Госконтроль за соблюдением технических регламентов. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов -- проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам и принятие мер по результатам проверки.

Указанный контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В настоящее время такой контроль (надзор) проводится работниками Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. При этом все перечисленные органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по собственному плану, без согласования проверок между собой.

Объектами государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов являются продукция и процессы, связанные с ее жизненным циклом. В отношении продукции государственный контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (п. 2 ст. 33 Закона о техническом регулировании). Таким образом, производство как стадия жизненного цикла выведено из сферы государственного контроля (надзора). Кроме того, работы и услуги также исключены из области государственного контроля (надзора).

При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 7 настоящего Закона. Однако до принятия технических регламентов данный пункт Закона не применяется.

Статья 34 Закона содержит перечень полномочий органов государственного контроля (надзора).

В частности, органы государственного контроля (надзора) вправе:

Требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено техническим регламентом;


Осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном действующим законодательством;

Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;

Приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

Привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством;

Принимать иные предусмотренные законодательством меры в целях недопущения причинения вреда.

К числу основных обязанностей органов государственного контроля (надзора) относятся:

Проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

Соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

Соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) и оформления результатов таких мероприятий;

Принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

Направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Закона;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством полномочия.

Техническое регулирование и метрология в рамках международной организации Таможенный союз осуществляется согласно нескольким принятым Комиссией нормативно-законодательных документов.

Основными регламентирующими документами являются:

  • Таможенный Кодекс Таможенного союза,
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации,
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза,
  • Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам,
  • Соглашение таможенного союза по санитарным мерам и др.

Все перечисленные выше регламентирующие документы были приняты Межгоссоветом ЕврАзЭС. Данный орган объединяет уже 5 стран.

На территории Российской Федерации как основной документ регламентирующий процедуру технического регулирования, действует Федеральный закон о техническом регулировании. В ФЗ о техническом регулировании прописаны все аспекты процедур технического регулирования в нашем государстве.

В рамках Таможенного союза проведены работы:

  • Обозначены уполномоченные органы (в России – это Министерство промышленности и торговли);
  • Создан Единый реестр испытательных лабораторий и центров сертификации в Таможенном союзе;
  • Приняты единые стандартные формы подтверждающих документов;
  • Создан перечень (единый) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;
  • Составлен график принятия технических регламентов на продукцию, из которых за время работы Таможенного союза, многие уже приняты.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

В Российской Федерации в соответствии с Законом о техническом регулировании за соблюдением требований

Рис. 12.1.

технических регламентов осуществляется государственный контроль (надзор). Под ним понимаются проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, проектированию (включая изыскания), производству, строительству, монтажу, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

В настоящее время государственный контроль (надзор) за качеством и безопасностью продукции осуществляется территориальными органами Росстандарта по следующим основным направлениям:

Основная цель государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции - защита интересов государства, потребителей и товарного российского рынка от поступления некачественной и опасной продукции. Государственный контроль (надзор) осуществляется на стадии обращения продукции на рынке, а также за процессами ее производства, транспортировки, эксплуатации, хранения и утилизации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют должностные лица органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы государственного контроля (надзора) в процессе его проведения имеют право:

  • - требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
  • - осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;
  • - выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  • - приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  • - привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
  • - принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В случае если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ.

На рис. 12.2 приведена схема, иллюстрирующая основные меры, применяемые органами госнадзора РФ.

Рис. 12.2.

К основным мерам, применяемым органами госнадзора РФ, относятся:

  • 1) профилактически-предупредительные меры: разъяснительная работа, информирование о выявленных несоответствиях, согласование программ мероприятий по устранению несоответствий;
  • 2) досудебные меры: контроль за устранением выявленных нарушений, их предупреждение, законодательно предусмотренные меры недопущения причинения вреда (приостановление или прекращение действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, добровольный отзыв товара с рынка), прямые штрафные санкции.
  • 3) судебные меры: применение уголовной, гражданской и административной ответственности за выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям, предоставление недостоверной информации и непринятие мер.

Таким образом, задачами государственного контроля и надзора РФ являются предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных к продукции.

