Воскресенские ворота. Иверская часовня

Парадный вход на Красную площадь – Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней. Каждый человек, прежде чем войти на главную площадь страны, останавливает свой взор на Воскресенских воротах с парой арок и высоких башен, увенчанных двуглавыми орлами – символами царской власти. Это место испокон веков считалось началом Москвы. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь воины-победители. Сюда в первую очередь приходили москвичи после возвращения в город. Перед Воскресенскими воротами находится сегодня бронзовый знак нулевого километра Москвы. На него, по современной московской традиции, кидают через левое плечо монетки на счастье.

Китайгородская стена – длиной две с половиной тысячи метров и с двенадцатью башнями – была построена в 1530-х годах по приказу матери царя Ивана Грозного Елены Глинской. Это было первоклассное фортификационное сооружение средневековой Москвы. Руководил строительством итальянский архитектор и инженер Петрок Малый – строитель церкви Вознесения в великокняжеском селе Коломенском. Через Воскресенские ворота можно было попасть из торгового Китай-города на мост через реку Неглинную. Поэтому первоначальное их название – Неглинненские ворота. В XVII веке над воротами возвели дополнительное сооружение с двумя стройными башнями.

В 1648 году по просьбе митрополита (будущего патриарха) Никона афонские монахи привезли в Москву копию Иверской иконы Божией Матери, почитаемой во всем христианском мире. Встречать монахов к Воскресенским воротам Китайгородской стены пришел царь Алексей Михайлович с семьей, патриарх Иосиф, бояре и весь честной народ московский. На месте встречи в 1681 году была установлена деревянная Иверская часовня. Иверская икона стала одной из главных московских святынь. Москвичи называли это икону просто «Матушкой» и даже придумали пословицу «Кто «Матушку» не видал – тот в Москве не бывал». А Воскресенские ворота вскоре стали иначе называть Иверским.

По древнему обычаю российские цари и царицы, приезжая в Москву, останавливались у Воскресенских ворот и молились в Иверской часовне. Поклониться чудотворной иконе приходили даже неверующие жители Москвы и иноземцы, которые говорили, что «эта Мадонна творит чудеса». В 1746 году деревянная часовня стала каменной, а еще несколько десятилетий спустя ее перестроил знаменитый московский архитектор М.Ф. Казаков. После поражения Наполеона в 1812 году Иверскую часовню стали воспринимать как памятник в честь победы России над Францией. На самом верху установили позолоченного ангела с крестом. Голубой купол часовни усыпали звездами, как небесный свод.

После революции в 1923 году возле Иверской часовни провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ряженые, изображавшие священников и монахов, пели «акафист Марксу». В 1929 году Иверскую часовню разобрали. На одной из фотографий того времени видно, что вместо святыни была установлена скульптура рабочего. В 1931 году года снесли и Воскресенские ворота. Официальная причина – освобождение проезда для тяжелой военной техники, участвовавшей в ежегодных парадах на Красной площади. После окончания советского режима, в 1990-е годы, ворота и часовня были восстановлены в формах XVIII века архитектором-реставратором О.И. Журиным.

Воскресенские ворота с Иверской часовней упоминаются в произведениях многих известных писателей: Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, И.С. Шмелева, М.И. Цветаевой и даже англичанина Г. Уэллса. После восстановления они возвратили себе звание одной из известных достопримечательностей столицы. На Афоне современными монахами Иверского монастыря был сделан новый список Иверской иконы, которую, как и триста пятьдесят лет назад, привезли в Москву. Двуглавые орлы на башнях Воскресенских ворот перекликаются с орлами, венчающими Исторический музей. Здесь вообще все сооружения великолепно сочетаются друг с другом, в каком бы веке они не были построены.

Денис Дроздов

Продолжим нашу прогулку вокруг Китай-города.
Китайгородская стена в районе Воскресенской площади была ещё в старину застроена сперва зданием Присутственных мест (на снимке слева):

Фото нач.1870-х гг.
Воскресенская площадь. Здание присутственных мест.
Ещё нет здания Городской Думы и Исторического музея, построенного на месте здания Земского приказа, башенка которого видна в левой верхней части снимка.



Фото кон.1880-х гг. из альбомов Найдёнова.
На месте здания Земского приказа уже построен Исторический музей.

а позже зданием Московской городской Думы:

Фото 1890-х гг. Почти современный вид.

А мы перейдём с вами к Воскресенским воротам.

