Что такое орфограмма. Что такое орфограмма в русском языке

Дословный перевод термина «орфограмма» с греческого языка означает правильную запись или правильное письмо. Соответствующий раздел русского языка отвечает за правописание, с чем нас знакомят уже в начальной школе. Умение грамотно писать является основой для получения высшего образования и выстраивания успешной карьеры, даже в современных условиях компьютеризации и преобладания печатного текста.

Разберемся подробнее в вопросе, что такое орфограмма, опираясь на формулировки из школьной учебной программы.

Из курса русского языка можно узнать, что орфограммой называют определенное написание слова в строгом соответствии с общепринятыми правилами. Вся совокупность таких правил правописания образует, пожалуй, самый сложный раздел - орфографию русского языка.

Знать, что такое орфограмма, недостаточно для грамотного письма. Нужно уметь безошибочно распознавать орфограммы русского языка и проверять их написание с помощью правил, которые также необходимо уметь правильно применять.

Орфограмма имеет следующую структуру: первый компонент - это вариант правильного написания данной части слова; второй компонент - это ситуация, характеризующая конкретную орфограмму.

Орфографические правила не во все времена сохранялись в неизменном виде. С развитием социокультурной сферы появляются новые слова, меняются фонетические нормы и, как следствие, упрощаются или видоизменяются правила орфографии. После последних реформ русского языка, к радости школьников, осталось всего 27 правил. Однако кроме заучивания правил, потребуется выучить все словарные слова, содержащие непроверяемые орфограммы, и слова-исключения.

В русском языке слова с орфограммами встречаются наряду с простыми словами. Также одно слово может содержать сразу несколько орфограмм.

Чтобы применить подходящее правило для грамотного написания слова, сначала нужно найти саму орфограмму. На практике орфограммой считается та часть слова, которая не имеет правильного звучания при произношении, т. е. находится в слабой позиции. Именно в этом месте слова есть наибольшая вероятность допустить ошибку. Для проверки правильности написания подбираются проверочные слова, если это возможно, либо применяются орфографические правила. Кроме того, в качестве орфограммы может выступать дефис или пробел (пример: раздельное написание «не» с глаголом).

Когда определена позиция орфограммы в слове (орфограммы в корне, орфограммы в суффиксе, орфограммы в приставках, орфограммы в окончаниях), потребуется проанализировать условия ее правильного написания.

Разберем принцип обозначения орфограммы на примере слова «дуб». В данном слове слабую позицию занимает буква «б», которую по звучанию можно спутать с парной согласной «п». Кроме того, это пример орфограммы в корне. Для ее выделения необходимо подчеркнуть букву «б» и выделить корень. Такая орфограмма будет носить название «правописание глухих согласных в корне слова».

Если написание орфограммы зависит от идущих после или стоящих впереди согласных или гласных, то эти буквы следует подчеркнуть двумя линиями.

Орфограммы разделяют на виды в соответствии с их позицией в слове, принадлежностью слова к определенной части речи и смысловым значением слова.

Наиболее сложные виды орфограмм, в которых чаще всего допускаются ошибки, следующие:

  1. наличие безударных гласных в какой-либо части слова;
  2. наличие гласных после шипящих и «ц»;
  3. «ь» в конце слова после шипящих;
  4. присутствие «не» в разных частях слова.

Чтобы верно определить, какая буква пишется в конкретной орфограмме, необходимо применить соответствующее правило.

Больше всего проблем школьникам доставляет безударный гласный в корне слова. Правильное написание слова можно найти в орфографическом словаре, однако на диктанте такую возможность учитель не предоставит. Есть разные методы заучивания словарных слов и слов, не подчиняющихся общему правилу, среди которых чтение классической литературы для визуального восприятия правописания. Безударный звук в корне слова иногда можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором он будет стоять под ударением.

Слова-исключения есть практически в любом правиле. Разберем пример орфограммы в корне «гласный после шипящих». По правилу орфографии после «ш» и «щ» следует писать букву «у», но есть несколько исключений (пример: парашют).

