Иерусалим - город трех религий. Город трех религий: Иерусалим

За свою долгую историю город Иерусалим был дважды разрушен, осажден 23 раза, 52 раза на него совершались набеги. Старая часть города была заселена в IV тысячелетии до нашей эры.

В 1538 году вокруг Иерусалима были построены стены по указу Султана Сулеймана (Великолепного). За ними находится Старый город Иерусалима. По традиции он разделен на четыре части, с XIX века известные, как армянский, еврейский, христианский и мусульманский кварталы. Старый город был включен в список Всемирного наследия в 1981 году. Современный город Иерусалим разросся далеко за его пределы.

Иерусалим: город трех религий

Иерусалим считается священным для исповедующих иудаизм. Согласно еврейской Библии, царь Давид из Израиля впервые установил его в качестве столицы Соединенного Королевства Израиля с 1000 г. до н.э. Его сын, царь Соломон впервые возвел первый Храм в городе. Иерусалим упоминается также в христианской Библии, Новом Завете. Согласно религиозным взглядам христиан, в Иерусалиме был распят Иисус в возрасте 33 лет на «Лысой горе» («Галгофе»), здесь же произошло его воскресение.

В исламе Иерусалиму отведено место третьего святого города. Для мусульман в 610 году н.э. он стал первым городом-местом совершения молитв («Сала»). Согласно исламского религиозного учения, в Иерусалиме пророк Мухаммад (САС) совершил свое ночное восхождение («мираджа»). В результате, несмотря на то, что площадь города составляет всего 0,9 квадратных километра, старая часть города Иерусалима имеет огромное религиозное значение для представителей разных исповеданий. Здесь находятся религиозные реликвии, как Стена Плача, церковь Гроба Господня, Мечеть Омара и Аль-Акса.


Иерусалим: карта города. С сайта yourcitymap.ru

С 1967 году Восточный Иерусалим был присоединен к Израилю и провозглашен его «неделимой столицей». Международное сообщество, однако, не признает Иерусалим столицей Израиля, в городе нет иностранных посольств.

В Иерусалиме находится Музей Израиля с его Храмом Книги. Интереснейшей достопримечательностью является Иерусалимский библейский зоопарк, в котором собраны все животные и растения, которые упомянуты в священном писании. Тут же туристы могут посетить прототип библейского Ноева ковчега.

Город, называемый Rušalimum или Urušalimum, впервые появился в древних египетских записях, содержащих ссылки на местонахождение города Иерусалим в XIX –XVIII веках до нашей эры. Само название «Иерусалим» употреблялось в аккадской клинописи как Urušalim, датируемых 14001360 г.г. до н.э. Слово «Иерусалим» имеет несколько разных этимологических значений. Основными из них являются «жилище мира», «город мира».


Как возник Иерусалим: священный город

Обозначение города Иерусалим (Jerusalem) впервые зафиксировано в Библии, в книге Иисуса Навина. Самые древние поселения в Иерусалиме образовались еще в бронзовом веке на вершине холма Весна Гихон, именованой в Библии Джебус.

В переводе с арабского Иерусалим, наиболее известный как Аль — Кудс означает «святой».

Согласно еврейской традиции, город был основан Шемом и Эбером, предками Авраама. Последоватали библейского учения утверждают, что Иерусалим («Салем») был впервые упомянут во времена правления Мелхиседека, союзника Авраама. Позже во времена Иисуса Навина, Иерусалим находился в пределах территории, отведенной царям Вениаминова, но продолжал находится под контролем Иевуссев, пока не был завоеван Давидом. Он сделал Иерусалим столицей Объединенного Израильского царства приблизительно с XI веке до н.э. Последние археологичесике раскопки на месте Большого Камня позволили ученым утверждать, что они представляют собой руины от Дворца царя Давида. По этому поводу исследователи разошлись во мнениях.

Карта Старого города: Иерусалим. С сайта yourcitymap.ru

История святого города Иерусалим

Древний город Иерусалим пережил несколько исторических этапов. Согласно еврейского писания, самым святым местом в Иерусалиме является Храмовая гора. Здесь находится камень, с которого началось основание мира.

На горе отмечен алтарь жертвоприношения Ицхака, установленный царем Давидом. На этом месте царь Давид и его сын Соломон в 960 г. до н.э. воздвигли Первый Храм, который был разрушен при царем Вавилона Навходоносором в 586 г. до н.э. Второй Храм, просуществовавщий свыше 400 лет построен евреями после завоевания Вавилона персами. Он был полностью перестроен царем Иродом в 34-7 г. до н.э. Иерусалимский храм, который был воздвигнут на его месте, стал символом города, его красоты и величия.


