Что такое пифия в древней греции. Дельфийский оракул и древнегреческая прорицательница пифия

Пифия
Мифология: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
В иных культурах: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Пол: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сфера влияния: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Братья: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сёстры: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруг(а): Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пифия Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пифия Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пифия Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пифия Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пифия Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пифия

Культ

Дельфийский оракул был основан в VIII веке до н. э. и просуществовал до 393 года н. э., когда император Феодосий I приказал уничтожить языческие храмы. На протяжении всего своего существования он был самым авторитетным, и просить пророчества приходили люди со всей Греции, среди них был и великий Александр Македонский .

Согласно античным описаниям, при дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу , по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна их заместительница. Впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Пифия была жрицей, избранной среди сенситивов из низших слоёв и помещённой в храм, где у неё, отрешённой от мирской жизни, развивали её пророческие способности . Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в . Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра . Затем она садилась на колоссальный треножник (из жёлтой меди , по др. вар. золотом ), стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен один случай, когда пифия, соскочив с треножника, упала в бесчувствии и умерла. Согласно описанию толкового словаря Л. П. Крысина , «восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их воздействием бессвязные речи, которые истолковывались жрецами как прорицания, пророчества» .

Многие учёные нового времени скептически относились к подобным описаниям[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

Пифия произносила чаще всего бессвязные слова, которые облекались дельфийскими жрецами в форму прорицаний Аполлона , или же в стихотворную форму , переставлялись и толковались жрецами и передавались затем в неясных, туманных или двусмысленных выражениях вопрошавшим оракула . Отсюда пошло выражение (устар.) «говорит как пифия» - знач. говорить темно, двусмысленно (Словарь Ф. Павленкова , 1907) .

Её прорицания разным героям неоднократно упоминаются в мифах .

По одному из мифов, она отказалась дать ответ Гераклу , но затем согласилась .

Галерея

См. также

  • Кассандра , оракул , Сивилла .
  • Фемоноя - первая пифия в Дельфах.

Напишите отзыв о статье "Пифия"

Примечания

Литература

  • Щукарев А. Н. Пифия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Пифия

– Мама ты где?! – вдруг закричала малышка. – Мама-а!
На вид ей было годика четыре, не более. Тоненькие светлые косички, с вплетёнными в них огромными розовыми бантами, смешными «крендельками» топорщились с обеих сторон, делая её похожей на доброго фавна. Широко распахнутые большие серые глаза растерянно смотрели на так хорошо ей знакомый и такой привычный мир, который вдруг почему-то стал непонятным, чужим и холодным... Ей было очень страшно, и она совершенно этого не скрывала.
Мальчонке было лет восемь-девять. Он был худеньким и хрупким, но его круглые «профессорские» очки делали его чуточку старше, и он казался в них очень деловым и серьёзным. Но в данный момент вся его серьёзность куда-то вдруг испарилась, уступая место абсолютной растерянности.
Вокруг машин уже собралась ойкающая сочувствующая толпа, а через несколько минут появилась и милиция, сопровождающая скорую помощь. Наш городок тогда всё ещё не был большим, поэтому на любое «экстренное» происшествие городские службы могли реагировать достаточно организованно и быстро.
Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.
Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать... Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься.
– Мамочка, ну вставай же! – опять закричала она. – Ну, вставай, мама!!!
Врачи начали переносить тела в скорую помощь и тут уже девочка совершенно растерялась...
– Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она.
Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру.
– Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!!
– Куда?– тихо спросил мальчик. – Нам теперь некуда идти...
Я не могла этого дольше выносить и решила поговорить с этой несчастной, цеплявшейся друг за друга, перепуганной парой детей, которых судьба вдруг, ни за что, ни про что, вышвырнула в какой-то чужой и совершенно им непонятный мир. И я могла только лишь попробовать представить, как страшно и дико всё это должно было быть, особенно этой маленькой крошке, которая ещё вообще понятия не имела о том, что такое смерть...
Я подошла к ним ближе и тихо, чтобы не напугать, сказала:
– Давайте поговорим, я могу вас слышать.
– Ой, Видас, видишь, она нас слышит!!! – заверещала малышка. – А ты кто? Ты хорошая? Ты можешь сказать маме, что нам страшно?..
Слова лились сплошным потоком из её уст, видимо она очень боялась, что я вдруг исчезну и она не успеет всего сказать. И тут она опять посмотрела на скорую помощь и увидела, что активность врачей удвоилась.
– Смотрите, смотрите, они сейчас нас всех увезут – а как же мы?!. – в ужасе лепетала, совершенно не понимая происходящего, малышка.
Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще...

