тогда понималось как система юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами. Для межгосударственных отношений было характерно признание принципов независимости и суверенитета государств, над которыми не существовало какой- либо внешней политической власти.

Государства – единственные субъекты международного права в те времена выступали не только творцами международно-правовых норм, на них также возлагалась задача применения и осуществления норм международного права. Степень убежденности и уверенности в правильности данной концепции субъекта международного права проявилась даже в период действия первой универсальной международной межправительственной организации – Лиги Наций. Создание и функционирование Лиги Наций не повлияло па устоявшиеся взгляды относительно характера субъектов международного права, что нашло отражение в решении ее судебного органа по делу о судне "Лотос" (Франция против Турции), принятом в 1927 г. Постоянная палата международного правосудия в этом решении утверждала, что международное право регулирует отношения между независимыми государствами. Юридические нормы, которые обязывают государства, создаются путем волеизъявления государств, которое выражается либо в договорах, либо в общепринятых обычаях.

Традиционная концепция о том, что только суверенные государства являются единственными субъектами международного права, сегодня не имеет под собой никаких убедительных оснований, так как она перестала отражать современную международную практику. Современная межгосударственная система наряду с государствами включает и ММПО, играющие в ней все возрастающую роль. Самое существенное значение для изменения структуры межгосударственной системы после Второй мировой войны имело создание ООН, деятельность которой показала несостоятельность прежней концепции в новых исторических условиях. Международный суд ООН в своем заключении от 11.04.1949 по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, использовал прямо противоположный подход по сравнению с позицией Постоянной палаты международного правосудия. Международный суд ООН отметил, что на протяжении всей истории международного права его развитие определялось потребностями международной жизни, а постепенное расширение объема коллективной деятельности государств привело к тому, что в ряде случаев появились примеры действий на международном уровне, совершаемых определенными субъектами, не являвшимися государствами. Кроме того, он указал, что в любой правовой системе субъекты права отнюдь не обязательно должны быть идентичны по своему характеру или по объему своих прав; их правовая природа зависит от потребностей сообщества. Это позволило Международному суду ООН признать, что ООН является субъектом международного права. Позднее международная практика позволила распространить этот вывод на все международные межправительственные организации.

Итак, развитие международного права во второй половине XX в. позволяет утверждать, что под воздействием самых различных факторов изменилась существовавшая в прежние эпохи ситуация. Международное сообщество стало универсальным. Сфера вопросов, регулируемых международно-правовыми нормами, значительно расширилась; вырос объем и масштабы коллективной деятельности государств; на мировой арене появились новые субъекты – международные организации (универсальные и региональные), увеличение количества которых является одним из наиболее характерных фактов современных международных отношений. Все это серьезно повлияло на структуру и функционирование международного права.

Современные государства серьезно отличаются от своих предшественников прошлых эпох, они строят свои отношения с гражданским обществом на иных правовых принципах, изменился и сам характер выполняемых ими функций. Развитие международных отношений и международного права все более ограничивает возможности злоупотреблений государствами своими правами. Концепция верховенства международного права сегодня обязывает их действовать с большим вниманием и предосторожностью. Кроме того, в современных условиях в международных отношениях появились проблемы, которые государства неспособны решать в одиночку своими силами и которые требуют от них осуществления постоянного международного сотрудничества в рамках ММПО. Более того, решение подобных проблем сегодня настоятельно требует участия других субъектов международных отношений – так называемых негосударственных образований (ТНК, МНПО и т.д.), роль которых в международной жизни заметно возрастает.

Нельзя не отметить, что вопросы, которые традиционно не относились к сфере регулирования международного права, как например, обращение государства с его гражданами, сегодня регулируются международно-правовыми нормами, что позволяет предполагать, по меньшей мере, в некотором отношении, что человеческая личность также становится дестинатором международно-правовых норм. Об этом же говорит и становление концепции индивидуальной международной уголовной ответственности, позволяющей международным судебным органам привлекать индивидов к уголовной ответственности на международном уровне.

Усиление данных тенденций в международных отношениях привело к новому пониманию международной правосубъектности, которая сегодня уже не может рассматриваться как исключительная характеристика суверенных государств. Государства сегодня не являются единственными субъектами современного международного права, в отличие от ситуации, которая была в прошлом, так как структуры международного сообщества и международного правопорядка сегодня выглядят более сложными, чем они были в прошлом. Таким образом, наряду с государствами, основными (первоначальными) или первичными субъектами международного права, сегодня появились другие – производные (вторичные) субъекты, созданные суверенными государствами, такие как ММПО. Ко второй категории субъектов международного права относятся другие негосударственные учреждения, которые в конкретных условиях являются дестинаторами международноправовых норм, за которыми международное право признает некоторые нрава и налагает на них определенные обязанности, поэтому они обладают определенным ограниченным объемом международной правосубъектности.

