Что такое объезд препятствия. Препятствие движению тс по пдд

В некоторых случаях наши каждодневные правила поведения в обыденной жизни, к которым мы столь привыкли, могут сыграть с нами злую шутку на дороге. Ведь здесь не всегда логика превыше всего, хотя опять же логика для каждого своя… Зачастую на дороге во главу ставится безопасность, безопасность, и еще раз безопасность! Так вот и с ситуацией, когда вам необходимо объехать препятствие, а слева сплошная линия разметки, а справа обочина. Здесь вроде как все логично, убедился в том, что никого нет, и объехал. Но так ли это ситуация видится с «буквы закона»? Не является ли такое поведение нарушением ПДД. Именно эту тему мы и постараемся раскрыть в нашей статье.

Что такое препятствие, которые вы собрались объезжать (определение)

Раз уж мы упомянули термин – препятствие, то необходимо обратится к ПДД, где как раз и дано для него четкое определение. Итак, взглянем на пункт 1.2 ПДД

Еще раз то же самое, но своими словами. Все что вы не можете объехать, не меняя полосы движения, является препятствием, за исключением ТС припаркованного по правилам и затора на дороге.
После того, как уже мы вам дважды охарактеризовали, что такое препятствие, можно приступить и к рассмотрению частных случаев, когда это самое препятствие вы хотите объехать. Самый простой и безнаказанный случай, это когда само препятствие находится на полосе движения, при этом вам ничего не мешает перестроиться в соседнюю полосу и совершить объезд или опережение. Под «ничего не мешает» мы подразумеваем безопасность маневра и наличие линии разметки, которая позволяет перестраиваться, то есть совершить этот самый маневр без штрафа и предупреждения. Однако этот вариант не столь интересен, так как по сути не вызывает прения между водителем и законом, а значит рассказывать о нем особо нечего.
Далее же мы разберем случаи объезда препятствия, когда не все так однозначно и просто, то есть когда водителю «светит» штраф.

Объезд препятствия в нарушение линии разметки (стать 12.16 КоАП РФ часть 1)

Меньший из всех зол, это вариант объезда препятствия в нарушение линии разметки, то есть когда предписано ехать по строго определенной полосе, а водитель использует для объезда другие альтернативы. Скажем это вариант, когда используется островок безопасности.

Это также может быть использование полосы для поворота налево.
Во всех этих случаях нет выезда на обочину или на встречную полосу движения, о чем мы поговорим далее, но и такие маневры уже запрещены. В этом случае все ограничится статье 12.16 КоАП РФ, часть 1.

Поверьте нам, это не так уж и много, по сравнению с вариантами описанными далее.

Объезд препятствия по обочине

Следующая ситуация, когда водитель пытается объехать препятствия по обочине. По факту это нарушение ПДД, то есть езда по обочине, а значит, за это также грозит штраф. Более подробно о таком нарушении мы рассказывали в нашей статье «Штраф за езду по обочине ».
Мы не видим смысла развивать эту тему и здесь, скажем лишь, что за это положен штраф, в размере минимального штрафа (500 рублей)

Объезд препятствия через сплошную линию разметки (выезд на встречную полосу) или под знак обгон запрещен

Этот вариант наиболее опасен, а в свете этого и более всех остальных наказуем. Фактически такой объезд можно приравнять к выезду на встречную полосу движения. Это значит что и штраф здесь можно считать аналогичным… Но здесь можно сказать автолюбителям повезло, так как по факту нарушение все же другое. За выезд на встречную полосу в статье 12.15 КоАП РФ, которая предписывает штрафы за нарушение положения ТС на дороге, есть отдельная часть (часть 3) в случае объезда препятствия через сплошную то есть при выезде на встречную полосу, где это запрещено (сплошная линия разметки или знак обгон запрещен).

Это наиболее значимый штраф при объезде препятствия. Так как же быть, если перед вами препятствие, а объехать его надо.

Что делать если перед вами препятствие, как его объехать, не нарушая правил

На самом деле, если в вашем направлении лишь одна полоса для движения, при этом слева сплошная, а справа обочина, но альтернатив нет! В любом случае вы нарушите правила, если поедите вперед, в объезд. Объезд препятствия, в данной случае, не снимет с водителя ответственности за нарушение. Здесь вы уж сами выбирайте меньшее из возможных зол. Другое дело если вы на мопеде, это единственный вид ТС, когда можно объехать по обочине, не мешая пешеходам, при этом не нарушая ПДД. Для мопеда это допускается пунктом 27.4 ПДД.

Не нарушая правил…

Ну, а если уж поступать в полном соответствии с законом, не нарушая его, то единственным вариантом и останется позвонить в инспекцию ГИБДД, сообщить о заторе на дороге из-за препятствия. Далее дождаться представителей власти и дождаться, пока они «разрулят» ситуацию.
Еще одной альтернативой будет съехать на обочину, если это разрешено, напротив самого препятствия, затем остановиться. Для верности можно даже вылезти из авто и подойти к ТС узнать как дела или посмотреть на яму, в зависимости от того что собой представляет препятствие, далее вновь продолжить путь. Тронувшись и выехав на свою полосу. В этом случаи такие действия можно квалифицировать как остановку, и продолжение дальнейшего движения.

