Выполнение работ без лицензии ответственность. Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии: наказания не избежать! Кому не нужно разрешение

Если организация занимается видами деятельности, которые подлежат лицензированию, без лицензии. То есть они были, но не стали продлевать и получать новые. То какие правовые последствия это влечет для организации? Влияет ли это на заключенные договоры без лицензии?

Ответ

Организацию могут привлечь к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление лицензируемых видов деятельности без лицензии. В соответствии со ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Контрагенты могут признать по суду договоры недействительными с момента прекращения действия лицензий.

« Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности( „О лицензировании отдельных видов деятельности“; далее — Закон о лицензировании).

Закрытый перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, указан в Закона о лицензировании. Кроме того, эти виды деятельности могут быть более подробно описаны в специальных законах(см., например, „О недрах“, „Об обращении лекарственных средств“).

При этом необходимо учитывать, что положения Закона о лицензировании не применяются к отдельным видам деятельности, регулируемым специальными законами(), например, к деятельности кредитных организаций и страховой деятельности.

Может получиться так, что у юридического лица или индивидуального предпринимателя нет специального разрешения(лицензии) на осуществление какого-либо лицензируемого вида деятельности. За деятельность без лицензии может привлечь организацию или предпринимателя к административной ответственности по статьи 14.1 Кодекса Р. Ф. об административных правонарушениях. При этом деятельность без лицензии нужно отличать от другого состава административного правонарушения, когда ().*

В некоторых случаях административной ответственности за деятельность без лицензии можно избежать. При определенных обстоятельствах суд может отказать административному органу в удовлетворении его заявления о привлечении лица к ответственности. К таким обстоятельствам можно отнести следующие случаи:








  • Какие меры ответственности грозят за деятельность без лицензии

Если выяснит, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность без необходимой лицензии, то:

  • индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

  • юридическому лицу грозит штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

К административной ответственности также привлекается и руководитель организации: штраф составляет от 4 тыс. до 5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Указанная ответственность установлена в статьи 14.1 Кодекса Р. Ф. об административных правонарушениях.*

О других нарушениях, за которые предусмотрена административная ответственность, см. справки:

Какие органы возбуждают и рассматривают дела об административной ответственности за деятельность без лицензии

Большое количество органов и должностных лиц наделены полномочием возбуждать дела об административной ответственности за деятельность без лицензии. Рассматривать же их имеют право только судьи.

1. Кто уполномочен возбуждать дела об административной ответственности за деятельность без лицензии

Инициировать дела уполномочены должностные лица следующих государственных органов и структур:

  • территориальных подразделений полиции();

  • Федеральной налоговой службы();

  • Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору();

  • Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека();


  • органов исполнительной власти субъектов РФ при условии, что передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче полномочий(

Контролирующими органами, осуществляющими присмотр за работой организаций здравоохранения, соответствию их действий с полученной лицензией, являются Федеральная служба по надзору, а также уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

Ревизионные органы регулярно проводят запланированные и внеплановые походы по медицинским учреждениям либо к лицам, работающим в частном порядке. Их деятельность основывается на таких законодательных актах:

  • Постановление Правительства № 957 от 21 ноября 2011г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» ;
  • ФЗ № 99 от 4 мая 2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» ;
  • Постановление Правительства № 291 от 16 апреля 2012г. «О лицензировании медицинской деятельности» .

Информация! За несоответствие при работе требованиям полученной лицензии или ее отсутствием как таковой, имеются административная ответственность и уголовная.

Административная ответственность и штрафы за оказания услуг при отсутствии разрешения

Частные лица, включая компании коммерческого и некоммерческого типа, работающие в медицинской сфере, при отсутствии лицензирования будут подвергаться привлечению к ответственности посредством административных взысканий, регламентированных статьями Кодекса об АП РФ № 14.1, 6.2, 19.20 .

