Частными лицами в земельных правоотношениях являются. Объекты и субъекты земельных отношений

Земельные правоотношения, как и любые правоотношения, имеют внутреннюю структуру, которую составляет единство трех элементов:

Субъекты земельных отношений,

Объекты земельных отношений

Под субъектами понимаются участники земельных правоотношений, то есть лица, обладающие земельной правосубъектностью.

В п. 1 ст. 5 ЗК РФ перечисляются участники земельных отношений, которыми являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Крассов О.И., комментируя данную статью дает характеристику участникам земельных правоотношений.

«Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ - это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права. Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований.


Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами земельных отношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и частной собственности».

Признавая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц участниками земельных правоотношений, п. 2 ст. 5 указывает на ограниченность их прав на приобретение в собственность земельных участков. Такие ограничения устанавливаются на уровне федеральных законов в дополнении к тем ограничениям, которые установлены в отношении российских граждан и юридических лиц. Так иностранцы не могут приобретать в собственность земельные участки в пределах приграничных территорий, а так же земли сельскохозяйственного назначения. Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам – только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных земельно-правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из этих понятий придается иной смысл.

Исходя из п. 3 ст. 5 ЗК РФ, можно сделать вывод, что земельно-правовое понятие «собственник земельного участка» совпадает с гражданско-правовым значением этого понятия. В силу положений п. 2 ст. 9 и п.1 ст. 36 Конституции, норм гражданского и земельного законодательства, собственника земельных участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

В то же время, если в гражданско-правовом смысле «землепользователи», это лица, осуществляющие использование земельного участка, при том, что оно может быть не сопряжено с владением, то ЗК РФ сужает это понятие до обозначения обладателей двух земельно-правовых титулов, в название которых входит слово «использование» В законе зафиксировано: землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Одновременно законодатель раскрыл содержание данных прав, в которое входят правомочия по владению и пользованию земельным участком, но не по распоряжению им. Поэтому землепользователь всегда сам, самостоятельно владеет и пользуется земельным участком, в отличие от собственника, который может передать эти правомочия другому лицу (например, арендатору), при этом, не теряя титул собственника.

Круг субъектов права постоянного (бессрочного) пользования в настоящее время очень узок. В силу ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако граждане все еще могут носить данный титул на законном основании, так как земельные участки, предоставленные гражданам на этом праве до введения в действие ЗК РФ, за ними сохраняются без установления обязанности и срока их переоформления. Однако им предоставляется право переоформить в упрощенном порядке право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности (п. 3 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Иная ситуация с юридическими лицами, которым земельный участок был предоставлен до введения в действие ЗК РФ и которые не вошли в перечень, установленный п. 1 ст. 20 ЗК РФ. Они были обязаны переоформить земельные участки в аренду или приобрести в собственность до 1 июля 2012 года (п. 2 ст 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Так как срок уже истек, то лица, не выполнившие данную обязанность, сохраняют титул землепользователя, но становятся правонарушителями. Исключение составляют религиозные организации, которые могли переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан и гаражные потребительские кооперативы, переоформление права которых сроком не ограничивается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

При всем различии взглядов общепризнанно, что элементами структуры любого правоотношения являются его участники, их права и обязанности, а также объект, по поводу которого они складываются. Однако некоторые ученые выводят последний элемент за рамки структуры правоотношений, рассматривая его всего лишь как их предпосылку. Но данная точка зрения представляется недостаточно обоснованной, так как роль объекта в правоотношениях не ограничивается лишь созданием предпосылки для их появления, она выражается также в способности объекта влиять на права и обязанности субъектов, т.е. определять их правовое положение.

Большинство ученых в сфере земельного права, следуя традиции, которая сложилась в общей теории права, выделяют в структуре земельных правоотношений следующие элементы. Во-первых, это норма права, на основе которой складывается правоотношение. Во-вторых, -- субъекты, деятельность которых регулируется соответствующей нормой права. В-третьих, -- объект, по поводу которого складываются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном праве является индивидуально определенный земельный участок. Правда, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его составные части в пределах границ субъектов РФ. В-четвертых, в структуру земельных правоотношений входит содержание, под которым понимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей. Рассмотрим отдельные элементы структуры земельных правоотношений более подробно.

