Уборка территории мкд. Правила уборки придомовой территории мкд

Его квадратура, границы и иные характеристики должны быть отражены в правоустанавливающей документации. Основываясь на данный параметрах, управляющая компания, предоставляющая ЖКУ в конкретном доме, рассчитывает расходы на коммунальные услуги – проведение электроэнергии, вывоз мусора и поддержание чистоты в целом и пр.

Если документы на данный участок отсутствуют, и права на него не были оформлены в госорганах, то издержки по его содержанию ложатся на муниципалитет.

Его площадь вычисляется с учётом:

  • Числа этажей здания.
  • Количества лифтов и общедоступных дорог.

Требования по благоустройству определяются нормами конкретного населённого пункта. Общие положения, действующие по всей стране, установлены на основе санитарных норм.

Минимальные обязанности таковы:

  • Производить работы по возведению сооружений и мест отдыха для детей и взрослых. Сюда же относится ремонт таких объектов.
  • Заниматься озеленением участка и обработкой посаженных растений, клумб, газона, деревьев и пр. Жильцы вправе самостоятельно садить желаемую растительность (запрещаются только ядовитые виды), подкармливать, стричь, пропалывать и совершать другие действия по поддержанию зелени в надлежащем виде.
  • Выделять места для бытового мусора, следить за их чистотой и своевременным вывозом.
  • Уборка – подметать тротуары в тёплое время года и очищать от снега во время зимы.
  • Возводить ограду всей зоны или её части, а также ремонтировать её. Делается это с учётом интересов и прав жильцов, проживающий в соседних домах.
  • Обустраивать парковки, где будет стоять транспорт.

Как правило, ведением разовых работ занимаются застройщики. Собственники жилья в доме могут самостоятельно определить того, кто займётся данной деятельностью, и увеличить перечень выполняемых работ. При грамотном подходе в управлении домом и прилегающей к нему территории жильцы могут сократить свои расходы и увеличить комфортабельность проживания.

Правила установки ограждений

Законность

Прежде всего, возведение и использование заборов нужно согласовывать с администрацией .

Такие участки могут быть загорожены, переданы в аренду или использованы в коммерческих целях. Ограждения могут быть установлены вокруг конкретной территории или объекта.

Порядок возведения

Для начала должно быть проведено собрание жильцов , на котором будет вынесено решение о необходимости установки забора.

В местную администрацию пишется заявление с просьбой дать разрешение на возведение забора определённой высоты и размера. Нужно будет предоставить план будущего объекта, который должен быть согласован с госорганами. Если нарушений не будет выявлено, даётся разрешение на установку.

Куда жаловаться в случае незаконной установки

Если забор был установлен без согласия жильцов дома, заявление может быть подано в администрацию, прокуратуру, Росреестр и другие органы.

Судебная практика

Чаще всего спорные ситуации между собственниками жилья, ТСЖ и управляющими компаниями возникают из-за площади данной территории. Эта зона в домах, построенных ещё при СССР, позже была бесплатно приватизирована всеми жильцами. В нынешних новостройках размер участка определяется застройщиком ещё на этапе подготовки плана строительства, что закреплено положениями СНиП о градостроительстве.

Это приводит к тому, что приходится выяснять в суде, какие объекты действительно могут быть здесь расположены, кто является их собственником и, следовательно, кто должен за ними следить.

Наказание за самовольное увеличение площади

Площадь измеренного участка, прикреплённого к дому, регистрируется в учётных органах.

На основании результатов межевания придомовой территории выдаётся и план объекта.

Если указанные границы были нарушены, это может привести к административному или уголовному наказанию – штрафу или другой мере, определяемой в зависимости от самого состава нарушения (были нарушены границы, в госорганы были переданы неверные сведения и т.п.).

О придомовой территории многоквартирных домов смотрите в следующем видеосюжете:

Обладание имуществом на праве собственности означает не только наличие прав по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Собственники зданий, строений, сооружений и других объектов, как правило, сталкиваются с проблемой содержания и самого объекта, и прилегающей к нему территории.