Часть вторая ст. 14.1 Кодекса об АП РФ гласит, что нелицензированное предпринимательство наказывается штрафными санкциями:

  • от двух до двух с половиной тыс. руб. для физических лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и имеющегося сырья;
  • от четырех до пяти тыс. руб. в отношении должностных лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и сырья;
  • для юридических лиц порядка 40 – 50 тысяч рублей с конфискацией рабочего инструмента, продукции и сырья.

Справка! При наложении штрафа изъятие имущества по обязательному принципу не производится, а осуществляется по усмотрению уполномоченных органов.

О том, любого учреждения, можно узнать в статье по ссылке.

Ведение деятельности при отсутствии соответствующей , позволяющей ее осуществлять, влечет за собой применение следующих штрафных санкций:

  • административное взыскание на сумму между тридцатью и пятьюдесятью тысячами российских рублей в отношении должностных лиц или введение ограничения на право работать сроком на 1-3 года ;
  • для обычных граждан – 500 – 1 000 руб. ;
  • для лиц, ведущих деятельность предпринимателя без официальной регистрации статуса юридического лица, санкции составляют 30 – 40 тыс. рублей или осуществляется остановка их работы на 90 дней ;
  • 170 000 – 250 000 рублей или запрет на трудовую деятельность до девяноста дней.

Негрубые нарушения

Ч. 2 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 14.1 из Кодекса об АП определяют ответственность за неправомерную медицинскую практику, заключающуюся в наложении штрафных санкций:

  • для граждан они равны 1,5 – 2 тысячам рублей ;
  • для должностных лиц предполагаются в сумме 3 000 – 4 000 руб. ;
  • по отношению к юридическим лицам штраф будет равняться 30 000 – 40 000 руб.

Помимо незначительных нарушений лицензионной деятельности имеются и «грубые», заключающиеся в неисполнении лицензиатом условий, утвержденных пунктами 4 и 5 Постановления № 291 и совершении действий, несущих определенные последствия, указанные в части 11 статьи 19 законопроекта «О лицензировании» .

Грубые нарушения

Согласно ч. 4 ст. 14.1 , ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об АП , грубые нарушения наказуемы штрафными взысканиями:

  • от четырех тысяч рублей до восьми или остановкой деятельности на 90 дней для лиц, занимающихся предпринимательством без официальной регистрации;
  • 5 000 – 10 000 руб. для должностных лиц;
  • 100 000 – 200 000 руб. либо приостановкой работы на 90 дней для юридических лиц.

Внимание! Наказание в некоторых случаях не ограничивается штрафными санкциями.

Уголовная ответственность

Согласно статье 171 и статье 235 Уголовного Кодекса РФ , если нелицензированная работа медика или организации привела к крупному ущербу гражданину либо была направлена на получение масштабного дохода, размеры которого утверждены статьей 169 УК РФ , последует наказание в виде:

  • принудительных работ сроком от 180 до 240 часов ;
  • ареста на период от четырех месяцев до полугода ;
  • тюремного срока, равного пяти годам .

Уголовное наказание несут в основном руководители организаций . Иногда оно может дополняться административными штрафами, если так сочтут нужным компетентные органы.

Нарушая требования лицензионного соглашения либо работая и вовсе без него, работодатель рискует расплатиться за это большим штрафом либо лишением свободы на некоторый срок.

Едва ли не каждый взрослый человек хотя бы однажды в своей жизни что-нибудь продавал, однако никому не придёт в голову называть распродажу бабушкиной мебели предпринимательством. Но что, если человек начинает целенаправленно искать по городу старую мебель, покупать её и сбывать новым владельцам? Такая деятельность уже несёт характер предпринимательской, а значит, нужно оформляться и платить налоги, чтобы не пришлось платить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.

Не стоит уповать на то, что в налоговых органах сквозь пальцы смотрят на нелегальный бизнес, если тот приносит сравнительно небольшие доходы. Чтобы привлечь лицо к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, даже доказательств получения дохода не потребуется. Достаточно уличить его в том, что своими действиями он преследовал цель получения прибыли — к примеру, дал рекламу в газету или закупил оптом товар.