Можно ли заплатить штраф за объезд препятствия со скидкой в 50 процентов

Подводя итог об объезде препятствия

Как и всегда, в законе есть «дырки». Многие из вас увидели их, если прочитали все то, что написали мы выше. О чем можно сказать без сомнений, что объезд препятствий довольно щекотливая тема для автолюбителей, так как получить штраф можно, что говориться, на ровном месте.
Об альтернативах получить наименьший штраф или попытаться его избежать вовсе, мы тоже рассказали, а значит тему статьи, можно считать раскрытой.

Вопрос - ответ по теме «Штраф за объезд препятствия через сплошную или по обочине»

Вопрос: Какой штраф за объезд препятствия через сплошную или по обочине?
Ответ: Через сплошную - до 1500 рублей, по обочине – 500 рублей, кроме мопедов.

Двухполосная дорога, транспортные потоки разделены сплошной линией разметки 1.1. Автобус совершает остановку для высадки и посадки пассажиров на неизвестное время. Автомобиль сзади совершает объезд и пересекает разметку. Разберем эту ситуацию подробно. На примере этого случая подробно рассмотрим определение “Препятствие” и выясним, что остановка в местах, где остановка запрещена не всегда является нарушением Правил дорожного движения .

Сразу отметим, что водитель автомобиля является заложником нарушений других лиц. Либо недопустимая организация дорожного движения, либо водитель автобуса осуществляет посадку или высадку вне остановочного пункта.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Это требование Правил дорожного движения не имеет исключений из чего следует, что данный маневр выполнен с нарушением требований ПДД.

Основной вопрос это правильно квалифицировать нарушение. Конфликт между двумя частями статьи 12.15 КоАП РФ(актуальный текст на декабрь 2014 года – 2015 год):

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев .

Разница в ответственности внушительная, а в случае повторного нарушения с ответственностью по части 4 статьи 12.15 лишение права управления уже будет на один год без возможности оплаты штрафа. Задача поставлена – определить является ли автобус в такой ситуации препятствием или нет.

Является ли автобус на остановке препятствием?

Препятствие имеет определение в Правилах дорожного движения:

“Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

  • Может ли автомобиль продолжить движение по полосе? – нет.
  • Остановился ли автобус в соответствии с требованиями Правил? – нет.

Если первое утверждение не вызывает сомнений, то второе следует пояснить. Часто фразу “в соответствии с требованиями Правил” трактуют как “без нарушения Правил” и ввиду нарушения водителем автобуса п.12.4 который запрещает остановку, если до сплошной линии разметки менее 3 метров не применяют второй абзац из определения “Препятствие”. Почему такая трактовка неверная?

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В тексте Правил в принципе не могут рассматриваться случаи, подразумевающие нарушение этих Правил. То есть фраза “остановившееся на этой полосе движения” в дописке “в соответствии с требованиями Правил” не нуждается, это исходит из п.1.3. Что же означает эта дописка в определении “Препятствие” и какой в ней смысл?

Остановка и остановка

“Остановившееся” транспортное средство и совершившее “Остановку” или “Стоянку” это разные понятия.

“Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. “Пассажир” – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Транспортное средство остановившееся в заторе, не совершает остановку и не является препятствием. Аналогично не являются препятствием, не совершают остановку и транспортные средства, остановившиеся в соответствии с требованиями Правил, а именно :

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Если вас инспектор остановил в месте, где остановка запрещена он не сможет наказать за нарушение правил остановки, потому что это не преднамеренное прекращение движения, а остановка в соответствии с требованиями Правил

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16)

Например, представьте, светофор установлен в зоне действия знака “Остановка запрещена”, а вы остановились в этой зоне, далее первого ряда, ближе 3 метров от сплошной линии разметки и ближе 5 метров перед пешеходным переходом.


11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться , чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 м до ближайшего рельса.

При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться .

Как видно “Остановка в соответствии с требованиями Правил” не является “Остановкой” по определению. “Вынужденная остановка” также не является “Остановкой” по определению, лишь с той разницей, что имеет отдельный термин.

Итак, сколько бывает случаев прекращения движения, описанных в Правилах?

Прекращение движения:

  • при совершении остановки – преднамеренное прекращение движения по определению;
  • при совершении стоянки – преднамеренное прекращение движения на длительное время по определению;
  • при совершении вынужденной остановки – вынужденное прекращение движения по определению;
  • в заторе;
  • в соответствии с требованиями Правил.

Препятствие или нет?

Возвращаясь к определению “Препятствие” – не является препятствием только два из пяти случаев прекращения движения – в заторе и в соответствии с требованиями Правил.

Остановка, вынужденная остановка и стоянка, на полосе движения не позволяющие продолжить движение по ней – являются препятствием.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

Определение

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 2010 года и по настоящий момент понятие “препятствие”, содержащееся в п. 1.2. Правил, не менялось – это неподвижный объект, нахождение которого на полосе движения не позволяет продолжить дальнейшую езду.