Ноев Ковчег. Библейский зоопарк, Иерусалим.

История города Иерусалима: завоевания

В IV — VII веках Иерусалим находился под управлением Византийской империи. В этот период истории города было построено множество кафедральных соборов, храмов, монастырей. Также был основан монастырь «Святой Софии» на Храмовой горе на месте разрушенного Иерусалимского храма.

В 634 году Иерусалим был захвачен арабской армией Умара Аль — Хаттаба. Со времен арабского завоения евреям было разрешено вернуться в город.

В 1517 году Иерусалим и его окрестности были завоеваны осмаскими турками, которые держали город под контролем вплоть до 1917 г. Иерусалим переживал период расцвета, возрождения и мира во времена Сулеймана Великолепного. Были построены дороги, восстановлена Стена Плача.

В Иерусалим организуются экскурсии, включающие поломничество к святыням города и достопримечательностям. Приехать на землю проотцов можно приобретая тур на отдых в Египет или Израиль.

Израильская столица имеет большое значение в духовных традициях иудаизма, христианства, ислама. Каждая из трех религий город Иерусалим считает землей своего культового почитания. Некоторые самые священные места этих верований находятся в пределах Старого города. Один объект, Храмовая гора, содержит важнейшие святыни для всех трех монотеистических учений.

Известный на иврите как Йерушалайими, а на арабском — Аль-Кудс, город в христианских, иудейских и мусульманских сердцах резонирует на протяжении веков общей историей конфликтов. Являясь одной из старейших столиц мира, эта территория многократно побеждена, разграблена, разорена, разрушена и оплакана. Перестраиваясь вновь и вновь, каждый слой ее земли раскрывает какую-то часть истории прошлого, связанного с тремя религиями. Город Иерусалим часто находился в центре конфликтов и разделов межу народами разных верований, но он и объединяет людей в благоговейном почтении к своей святой земле.

Портрет столицы в историческом исследовании

В 1996 году вышла книга британской писательницы и религиоведа Карен Армстронг «Иерусалим: один город, три религии». В ней великолепно и одновременно провокационно представлен исторический портрет древней столицы. На основе хронологических событий, фактов и легенд, автор раскрывает всеобъемлющую тему того, что город занимал центральное место в религиозной географии евреев, мусульман, христиан, тем самым приводя к смертельной борьбе за господство над священной землей. Армстронг вкладывает в свой радикальный, богато иллюстрированный рассказ понимание социально-политических условий прошлого и настоящего, а также на примерах поясняет, почему Иерусалим, город трех религий, стал местом кровавых конфликтов.

О чем книга?

Почитаемая на протяжении тысячелетий тремя религиозными учениями, израильская столица является священным городом, духовная значимость которого породила страшную трагедию. Подвиги, совершаемые приверженцами одного вероисповедания, становились ужасаемыми преступлениями перед лицом других. В своем захватывающем произведении «Иерусалим: один город, три религии» Карен Армстронг прослеживает историю того, как евреи, христиане и мусульмане претендовали на заветную столицу и как сформировали три принципиально разные концепции святости, нанося ущерб городу в течение столетий.

Армстронг раскрывает сложную историю духовных переворотов и политических преобразований — от столицы царя Давида до административного форпоста Римской империи, от космополитического города, освященного Христом, до духовного центра, завоеванного и прославленного мусульманами, от сверкающего приза европейских крестоносцев до пуленепробиваемого символа нынешнего арабо-израильского конфликта. В доступной форме писательница рассказывает, когда и как стал Иерусалим городом трех религий и почему остается «яблоком раздора» до сих пор. «Вашингтон пост» отозвался о книге как о великолепном, содержательном, важном чтении для евреев, христиан и мусульман. А не менее влиятельный ежедневник «Балтимор сан» написал, что это лучшая серьезная и доступная история самого духовно важного города в мире.

История монотеизма Армстронг

Автором написано 25 книг, посвященных вопросам различных духовных вероисповеданий. Она исследует и анализирует общие истоки мировых религий, их единство и различие морально этических норм, философию, мифы, истинную историю и домыслы. «Вашингтон пост» назвала писательницу выдающимся и плодотворным историком в области религии. Американский ежедневник описывает Армстронг как одного из самых ярких, широкомасштабных и всегда интересных современных писателей.

Самой знаменитой и нашумевшей книгой стала «История Бога» 1993 года, в которой писательница прослеживает эволюцию трех основных монотеистических традиций от их истоков на Ближнем Востоке до наших дней, а также обсуждает индуизм и буддизм. В этом произведении, как и в книге «Иерусалим: один город, три религии», Армстронг не боится нестандартно и всеобъемлюще рассуждать о том, как появилась и развивалась концепция единого бога в трех мировых верованиях, на чем основана общность и противоположность их религиозного фундаментализма, повлекшего многовековое противостояние народов разных духовных учений.