ПИФИЯ или Pytxoness . (Греч.) Современные словари поясняют, что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском храме, а также "любая женщина, которая считается обладающей даром предсказания, - ведьма" (Вебстер). Это ни верно, ни справедливо, ни правильно. Пифия, по авторитетным утверждениям Ямблиха , Плутарха и других, была жрицей, избранной среди сенситивов беднейших слоев и помещенной в храм, где развивались ее пророческие способности. Там она имела комнату, уединенную от всех, за исключением верховного Иерофанта и Провидца, и, однажды принятая, была, подобно монахине, потеряна для мира. Она сидела на треножнике из желтой меди над расселиной в почве, через которую поднимались опьяняющие испарения; эти подземные испарения, проникая во весь ее организм, вызывали пророческую манию, и в этом анормальном состоянии она изрекала предсказания. Аристофан в "Vaestas", I, reg. 28, называет Пифию ventrilogus vatas или "чревовещательной прорицательницей", из-за ее чрево-вещания. Древние считали, что душа человека (низший Манас), или его личное самосознание, помещается в пупе. В четвертом стихе второго гимна "Набханедишта" браминов мы читаем: "Внимайте, о сыновья богов, тому, кто говорит через свой пуп (набха), ибо он приветствует вас в ваших жилищах!" Это есть сомнамбулический феномен современности. В древности пуп рассматривали как "круг солнца", местопребывание божественного внутреннего света. Поэтому оракул Аполлона находился в Дельфах, городе Delphus, что означает утроба или живот - тогда как место где находился храм, назывался omphelos, пуп. Как известно, многие загипнотизированные субъекты могут читать, слышать, осязать и видеть через это место своего тела. В Индии по сей день существует верование (а также у парсов), что в пупах у адептов имеется пламя, которое освещает им всю тьму и раскрывает духовный мир. Зороастрийцы называют это лампой Дештура или "верховного Жреца"; а индусы - светом или излучением Дикшита (посвященного).

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

ПИФИИ или ПИФОНЕСЫ – Словарь Уэбстера отделывается от этого слова очень кратко, сообщая, что так называли тех, кто изрекали предсказания, служили оракулами в Дельфийском храме, а также «любую женщину, в которой предполагается дар предсказательницы – ведьму», что ни лестно, ни точно, ни справедливо. Пифия, по авторитетным словам Плутарха , Ямвлиха , Ламприаса и других, была нервным сенситивом; ее выбирали среди беднейших классов, молодую и чистую. Прикрепленная к храму, в пределах которого она имела комнату, удаленную от всех других и в которую кроме священнослужителя или прозорливца никто не допускался, она вела более строгую и аскетическую жизнь, чем католическая монахиня. Она сидела на треножнике из желтой меди над щелью в почве, через которую поднимались опьяняющие испарения; эти подземные испарения, проникая в ее организм, производили пророческую манию. В этом ненормальном состоянии она произносила оракульские изречения. Иногда ее называли ventriloqua vates, чревовещательная пророчица.

Древние считали, что астральная душа человека, ψυχη, или его самосознание помещается в пупе. Брахманы разделяли это верование вместе с Платоном и другими философами. Также мы находим в четвертом стихе второго гимна Набханедишта следующие слова:

«Внимайте, о, сыновья богов (духи), человеку, который говорит через свой пуп (набха) ибо он приветствует вас в ваших обиталищах!»