Что может являться помехой движению на дороге

В п. 1.2. Правил четко указано, что может являться преградой:

  • неработающее или поврежденное ТС;
  • дефект дороги;
  • какие-либо посторонние объекты.

При этом указанный выше перечень не является исчерпывающим из-за присутствия в определении, указанном в п. 1.2. Правил, слова “и. т. п.”.

  • автомобиль, который совершил вынужденную остановку в связи с лопнувшим колесом или иной технической неисправностью;
  • яма, провал или иной дефект дорожного покрытия;
  • упавшее на проезжую часть дерево;
  • различные туши животных, сбитых другими водителями;
  • ограждения, выставляемые дорожными рабочими в связи с проведением ремонта дорожного полотна и др.

В Правилах также четко указано, что не признается препятствием. При этом перечень является исчерпывающим и состоит из 2-х позиций:

  • затор, то есть автомобильная “пробка”;
  • транспортное средство, остановившееся на полосе движения в соответствии с предписаниями Раздела 12 Правил.

К примеру, не будет являться препятствием два мотоцикла без бокового прицепа, поставленные в два ряда около края проезжей части, даже в том случае, если они мешают проехать по полосе.

В то же время, если автомобиль остановится на полосе, нарушая Правила, он (автомобиль) уже будет считаться препятствием. К примеру, препятствием будет остановившееся ТС, если между ним и сплошной линией разметки расстояние менее 3 метров (аб. 4 п. 12.4. Правил).

Можно ли объехать

Препятствия можно объезжать, если это не запрещено Правилами, автомобильными знаками или разметкой.

В отдельных случаях, автомобилист не сможет объехать препятствие, на нарушив требования знаков, разметки или Правил. В таком случае, рекомендуется выбирать “меньшее из зол”, то есть нарушение с наименьшими предусмотренными санкциями.

При наличии возможности устранить препятствие собственными силами или при помощи третьих лиц, это необходимо сделать, чтобы не нарушать Правила и не подвергать опасности других участников движения.

Через сплошную по встречной полосе

Сплошная разметка может быть:

  • одинарной (1.1.);

  • либо двойной (1.3.).

В соответствии с Правилами, что одинарную, что сплошную пересекать категорически запрещено. При этом санкции за пересечение будут зависеть от того, осуществлялся ли водителем именно объезд препятствия.

Так, в соответствии с , заезд на “встречку” через сплошную при объезде какого-либо препятствия повлечет за собой наложение штрафа в сумме от 1000 до 1500.

Состав данного правонарушения образуется только в случае, если выезд на “встречку” был связан именно с объездом препятствия, то есть упавшего дерева, сломанного или поврежденного ТС, дорожного ограждения, мертвого животного и др.

Если же автомобилист объедет через сплошную затор или же ТС, которое остановилось на обочине согласно Правилам, но из-за своих габаритов заняло еще и часть полосы, санкции будут гораздо жестче – такие же, как и за обгон – по ч. 4 ст. 12.15. КоАП.

При объезде “пробки” или ТС, остановившего по Правилам, водителю грозит:

  • либо штраф 5000 рублей;
  • или аннулирование ВУ от 4 до 6 месяцев.

В случае повторного совершения указанного проступка штрафа уже не будет – только лишение прав сроком на 12 месяцев.

На основании п. 9.9. Правил, движение ТС по обочинам запрещается, кроме некоторых случаев, указанных в п. 12.1., 24.2., 24.3., 24.4., 24.7. и 25.2. Правил. Например, движение по обочинам разрешено для гужевых повозок, если это не будет создавать помех для пешеходов (п. 25.2.).

В ч. 1 ст. 12.15. КоАП четко сказано, что одна и та же ответственность ждет водителей, которые:

  • пересекут организованную транспортную колонну или же займут место в ней;
  • нарушат правила встречного разъезда;
  • будут двигаться по обочине.

Санкции во всех указанных случаях одни и те же – штраф 1500 рублей. Его, как и взыскание от 1000 до 1500, накладываемое за объезд какой-либо преграды через сплошную линию, можно оплатить с 50-процентным дисконтом.

Указанная возможность действует до истечения 20 суток с момента вынесения постановления об административном нарушении.

Отметим, что ни в Правилах, ни в КоАПе, объезд препятствия по обочине не выделен в отдельный состав правонарушения. А это значит, что водитель, объехавший таким образом что препятствие, что не препятствие, будет нести одно и то же наказание.

Правила объезда

Объезд следует выполнять согласно Правилам, а если Правила не нарушить невозможно – объезжать, совершая такое нарушение, за которое действующей редакцией КоАП предусмотрена минимальная ответственность.

Как правило, если препятствие на дороге искусственное (например, ограждение, поставленное в связи с осуществлением дорожных работ) или стоит долгое время, устанавливаются специальные знаки:

  • 22.1.;
  • 22.2.;
  • или 8.22.3.

Указанные знаки применяются исключительно совместно с предписывающими знаками:

  • 2.1.;
  • или 4.2.2.;
  • или 4.2.3.

Первый знак (4.2.1.) предписывает объезжать преграду справа, второй – слева, третий знак гласит о возможности объехать и слева, и справа – по выбору водителя.