Кровавый облик города

Написанная с изяществом и ясностью и являющаяся результатом многолетних исследований, книга Карен Армстронг об израильской столице сочетает в себе глубину исторического поиска, беспристрастного духовного анализа и доступного раскрытия вопроса — почему Иерусалим называют городом трех религий?

Основные монотеистические учения считают столицу Израиля священной. Однако ни один город не имеет более кровавой истории разрушений и раздоров. Не стоит христиан считать при этом самой милосердной стороной. Из всех захватчиков, чью мотивацию можно было считать наиболее религиозной, возможно, именно крестоносцев следует назвать самыми беспощадными и порочными. После того как их первая армия захватила Иерусалим в 1099 году, солдаты убили всех мусульман и евреев, которых смогли найти. Бойня продолжалась до тех пор, пока груды голов, рук и ног не заполнили городские улицы.

Национальные и религиозные страсти укоренились в каждом камне Иерусалима. Достаточно незначительного повода, чтобы спровоцировать конфликт. К примеру, было достаточно открытия израильтянами в 1996 году в Старом городе археологического тоннеля у подножия мечети Аль-Акса, чтобы разжечь трехдневные убийства и беспорядки со стороны палестинцев.

Истинное лицо города

Однако примечательно, что грандиозную значимость Иерусалиму, городу трех религий, создает всемирное признание его святости. Без Ватикана Рим все равно остался бы великим городом, а без памятных мест, связанных с Давидом, Иисусом и Мухаммедом, историческая часть израильской столицы стала бы немногим более, чем сомнительно живописным городом в Иудейской пустыне, окруженным стеной. Даже его святыни, если бы лишились славы столетних страстей и молитв, не особенно бы впечатляли, тем более что во многих случаях они имеют сомнительную аутентичность. Исключением является изысканный Купол Храмовой скалы.

С тех пор как город Давида стал избранным объектом для ковчега Господа, у него было мало других функций. Он никогда не считался главным центром торговли, не имеет особого стратегического значения, содержит слишком мало воды и плодородной земли, не располагает захватывающей архитектурой. Божественная как города трех религий, всегда затмевала истинный облик Старого города, отвлекая от контраста между его статусом великого символического центра духовности и заурядного пыльного места на Ближнем Востоке.

Значение для иудаизма

Иерусалим стал родовой и духовной родиной еврейского народа с 10 века до нашей эры и уже давно включен в его религиозное сознание. Эта территория в период античности (Земля Мория) считалась центром Вселенной, где находился Бог и откуда началось сотворение всего сущего. Город воплощает место борьбы его желания возвести там еврейский храм, как описано в Книге Самуила и в Книге Псалмов.

Согласно Танаху (Священное Писание иврита) первый храм на месте, известном как Храмовая гора, был построен царем Соломоном и закончен в 950 году до нашей эры. Также, гора считается местом, где Авраам готов был пожертвовать своим сыном. Когда вавилоняне захватили город в 580 году до нашей эры, они уничтожили храм и отправили евреев в изгнание. После вавилонского захвата иудаизм был кодифицирован, и Танах (Ветхий Завет) заложил основу как для христианства, так и для ислама. Поскольку поклонение иудеями практикуется только в стенах храма, на том же месте было воздвигнуто второе святилище в 516 году до нашей эры, но спустя 550 лет его разрушили римляне. Оставшаяся от Второго Храма, одна опорная стена стала для евреев величайшей святыней, объектом веры, молитв и надежд. Эта Западная Стена и Храмовая гора являются центром паломничества иудеев в современности Иерусалима, города трех религий, так же как на протяжении прошлых столетий.

В письменных первоисточниках

Название города появляется в Танахе 669 раз, а Сион, что обычно означает Иерусалим, встречается 154 раза. В первом разделе Торы (религиозный иудейский закон) упоминается только горный хребет Мория, которым считается Храмовая гора. Следует напомнить, что Танах — основа Ветхого Завета и является текстом, священным как для иудаизма, так и для христианства. Талмуд, свод религиозных правил иудаизма, подробно описывает связь евреев с городом.