Многие из санскритских ученых согласны в том, что это верование является одним из наиболее древних в Индии. Современные факиры так же как и древние гимнософы соединяются со своим Атманом и божеством, становясь недвижимыми в созерцании и в сосредоточении всей своей мысли на своем пупе. Как и в современных сомнамбулистических феноменах, пуп рассматривается как «круг солнца», местопребывание внутреннего божественного света. Должен ли тот факт, что многие современные сомнамбулы обладают способностью читать письма, слышать, обонять и видеть через эту часть тела, – должен ли этот факт опять рассматриваться, как простое «совпадение», или же мы должны допустить, что древние мудрецы знали чего-то больше о физиологических и психологических тайнах, чем наши современные академики? В современной Персии, когда в случаях покраж и в других трудных случаях обращаются к магу (часто просто месмеризатору) за советом, последний совершает свои манипуляции над пупом своего живота, чем приводит себя в состояние ясновидения. Среди современных парсов, говорит переводчик «Ригведы», до нынешнего времени держится верование, что их адепты имеют пламя в своих пупах, которое освещает им всю темноту и раскрывает духовный мир так же, как все невидимое или на далеких расстояниях. Они называют это лампой Дештура, или верховного жреца; также называют это лампой Дикшита (посвященного) и многими другими именами.

MENSBY

4.4

Оракул Древней Греции. Легендарные пророчества были запечатлены не только в греческих мифах, но и в исторических хрониках. По свидетельствам древних, все сделанные Дельфийским оракулом предсказания сбывались.

Среди многочисленных храмов, посвященных различным божествам, греки с наибольшим почтением относились к храму Аполлона близ города Дельфы. На протяжении почти двадцати столетий сюда стекался народ со всего света. Но приходили в храм не только для того, чтобы вознести хвалу великому богу солнца. Все знали, что именно здесь, в Дельфах, находится великий оракул, способный предсказывать будущее, видеть прошлое и толковать настоящее. За советом к Дельфийскому оракулу обращались как простые пастухи, воины и торговцы, так и цари, императоры и полководцы. Легендарные пророчества были запечатлены не только в греческих мифах, но и в исторических хрониках. По свидетельствам древних, все сделанные Дельфийским оракулом предсказания сбывались.

Тайна рождения оракула.

Как говорит легенда, на склоне горы Парнас в Дельфах была глубокая темная пещера, где обитал ужасный змей Пифон. Томимый неутолимой жаждой крови, он разорял близлежащие селения, убивал каждого, кто попадался ему на глаза. Бог Аполлон сразился с чудовищем и, победив его, основал на горе Парнас храм. Древние греки считали, что дух Пифона остался в парнасской пещере для того, чтобы помогать избранным предсказывать будущее. Потому местные жители стали называть храм Аполлона Пифийским, а его жриц – пифиями.

Другое предание гласит, что Дельфийский оракул появился благодаря… козам. Греческие пастухи, пасшие свои стада на парнасских склонах, однажды заметили, что козы, щипавшие молодую зелень около странной расселины в скале, вели себя очень необычно. Они подпрыгивали, перебирали копытцами, словно танцуя, и издавали звуки, больше похожие на человеческое пение, нежели на блеяние. Пастухи решили узнать причину столь странного поведения коз. Приблизившись к скале, они почувствовали сильный и резкий запах. Через несколько минут «исследователи» сами лихо отплясывали на лугу и напевали какую-то бессмыслицу. Остальные пастухи, удивленные поведением товарищей, заподозрили несчастных в помутнении рассудка. Каково же было их удивление, когда «бессмыслица», которую пропели пастухи, ходившие к расселине, оказалась правдой, точно исполнившимся предсказанием.