Вид на Воскресенские и Никольские ворота с Воскресенской площади. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева. 1800 г.
Воскресенские ворота (ворота в разные времена носили и иные названия: Иверские - по Иверской часовне, Куретные - по Куретному-Охотному ряду, Львиные, Святые, Неглименские - по реке Неглинной, Триумфальные - через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь; в народе их именовали ещё и Аблакатскими - по адвокатам, "торговавшим у Иверской своими аблакатскими талантами") - парадный въезд на Красную площадь.
Воскресенскими их стали именовать по государеву указу 1689 г. после помещением на башне иконы Воскресения Христова.

В 1508 году великий князь Василий III указал «вокруг града Москвы ров делати камением и кирпичием и пруды чинити вокруг града Алевизу Фрязину». Соорудив плотины по реке Неглинной, Алевиз Новый превратил ее в полноводную реку, преградившую подступы к Кремлю. Со стороны Красной площади итальянец устроил ров-канал. Он протянулся от Собакиной до Беклемишевской башни на 541 метр.


Никольские ворота Кремля и Алевизов ров.Алексеев,ученики.1800-е годы.
Ширина рва колебалась от 28 до 34 метров, а глубина от 8,5 до 13 метров. Несколько позже, в 1533 году, с двух сторон Алевизова рва появились невысокие зубчатые стены (эта стена видна на акварели), а в 1535 году оконечные части рва были защищены стеной Китай-города. В ней устроили трубы, по которым воду изо рва спускали в Москву-реку и Неглинную.


Вид на Воскресенские и Никольские ворота с Воскресенской площади. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева. 1800 - 1802 гг.

Как дореволюционные, так и современные историки считают, что вода поступала в ров Алевиза из Неглинной и Москвы-реки, чего, однако, не могло быть из-за большого перепада высот. Специалисты Центра историко-градостроительных исследований, ссылаясь на донесение архитектора Д. В. Ухтомского от 1756 года, пришли к следующему выводу: Алевизов ров питался водой «из специальных колодцев, устроенных на выходах водоносных пластов и приуроченных к секторам рва, перегороженного шлюзами. Один из таких колодцев сохранялся до середины 18 века у Спасской башни и служил для полива Аптекарского сада». При сооружении рва на участке от Никольской до Спасской башни итальянские зодчие на отметке 10-15 метров вскрыли первый водоносный горизонт и вода поступала через дно рва-канала. В этом случае становится понятным, почему ров имел столь значительную глубину.


Вид на Воскресенские ворота Китай-города и Кремль со стороны Тверской улицы. Акварель мастерской Ф.Я.Алексеева. 1800-1802 гг.

С помощью шлюзов отдельные сектора рва в разное время осушались. В правление Ивана Грозного без воды был сектор, прилегавший к Воскресенским воротам Китай-города. Здесь содержались львы, присланные из Англии, отчего Воскресенские ворота часто называли Львиными. В «Описи порух и ветхостей», сделанной в 1629 году, дозорщик Федор Оладин записал: «Возле стены в городе, во рву, двор львиной, пригорожен к стене». В 17 столетии во рву поселился слон - подарок персидского шаха царю Алексею Михайловичу.


А.Васнецов. Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926 г.


Вид на Московский Кремль и Воскресенские ворота со стороны р.Неглинной. Реконструкция на вторую половину 17 века. Худ.В.М.Неделин.

Вид на Китай-город с руин Пушечного двора. Акварель начала XIX века неизвестного художника.
В правой части акварели видны Воскресенские ворота.


Фото 1880-х гг.


Фото 1880-х гг.


Фото кон.1890-х гг.


Фото 1900-х гг.


Фото 1895-1896 гг. B. Avanzo. Иверская часовня.

В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.
Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.


Фото 1900-х гг. Иверская часовня.

13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.
Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня.


Фото кон.1900-х - нач.1910-х гг.

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.
Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих". Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди - вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.
Подробнее о чудотворной иконе и Иверской часовне

Что есть что в церкви

Один из них ударил икону мечом, и на доске появилась кровь. Испугавшись, иконоборцы оставили женщину, а она решила спасти образ и положила его в море. Но икона не легла на воду, а встала на ребро и поплыла. Образ приплыл в Афонский монастырь. Там монахи разместили его над вратами и назвали Иверским.

В 1669 году с иконы сняли копию и отвезли в Москву. Там ее разместили в деревянной часовне у Воскресенских ворот. Они появились в 1535 на месте башни Китай-города. В 1680 их надстроили двумя башнями с двуглавыми орлами. А в 1791 году Матвей Казаков перестроил Иверскую часовню в камне. Такой облик ворота сохраняли до разборки в 1931 году. При этом в разное время в палатах Воскресенских ворот размещались лаборатории Монетного двора, палата , университетская типография, архив Губернского правления.

Иверская икона была одной из самых почитаемых в Москве.