Классификация земельно-правовых отношений

В силу различий природных свойств земли и ее неодинакового хозяйственного использования могут возникать самые разнообразные виды земельных правоотношений, классификация которых имеет важное значение для определения наиболее эффективных подходов к их регулированию. В настоящее время в науке разработано достаточно много оснований для типизации земельных правоотношений.

Земельные правоотношения, как и другие виды правоотношений, можно разделить по следующим классификационным основаниям:

а) по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли) - на общерегулятивные, регулятивные и охранительные;

б) по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения - на абсолютные и относительные;

в) по характеру регулирования отношений - на материальные

и процессуальные и т.д.

К регулятивным земельным отношения относятся отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Как правило, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

Напротив, охранительные земельные правоотношения реализуются при применении юридической ответственности и возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения. Так, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц в соответствии со ст. 8.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

Абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правоотношения нет персонально-определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером абсолютного отношения является правоотношение, возникающее в связи с реализацией субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью, в том числе и земельной, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия, если их реализация не выходит за рамки закона.

Относительные правоотношения - это такие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения могут служить правоотношения, связанные с различными сделками, предусмотренными нормами гражданского права, с учетом норм земельного права. Так, в соответствии с договором купли-продажи между продавцом земельного участка и его покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения.

Материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, складывающиеся по поводу реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. Например, право на залог земельного участка; право на самостоятельное хозяйствование на земле; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю; права продавать, передавать по наследству, сдавать в аренду земельные участки; обязанность в срок уплачивать земельный налог и т.д.

В отличии от материальных, земельные процессуальные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Например, порядок оформления сделок с землей, порядок установления ограничений на земельный участок, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

В зависимости от целевого назначения земель, различают следующие виды земельных отношений:

* отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения;

* отношения по использованию земель поселений;

* отношения по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения;

* отношения по использованию земель особо охраняемых территорий;

* отношения по использованию земель лесного фонда;

* отношения по использованию земель водного фонда;

* отношения по использованию земель запаса.

Классифицируются земельные отношения и в зависимости от своего содержания. По этому признаку выделяют:

1. Земельные правоотношения в сфере собственности на землю, имеющие принципиальное значение. Возможность существования, наряду с государственной и муниципальной, частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима соответствующих земельных участков.

2. Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Эта группа земельных отношений, в свою очередь, делится на две подгруппы: правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

К вещным правам относятся закрепленные в главе IV действующего Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Следует подчеркнуть, что перечисленные вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками земельного участка.

К числу правоотношений, имеющих обязательственный характер, относятся правоотношения, возникающие в результате совершения договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением; временного (срочного) пользования, аренды; безвозмездного срочного пользования; доверительного управления; залога (ипотеки).

Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Рассматривая виды земельных правоотношений, необходимо отметить, что само понятие «земельные отношения» закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ), где указано, что к этому виду отношений относятся отношения по использованию и охране земель, недр, водных объектов, лесов, особо охраняемых природных территорий в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К ним применяются: законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы.

Общественные отношения в области землевладения и землепользования весьма сложны. В п. 2 ст. 3 указанного нормативного акта разграничены виды правоотношений: природоресурсные, экологические и земельные. Регулирование последних осуществляется преимущественно с использованием предписаний ЗК РФ. Применение норм других отраслей права допускается:

а) в случаях, когда земельное законодательство подходящих предписаний не содержит (ЗК РФ соответствующие отношения не регулирует);

б) при условии, что действие норм других отраслей не нарушает принципы, закрепленные в ЗК РФ.