Соответственно, если автомобилист увидел указанные знаки, ему следует объезжать с той стороны, с которой это предписывает делать указатель. Внимание на разметку при этом обращать не стоит – как мы знаем, знаки всегда имеют приоритет над разметкой – будь она хоть временная, хоть постоянная.

Если водитель объедет правильно, то есть в направлении, указанном стрелкой, никакой ответственности не последует. В противном случае, санкции будут накладываться в соответствии с – предупреждение или 500 рублей.

Если же знаков нет, следует оценить ситуацию – действительно ли объект является препятствием или нет. Для оценки обстоятельств следует остановиться на обочине в соответствии с Правилами (п. 12.1.).

Если объект является препятствием, следует попытаться убрать его с проезжей части собственными силами или при помощи третьих лиц, а если это невозможно – объехать, создавая минимальную опасность для себя и других участников движения.

Разумеется, если проезжая часть имеет несколько полос для движения в одном направлении, препятствие можно объехать, просто перестроившись на другую полосу. Главное – не перестраиваться на полосу, предназначенную для встречных ТС.

Вариантов множество. К примеру, при движении по дороге, имеющей три полосы (крайняя левая – встречная, крайняя правая – попутная, средняя – и встречная, и попутная), можно выезжать на среднюю полосу для объезда препятствия – это не будет считаться нарушением (п. 9.3. Правил).

В населенных же пунктах водители могут использовать для движения любую свободную полосу и перестраиваться на удобную без каких-либо ограничений. А объезд препятствия в городе путем перестроения на другую полосу даже при интенсивном движении не будет считаться нарушением (аб. 2 п. 9.4. Правил).

Что делать по ПДД при наезде на преграду

Наезд на препятствие признается дорожно-транспортным происшествием, если в результате такого наезда погибли люди или были повреждены ТС.

Соответственно, если при наезде повредилось авто, или же водитель, пассажир или иные лица получили травмы, необходимо действовать в том же порядке, в котором это предписано Правилами при возникновении ДТП, а именно:

  • сразу же остановить ТС, включить “аварийку” и выставить знак аварийной остановки с учетом требований Раздела 7 Правил (п. 2.5. Правил);
  • выйти из машины и оценить ситуацию – есть ли раненые или погибшие, или же ущерб был причинен только имуществу.

В 1-м случае необходимо действовать согласно п. 2.6. Правил, а именно:

  • вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД;
  • оказать раненым первую медицинскую помощь;
  • если состояние раненого тяжелое и вызывает опасения за его жизнь, следует доставить пострадавшего в ближайшее учреждение здравоохранения на попутном транспорте, а если это невозможно – на собственном, и далее возвратиться к месту происшествия;
  • освободить дорогу, если движению других ТС создаются помехи, перед этим зафиксировав при помощи фото- или видеокамеры положение ТС, следы и предметы, имеющие отношение к ДТП;
  • записать ФИО и адреса жительства очевидцев;
  • ожидать сотрудников полиции и скорую помощь.

В ситуации, если был нанесен вред только имуществу, водителю следует:

  • освободить проезжую часть (предварительно сфотографировав место ДТП);
  • вызвать сотрудников ГИБДД для оформления справки о ДТП и, при необходимости, эвакуатор;
  • подготовить документы для страховой компании в целях получения компенсации (в случае, если есть полис КАСКО);
  • позаботиться о привлечении лиц, по вине которых образовалось препятствие, к ответственности.

Непреодолимое препятствие

Такого понятия в Правилах не представлено. Думается, что под непреодолимым препятствием имеется ввиду какой-либо неподвижный объект, который вообще нельзя объехать – ни с выездом на встречную полосу, ни по обочине.

Соответственно, водителю останется лишь ждать, когда объект переместится с проезжей части или развернуться для езды в обратном направлении – если разворот не запрещен Правилами, знаками или разметкой.

Что значит создать помеху движению другим ТС

Понятие “препятствие” может использоваться не только в значении “какой-либо неподвижный объект, который мешает проехать по полосе, по которой движется водитель”, но и в значении “не уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимуществом согласно положениям Правил”.

Приведем примеры:

  1. Препятствие обгону.

В п. 11.3. Правил сказано, что под препятствованием обгону понимается осуществление водителем обгоняемого автомобиля:

  • повышения скорости;
  • иных действий.

Под “иными действиями” может рассматриваться, к примеру, “движение зигзагами”, с частичным выездом на обочину или на полосу встречного движения, или же резкое торможение перед тем, как обгоняющий водитель сблизился с обгоняемым и др.

  1. Непредоставление преимущества в движении.

Водитель создаст затор, если не предоставит другому участнику движения приоритет. К примеру, водитель, находящийся на второстепенной дороге, обязан уступать всем тем, кто находится на главной. А водители, для которых горит красный свет, не должны начинать движение, тем самым создавая помеху для движущихся на зеленый.

Кроме этого, препятствием считается и непредоставление приоритета в иных случаях – например, при выезде с обочины, парковки, АЗС, со двора многоквартирного дома, при отъезде с обозначенного места остановки автобуса в населенном пункте и др.