По округе тотчас же разнесся слух, что у горы Парнас можно самому пообщаться с богами и узнать будущее. Люди толпами шли к расселине, чтобы испытать на себе ее действие. Были и такие, которые в трансе прыгали со скал и разбивались на смерть. Пора было остановить это безумие: проход к горе оградили стеной, а около расселины построили храм, посвященный богу-предсказателю Аполлону. Отныне вещать волю богов под воздействием испарений таинственной расселины должен был только один человек – специальная жрица.

Проходили века, одна пифия сменяла другую, продолжая вещать о прошлом и будущем. Неизменным оставалось лишь одно – точность и правдивость предсказаний.
Предсказывать будущее в храме Аполлона считалось необыкновенной привилегией и большой удачей. Естественно, что желающих испытать на себе действие «волшебного» газа из расселины и получить почетное место нашлось много. Однако было замечено, что испарения действуют на всех по-разному, и не все могут настроиться на общение с божеством. Первоначально вещать пробовали жрецы храма, но большее, чего они могли добиться, был эффект опьянения. Войти в глубокий транс не удавалось никому… из мужчин.


Тогда поиски начались среди женщин. Результат превзошел все ожидания. Как выяснилось, больше всего газ влиял на впечатлительных молоденьких девушек. Таким образом, на место прорицателя стали приглашать юных греческих дев. Этой традиции придерживались до тех пор, пока не случился первый скандал в стенах храма Аполлона: юную пифию соблазнил и похитил один из путешественников, пришедших за советом. Репутация Дельфийского оракула висела на волоске. Предприимчивые жрецы нашли выход из ситуации. Они решили увеличить возрастную планку при выборе новой пифии. С этого самого момента роль предсказателя стали исполнять старые греческие девы.

Подготовка к общению с богами.

Накануне торжественного дня, когда пифия должна была вещать о грядущих и прошедших событиях, она отправлялась в уединенную комнату, где на ложе из лавровых листьев проводила целую ночь. Поутру предсказательница, закрывшись от посторонних взглядов белой накидкой, под чуткой охраной жрецов отправлялась к священному Кастальскому источнику. Обнажившись, она окуналась в прозрачные воды, чтобы очиститься и быть готовой внимать воле богов. Затем пифия шла к ручью Кассотис, где, сделав согласно традициям несколько глотков воды, она набиралась мудрости, чтобы толковать слова Аполлона людям. Вернувшись в храм, пророчица несколько часов проводила в молитвах перед алтарем Гестии. В это время жрецы сжигали на алтаре фимиам, ладан, ветви сосны и белену, чтобы подготовить пифию к «сеансу божественных откровений». Когда же предсказательница ослабевала настолько, что не могла стоять на ногах, ее относили в подземную залу храма, где, собственно, и происходило общение с Аполлоном. Эта потайная комната храма соединялась с вышеупомянутой расселиной. Жрецы усаживали пифию на золотой треножник с высокой спинкой, к которой был прикреплен огромный конус из золотых пластинок. Конструкция кресла предсказательницы была такова, что газ скапливался внутри конуса, и пифия вдыхала его на протяжении всего «сеанса».

Самые известные пророчества.

В 546 году до нашей эры лидийский царь Крез объявил войну персидскому правителю Киру II. Прежде чем отправить войска в бой, Крез послал гонца к Дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чем закончится сражение. Пифия дала такой ответ: «Когда ты перейдешь реку Калис, погибнет великая армия». Так и случилось! Только разбитым оказалось войско Креза, а не Кира II.

Когда пифию посетил известный греческий философ Аполлоний из Тианы, он задал ей вопрос: «Сохранятся ли в памяти потомков мои труды и поступки?» Предсказательница дала утвердительный ответ, но добавила, что сам он будет проклят, а рукописи его будут гореть. Пифия не ошиблась: греки долгое время почитали Аполлония, и его философская школа пользовалась небывалой популярностью. Но в эпоху раннего христианства отцы церкви прокляли философа и повелели сжигать все его труды.

Теория предсказаний.

