Основные формы государственного устройства и правления. Формы правления и государственного устройства. Формы государственного правления и формы государственного устройства

Государство объективно нуждается в организационном оформлении. Форма государства - это способ организации и осуществления государственной власти. Государство пред­ставлено в трех формах: в форме правления, в форме терри­ториально-государственного устройства, в форме политиче­ского режима.

Форма правления - это организация центральных орга­нов государственной власти, порядок их формирования и взаи­модействия друг с другом и гражданами. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики.

Экономическое развитие и занятость. Сельское и сельскохозяйственное развитие. Транспортные маршруты региональной сети. Производственная инфраструктура в целом. Орошение и охрана водоразделов. Развитие регионального туризма. Поддержка в осуществлении планов, программ и проектов здравоохранения, образования, культуры, науки и. технология. Предупреждение и внимание чрезвычайных ситуаций и климатических катастроф; гражданская оборона Продвижение, сохранение и развитие природных ресурсов, дикой флоры и фауны и. домашние животные.

Содействие международным соглашениям, представляющим особый интерес для региона, предыдущей информации и в. при условии, что министерство филиала, в соответствии с интересами государства, и в соответствии с ним. Продвижение, планирование и управление стратегиями и действиями в интересах справедливости и равенства. возможности для мужчин и женщин в продуктивных проектах. Одновременная компетенция с многонациональным государством также будет региональной. департаментами, муниципалитетами и территориальными образованиями коренными коренными крестьянами, которые своими. природа может осуществляться регионами в соответствии с законом.

Монархия являлась первой исторической формой правле­ния и была господствующей на протяжении тысячелетий. Монархия (от гр. monorchia - единовластие) - форма пра­вления, при которой верховная государственная власть яв­ляется единой, наследственной и бессрочной (пожизненной). Это безграничная, безусловная, ничем и никем не ограничи­ваемая и неконтролируемая власть. В настоящее время мо­нархиями является 31 страна. Монархии бывают абсолют­ные и конституционные.

Они являются компетенциями автономных муниципалитетов, находящихся в их юрисдикции. Содействовать человеческому развитию. Привилегировать разработку устойчивых социальных программ и проектов в поддержку семьи. защиты и защиты женщин, детства и юности, пожилых людей и. людей с ограниченными возможностями. Содействовать и предоставлять услуги для устойчивого сельского и сельскохозяйственного развития. Управляйте кадастром городской недвижимости. Управлять регистрацией имущества автомобильной судоходства.

Эксклюзивная городская недвижимость по необходимости и общественная полезность в своей юрисдикции для работ. социальных интересов и общественных услуг, после выплаты справедливой компенсации. Контролировать выполнение социальной функции городской собственности. Содействовать, сохранять и развивать охрану окружающей среды, природные ресурсы, флору и фауну. диких и домашних животных. Планируйте, управляйте и выполняйте инфраструктуру и оборудование образования и здравоохранения, в. совпадение с регионом и в рамках закона.

Абсолютная монархия предполагает всевластие монар­ха, неограниченность его полномочий. Абсолютными монар­хиями являются Саудовская Аравия, Бруней, Бутан, Вати­кан, Оман.

В конституционной монархии полномочия монарха ог­раничены. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистические (двойственные) и парламентские (парламентарные) монархии.

Защищать и гарантировать права пользователей и пользователей, потребителей и потребителей. потребителей в предоставлении государственных и частных услуг, в согласии с государством. многонациональный. Планирование, управление, выполнение и контроль основных служб санитарии: питьевая вода; канализации, санитарной, городской чистоты, а также управления и обработки твердых отходов. Планирование, управление и выполнение работ по обслуживанию и сохранению мест обитания. пейзаж, парки, площади, проспекты и улицы.

Планируйте и обеспечивайте общественное освещение. Планируйте, управляйте и выполняйте инфраструктуру общественных работ для обслуживания граждан. Планирование и регулирование услуг в области здравоохранения и санитарии маркетинга продуктов питания. Планируйте и контролируйте местный транспорт. Сохранять и поощрять материальное и нематериальное наследие, священные места, центры. археологических и музеев.