  1. Препятствование движению при выезде на перекресток, если впереди образовался затор.

Не так давно в Правила были внесены поправки, регламентирующие введение новой разметки 1.26. “Вафельница”, применяемой совместно со знаком 1.35.

Данная разметка и знак гласят об одном – на перекресток нельзя выезжать, если впереди “пробка”, и водителю придется остановиться в зоне действия знака или “вафельницы”, таким образом создав препятствие для езды транспортных средств, движущихся в поперечном направлении (п. 13.2. Правил).

Ответственность за данное нарушение регламентируется нормами КоАП – штраф 1000 рублей. В соответствии с КоАП, его можно заплатить с 50-процентным дисконтом.

  1. Препятствие движению при ДТП.

П. 2.6. и 2.6.1. Правил обязывают автомобилиста освободить проезжую часть, если поврежденные в результате ДТП машины будут мешать проезду иных ТС.

При неосвобождении проезжей части будут наложены санкции в соответствии с – штраф 1000. Его тоже можно оплатить с 50-процентной скидкой.

  1. Препятствие движению при опасном вождении.

На основании п. 2.7. Правил, водителю запрещается осуществлять опасную езду – многократно перестраиваться при интенсивном движении, несколько раз за короткий промежуток времени не уступить дорогу ТС, пользующемуся преимуществом в движении, резко тормозить, если это действие не выполняется для предотвращения ДТП и др.

Неоднозначные дорожные ситуации — это не редкость, о чём знает каждый водитель. Один из наиболее актуальных моментов такого рода — объезд препятствия через сплошную. Нередко в подобных ситуациях приходится выезжать на встречную полосу движения. Но допустимо ли подобное нарушение актуальных ПДД? Говорят, можно получить серьёзный штраф за пересечение разметки в виде сплошных линий.

Каждому, кто берётся за управление авто, необходимо знать, как правильно действовать при таком стечении обстоятельств.

Понятие объезда

В соответствии с действующими правилами, под объездом принято понимать совершение определённого манёвра , требующего покинуть полосу движения транспортным средством по причине наличия на ней некого препятствия.

Причём препятствие трактуется как некий объект, который находится непосредственно на проезжей части, сохраняя неподвижное положение, если он исключает возможность движения по определённой полосе дороги. Понятие объезда препятствия через сплошную оговаривают именно как неподвижный, а не движущийся предмет. Об этом обязательно стоит помнить.

Препятствиями считается:

  • неисправное либо повреждённое в силу тех или иных причин ТС ;
  • любое ДТП, затрудняющие движение;
  • любые посторонние предметы;
  • дефекты дорожного полотна.

То есть, если на дороге с соблюдением всех требований действующих ПДД остановится транспорт, его нельзя классифицировать как препятствие.

Сложность проблемы

Как уже отмечалось выше, препятствием считается все то, что неподвижно располагается на проезжей части и исключает проезд по данному участку автомобилей. Актуальные правила предписывают объезжать его только справа либо, если есть другая свободная полоса, — по ней. Выполнить объезд препятствия через сплошную на четырехполосных дорогах обычно несложно .

Но как правильно действовать, если на проезжей части имеется всего 2 полосы для движения, а справа ехать не представляется возможным? В таких ситуациях нужно чётко знать, разрешён ли объезд препятствия через сплошную линию разметки.

Действующие правила указывают, что движение при объезде по полосе для встречных машин трактуется как серьёзное нарушение. За него может быть выписан штраф в размере 1500- 2000 тыс. рублей. Возможно лишение водителя прав на 4- 6 месяцев. Аналогично наказывается штрафами любая попытка объезда по тротуару , обочине.

Некоторое время назад ввиду множества спорных ситуаций по данному вопросу руководство ГИБДД дало разъяснения к правилам дорожного движения относительно объездов через сплошную - наказаний за это быть не должно. Но на практике они применяются не всегда.

За что могут выписать штраф?

Важно понимать, какие именно действия со стороны автовладельцев могут составить административное правонарушение, если выполняется объезд препятствия, в том числе через сплошную.

Так, при движении по дороге и появлении на пути препятствия для его объезда водитель может выехать на обочину или на встречную полосу . В любом случае при выполнении объезда некоего препятствия через сплошную линию разметки, имеющую обозначение 1.1, равно как и 1.3, формируется реальное нарушение.

Это касается всех типов препятствий, в том числе:

  • ДТП с участием нескольких авто;
  • любого крупного предмета, исключающего попутный объезд;
  • ограждения, выставленного дорожными рабочими;
  • поломки иного ТС, спровоцировавшего его вынужденную остановку на проезжей части.

Однозначно не считается за препятствие затор, разбитое стекло, картонная коробка, пробка, лужа, мусорный мешок и даже пешеход. Если в таком случае совершить объезд препятствия через сплошную линию разметки, это может повлечь лишение ВУ по решению суда на основании ст. 12.15 КоАП по ч.4.