Ученые долгое время считали, что предсказания Дельфийского оракула нельзя воспринимать всерьез. В состояние транса пифия входила благодаря действию газа, просачивающегося из расселины, над которой был построен храм Аполлона. Следовательно, пророчества предсказательницы – всего лишь бессмыслица, произносимая под влиянием сильнодействующего вещества, а вовсе не истина, внушенная божеством. Современные ученые разработали другую версию феномена Дельфийского оракула. Исследователи считают, что нашу планету окружает энергетическое информационное поле, где запечатлено не только все, что происходило, но и все, что должно случиться. Эта оболочка Земли представляет собой невероятное количество информации. Она закрыта от обычного человека, так как большинство людей не смогло бы контролировать потоки поступающей информации и не выдержало бы такой нагрузки. Но ученые убеждены, что при правильной подготовке любой желающий мог бы «подключиться» к этому информационному полю. Почему бы не предположить, что пифии Дельфийского оракула в храме Аполлона были именно такими специально подготовленными людьми? Конечно, нельзя говорить об этом с полной уверенностью, но история знает примеры того, как в древности использовались технологии, заново открытые уже в XXI веке.


Фото: TottoBG flickr.com/20213501@N05

Прорицательница и оракул
картина Роджера Пейна

Древние люди полагали, что жизнь человека определяется роком, предназначением. Даже боги были в значительной степени подвластны велениям судьбы, хотя в обязанности Зевса, главы греческого пантеона, входило следить за тем, чтобы их жизнь шла по предначертанному пути. Люди верили, что можно приподнять завесу будущего, и в случае необходимости обращались за советом к разного рода оракулам. Самым знаменитым был оракул бога предсказаний Аполлона, расположенный близ Дельф. Узнать судьбу помогали жрецы-прорицатели, истолковывающие волю божества, или знамения, например брошенные игральные кости. Особым видом гадания были ауспиции – наблюдения за полетом и криком птиц, чрезвычайно популярные в Древнем Риме. Будущее, верили его жители, мог определить жребий или вид сожженных жертвоприношений. Еще одним видом пророчеств являлись сны, посылаемые богами, иногда, правда, лишь для того, чтобы сбить людей с толку. За предсказаниями было принято обращаться к оракулам как живым, так и к уже умершим. Римляне также часто бросали жребий, пытаясь узнать свою судьбу, но весьма редко прибегали к пророчествам в вопросах политики.

Оракул (лат. oraculum) – в древности одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения оракула считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большею частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученного откровения. Все оракулы могут быть подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех оракуле – дельфийском – одуряющие пары, выходившие из расщелины скалы, приводили пророчицу в состояние ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра. В оракуле Зевса Аммонского в Ливии – за известными явлениями на изображении божества, составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги.

Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; во всяком случае усматривать в оракулах один лишь сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным исторической перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского оракула, сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане, хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость двусмысленностью ответов, подходящих для любого случая. Возникновением оракула данное место было обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлением природы (пары из горячего источника и т.п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали оракулы и в местностях, где покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества; так например, в оракуле Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был заснуть в храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества.


картина художника Джона Огастеса Нэппа

Назначение оракула состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. К оракулам прибегали и государственные люди, когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Поэтому для известных периодов греческой истории оракулы получают значение политических институтов. Оракулы, совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовали сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т.п.

Древнейшим из всех оракулов считался оракул в Мероэ, в Египте, а за ним непосредственно следовали оракул в египетских Фивах и оракул Зевса Аммонского. В Греции величайшим авторитетом пользовался оракул в Додоне, позднее – оракул в Дельфах. Кроме того Зевс имел своих оракулов еще в Элиде, Пизе и на Крите, Аполлон – в Кларосе близ Колофона и на Делосе. Оракул Бранхидов в Милете посвящен был Аполлону и Артемиде. Оракулами героев были оракул Амфиарая в Оропосе, оракулы Трифония и Геракла – в Буре и в Ахайе. Оракулы с вызыванием духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К оракулам должны быть причислены и изречения так называемых сивилл, особенно эритрейских и (в Италии) кумейских. У римлян существовали оракулы Фавна и Фортуны в Пренесте, оракул Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к египетским оракулам. В Греции оракулы потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты.

