Абылай алтынсарин. Ибрай Алтынсарин: биография

Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог- новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности, басен Крылова.

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в ауле Жанбурчи Аркарагайской волости (Кустанайская область). Он происходил из семьи рода «кипчак» (средний жуз). Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии.

В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге – административном центре Тургайской области открылась первая особая школа для казахских детей. Но еще в 1846 году, когда только предполагалось создать такую школу, дальновидный Балгожа зачислил своего внука в кандидаты, и таким образом Ибрай вошел в первый состав ее учеников.

Задача школы состояла в том, чтобы готовить из числа способной казахской молодежи чиновников пограничного управления, переводчиков, письмоводителей при султанах – правителях и дистаночных начальниках в Орде и т.д.

Эта задача исходила из проекта нового положения царского правительства по управлению степным краем, которое было принято специальным законом в 1868 году.

В школу принимались дети казахов, родители которых оказывали услуги царскому правительству или были известны своими особыми заслугами, преданностью царю.

Казахская знать стремилась посылать своих сыновей в эту школу, чтобы, приспособившись к новым условиям, занять руководящие посты в крае, поднять свой «авторитет», усилить давление на простой народ. Такими соображениями руководствовался и Балгожа – бий, определивший своего девятилетнего внука Ибрая в оренбургскую школу.

Главное управление наметило и осуществило ряд положительных мероприятий, которые бы расположили казахское население к школе и особенно родителей ее воспитанников. Прежде всего здесь царили чистота и порядок. Детям, которые у себя в степи понятия не имели о мыле, еженедельно устраивалась баня, дважды в неделю менялось постельное носильное белье.

«Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне с первого взгляда в глаза, - пишет посетивший в то время эту школу художник А. Ф. Чернышев».

В учебную программу школы были включены русский язык, чистописание, арифметика, татарский язык, мусульманское вероучение и составление деловых бумаг на русском языке. Ученики должны были воспитываться в духе проводников политики царизма в Казахстане. Алтынсарин самостоятельно изучал произведение классиков мировой литературы – Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др.

Великий поэт А. С Пушкин пользовался любовью казахской интелегенции. Алтынсарин общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Он часто посещал дом В. Григорьева, пользовался его библиотекой.

В 1857 голу Ибрай Алтынсарин окончил школу и как первый ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен при Оренбургском областном начальнике В. В. Григорьеве в качестве переводчика.

«Оренбургская казахская школа, - пишет профессор А. Ф. Эфиров, - воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала значительного человека и выдающегося педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина». Школа и в самом деле оказала самое положительное влияние на И. Алтынсарина. Она научила его высоко ценить знания, развила его любознательность, воспитала в нем глубокое уважение к культуре. Вместе с тем, она не оторвала его от родного народа, а, напротив, заставила глубже задуматься над тем, как улучшить положение казахских тружеников, приобщить их к передовой культуре России и народов Средней Азии. Слова А. И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге»- стали повседневной жизненной формулой Ибрая.

Настойчиво овладевал знаниями, Алтынсарин одновременно изучал историю родного народа, которой он всегда интересовался.

После окончания школы Алтынсарин около 3-х лет (1857-1860гг.) работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школьного помещения. 8 января 1864 гола состоялось торжественное открытие школы. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат.

В 1869 году Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполняя обязанности уездного судьи. По долгу службы он часто бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

При выборах он пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных Временным положением 1868 г. Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883г. при выборах управителя Аракауагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся двух баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

Алтынсарин выступал в интересах народа. В письме от 14 апреля 1864 г. он, например, писал: «По долгу службы я имею честные столкновения с киргизами, из числа коих есть здесь» родные мои. Знаю о них очень много и очень многих от души ненавижу. В тайной немилости моей находятся должностные лица в Орде. Они бесчеловечно, бессовестно грабят и обирают киргиз – бедных, беззащитных…». Алтынсарин зачастую выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его выступление в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок».