В большинстве случаев субъекты предпринимательской деятельности осуществляют благоустройство, уборку и содержание прилегающей к принадлежащим им объектам территории по доброй воле и собственной инициативе. Однако нередко обязанность содержать прилегающую территорию вменяется собственникам путем властного предписания органов местного самоуправления, закрепленного в соответствующих муниципальных правовых актах. Более того, за ненадлежащее исполнение обязанностей по благоустройству прилегающей территории владельцы недвижимости привлекаются к административной ответственности на основании законов, изданных субъектами Российской Федерации.

Определение правил благоустройства территории, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий и т.п. законодательство относит к вопросам местного значения . Исходя из этого, принимая местные правила благоустройства, органы местного самоуправления нередко предусматривают в них обязанность владельцев недвижимости (а зачастую и нестационарных объектов) осуществлять содержание, уборку и благоустройство прилегающей к ней территории.

Организации и предприниматели, не согласные с таким порядком, предпринимали попытки судебного обжалования муниципальных правовых актов в сфере благоустройства, возлагающих на них обязанности по уборке прилегающей к их объектам территории, и такие попытки оказывались успешными . В марте этого года владельцев недвижимости поддержал Верховный Суд РФ.

Определением от 12.03.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ оставила в силе решение Арбитражного суда Брянской области, которым были признаны не соответствующими законодательству Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска в части, возлагающей на юридических лиц обязанность соблюдать и поддерживать порядок на территориях, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности или аренды объектам недвижимости.

Верховный Суд, в частности, отметил, что обязанность осуществлять содержание прилегающей территории может быть возложена на собственников, владельцев, пользователей земельных участков и объектов недвижи мости либо на основании федерального закона, либо на основании договора, но не на основании решения органа местного самоуправления . Федеральное законодательство, в свою очередь, такой обязанности не предусматривает .

Следует, однако, иметь в виду, что, если собственник или иной владелец объекта недвижимости либо земельного участка заключил с муниципалитетом договор, по условиям которого принял на себя обязательства по содержанию и благоустройству прилегающей к такому объекту территории, условия такого договора должны исполняться им надлежащим образом.


Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Придомовая территория является общим имуществом всех жильцов, наряду с подъездами, чердачными и подвальными помещениями. Содержание объектов полностью возлагается на жильцов, но помимо обязанностей, граждане имеют и определенные права.

Участок, прилегающий к дому, предназначен для обеспечения комфортных условий существования. Между тем, на практике, нередки случаи, когда земля передается в аренду третьим лицам.

Разберемся, чем регламентируется использование территории перед домом, кто обязан следить за порядком на ней, а так же какими правами и обязанностями наделены жильцы.

Что такое придомовая территория с точки зрения ЖК РФ?

Закон определяет, что входит в придомовую территорию. Помимо земли под самим строением, это такие объекты инфраструктуры, как:

  • дороги,
  • уличное освещение,
  • игровые площадки,
  • тротуары,
  • трансформаторные подстанции,
  • парковка.

Сколько метров от дома

Нормативы устанавливаются на основании Градостроительного кодекса, точнее статьи 43 п. 4 соответствующего документа. Участок распределен между всеми жильцами пропорционально жилой площади и принадлежит им на правах долевой собственности.

Регламент для каждого региона устанавливается индивидуально, но существует единая формула, позволяющая рассчитать размеры придомовой территории. Согласно ей, нормативная площадь определяется как:

S норм. = У х Sкв

Где У это принятый показатель земельной доли, который приходится на м2 жилого помещения, а Sкв сумма площади квартир и общей территории.

Участок, прилегающий к многоэтажному или частному дому, имеет определенные границы. Администрация каждого населенного пункта имеет право устанавливать, сколько метров отводится под двор. Но минимальные размеры регламентируются общими положениями СНиП и равны параметру дома. Максимальный размер не предусмотрен и ограничивается другими постройками.

Часто жильцы интересуются, как узнать размеры участка, закрепленного за их домом. Чтобы получить эти сведения из Кадастровой палаты, необходимо обратиться к сотрудникам ДУК. Они запросят выписку из документов, в которой будет указана площадь земли, а также её статус. Теоретические сведения можно почерпнуть из интернета, они отображены на карте Росреестра, которая находится в публичном доступе.