Дельфийская Сивилла
(Пифия), Микеланджело, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим

Пифия (Πῡθία )– прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу, по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна заместительница их; впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. От неё требовалось преданность Аполлону и целомудрие. Первые пифии Дельфийского оракула были девственницами. Но когда одну из них соблазнил проситель, явившийся за советом, вместо девственниц стали выбирать зрелых замужних женщин, имеющих детей, или старух, чтобы в будущем избежать подобных случаев дискредитации авторитетного оракула. Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением. Она готовилась к прорицанию трехдневным постом и омовением в Кастальском источнике; перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник, стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен случай, когда пифия, упала с треножника без чувств и умерла. Может быть его описал Плутарх, когда был свидетелем того, как священники вынудили Пифию работать в неурочный день. Против своего желания она спустилась в адитон и вдруг пронзительно закричала, рухнула наземь, а через несколько дней умерла. В древности прорицания давались один раз в год – в день рождения Аполлона – 7 Бисия (середина февраля – середина марта), когда он возвращался от гипербореев. С VI века до нашей эры стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже – ежедневно, кроме нечистых дней.

Дельфийский оракул – есть прорицалище при храме Аполлона в Дельфах. Согласно греческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы на чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, которым заведовала пифия, был одним из главных прорицалищ в эллинском мире. Расцвет Дельфийского оракула относится к VII–V векам до нашей эры, когда он выступал посредником в межполисных конфликтах. Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас преподнес в подарок храму золотой трон. Крез был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидская империя Персидской империи. Но ещё во во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья. Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 году до нашей эры, а при императоре Феодосии (391 год) его окончательно закрыли.

История храма началась с того, что однажды козы, бродившие между скалами Парнаса, приблизившись к некоему отверстию, откуда выходили испарения, вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение. Сбежавшиеся люди тоже ощутили действие этих паров: в помешательстве своего ума они стали отрывисто произносить несвязные слова. Тотчас же эти слова приняли за предсказания (оракулы), а пар, выходивший из земного отверстия – за божественное вдохновение. На этом месте и построили знаменитый храм. Изначально оракул принадлежал Гее, охранялся драконом Пифоном, или Дельфинием и место называлось Пифо (древнегречское πύθω – подвергать гниению). Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна (др.-греч. ἡ δάφνη – лавр). От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе, а та – внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в прорицалище дракона Пифона и овладел оракулом. Тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпиского космического порядка, выразителем которой выступил «метатель солнечных лучей», вызывающие в земле испарения для прорицания. После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные игры в честь Пифона. Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал о их предназначении. В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. Из Крисы моряки отправились к Парнасу, где стали первыми жрецами храма Аполлона. Пчёлы принесли из страны гипербореев храм из воска, а все последующие храмы сооружались по его образцу.
Храм Аполлона, расположенный в живописной горной местности в Дельфах, был самым почитаемым местом в древней Греции. Горожане шли сюда за помощью, надеясь решить свои житейские проблемы, поправить здоровье; воины – за советом перед сражением; переселенцы, отправлявшиеся в Италию, Испанию или Африку, ожидали его напутствия. Оракул поддержал Ореста в намерении отомстить за убийство отца и предсказал Эдипу, что тот убьет отца и женится на своей матери.