Значение для христианства

Помимо значения в Ветхом Завете, город трех религий Иерусалим занимает важнейшее место в христианстве. Сюда в Храм впервые был принесен младенец Иисус для представления его перед Господом (Луки 2:22). Здесь Христос проповедовал и исцелял. В Иерусалим привел Он своих апостолов, изгонял торговцев из Храма (Марка 11:15), здесь произнес свою проповедь на горе Елеонской, где молился перед арестом и откуда вознесся. В этом древнем городе состоялась Тайная Вечеря. В Иерусалиме Иисуса распяли, он был захоронен и воскрес. Здесь снизошел Дух Святой на апостолов, отсюда отправились они в разные концы света нести Слово и Веру Христову.

Христианские святыни

Отправляясь в Старый город израильской столицы, каждый христианин, непременно посетит Храм Гроба Господня и идущий к нему «Путь скорби» Виа Долороза. Это особо дорогие и чтимые места для всех последователей Христа. Храм, который также называется Церковью Воскресения, находится в христианском квартале Старого Иерусалима. В соответствии с традициями, относящимися, по крайней мере, к четвертому столетию, церковь содержит два святых места: холм Голгофу, где был распят Иисус Назаретянин, и опустевшую гробницу Его упокоения и воскресения. Место священного захоронения окружено святыней 19 века, называемой Эдикулой.

Согласно римский император Адриан во II веке н. э. построил небольшой храм, чтобы сокрыть пещеру, в которой был похоронен Иисус. Первый христианский император Константин Великий приказал примерно в 325-326 году заменить святилище церковью. Сегодня это более обширный комплекс, разросшийся за многие столетия. Внутри самой церкви находятся последние четыре (по некоторым определениям пять) эпизода Крестного пути Христа, когда Он направлялся к Голгофе. Продвигался Иисус по улице, названой позже Via Dolorosa, что переводится с латыни как «Путь страдания». Церковь была основным местом христианского паломничества с момента ее создания в четвертом веке.

Значение для ислама

Мусульманская традиция утверждает, что в 610 году Мухаммад посетил Иерусалим в своем ночном путешествии, которое названо исрой. Пророка в город от стен Каабы перенес Бурак, мифическое крылатое животное. За одну ночь Мухаммед пересек огромное расстояние, чтобы молился в Иерусалиме, а затем вознестись в рай, где ангелы рассекли ему грудь и омыли сердце. Вознесение пророка называется мирай.

Территорией, где состоялась молитва и вознесение, была Храмовая гора, на том месте находится эль-Акса, третья по значимости мечеть у мусульман после святилищ в Мекке и Медине. Ее, после своего ночного путешествия, Мухаммед назначил местом паломничества. Купол эль-Аксы значительно скромнее, чем Куббат ас-Сахра (Купол Вознесения), выстроенный в память о мирае Мухаммеда. Этот грандиозный свод, по отзывам о городе трех религий Иерусалиме, нередко принимают за эль-Аксу. Иерусалим служил для мусульман до 625 года первой молитвы, которое затем было перенесено в Каабу в Мекке (Коран 2: 142-151).

Книга Армстронг и путешествие в столицу Израиля

Исследование британской писательницы непосредственно связано с действиями историческими и теми, что описаны в священных писаниях иудеев, христиан, мусульман. Стоит ли прочесть книгу Карен Армстронг, если предстоит экскурсия по Иерусалиму, городу трех религий? Ее труд не путеводитель по достопримечательностям и культовым объектам. Лучше историю противоборства и завоеваний древней столицы изучить после путешествия в Израиль и посещения легендарных мест паломничества, когда будет прочувствован дух этого многовекового города. Тогда станет понятным и горьким изречение Армстронг, что одно из неизбежных посланий Иерусалима состоит в том, чтобы понять: страдания не обязательно делают людей лучше и благороднее, несмотря на романтические мифы, утверждающие противоположное. Чаще происходит наоборот.

Иерусалим нередко называют городом трёх религий, в чем легко убедиться воочию. Достаточно войти в Старый город, например, через Яффские ворота, и дойти до пересечения с улицей Кардо. На этом перекрёстке религиозное направление выбирается буквально, как направления сторон света: справа Еврейский квартал, слева и впереди - Мусульманский, позади - Христианский.

Повернув направо и, пройдя через Еврейский квартал, вы окажетесь у Стены Плача, то есть в историческом центре Старого города, около того места, где началась история Иерусалима и трёх религий, колыбелью которых он стал.

Отсюда, со смотровой площадки у Стены Плача, открывается вид и на Сион, называемый также Храмовой горой, и на ведущиеся рядом с ним раскопки так называемого - древнего города, основанного, вероятно, не самим Давидом, а его сыном и преемником Соломоном. В X веке до нашей эры он создал первое в истории Палестины еврейское государство, которое включало в себя почти всю территорию современного Израиля.