Международная практика подтверждает этот вывод. Достаточно обратиться, например, к Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., которая признает возможность существования международных соглашений между субъектами международного права, которые не являются государствами или ММПО (ст. 3 Конвенции). Таким образом, дана Конвенция допускает, что могут существовать субъекты международного права, отличные от государств и ММПО.

В отечественной науке международного права существует две точки зрения относительно круга производных (вторичных) субъектов международного права. Представители первой точки зрения считают, что субъектом международного права являются лица, не только способные участвовать в международно-правовых отношениях, но и юридически способные к самостоятельным действиям в международных отношениях (включая способность создавать международно- правовые нормы и способность независимо от кого бы то ни было их осуществлять). Они признают в качестве субъектов государства, ММПО, государственно-подобные образования и нации или народы, борющиеся за свою независимость (Г. В. Игнатенко, Д. Д. Остапенко, Г. И. Тункин, О. И. Тиунов и др.). Представители второй точки зрения считают, что субъект международного права должен пониматься в том же смысле, как это принято в общей теории права, т.е. как лицо, обладающее возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международным правом. Иными словами, субъект международного нрава – эго носитель международно-правовых прав и обязанностей. При таком подходе количество субъектов международного права значительно расширяется, в их число включаются ТНК, МИПО, индивиды и т.д. (Н. Захарова, Р. А. Мюллерсон, И. П. Блищенко и др.).

Итак, все существующие субъекты международного права могут быть разделены на две большие группы:

  • 1) основные (первоначальные) или первичные субъекты, к которым, прежде всего, относятся государства. Государства в силу своего существования (ipso facto) становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от какой-либо внешней воли, поэтому она носит объективный характер. Па основе их взаимодействия возникает международный правопорядок. Некоторые относят к основным субъектам международного права народы, эволюционирующие в направлении обретения собственной государственности (Ю. Е. Карлов, Ю. М. Колосов), объединяя их с государствами в единую группу суверенных субъектов международного права;
  • 2) производные (вторичные) субъекты, которых иногда именуют несуверенными субъектами международного права, правосубъектность которых носит ограниченный и функциональный характер. Это их качество вытекает из того, что они, либо создаются государствами (как ММПО), либо государства тем или иным способом подтверждают или признают их международную правосубъектность (ТНК или МПК, МИПО, индивиды, некоторые относят к ним народы под колониальным господством и национально-освободительные движения). Их правосубъектность носит ограниченный характер, потому что они создаются или признаются первичными субъектами международного права, которые не наделяют их суверенитетом, дающим полноту международных прав и обязанностей, а лишь признают за ними права действовать в ограниченных, определенных сферах международных отношений. Функциональность их правосубъектности определяется тем, что они наделяются ей для достижения определенных целей и осуществления определенных функций, поэтому в своей деятельности они не могут выходить за пределы предоставленных им прав, а должны стремиться к достижению своих целей теми средствами, которые за ними признаны международным правом или которыми они наделены государствами.

4. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 4. Субъекты международного права. Их правосубъектность В эпоху пересмотра старых подходов в международных отношениях, в период выработки научных оценок, соответствующих реалиям современности, необходимо останавливаться и на вопросах, в доктринальном плане вроде

автора Глебов Игорь Николаевич

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в

Из книги Международное право автора Вирко Н А

1. Понятие международного права, его особенности Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

16. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права –

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски,

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

1. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти Под формами управленческой деятельности обычно понимают способы выражения ее содержания, систему внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления, определенное

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

23. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц:1) потребители информации;2) производители информации.К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении

Из книги автора

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по

Из книги автора

16. Понятие и виды субъектов коммерческого права Субъектами коммерческого права являются главным образом предприниматели, занимающиеся продвижением товарной массы от производителей к потребителям. К предпринимателям относятся как индивидуальные предприниматели, так

Из книги автора

Понятие и виды субъектов гражданского права Субъекты гражданского права – участники гражданских правоотношений, обладающие правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность лица иметь гражданские права и нести

Из книги автора

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных тесно с ними связанных отношений, входящих в предмет данной отрасли, которые в соответствии с требованиями законодательства способны совершать действия, порождающие

В теории международного права сложились два неоднозначных подхода к определению понятия субъекта международного права.

Согласно первому подходу основное свойство субъекта международного права - способность к самостоятельным международным действиям, к независимому осуществлению прав и обязанностей. Имманентно присущими субъекту признаками являются участие в создании международно-правовых норм, главным образом в форме межгосударственных договоров, и неподчинение чьей бы то ни было юрисдикции.

Таким статусом обладают прежде всего суверенные государства и межгосударственные организации. Именно они способны выступать в качестве основных субъектов международного права. В историческом плане известны также государствоподобные образования и нации (колониальные народы), создававшие в процессе освободительной борьбы свои политические организации.

Второй подход ориентирован на совмещение общетеоретического понимания правосубъектности и ее специфически международных качеств.

Современная ситуация характеризуется существенными переменами в структуре международных отношений и, соответственно, в предмете международно-правового регулирования (подробнее об этом см. § 2 гл. 2 настоящего учебника), побуждает к совершенствованию взглядов при оценке понятия и видов субъектов международного права.