Государственный надзор в 2011 г. проводился путем выборочных проверок за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований к социально значимой продукции. Выборочный государственный надзор был проведен на более чем 5000 субъектах хозяйственной деятельности. При этом на 1250 субъектах были выявлены нарушения обязательных требований к продукции. В 2011 г. в связи с новым порядком организации и проведения госнадзора, требующим согласования с органами прокуратуры, наблюдалось существенное сокращение количества проведенных проверок по сравнению с 2010 г. Анализ результатов выборочного надзора показывает, что в значительной мере несоответствия установленным требованиям выявлялись по следующим группам продукции:

  • - электрическая энергия (39% проверок с выявленными нарушениями);
  • - оборудование для регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения (23,5% проверок с выявленными нарушениями);
  • - продукция пищевой промышленности (20,3%);
  • - нефтепродукты (19%);
  • - продукция электротехническая (19%);
  • - колесные транспортные средства (17%);
  • - машины и оборудование (14,3% проверок с выявленными нарушениями).

С целью борьбы с возможными злоупотреблениями при проведении государственного контроля и надзора в России принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Этот закон регулирует отношения в области защиты нрав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для осуществления государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, подведомственными им государственными учреждениями. В нем установлены:

  • - порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемому органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  • - права юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов;
  • - обязанности органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Финансирование государственного надзора производится исключительно из средств федерального бюджета. Главным распорядителем средств федерального бюджета по финансированию организации и проведения государственного надзора является федеральный орган исполнительной власти, координирующий деятельность по государственному надзору в сфере технического регулирования. Распределение бюджетных средств, выделяемых па финансирование деятельности по госнадзору, представлено на рис. 12.3.

Финансирование организации и проведение надзорной деятельности включает расходы:

  • - на содержание и обеспечение государственных инспекторов;
  • - осуществление надзорных мероприятий;

Рис. 12.3.

  • - модернизацию и развитие материально-технической базы;
  • - проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности;
  • - научно-техническое, информационно-аналитическое обеспечение;
  • - подготовку и переподготовку кадров.

Организации-нарушители возмещают расходы органов государственного надзора на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз в случаях выявления нарушений обязательных требований. Важно, что средства на проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности выделяются сторонними государственными и негосударственными организациями как способ инструментального анализа подтверждения соответствия продукции.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Федеральный закон «О техническом регулировании» установил следующие определения:
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления на добровольной основе требований к продукции, процессам, выполнению работ или оказанию услуг, и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент
- документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключённым в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, включая изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Закон установил, что технические регламенты принимаются в целях:
  • защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает, что технические регламенты должны разрабатываться с использованием положений передовых зарубежных документов, включая директивы ЕС, международные и региональные стандарты, национальные стандарты и своды правил зарубежных стран, а также российские национальные стандарты и своды правил. Разработка технических регламентов должна проводиться гласно с тем, чтобы все заинтересованные стороны могли принять участие в обсуждении проекта.
В качестве примера в таблице представлены наименования технических регламентов, принятых в виде федеральных законов и постановлений Правительства с указанием обозначений директив ЕС, с которыми они гармонизированы.

Технические регламенты с учётом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие промышленную и другие виды безопасности, включая биологическую.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или связанным с ними процессам, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путём внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Закон «О техническом регулировании» не допускает разработку технических регламентов в иных целях кроме защиты человека, окружающей среды и недопущения введения в заблуждение. В то же время цель обеспечения качества продукции, процессов и услуг и повышения их конкурентоспособности определены как основные цели стандартизации.
Именно стандарты устанавливают потребительские характеристики групп однородной продукции, их параметры и размеры, правила их контроля (испытаний, определений, изменений, анализа), условия их эффективного применения, транспортирования, хранения и утилизации.

Закон устанавливает общие положения по разработке и применению стандартов и общероссийских классификаторов, предусматривающие возможность их гласного обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Утверждает национальные стандарты национальный орган РФ по стандартизации, который принимает программу разработки национальных стандартов, организует их экспертизу и учёт, а также создаёт технические комитеты по стандартизации.
Регулируя отношения при оценке соответствия, закон устанавливает следующие основные цели подтверждения соответствия:

  • удостоверение соответствия продукции, процессов и услуг техническим регламентам, стандартам, сводам правил и условиям договора;
  • содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, процессов и услуг;
  • повышение конкурентоспособности продукции, процессов и услуг на российском и международном рынках.
Закон устанавливает, что подтверждение соответствия может быть добровольным или обязательным. При этом добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное - в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются техническим регламентом. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия.