В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Административным центром Тургайская область в то время охватывала всю территорию нынешней Костанайской, большую часть Актюбинской и часть Оренбургской областей.

«Школы – это главные пружины образования казахов, - писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году, -… на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа».

Чтобы претворить в жизнь свои намерения, Алтынсарину пришлось преодолеть огромные трудности, так как создавать школы ему пришлось, по его выражению, на «гладком месте». Но его поддерживали, помимо сознания в правильности избранного пути, вера в способности казахского народа, жадно тянувшегося к знанию, и та отзывчивость, которую он встретил со стороны народа.

По инициативе Алтынсарина и непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Алтынсарин последние годы жил в уездном городе Николаевске (Костанай). На берегу небольшого озера Алтынсарин на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году.

Работа Алтынсарина в школе была оценена. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного в последствии в г. Тургай, 22 января 1864г. сообщал оренбургскому и самарскому генерал- губернатору, что «открытия школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарин: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд- хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя». Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких- нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по- русски и по- татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое- что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

Так же, как и Ч. Валиханов, И. Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И это было далеко не случайно. Получив по преимуществу русское образование, он, конечно, не мог не заметить той колоссальной разницы и тех несомненных преимуществ, которое имеет светское знание перед религиозным, особенно перед ее мусульманским проявлением. Но главное не в этом. Блестящие знание русского языка и литературы, того значения, которое играло просветительство в общественной жизни России и других развитых стран Европы, укрепило его интерес к этому передовому, для своего времени, идейно- политическому течению. Вся его практическая деятельность, направленная на организацию народного образования в Казахской степи, неопровержимо свидетельствует о том, что он блестяще усвоил основополагающие идеи просвещения и настойчиво стремился внедрить их в жизнь. При этом он исходил из того, что под просвещение следует понимать такие знания, которые всецело основаны на науке. Только они способны служить делу исторического прогресса. Но их нельзя получить иначе, как проучившись положенное время в светской школе. Они должны решительно противостоять религиозному «образованию» и религиозной вере. Вот почему просветитель настойчиво призывает молодое поколение учиться не в религиозных мектебах и медресе, а именно в школах.

Знаний увидев свет,

Дети в школу идите!

Прочитанное сохраните.

Дело пойдет успешно,

Радости будет – вдвойне…

Знайте: неграмотный бродит,

Словно слепой, в темноте.


Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.

Стада – богатство степное –

Сметает суровый джут,

Богатство ученных иное-

Растущее, вечно живое-

Вьюги не заметут…

Мать и отец постареют,

А в старости, может быть,

Придет к ним внезапно бедность…

Как им ее пережить?

Тогда –то учение ваше

Даст им желанный покой.

Вы бедность от них отведете

Уверенною рукой

Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.

Как добры конь не устанет,

Так знание не подведет.

Темному человеку

Счастья жизнь не дает

Он однозначно считал, что просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество.

Строить дивные дворцы

Умный, знающий народ.

Сильный знание своим

Он уверенно живет.

Такими простыми и понятными для людей, и особенно для детей, стихами И. Алтынсарин пытался довести до их сознания идею необходимости образования, приобретения истинных знаний путем обучения в светских школах, дающих полезные для жизни уроки, а не забивающих головы учеников школу не нужной схоластической ерундой. Что же касается невежества и так называемого религиозного образования, то они не могут дать нечего, кроме застоя, средневековой отсталости и даже попятного движения.

Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско- киргизскому училищу в Иргиском, Николаевском, Турнгайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Алтынсарин особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания он уделял созданию библиотек при каждой школе. «При училищах Тургайской области, - писал он, - я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию». Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельско -хозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана.

