Установление происхождения детей в мчп. Может ли несовершеннолетний проживать отдельно от родителей, опекунов и попечителей? Правоотношения между супругами

Каждый ребенок имеет право на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Местом жительства детей до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, является место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 54 , п. 3 ст. 65 СК РФ; п. 2 ст. 20 ГК РФ).

Несовершеннолетние подопечные проживают совместно со своими опекунами и попечителями. При этом допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 2 ст. 36 ГК РФ).

Место жительства эмансипированного несовершеннолетнего

Несовершеннолетним ребенок является до исполнения ему 18 лет. Однако есть случаи, когда несовершеннолетний становится полностью дееспособным и ранее 18 лет. Так, если несовершеннолетний ребенок достиг возраста 16 лет и работает по трудовому договору, контракту или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью, то он может быть объявлен полностью дееспособным. Это называется эмансипацией (ст. 27 ГК РФ).

Есть два варианта эмансипации несовершеннолетнего — через орган опеки и попечительства либо в судебном порядке.

Если оба законных представителя ребенка согласны на то, чтобы ребенок был объявлен дееспособным, орган опеки и попечительства по заявлению ребенка с согласия законных представителей выносит решение об этом. Для этого нужно представить:

  • заявление о проведении эмансипации;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • документы, подтверждающие трудовую или предпринимательскую деятельность ребенка;
  • письменное согласие законных представителей;
  • паспорта законных представителей несовершеннолетнего.

Если у несовершеннолетнего нет согласия родителей или одного из родителей, усыновителей или попечителя, то 16-летний гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (ч. 1 ст. 287 ГПК РФ).

Заявление подается в суд по месту жительства и рассматривается с участием заявителя, родителей или одного из родителей, усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора (ст. 288 ГПК РФ).

При удовлетворении судом заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации (ч. 2 ст. 289 ГПК РФ).

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209 , ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Справка. Окончательная форма решения суда

Принятие решения суда в окончательной форме предусматривает изготовление вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей решения (ч. 1 ст. 198 ГПК РФ).

Резолютивная часть решения объявляется судом в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела (ч. 1 ст. 199 ГПК РФ).

Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела. При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (ч. 4 ст. 198 , ч. 2 ст. 199 ГПК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).

Эмансипированный 16-летний гражданин вправе определять место жительства на свое усмотрение.

Кроме эмансипации несовершеннолетний может также стать полностью дееспособным и в случае, если он вступил в брак до наступления совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Место жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании родителей

Родители могут оформить соглашение и указать в нем, с кем остается ребенок после расторжения брака в случае раздельного проживания родителей.

Если родители не могут договориться, то каждый из них вправе обратиться в суд и установить место жительства несовершеннолетнего ребенка с одним из них (п. 3 ст. 65 СК РФ).

В суде место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65 , ст. 57 СК РФ).

При определении места жительства суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Учитывается род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10). Нужно иметь в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.

Место жительства детей, которые остались без попечения родителей

Несовершеннолетние могут остаться без попечения родителей в случаях, если родители:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • ограничены в родительских правах;
  • признаны недееспособными;
  • больны;
  • длительно отсутствуют;
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
  • создают действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
  • в других случаях отказывают в родительском попечении.

Защита интересов таких детей возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).

Детей, оставшихся без попечения родителей, передают в семью на воспитание — усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Когда такой возможности нет, временно, на период до устройства на воспитание в семью, детей передают в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ). Такие дети проживают со своими законными представителями либо в детских учреждениях.

Следует также учитывать, что допускается временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях:

  • получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг;
  • обеспечения ему временного проживания в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

В этом случае права и обязанности законных представителей в отношении этого ребенка не прекращаются (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

Временное помещение детей в организацию для детей-сирот осуществляется по заявлению их законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (п. п. 12 , Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N 481).

Правило о праве, подлежащем применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, основано на «территориальном подходе» и состоит в том, что права и обязанности супругов определяются законодательством того государства, на территории которого они имеют совместное (общее) место жительства (т.е. гражданство супругов во внимание не принимается ) – принцип совместного места жительства .

Проблема выбора применимого к регулированию супружеских отношений права решается при помощи «цепочки» коллизионных норм.

Генеральная коллизионная привязка - закон страны совместного проживания супругов; при отсутствии совместного места жительства - закон государства, на территории которого супруги имели последнее общее проживание. Если супруги никогда не проживали совместно , применяется право страны суда. В некоторых государствах (Великобритания, ФРГ, Франция) господствующей коллизионной привязкой выступает личный закон мужа, который применяется независимо от места жительства и гражданства супругов.

Коллизионные проблемы алиментных обязательств разрешаются на основе применения права совместного места жительства супругов.

В современном праве закреплен принцип равенства имущественных прав и обязанностей супругов.

Брачный договор . В западных странах при вступлении в брак обязательно заключается брачный контракт. В законодательстве большинства стран предусмотрена неограниченная автономия воли относительно содержания брачного контракта. Единственное ограничение - соответствие положений брачного контракта публичному порядку государства.

При заключении брачного договора и соглашения об уплате алиментов в браках с иностранным элементом сторонам предоставлена возможность выбора применимого права.

Супруги могут изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Могут изменить условия или применимое право в любой момент.

Минская конвенция 93, Кишеневская конвенция 2002 – правила:

· По законодательству страны, в которой имеют совместное местожительство.