Имущественные отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением земельными участками регулирует гражданское законодательство и профильные нормативно-правовые акты (п. 3 ст. 3 ЗК РФ), например: ФЗ РФ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Имущественные земельные отношения подпадают под действие «технических» нормативных актов. Это ряд федеральных законов РФ: №22-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Анализируя соотношение земельного и гражданского права, следует отметить, что исходя из предмета регулирования гражданского законодательства (ст. 2 Гражданского кодекса РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ) (далее - ГК РФ), определяющего правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и иных вещных прав, ГК РФ регулирует договорные обязательства, а также имущественные и личные неимущественные отношения (основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников), можно сделать вывод о том, что осуществление прав на землю, а также совершение сделок с земельными участками относится к сфере гражданского законодательства. Это находит подтверждение и в самих нормах ЗК РФ. Так, согласноп п. 4 ст. 11 ЗК РФ при объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на вновь образуемый земельный участник в соответствии с гражданским законодательством. Точно также положения п. 1 ст. 23 ЗК РФ свидетельствуют о том, что ЗК РФ не относит к предметам своего регулирования вопросы установления сервитута, находящегося в сфере гражданского права, ограничиваясь только публичным сервитутом.

На практике применяются положения как гражданского, так и земельного права. В соответствии с п. 1 ст. 39 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, ЗК РФ, федеральными законами. Вместе с тем следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Элементы земельных правоотношений

В юридической литературе выделяют несколько классификаций земельных правоотношений, которые зависят от внутренней структуры правоотношений: объект, субъект и содержание правоотношений (субъективные права и обязанности).

Объект правоотношений - предмет, в отношении которого возникают отношения. Объектами земельных правоотношений согласно ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

Земельный участок как объект права собственности на землю и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю признается недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Положение о том, что земля может выступать в качестве объекта земельных отношений, нашло отражение как в ЗК РФ, так и в ряде федеральных законов. К таким отношениям относятся отношения, связанные с делением земель на категории (ст. 7 ЗК РФ, ФЗ от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», с охраной земель, в том числе как компонента окружающей среды (ст. 12 ЗК РФ, ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), отношения с использованием земель без предоставления земельных участков и установления сервитута (ст. 39 ЗК РФ), с мониторингом земель (ст. 67 ЗК РФ), мелиорации земель (ФЗ от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель». Порча земель и невыполнение обязанности по рекультивации земель являются противоправными деяниями, за совершение которых предусматривается административная и уголовная ответственность (ст. 8.6, 8.7 КоАП РФ, ст. 254 УК РФ). Кроме того, в гл.XIII ЗК РФ особо оговорена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

Субъект правоотношений - лицо, которое вступает в правоотношения относительно определенного объекта (например, арендатор земельного участка). Субъекты земельных правоотношений определены в ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений». К ним относятся:

  • граждане РФ;
  • юридические лица;
  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Виды земельных правоотношений

В системе права традиционно выделяют два основных вида земельных правоотношений по характеру содержания правоотношений (по функциональному назначению):

- регулятивные земельные отношения - отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанные с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.)

- охранительные (правоохранительные) земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Кроме того, по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

  • в процессе сельскохозяйственного производства;
  • при использовании земли в промышленности и строительстве;
  • при использовании земли в лесном хозяйстве и т.д.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:

- по критерию содержания: имущественные и неимущественные;

- по критерию определенности состава субъектов :

Абсолютные - определена только одна сторона правоотношений, которая наделена определенным набором прав, другие стороны не конкретизированы. (Например, права собственника на землю);

относительные - четко определены стороны отношений, каждая из которых наделена правами и обязанностями по отношению друг к другу (сделки с землей).

- по характеру регулирования :

Материальные - возникают при реализации прав и обязанностей, регламентированных земельным законодательством (например, право свободного распоряжения землей, или обязанность уплачивать земельный налог в установленном порядке);

Процессуальные - регулируют порядок возникновения прав и обязанностей в отношении земли (порядок совершения сделок с землей).

- по степени взаимной обязанности их участников :

Отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

Это основные типы классификаций земельных правоотношений. Также в некоторых источниках виды земельных правоотношений классифицируются в зависимости от целевого назначения земель. Например, отношения по использованию земель сельхозназначения, отношения по использованию земель лесного фонда и т.д. В литературе можно встретить ряд других классификаций, которые не получили столь широкого распространения и используются ограниченным кругом специалистов.

  • особенности объекта земельного правоотношения;
  • правовой статус субъектов земельных правоотношений;
  • правовое регулирование тех видов отношений, которые составля-ют основу данного правоотношения.