При таком подходе понятие субъекта идентифицируется с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Это неизбежно ведет к признанию новых участников таких отношений - юридических и физических лиц, международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также - в пределах, допускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, - частей отдельных, прежде всего федеративных, государств.

В Венской конвенции о праве международных договоров сказано, что она применяется к договорам между государствами (ст. 1) и не применяется к международным соглашениям, заключенным между государствами и другими субъектами международного права или между такими субъектами (ст. 3). Конвенция имеет в виду участников правоотношений, которые обладают договорной правоспособностью. Однако важно отметить констатацию множественности субъектов международного права без их точного обозначения и отсутствие преград применительно к нетрадиционным субъектам.

В последние годы в литературе получили распространение концептуальные положения в пользу современной трактовки категорий (видов) и понятия субъектов международного права. Они отражают реальные тенденции международного и внутригосударственного нормотворчества, правосознания, правоприменительной, в том числе судебной, деятельности.

Достаточно сложным было внедрение - именно как проявление меняющейся действительности - суждений в пользу международной правосубъектности индивидов. Нельзя не отметить, что и сегодня бытуют возражения против признания физических лиц субъектами международного права, поскольку они не могут участвовать в межгосударственных отношениях и в создании международно-правовых норм.

В юридической литературе принято деление субъектов международного права на две категории - основные (первичные) и производные (вторичные).

Категорию основных (первичных) субъектов составляют прежде всего и главным образом государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер. Специальное положение в ряду основных субъектов международного права занимали нации и народы, которые боролись против колониализма, иностранного господства, за создание собственного государства на базе национального суверенитета.

Категория производных (вторичных) субъектов - это преимущественно ММПО. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они порождены волеизъявлением государств, зафиксированным в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной), во-вторых, содержание и объем их правового статуса определены в соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

Имеется достаточно оснований для разграничения субъектов на две группы: 1) субъекты правосоздающие и правоприменяющие (поскольку тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм); 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. К первой группе относятся государства, ММ ПО, в меньшей мере - государствоподобные образования; ко второй - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.

Иначе говоря, круг субъектов, реализующих нормы международного права, значительно шире круга субъектов, создающих их: в него входят и те, кому адресованы нормы. После разработки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и обеспечению его выполнения (наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора) подключаются органы и должностные лица, функции которых так или иначе связаны с предметом договорной регламентации.

С понятием субъекта международного права связана характеристика международной правосубъектности - обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности. Сам термин «международная правосубъектность» свойствен не только научной терминологии, но и многим международно-правовым актам. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах международного права: «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств», норму ст. 176 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой Орган по морскому дну «обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей», положение п. 1 ст. 4 Римского статута МУС «Суд обладает международной правосубъектностью».

Нередко при регламентации международного статуса субъекта применяется термин правоспособность, в содержание которого вкладывается комплексный смысл, подразумевающий способность к самостоятельному осуществлению прав. Таковы, например, ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров («Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры»), ст. 104 Устава ООН (Организация пользуется на территории каждого из своих членов необходимой для выполнения ее функций правоспособностью), а также нормы учредительных актов ряда других международных организаций.

Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - совокупность его прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей.

Права и обязанности субъектов неоднородны.

Изначальными являются основные права и обязанности , непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.

Основные права и обязанности можно разделить на две группы: общесубъектные, присущие всем категориям субъектов, и видовые, свойственные определенной категории.

К первой группе относятся: право (юридическая способность) участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т. е. взаимодействия с другими субъектами; право реализации своих правомочий и несения обязанностей; право защиты своих прав; обязанность уважения статуса других субъектов; обязанность добросовестного соблюдения международных принципов и норм.

Относящиеся ко второй группе видовые права и обязанности, например права и обязанности международных организаций, определяются их уставами или иного рода учредительными актами соответственно функциям каждой из них.

Неосновные права и обязанности субъектов международного права представляют собой конкретные результаты их волеизъявления и деятельности. Реализуя свое право заключения международных договоров, государства, международные организации устанавливают для себя индивидуальные права и обязанности, содержание и объем которых могут изменяться при заключении новых договоров.

Перенося проблему международной правосубъектности в сферу отраслей международного права, можно констатировать зависимость трактовки статуса и функций субъекта от отраслевых особенностей. Так, в праве международных организаций и в рамках учредительных актов самих ММ ПО бесспорная правосубъектность государств совмещается с самостоятельным статусом международных должностных лиц вплоть до Генерального секретаря ООН и высших руководителей иных организаций.

В МГП специальными полномочиями, имеющими юридически значимое содержание, обладает МККК (неправительственная организация) согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним 1977 г. По Соглашению между Правительством РФ и МККК 1992 г. его статус на территории РФ аналогичен статусу межправительственных организаций.

  • Редким исключением является резолюция ГА ООН от 29 ноября 1947 г. об образовании государств Израиль и Палестина.
Loading...Loading...