При декларировании соответствия заявитель в качестве доказательных материалов использует техническую документацию (технические условия, технологические инструкции и т.п.), а также результаты собственных испытаний и измерений (протоколы отдела технического контроля). Декларирование соответствия на основе собственных доказательств может быть подкреплено результатами сертификации аккредитованной испытательной лаборатории.
Закон устанавливает общие требования по государственному контролю соблюдения требований технических регламентов. В качестве основных документов технического регулирования закон предусматривает технические регламенты, документы по стандартизации и документы, подтверждающие соответствие. Согласно закону, достаточным условием подтверждения требований технических регламентов является соблюдение стандартов и сводов правил, которые включены в официально опубликованный перечень документов.

Для реализации требований технических регламентов необходимо использовать положения большого количества стандартов на методы испытаний и измерений. Например, для реализации регламента по безопасности машин и оборудования необходимо около тысячи стандартов. В перечень документов по стандартизации, необходимых для реализации требований регламента о пожарной безопасности, вошло более двухсот национальных стандартов, устанавливающих требования к отдельным группам продукции в части пожарной безопасности, а также к пожарной технике, приборам, средствам пожаротушения. Наряду со стандартами для реализации требований регламента о пожарной безопасности используются своды правил, утверждённые МЧС России, которые применяются как доказательная база регламента.

Принятие технических регламентов потребовало разработки большого количества стандартов. В частности, по безопасности машин и оборудования потребовалось разработать около трёхсот стандартов, а по пожарной безопасности - около ста.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (далее - стороны), созданный в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) принял соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, а также о единых принципах и правилах технического регулирования, которые устанавливают, что стороны проводят согласованную политику в области технического регулирования посредством:

  • принятия мер, необходимых для гармонизации законодательства сторон;
  • разработки и принятия технических регламентов ЕврАзЭС, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования;
  • гармонизации стандартов;
  • применения единых форм и правил оценки соответствия.
Соглашения устанавливают, что регламенты ЕврАзЭС, являются обязательными для сторон и подлежат введению на их территории в порядке, предусмотренным их законодательством.
Продукция, на которую распространяются технические регламенты ЕврАзЭС, может выпускаться в обращение на территории любой из сторон при условии, что она прошла установленные техническим регламентом процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой стороны.

В целях формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования стороны формируют единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - единый перечень), который утверждается комиссией Таможенного союза.
Комиссия Таможенного союза утверждает перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных стандартов сторон, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза. Комиссия утверждает перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, а также за нарушение процедур проведения оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза устанавливается законодательством каждой стороны, которое должно быть гармонизировано.

Технические регламенты

СОГЛАШЕНИЕ о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации

Технический регламент "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 86 утвержден Технический регламент "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" .
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 9 ст. 975

Технический регламент "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. N 65 утвержден Технический регламент "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе"
Настоящий Технический регламент вступает в силу с 1 января 2011 г.

Технический регламент "О требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 29 утвержден технический регламент "Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии"
Технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. № 5 ст. 536, за исключением разделов 12 - 15 приложения N 1 к техническому регламенту в части ранее заготовленных компонентов крови, которые вступают в силу по истечении 30 месяцев со дня вступления в силу технического регламента.

Технический регламент "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1082 утвержден технический регламент "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий"
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления в в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 52 (часть II) ст. 6605

Технический регламент "О безопасности средств индивидуальной защиты"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1213 утвержден технический регламент "О безопасности средств индивидуальной защиты"
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 января 2010 г. N 4 ст. 391

Технический регламент "О безопасности низковольтного оборудования"
Федеральным законом от от 27 декабря 2009 г. N 347-ФЗ утвержден Технический регламент "О безопасности низковольтного оборудования "
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 52 (часть I) ст. 6423, в "Российской газете" от 30 декабря 2009 г. N 253.

Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений"
Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ утвержден Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений "
Технический регламент вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением статьи 43 настоящего Федерального закона.
Статья 43 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Технический регламент "О безопасности лифтов"
Технический регламент "О безопасности лифтов " утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 782.
Технический регламент "О безопасности лифтов" вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования 12.10.2009 г. в "Собрании законодательства РФ" N 41, ст. 4768 и 14.10.2009 г. в "Российской газете" N 194.