Понятие частная придомовая территория подразумевает участок, необходимый для осуществления хозяйственной деятельности. Земля может арендоваться или быть собственностью гражданина. Допускается совместное пользование территорией, если дом находится во владении нескольких лиц. Граница участка должна иметь ограждение. Если таковое не установлено, земля считается муниципальной собственностью.

Условия приватизации

Изначально придомовая территория выделяется под строительство и на неё оформляется аренда. Впоследствии владельцы квартир имеют право поднять на общем собрании вопрос о передаче участка в собственность или выкупа.

Придомовая территория не имеет юридической автономии и не отчуждается отдельно от строения. Являясь общей долевой собственностью, земля не подлежит продаже или сдаче в аренду отдельными гражданами. Все решения по её использованию принимаются жильцами совместно, а средства, полученные в результате сделок, расходуются на нужды дома.

Приватизация придомовой территории многоквартирного жилого дома, построенного до 2005 года, проводится бесплатно . Закон предусматривает, что регистрация доли в общем имуществе происходит одновременно с приватизацией жилого помещения. Более поздние постройки могут быть закреплены за жителями на следующих основаниях:

  1. Приватизация с разрешения хозяйствующих субъектов.
  2. Приобретение по кадастровой стоимости.
  3. Субаренда по договору с застройщиком.

Если оформление объекта не проведено соответствующим образом, он останется в ведении муниципалитета.

Чтобы приватизировать участок, жильцы должны создать объединение совладельцев многоквартирного дома (сокращенно ОСМД). Затем осуществляется подача заявления в местную управу. После получения разрешения, нужно обратиться в землеустроительную компанию, собрав пакет документов, включающий:

  • регистрационное свидетельство и устав ОСМД,
  • техническое задание,
  • документацию из ЕДРПОУ,
  • технический паспорт и план участка.

Компания разрабатывает проект, согласно которому будет осуществлен отвод земель. После принятия решения о передаче, оформляется акт, затем права необходимо зарегистрировать в Едином реестре собственников.

Жилищный кодекс ст. 36 ч. 6 устанавливает, что права на прилегающий к дому участок не аннулируются после его сноса. Собственник может распорядиться землей, то есть продать, отдать в дар или передать по наследству.

Владельцам частных домов приватизировать участок немного проще. Им для осуществления процедуры нужно представить в органы местного самоуправления:

  • план территории, на котором обозначены все хозяйственные объекты;
  • договор купли — продажи;
  • кадастровый паспорт.

Законом установлен срок на рассмотрение документов, он составляет 30 дней. После получения разрешения, право собственности также должно быть зарегистрировано.

Преимущества и недостатки приватизации

После установления границ участка, закрепленного за домом, у жильцов появляется возможность обустройства территории по своему усмотрению. Цены на уборку и благоустройство также могут быть скорректированы в зависимости от площади. Стоимость услуг проще контролировать, зная, за что именно платишь. Появиться возможность воспрепятствовать возведению построек, установить ограждение или закрыть въезд для посторонних авто, за исключением специализированных машин.

К недостаткам можно отнести необходимость оплаты земельного налога за пользование участком. Ремонт объектов благоустройства на территории перед домом тоже ляжет на плечи жильцов. Построить что-то кроме площадки для детей и спортивных игр, или облегченного варианта гаража на участке многоквартирного дома нельзя. Последний объект разрешат возвести только гражданам, являющимся инвалидами.

Нужно помнить, что строительство допускается только с разрешения соответствующих органов. В данном случае это Роспотребнадзор и городская администрация.

Распоряжение придомовой территорией

От того, какой статус имеет жилое строение, зависит, кто отвечает за порядок на территории, расположенной перед зданием. Если участок не закреплен официально за многоквартирным домом, его уборка и облагораживание — дело местной администрации. Содержание участка, прилегающего к дому, возлагается на жильцов и осуществляется через управляющую компанию, за которой данная территория закреплена. Осуществлять контроль за порядком граждане могут и через ТСЖ. При этом решения о том, как распорядиться землей принимают собственники на общем собрании.