Земельные правоотношения - общественные (фактические) отношения, урегулированные нормами права, либо сложившиеся в результате действия этих норм. Земельные правовые отношения обладают рядом спе-цифических черт, отличающих их от других видов правоотношений: особенности объекта, субъектов, содержания, оснований возникновения, изменения и прекращения. Они непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства; являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли; являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Особенности различных видов земельных правоотношений

Все виды земельных правоотношений имеют свои особенности, которые влияют на характер их применения. В зависимости от ситуации один и тот же субъект может вступать в различные правоотношения, с различными для него последствиями. Например, гражданин обращается к органам местной власти с заявлением о выделении земельного участка. В данном случае он вступает в процессуальные, регулятивные, относительные правоотношения. Решением органов власти гражданину предоставлен в собственность земельный участок, теперь в отношении него действуют абсолютные правоотношения - право собственности на землю. Гражданин, реализуя это право, сдает участок в аренду и между землевладельцем и арендатором возникают материальные, регулятивные правоотношения по поводу договора аренды. При осуществлении всех этих действий гражданин выступает субъектом земельных правоотношений, которые различны по характеру, но между тем они тесно взаимосвязаны между собой.

Взаимосвязь между различными правоотношениями - характерная черта любых из них. Из абсолютных правоотношений возникают материальные: право собственности на землю дает возможность сдавать эту землю в аренду. В тоже время правоотношения имеют и существенные отличия. Например, регулятивные являются закреплением порядка осуществления тех или иных действий, которые носят добросовестный характер, не нарушают пределы прав других субъектов. А охранительные правоотношения, напротив, являются средством применения ответственности за противоправное поведение. Для таких правоотношений характерна эпизодичность, они не носят длительный характер и заканчиваются исполнением предписанных норм. Кстати, временные рамки правоотношений также зависят от их вида. Например, абсолютные правоотношения носят постоянный характер, например, право собственности на землю является неизменным до возникновения оснований для его прекращения. Относительные же правоотношения возникают на небольшой промежуток времени. Например, при совершении купли-продажи земли субъекты вступают в относительные правоотношения, и один выступает в качестве покупателя, а другой продавца - на каждом из них определенный объем прав и обязанностей. С завершением сделки стороны прекращают свои правоотношения.

Земельные правоотношения в России

К особенностям данных правоотношений относят не только специфику объекта данного вида отношений, правовой статус субъектов, но и комплексный характер. Земельные правоотношения могут быть как публичными, так и частноправовыми. Как уже отмечалось, земельные правоотношения - общественные отношения между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Одной из особенностей земельных правоотношений является то, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах. Во-первых, как регуляторы данного вида отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на подведомственной им территории. В этих случаях нормативные акты имеют властный характер - обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонировании земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками правоотношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗК РФ). Во-вторых, являясь одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами: общественный характер; основываются на законе, то есть они выступают как результат регулирования. Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений определяются: а) в сфере землепользования - в зависимости от титула права пользования. Так, титул собственника позволяет располагать самыми широкими правами не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком. Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута; б) в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления. Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов РФ; в) в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсам.

Понятие земельных правоотношений является достаточно обширным и сложным по структуре. Это обуславливается многими причинами. В первую очередь специфика связана с объектом правоотношений - землей. Кроме этого, немаловажное значение имеет юридический статус лиц, вступающих во взаимодействие. Рассмотрим далее подробно понятие земельных правоотношений и элементы, которые с ним связаны.

Общие сведения

Земельными правоотношениями именуют фактические общественные взаимодействия, представляющие собой результат волевого активного поведения людей относительно наделов. Они регулируются нормами ЗК и иных федеральных законов. В юридических актах определены основания возникновения и прекращения земельных правоотношений, юридический статус лиц, в них вступающих.

Специфика структуры

Как выше было указано, сложность взаимодействий обуславливается различными факторами:

  • Особенностями, которыми обладают субъекты и объекты земельных правоотношений.
  • Особенностями нормативного регулирования.

Среди ключевых элементов взаимодействий выступают:

  • Юридические положения, на которых базируются взаимосвязи.
  • Субъекты и объекты земельных правоотношений. Деятельность первых регламентируется соответствующими нормами. Вторые выступают в качестве, собственно, предмета, по поводу которого возникают правоотношения.
  • Содержание взаимодействий. Его формируют земельных правоотношений и предписания, установленные для них. В содержание включаются также действия, ориентированные на их реализацию.