Выполнение объезда подвижного препятствия

Ещё один непростой момент на дороге - это объезд объектов подвижных, которые нельзя классифицировать как препятствие, как его трактуют ПДД. Даже если стоящее транспортное средство, у которого включена аварийная сигнализация, при его объезде начнёт движение, то объезжающий автоматически трансформируется в нарушителя установленных правил поведения на дороге. В таком случае объезд препятствия через сплошную линию трансформируется в обгон, выполненный по встречной полосе.

Другая спорная ситуация может сложиться с участием пассажирского транспорта. Так, если любой его представитель совершит остановку, чтобы высадить пассажиров, его нельзя назвать препятствием. В таких случаях объезд препятствия через сплошную недопустим . предписывают дожидаться окончания остановки маршрутного транспортного средства.

Варианты фиксации выезда на встречную полосу

Такое нарушение, как объезд препятствия через сплошную с выездом на встречную полосу, если это трактуется как нарушение, может быть зафиксировано как посредством современных комплексов, осуществляющих автоматическую видеофиксацию, так и специальной камерой сотрудников Госавтоинспекции. Если с ГАИ можно обсудить сложившуюся ситуацию и привести доводы в свою защиту, то с оборудованием это попросту невозможно. По результатам работы технического устройства водителю оформляется соответствующее постановление, сопровождающееся квитанцией для оплаты штрафа по выезду на полосу встречного движения.

Если же объезд препятствия через сплошную зафиксировали сотрудники Госавтоинспекции, вполне возможен конструктивный диалог, допускается выражать свои возражения, несогласия с нарушением в спокойной форме. Необходимо обязательно упомянуть вынужденный характер своего манёвра и отсутствие конкретного умысла. Допустимо сослаться на бездействие самих сотрудников, которые не принимают мер по решению проблемы с появившимся на дороге препятствием. Основанием для подобных претензий может выступить приказ МВД № 185, пункт 49.

В наиболее сложных случаях, когда водитель уверен в своей правоте и действительно не совершал правонарушения, которое ему приписывает сотрудник, можно подать жалобу на его действия в прокуратуру либо службу собственной безопасности. Но для столь серьёзного шага у водителя действительно должны иметься веские на то основания.

Современная судебная практика такова, что в большинстве случаев водители получают штрафы за объезд препятствия через сплошную, так как правила трактуют ситуацию двояко.

Выполнение объезда препятствия по встречной полосе

Не всегда получается произвести объезд препятствия через сплошную не на встречке . Но действующие законодательные пункты 9.2, 15.3 запрещают перемещение на полосы, рассчитанные на движение встречных авто в рамках объезда препятствий. То есть категорически запрещаются следующие манёвры :

  • при движении по дорогам, имеющим не менее четырёх полноценных полос, перемещаться на полосы, выделенные под движение встречных авто во время объездов препятствий;
  • при движении в непосредственной близости от перемещаться в полосу, предназначенную для встречных авто в рамках объездов любого рода, независимо от того, сколько полос предусмотрено на дороге.

Если же на двухполосной дороге разметка не нанесена либо явно видна прерывистая линия, обозначенная 1.5, запрещается выполнение объезда по встречной полосе. Это обусловлено отсутствием условий, которые создают факт запрета на подобные манёвры в принципе .

Особенности объезда препятствия в виде аварии по встречной полосе

Многие водители намереваются выполнять объезды препятствия даже через двойные сплошные, если попутные полосы перекрыты участниками дорожной аварии. Но такой манёвр карается серьёзным штрафом, не исключено лишение водительского удостоверения, что производится уже в судебном порядке.

Вне зависимости от причины, выезд на встречную полосу , если дорога разделена одной либо двумя сплошными линиями, повлечёт за собой наказание. Обычно объезд препятствия через двойную сплошную карается ещё строже, чем нарушение одной сплошной!

Допустимо ли объезжать через сплошную

Чтобы правильно трактовать прописанные в ПДД объезды препятствий через сплошные, важно чётко различать понятие объезда по встречной полосе и объезда по встречке , но через сплошную. Причём даже если соответствующая разметка на дорожном полотне отсутствует, но установлены соответствующие знаки, то выполнение объезда будет классифицироваться как нарушение. В этом случае возможно наложение санкций, предписанных КоАП.

При этом стоит вспомнить важный момент, что в правилах под пунктами 9.2, 15.9 нет указаний относительно дорог двухполосных , которые разделены разметкой 1.1. Поэтому выполнение объезда препятствия в таком случае водители ошибочно могут не признать за нарушение. Конечно, на первый взгляд, разрешение на этот манёвр в правилах также нет, но и прямой запрет отсутствует.

Но здесь необходимо вспомнить особенности самой разметки такого рода: её всегда наносят на участках, предусматривающих только по 1 полосе движения в каждую сторону, где изначально недопустимо выезжать на встречку . То есть вроде как прямой запрет отсутствует, но при определённой трактовке правил это вполне может считаться нарушением. Это - неоднозначная ситуация, поэтому по мере возможности от манёвров такого рода лучше отказаться, во избежание неприятных последствий в виде санкций.