· Если живут в разных странах, но являются гражданами одного и того же гос-ва – применяется зак-во гос-ва гражданства

· Если живут в разных странах, и граждане разных гос-в – применяется гос-во последнего совместного места жительства

· Если вместе не жили – закон суда

В отношении недвижимости – по месту нахождения даннонго имущества

Компетентным является учреждение страны, зак-во кот применяется

Двусторонние договоры о прав помощи спец правила (Эстония; Польша –суд общего местожительства, если при этом являются гражданами другого гос-ва – суды обоих гос-в)



Правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству того государства-члена СНГ, на территории которого находится это имущество (п. 5 ст. 27 Конвенции СНГ)

Международно-правовое регулирование личных неимущественных и имущественных супружеских правоотношений предусмотрено во многих международных актах :

· Гаагская Конвенции о коллизиях законов относительно личных и имущественных отношений супругов (1905 г.);

· Гаагская Конвенции о праве, применимом к режиму имущества супругов (1978 г.);

Все права и обязанности относительно ребенка (установление и оспаривание отцовства/материнства, обязанность содержать ребенка) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Если такого нет – законодательством государства, гражданином

Коллизионные вопросы отношений родителей и детей. Алиментные обязательства в международном частном праве.

Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.



Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве (в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.).

Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК. Основная коллизионная привязка – это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК. Основная коллизионная привязка – это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

Правовое положение ребенка определяется его гражданством.

Согласно ст. 12 Федерального закона о гражданстве 2002 г. ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Федеральным законом 2002 г. предусмотрен также в ряде случаев прием ребенка в гражданство РФ в упрощенном порядке (ст. 14), а также правила об изменении гражданства ребенка при изменении гражданства родителей (опекунов и попечителей).

Согласно ст. 9 Федерального закона о гражданстве 2002 г. гражданство ребенка приобретается или прекращается при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями.

Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяется законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению (п. 1 ст. 162 СК РФ). Практически на территории России чаще всего возникают вопросы по установлению отцовства в отношении детей - российских граждан, и потому применяется законодательство России; однако в отношении детей, являющихся иностранными гражданами, будет обеспечена защита в соответствии с законодательством страны их гражданства. Эта норма, как и другие коллизионные нормы СК РФ, исходит из интересов детей.

ст. 163 СК РФ предусматривает, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей их права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

В случае выезда за границу на постоянное жительство лица, обязанного выплачивать алименты, при отсутствии договора о правовой помощи, обеспечивающего взаимное исполнение судебных решений, возникают сложности. Известно, что больше всего иммигрантов из России и других стран СНГ выехало в США, Германию, Израиль и некоторые другие государства, с которыми договоры такого рода не были заключены.

Остается возможность предъявления иска в суд государства, куда переехало лицо, обязанное платить алименты. На практике применяется и такой способ решения проблемы, как суммирование полагающихся ребенку до достижения им совершеннолетия сумм и заключение соглашения сторон об их выплате.

Однако если место жительства родителей или одного из них находится на территории одного договаривающегося государства, а место жительства ребенка - на территории другого, то правоотношения между родителями и детьми регулируются законом того государства, гражданином которого является ребенок. Если, например, отец - российский гражданин проживает в РФ, а ребенок - российский гражданин живет в Эстонии, то обязанности отца, включая обязанности выплачивать алименты, определяются российским правом.

Статья 32 Минской конвенции 1993 г. (в ред. Протокола от 28 марта 1997 г.), а также ст. 35 Кишиневской конвенции 2002 г. предусматривают следующие правила:

Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей их взаимные права и обязанности определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является ребенок.

По требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство договаривающейся стороны, на территории которой постоянно проживает ребенок;

Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имели совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является истец;

По делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд договаривающейся стороны, законодательство которой подлежит применению;

Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится в порядке, установленном законодательством договаривающейся стороны, на территории которой проживает ребенок;

Договаривающиеся стороны оказывают друг другу помощь в розыске ответчика по делам о взыскании алиментов, когда есть основание полагать, что ответчик находится на территории другой договаривающейся стороны, и судом вынесено определение об объявлении его розыска.

В целях большей гарантии обеспечения интересов детей в договорах с Венгрией, Болгарией и Польшей закреплено правило, позволяющее применить закон страны места жительства ребенка, если законодательство этой страны является для него более благоприятным. Договор с Вьетнамом предусматривает по делам о взыскании алиментов с родителей в пользу детей и с совершеннолетних детей в пользу родителей применение законодательства страны, на территории которой имеет место жительства лицо, претендующее на получение алиментов.

65. Международное гражданское процессуальное право: круг охватываемых вопросов и место в системе российского права.

МГП – это совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранных физических и юридических лиц в судах и арбитражах. Понятие «МГП» имеет условный характер. Слово «международный» имеет то же значение, что и в МЧП: оно означает наличие гражданского правоотношения, отягощенного иностранным элементом. Сфера действия МГП:

1) международная подсудность гражданских дел;

2) гражданско-процессуальное положение иностранных частных лиц (физических и юридических), иностранного государства, международных организаций;

3) судебные доказательства в делах с иностранным элементом;

4) установление содержания применимого иностранного права;

5) исполнение иностранных судебных поручений;

6) признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений; 7)нотариальные действия, связанные с защитой прав и интересов участников

международного гражданского оборота;

8) рассмотрение гражданских дел в порядке арбитража;

9) принудительное исполнение иностранных арбитражных решений.