Наружное освещение двора многоквартирного дома организуется местной администрацией в соответствии с ФЗ No131. Оплата услуг энергетической компании возлагается на жильцов.

Законом предусмотрена материальная и уголовная ответственность ДУК перед жильцами, если их имуществу или здоровью будет нанесен ущерб, вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей ответственными лицами.

Согласно ст. 158 ч. 1 ЖК РФ, все проживающие принимают финансовое участие в программах по благоустройству участков, относящихся к жилым домам.

Организация парковочных мест

Законы РФ не запрещают организацию стоянки автомобилей на прилегающей к дому территории. Правила пользования регламентируются ПДД, согласно которым во дворах запрещается:

  • парковка с использованием части тротуара,
  • стоянка большегрузов,
  • проезд по тротуару или газону,
  • перегораживание въезда,
  • остановка или стоянка на газоне,
  • мытьё автомобиля,
  • парковка возле контейнеров для сбора мусора.

Автомобиль нарушителя может быть эвакуирован сотрудниками ГИБДД.

Места для парковки в равной степени принадлежат всем членам жилищного товарищества и не могут быть закреплены за отдельными гражданами.

Жильцы многоквартирного дома имеют право устанавливать перед въездом во двор пропускной шлагбаум, если дорога через него не имеет муниципального значения. Допускается и установка ограждений, высота которых не более 60 см.

Парковочные места могут сдаваться в аренду, если такое решение будет принято сообща на собрании. При этом получаемые средства расходуются только на обслуживание дома или двора. Жители частных построек также имеют право сдавать участок, например, под установку рекламных конструкций.

Видео: Что такое придомовая территория и сколько метров

Заключение

Разумное управление прилегающей к дому территорией финансово выгодно жильцам дома. К тому же, они получают возможность самостоятельно проводить мероприятия по организации дворового пространства. Многое зависит от активности самих граждан, но когда речь идет об исполнении буквы закона, не лишней будет и помощь грамотных юристов. Разобраться самостоятельно в обширной законодательной базе, регулирующей подобные вопросы, под силу далеко не каждому.

Уборка придомовой территории – одна из ключевых обязанностей управляющей организации. Нарушения в ее ведении видны сразу, они чреваты жалобами жителей, проверками и штрафами. В статье мы опишем круг обязанностей УК по уборке территории. Это важно, чтобы не пропустить какой-то существенный момент и, наоборот, не делать лишней работы. На случай спорных ситуаций к материалу приложены ссылки на основные нормативные акты.

Поддержание чистоты на придомовой территории включается в договор управления и часто становится причиной споров между УК и владельцами квартир. Нарушений не будет, есть понимать:

  • что включается в уборку;
  • кто оплачивает эти работы;
  • кто контролирует соблюдение требований;
  • какие законодательные акты регулируют процесс.

Законодательная база

Законодательство об уборке придомовой территории многоквартирных домов состоит из нескольких главных документов:

  • отдельные положения ЖК РФ ;
  • постановление Госстроя № 170 от 27 сентября 2003 года (носит рекомендательный характер);
  • методическое пособие МДК 2-04.2004 , утвержденное Госстроем.

В этих нормативных актах содержатся общие правила, установленные на региональном уровне. В дополнение к ним региональные власти вправе принять собственные документы. Условие здесь стандартное – отсутствие противоречий с основным законодательством.

Местные нормативные акты создаются для того, чтобы четко регулировать отношения между заинтересованными сторонами: городом, управляющими организациями и жителями. Обычно такими документами пополняется список обязательных работ. В эти же акты вписывают дополнительные услуги с указанием сроков их выполнения и прочих моментов.

Необходимость в региональных нормативных актах об уборке придомовой территории объясняется местной спецификой. К примеру, требования к уборке снега в Новосибирской области и Краснодарском крае существенно различаются. В первом случае снежные массы создают серьезные проблемы населению и организациям несколько месяцев в году, а во втором устойчивого снежного покрова не появляется вообще.