В дуалистической монархии (Марокко, Иордания) монарх обладает большой исполнительной властью. Он назначает правительство, ответственное перед ним. Его полномочия ограни­чены в законодательной власти. Ограничение вызвано появле­нием новых государственного органа и государственной долж­ности - парламента и главы парламента. В этом и состоит дуа­лизм (двойственность) монархической власти. В парламент­ской монархии (Англия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.) полномочия главы государства (монарха) ограничены и в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту. Фак­тически монарх обладает только представительскими, церемо­ниальными полномочиями.

Регулярные публичные шоу и рекреационные игры. Регулируйте рекламу и пропаганду. Одновременные компетенции с многонациональным государством также будут выполняться муниципальным исполнением. департаменты, регионы и территориальные образования коренного крестьянского происхождения, что для их. природа может осуществляться муниципалитетами в соответствии с законом.

Местные коренные крестьянские территории могут осуществлять следующие формальные навыки. исключительные или в согласии: Определите надлежащие формы экономического, культурного и социального развития в соответствии с их личностью. и видение. Организовать коренную коренную крестьянскую юрисдикцию в рамках правового плюрализма. Защищать коллективные интеллектуальные права, ссылаясь на знание генетических ресурсов. традиционной медицины, зародышевой плазмы и материального и нематериального культурного наследия.

В республиках (141страна) верховные органы государ­ственной власти либо избираются самим народом, либо фор­мируются парламентом и (или) главой государства. В совре­менном мире существуют три основные разновидности рес­публики: парламентская (парламентарная), президентская и смешанная. Они отличаются друг от друга разным распре­делением функций и полномочий между президентом и пар­ламентом, степенью их влияния на правительство.

Содействовать и продвигать культуры, искусство, самобытность, археологические центры и музеи. Строить, поддерживать и управлять районными и коммунальными дорогами. Создавайте, обслуживайте и управляйте инфраструктурой, необходимой для развития вашего. юрисдикции. Создавайте, обслуживайте и управляйте водой, ирригацией, энергией, коммунальными услугами и основными услугами. санитарии. Содействовать, поощрять и управлять туризмом. Контролировать и регулировать внешние учреждения и организации, которые осуществляют свою деятельность. его юрисдикция.

В парламентских республиках основные властные пол­номочия сосредоточены в руках парламента. Он формирует правительство на парламентской и партийной основе - как правило из числа депутатов партии(ий), располагающей(их) абсолютным большинством мест в парламенте. Правительст­во ответственно перед парламентом. Парламент контролиру­ет его деятельность, обладает правом его отставки. Членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Наряду с постом президента сохраняется пост пре­мьер-министра, которым становится глава победившей на выборах в парламент партии. Хотя руководитель прави­тельства официально не является главой государства, реаль­но он первое лицо в стране, в его руках сосредоточены чрез­вычайно большие полномочия. Глава государства (прези­дент) избирается парламентом, реже - населением. Он не наделен исполнительной властью и реальным правом рос­пуска парламента, может быть отстранен от должности до­срочно. Политический статус президента схож с положени­ем монарха в конституционной монархии. Парламентскими республиками являются 19 стран, расположенных в основ­ном в Западной Европе (Австрия, Албания, Венгрия, Германия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Латвия, Молдова, Словакия, Словения, Швейцария, Эстония и др.).

Планирование и управление оккупацией и территориальным урегулированием. Управление и управление возобновляемыми природными ресурсами в соответствии с Конституцией и законом. Поощряйте и развивайте свое продуктивное призвание. Содействовать и развивать практику, технологии и исследования.