МГП представляет собой часть национального гражданского процесса, связанную с

разбирательством гражданско-правовых споров с иностранным элементом.

В российской правовой доктрине МГП долгое время считался частью науки МЧП и включался в его структуру. Эта точка зрения до сих пор присутствует в отечественной правовой науке. Действительно, МЧП и МГП имеют общее происхождение, тесное взаимодействие и взаимозависимость. В МЧП и МГП действуют общие материально- правовые, коллизионные и процессуальные институты: национальный режим в сфере гражданской и гражданской процессуальной правоспособности; иммунитет государства в гражданском процессе и его собственности в гражданском праве; применение оговорки о публичном порядке; принцип взаимности и право на реторсии. Однако все это не дает оснований для объединения МЧП и МГП. Их взаимосвязь и взамозависимость очевидны, но МЧП представляет собой самостоятельную отрасль права, а МГП входит в структуру национального гражданского процесса. МЧП и МГП являются самостоятельными и

обособленными отраслями права и правовой науки.

Принцип «закон суда» в МГП является его фундаментом, центральным ядром.

Общепризнанное начало национального гражданского процесса – применение только своего собственного процессуального права, в том числе и при рассмотрении дел с иностранным элементом. В современной практике наблюдается тенденция отказа от применения только национального процессуального права. Общепринятые исключения: определение гражданской процессуальной дееспособности иностранцев по их личному закону; возможность применения иностранных процессуальных норм в связи с исполнением иностранных судебных поручений. Основаниями применения иностранного процессуального права выступают не нормы национальных законов, а положения международных договоров.

  • 5. Внутреннее законодательство в области мчп.
  • 6. Обычаи и обыкновения в мчп. Доктрина lex mercatoria.
  • 7. Коллизионная норма: структура и элементы. Основные типы коллизионных привязок.
  • 8. Виды коллизионных норм
  • 9. Конфликт квалификаций в мчп. Толкование коллизионных норм.
  • 10. Оговорка о публичном порядке.
  • 11. Применение права страны со множественностью правовых систем.
  • 12. Проблема «обхода закона» в мчп
  • 13. Сверхимперативные нормы в мчп
  • 2 Признака:
  • 14. Обратная отсылка и отсылка к закону третьего государства
  • 15. Взаимность и реторсия в мчп.
  • 16. Установление содержания иностранного права.
  • 17. Личный закон физ. Лица и его варианты. Сфера действия дан. Закона.
  • 18. Коллизионные вопросы дееспособности физ. Л. Ограничение дееспособного и признание недееспособным иностранца. Признание безвестно отсутв. И объявл. Умершим в мчп.
  • 19. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
  • 20. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в рф. Трудовые права иностанцев.
  • 21. Личный закон юридического лица. Сфера действия личного закона юр лица.
  • 22 Государство как участник гражданских правоотношений в мчп. Иммунитет государства и его виды.
  • 23 Коллизионные вопросы вещного права.
  • 24. Коллизионные вопросы формы сделок.
  • 26. Соглашение о выборе права: форма и содержание.
  • 27. Принцип «тесной связи» при определении права, применимого к договору. Закон продавца и иные привязки.
  • 28. Право, применимое к уступке требования и уплате процентов
  • 29. Коллизионное регулирование отношений с участием потребителей в мчп. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги
  • 30. Сфера применения и общие положения Конвенции оон в договорах международной купли-продажи товаров 1980
  • 31. Порядок заключения и содержания договора международной купли-продажи товаров по Венской Конвенции 1980
  • 32. Вопросы исковой давности в мчп
  • 33. Инкотермс-2000: термины группы е и f
  • 34. Инкотермс-2000: термины группы с и d
  • 2) Термины d:
  • 35. Международные перевозки. Транспортные конвенции.
  • 36. Расчетные отношения в мчп.
  • 37. Коллизионные вопросы вексельного и чекового обращения.
  • 38. Коллизионные вопросы деликтных обязательств в мчп. Неосновательное обогащение в мчп.
  • 39. Вопросы авторского права в мчп. Международные договоры в области авторского права.
  • 40. Международные соглашения в области охраны промышленной собственности.
  • 41. Коллизионные вопросы наследственного права.
  • 42. Заключение и расторжение брака в мчп.
  • 43. Правоотношения между супругами в мчп.
  • 44. Правоотношения между родителями и детьми в мчп. Усыновление в мчп.
  • 45. Международная подсудность. Критерии определения подсудности.
  • 46. Положение иностранных лиц в гражданском процессе. Процессуальная дееспособность иностранцев.
  • 47. Признание и исполнение иностранных судебных решений.
  • 48. Исключительная подсудность в международном гражданском процессе. Договорная подсудность. Lis alibi pendens.
  • 49. Оказание правовой помощи. Судебные поручения.
  • 50. Действие иностранных официальных документов в пространстве. Легализация и апостиль.
  • 44. Правоотношения между родителями и детьми в мчп. Усыновление в мчп.

    Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.

    Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве (в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.).

    Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК. Основная коллизионная привязка – это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

    Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК. Основная коллизионная привязка – это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

    Усыновление (удочерение) в МЧП.