Храм Аполлона Пифейского
Дельфы

Описание святилища дает античный историк Павсаний в Х книге своего "Описания Эллады". В городе Дельфы протекал ручей Касталия, берущий начало из ущелья между двумя скалами – Фэдриадами, у подножия которых находилось святилище. Священный округ был наполнен статуями, всякого рода посвятительными сооружениями, доходившими иногда до размеров целых зданий и т.п. Самый храм был построен в дорическом стиле и имел богатый скульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добытыми от персов и галлов. В пронаосе были начертаны изречения семи мудрецов ("Познай самого себя", "Ничего чрез меру" и т.д.) и находилось сакральное изображение символа «Ε» в трех экземплярах: деревянном, посвященном семью мудрецами, бронзовом – афинянами и золотом – императрицей Ливией. Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. В самом святилище, куда никто, кроме пифии и жрецов, не допускался, находилась знаменитая расщелина в скале, из которой выходили одуряющие пары. Над ней стоял треножник, на который садилась пифия для приведения себя в экстаз под влиянием паров. Первоначально пифия выбиралась из молодых девушек, но после того, как одна из них не соблюла невинности, выбирали пожилую девушку. На краю расселины находился ключ Кассотида, воду которого пила пифия перед гаданием, и лавровое дерево, листья которого она жевала. Дерево это каким-то неизвестным способом приводилось в содрогание. Здесь же находился так называемый "пуп земли" – конусообразное возвышение из мрамора, обвитое священными повязками. Из бесчисленного количества всяких посвящений (после массового вывоза произведений искусства в Рим, при Нероне, оставалось еще до 3000 статуй) заслуживает особого упоминания колоссальный золотой треножник, посвященный греками из варварской добычи после Платейской битвы. Золотая чаша его подперта была снизу бронзовой колонной в виде трех свившихся змей. Все золотые части стали добычей фокийцев, бронзовая же колонна, на которой написаны имена всех греческих государств, сражавшихся с персами, перевезена была Константином Великим в Константинополь, где она и теперь находится. На стенах так называемой "Лесхи Книдийцев" находились знаменитейшие композиции Полигнота, изображавшие падение Трои и подземное царство. Близ Дельф, в отрогах Парнаса, также находится сталактитовый грот, посвященный в древности нимфам и Пану.

Пифия (греч. Πυθία) - прорицательница при храме Аполлона в Дельфах, где действовал знаменитый Дельфийский оракул. В отличие от сивиллы, с которой часто отождествляется, она не давала осознанных прорицаний, а являлась, так сказать, медиумом Аполлона, его орудием. Предсказания пифии "расшифровывали" жрецы, которые и давали ответ в стихотворной форме. По другим данным, пифия отвечала вопрошающему сама, в стихах или прозе.

Слово "пифия" впервые появляется у Геродота. Авторы классического периода описывают ее как пожилую женщину. Диодор пишет, что вначале пифией была юная дева, но, после того как Эхекратид из Фессалии, влюбившись, похитил пифию, дельфийцы решили выбирать пифию из числа женщин не моложе пятидесяти лет, но она должна была носить одежду девы.

Дельфийский оракул. Джон Вильям Годвард, 1899

Как происходили выборы пифии, неизвестно. Основными критериями, помимо возраста, являлись безупречная жизнь и простое происхождение. Авторы II в., в том числе Плутарх, бывший жрецом Аполлона в Дельфах, подчеркивали, что пифия – простая деревенская женщина, необразованная, грубоватая, без каких-либо способностей и опыта до тех пор, пока не вдохновлялась Аполлоном. В своей прежней жизни она могла быть женой и матерью, но после вступления в должность ей запрещалось встречаться с семьей. Пифия жила в специальном огороженном священном месте, вела целомудренную жизнь и соблюдала другие ритуальные ограничения. В случае дисквалификации она возвращалась к прежнему образу жизни. Кроме пифии в храме были и другие женщины, в обязанность которых входило поддерживать неугасимый священный огонь, а также обслуживающий персонал.

В период расцвета храма в Дельфах было до трех пифий одновременно: две работали поочередно, а третья находилась в резерве, что позволяло снизить нагрузку на прорицательниц.