Сохранять среду обитания, ландшафт, жилье, урбанизм и населенные пункты. в соответствии с культурными, технологическими, пространственными и историческими формами. Содействовать консультационным механизмам, связанным с интересующими вопросами. Коренные крестьяне также будут нести ответственность за их исполнение. параллельно с многонациональным государством, департаментами, регионами и муниципалитетами, которые по их мнению. природа может осуществляться этими территориями в соответствии с законом.

Данная форма правления имеет свои преимущества и не­достатки. К достоинствам можно отнести следующие положения: законы, решения парламента никто не может отме­нить парламент и исполнительная власть взаимосвязаны, контролируются партией(ями). Совмещение должностей пар­ламентария и члена правительства, с одной стороны, ограни­чивает независимость парламента, с другой - позволяет привлекать в правительство наиболее влиятельных депута­тов, лидеров правящих партий, свести к минимуму кон­фликт между ветвями власти. Исполнительная власть явля­ется, по сути, продолжением законодательной. Коллегиаль­ность парламента позволяет не допускать сосредоточения власти в руках одного человека. Кроме того, как показывает мировой опыт, уровень и качество жизни, социальная и пра­вовая защищенность граждан в парламентских республиках выше, чем в президентских.

Ресурсы, необходимые для осуществления своих полномочий, будут установлены законом и. будут автоматически переданы Многонациональным государством. Любое задание или передача компетенций должно сопровождаться определением источника. экономических и финансовых ресурсов для его осуществления.

Для этого подразумевается форма, которую государственная организация предполагает использовать суверенную власть. Это, в общем, управление государственной властью, и в частности структура органов, их число, их конкретные полномочия. Основные исторически подтвержденные - монархические и республиканские. Монархия в своей исторической эволюции приняла различные аспекты, представив себя. - как абсолютная монархия, характеризующаяся концентрацией всех сил в руках монарха, ослабленной контролем других органов; - как ограниченная монархия, где другие члены руководящего органа сосуществуют с монархом. - как конституционная монархия: в этом случае государственная власть подробно распределяется между суверенными и другими конституционными органами на основе торжественного документа.

К недостаткам парламентских республик следует отнести частую смену правительств (особенно коалиционных), их нестабильность. Это следствие непрочности партийного со­става правительства, контролируемого разными партиями.

Президентская республика характеризуется тем, что президент в ней одновременно и глава государства, и глава правительства. Президент избирается внепарламентским ме­тодом - путем прямых или косвенных выборов. По своему желанию он самостоятельно определяет состав и с согласия парламента назначает правительство, руководит его дея­тельностью, обладает правом его роспуска. Отсутствует от­ветственность правительства перед парламентом. Существу­ет жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент и правительство являются незави­симыми, дополняющими друг друга органами. Сроки полно­мочий президента и парламента фиксированы. Механизм досрочных выборов отсутствует. Президент не может распус­тить парламент, а парламент - низложить президента и, правительство.

В последнем случае можно провести еще одно различие между демократической республикой. - парламентарий. Правительство формулирует политический адрес, который он обязуется соблюдать, и который несет ответственность только перед парламентом, который, в свою очередь, может в любое время отменить его, удалив компакт-диск. доверие; - Директор. Именно тогда правительство напрямую избирается парламентом, который представляет собой низший орган и строго связан с ним, имея непосредственную и прямую эманацию. - Президентский.

Настоящая ключевая роль принадлежит президенту Республики, который является двойным главой главы государства и главы правительства. Он избирается непосредственно народом на выборах, не связанных с выборами для членов парламента. Президентский вариант - это тот, который принят во Франции и известен как полупрезидентский диссидентизм; - популярный. Он представляет собой реализацию коммунистических идеологий Маркса и Энгельса и осуществляется в различных формах Лениным и Мао Цзэ-дуном. Исходя из концепции, согласно которой социальное равенство происходит от экономического, народные республики расширили момент статического вмешательства в экономику и, как правило, в отношениях, которые в традиционных и капиталистических системах определяются как «частное право» и остаются в руке частные.