    Институт усыновления (удочерения) является одним из самых древних правовых институтов (известен со времен Древнего мира). Усыновление представляет собой сложную правовую и этическую проблему, поскольку необходима твердая уверенность в соблюдении интересов ребенка. На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. В этой связи в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению. Система усыновления, закрепленная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях», и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

    Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на основе «цепочки» коллизионных норм. Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации. При этом закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства РФ и международных договоров РФ (ч. 2 п. 1 ст. 165 СК). Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей – российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств РФ. Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина. Установлен и перечень случаев, когда для усыновления необходимо согласие компетентного учреждения РФ, законных представителей ребенка и самого ребенка.

    В случае возможного нарушения прав ребенка необходимо отказать в усыновлении (удочерении) или отменить произведенное усыновление в судебном порядке. На консульские учреждения РФ возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей – граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за пределами Российской Федерации. При усыновлении (удочерении) детей – граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации применяется закон компетентного учреждения того государства, гражданином которого является усыновитель. Для производства такого усыновления необходимо получить предварительное разрешение компетентного органа РФ.

    Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

    Комментарий к Ст. 163 СК РФ

    1. На территории РФ до вступления в силу СК РФ вопросы отношений между родителями и детьми, рожденными в смешанных браках, не были решены на законодательном уровне. На практике суды в большинстве случаев применяли отечественное законодательство. С принятием СК РФ эти отношения в рамках комментируемой статьи получили правовую регламентацию, в основе которой лежит сочетание принципов определения законодательства государства, подлежащего применению, на основе территориального признака проживания семьи и признака гражданства ребенка.

    2. Первый основной принцип предполагает, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, должны определяться законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Таким образом, отношения родителей и детей, проживающих в России, независимо от их гражданства подчинены российскому праву.

    Соответственно, права и обязанности родителей, в том числе связанные с воспитанием ребенка, защитой его прав и интересов, требованием возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, общением с ребенком, участием в его воспитании, включая случаи, когда он проживает с другим родителем, решением вопросов получения ребенком образования, случаи и порядок ограничения или лишения родительских прав, так же как и личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей, определяются в соответствии с гл. 11 и 12 СК РФ (см. комментарий к ст. ст. 54 — 79 СК). При этом при разрешении вопросов, связанных с исполнением родителями либо одним из родителей обязанностей по содержанию ребенка, включая обязанности по уплате алиментов, с учетом п. 1 ст. 60 СК РФ применению подлежат также ст. ст. 80 — 86, 99 — 105 СК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

    С одной стороны, данный принцип позволяет применить к правоотношениям родителей и детей законодательство именно того государства, тесная связь с которым обусловлена прежде всего их совместным проживанием в нем, и тем самым избежать конфликта публичного порядка, установленного в этом государстве, с принципами установления прав и обязанностей родителей и детей, например государства, гражданами которого они являются (в некоторых странах до сих пор признается главенство мужа в семье, в том числе в части его прав на детей).

    С другой стороны, при взыскании алиментов данный принцип позволяет в равной степени учесть интересы и плательщика, и получателя алиментов, поскольку решение вопросов, связанных с установлением размеров алиментов, обычно обусловлено уровнем жизни населения в конкретном государстве и соответствующей оценкой материального положения указанных лиц, в том числе с учетом действующей системы государственного социального обеспечения, определения видов заработка или иного дохода, из которых производится удержание алиментов.
    ———————————
    К примеру, в США назначение государственных пособий для престарелых малообеспеченных граждан является основанием для обращения к детям за выплатой содержания (см.: Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В.В. Залесского. С. 249).

    3. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с комментируемой статьей территориальный признак определения законодательства, подлежащего применению к правам и обязанностям родителей и детей, непосредственным образом обусловлен фактором наличия у родителей и детей совместного места жительства в одном государстве. Соответственно, может возникнуть вопрос: что имеется в виду в комментируемой статье под совместным местом жительства: как родители, так и дети должны проживать в одном государстве и иметь одно совместное место жительства в этом государстве (т.е. совместно проживать) или достаточно того, что как родители, так и дети просто должны проживать в одном государстве (т.е. их совместное проживание в этом государстве уже не имеет правового значения)?

    Комплексный анализ отдельных положений СК РФ, в частности п. 4 ст. 38, п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 55, п. 2 ст. 59, п. 4 ст. 60, п. 1 ст. 62, п. 3 ст. 65, абз. 5 ст. 130, п. 2 ст. 133, свидетельствует, что законодатель в качестве правовой категории, обозначающей проживание супругов и детей в одном месте жительства, выбрал такое понятие, как «совместное проживание» (в качестве противопоставляемой правовой категории — «раздельное проживание»), а не «совместное место жительства». Поэтому представляется, что для применения законодательства конкретного государства в соответствии с комментируемой статьей достаточно, чтобы родители и дети проживали в этом государстве (т.е. не обязательно в одном месте жительства).

    4. Второй принцип определения законодательства, подлежащего применению, основан на признаке гражданства ребенка. В частности, в соответствии с комментируемой статьей если родители и дети проживают в разных государствах (т.е. не имеют совместного места жительства в одном государстве), то их права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Поэтому если ребенок является гражданином РФ, то независимо от того, проживает ли он на территории РФ или на территории иностранного государства, должно подлежать применению, например при разрешении в российском суде спора, связанного с правами и обязанностями родителей и данного ребенка, законодательство РФ. Если же ребенок является гражданином иностранного государства — законодательство данного государства.