Классификация земельных правоотношений

Она проводится по разным признакам. Например, в соответствии с содержанием правоотношения классифицируются по ключевым институтам права. В частности, выделяют взаимодействия, связанные с:

  • собственностью;
  • госуправлением территорией;
  • использованием наделов;
  • охраной прав на землю.

Взаимодействия дифференцируются и по типам собственности. Она может быть частной, муниципальной или государственной.

Ориентированность юридических положений

Существует также классификация земельных правоотношений по направленности регулирующих их норм. По этому критерию выделяют:

  • Материальные взаимодействия. Они регламентируются нормами, определяющими требования и права субъектов, касающиеся непосредственно земли. Эти взаимодействия складываются по поводу реализации установленных предписаний и юридических возможностей.

  • Процессуальные правоотношения. Они выражены в специальных нормах. Эти положения определяют основания возникновения и прекращения земельных правоотношений, их реализации. Регламентируется также способ использования юридических возможностей и исполнения установленных законом предписаний.
  • Регулятивные взаимодействия. Они формируются при реализации норм, не касающихся применения юридической ответственности.
  • Охранительные взаимодействия. Возникновение этих правоотношений обуславливается нарушением установленных предписаний. Они реализуются в процессе применения к виновному лицу мер ответственности.

Направленность деятельности

По этому критерию земельные правоотношения дифференцируются на взаимодействия, связанные с:

  • ведением государственного кадастра;
  • планированием использования и охраны территории;
  • предоставлением и изъятием наделов для общественных и госнужд;
  • землеустройством и планированием территорий населенных пунктов;
  • осуществлением госконтроля использования и охраны земель;
  • ведением мониторинга;
  • разрешением споров.

Дополнительные категории

Кроме приведенных выше видов, земельные правоотношения могут быть:

  • Общими. Они возникают в типичных случаях.
  • Конкретными. Эти правоотношения формируются в особых ситуациях.

Взаимодействия разделяются также в зависимости от определенности лиц, вступающих в них. По этому критерию выделяют:

  • Относительные взаимодействия. В них точно определяются участники земельных правоотношений.
  • Абсолютные взаимосвязи. Они предполагают, что управомоченным лицам противостоит неопределенный круг людей или организаций, которые должны выполнять определенные предписания.

Субъекты земельных правоотношений

В России вся территория находится в государственной, частной, муниципальной и прочих формах собственности. Субъекты земельных правоотношений - лица, деятельность которых в рамках взаимодействий касается выделения, изъятия, использования, управления, владения, распоряжения наделами. Их юридический статус определяется отраслевыми нормами. РФ и ее регионы выступают как субъекты земельных правоотношений, связанных с госсобственностью. Административно-территориальные единицы в лице органов местного самоуправления (одним из которых, в частности, может являться Департамент земельных отношений) вступают во взаимодействия по поводу наделов, находящихся в муниципальной собственности.

Такие территории находятся в пределах границ МО. Все прочие субъекты земельных правоотношений - некоторые органы государственной и муниципальной власти, юрлица и граждане. Они осуществляют пользование, управление, охрану территорий. Юрлица и граждане как субъекты земельных правоотношений вступают, кроме прочего, во взаимодействия по поводу частной и общей собственности.

Юридический статус

В качестве субъектов правоотношений могут выступать лица, которые наделены достаточным объемом прав для вступления в них. Еще одним условием приобретения статуса выступает способность исполнять установленные законом предписания. Комплекс дее- и правоспособности, а также свобод и интересов субъектов обуславливает их юридическое положение в системе правоотношений. Статус лиц зависит от ряда обстоятельств.

К ним относят:

  • Вид субъекта.
  • Поведение, имеющее юридическое значение.
  • Особенности объекта.
  • Обстановку, в которой реализуются функции лица, если она определена законодательством.

Правомочия разделяются на общие и специальные. Первыми обладают все лица, вступающие во взаимодействия. Специальные правомочия характерны только для отдельных категорий субъектов.