Что является незаконной предпринимательской деятельностью

Бытует мнение, что налоговые органы заинтересуются предпринимателем лишь в том случае, когда он заработает серьёзную сумму. На деле это не так. Даже если человек время от времени рассылает самодельную бижутерию, получая оплату наложенным платежом, он должен быть готов к персональному вниманию со стороны налоговой. Понести наказание за незаконную предпринимательскую деятельность можно и с мизерным доходом. От размера доходов зависит тяжесть наказания: по достижении некоторой суммы административная ответственность за незаконное предпринимательство перерастает в уголовную.

Чтобы понять, что является незаконной предпринимательской деятельностью, нужно разобраться с понятием “предпринимательская деятельность”. Гражданский кодекс трактует его как деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли. Теоретически двух однотипных сделок за год хватит, чтобы усмотреть в действиях лица такую направленность.

Среди признаков предпринимательской деятельности стоит выделить:

  • показания клиентов — лиц, которые оплатили услуги или товары;
  • реклама товаров и услуг;
  • выставление товарных образцов;
  • оптовые закупки;
  • наличие расписок в получении денег;
  • налаженные связи с контрагентами;
  • заключение договоров аренды коммерческих площадей;
  • учёт хозяйственных операций по сделкам.

Если для деятельности лица характерно что-то из вышеперечисленного, бесполезно упирать на отсутствие прибыли. Незаконное предпринимательство — это деятельность, которая на получение прибыли направлена, но не обязательно её приносит.

Те, кто сдаёт в аренду жильё, могут не регистрировать ИП: чтобы не нести ответственность за незаконное предпринимательство, нужно оформить с арендатором договор, вовремя подавать налоговую декларацию и платить НДФЛ. То же касается лиц, которые заключили разовую сделку по продаже на приличную сумму: подав декларацию, продавец избавит себя от разбирательств с налоговыми органами.

Если деятельность касается сферы услуг, а регистрировать ИП или ООО совсем не хочется, можно оказывать услуги на основании договоров . Это не квалифицируется как незаконное предпринимательство, однако у такого сотрудничества есть очевидные недостатки:

  • нельзя рекламировать свои услуги;
  • налоговые органы могут посчитать такие деловые отношения трудовыми, что повлечет проблемы для заказчика услуг;
  • при прочих равных условиях заказчик предпочтёт сотрудничать с ИП или компанией, поскольку ему это будет выгоднее.

Обратите внимание: с 2019 года лица, самостоятельно оказывающие услуги на территории Москвы, Московской и Калужской областей и Татарстана, могут легализовать свою деятельность в качестве .

Чтобы заниматься бизнесом полноценно, стоит оформиться надлежащим образом. Сделать это очень легко с помощью нашего бесплатного сервиса подготовки документов: времени на саму процедуру уйдёт немного, а свидетельство о государственной регистрации выдадут в течение трех рабочих дней.

Если же продолжать вести незаконную предпринимательскую деятельность, последствия могут оказаться самыми неприятными — от штрафов вплоть до лишения свободы.

Наказание за незаконную предпринимательскую деятельность

За нелегальный бизнес несут налоговую, административную, уголовную ответственность. Уличать в незаконной предпринимательской деятельности уполномочены сотрудники налоговой инспекции, полиции, прокуратуры, антимонопольных органов, органов надзора за потребительским рынком. Поводом для проверки послужит сигнал от бдительных граждан: к примеру, клиент нелегального таксиста окажется недоволен сервисом и подаст жалобу.