В правление Соломона на Сионе был построен Первый Храм, который правильнее было бы назвать дворцово-храмовым комплексом, т.к. к Храму непосредственно примыкал царский дворец, из которого по специальному переходу можно было попасть прямо во двор Храма. На этом дворе и совершались те праздничные жертвоприношения, о которых столь подробно и красочно рассказывают библейские авторы.


Чтобы в наши дни увидеть бывший храмовый двор, нужно подняться на Храмовую гору и стать лицом к мечети Аль-Акса, построенной на месте разрушенного Храма в VIII в. н.э. Пространство, отделяющее вход на гору от мечети, и занимало при Соломоне храмовый двор. По всей вероятности, Храм же находился на том месте, где сегодня находится мечеть:

Расцвет древнего Израиля оказался, однако, недолгим. После смерти Соломона страна распалась надвое, и Иерусалим остался столицей небольшого Иудейского царства, включавшего в себя территорию Иудейского нагорья и южной Самарии. Поддержание в должном порядке Храма и царского дворца стало затруднительным: государственный бюджет Иудейского царства был несравним по возможностям с бюджетом Израиля времён Соломона. Впрочем, город развивался и в этот период. Так, в IX - VIII вв. до н.э. в Иерусалиме был построен водопровод и устроены специальные пруды, где хранились запасы воды на случай осады.

Эти предосторожности оказались не лишними. В середине VIII в. до н.э. город пережил тяжёлую осаду во время войны с Ассирией. Но настоящая катастрофа разразилась в VI в. до н.э. во время войны с Вавилонским царством: после довольно продолжительного сопротивления город был взят штурмом, а спустя два года при подавлении вспыхнувшего антивавилонского восстания и вовсе уничтожен. Храм был разрушен до основания, городские стены срыты, а большая часть населения депортирована и переселена в Вавилон.


Далеко от земли обетованной, в еврейской общине Вавилона, появились первые синагоги. Это были общинные собрания верующих евреев, которые собирались для совместной молитвы и чтения священных текстов. Вначале такие общины воспринимались как нечто временное, необходимое в чужой стране для того, чтобы не забыть о Боге и о религии отцов. Но вскоре синагоги стали неотъемлемой частью еврейской национальной и религиозной жизни. И впоследствии, когда у евреев появилась возможность вернуться в Иерусалим и восстановить город, Синагога как религиозная община и как национальный институт не исчезла, став основой национальной еврейской религии - иудаизма. Наиболее ранние синагогальные постройки, известные сегодня в Иерусалиме, находятся в Еврейском квартале Старого города и относятся к периоду позднего Средневековья. Однако на территории Израиля археологами были обнаружены и синагоги, построенные гораздо раньше, в эллинистический и в римский периоды.

Возможность возвращения на землю отцов появилась у евреев после завоевания Вавилонского царства в конце VI в. до н.э. Персидской империей, которой правил Кир Великий. Указом Кира на территории Иудейского нагорья создавалась еврейская национальная автономия, и всем желающим евреям разрешалось вернуться в Иудею и селиться там. Впоследствии, после разгрома в IV в. до н.э. Персидской империи армией Александра Македонского, Иудея, не меняя своего статуса, входила в состав эллинистических государств - вначале Египта, а затем Сирии.

Гонения на иудейскую религию, начатые в середине II в. до н.э. правителем Сирии Антиохом Епифаном, привели к антисирийскому восстанию, выросшему в религиозную войну под предводительством Маккавеев. Эта война завершилась созданием на территории Иудейского нагорья и южной Самарии независимого еврейского государства. Оно просуществовало до середины I в. до н.э., когда его последние правители стали вначале союзниками, а затем вассалами римских императоров.

В ту эпоху в Иерусалиме велось большое строительство. Был кардинально перестроен и Храм, архитектурный облик которого после реконструкции соединил в себе восточные элементы с эллинистическими.


В римский период в еврейской религиозной жизни чрезвычайно важную роль играли существовавшие при синагогах религиозные братства, члены которых активно участвовали в просветительской, благотворительной и миссионерской деятельности. Членов таких братств объединяли друг с другом, прежде всего, священные братские трапезы, кульминационным моментом которых было торжественное благословение главой собрания хлеба и вина (такие благословения в то время были уже традиционными). Братства имели свою, отличную от синагогальной, структуру и собственных лидеров, которые играли немалую роль в жизни Синагоги. По-видимому, многие синагоги были братскими синагогами, т.к. большую часть их прихожан составляли члены того или иного братства.