Орфография тесно связана с другими разделами русского языка. Так, для правильного написания многих слов необходимо при их произношении верно ставить ударение. Пример: написание буквы «о» под ударением после шипящих в суффиксе и окончании существительного или прилагательного (петушок, порошок, холщовый, камышовый).

Если вы научились определять слова с орфограммами и выучили все правила, то теперь все будет зависеть от правильного разбора слова и умения выбирать соответствующее ситуации правило.

В русском языке встречаются слова, которые при переходе в разные части речи меняют согласную в корне (пример: друг - друзья - дружить).

Написание «с» и «з» в приставке зависит от того, какая буква следует после нее (пример орфограммы в приставках). Так, если корень слова начинается со звонкой согласной, то пишется «з», а если с глухой согласной, то — «с» (веять - развеять; красить - раскрасить).

Чтобы определиться с написанием «ё» или «о» в корне после шипящих, необходимо подобрать однокоренное слово с четким звучанием этого слога. Пример: шёлк - шелка; жёны - жена. В словах крыжовник, шов, шорох пишется «о».

С буквой «ц» в корне слова нужно писать «и», а в окончании - «ы» (цирк, цилиндр, спицы, ножницы). Но есть и слова-исключения, которые проще запомнить в виде шуточной рифмовки: цыган цыкнул на цыпочках цыпленку «цыц».

Для проверки безударной гласной в корне глагола требуется преобразовать его в другую форму, где орфограмма окажется под ударением (бросать - бро′сить).

Орфографический разбор слова

Грамотное письмо во многом определяется умением делать разбор слова всех частей речи. Орфографический разбор включает следующие этапы:

  • проставляем пропущенные буквы или раскрываем скобки и подчеркиваем орфограмму;
  • обозначаем фонемы в слабой позиции (безударные гласные, глухие/звонкие согласные, непроизносимые знаки);
  • определяем часть слова, содержащую орфограмму (приставка, корень, суффикс, окончание), и отмечаем ее графически;
  • подбираем проверочное слово и указываем его в скобках;
  • обосновываем выбор правила и приводим его формулировку.

Прежде чем применять то или иное правило, нужно разобраться, какая орфограмма присутствует в слове. Если ученик не может различать приставку и часть корня или суффикс и окончание, то проблем с правописанием ему не избежать. Также важно разбираться в словообразовании и правилах составления сложных слов (ярко-красный, темно-синий, четырехъярусный, пятимесячный и т. д.).

Русский язык сложен в изучении, он постоянно меняется, дополняется словами иностранного происхождения и новыми научными терминами. Поэтому, чтобы быть грамотным, нужно много читать классиков и писателей современности, следить за появлением новых норм и не лениться уточнять правильность написания слова в орфографическом словаре.