Особенности территории

Все земли России разделяются на категории в соответствии с качеством, назначением и прочими критериями. Юридически закрепляется следующая классификация:

  • Территории сельскохозяйственного назначения. Они выступают в качестве ключевого средства с/х производства. Эти земли считаются самыми важными в стране.
  • Территории поселений. Они используются для обслуживания городов, ПГТ и прочих административных единиц.

  • Земли спецназначения. Эти территории используются промышленными, транспортными предприятиями, организациями связи, теле- и радиовещания, космического обеспечения и информатики, обороны, энергетики.
  • Особо охраняемые земли. К ним относят территории природно-заповедного, природоохранного, рекреационного, культурно-исторического значения, национальные, биосферные и прочие заповедники, государственные заказники, ботанические сады, курорты, лечебно-оздоровительные зоны.
  • Лесной фонд.
  • Земли запаса. Они представляют собой резервные территории.
  • Водный фонд.

ЗК РФ

В Земельном кодексе объекты правоотношений определяются следующим образом:

  • Природные ресурсы.
  • Участок. Он представляет собой часть земли, которая отделена от других наделов. На местности он обозначается границами.
  • Части наделов.

В нормативном акте устанавливается, что земельные доли на участке, который находится в общей собственности, выступают в качестве самостоятельных объектов прав. На местности такие части не обозначаются.

Суть земельных правоотношений состоит в совокупности обязанностей и юридических возможностей лиц, вступающих в них. Они реализуются посредством осуществления определенных действий либо воздержания от этого. Юридическая возможность лица выражает меру допустимого поведения. Она гарантируется законом. Обязанность субъекта земельных правоотношений - модель должного поведения лица.

Юридические возможности

Конкретные права субъектов находятся в зависимости от их статуса, особенностей участка, вида взаимодействий. Юридические возможности лиц можно разделить на 2 категории. В первую входят право на конкретное поведение. Оно выражается в действии либо бездействии. Первое включает в себя:

  • Способы реализации.
  • Виды действий, которые допустимо совершать.

Право на бездействие может быть частичным или полным. Что касается возможности требовать, то она может реализовываться в судебном и административном порядке. Права лиц, вступающих в земельные правоотношения, обладают субъективным характером. Их реализация зависит от воли носителя. При этом субъект может пользоваться или не пользоваться ими, не неся ответственности.

Должное поведение

Обязанностям субъекта, как правило, соответствуют определенные юридические возможности другого лица. Должное поведение может выражаться в требовании:

  • Совершить какое-либо действие.
  • Не допустить определенного поведенческого акта.

Обязанности подлежат точному выполнению под угрозой применения к субъекту мер ответственности и появления неблагоприятных последствий для него.

Юридические факты

Они выступают в качестве основания возникновения земельных правоотношений. также могут стать причиной изменения содержания взаимодействий. Вследствие некоторых событий правоотношения могут прекратиться. Существуют следующие типы юридических фактов:

  • Устанавливающие. Они выступают как основания возникновения земельных правоотношений. Например, в процессе оформления арендного соглашения стороны вступают во взаимодействие, связанное с использованием надела. При заключении залогового договора появляются кредитные отношения. При этом сторона сделки получает ограниченные юридические возможности по использованию надела.
  • Изменяющие.
  • Прекращающие. При их появлении взаимодействия перестают существовать. В ЗК установлен исчерпывающий перечень событий, влекущих прекращение земельных правоотношений.

Характеристика

Каждый правоустанавливающий, изменяющий или прекращающий факт может выражаться в форме события или действия. К первым относят обстоятельства, которые появляются вне зависимости от человеческой воли. События могут быть относительными и абсолютными. Последние - явления, не имеющие непосредственной связи с деятельностью и волей человека. Например, это разного рода природные бедствия. Относительными называют события, возникающие вследствие деятельности человека, но протекающие помимо его воли. Поведение в земельном праве рассматривается в разных аспектах.

Например, под ним понимают:

  • Действия юрлиц и граждан, государственных и прочих органов.
  • Бездействие субъектов.
  • Юридическое состояние лиц, вступающих во взаимодействие.

В свою очередь, поведение может быть правомерным или противоправным.