Так как же водителю нужно принимать решение, если на его пути появляется препятствие, вынуждающее пересечь сплошную полосу для его объезда? Обычно при движении по двухполосным дорогам выбор делается в пользу обочины, так как движение по встречной полосе и тем более по тротуару крайне опасно. Но на практике могут сложить иные условия. Не исключено, что действовать придётся по ситуации, иногда даже объезд препятствия через две сплошные может быть оправдан.

Если объезд препятствий через сплошную на дороге ещё может трактоваться актуальными правилами по управлению авто двояко, то когда речь идёт об объезде иных объектов, не относящихся к указанной категории, будь то пробка или нечто подобное, однозначно повлечёт за собой наказание. Оно может быть разным, в зависимости от того, какой путь был выбран водителем:

  • объезд по встречной полосе чреват тем, что суд заберёт права на длительный период до полугода;
  • манёвр по тротуарам, дорожкам для пешеходов, велосипедистов карается штрафом в 2 тыс. рублей;
  • движение по обочине во время объезда влечёт за собой наложение санкции в 1500 рублей.

Штрафы во многих случаях налагаются и за неправильное выполнение манёвра по объезду препятствия.

Особенности маневрирования по знакам

Изредка на дороге могут встретиться препятствия, которые уже обозначены соответствующими знаками. В таких случаях необходимо следовать их указаниям. Водитель должен чётко их трактовать.

Установка знака, обозначающего наличие препятствия, осуществляется в случаях:

  1. Остановки специальных машин коммунальных служб, которые планово или экстренно работают в конкретной области дороги. Тогда непременно определённый участок огораживается, устанавливаются знаки, указывающие на объезд.
  2. ДТП, которое на длительный период времени полностью перекрывает полосу движения на дороге.
  3. Проведение ремонтных дорожных работ.

В каждом из перечисленных случаев нужное направление для объезда укажет установленный знак. Оно может быть разным в зависимости от ситуации. Даже если такой знак покажет путь, предполагающий движение через запрещающую разметку, нарушением это не будет, когда соблюдены его требования. То же касается установки временных знаков, регулирующих дорожное движение.

Предусмотренные штрафы

Размер штрафов за все нарушения периодически пересматривается. По информации на конец 2017-го, «стоимость» манёвра , связанного так или иначе с пересечением сплошных, составит 1000- 2000 рублей.

Возможно и которое карается штрафом в 1500 рублей. За движение по дорожкам для пешеходов либо велосипедистов предусматривается штраф в 2 тыс. рублей.

Важно понимать, что по мере возможности необходимо дождаться, пока препятствие будет устранено, чтобы не нарваться на санкции. В редких случаях, возможно, некоторый участок пути придется проехать задом, чтобы совершить разворот, но только если на это нет запретов. В противном случае и это наказывается штрафами.

Когда разрешается объехать препятствие?

Актуальные на сегодняшний день ПДД во многих случаях не запрещают выполнение такого манёвра , как объезд препятствия на полосе движения. Сделать это можно, выехав на:

  • находящуюся рядом полосу для попутных авто, только когда она отделяется строго прерывистыми линиями;
  • центральную полосу для движения по дороге (если есть три и более полос), если это не требует нарушать нанесённую на участке разметку и действие не разворачивается поблизости от железнодорожного переезда;
  • встречку , если двухполосная дорога не разделена сплошной линией и действие не разворачивается поблизости от ж/д переезда.

Как правильно объехать реальное препятствие на проезжей части?

Каждому водителю рано или поздно приходится сталкиваться с появлением препятствий на пути. Во многих случаях они провоцируют выполнение манёвра через сплошную. Так или иначе, важно помнить о простых правилах совершения объезда, следование которым позволит не допустить санкций в отношении водителя.

Основные правила таковы:

  1. В первую очередь важно оценить ситуацию и чётко выявить причину препятствия - вполне возможно, что автобус просто остановился для высадки пассажиров или образовался дорожный затор.
  2. Далее, необходимо искать пути объезда с правой стороны, если присутствует соответствующее место, не допуская наезда на область тротуара.
  3. Если серьёзная проблема налицо, о ней требуется сообщить сотрудникам ГИБДД, желательно дождаться сотрудника, чтобы он нашёл решение ситуации, хотя на практике такой вариант представить сложно.
  4. Если водитель принимает решение о пересечении сплошной, необходимо как минимум зафиксировать дорожную ситуацию посредством камеры в мобильном телефоне либо с применением видеорегистратора - это выступит доказательством в случае разбирательств, но и это не будет гарантией безнаказанности для водителя.

Время от времени на дорогах возникают ситуации, когда водителю сложно принять решение: объехать препятствие справа или слева? На что ориентироваться в конкретной ситуации? Как избежать штрафа или лишения прав при объезде препятствия на дороге со сплошной линией? На все эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Объезд препятствия через сплошную

Блокирование попутной стороны дороги возникает по самым разным причинам, например, случилось ДТП, поломался грузовик, либо же автобус подбирает пассажиров. Тогда перед водителем предстает вопрос: дожидаться освобождения дороги или объехать препятствие по сплошной линии. В большинстве случаев автомобилисты выбирают второй путь.