Местные власти лучше знакомы с климатической и прочей спецификой в регионах. Кроме погоды учитывать нужно и общее состояние сферы управления МКД. Если управляющие организации плохо справляются даже с базовым набором обязанностей, то на местах устанавливаются дополнительные меры наказания. Чаще всего речь идет об увеличении размера штрафов, определенных на федеральном уровне.

Определение придомовой территории

Придомовой называется территория, непосредственно прилегающая к МКД. На ней располагаются:

  • пешеходные дорожки и дворовые проезды для автомобилей;
  • места парковки машин владельцев квартир и их гостей;
  • цветочные клумбы, лавочки и малые архитектурные формы;
  • площадки для детей;
  • площадки для занятий спортом;
  • места для выгула домашних животных;
  • гаражи, кладовые и прочие вспомогательные постройки.

Земля рядом с домом находится в общей долевой собственности владельцев помещений (как квартир, так и нежилых объектов). Какая именно территория относится к МКД, указано в кадастровых документах. В них фиксируются границы и площадь участка, а также все находящиеся на нем объекты. Если на придомовой территории находится котельная или трансформаторная подстанция, то она тоже отмечается в документации.

Владельцы помещений в МКД как собственники прилегающего к нему участка оплачивают его уборку. По закону прилегающая территория неотделима от многоквартирного дома. Она эксплуатируется и обслуживается вместе с ним.

До повсеместного перехода к обслуживанию домов управляющими компаниями и ТСЖ с жителей не взимались деньги за уборку придомовой территории. От них требовалось только бережно относиться к ней и не нарушать правила эксплуатации. Сегодня эти требования сохраняются, и к ним добавляется обязательство по оплате уборки.

Плата за поддержание чистоты на участке рядом с МКД зависит от размера принадлежащей жителю доли. Она пропорциональна площади находящейся в собственности квартиры или нежилого помещения.

Общий размер придомового участка определяется числом этажей, принятыми в субъекте нормами и прочими параметрами. Главное требование к этой территории – удовлетворение потребностей всех собственников помещений. Подробности о конкретном участке доступны на публичной кадастровой карте.

Нормы уборки придомовой территории МКД

Основное, что нормируется в вопросе уборки придомовой территории – перечень обязательных работ. Он утверждается на федеральном уровне и включается в документы, регламентирующие деятельность обслуживающих организаций на местах. В него по решению жильцов можно включить дополнительные работы.

Для утверждения перечня мероприятий по уборке проводится общедомовое собрание. Вместе со списком работ на нем определяется их стоимость. Положение считается утвержденным, если за него голосует больше 50 процентов владельцев помещений.

Уборка – это только часть работ на придомовой территории. Ответственная организация здесь также занимается следующим:

  • благоустраивает и в целом улучшает участок вокруг МКД;
  • высаживает цветы, декоративные кустарники и прочие растения;
  • устанавливает элементы уличного декора и ухаживает за ними;
  • оптимизирует участок для удобства жителей любого возраста.

Исполнитель сам определяет технологию выполнения работ. Многие операции продолжают делать вручную, но постепенно уровень механизации в сфере обслуживания многоквартирных домов растет. При использовании во дворах спецтехники для большей эффективности на съездах обустраиваются пандусы. Помимо канализационных люков постоянный доступ обеспечивается к пожарным гидрантам и другим коммуникациям, которые задействуются при пожаре.

Для хранения уборочной техники и инструментов выделяется специальное помещение. Пешеходные дорожки и дворовые проезды рядом с домами могут быть шириной более 3 метров, что делает уборку вручную и с помощью средств малой механизации слишком трудозатратной. В таких случаях привлекается та же техника, которая убирает улицы города.

Кто обязан убирать территорию?

Ответственного за уборку придомовой территории назначают собственники квартир на общедомовом собрании. В зависимости от способа управления домом здесь возможно два варианта.