По древнему обычаю российские императоры и императрицы, въезжая в город, останавливались у Воскресенских ворот и молились в Иверской часовне. У многих москвичей был обычай начинать день с посещения Иверской часовни. Поклониться к ней приходили перед самыми важными жизненными событиями. А перед экзаменами у иконы было особенно многолюдно - сюда съезжались гимназисты и студенты, чтобы поставить свечку и принести белую розу. Доходило до того, что перед особенно рискованными предприятиями в часовню приходили воры и бандиты, надеясь, что Иверская икона не откажет в помощи.

Иногда икону забирали и везли для совершения служб на дому у тех, кто не мог посетить церковь сам. На это время в часовне оставалась «заместительница» - точная копия образа.

В 1929 году часовню у Воскресенских ворот снесли. Через 2 года разрушили и сами ворота.

Путеводитель по архитектурным стилям

По официальной причине они мешали въезду военной техники для участия в парадах на . Именно тогда Лазарь Каганович сказал знаменитую фразу: А моя эстетика требует, чтобы колонны демонстрантов одновременно вливались на Красную площадь! .

Еще в 1923 году перед Воскресенскими воротами прошла показательная акция «комсомольское рождество». На ней сожгли образы Христа и Богородицы. А вскоре на месте Иверской часовни поставили скульптуру рабочего и периодически ее меняли.

После разрушения Иверской часовни чудотворную икону перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках.

В 1994-1995 Воскресенские ворота и Иверскую часовню восстановили в формах XVII века - с шатровой крышей. Автор проекта - О.И. Журин.

Проезд под ними переименовали в проезд Воскресенские Ворота, и он снова стал пешеходным. Также укрепили старый фундамент, а на место старой Иверской иконы поместили новый список, сделанный в Афонском монастыре специально для восстановленной часовни.

Говорят, что... ...Иверская икона ездила по городу в специальной карете, запряженной шестеркой лошадей. К приему образа дома готовились заранее. Иверскую встречали во дворе, откуда икону торжественно вносили в дом. Там служили молебен. Затем все прикладывались к образу. После икону проносили по всем помещениям. А под конец Иверскую наклоняли, и все обитатели должны были пролезть под ней - ползком, на карачках или на четвереньках. Это называли «осениться благодатью». Иногда почтенная мать семейства, долго не могла встать, запутавшись в одежде. Это вызывало смех у домочадцев. А порой и сами священнослужители не сдерживали улыбки.
...рядом с Иверской часовней была известная на всю Москву «яма» - тюрьма для должников. Сидели там только предприниматели, которых упекали туда кредиторы за нежелание отдавать долги. Они же оплачивали «пребывание» провинившегося в тюрьме. Когда плата не поступала, заключенного выпускали. Некоторые так дразнили должника: отпускали на пару деньков, а затем вновь вносили плату за содержание в «яме» и возвращали провинившегося в тюрьму. Лжебанкроты этого не выдерживали и расплачивались с кредиторами, чтобы скорее выбраться из «ямы» .

Воскресенские ворота Китай-города - воссозданный памятник фортификационной архитектуры, расположенный между зданиями Исторического музея и бывшей городской Думы. Двойные проездные ворота Китайгородской стены, через которые проходит одноимённый проезд, являются символической границей между Красной и Манежной площадями.

Оригинальные ворота были построены в 1535 году по проекту итальянского архитектора Петрока Малого (Фрязина). К сожалению, как и Китайгородская стена в целом, ворота не дошли до наших дней: в 1931 году они были снесены для прокладки дороги. Современные ворота построены в 1994-1995 годах по проекту архитектора Олега Журина и являются относительно точной копией исторических.

Ворота имеют две проездных арки, над которыми расположено надвратное помещение с двумя восьмигранными шатровыми башенками, увенчанными двуглавыми орлами. Окна надвратных помещений и башенок богато декорированы, под ними расположены ложные машикули (имитация бойниц вертикального обстрела). Над пролётами ворот с обеих сторон размещены мозаичные иконы с изображениями Георгия Победоносца (покровителя Москвы), князя Александра Невского, святого Сергия Радонежского и Феодора Стратилата (покровителя христианского воинства), а также митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Ещё одну икону - Воскресение Христово - можно обнаружить между арками ворот со стороны Красной площади.

Изначально ворота играли строго фортификационную роль и не имели надвратных палат и башенок. Их надстроили в 1680 году, и вплоть до 1731 года в надвратных помещениях располагались лаборатории соседнего Монетного двора, затем - типография Императорского Московского университета.

Иверская часовня

Со стороны Манежной площади прямо перед воротами - фактически как пристройка - расположена Иверская часовня со списком Иверской иконы Божией Матери. Небольшая часовня украшена позолоченными фигурами апостолов Петра и Павла, а также небольшой скульптурой архангела Михаила на вершине купола.