Много труда вложил Алтынсарин в начало организации женского образования в Казахстане, при его поддержке открылась такая школа в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом открылась в Тургае в 1891. в Кустанае – в 1893г. в Актобе- в 1896г. В целом, Алтынсарину удалось открыть четыре двуклассных центральных «русско – киргизских» училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных училищ, два училища для русских детей. В качестве учебно впомогательных пособий Алтынсарин рекомендовал учителям русско – казахских школ труды и учебники русских педагогов и писателей: «Детский мир» Ушинского «Азбука и книга для чтения в школе и дома» Бунакова, «Басни» Крылова, «Грамматика» Кирпичникова, «Элементарный курс грамматики. Правописание» Тихомирова, «Арифметика» Евтушевского, «Краткая русская история» Острогорского. Он сам написал для учащихся русско – казахских школ два учебных пособия, которые начал незадолго до назначения на должность инспектора школ Тургайской области, и закончил в 1869 г: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучение киргизов русскому языку». В своих переводах из русских классиков в оригинальных произведениях на казахском языке пропагандировал идеалы демократического просветительства. Он плодотворно трудился для развития национальной культуры и литературы, в области формирования казахского литературного языка. Об этом свидетельствует «Киргизская хрестоматия», составленная им на русском алфавите. Будучи человеком и деятелем определенной эпохи, Алтынсарин не мог избежать некоторых противоречий в свеем мировоззрении. Как и все просветители, он зачастую переоценивал социальную и преобразующую роль просвещения.

Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и занятия этнографией. В марте 1868 г. Алтынсарин выступал на заседании Оренбургского отдела РГО с чтением своего «Очерка обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства».

Статья получила всеобщее одобрение и вскоре была опубликована. Статья Алтынсарина интересна не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных устаревших казахских свадебных обычаев, бытовавших в то время. Значительное место в творчестве казахского просветителя занимает его эпистолярное наследие, его активная и долговременная переписка с Н. Н. Ильминским, В. В. Григорьевым, А. Мазохиным, В. В. Катаринским, Ф. Ф. Соколовым и др. Литературные и научные труды просветителя, вся его кипучая деятельность были проникнуты духом народности.

И. Алтынсарин умер в 1889 г., всего лишь в 48 лет отроду.

Но сделанное им за эти короткие годы навсегда увековечило его имя. В его творчестве отразился дух времени, события из истории казахской общественной жизни, оставившие неизгладимый след в памяти потомков. Практически именно в его время завершился процесс присоединения Казахстана к России, который внес бесконечное множество изменений в жизнь казахского народа. Естественно, они не могли получить однозначной оценки среди представителей различных слоев общества как в Казахстане, так и в самой России. В многоголосии споров о том в каком направлении следует двигаться казахскому обществу в сложившейся далеко не простой исторической ситуации, просветитель занял свою особую идейно- политическую позицию, которой он старался последовательно придерживаться в своей многогранной практической деятельности.



Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841 - 1889) - выдающийся казахский просветитель, педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик, переводчик.

Родился в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда - бия Балгожы Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. В 1851 г. отдан в школу, открывшуюся для казахских детей при Пограничной комиссии. Во время учебы в школе самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы - Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др. Общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Часто посещал дом В. Григорьева, пользовался его библиотекой.

После окончания школы около 3 лет (1857 - 1860) работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика.

В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. На средства меценатов он приступил к строительству школьного помещения, которое в 8 января 1864 году торжественно было открыто. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат.

Работа Алтынсарина в школе была оценена. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в г. Тургай, 22 января 1864 г. сообщал оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что «открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарине: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд-хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя».

Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

Перу Алтынсарина принадлежат два учебных пособия, увидевших свет в 1869 г.: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку».
В 1869 году поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и временно исполнял обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

При выборах Алтынсарин пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору и далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным Положением» 1868 г. Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883 г. при выборах управителя Араказагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся 2 баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

Выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его статья в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок».

В 1879 г. получает назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания уделял созданию библиотек при каждой школе, «При училищах Тургайской области, - писал Алтынсарин, - я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию».

Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана. На склоне лет свое состояние завещал на строительство сельско-хозяйственого училища в Костанае.

Много труда вложил в начало организации женского образования. При его поддержке открылась женская школа в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом открылись в Тургае в 1891 году, в Кустанае - в 1893 г., в Актюбинске (Актобе) - в 1896 г.

В целом, Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассные центральные русско-киргизские училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных училищ, два училища для русских детей.

В своих переводах из русских классиков и в оригинальных произведениях на казахском языке пропагандировал идеалы демократического просветительства. Плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка. Перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др.

Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Қыпшақ Сейiт» («Кыпчак Сейит»), «Киiз үй мен, ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асыл шөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Бай мен жарлы баласы» («Сын бая и сын бедняка»), «Таза бұлақ" («Чистый родник»).
Алтынсарин не мог избежать некоторых противоречий в своем мировоззрении. Как и все просветители, он зачастую переоценивал социально преобразующую роль просвещения.
Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и занятие этнографией. В марте 1868 г. выступал на заседании Оренбургского отдела ИРГО (Императорское Русское географическое общество) с чтением своего «Очерка обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства». Статья получила всеобщее одобрение и вскоре была опубликована. Она интересна не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных устаревших казахских свадебных обычаев, распространенных в то время.

Последние годы жил в уездном городе Николаевске (Кустанай). На берегу небольшого озера на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году.

В 1989 г. отмечалось 150-летие со дня рождения Алтынсарина. Изданы научные, исторические, педагогические труды, посвященные его жизни и творчеству. В городе Аркалык открыт музей Алтынсарину, на берегу Тобыла установлен куполообразный надгробный памятник.

Литература
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. - Алматы «Атамұра» 2010, - 768 с., илл., карты - С. 532–535.
Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 - 560 стр. - С. 199 - 200.
Акмола: Энциклопедия - Алматы: Атамұра, 1995, - 400 с. - С. 288 - 289.

О фактах некоторых фактах биографии казахского педагога Ибрая Алтынсарина , о жизни и трудах, о вкладе в педагогику рассказывается в одном из выпусков журнала «Семья и школа» (1968 год):

Биография

Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в роде Кипчак Среднего Жуза (Затобольский район Кустанайской области). Его раннее детство прошло в семье деда - бия Балгожи Жанбурчина, служившего в то время войсковым старшиной в Оренбургской Пограничной комиссии. К счастью для Ибрая, когда ему исполнилось 8 лет, при Пограничной комиссии была открыта школа для казахских детей. В этой школе Алтынсарин учился с 1850 года по 1857 год (при окончании он был отмечен как особо отличившийся), а затем работал сначала писарем у деда, и с 1860 года - толмачом-переводчиком при Оренбургском областном правлении. Все свободное время Алтынсарин посвящает самообразованию: он много занимается русским языком, стремясь овладеть им в совершенстве, знакомится с сочинениями русских классиков, внимательно следит за современной ему журнальной периодикой.

У Алтынсарина появляется немало друзей среди местной интеллигенции (одним из них был в эту пору известный востоковед В. Григорьев). Все они в один голос отмечают начитанность молодого казаха, его неуемную любознательность и особенный интерес к педагогическому делу. В 1860 году Алтынсарин получает возможность реализовать этот интерес - ему поручают открыть школу. Четыре года неустанного труда ушло на ее создание. Он преподает в ней сам, помогает другим учителям, напряженно работает над первыми национальными учебниками - «Начальным руководством к изучению русского языка» и «Киргизской хрестоматией» (такое название объясняется тем, что в эту пору казахов официально именовали киргизами или киргиз-кайсаками). Они выходят в свет в 1879 году.