К сожалению, некоторые сотрудники ГАИ и ДПС расценивают подобные решения как обгон с пересечением сплошной. А это грозит большим штрафом.

В правилах дорожного движения нет четкого определения, что такое обгон и объезд. Поэтому следует «копнуть» глубже - обратиться к статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно документу, объездом можно считать маневр, который был совершен из-за невозможности дальнейшего передвижения. То есть, если движение по вашей стороне осуществляется, пусть даже с небольшой скоростью, тогда - это уже обгон.

Объезд препятствия по встречке при аварии

Если дорога перекрыта из-за аварии, вы можете объехать объект по встречной полосе, при этом получив штраф. Если же движение невозможно из-за остановившегося автобуса, рекомендуем подождать, пока тот начнет . Также возможны случаи, когда объехать препятствие возможно, не выезжая на встречную полосу.

Помните, никогда не обгоняйте автомобиль по встречке, если действует знак, запрещающий маневр. За это налагается административное наказание: большой штраф, либо вовсе лишение прав.

Объезд препятствия справа

Правильный объезд препятствий - справа, либо же по соседней полосе на четырехполосной дороге. Разумеется, не всегда можно объехать какой-либо объект по правилам.

Если водитель объедет препятствие, и при этом наедет на тротуарную часть, выписывается штрафное постановление в размере двух тысяч рублей. Это практически то же самое, что автомобилист выедет на встречную полосу. Следовательно, выход один - нарушить ПДД.

В своем интервью начальник МВД Российской Федерации сообщил, что выезд на встречную полосу из-за невозможности дальнейшего передвижения не должен наказываться. Таким образом, закон на стороне водителя, но так ли это на практике? Скорее всего нет ни одного автомобилиста, которого бы не оштрафовали за подобный маневр.

Объезд по встречной полосе при препятствии на дороге

Закон разрешает оспаривать любое решение дорожных инспекторов, если штраф, по мнению автомобилиста, выписан необоснованно. Занимается подобными вопросами суд. Подача заявления особенно актуальна, если вас лишили прав.

Чтобы наверняка выиграть судебный процесс, вам нужно предоставить доказательства. Словесных аргументов будет недостаточно - фотографируйте, а лучше снимайте на камеру все происходящее на дороге. Рекомендуется иметь установленный в автомобиле , который помогает многим водителям в подобных спорных ситуациях.

Вы можете объехать препятствие без штрафных последствий, если вызовете инспектора ДПС на место происшествия, однако такой вариант не очень эффективен. Пока тот приедет на место вызова, может образоваться километровая .

Знак объезд препятствия справа

Знак 4.2.1 «Объезд препятствия справа» устанавливается на определенных участках дороги, которые не могут быть восстановлены для нормального движения автомобилей в ближайшее время. Знак указывает путь, по которому можно без проблем объехать препятствие, не нарушая при этом правил дорожного движения.

Чаще всего табличка крепится в случае проведения ремонтных работ на дороге или начала разделительной полосы.

Знак 4.2.1 разрешает объезд какого-либо объекта исключительно справа, других вариантов нет. За осуществление маневра в другую сторону грозит штраф или лишение прав на определенный срок.

Водителю стоит воспринимать знак не в качестве раздражительной таблички, а как оптимальный вариант преодолеть препятствие без последствий.

Варианты объезда препятствия слева

Согласно правилам дорожного движения, объезжать препятствия разрешается исключительно с правой стороны. Но в некоторых случаях у водителя нет такой возможности из-за крутого обрыва или лесонасаждений. В таком случае устанавливается знак «Объезд препятствия слева», который разрешает ранее запрещенные маневры.

Данный знак 4.2.2 служит исключительно для информирования автомобилиста, в какую сторону разрешается продолжить путь. В правилах дорожного движения этот момент достаточно четко прописан: если на дороге установлен подобный знак, объезд справа невозможен. За нарушение правил грозит штраф.

Знак объезд препятствия слева

Знак «Объезд препятствия слева» в основном устанавливается на коммунальных или близ объектов благоустройства. Также его ставят во время проведения ремонтных работ, когда объехать справа никак нельзя.

Если водитель едет на дороге со сплошной линией разметки, и при этом на участке дороги виднеется знак объезда препятствия слева, автомобилисту нужно следовать указаниям знака. Правила сплошной линии в этом случае можно проигнорировать. Обратите внимание, после преодоления препятствия, водителю нужно немедленно возвратиться на свою полосу.

Объезд препятствия справа или слева: как правильно

В зависимости от ситуации на дороге, возможна установка знака 4.2.3 - «Объезд препятствия справа и слева». Данная табличка разрешает водителю выбрать самостоятельно наиболее удобный путь дальнейшего движения.

Чаще всего знак устанавливается во время ремонта дороги прямо посреди улицы или на проезжей части.

Лучше всего для объезда того или иного объекта ориентироваться на правую сторону. Хотя водитель имеет право самостоятельно выбирать оптимальный вариант объезда, рекомендуется заезжать на левую часть дороги только в случае крайней необходимости. Это связано не с возможным штрафом или лишением прав, а с авариями, которые могут возникнуть на встречной полосе.

Loading...Loading...