    Так, если мать ребенка — российского гражданина проживает вместе с ребенком в России, а отец — за границей, то порядок взыскания на ребенка алиментов с отца и размер таких алиментов будут определяться российским судом в соответствии с СК РФ. Если мать ребенка — иностранного гражданина, проживающая отдельно от ребенка за границей, обратится в российский суд с требованием о возврате ребенка от проживающего в России отца, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, то российский суд при рассмотрении данного требования должен будет применить законодательство иностранного государства, гражданином которого является ребенок.

    5. Не исключена ситуация, когда применение основанного на признаке гражданства ребенка второго принципа определения законодательства государства, подлежащего применению к правам и обязанностям родителей и детей, может существенно нарушить интересы ребенка.

    В частности, ребенок может проживать в государстве, в котором намного более высокий уровень жизни населения, чем в государстве, гражданином которого он является. Соответственно, в случае установления размера алиментов с применением законодательства государства его гражданства, которое может исходить из совершенно иного уровня оценки необходимого материального обеспечения, ребенок может оказаться в ситуации, когда установленный размер средств на его содержание не будет соответствовать уровню жизни населения в государстве, в котором он проживает. Поэтому комментируемая статья для случая отсутствия совместного проживания родителей и детей в одном государстве предусматривает возможность иного разрешения коллизионного вопроса: по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми судом может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

    Следует обратить внимание на то, что поскольку законодательство государства места постоянного проживания ребенка в соответствии с комментируемой статьей судом может быть применено только при наличии требования об этом со стороны истца, то при отсутствии такого требования суд не вправе отступать от основной коллизионной нормы данной статьи. При этом комментируемая статья непосредственно упоминает именно истца, в связи с чем ответчик не обладает правом такого требования.

    Кроме того, необходимо также иметь в виду, что комментируемая статья предусматривает не обязанность суда применить по требованию истца законодательство государства места постоянного проживания ребенка, а только возможность применения такого законодательства. Суд самостоятельно, исходя из всех обстоятельств дела и на основании предъявленного истцом требования, оценивает целесообразность для ребенка применения законодательства государства — места его постоянного проживания или законодательства государства, гражданином которого он является.

    6. Следует иметь в виду, что разрешение коллизионных вопросов, связанных с правами и обязанностями родителей и детей, в некоторых международных договорах РФ несколько отличается от норм комментируемой статьи. К примеру, в соответствии со ст. 32 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам правоотношения родителей и детей определяются по законодательству государства — участника данной Конвенции, на территории которого постоянно проживают дети.

    В контексте брачно-семейных отношений важное место занимают отношения родителей и детей. Права ребёнка признаются и защищаются на международном уровне, где каждое государство всячески сопутствует этой защите в институте семьи.

    В случае же расторжения брака интересы детей должны учитываться и соблюдаться в первую очередь , так как они остаются в достаточно нестабильной ситуации во многих аспектах.

    Определение места жительства детей

    Одним из проблематичных вопросов остаётся определение места жительства детей, поскольку не всегда родители могут договориться мирно и упростить ситуацию, связанную с распадом семьи, для ребёнка. Особенно проблематичным этот вопрос выглядит, если брак был интернациональным, так как место жительства ребёнка определяется не городами, а странами. Логично возникает ряд вопросов, связанных с применимым правовым полем, юрисдикцией иностранных и национальных органов по вопросам защиты прав и интересов детей, а также признанием решений иностранных уполномоченных учреждений.

    Правовое поле, распространяющееся на защиту прав детей, достаточно развито как на международном, так и на национальном уровне. В связи с этим необходимо упомянуть Конвенцию ООН о правах ребёнка 1989 г., а также Гаагскую Конвенцию о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г., если мы говорим о международных нормативно-правовых актах. Также, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах (Минская конвенция) 1993 г., которая является региональным универсальным нормативным актом для стран СНГ. На национальном уровне данный вопрос регулируют Семейный кодекс Украины от 10.01.2002 № 2947-III (далее – СК Украины), Закон Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005 № 2709-IV (далее – Закон), а также ряд других специальных законов.

    Определение места жительства детей, как юридический факт, может возникать в связи с рядом правовых ситуаций, возникающих в международном частном праве. Превалирующей ситуацией при этом остаётся расторжение, так называемого, «интернационального брака», т. е. брака, заключённого между лицами с разным гражданством, либо за границей, либо в консульском учреждении/дипломатическом представительстве. При этом таково расторжение зачастую сопровождается спором об определении постоянного места жительства ребёнка. В целях защиты детей, а также увеличения ответственности родителей в ряде случаев международным правом выработаны нормы и правила, которые позволяют урегулировать данный вопрос.

    В первую очередь возникает проблема определения права и государства, органы которого компетентны принимать меры по защите прав ребёнка, где права опеки и попечительства, а также определения места жительства (как производное право) рассматриваются как составляющие общих мер защиты. Статья 5 Конвенции ООН 1989 г. предписывает, что судебные или административные органы Договаривающегося Государства обычного места проживания ребёнка имеют юрисдикцию принимать меры, направленные на защиту лица или имущества ребёнка. В случае же изменения обычного места проживания ребёнка на другое Договаривающееся Государство, юрисдикцию имеют органы Государства нового обычного места проживания.

    Украина, присоединяясь к данной Конвенции, сделала оговорку, указав на то, что компетентным органом на территории нашего государства является Министерство юстиции Украины (Закон от 14.09.2006 г. № 136-V). Что касается применимого права, то ст. 15 Конвенции предусматривает применение национального права компетентного органа. В тоже время существует оговорка, позволяющая применять право наиболее тесной связи, если того требует ситуация.