Первоначально пифия прорицала лишь раз в год – седьмого числа месяца Бисия (середина февраля – середина марта). Считалось, что в этот день родился Аполлон, был основан оракул и в тот же день Аполлон возвращался от гиперборейцев. Поскольку полагали, что зимой Аполлон улетал на лебедях к гиперборейцам, оставляя Дельфы на попечение Дионису, в течение этого времени оракул бездействовал (Плутарх, Пиндар). Когда же консультации стали даваться ежемесячно (возможно, в VI в. до н.э.), оракул работал девять дней в году. В период расцвета оракула прорицать можно было в любой день, кроме оговоренных специально.

Аполлон, сидящий на Омфале ("пуп земли"). Слева - треножник. Монета Дельф

Детали процедуры определить трудно. В общем они сводились к следующему. На рассвете пифия очищалась, омываясь в Кастальском ручье, окуривая себя лавровыми листьями, и осыпала себя ячменной мукой у священного очага. Паломник должен был заплатить за консультацию и совершить предварительное жертвоприношение. Затем жрецы приносили в жертву Аполлону козла. Если после окропления животного священной водой оно дрожало всем телом, то считалось, что жертва угодна богу и он готов дать оракул. В противном случае день считался неблагоприятным для гадания. Козла приносили в жертву на большом алтаре вне храма. Тем временем пифия, надев роскошную златотканную одежду, распустив волосы, с ветвью лавра на голове шла в святилище, пила священную воду Кассотиды и жевала листья лавра. Наконец, она садилась на треножник.

Вопрошающего предупреждали, что его мысли должны быть чисты, а слова – иметь хорошее значение. Затем полагалось молчание. Пифия, всходя на треножник, вдыхая пары, проникающие из расселины в скале, изрекала предсказания в стихотворной форме или прозе, которые записывались жрецами (Страбон). Поскольку пифия на время как бы заменялась богом, она пророчествовала от первого лица.

Считается, что пифия приходила в экстаз, вдыхая одурманивающие пары, исходящие из глубокой расселины скалы, на которой стоял храм.

Пифия. Джон Кольер


Пифия. Ж.-Ф.-А. Лёве

В настоящее время расселина не существует, а вопрос о возможности подземных испарений является дискуссионным. Геологические и археологические исследования Французской археологической школы в Афинах, проведенные после 1892 г., не выявили здесь ни впадины, ни каких-либо испарений. Есть мнение, что трещина могла исчезнуть в результате сильного землетрясения, нередкого в этом регионе.

Скудные остатки сильно разрушенного храма относятся к IV в. до н.э. Особенно пострадала западная часть храма, поэтому детальная реконструкция его невозможна. Выявлены следы не только сильного землетрясения, но и намеренного разрушения. Вероятно, это было делом рук христиан в период запрещения язычества.

В литературе укоренилось представление, что пифия, вдыхая дурманящие пары, впадала в транс, "священное безумие". Сейчас такое понимание подвергается сомнению. Указывается, что в вазописи пифия изображается спокойно сидящей на треножнике (но, заметим, это только начало процедуры), нормальной и разумной ее описывают классические авторы.

Плутарх в своих Пифийских трактатах говорит о ядовитых испарениях, порой приводящих к смерти пифии. Вдыхая их, пифия приходила в такое исступленное состояние, что по завершении прорицания производила впечатление воина после битвы либо вакханта или корибанта после танца. Согласно Плутарху, именно истощением силы земли объясняется падение авторитета оракула. Такая трактовка вполне укладывается в тектоническую картину (закрылась трещина, прекратились испарения). Об одной из таких трещин, которая образовалась после землетрясения и куда провалился третий храм Аполлона, сообщал Павсаний (X, 5, 12). Да и сам ландшафт Дельф сформировался в результате таких землетрясений. Таким образом до окончательных выводов еще далеко.

Сивилла Дельфийская. Микеланджело Б. Фреска Сикстинской капеллы. Рим, Ватикан

В посте использована

Loading...Loading...