Налоговики по суду добиваются от владельца нелегального бизнеса компенсации налогов, которые по вине последнего государство недополучило. Наказание для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность будет предполагать выплату НДФЛ на сумму доказанного дохода и пени за просрочку. Кроме того, за уклонение от налогов полагаются :

  • 10 % суммы извлечённого от незаконной предпринимательской деятельности дохода, но минимум 20 тысяч рублей, составляет штраф для предпринимателя, который не подавал в ИФНС заявление на регистрацию собственного бизнеса;
  • 20 % суммы дохода, но минимум 40 тысяч рублей, заплатит предприниматель, который ведёт нелегальный бизнес более 90 дней;
  • На 5 тысяч рублей штрафуют предпринимателей за просрочку регистрации бизнеса. Это ситуация, когда физическим лицом поданы документы на регистрацию ИП или ООО, однако выявлен факт получения выручки ранее. Если оформление затянулось на срок более 90 дней, размер штрафа возрастает вдвое — 10 тысяч рублей.

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает штрафные санкции. За незаконное предпринимательство штраф в 2020 году составит минимум 500 рублей.

  • Размер штрафа за незаконное предпринимательство без регистрации ИП или ООО — от 500 до 2000 рублей;
  • Осуществление физическим лицом лицензируемых видов деятельности без лицензии влечёт за собой штраф от 2000 до 2500 рублей. Продукция и средства производства могут быть конфискованы.

Решение по делу о незаконном предпринимательстве выносит судья по месту жительства обвиняемого или месту осуществления деятельности. Дело рассматривают в течение двух месяцев с даты составления протокола о нарушении, в противном случае делу не дают ход.

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство

Если нелегальный бизнес нанёс ущерб государству или гражданам, предприниматель рискует понести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Под статьи Уголовного кодекса подпадает извлечение незаконного дохода в крупном (1,5 млн рублей и более) или особо крупном размере (6 млн рублей и более). Обвинение по такого рода делам — задача полиции и прокуратуры.

За незаконную предпринимательскую деятельность УК РФ предполагает следующие наказания:

  • за причинение ущерба в крупном размере — штраф до 300 тысяч рублей или в размере заработка нарушителя за два года; Также наказанием для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность могут стать 180-240 часов обязательных работ или лишение свободы на срок 4-6 месяцев.
  • за причинение ущерба в особо крупном размере — штраф до 500 тысяч рублей или в размере заработка нарушителя за три года; лишение свободы на срок до пяти лет вкупе со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере шестимесячного дохода.

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность может дополниться санкциями за сопутствующие правонарушения: незаконное использование в бизнесе чужих товарных знаков, обман покупателя, торговля контрафактом.

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СПС Консультант Плюс.* установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию (п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126, пп. 2 п. 2 ст. 149, п. 6 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговый кодекс Российской Федерации от 31июля1998года №146-ФЗ // СПС Консультант Плюс.* Такая точка зрения подтверждается судебной практикой: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5879/2005а, от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5875/2005а.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии.

Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 марта 2006 г. по делу N А31-9389/2005-15 указал: «Предприятие ранее к ответственности не привлекалось; вину в совершении правонарушения полностью признало; приняло меры к устранению выявленных нарушений; допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства». В связи с этим производство по делу было прекращено.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Указанная норма права говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения должно устанавливаться Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом № 80-ФЗ, большинство же положений о лицензировании утверждены до вступления указанного Закона в силу и поэтому не содержат понятия «грубое нарушение». Вследствие этого данная норма практически не применяется.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.

Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Примером лицензирования деятельности, не связанной с предпринимательством, является приобретение оружия и патронов к нему (ст. 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»), образовательная деятельность (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании») и т.д.

Помимо ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:

Статья 6.2 «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)»;

Статья 7.3 «Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)»;

Статья 7.11 «Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)»;

Статья 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии»;

Статья 8.40 «Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы»;

Статья 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Статья 13.3 «Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»;

Статья 13.12 «Нарушение правил защиты информации»;

Статья 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации»;

Статья 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта»;

Статья 14.20 «Нарушение законодательства об экспортном контроле»;

Статья 18.13 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей»;

Статья 20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»;

Статья 20.16 «Незаконная частная детективная или охранная деятельность»;

Статья 20.23 «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.