    В свою очередь, ст. 34 Минской конвенции 1993 г. гласит, что в делах об установлении или отмене опеки и попечительства компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, по отношению которого устанавливается или прекращается опека и попечительство, если другое не установлено этой Конвенцией (т.е. по отношению ребёнка). Применимое же право логично определено ст. 33 Конвенции как право гражданства лица, по отношению которого устанавливается или прекращается опека и попечительство. На национальном уровне Закон предусматривает, что права и обязанности родителей и детей определяются личным законом ребёнка (т.е. места последнего проживания и/или гражданства) или правом, которое имеет наиболее тесную связь с соответствующими отношениями, и если оно является более благоприятным для ребёнка (ст. 66).

    Если же компетентными определены национальные органы, то уполномоченными на решение спора о месте проживания ребёнка являются суд и органы опеки и попечительства, что предусмотрено нормами СК Украины (ч. 1 ст. 161). Исходя из вышеуказанных норм, можно сделать вывод о том, что нормативно предусмотрено содействие интересам ребёнка путём установления связи с его гражданством или постоянным местом жительства, что логично также дополнить критерием совместного места жительства детей и родителей. При этом круг полномочных органов внутри каждого отдельного государства может отличаться, но зачастую он идентичен национальным органам в лице суда и органов опеки и попечительства.

    Спорные правоотношения в других странах

    Для практической оценки результата спорных правоотношений рассмотрим применимость указанных норм в различных правопорядках, так как предполагать их рассмотрение лишь в контексте национального судопроизводства было бы ошибочно.

    Право в Кипре

    Например, в случае расторжения брака на Кипре вопросы попечительства над ребёнком решаются в суде. При этом ребёнок может остаться на попечении одного из родителей, либо, если есть соответствующее соглашение, забота о нём будет возложена одновременно на обоих родителей с определением места проживания ребёнка.

    Стоит также отметить, что при вынесении решения суд, как правило, учитывает отношения ребёнка с каждым из родителей, а также с братьями и сёстрами, возможные соглашения между родителями по вопросу об управлении имуществом ребёнка. В качестве главного критерия рассматриваются интересы несовершеннолетнего. Практика свидетельствует о том, что часто принимаются решения в пользу отца-киприота, а не матери – гражданки третьей страны. Определяющими аргументами выступает имущественное положение, которое гарантирует будущее ребёнка, а также значительное количество близких родственников, готовых оказать помощь в воспитании. Кроме того, по закону родители обязаны содержать несовершеннолетнего ребёнка совместно, путём внесения вклада каждого в соответствии с возможностями.

    Право в Англии

    В Англии данные вопросы урегулированы Актом о детях 1989 года, который устанавливает, что при осуществлении своих прав родители должны принимать во внимание возраст, взрослость и понимание ребёнка в конкретном вопросе, который должен быть решён: чем старше ребёнок, тем больше внимания родитель должен уделять его желаниям и намерениям. При этом установлено, что никакое лицо не вправе увезти ребёнка за пределы юрисдикции английских судов без письменного на то разрешения всех лиц, имеющих родительские права. Суд, рассматривая споры по данному вопросу, должен решить, будет ли в интересах ребёнка такое изменение места проживания, хорошо ли спланирован переезд ребёнка, и получит ли ребёнок там такие же возможности к образованию, общению и т.д., которые свойственны для ребёнка его возраста.

    Суды исходят из того, что вся польза, связанная для ребёнка с переездом и сменой юрисдикции должна быть сравнима с тем вредом, который будет нанесён отношениями между ребёнком и другим супругом, принимая во внимание возможности другого супруга навещать ребёнка на ином месте жительства. В общем, английским судам присуще принимать во внимание благосостояние и интересы ребёнка в первую очередь, а также не замедлять процесс рассмотрения вопроса, так как существует презумпция, что любая задержка в разрешении вопроса негативно влияет на благосостояние ребёнка.

    Право в Германии

    Право Германии вопрос несовершеннолетних детей преимущественно рассматривает на основании договорного режима супругов. В то же время, если имеет место спор между родителями, компетентным в данном вопросе будет суд, с обязательной опорой на мнение Ведомства по делам несовершеннолетних. Суд всегда изначально исходит из равенства прав родителей, не отдавая предпочтение одному из них. По достижению же ребёнком возраста трёх лет суд также учитывает его мнение.

    Если мать и отец не могут прийти к единому мнению, то необходимо через адвоката указать желаемый вариант распределения их прав. При этом суд в своём решении будет исходить из фактов, обязательно руководствуясь мнением Ведомства по делам несовершеннолетних, соответствующих дошкольных организаций, а также заключением эксперта, имеющего богатый опыт общения с детьми и предварительно побеседовавшего с каждой из сторон, кто из супругов более способен обеспечить интересы ребёнка (детей), при ком из родителей он (они) будут развиваться гармоничнее, к кому он (они) имеют большую эмоциональную привязанность.

    Отдельно предусмотрено, что если один из супругов пожалуется на то, что другой может увезти ребёнка за границу без его согласия, то родительские права на данного ребёнка при определённых обстоятельствах могут перейти сначала Ведомству по делам несовершеннолетних, хотя ребёнок будет постоянно проживать с одним из родителей, а затем при ухудшении ситуации на усмотрение государственных органов, одного или обоих родителей могут через суд лишить прав опеки.