  1. Управляющая компания. При заключении с УК договора управления вопрос с уборкой возлагается именно на нее. Размер оплаты определяется в ДУ. Его минимальное значение утверждается на уровне региона, по решению собственников оно может быть повышено.
  2. ТСЖ. Товарищество организует уборку двумя путями: нанимает собственных дворников или привлекает по контракту специальную организацию. Правила позволяют ТСЖ привлечь для проведения отдельных работ, в том числе, очистки территории, ту же управляющую компанию. Функции управления домом останутся за товариществом, а УК займется лишь выполнением отдельных работ в рамках контракта.

Исполнитель отвечает за качество уборки. При фиксации нарушений он привлекается к ответственности. В случае с управляющей компанией ненадлежащее исполнение обязанностей подтверждается заключенным с ней соглашением, пункты которого нарушаются. УК при заключении договора управления нужно следить за тем, какие положения в него включаются. При появлении любых дополнительных условий, выходящих за рамки стандарта, необходимо добиваться повышения оплаты.

Если исполнитель работ по очистке территории – ТСЖ, то жителям несколько сложнее разбираться с виновником. Нарушителем тут будет объединение самих собственников помещений. У него тоже есть перечень обязанностей, они фиксируются в уставных документах. Если владельцам квартир не удается добиться от руководящих органов товарищества необходимой реакции, то они, как и в случае с УК, подают жалобы в контролирующие органы.

Периодичность работ

Управляющие организации и ТСЖ обязуются проводить уборку придомовой территории при получении дома в управление. Список выполняемых работ меняется в зависимости от времени года: зима, лето, межсезонье.

В летнее время выполняются следующие мероприятия:

  • каждый день подметаются пешеходные дорожки и дворовые проезды;
  • при температуре воздуха выше +30°С асфальт и другие твердые покрытия поливаются водой;
  • детские, спортивные и прочие площадки очищаются от мусора;
  • подстригаются газоны, поливаются клумбы, подрезаются ветви кустов и деревьев;
  • в песочницы завозится песок;
  • окрашиваются ограждающие конструкции, уличные спортивные снаряды, лавочки и прочие объекты;
  • бордюрный камень и стволы деревьев при необходимости белятся;
  • мусоросборники очищаются от отходов, подметаются площадки для установки контейнеров (обычно это делается при их опорожнении).

Зимой перечень обязанностей дополняется специфическими сезонными работами:

  • пешеходные дорожки и дворовые проезды очищаются от снега и наледи. Если вручную дворники не справляются, то это делается с помощью спецтехники;
  • тротуары и площадки у входа в подъезды посыпаются пескосоляной смесью;
  • входы в подвал расчищаются от снега;
  • на кровле и водосточных трубах не допускается образование наледи;
  • расчищаются канализационные люки – к ним всегда должен быть свободный доступ;
  • на газонах и в местах произрастания прочей зелени рыхлится снег.

При обильных снегопадах уборка придомовой территории производится два-три раза в сутки.

В весеннее время кроме основных работ дворникам также нужно:

  • очищать и промывать стоки и канавы;
  • следить за тем, чтобы талые воды направлялись к люкам и колодцам;
  • усиленно следить за очисткой участка от остатков снега, а также от грязи и мусора, которые появляются при его таянии.

Ответственность за невыполнение

При нарушениях правил уборки придомовой территории первыми обычно активизируются жители МКД. Если им не удается решить вопрос с УК, то следуют жалобы в контролирующие органы:

  • Госжилинспекция;
  • прокуратура;
  • местная администрация;
  • служба по защите прав потребителей.

По обращению высылается проверяющий специалист, который на месте изучает ситуацию.

Если контролирующие органы обходят территорию с инспекцией, то несоблюдение правил обнаруживается и без подачи жалобы.

За нарушение правил уборки участков управляющие организации привлекаются к административной ответственности. Здесь применяется ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП. Штрафы достаточно серьезные:

  • 250 000-300 000 руб. для организаций;
  • 50 000-100 000 руб. для должностных лиц.

Для ТСЖ ситуация несколько отличается. Товарищества штрафуются по ст. 7.22 КоАП на следующие суммы:

  • 40 000-50 000 руб. для организаций;
  • 4 000-5 000 руб. для должностных лиц.
Loading...Loading...