Члены этих братств с нетерпением ожидали прихода Мессии, Который положит конец власти римлян и установит в Иудее настоящую, соответствующую Божиим установлениям, власть - Царство Божие. Неудивительно, что проповедь Иисуса Назарянина, звучавшая в Храме и на улицах Иерусалима, получила широкий отклик и толпа встречала Его как Мессию и истинного Царя.

Впрочем, мессианские движения в римский период в Иудее были не редки, и власти всегда относились к ним с подозрением, опасаясь возможного восстания. Иисус не был исключением, и казнь, совершившаяся неподалёку от городских стен, на месте, широко известном сегодня под названием Голгофа, была неизбежным следствием сложной политической игры, в которую оказались вовлечены и храмовая верхушка, и лидеры Синагоги, и римские власти. Сегодня это место находится внутри городских стен, но в евангельские времена оно находилось вне города (городские стены той эпохи можно видеть в раскопах на улице Кардо).

Евангельские рассказы повествуют о Воскресении Иисуса Христа, которое произошло неподалёку от места казни, в пещере, где был погребён Иисус. Сегодня и место казни, и место Воскресения Иисуса Христа находятся под кровлей огромного средневекового сооружения - Храма Воскресения Христова, а вдоль всего пути, которым Иисусу пришлось пройти в направлении Голгофы, стоят церкви и часовни разных конфессий и конгрегаций.

Все эти постройки появились в Средние века, а в евангельские времена Церковь была одним из множества религиозных братств, имевшая, подобно другим братствам, и свои синагоги. От членов других братств евреев-христиан отличала вера в Воскресение и мессианство Иисуса Христа. Синагоги с христианской символикой на стенах и потолках были обнаружены археологами в некоторых израильских городах, в частности, в Назарете, но, возможно, они существовали также и на месте Воскресения Иисуса Христа, не сохранившись, однако, до наших дней.

Опасения властей, касающиеся воинственных мессианских движений, полностью оправдались в 70 г. н.э., когда вспыхнуло антиримское восстание, организованное радикально настроенными религиозными кругами. После подавления восстания Иерусалим был разрушен до основания, от Храма остался один фундамент, а евреям было запрещено селиться в Иерусалиме. При императоре Адриане город получил новое, римское название - Элия Капитолина.


"Чужой город" стоял на месте Иерусалима до IV в. н.э., когда Константин Великий, став правителем Восточной Римской (впоследствии - Византийской) империи, легализовал христианство и Церковь, прежде существовавшую полулегально. Городу было возвращено исконное название, и он вскоре стал центром христианского паломничества. На священных для христиан местах строились церковные здания - лёгкие полуоткрытые базилики, большая часть которых до нашего времени не сохранилась.

Судя по археологическим данным, такая базилика существовала и около пещеры, в которой был погребён Иисус, на месте Храма Воскресения Христова. В VIII в. н.э., после арабского завоевания Палестины, на Храмовой горе были построены две мечети: Купол Скалы и мечеть Аль-Акса.

Иерусалим, именовавшийся арабами Аль-Кудсом (Святым) стал третьей по значимости исламской святыней после Мекки и Медины. Согласно кораническому преданию, именно сюда, в Иерусалим, на Храмовую гору, перенёс архангел Джебраил (Гавриил) пророка Мухаммеда в одном из его экстатических видений.


В XI - XII веках, в эпоху Крестовых походов, на территории Палестины возникло христианское Иерусалимское королевство. Именно к этому времени относится перестройка Храма Гроба Господня, более известного в восточной традиции как Храм Воскресения Христова, ставшего одним из образцов романского архитектурного стиля.

Однако свой нынешний вид Старый город обрёл позже, в оттоманский период, точнее в XVI веке, когда Палестина входила в состав Оттоманской империи.

Турецкое владычество, сменившее арабское, продолжалось вплоть до окончания в 1918 г. Первой мировой войны, когда Палестина стала британской колонией, а правительством Великобритании было принято решение о создании здесь еврейского национального очага, сделавшее возможным организованную репатриацию евреев в Палестину.

На протяжении довольно продолжительного времени в оттоманский период доступ к христианским святыням был затруднён, и лишь давление на турецких султанов России и других европейских стран изменило во второй половине XIX в. эту ситуацию.

В период британского господства ситуация несколько нормализовалась, и практика регулярных и массовых паломничеств христиан в Иерусалим возобновилась.

С образованием в 1948 г. государства Израиль израильское правительство взяло на себя ответственность за все имеющиеся в стране (после войны 1967 года - и во всем Иерусалиме) священные места всех трёх религий, взяв на себя обязательство обеспечивать к ним свободный доступ всем паломникам, независимо от их религиозной принадлежности.