    Из вышеуказанного следует, что в случае возникновения спорных правоотношений, связанных с правами родителей и детей, одному из родителей необходимо реализовать своё право путём обращения в соответствующие компетентные органы, решение которых и уполномочит определить дальнейшее место жительства ребёнка. При этом, как мы видим, закон всё же исходит из интересов ребёнка, устанавливая правовую связь с его постоянным местом жительства.

    Обобщение судебной практики в Украине по определению места жительства ребенка

    Обобщение судебной практики национальными судебными органами выработало ряд рекомендаций в связи с данными правоотношениями. Так, в Письме Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16.05.2013, № 24-754/0/4-13 “О практике рассмотрения судами гражданских дел с иностранным элементом” говорится следующее. При разрешении дел об определении места проживания ребёнка следует руководствоваться ст. 66 Закона Украины «О международном частном праве». При рассмотрении споров об определении места проживания ребёнка при участии иностранцев судам следует руководствоваться «законом суда», то есть при определении подсудности может применяться общая территориальная, альтернативная, исключительная и договорная подсудность.

    Кроме того, подчёркивается, что при рассмотрении вопроса об определении места проживания ребёнка, следует руководствоваться положениями Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 г., Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г., Конвенции о контакте с детьми 2003 г., Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г., а также Европейской конвенции о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и о возобновлении опеки над детьми от 20.05.1980 г., межгосударственными договорами Украины и окончательными решениями Европейского суда по правам человека.

    Также, возвращаясь к вопросу компетентных органов, предусмотрено, что при рассмотрении дела об определении места проживания ребёнка между иностранцем и гражданином Украины в случае, когда ребёнок проживает на территории Украины, суд привлекает третьим лицом орган опеки и попечительства по месту проживания ребёнка .

    Анализ же судебной практики сугубо на национальном уровне говорит о том, что судами всё же учитываются различные критерии для определения прав одного из родителей и соответственно места жительства ребёнка. При принятии решений суды исходят как с материальных (возможность обеспечивать ребёнка, бытовые условия для него, уровень заработной платы родителя), так и с моральных (преимущественное отношение ребёнка к одному из родителей, предоставляемый уровень воспитания, фактические взаимоотношения между родителем и ребёнком) критериев. Решающими также определяются сведения, которые содержатся в различных характеристиках, например, с места работы, учёбы, а также врачебные (в части алкогольной или наркотической зависимости) о родителях.

    Неединичны случаи пересмотра судебных решений, которые были вынесены в пользу одного из родителей, исходя лишь из его материального состояния. Кроме того, суды часто ссылаются на применение ст. 6 Декларации прав ребёнка 1959 г., которая гласит о том, что малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. Последнее говорит о том, что превалируют всё же решения в пользу матери ребёнка, основанные на более тесной связи.

    Признание и исполнение решений компетентных органов на территории иностранного государства

    Что касается признания и исполнения решений компетентных органов на территории иностранного государства, то таково должно осуществляться в рамках международных договоров, подписанных государствами, либо же на основании документов, выданных компетентными органами иностранного государства и легализированных в установленном законом порядке. В связи с вышеуказанным, на практике возросло количество случаев незаконного перемещения детей через границы родителями, чьи права на детей не признаны, а также трудностей выполнения решений иностранных юрисдикционных органов.

    При этом следует говорить о том, что таковы действия нашли отображения в нормативном урегулировании, а защита прав правомочных родителей осуществляется. В развитие разрешения указанной проблемы существует ряд международных актов, предписания которых призваны её решить. Среди них стоит упомянуть, кроме вышеуказанных, Конвенцию Совета Европы о контакте с детьми от 15.05.2003 № ETSN192, Европейскую конвенцию о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и о возобновлении опеки над детьми от 20.05.1980 г. СДСЕ № 105. Например, ст. 9 Конвенции о правах ребёнка 1989 г. провозглашает, что государства-участники обеспечивают, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка.

    Кроме того, ст. 11 предусмотрено, что государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. С этой целью государства-участники содействуют заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединяются к действующим соглашениям. В свою очередь, ст. 7 Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г. устанавливает предписания о компетенции органов, которые уполномочены осуществлять действия для защиты прав ребёнка в случае незаконного перемещения или незаконного удержания. Таковыми признаются органы Договаривающегося государства, в котором ребёнок обычно проживал непосредственно перед перемещением или удержанием. При этом данная юрисдикция сохраняется до тех пор, пока ребёнок не приобретёт место обычного проживания в другом государстве.

    Также, данная норма даёт определение таким действиям как незаконным, если они нарушают права опеки, которыми были наделены, совместно или индивидуально, лицо, организация или иной любой орган в соответствии с правом государства, в котором ребёнок обычно проживал до перемещения или удержания; во время перемещения или удержания эти права действительно осуществлялись совместно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не перемещение или удержание. Отдельным нормативным актом в этом вопросе выступает Конвенция Совета Европы о контакте с детьми от 15.05.2003 № ETSN192, которая предусматривает правила осуществления общения между родителями и детьми, которые находятся на территориях разных государств. Важными в контексте данной Конвенции рассматриваются меры защиты и гарантии, предпринимаемые в отношении контактов, а также предписания о возврате ребёнка.