Видео про то что такое орфограмма

На вопрос Срочно!!! Назовите все орфограммы! Русский 3 класс заданный автором Дашенька Давыдовская лучший ответ это - Буквы И, У, А после шипящих (Запомни и всегда пиши жи и ши, ча и ща, чу и щу: жить, машина, чаща, чудо, щука; искл.: жюри, брошюра, парашют)
- Ь не пишется перед двумя ЛЛ: аЛЛея, интеЛЛект; между согласными: НН, НЧ, НЩ, РЩ, РЧ, ЧН, ЧК, ЩН: реЧКа, няНЧить, камеНЩик, испоРЧенный, реЧНой
- Большая буква в именах собственных (имена, отчества, фамилии; клички животных, географические названия)
- Буква Ь для обозначения мягкости согласных на письме (в конце слова: прорубЬ, сталЬ, дублЬ; в середине слова перед твердым согласным: молотЬБа, нянЬКа; для обозначения мягкости Л: сеЛЬдь, боЛЬной, пеЛЬмень)
- Разделительный Ъ (после приставок, оканчивающихся на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подЪезд, обЪединение, изЪявить, сЪехать, сЪёжиться; !!!Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э: разОхаться, сЭкономить, сАгитировать, безОблачный, отЭкзаменовать, сУзить)
- Разделительный Ь (перед буквами Е, Ё,Ю, Я, И в корнях, суффиксах и окончаниях: вЬЮга, лисЬИ, шерстЬЮ, интерЬЕр, терЬЕр; !!!Ь никогда не пишется после приставок)
- Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (холодать – хОлод, холОдный)
- Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением (словарные слова для запоминания: топор, винегрет, балкон, командир)
- Проверяемые согласные на конце (оглушение конечного согласного звука снеГ [k], столБ [п], саД [т], кроВ [ф] ь, стриЖ [ш], воЗ [c]) и в середине слова (роБ [п] кий, коГ [к] ти, глаД [т] кий; фуТ [д] бол, мяГ [х] кий)
- Удвоенные согласные в корне слова (класс, аллея, группа, суббота, терраса, касса, масса)
- Удвоенные согласные на стыке приставки и корня (ссора, рассчитать, рассказ, расстояние)
- Непроизносимые согласные в корне слова (проверяемые позДно – опозДать, серДце – серДечко, чесТный – чесТь; непроверяемые лесТница, чуВствовать)
- Безударные гласные в падежных окончаниях существительных (1 скл. луна, земля: Р. п. –ы, -и; Д. п. –е, -е; Т. п. –ой, -ёй; П. п. –е, -е; 2 скл. конь, окно: Т. п. –ём, -ом; П. п. –е, -е; 3 скл. печь, степь: Р. п. –и, -и; Д. п. –и, -и; П. п. –и, -и
- Безударные гласные в падежных окончаниях прилагательных (Нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному, выделить окончание у вопроса и написать такое же в прилагательном).
- Безударные гласные в личных окончаниях глаголов (если окончание ударное, то пишем то, что слышим 1спр. –Е, 2 спр. –И; если окончание безударное, нужно поставить глагол в н. ф.
(что делать? что сделать?), если глагол будет на –ать, ять, еть, оть, уть, ють – это 1 спр и надо писать –Е; если глагол будет на –ить – это 2 спр. и надо писать -И
- Безударные гласные в приставках (Гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся одинаково: поезд, пошёл; созван, созвать
- Разделительное написание предлогов со словами (Предлоги со словами пишутся раздельно, приставки слитно: поехать по дороге, увидеть у дома).
- Раздельное написание НЕ с глаголами (Не с глаголами пишется отдельно: не был, ненавидеть (искл.)).
- Буква Ь после шипящих в неопределённой форме глагола (в неопределенной форме глаголов: береЧЬ, стриЧЬ)
- Буква Ь после шипящих у глаголов во 2-м лице ед. ч. (несёШЬ, возиШЬ, бросиШЬ, несёШЬся, бросиШЬся, возиШЬся)
- Буква Ь в сочетаниях –ТСЯ и –ТЬСЯ глаголов (что делает? купается; что делать? купаться)
- Буква Ь на конце существительных после шипящих (После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т. к. это существительное 3 склонения: рожь (3 скл), грач, у туч (не 3 скл).

Ответ от шеврон [активный]
вы всё сказали ((((так не честно!


Ответ от Александр бекузин [новичек]
фу


Ответ от Похристосоваться [новичек]
Чаща


Ответ от Отбросы [новичек]
Орфограмма «Буквы И, А, у после шипящих».
Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН».
Буквы И и Ы после буквы Ц
Орфограмма «Разделительный Ь знак»
Орфограмма «Разделительный Ъ знак».
Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова».
Орфограмма «Соединительные гласные О, Е в сложных словах».
Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».
Орфограмма «Гласные и согласные в приставках».
Орфограмма «приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Орфограмма «Мягкий знак Ь после шипящих на конце имён существительных»
Орфограмма «Буквы Е, И в падежных окончаниях имён существительных»
Орфограмма «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

Орфограмма «Родовые окончания имён прилагательных»
Орфограмма «Буквы Е и И в окончаниях глаголов»
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-м лице единственного числа»
Орфограмма «Разделительное написание частицы НЕ с глаголами»
Орфограмма «-ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах».