Глубокое уважение, которое завоевал Алтынсарин в кругу своих соплеменников, его безграничное трудолюбие и самоотверженность находят, в конце концов, признание и у властей. В 1879 году он получает назначение на должность инспектора народных училищ Тургайской области, должность не столь высокую по служебной иерархии, но для казаха совершенно необычайную. Именно в то десятилетие, которое провел Алтынсарин на этом посту, и были заложены первые основы казахской национальной школы. Он создает сначала центральные училища в каждом из уездов Тургайской области, а затем, в 1887 году - еще 5 волостных школ. Одним из самых больших бед в развитии образования было полное отсутствие учителей-казахов; Алтынсарин добивается открытия учительской школы в городе Орске. С его именем связано и начало женского образования в Казахстане. Первая женская школа была открыта им в Иргизе, еще четыре, создание которых также было подготовлено им, начали действовать уже после его смерти. И наконец, трудами Алтынсарина было положено начало и техническому образованию на его родине. Он создает первое в своем крае ремесленное училище; организованному им сельскохозяйственному училищу Алтынсарин завещал свои земельные участки.

…Жизнь Ибрая Алтынсарина оборвалась рано, когда ему не было еще 50 лет. Он никогда не отличался крепким здоровьем, а беспокойная скитальческая жизнь, которой требовали от него его обязанности (в его письмах то и дело встречаешь «опять… скитаюсь по степям… таскаюсь по таким трущобам, где и самому. дьяволу трудно было меня отыскать»), конечно же, тоже не укрепляла его. Летом 1889 года смертельная болезнь настигает его, и 17 июля он умирает.

Вклад в педагогику

Мы рассказали о внешней канве жизни Алтынсарина. Но простой перечень событий дает слишком мало для того, чтобы понять, какие реальные (и огромные) трудности пришлось преодолеть ему, в каких обстоятельствах пришлось действовать. В ту пору в Казахстане не было, по существу, никакой системы образования. Ничтожно малое число казахских детей обучалось в русских школах, еще какая-то часть - в религиозных училищах (мектебах). В мектебах детей калечили умственно и физически. Их рассаживали на голый пол, и целыми днями они, глотая пыль, бессмысленно заучивали тексты на незнакомых им татарском или арабском языках.

Порка была главным и единственным способом «педагогического воздействия». И естественно, что преподававшие в этих школах муллы оказались первыми противниками начинаний Алтынсарина. Они всячески стращали казахов, запугивали их тем, что в «казенных» школах детей отучат от веры и обычаев отцов. «В нашей стране муллинская порода распространяется в больших размерах и выжить их… нет никакой возможности», - замечает Алтынсарин. И не единожды еще в его письмах встречаем мы упоминание о противодействии, которое оказывали ему муллы, об упреках в отступничестве, которые раздавались по его адресу. Не мог он рассчитывать на поддержку и в том кругу, который, казалось, хотя бы по его происхождению мог быть ему близок, - в кругу казахской знати. Целью Алтынсарина было «дать казахам такое образование, чтобы они могли стать полными руководителями, учителями народа по части наук и искусства». У знати же, посылавшей своих детей в школы, были цели совсем иные. С горечью пишет Алтынсарин: «Отдавая своих детей на обучение, просят научить их прежде государственным законам, с тем намерением, чтобы из них вывести законщиков, следовательно, кляузников. Вот куда у них глаза глядят! Они употребят во зло свое маленькое образование, станут безжалостными обидчиками казахов же».

Алтынсарин был государственным чиновником «по министерству народного просвещения». Но стремление, которое было смыслом жизни Алтынсарина - дать образование народу, вывести из мрака невежества - менее всего входило в намерения царских властей. Им достаточно было иметь несколько десятков грамотных «инородцев» для исправления низшей чиновничьей службы; все прочее было не нужно, да и опасно. Казенные «фонды» на образование были нищенскими; все школы, которые удалось открыть Алтынсарину, были созданы им буквально своими руками, на собранные по крохам пожертвования. Самое большее, чего он мог ждать от властей - чтобы ему не мешали. Но и так было далеко не всегда - чаще можно было встретить невежество или самоуправство.