    В частности, речь идёт о том что, если ребёнок в конце периода трансграничного контакта не возвращён, компетентные органы, по запросу, обеспечивают незамедлительный возврат ребёнка, применяя соответствующие положения международных документов, внутреннего законодательства, и осуществляя такие защиты и гарантии, какие могут быть предусмотрены в распоряжении о контакте. При этом установлен срок возвращения ребёнка, который составляет шесть недель со дня заявления о возврате (ст. 16 Конвенции).

    На национальном уровне данному вопросу также уделено внимание. В частности, ст. 162 СК Украины устанавливает, что если один из родителей или другое лицо самовольно, без согласия второго из родителей или других лиц, с которыми на основании закона или решения суда проживал малолетний ребёнок, или детского учреждения, в котором по решению органа опеки и попечительства или суда проживал ребёнок, изменит его место жительства, в том числе способом его похищения, суд по иску заинтересованного лица имеет право постановить решение об отобрании ребёнка и возвращении его по прежнему месту жительства. При этом на лицо, самовольно изменившее местожительство малолетнего ребёнка, возложена обязанность по возмещению материального и морального ущерба, причинённого тому, с кем он проживал.

    Таким образом, похищение и незаконное удержание детей (даже осуществимое родителями) пресекается на межнациональном уровне, тем самым обеспечивая защиту прав и интересов ребёнка, который сам себя в силу возраста, защитить не может.

    Для надлежащей организации данных правоотношений необходимо рассмотреть ряд средств оптимизации, которые позволят в дальнейшем предусмотреть развитие событий в пользу как ребёнка, так и одного из родителей, заинтересованных в защите его прав и интересов. Отношения родителей и детей можно предварительно урегулировать, исходя из двух режимов – легального и договорного. В контексте легального режима необходимо исходить из анализа правовых норм, которые будут применяться в том, или ином случае.

    Имеется ввиду, что ориентирование в правовом регулировании может помочь в предотвращении непредвиденных ситуаций. Так, исходя из предписаний национального и иностранного законодательства, можно будет сделать вывод о преимуществе в выборе гражданства, либо определении постоянного места жительства ребёнка, либо концентрации имущества ребёнка (которые являются решающими факторами, исходя из анализа, приведённого выше).

    Кроме того, анализ легального регулирования важен ещё и в связи с компетентными органами, которые будут решать вопрос места жительства ребёнка. Исходя из небольшого очерка различных правопорядков (Кипр, Англия, Германия), становится ясно, что каждый из них частично различен и исходит иногда из разных критериев в решении рассматриваемого вопроса. Что касается договорного режима, то таков рассматривается в двух направлениях – при заключении брачного контракта и при заключении соглашения о контакте (частный случай).

    В случае заключения брачного договора возможным является рассмотрение вопроса о месте жительства ребёнка на случай развода, а также объеме прав каждого из родителей. Выбор такого способа оптимизации является преимущественным в связи с тем, что институт брачного договора распространён в большинстве иностранных правопорядков. При этом предмет такого договора (в части отношений с детьми) должен содержать положения о месте проживании ребёнка в случае развода, обязанности супругов (одного из них) принимать участие в воспитании ребёнка, беспрепятственном общении каждого из родителей с ребёнком, условия общения при наличии ограничений в отношениях с одним из родителей (дни, часы, места встреч), вопросы оплаты обучения ребёнка и прочее.

    Данный способ урегулирования отношений является привлекательным ещё и потому, что договор можно заключить и до вступления в брак, и во время пребывания в нём, а также то, что содержание может претерпевать изменения на протяжении супружеской жизни.

    Что касается соглашения о контакте, то таково рассматривается в рамках Конвенции Совета Европы о контакте с детьми от 15.05.2003 № ETSN192 и имеет место уже после факта развода и установленного места проживания с одним из родителей. Но стоит сделать оговорку о том, что данные договорные отношения распространяются и регулируются только в отношении стран, которые присоединились к Конвенции. Данное соглашение заключается с целью регулирования отношений между родителями и детьми, в случае, когда каждый из бывших супругов живёт в разных Договаривающихся государствах, а неконтролируемый контакт с ребёнком не соответствует наивысшим интересам последнего. Данный способ оптимизации необходимо рассматривать в случае наличия риска похищения и незаконного удержания ребёнка другим из родителей, а также наличия других рисков, связанных с безопасностью и несвоевременным возвратом ребёнка.

    Таким образом, определение места жительства ребёнка в международном частном праве рассматривается как отдельный коллизионный вопрос. При этом таков урегулирован на основании многочисленных международных и национальных нормативно-правовых актов, наивысшим приоритетом которых являются интересы ребёнка. При этом основной упор сделан на привязку к правовому регулированию, связанному с гражданством и постоянным местом жительства ребёнка для минимизации различного рода ущербов для его личности.

    Судебная практика по данному вопросу неоднозначна в связи с наличием различных правопорядков и характеризуется применением разных критериев, которыми руководствуются уполномоченные органы, наделяющие правами одного из родителей, управомоченного в т.ч. определить место жительства ребёнка. Также международные отношения, связанные с взаимоотношениями родителей и детей, характеризуются таким негативным явлением как похищение и незаконное удержание ребёнка неправомочным родителем, о чём были сделаны отдельные оговорки.

    Исходя из вышерассмотренного анализа, удалось предложить отдельные способы оптимизации данных правоотношений, среди которых рассматриваются легальный и договорной. Наиболее же приемлемым при этом остаётся договорной, так как он позволяет урегулировать правоотношения, исходя из конкретно сложившихся обстоятельств.

    Loading...Loading...