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.

И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.

Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся . Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.

Многочисленные правила – это и есть орфограммы . Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.

Орфограммы - что это такое

Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание ».

Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает — орфография.

Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:

  1. ЖИ ЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
  2. СЧ АСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
  3. ВО ДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
  4. ЖЕ ЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
  5. САМО ЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».

А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.

Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм

Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:

Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:

Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить...

Самые главные орфограммы

Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.

ЖИ-/ШИ, ЧА-/ЩА, ЧУ-/ЩУ

С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».

А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи » и «ши роко» нам отчетливо слышится «Ы», в «ча шка» и «пища » соответственно «Я», а в «чу десный» и «пощу пать» — «Ю».

Орфограмма: безударные гласные в корне

Возьмем, для примера слова: ле дяной, бе говая, ухо дить, аргуме нтировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:

  1. ЛЕ ДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
  2. БЕ ГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
  3. УХО ДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
  4. АРГУМЕ НТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.

Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯ ЩЕНИЕ и ПРОСВЕ ЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.

Так, у ПОСВЯ ЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕ ЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».

Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пе нал, бе реза, ма лина, за вод, ба нан, а лмаз, шоко лад, вине грет.

Орфограмма: непроизносимые согласные в корне

Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧ АСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.

  1. СЕРД ЦЕ – сердечный;
  2. ИЗВЕСТ НЫЙ – весть;
  3. УЧАСТ НИК – участие;
  4. ЗДРАВ СТВУЙ – здравие;
  5. СОЛ НЦЕ – солнечный;
  6. СЕРД ЦЕ – сердечный;
  7. ЧЕСТ НЫЙ – честь.

Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить . Это, например, лест ница, празд ник, сверст ники, чув ства.

Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-

Это правило появилось в русском языке ровно 100 лет назад, когда большевики провели реформу. Раньше все приставки заканчивались на букву «З», и вопросов ни у кого не возникало. Теперь же есть разделения: воз-/вос- , из-/ис, раз-/рас, вз-/вс- , без-/бес- , роз-/рос- .

Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.

бесК онечный, расК опал, росП ись, всП ыхнул, восС тание

Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».

безВ ольный, возЛ ожить, изД алека, разВ еселый, взГ ляд

Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ

Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?

Сравните:

УчиТЬ ся никогда не поздно
Он учиТ ся целыми днями

Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.

«На небе появляюТ ся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬ ся первые звезды (что начали делать?)»

Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-

Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.

Правило №1.

Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.

длиНа – длиНН ый, соН — соНН ый

То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».

вреМЯ – времеНН ый, сеМЯ — семеНН ой

При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».

Правило №2.

Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН- и -ОНН- , то пишется две буквы «Н», независимо от корня.

соломЕНН ый, листвЕНН ый, станциОНН ый

А если используются суффиксы -АН- , -ЯН- и -ИН- , то буква «Н» остается в одиночестве.

львИН ый, солЯН ой, кожАН ый

Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.

Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.

Правило №3.

Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:

выстираНН ый (стирать), обижеНН ый (обижать), куплеНН ый (купить), жареНН ый (жарить).

Но опять же существуют исключения , к которым относятся устоявшиеся выражения:

«кончеН ый человек», «назваН ая сестра», «посажёН ый отец», «прощёН ое воскресенье».

Резюме

Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.

Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Окстись - что значит это слово?
Моветон и Комильфо - что это такое и какое значение имеют эти слова в современной речи (чтоб в Википедию не ходить) Импонировать - что это (значение слова)
Кек - что это значит на сленге Вконтакте и других интернет-сообществ
Априори - значение этого слова по Википедии и что это значит в повседневной жизни

Орфограмма

Орфограмма - (от греч. orthos - правильный и gramma - письмо) - написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания.