Преимущества президентской модели заключаются в том, что она гарантирует политическую стабильность, поскольку глава государства вместе с правительством избираются нафиксированный срок. Жесткое разделение властей обостря­ет конкуренцию парламента и президента. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и че­рез утверждение бюджета, а президент обладает правом вето на решения парламента. Это создает гарантии против злоу­потреблений властью.

По сути, его правительство, Индия является парламентской республикой, а ее государственная структура является федеральной. В этой форме правления существует генетическая и функциональная связь между владельцем законодательной власти и исполнительной властью исполнительной власти. Это означает, что правительство в парламентской форме правления создается парламентским путем, одобренным парламентом. Кроме того, парламент может голосовать за вотум недоверия, а правительство может распустить парламент.

Вот почему в этой форме правления существует большая зависимость от этих институтов, что может привести к нестабильности управления, но нет риска блокировать конституционную систему. Функциональная связь означает, что правительство находится под контролем парламента. Глава государства находится в так называемом нейтральным авторитетом и чаще всего является арбитром в самой высокой конституционной жизни, реализуя так называемые политического или пассивного арбитража.

Серьезным недостатком президентской модели является слабость правительства (министры назначаются президен­том, полностью зависят от него, подчинены только ему и почти никогда не идут против его воли). Персонализация по­литики негативно сказывается па развитии партий, партий­ной системы. Сосредоточение власти (причем большой) в ру­ках одного человека чревато ее злоупотреблением. В систе­ме, где президент и парламентское большинство принадле­жат к разным политическим партиям, возрастает вероят­ность конфликта между ветвями власти, что ведет к полити­ческой нестабильности, расколу общества на два лагеря. Данная форма правления во многом зависит от личных ка­честв президента. В мире насчитываются 70 президентских государств. Первой президентской республикой являются США. Неразвитость и слабость политических институтов в странах Латинской Америки, Азии, Африки компенсирует­ся сильной президентской властью, нередко с авторитарны­ми тенденциями.

Индия - союз государств, суверенная, гражданская, демократическая республика с парламентской системой. Президент является конституционным главой исполнительной власти Союза. Реальная исполнительная власть находится в Совете министров с премьер-министром, исполняющим обязанности управляющего директора. Статья 74 Конституции гласит, что существует Совет министров, возглавляемый премьер-министром, который сотрудничает и консультирует Президента, который при исполнении своих обязанностей действует в соответствии с их рекомендациями.

Совет министров отвечает на Народную палату Лок Сабха. В штатах есть губернаторы, которые являются представителями президента, главы исполнительной власти, но реальный руководитель находится в главном министре, который возглавляет совет министров. Совет министров государства отвечает за законодательное собрание государства. Конституция устанавливает разделение законодательной власти между парламентом и законодательными собраниями штатов и предоставляет другие полномочия парламента. Власть вносить поправки в конституцию также принадлежит парламенту.

При смешанной форме правления президент и парла­мент избираются (легитимированы) народом. Оба института участвуют в формировании правительства и его отставке. Состав правительства определяется парламентским боль­шинством и назначается президентом. Правительство воз­главляет премьер-министр. Оно подотчетно и парламенту, и президенту. Последний разделяет исполнительную власть с главой правительства, обладает рядом исполнительных пол­номочий. Предусмотрен механизм досрочных выборов: пре­зидент имеет право роспуска парламента, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента. Госу­дарствами со смешанной формой правления (их насчитыва­ется 20) являются Франция, Чехия, Румыния, Болгария, Польша, Украина, Армения и др.

Исполнительная власть состоит из президента, вице-президента, Совета министров во главе с премьер-министром, который помогает и консультирует президента. Президент избирается членами Избирательного колледжа, который состоит из избранных членов как палат парламента, так и законодательных собраний государств с соответствующим весом каждого голосования. Мандат президента составляет пять лет. Среди других полномочий Президент может объявить чрезвычайное положение в стране, если он убежден в том, что безопасности страны или ее территории угрожает война, внешняя агрессия или вооруженное восстание.