…Но значит ли все это, что Ал¬тынсарин был одиноким подвижником, черпавшим силы лишь в личном мужестве? Думается, такое заключение все же было бы неверным. Поддержкой и опорой была для него, прежде всего, вера в силы своего народа. Несмотря на вековую нищету, бесправие, влияние религии, в казахском народе всегда жило стремление к свету знания, всегда сохранялась мысль о том, что образование и воспитание - важнейшая жизненная необходимость, своего рода «второе рождение» человека, превращение его в подлинную личность. И дело, которому посвятил свою жизнь Алтынсарин, не было потому лишь его личным устремлением и порывом - это была его общественная, национальная миссия, значимость которой, он, бесспорно, ощущал.

Опорой Алтынсарину были и достижения передовой русской культуры, литературы, педагогики. В овладении ими он видел один из основных путей образования и культурного роста родного народа. И потому национальная школа, основы которой были положены им, закономерно создавалась как школа, дающая русско-казахское образование.

И наконец, опорой Алтынсарину, в особенности в последние годы его жизни, был круг его соратников, молодых учителей, которых он по-отечески заботливо опекал, вникал в каждую мелочь их труда и быта, поддерживал и ободрял - и круг его учеников, успехам которых он не уставал радоваться.

Какова же роль Алтынсарина в развитии национальной казахской педагогики? Мы уже упомянули о созданных им учебниках, но они, бесспорно, заслуживают более подробной оценки. Значимость их - не только в том, что это первые учебники на родном языке; не только в их методических достоинствах. Главная особенность их (если говорить, в частности, о «Киргизской хрестоматии») - в органическом, мастерском соединении народной традиции воспитания, испокон веков передаваемой изустно, и научной - прогрессивной русской педагогики. В хрестоматию Алтынсарина широко вошли народные сказания, песни, притчи, легенды - за-писанные им, переработанные или положенные в основу собственных стихотворных и прозаических сосинений. И одновременно он опирается на опыт русской педагогики, на материалы хрестоматий Ушинского, Л. Толстого. Если учесть, к том; же, что хрестоматия Алтынсарин: дала первые (и прекрасные) образцы казахского литературного языка, понятно будет ее значение.

В педагогических работах Алтынсарина выразились воззрения, во многом совпадающие с идеями передовых русских педагогов.

Воспитание детей и молодежи подчеркивал он, должно быть разумным и свободным, основываться на идее равенства природных способностей человека, на стремлении выявить и развить в каждом человеке все лучшие задатки.

«Всех ласково греет солнце,
Всем светят лучи луны,
Особо рожденных не было и нет на этой земле», - писал Алтынсарин, опровергая мысль об особой якобы избранности людей «благородной крови».

С двумя другими замечательными казахскими просветителями-демократами второй половины XIX века - Чоканом Валихановым и Абаем Кунанбаевым - Алтынсарина роднит непримиримость ко всякому насилию, расовой и национальной нетерпимости и высокомерию; горячая вера в освободительное значение творческого труда, научного знания, образования, просвещения масс, призыв к миру, дружбе и сотрудничеству разноязыких народов во имя общего прогресса.

В эпоху, когда обучение не только в религиозных, но и в большинстве светских, государственных школ основывалось на беспрекословном подчинении авторитету учителя, Алтынсарин подчеркивал, что основа этого авторитета - любовь к детям.

Он писал: «Учитель как воспитатель должен обладать удивительным качеством полюбить всей душой школу, всеми силами отдаваться своим обязанностям, имея дело с детьми, уметь общаться с ними не раздражительно и терпеливо. Чем бодрее дети, тем больше учитель окажет правильное влияние на учеников, тем успешнее пойдут и занятия».

…Именно таким учителем и был сам Ибрай Алтынсарин , о чем нам поведала его биография .

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Автор первых казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.

Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов.

Открыл четыре двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург.

Биография

Родился 13 октября (1 ноября, по китайскому стилю) 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области.

Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда известного бия Балгожи Жанбуршина.

В 1850 году был определён в школу - интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил её в 1857 году с золотой медалью. Затем в течение трёх лет работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии.

Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, где познакомился с Ильминским Н. Н.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть школу для казахских детей в городе Тургай, в которой он назначался учителем русского языка.

В 1861 году он получил назначение на должность учителя Тургайской школы.

В 1864 открыл первую народную школу.

Некоторое время И. Алтынсарин работал также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи.

С 1879 и до конца жизни - инспектор казахских школ в Тургайской области.

В 1883 году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский) уезд. Он построил дом в трёх километрах от города Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее впоследствии название «Инспекторское». Там Ибрай Алтынсарин жил и работал до самой смерти.

Алтынсарину было присвоено звание статского советника.

Умер 17 июля (29 июля) 1889 года, похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца.

Память

В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством образования и науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная награда - Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин».

Любой народ по праву гордится своими политиками, общественными деятелями, поэтами и писателями. В современном Казахстане особо чтят память Ибрая Алтынсарина, посвятившего всю свою сознательную жизнь ликвидации безграмотности, приобщению казахского народа к ценностям русской и мировой культуры.

Ибрай Алтынсарин - выдающийся просветитель XIX века, этнограф, поэт, прозаик, переводчик. Благодаря его стараниям на казахской земле появились первые школы, в которых могли обучаться дети из простых семей.

Детство и юность

1841 года. О его родителях, к сожалению, практически ничего неизвестно. По некоторым данным, отец Алтынсарина погиб в 1844 году. С юных лет Ибрай находился на попечении деда Балгожи Жанбурчина, занимавшего почетную должность бия в своем ауле. Бий - это мировой судья, наставник, советчик,

До последних дней своей жизни Ибрай Алтынсарин не забывал свою малую родину - аул Жанбурчи, входивший в состав Аракарагайской волости Николаевского уезда. Сегодня в память о великом земляке бывшая волость переименована в Алтынсаринский район на территории Костанайской области Республики Казахстан.

Когда мальчику исполнилось девять лет, его отдали в недавно открывшуюся особую школу для детей коренного населения. Учебное заведение находилось в городе Оренбурге, преподавание там велось преимущественно на русском языке. Ребята, прибывшие из разных населенных пунктов, проживали в организованном здесь же интернате.

Наряду с занятиями в школе, Ибрагим всё свободное время посвящает чтению. В числе его любимых произведений мировой литературы - стихи Байрона, Гете и Шекспира, поэмы Пушкина и Лермонтова, творения восточных авторов Фирдуоси и Навои.

Успешно пройдя семилетний курс обучения, Ибрай Алтынсарин по настоянию властей остается в Оренбурге, работает переводчиком в областной управе.

Первые шаги на ниве просвещения

Должность толмача не привлекает молодого человека, Ибрагим мечтает о преподавательской деятельности. В 1860 году он, наконец, покидает Оренбург и переезжает в крепость Тургай (ныне город с одноименным названием), где ему предложили работу учителя в русской гимназии. Но Ибрай Алтынсарин, биография которого ярко доказывает любовь к своему народу, прикладывает много усилий, чтобы доступ к знаниям могли получать и дети казахов.

Через несколько лет на собранные с местного населения средства и свои личные сбережения Алтынсарин строит здание начальной школы для мальчиков из казахских семей. Открытие этого учебного заведения состоялось 8 января 1864 года. Школа распахнула двери для первых учеников.

Уже в марте того же года молодой учитель записал в своем дневнике: «С тем же чувством, с которым голодный волк набрасывается на овцу, я радуюсь, что имею возможность приобщать казахских детей к знаниям. Прошло всего три месяца, а мои ученики уже освоили навыки письма и чтения. Я верю, что через несколько лет они пополнят ряды образованнейших людей нашего общества. Надеюсь, мне удастся воспитать в них лучшие человеческие качества, такие как честность, нравственность, справедливость».