Технический регламент "О безопасности машин и оборудования"
Технический регламент "О безопасности машин и оборудования " утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753.
Технический регламент вступает в силу по истечении одного года с даты официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования» и устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и оборудования при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств"
Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств " утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720".
Технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления и устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

Технический регламент "О безопасности железнодорожного подвижного состава"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 524 утвержден Технический регламент "О безопасности железнодорожного подвижного состава" . Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4235.

Технический регламент "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 525 утвержден Технический регламент "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" . Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 30 ст. 4098.

Технический регламент "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 533 утвержден Технический регламент "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" . Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 30 ст. 4106.

Технический регламент "О безопасности объектов газораспределения и газопотребления"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 утвержден Технический регламент "О безопасности объектов газораспределения и газопотребления" Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 45 ст. 5853

Технический регламент "О безопасности объектов морского транспорта"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 утвержден Технический регламент "О безопасности объектов морского транспорта" Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования постановления. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации 23 августа 2010 г. № 34 ст. 4475

Технический регламент "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 утвержден Технический регламент "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта" Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 18 месяцев со дня официального опубликования постановления. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 34 ст. 4476

Статья 33. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

  • проверено сегодня
  • закон от 10.08.2017
  • вступила в силу 30.06.2003

Ст. 33 Закон о техническом регулировании в последней действующей редакции от 1 июля 2016 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 25.10.2011 22.05.2007 30.06.2003

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) впервые выпускаемой в обращение продукции вправе обратиться в орган государственного контроля (надзора) с обоснованным предложением об использовании при осуществлении государственного контроля (надзора) правил и методов исследований (испытаний) и измерений, применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при подтверждении соответствия такой продукции и не включенных в перечень документов, содержащий правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает предложение изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) впервые выпускаемой в обращение продукции об использовании при осуществлении государственного контроля (надзора) применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при подтверждении соответствия такой продукции правил и методов исследований (испытаний) и измерений и в течение десяти дней со дня получения указанного предложения направляет изготовителю (лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя) свое решение.

В случае отказа от использования при осуществлении государственного контроля (надзора) применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при подтверждении соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции правил и методов исследований (испытаний) и измерений решение органа государственного контроля (надзора) должно быть обосновано. Отказ органа государственного контроля (надзора) может быть обжалован в судебном порядке.


Государственный контроль (надзор) осуществляется за соблюдением требований
технических регламентов и определяется как проверка выполнения юридическим лицом
или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к
продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации и принятия мер по результатам этой проверки. В отношении продукции
государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических
регламентов осуществляется исключительно на стадии ее обращения на рынке.
Как следует из п. 3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании», государственный
контроль (надзор) является одной из форм оценки соответствия наряду с
подтверждением соответствия и аккредитацией.