Децентрализация публичной власти обеспечивается ее делением не только на три ветви, но и по территории.

Государственно -территориальное устройство − это политико-территориальная организация государства, харак­теризующаяся правовым статусом центра и регионов в их взаимоотношениях. Оно дает ответ на вопрос, из каких час­тей состоит территория страны (и их правовое положение), каковы соотношения и взаимосвязи центральных и регио­нальных органов власти. Различают две основные формы территориально-государственного устройства: унитарную (простую) и сложную (составную).

Унитарное государство (от лат. unitas - единство) - та­кое государство, которое не имеет внутри себя обособленных территориальных и национальных государственных образо­ваний, пользующихся суверенными правами, политической самостоятельностью. Унитарные государства имеют единую территорию. Они построены по принципу культурно-нацио­нальной автономии, так как, как правило, не состоят из граждан одной национальности. Унитарные государства име­ют единые конституцию, гражданство, систему централь­ных органов государственной власти, состоят из админист­ративно территориальных единиц (районов, областей), кото­рые не имеют статуса национальных и государственных об­разований. Унитарными государствами являются большин­ство современных государств (Великобритания, Франция, Япония, Швеция, Финляндия, Республика Беларусь).

Современные сложные (составные) государства делятся на федерации и конфедерации.

Федерация (от лат. feoderatio - союз, объединение) - юридически единое союзное государство, в состав которого входят на добровольной основе государства или территори­альные и национальные образования с чертами ограничен­ной государственности на принципах разграничения предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов. Федеративные государ­ственно-правовые институты избираются населением всех субъектов федерации. Акты федеральных органов являются обязательными на всей территории федерации. Они не под­лежат утверждению и отмене со стороны органов государ­ственной власти субъектов федерации. Федерация обладает суверенитетом, единой территорией и обычно двойным граж­данством, участвует во внешних сношениях наряду со своими субъектами. Без согласия входящих в нее субъектов она может расширять или сужать пределы своей компетенции. Федерация юридически нерасторжима, т.е. ее субъекты не обладают суверенитетом в полном объеме и не имеют права выхода из нее.

Всего в мире насчитывается 25 федераций. Они занимают 50 % территории, в них проживает 38 % населения планеты. Федеративные государства могут быть построены по принци­пу национальной автономии (как, например, Эфиопия, Бель­гия, Босния, Югославия), принципу территориальной авто­номии (Германия, США) или на основе национальной и тер­риториальной автономии (Канада, Индия, Россия).

Конфедерация (от лат, confoedaratio - связывать до­говором, соединять) - союз суверенных государств, имею­щих общие органы власти и управления по реализации от­дельных совместных целей (внешнеполитических, военных, таможенных, торговых и т.д.). Государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свой суверенитет, име­ют собственные независимые органы власти и управления. Решения органов конфедеративной власти для них не явля­ются обязательными. Конфедерация не обладает едиными территорией и гражданством. Ее субъекты обладают правом выхода из конфедерации. Эта форма государственного объе­динения обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Конфедерациями в прошлом были США, Швей­цария, Германия. Черты конфедерации имеют место в Евро­пейском союзе, СНГ.

Формы правления и гос. устр-ва – это способ организации и осуществл. полит. власти:

1.форма правлении 2.форма гос устройства 3.полит режим

Форма правления гос-вом показывает особенности внутренней организации гос-ва, порядок образования и стр-ру органов гос-ной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, кот. используются ими для осуществл. организующей и управленч. деят-ти. Научное исслед. различных аспектов формы гос-ности имеет важное теоретич. и практич. значение. Малейшие ошибки и просчеты в разреш. этих жизненных вопросов чреваты острыми политич. конфликтами, тяжелыми моральными и матер. потерями, а иногда даже человеч. жертвами. Более полное (конкретное) представл. о форме гос-ва дает анализ 3-х его сост. - формы правлен., гос. устройства, гос.-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ной власти, их взаимоотношение друг к другу и населению, т.е. эта категория показывает кто и как правит в гос-ве. В зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские.