Административная работа

В те времена, как, впрочем, и сегодня, была велика потребность в образованных, всесторонне развитых личностях. Поэтому Алтансарина часто приглашают на различные должности в государственном аппарате. В 1868-1874 гг. он служит делопроизводителем в городском управлении, в последующие годы занимает должность судьи, заместителя главы уезда, выполняет обязанности уездного начальника в его отсутствие, инспектирует работу учебных заведений.

Занимая ответственные посты в системе образования, Ибрай Алтынсарин добивается открытия новых школ в различных городах Николаевского уезда. Только в течение 1884 года были построены здания учебных заведений в Актюбинске, Николаевске, Иргизе, Елецкой и Тургайской крепостях. Чуть позже при непосредственном участии Алтынсарина были созданы Тургайское ремесленное училище и Иргизская семинария. Невиданным по тем временам достижением педагога-новатора можно назвать открытие общеобразовательной казахской школы для девочек, принявшей первых учениц в 1887 году.

Создание учебной методической базы

Говоря, что Ибрай Алтынсарин - выдающийся просветитель, нельзя не упомянуть о его огромном вкладе в систему национального образования. Благодаря стараниям этого замечательного человека увидели свет первые учебники на казахском языке и русские пособия для казахских школ. Алтынсарин участвовал в разработке национальной образовательной базы, а также лично написал и издал несколько учебных книг.

В 1879 году вышла его «Казахская хрестоматия», а спустя десять лет - сборник литературы для чтения в школе на казахском языке под названием «Мактубат». Перу педагога принадлежит методическое пособие для учителей «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку».

Вклад в национальную культуру

Иногда у изучающих историю школьников возникает вопрос: «Ибрай Алтынсарин автор каких трудов?» Здесь нужно отметить, что Алтынсарин не был фундаментальным ученым, и главным делом своей жизни считал приобщение к образованию широких масс коренного населения. Поэтому научных трудов он не писал, направляя свой талант и знания на создание книг для детей и молодежи, обработку произведений народного фольклора, перевод лучших образцов мировой литературы на казахский язык.

Труды Ибрая Алтынсарина - это десятки построенных школ для казахских детей, сотни благодарных учеников и тысячи продолжателей его славного дела. Одним из самых значимых вкладов Алтынсарина в национальную культуру является создание алфавита на основе кириллицы, давшее толчок развитию казахской письменности.

Литературная деятельность

Творческое наследие великого педагога представлено этнографическими очерками, переводами произведений русской и мировой литературы, авторскими стихотворениями, рассказами, баснями. Огромную нишу занимают народные сказки, бережно собранные и обработанные писателем. Ибрай Алтынсарин по праву считается родоначальником для детей и юношества. Его стараниями разговорная казахская речь приобрела современные литературные формы.

В «Хрестоматии» для казахских школ, созданной Алтынсариным, содержатся переводы рассказов Л. Н. Толстого и К. Ушинского, стихи А. Пушкина и М. Лермонтова, произведения других русских классиков. Просветительский талант Алтынсарина оказал огромное влияние на культурное и духовное развитие казахского народа.

Благодарность современников и потомков

За просветительскую, профессиональную и общественную деятельность Ибрай Алтынсарин неоднократно отмечался наградами Российской Империи, ему было присвоено звание действительного статского советника. Сегодня имя великого сына казахского народа носят учебные заведения, площади и улицы во многих городах и селениях Республики Казахстан.

В на месте одной из первых школ, организованных Алтынсариным, создан мемориальный музей. В залах этого культурно-исторического учреждения можно увидеть красочные экспозиции, передающие атмосферу полуторавековой давности. Огромный интерес у посетителей вызывает скульптурная композиция, где в окружении своих учеников словно живой сидит великий педагог Ибрай Алтынсарин. Фото воссозданного интерьера школьного кабинета вы видите на этой странице.

Loading...Loading...