Госсобственность

Государство, выступая в качестве субъекта земельных правоотношений, действует через комплекс компетентных органов. Между ними распределяются полномочия, касающиеся собственности. Принимая во внимание федеративное устройство страны, существование двухуровневой власти, постановили, что право госсобственности существует в региональной и федеральной форме. Последняя распространяется на территории, наделы и их части, не принадлежащие частным лицам, муниципальным образованиям и организациям. Данное положение закрепляется 214-й статьей ГК. В ЗК, ст. 16-18 установлено, что госсобственность представлена в стране в трех формах: федеральной, региональной и муниципальной. В соответствии с этим можно сделать следующий вывод: государственная собственность четко разграничивается между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями. На нее распространяется специальный правовой режим, установленный ЗК и прочими нормативными актами.

Виды госсобственности

  • Отнесенные к имуществу РФ ФЗ.
  • Приобретенные в соответствии с положениями ГК.

Регионам принадлежат площади:

  • Признанные собственностью субъектов РФ в соответствии с ФЗ.
  • Приобретенные регионами в соответствии с ГК.
  • Право на которые появилось при разграничении госсобственности.

Во владении регионов могут находиться территории, не переданные частным лицам. К ним, например, относят участки:

  • Занятые недвижимостью, принадлежащей региональной власти.
  • Предоставленные органам управления, унитарным предприятиям и госучреждениям.
  • Отнесенные к категории особо охраняемых, земель лесного и водного фондов и пр.
  • Занятые приватизированными объектами, которые находились ранее в региональной собственности.

Реализация прав от имени субъектов РФ осуществляется уполномоченными органами в рамках их компетенции. До разграничения госсобственности распоряжение территориями осуществляют местные структуры власти (например, Департамент земельных отношений), если в ЗК или региональном законодательстве не предусматривается иное.

  • Предмет и метод земельного права
    • Понятие предмета регулирования земельного права
    • Методы регулирования земельных отношений
    • Принципы земельного права
    • Земельные правоотношения
    • Система земельного права
    • Земельное право как учебная дисциплина и как наука
  • Исторические предпосылки современного земельного правопорядка Российской Федерации
    • Крестьянская реформа 1861 г.
    • Столыпинские реформы земельного правопорядка
    • Земельное законодательство советского периода
    • Современная земельная реформа в Российской Федерации и ее результаты
  • Источники земельного права
    • Понятие «источники земельного права»
    • Классификация источников земельного права
  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Основания возникновения прав на землю
    • Документы о правах на земельные участки
    • Ограничение оборотоспособности земельных участков
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
    • Особенности купли-продажи земельных участков
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Общая характеристика прав и обязанностей
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения аренды земельного участка
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Основания прекращения сервитута
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
    • Правовые основы оценки земель
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
    • Правовая охрана земель
    • Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
    • Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Разрешение земельных споров
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Государственный кадастр недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
    • Кадастровая деятельность
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
    • Понятие «земли населенных пунктов»
    • Состав земель поселений и зонирование территорий
    • Правовой режим закрытых территорий
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
    • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
    • Земли рекреационного назначения
    • Особо ценные земли
  • Правовой режим земель лесного фонда
    • Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
    • Особенности управления землями лесного фонда
    • Право лесопользования
    • Аукционы по продаже прав на лесопользование
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Понятие и общая характеристика земель водного фонда
    • Право водопользования и его виды
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
    • Понятие «земли запаса» и их правовой режим
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах

Земельные правоотношения

По поводу использования и охраны земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, складываются определенные общественные отношения, которые, будучи урегулированными нормами земельного права, становятся земельными правоотношениями. Земельное правоотношение - основополагающий институт земельного права. Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие нескольких элементов, которые мы перечислим ниже и кратко охарактеризуем.

Норма права , которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов. В основном эти нормы содержатся в земельном законодательстве (ст. 2 ЗК РФ). Вместе с тем земельно-правовые нормы могут быть и в договорах нормативного содержания, и в правовых обычаях, и в правовых прецедентах.