Основные разделы орфографии:

Написание морфем в различных частях речи,

Слитное, раздельное и дефисное написание слов,

Употребление прописных и строчных букв,

Перенос слов.

Безударные гласные делятся на не­ про­ве­ря­е­мые, проверяемые, чередующиеся. Проверяемые безударные гласные проверяют постановкой ударения в однокоренных словах.

Непроверяемые безударные

Написания проверяют по словарю Буквы И,Ч,А после шипящих

Чередующиеся безударные гласные

Проверяют согласно правилам:

  • в корне слова пишутся буквенные сочетания -оро, -ол\* проверяются ударением :
  • проверяются суффиксом -а-:
  • проверяются согласной корня:

Гласные О и Е после шипящих в разных частях слова

1. В корне под ударением:

  • пишется Ё(Е), если в однокоренных словах или формах слов есть чередование с Е:

шёпот (шеп­чет), шёлк (шелка);

  • пишется О, если нет чередования с Е:

шорох, порох

2. В суффиксах и окончаниях су­ще­стви­тель­ных, прилагательных, наречий:

  • в безударном положении пишется Е:
  • под ударением пишется О:

3. В суффиксах страдательных причастий и от­гла­голь­ных прилагательных пишется Ё(Е).

4. В суффиксах пишется Ё(Е)

5. В окончаниях глаголов пишется Ё(Е): извлечёт, стережёт, бережёшь, испечём, лжёшь, рассечёшь

Буквы и-ы после ц

После ц в корне слов пишется и (цифра, циркуль). Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (молодцы, круглолицый). Иск­лючения: слова на -ция (авиация).

Правописание согласных в корнях слов

  • Проверяемые глухие и звонкие согласные проверяются подбором однокоренных слов:

просьба - просить, ползти - ползу, труд - тру­ды;

  • Проверяемые непроизносимые согласные проверяются так же:

по­здний - опоздать, но: ужасный - ужас;

Употребление ь после шипящих на конце слов

В именах существительных:

  • у существительных 3-го склонения ь пи­шет­ся:

молодежь, полночь, ретушь, помощь;

  • у существительных 1-го и 2-го склонения ь не пишется:

стеллаж, матч, карандаш, товарищ.

краж, телепередач, катюш, рощ.

В наречиях:

  • ь пишется после ш и ч:

наотмашь, вскачь.

  • ь не пишется после ж:

замуж. (Ис­клю­че­ние: настежь.)

В кратких прилагательных ь не пишется:

В глаголах:

  • В глаголах 2 лица в единственном числе пишется ь:

напишешь, нагадишь.

  • В глаголах, начальная форма которых оканчивается на «-чь» пишется ь:

стричь, лечь.

  • В глаголах отвечающие на вопрос в котором есть мягкий знак пишется ь:

(что делать?) играть, гулять

Мягкий знак в числительных

Пишется на конце: 5-20, 30 (восемь, один­над­цать, двадцать).

Пишется в середине: 50-80; 500-900 (семь­де­сят, шестьсот).

Мягкий знак в других случаях

Ь в глаголах пишется:

  • в неопределенной форме глагола (перед -ся (-сь) сохраняется): беречь - беречься, испечь - испечься;
  • в окончаниях 2-го лица единственного числа (перед -ся (-сь)сохраняется): отталкиваешь - отталкиваешься;
  • в повелительном наклонении после согласных (перед -те и перед -ся(-сь) сохраняется): по­зна­комь - познакомьте - познакомься.

Разделительные ь и ъ

Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я. В остальных случаях перед этими буквами и перед и пишется разделительный ь:

Правописание приставок

1. Не изменяются на письме:

2. Приставки на З(С):

  • буква З в приставках пишется перед бук­ва­ми, обозначающими звонкие согласные:
  • буква С в приставках пишется перед бук­ва­ми, обозначающими глухие согласные:

3. Приставки, различающиеся по значению. Приставка пре- :

  • может обозначать высшую степень качества (приставка близка по значению слову очень);
  • может быть близка по значению пере-;

Приставка при- :

  • приближение, присоединение;
  • близость;
  • неполнота действия.