Необходимо отметить один факт. Большое количество дел о привлечении к административной ответственности прекращается на основании пропуска срока привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензирования составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Примером может служить следующая арбитражная практика: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2006 г. по делу N А29-6191/2005а, от 6 февраля 2006 г. по делу N А11-8067/2005-К2-27/429, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2006 г. по делу N А69-2238/05-10-9-Ф02-524/06-С1, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 г. по делу N Ф08-484/2006-223А и другие.

Кроме административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена и уголовная ответственность.

Согласно статье 171 УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // СПС Консультант Плюс.* осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Часть 2 статьи 171 УК РФ:

«2. То же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».

Крупным размером, крупным ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей (примечание к ст. 169 УК РФ).

Помимо указанной статьи уголовная ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации установлена статьями:

Статья 172 «Незаконная банковская деятельность»;

Статья 235 «Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью».

Субъектами уголовной ответственности являются физические лица. Как правило, это руководители, которые отвечают за деятельность организации и в том числе за соблюдение лицензионных требований и условий.

В заключение напомним, что нарушение лицензионных требований и условий влечет приостановление действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Вопросы регламентируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности..» (далее — Постановление № 291).

Действующее законодательство предусматривает ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии или с нарушением (грубым нарушением) . Такая ответственность установлена Кодексом Российской Федерации об (далее — КоАП РФ) и Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ).

Санкции за работу без соответствующих разрешений предусмотрены ст. 6.2., ст. 14.1. и ст. 19.20. КоАП РФ, т.е. деятельность частнопрактикующих медицинских (фармацевтических) работников, медицинских (фармацевтических) коммерческих и некоммерческих организаций с указанными нарушениями подлежит квалификации по разным статьям КоАП РФ.

Занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей (согласно ст. 6.2. КоАП РФ).

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии влечет (в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

  • на граждан в размере от 2 000 до 2 500 пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с ч. 1. ст. 19.20. КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии влечет предупреждение или наложение административного штрафа :

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей или (АПД) на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 рублей или АПД на срок до девяноста суток.

Ответственность за осуществление медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований установлена ч. 3. ст. 14.1. и ч. 2. ст. 19.20. КоАП РФ, а с грубым нарушением лицензионных требований — ч. 4. ст. 14.1. и ч. 3. ст. 19.20 КоАП РФ.

Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом , предусмотренных п. 4. и пп. «а» и «б» п. 5 Постановления № 291, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании. Таковыми являются несоблюдение требований к наличию площадей и медицинских изделий для выполнения медицинских работ (услуг); профессиональному образованию и стажу работы по специальности руководителей и их заместителей; наличию заключенных со специалистами; наличию и соблюдению порядка их осуществления; соблюдению ; и другие.


Грубое нарушение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 4 000 до 8 000 рублей или АПД на срок до девяноста суток;
  • на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Аналогичные нарушения некоммерческими организациями влекут наложение административного штрафа :

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 рублей или АПД на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 150 000 тысяч до 250 000 тысяч рублей или АПД на срок до девяноста суток.

Нарушение лицензионных требований лицензиатом, указанных в пп. «в» и «г» п. 5 Постановления № 291 (соблюдение установленного и , выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет), можно рассматривать в качестве простых нарушений.


Санкции за нарушение лицензионных требований, не относящиеся к грубым, менее жесткие по сравнению с санкциями за грубые нарушения — предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

За аналогичные нарушения некоммерческими организациями может быть применено предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 15 000 до 25 000 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 тысяч рублей.

Изменения в лицензировании медицинской деятельности ужесточили требования к лицензированию. В связи с тем, что продление лицензии на медицинскую деятельность не предусмотрено, она стала бессрочной, а при изменении адреса оказания услуг или выполнении новых работ (услуг) лицензия подлежит переоформлению (путем подачи заявления на ), расширен перечень и содержание лицензионных требований, которые относятся к грубым нарушениям, по сравнению со старым порядком лицензирования медицинской деятельности.

Подпишитесь на нас

Loading...Loading...