Субъекты земельного права , т.е. участники земельных отношений, обладающие правами владения, пользования, распоряжения и охраны земель и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. Основной круг данных субъектов предусмотрен в ст. 5 ЗК РФ:

  • российская Федерация и ее субъекты - республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю; Российская Федерация - субъект федеральной собственности на землю;
  • административно-территориальные единицы - районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, выступающие субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ, черты соответствующих населенных пунктов;
  • все иные субъекты земельных правоотношений - органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица, которые в отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей, долевой и совместной собственности на землю.

Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) - собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами.

Для того чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения.

Земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.

Объекты земельных правоотношений , которыми в соответствии со ст. 6 ЗК РФ являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Земельные участки в соответствии с гражданским законодательством относятся к категории недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ), и на них распространяется правовой режим о недвижимости.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части, а в пределах границ субъектов Российской Федерации - муниципальные образования.

В состав Российской Федерации входят следующие категории земель в зависимости от целевого назначения:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения:
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

С учетом особенностей субъекта и объекта данных отношений земельные правоотношения подразделяются на три вида:

  1. по использование земель;
  2. по охране земель;
  3. по распоряжению земельными участками (имущественные).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. В зависимости от юридических последствий факты подразделяются следующим образом:

  • правоустанавливающие, при наличии которых возникает земельное правоотношение (например, заключение договора аренды, договора залога земельного участка, покупка земельного участка и т.д.);
  • правоизменяющие, при наличии которых происходит изменение в субъекте, объекте или содержании правоотношения (например, соглашение сторон об изменении договора аренды, залога земельного участка, установление сервитута на земельном участке в порядке ст. 23 ЗК РФ);
  • правопрекращающие, с возникновением которых прекращается правоотношение (например, ликвидация юридического лица, которому земельный участок был предоставлен на праве пользования влечет за собой прекращение правоотношения такого пользования).

Механизм действия правовой нормы в земельных правоотношениях выражается, как правило, в определенной последовательности. Рассмотрим ее на примере правоотношения по предоставлению земельного участка в качестве служебного земельного надела.

1. Основная норма права - ст. 24 (п. 2) ЗК РФ, предусматривающая правовой режим служебного земельного надела, создающая юридическую основу для данного правоотношения.

2. Данная статья предусматривает фактический состав, являющийся основанием возникновения правоотношения по предоставлению служебного надела:

  • наличие трудовых отношений физического лица, претендующего на служебный надел;
  • эти отношения заключены не со всяким работодателем, а только с организацией, входящей в категорию отраслей, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
  • право на служебный надел действует только в период действия этих трудовых отношений;
  • предоставление служебного надела осуществляется по инициативе работника, которая должны быть выражена в форме заявления;
  • удовлетворение этого заявления зависит от решения работодателя;
  • служебный земельный надел может быть предоставлен не из любых земель, а только из числа земельных участков, принадлежащих этому работодателю.

3. На основании этого фактического состава (если он полностью соответствует перечисленному и в нем нет недостающих элементов) возникает действие правоотношения по предоставлению служебного надела.

4. Структура этого правоотношения будет следующей:

  • объект правоотношений - земельный участок, наделенный статусом служебного земельного надела, т.е. принадлежащий работодателю, который входит в список организаций, правомочных наделять своих работников служебными земельными наделами;
  • субъектный состав правоотношения - работник, заключивший трудовой договор с данной организацией работодателем и вошедший в ее кадровый состав: работодатель, владеющий данным земельным участком и правомочный предоставлять его в качестве служебного надела;
  • содержание правоотношения, включающее в себя совокупность прав и обязанностей субъектов, а также их свобод и законных интересов, взаимно корреспондирующих друг другу, - право работника на подачу заявления о предоставлении служебного земельного надела и обязанность работодателя принять и рассмотреть это заявления по существу; право работника на получение служебного земельного надела и обязанность работодателя предоставить этот надел; свобода работника в выращивании на служебном земельном наделе любых культур, кроме запрещенных (наркотических и др.) и обязанность работодателя не вмешиваться в процесс эксплуатации служебного земельного надела; законный интерес работодателя в то, чтобы работник как можно дольше работал на данном месте и обеспечение этого интереса предоставлением права работодателю лишать уволенного работника служебного надела и т.д.
Loading...Loading...