Буквы и-ы после приставок на согласный

После русских приставок на согласный в корнях, начинающихся с и, пишется ы:

После приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок пишется и:

Правописание суффиксов имен существительных

1. Суффикс пишется:

  • после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж:
водичка
  • после на д, т, з, с, ж, к, ч:

2. Суффикс пишется, если при склоне­нии глас­ный е в суффиксе выпадает:

3. Суффикс пишется, если при склонении гласный и в суффиксе сохраняется:

Правописание суффиксов прилагательных

Суффикс -к- пишется:

Суффикс -ск- пишется,

  • если конечные гласные основы д, т, з со­хра­ня­ют­ся перед -ск-:
  • в относительных прилагательных, которые не имеют краткой формы:

Н и НН

Правописание Н и НН в прилагательных

Одна Н пишется: НН пишется:
В суффиксах -ан-, -ян-, -ин-: трёпан ый.

Исключения: же­лан­н ый, невидан­н ый, негадан­н ый, неждан­н ый, неслыхан­н ый, нечаян­н ый, стеклян­н ый, деревян­н ый, оловян­н ый.

В суффиксах -онн-, -енн-, -ённ-: соломен­н ый
В бессуффиксных прилагательных, не образованных от других частей речи: юн ый, син ий, ум­н ый В прилагательных, образованных при по­мо­щи суффикса -н- от существительных с основой на н: стран н ый
В кратких прилагательных, если в полной фор­ме пишется одна -н-: деревья зелен ы (зелен ые). В кратких прилагательных, если в пол­ной фор­ме пишется -нн-: дорога пустынн а (пу­с­тынн ая).
В бесприставочном прилагательном вет­ре­н ый В приставочных прилагательных от слова ве­тер: подветренн ый

Н и НН в полной форме причастий и отглагольных прилагательных

Н пишется, если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов не­со­вер­шен­но­го вида и не имеют при себе за­ви­си­мых слов: печёный картофель, вязаная кофта, су­шё­ные грибы, жареная рыба.

НН пишется, если причастия и от­гла­голь­ные прилагательные образованы:

  • от глаголов совершенного вида:

связанная коф­та, решённая задача. Исключения: названый (брат), посажёный (отец), конченый (человек);

  • от глаголов несовершенного вида и имеют при себе зависимые слова:

печённый в костре, вя­зан­ная из шерсти;

  • в словах на -ованный, -ёванный:

ил­лю­с­т­ри­ро­ван­ный, корчёванный, балованный.

Исключения: кованый, жёваный.

  • если у глагола есть приставка (кроме не):

приближенный.

История

«[…] Появление первого письма нигеру […] связано с появлением в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени удвоенного [н] (например, посланный, сработанный и т. д.) […] которое в свою очередь связано с тем, что приблизительно в XVII в. причастия с суффиксом -н-, выступая в роли определений, становились прилагательными и совпадали с соответствующими отглагольными прилагательными, образованными некогда с помощью суффикса -ьн- > -н-, то есть такие причастия, как кошеное (сено), розореные (города), совпали с такими прилагательными, как указный (срок), отсрочная (челобитная) и т. п. В силу этого в языке должно было выработаться и выработалось новое средство отличия причастий от прилагательных - этим средством явился вторичный суффикс -ьн- > -н- в причастных формах: повелѣньная, неписаньный > повеленная, исписанный и т. д.»

Буквы А (Я) и Е перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Буква А (Я) в страдательных причастиях про­шед­ше­го времени пишется, если в нео­пре­де­лён­ной форме перед -ть стоит а или я: обстрелянный (об­стре­лять), обещанный обещать. Буква Е в страдательных причастиях про­шед­ше­го времени пишется, если в неопре­де­лённой форме перед -ть стоит и или е: от­пу­щенный (от­пу­с­тить), рассмотренный рас­смотреть.

Loading...Loading...