Ныне в Иерусалиме живут бок о бок три больших религиозных общины: иудейская, христианская и мусульманская, а паломники - представители всех трёх религий стекаются сюда со всех пяти континентов. И, наверное, каждый, кому известно библейское пророчество одного из великих пророков Израиля, Исайи, о множестве народов, которые придут в Иерусалим, чтобы здесь поклониться Богу, начинает понимать, глядя на стекающиеся в город толпы паломников, что древние пророчества исполняются чаще, чем об этом принято думать.

Не многие знают, что Иерусалим святыня 3х религий. Это три совсем непохожих религии — ислам, христианство и иудаизм. Для каждой из религий имеется своя святыня:

  • для иудеев это Храмовая гора, а точнее ее западная стена, на которой расположилась Стена плача;
  • для христиан это множество церквей располагающихся по тем местам, где находился Иисус и храм Господня;
  • для мусульман это сеть мечетей, образующих целый комплекс.

Чтобы лучше понять, как смогли три религии существовать вместе, следует рассмотреть каждую из них по-отдельности, как они появились в Иерусалиме и как развивались.

Иерусалим в иудаизме

Ученым удалось найти старые данные о том, что слово Иерусалим было употреблено более чем в шестистах источниках. Даты дотируются тринадцатым веком. На месте современного Иерусалима царь Соломон в 960 году до нашей эры воздвиг Первый Храм. Прошло практически четыреста лет, и в 586 году до нашей эры Храм был уничтожен. Всему виной стало вмешательство вавилонского царя Навуходоносора, который стремился поработить иудеев.

Прошло много лет, после чего иудеям удалось сокрушить гнет Вавилона и вернуться в свои края свободными. На горе Мориа они снова построили храм и называли его Второй Храм. Этому храму суждено было просуществовать практически пятьсот лет. Реконструкцию храма произвел царь Ирод, правящий в период с 34-7 годы до нашей эры. Царь Ирод смог создать великолепное сооружение, Иерусалимский храм стал настоящим символом всего Иерусалима, он олицетворял могущество и величие города. Однако Иерусалимский храм долго простоять не смог, римский император Титом полностью разрушил храм уже к 70 году.

Среди наиболее известных личностей в иудаизме стоит отметить рождение Ор АХаим в 16 веке в стенах города Иерусалим. АХаим стал основателем лурианской Каббалы

Иерусалим в мусульманстве

С 638 года в Иерусалиме наступает период мусульманской религии, именно к этому времени его завоевали мусульмане. Гора Мориа для мусульман считается священной, благодаря тому, что в одну светлую ночь Пророк Мухаммад вознесся на небо. Достоверно неизвестно, было это божественным явлением, или это проявилось на фоне психического расстройства, но считается, что Пророк глубокой ночью проснулся не напрасно. Его звал Божий голос, подойдя к воротам Иерусалима, перед ним открылись двери. Однако войти, ему туда было не позволено, все ограничилось небольшим разговором. На следующее утро Пророк рассказал то, что с ним произошло ночью, поверили в это не многие. Хотя Мухаммад в точности описал Иерусалим, и при этом ни разу там не бывал. Кроме господа, Мухаммад разговаривал с:

  • Иисусом;
  • Авраамом;
  • Моисеем.

Каким бы значимым не казался Иерусалим для мусульман, но в Коране о нем нет ни единой строчки.

Иерусалим в христианстве

Для христиан Иерусалим является местом Распятия Христа и дальнейшим его воскрешением. Христианство в Иерусалиме началось с 14 века, и отошло на второй план только в 16 веке. В это время Иерусалим находился под властью Византийской империи. Этот период для Иерусалима имеет огромное значение, поскольку количество мест поклонения перед господом Богом в этот период увеличивалось с каждым годом. Кроме того, Византийская империя отстроила иконописные школы, семинарии, и новые кафедры.

Христиане воздвигали храм на каждом священном месте, где люди видели Иисуса. Храмы воздвигались и в честь первых учеников Иисуса, таких как:

  • святого Константина;
  • пророка Иоана Крестителя;
  • святого Петра;
  • пророка Илии и других.

Стоит отметить, что на месте Иерусалимского храма христиане воздвигли храм Святой Мудрости.

Не напрасно считают, что Иерусалим святыня 3х религий. Этому городу уже много веков, он хранит в себе большие секреты и загадки, которые современным людям еще предстоит узнать.

Три монотеистические религии считают Иерусалим безупречным городом.

Для христиан он является главной святыней, ведь именно там проходили последние дни земной жизни Христа. Арабы называют его Аль-Кудс, что тоже означает «святыня». Важное положение этого города отмечают и иудеи. Про город, где черпает силу и веру множество паломников, рассказывает автор diletant. media Анна Баклага.