1. Монархия – власть полностью или частично сосредоточена в монархе и передается по наследству. Монархия - это форма правления, при которой вся полнота гос. власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняй и функции главы гос-ва, функции законодательной, исполнительной властей, он также контролирует правосудие и местное самоуправление.

А) Абсолютная – единоличный носитель суверенитета. Б) Конституционная – ограничение власти парламентом. По степени ограничения: а) Парламентская – ограничение во всех сферах, б) “Дуалистическая” – ограничение в законодат. сфере.

2. Республика - форма правления, при которой гос-ная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единичному органу избираемому на определенный срок. Республика – высшие органы власти избираются народом. По распределению функций между президентом и парламентом: а) Парламентская – единственный избирательный орган, формирует правительство, управление страной правительством. б) Президентская – совмещение главы гос – ва и главы правительства, четкое распределение власти. в) Смешанная – Сильная президентская власть + жесткий контроль правит-ва, двойная ответственность правит-ва.

Монархия - это такая форма правления, при кот. верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Осн. признаками классической монархической формы управления явл.: существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридич. безответств. монарха. Монархия возникла в условиях рабовлад. общ-ва. При феод. она стала осн. формой гос. правления. В бурж. же обществе сохранились лишь традиц., а в основном формальные черты монархич. управления. В свою очередь монархия делится на: абсолютную, ограниченную(парламентарную), дуалистическую, теократическую, парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная гос. власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Осн. признаком абсол. монархии явл. отсутствие каких-л. гос. органов, огранич. компетенцию монарха. Возникн. абсолютизма связано с процессом зарождения бурж. отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феод. сословий. К наиболее существенным чертам абсол. монархии относ. ликвид. или полный упадок сословно-представит-х учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непоср. подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при кот. власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определ. конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституц. монархия возникает в период становления бурж. общ-ва. Формально она не утратила своего знач. в ряде стран Европы и Азии и до наст. времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.). Конституц. монархия бывает парламентской и дуалистической. Парламентская монархия хар-ся след. осн. признаками: прав-во формир. из предствителей опред. партии (или партий), получ. большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, облад. наибольшим числом депутатских мест, становится главой гос-ва; в законодательной, исполнит. и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она явл. символич.; законодат. акты приним. парламентом и формально подпис. монархом; прав-во согласно конституции несет ответств. не перед монархом, а перед парламентом. Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др. При дуалистической монархии гос. власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между прав-вом, формир. монархом, и парламентом. Прав-во в дуалистических монархиях формир. незав-мо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления сущ. в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Морокко. В некот. гос-вах монарх возглавл. не только светское, но и религ. управление страной. Такие монархи носят название теократич. (Саудовская Аравия). Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: парламентарные,президентские. Парламентская республика разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики: непарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году. Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда. В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти. В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением. В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

Форма гос-ного устройства отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его основными территориальными единицами. По форме устройства все гос-ва подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)

1.Простое – унитарное государство, не имеет обособленных гос образований, пользующихся определенной самостоятельностью.

2.Сложное – империя, федерация, конфедерация. Федерация – объединение на добровольной основе, единая конституция, валюта, вооруженные силы.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований водно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфеде-рации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуется следующими чертами: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация


19. Теории возникновения гос-ва в истории соц.-полит. мысли

Теории происхождения государства:

1. Теократическая – божье изъявление

2. Патриархальная – отцовская власть, как опекунская.

3. Договорная – Согласие населениям с будущим правителем, которому передается часть прав в целях обеспечения порядка в обществе и защиты населения.

4. Социально – экономическая – Теория разделения труда.

5. Завоевания – Одни народы просто покоряли другие.

6. Географические факторы.

7. Психологическая – идея рождения человека – гения.

Loading...Loading...