В ст. 32 (п.1) указано, что государственный контроль (надзор) осуществляется
федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской
Федерации и подведомственными им государственными учреждениями,
уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в порядке, ус-
тановленном российским законодательством. Отсюда следует, что порядок проведения
государственного контроля (надзора) помимо рассматриваемого Закона устанавливается и
другими действующими законодательными актами. Таким законодательным актом в
настоящее время является ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)», в котором есть ряд положений,
несовпадающих с законом «О техническом регулировании». В частности, это касается
объектов государственного контроля (надзора).
Положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» применяются
только к отношениям, возникающим в процессе проведения проверки выполнения
юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их
деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных
федеральными законами. В этом законе к объектам государственного контроля (надзора)
отнесены работы и услуги, которые отсутствуют как объекты государственного контроля
(надзора) в законе «О техническом регулировании».
По установившейся юридической практике, если в двух нормативных актах
одного уровня, принятых в разное время, есть противоречия, то применяются нормы
акта, вышедшего позднее, т.е. в нашем случае - нормы закона «О техническом
регулировании».
Основными принципами, на основе которых осуществляется государственный
контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов,
установленными в законах «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «О
техническом регулировании», являются:
— открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные
требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля
(надзора);
— устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора)
допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или
индивидуального предпринимателя обоснованной;
— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по
надзору, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного кон-
троля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате
которых выявлены нарушения обязательных требований;
— недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля
(надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных
предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю;
— презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального
предпринимателя;
— соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа
государственного контроля (надзора);
— проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами
органов государственного контроля (надзора);
— периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю,
предусматривающая полное и максимально быстрое его выполнение в течение
установленного срока;
— учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля
(надзора);
— возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов
государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по
контролю;
— недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля
(надзора) и органа по сертификации;
— недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля
(надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Среди перечисленных принципов обращает на себя внимание принцип презумпции
добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Суть
его сводится к тому, что на органы контроля возлагается обязанность
доказательства вины субъектов хозяйственной деятельности при выявлении факта
нарушения требований технических регламентов.
Если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар
может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителей и окружающей
среде, то орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения
потребителей информацию об опасном товаре и способах предотвращения возмож-
ного вреда и принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем
приостановки производства или реализации товара и (или) отзыва товара с рынка в
порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением
затрат за счет виновного лица.
Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о
возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате
которых выявлены нарушения обязательных требований.
Как законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного контроля (надзора)», так и законом «О техническом
регулировании» установлен идентичный статус органов, осуществляющих государст-
венный контроль (надзор): федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также подведомственные им
государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля
(надзора) в соответствии с российским законодательством - органы государственного
контроля. Иными словами, действующим законодательством предусмотрена
множественность органов исполнительной власти, осуществляющих государственный
контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности требований
технических регламентов.
В соответствии со ст. 4 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», определение
федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение контроля
(надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка
деятельности осуществляются Президентом или Правительством в соответствии с
законом «О Правительстве Российской Федерации».
Законом «О техническом регулировании» установлены следующие полномочия
органов государственного контроля (надзора):
— требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного
изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия,
подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их
копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующими
техническими регламентами;
— осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за
соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
— выдавать предписания об устранении нарушений требований технических
регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
— принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о
полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно
устранить нарушения требований технических регламентов;
— приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или
сертификата соответствия;
— привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции
иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством
Российской Федерации;
— принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры
в целях недопущения вреда.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что право приостановки или
прекращения действия сертификатов соответствия теперь закрепляется не только за
выдавшим его органом по сертификации, но также и за органом государственного
контроля (надзора).
Орган государственного контроля (надзора) имеет также право приостанавливать или
прекращать действие декларации о соответствии. Этот момент потребует специальной
юридической проработки, так как в отличие от сертификата соответствия, приостановка
или прекращение действия декларации о соответствии законом «О техническом
регулировании» не предусмотрены.
Мероприятия по контролю разделяются на плановые и внеплановые.
В целях проверки выполнения субъектом хозяйственной деятельности требований
технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в пределах своей
компетенции проводит плановые контрольные мероприятия. В отношении одного
субъекта хозяйственной деятельности такое мероприятие может быть проведено не более
чем один раз за два года.
Предметом внеплановой проверки является контроль исполнения предписаний об
устранении нарушений требований технических регламентов, выявленных в процессе
проведения планового мероприятия.
Внеплановые проверки проводятся органами государственного контроля
(надзора) также в случаях:
— получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях
или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и
оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью и
имуществу граждан и окружающей среде;
— возникновения угрозы жизни и здоровью людей, опасности загрязнения
окружающей среды, а также повреждения имущества граждан, в том числе в отношении
однородных товаров других субъектов хозяйственной деятельности;
— обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с
жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных
юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с
невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации,
подтверждаемой документами или иными доказательствами, свидетельствующими о
наличии признаков нарушений.
Жалобы, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган
государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения
внепланового мероприятия.
Органы государственного контроля (надзора) проверяют достоверность полученной
информации. Для этого они могут требовать от изготовителей дополнительную
информацию о продукции, процессах ее производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, направлять запросы в другие органы ис-
полнительной власти и при необходимости привлекать специалистов для анализа
полученных материалов.
Если достоверность информации о несоответствии продукции требованиям
технических регламентов признана, то орган государственного контроля (надзора) в
соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает изготовителю
предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда, оказывает
содействие в реализации программы и осуществляет контроль за ее выполнением,
проверяет соблюдение сроков, указанных в программе, а также принимает решение об
обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Основанием для
обращения в суд с таким иском является либо невыполнение предписания, либо
невыполнение программы мероприятий.
В случае удовлетворения иска суд обязывает ответчика выполнить определенные
действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести
решение суда до сведения приобретателей через средства массовой информации или
иным способом не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Если ответчик не исполнит решения суда в установленный срок, истец вправе совершить
эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При проведении контрольных мероприятий должностные лица не вправе проверять
выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа
государственного контроля (надзора), от имени которого действует должностное лицо, а
также требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований
(испытаний) или экспертизы без оформления акта установленной формы об отборе этих
образцов (проб) и в количестве, превышающем нормы, установленные нормативными
документами.
По результатам контрольного мероприятия должностными лицами составляется акт
установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагаются акты об отборе образцов и
обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) исследований
(испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного
контроля (надзора) и работников, на которых возложена ответственность за нарушения
обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами
проверки.
Законом «О техническом регулировании» определены также обязанности органов
государственного контроля (надзора). Важной обязанностью стало проведение в ходе
мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований
технических регламентов разъяснительной работы по применению законодательства
Российской Федерации о техническом регулировании и информирование о
существующих технических регламентах.
Помимо этого, в круг обязанностей органов государственного контроля (надзора)
входит: соблюдение коммерческой и иной охраняемой законом тайны; соблюдение
порядка проведения мероприятий по контролю (надзору); принятие мер по устранению
последствий нарушений технических регламентов, а также осуществление других
предусмотренных российским законодательством полномочий.
Необходимо отметить, что Законом вводятся нормы об отзыве продукции в
добровольном или в принудительном порядке.
Статьей 38 предусмотрено, что если угроза причинения вреда не может быть
устранена путем проведения соответствующих мероприятий, то изготовитель (продавец,
лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приос-
тановить производство и реализацию продукции, отозвать ее и возместить приобретателю
возникшие в связи с этим убытки. Решение об отзыве продукции принимается субъектом
хозяйственной деятельности в случае, если предотвратить причинение вреда невозможно.
В ст. 40 устанавливаются основания для обращения в суд с иском о
принудительном отзыве продукции. Такими основаниями являются:
— невыполнение предписания органа государственного контроля (надзора) о
разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда;
— невыполнение программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
При этом правом обращения в суд обладают органы государственного контроля
(надзора), а также лица, которым стало известно о невыполнении программы
мероприятий.
В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает
ответчика совершить в установленный судом срок определенные действия, связанные с
отзывом продукции.
За нарушение требований Закона об отзыве продукции могут быть применены меры
уголовного и административного воздействия в соответствии с российским
законодательством.
Уголовная и административная ответственность может быть возложена на
руководителей субъектов хозяйственной деятельности, работников, продавцов,
индивидуальных предпринимателей, а также на третьих лиц, в чью компетентность
входит решение этих вопросов.
Помимо ответственности субъектов хозяйственной деятельности за
несоответствие продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов, Законом
предусмотрена также ответственность за нарушение правил выполнения работ по
обязательной сертификации.
Для органов по сертификации и их должностных лиц эта ответственность наступает
только в случае, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции,
не соответствующей требованиям технических регламентов. Следует отметить, что по
ранее действующему законодательству ответственность наступала при выявлении самого
факта нарушения правил сертификации.
Для испытательных лабораторий и их сотрудников, проводящих исследования
(испытания) и измерения продукции, ответственность наступает за недостоверные
или необъективные результаты.
Органы по сертификации, испытательные лаборатории и их должностные лица несут
ответственность не только в соответствии с законодательством, но также и в соответствии
с договором.
Введение в действие указанных норм Закона в полном объеме требует внесения
соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, включая
Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. В том числе необ-
ходимо указать, что ответственность наступает не за нарушения обязательных требований
государственных стандартов, а за нарушения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 46 Закона до вступления в силу соответствующих технических
регламентов подлежат обязательному исполнению требования к продукции, процессам ее
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, ус-
тановленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными
документами федеральных органов исполнительной власти в части, соответствующей
целям Закона.
Таким образом, до внесения соответствующих изменений и дополнений в
действующее законодательство, ответственность за нарушение обязательных требований
государственных стандартов, не противоречащих целям Закона, наступает на основании
Гражданского и Уголовного кодексов, а также Кодекса об административных
правонарушениях.

Loading...Loading...