Первые стены Иерусалима были построены в VIII веке до нашей эры
Иерусалим находится в 50 километрах от Тель-Авива и занимает особое положение между Израилем и Палестиной. Первые стены этого удивительного города были построены в VIII веке до нашей эры. За тысячи лет Иерусалим накопил богатейшую историю.
Множество памятников хранят важные для многих верующих события. Еще в XVI веке по приказу султана Сулеймана Великолепного вокруг комплекса мечетей была возведена стена. Собственно, она и отделяет Старый город от других территорий Иерусалима, все наследие которого бережно хранится именно там.

Жители в Иерусалиме разделены на две большие группы. Первая и преобладающая по количеству - иудеи. Вторая - мусульмане и христиане. Паломники все трех конфессий стремятся в этот город, чтобы почувствовать его необычную атмосферу и своими глазами увидеть почитаемые веками святыни.

Значимым местом для иудеев и мусульман считается расположенный на Храмовой горе Купол скалы. По преданию, с того места, на котором построен храм, вознесся на небо пророк Мухаммад. По иудейской традиции, здесь началось сотворение мира, а до мечети там находился Второй Храм, поэтому иудеи также почитают эту гору. Рядом арабы построили еще одну мечеть, которая стала знаменитой святыней ислама- Аль-Акса.
В христианском квартале Иерусалима расположены главные святыни христианства - Голгофа и Храм Гроба Господня. Паломникам предоставляется возможность пройти полный путь Иисуса Христа: от места, где он был осужден, до места его распятия. Для того, чтобы приблизить себя к библейским событиям, некоторые верующие приобретают специальные для паломничества кресты. Весь путь они проходят вместе с ними. Храм Гроба Господня делит между собой представителей разных церквей. Во избежание конфликтов ключи от храма уже несколько веков хранят две мусульманские семьи.
На склоне Елеонской горы расположена церковь Патер Ностер. По преданиям, как раз там Иисус научил апостолов молитве Отче Наш.

Стены монастыря украшены керамическими плитами, на которых виден текст известной христианской молитвы на разных языках. К востоку простирается Масличная гора, а на ней сооружена мечеть вознесения Христа. Внутри храма находится отпечаток ноги Иисуса, где он в последний раз коснулся земли.
Стена Плача - одна из важнейших святынь иудаизма
На юго-востоке старого города расположена большая площадь, а за ней одна из важнейших святынь иудаизма - Стена Плача. Данное сооружение - единственное, что осталось от Второго Храма, который был уничтожен римлянами. На этом месте оплакивали его гибель, отсюда зародилось и название. Однако, многие иудеи предпочитают название Западная Стена. По традиции, в трещины стены вкладывают записки с просьбами, а поворачиваться к ней спиной запрещено. Во время ритуала, верующие читают писания и целуют камни священной стены. Чтобы усилить концентрацию при молитве, они раскачиваются из стороны в сторону.
Ортодоксальных евреев можно узнать по шляпам и черным костюмам. В их традиции шляпа налагает определенные моральные обязанности и учит ответственности. Что касается женщин, то они всегда должны быть с покрытой головой и скромно одеты. Для них предназначена отдельная часть стены.

Гора Сион соединяет иудаизм, мусульманство и христианство
Территорией, соединяющей иудаизм, мусульманство и христианство, является гора Сион. На ней находится гробница царя Давида, которому оказывают почтения все три религии. Кстати, именно туда шли иудеи, когда не было доступа к Стене Плача. Вдобавок, на горе стоит церковь успения Богородицы. Именно там Дева Мария уснула перед тем, как вознестись на небо.
За старым городом простирается современный, в котором явно прослеживаются западные тенденции. И не мудрено, ведь местными архитекторами были взяты за основу крупные американские города. Тем не менее к старым зданиям относятся уважительно. Правда, иногда их разбирают и переносят на новое место.
Несмотря на западное влияние, новая часть города продолжает взывать к истории. Например, в начале 2008 года был открыт Струнный мост. Он напоминает об арфе царя Давида, о которой сказано в Библии. Помогает вспомнить древнюю историю Иерусалима и Храм Книги, вместе с внушительным макетом города времен Второго Храма. Важное историческое влияние имеет Яд-ва-Шем - мемориальный комплекс, посвященный жертвам холокоста. В зале имен собраны воспоминания родных и погибших. Здесь записаны имена трех из шести миллионов евреев, погибших во времена войны.

Город не перестает прогрессировать, ускорять свой темп и обновляться. Но среди повседневной суеты всегда находится место и для религии.

Loading...Loading...