Иверская часовня была сооружена в 1680 году, однако, фактически её история начинается в 1648 году, когда в Москву с Афона привезли точный список с Иверской иконы Божией Матери, впоследствии отправленный в Валдайский Иверский монастырь. По указу царя Алексея Михайловича для Москвы сделали точную копию с привезённого с Афона списка, которую разместили при воротах Китайгородской стены. По традиции, всякий идущий в Кремль или на Красную площадь прикладывался к иконе перед проходом через ворота

Первая часовня была выполнена из дерева, затем в 1791 году перестроена в камне по проекту архитектора Матвея Казакова. В 1812 году часовня была разорена, и впоследствии её восстановили как памятник победы над французами - тогда же на вершине часовни установили фигуру архангела Михаила.

Вскоре после революции часовня была разграблена, а в 1929 году закрыта и снесена. Восстановление часовни произошло в 1994-1995 годах одновременно со строительством "новых" Воскресенских ворот.

Название Воскресенских ворот

Своё современное название Воскресенские ворота получили в 1689 году по размещённой на них иконе Воскресения Христова, однако, за годы существования они успели сменить едва ли не десяток различных имён:

. Львиные ворота - по подаренным Ивану Грозному английской королевой львам, жившим во рву между Никольской и башнями Кремля;

. Неглименские (Неглименные) ворота - по названию реки Неглинной, через которую от ворот шёл мост;

. Богоявленские ворота - по Богоявленскому монастырю;

. Троицкие ворота - по Троицкому подворью;

. Триумфальные ворота - по их парадно-въездной функции;

. Курятные ворота - по близости торгового ряда, где продавалась птица;

. Иверские ворота - по Иверской часовне.

В наши дни существует определённая двойственность в именовании ворот: хотя официально они называются Воскресенскими, многие москвичи склонны называть их Иверскими - по часовне. Как ни странно, этот нюанс хорошо известен горожанам, и путаницы с разными названиями не возникает.

В наши дни воссозданные Воскресенские ворота играют роль главного входа на Красную площадь для посещающих Москву туристов, благодаря чему они стали одной из визитных карточек российской столицы.

Воскресенские ворота Китай-города расположены в проезде Воскресенские Ворота, 1А - между Манежной и Красной площадями. Добраться до них можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Ворота дали название Воскресенской площади.

История

Сооружены в 1535 г. как двухарочные ворота стены при ИванеIV Грозном.

В 1680 г. перестроено надвратное помещение и над ним надстроены две башни, увенчанные двуглавыми орлами. Такой облик ворота сохраняли вплоть до разборки в 1931 г. В палатах помещались до 1731 г. лаборатории соседнего Монетного двора и палата Главной аптеки, в 1750–80-х годах - университетская типография.

В 1737 г. Ворота сгорели и были восстановлены архитектором И. Ф. Мичуриным.

ОписаниеMoscow — Entrance of Red Square.jpg Rex , GNU 1.2

В надвратном теремке жил Н. И. Новиков (1744–1818), который заведовал расположенной в соседнем здании университетской типографией.

В 1781 г. была сооружена деревянная Иверская часовня (была приписана к Николо-Перервинскому монастырю) для Иверской иконы Богоматери.

В 1791 г. Иверская часовня отстраивается в камне. В 1810-х годах восстановлением ворот занимался архитектор А. Н. Бакарев.


Nikolay Naidenov (1834-1905) , Public Domain

В 1917 г. Иверская часовня и ворота в Воскресенском проезде используются как оборонительный рубеж от большевиков.

В середине 1920-х проводится реставрация Воскресенских ворот и Иверской часовни с восстановлением первоначальных резных наличников.

В конце 1920-х принимается решение о сносе Воскресенских ворот, с целью освобождения проезда для движения автомобилей.

В 1929 г. разбирается Иверская часовня, и на её месте устанавливается скульптура рабочего.


неизвестен , Public Domain

В 1931 г. Воскресенские (Иверские) ворота окончательно снесены. В 1936 проезд через место бывших ворот переименован в Исторический.

В 1994–95 гг. по решению правительства Москвы Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены (автор проекта - архитектор О. И. Журин).

Vladimir Tokarev , CC BY-SA 3.0

В 1993 г. Исторический проезд был переименован в Проезд Воскресенские Ворота. После восстановления ворот и часовни в 1995 г. проезд Воскресенских ворот снова стал пешеходным, в результате чего тяжёлая военная техника на возобновленных с 2008 г. парадах потеряла возможность въезжать на с двух сторон Исторического музея.

Loading...Loading...