Как обжаловать решение суда о банкротстве.

Решение арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства и исполнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина направляются судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника (п. 1 ст. 209).

Это положение заслуживает наибольшего внимания.

Еще Г.Ф. Шершеневич отмечал определенную близость исполнительного и конкурсного процессов, но при этом отмечал и их существенные различия: "Устранение случайных преимуществ одних кредиторов составляет главное превосходство конкурсного процесса перед общим исполнительным порядком"; "....конкурсный процесс составляет особую форму исполнительного процесса, который имеет своей задачей равномерное распределение между всеми кредиторами ценности, какую представляет имущество несостоятельного должника ввиду вероятной недостаточности его для полного удовлетворения всех требований". Далее ученый отмечает: "....конкурс, преследуя те же цели, как и исполнительный процесс, только в более сложном виде, является квалифицированным исполнением" *(73) .

Означает ли возложение обязанности по продаже имущества должника на судебного пристава-исполнителя появление в деле о банкротстве нового лица, схожего в своих полномочиях с фигурой арбитражного управляющего? Такая мысль может возникнуть в связи с содержанием нормы ст. 35 Закона о банкротстве 2002 г., допускающей участие в арбитражном процессе по делу о банкротстве иных лиц.

Исполнительное и конкурсное производство преследуют схожие цели. Однако правовые режимы указанных правовых институтов имеют принципиальные отличия.

Правовое положение судебного пристава-исполнителя определено законами "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Закон о банкротстве не содержит каких-либо норм, регулирующих правовое положение судебного пристава-исполнителя при исполнении решения арбитражного суда при банкротстве гражданина. Таким образом, исполняя решение арбитражного суда о признании должника-гражданина банкротом, судебный пристав-исполнитель остается в правовом статусе, определенном законодательством об исполнительном производстве.

Направление решения о признании должника банкротом и исполнительного листа об обращении взыскания на имущество гражданина вовсе не означает, что на судебного пристава-исполнителя возлагаются полномочия конкурсного управляющего.

Вообще, существует разная позиция о том, кто исполняет решение арбитражного суда о банкротстве гражданина и соответственно проводит конкурсное производство.

Одни ученые придерживаются взгляда, что конкурсное производство проводится арбитражным судом *(74) , другие считают, что действия, связанные с исполнением решения арбитражного суда о признании должника банкротом выполняет судебный пристав-исполнитель в порядке исполнительного производства *(75) .

Последнее утверждение не вызывает сомнений, так как в точности соответствует буквальному смыслу правовой нормы ст. 209 Закона о банкротстве 2002 г. Первый взгляд основан, видимо, на том, что требования кредиторов, в отличие от общего правила, учитываются судом (а не арбитражным управляющим). Расчеты с кредиторами производятся с депозитного счета арбитражного суда. Но это все же не дает основания говорить о том, что конкурсное производство проводит арбитражный суд.

Конкурсное право, как его определял Г.Ф. Шершеневич, представляет собой "совокупность положений, определяющих порядок равномерного распределения ценности, какую представляет имущество несостоятельного должника....". При этом он выделял материальное конкурсное право, или конкурсное право в тесном значении этого слова, и формальное конкурсное право, или конкурсное производство. К формальному конкурсному праву, или конкурсному производству, Г.Ф. Шершеневич относил "положения, определяющие порядок управления имуществом должника, назначения попечителей и выбора кураторов, порядок проверки предъявляемых требований, обжалования постановлений конкурсного управления, порядок выдачи причитающихся на долю каждого кредитора денежных сумм, порядок совершения мировой сделки и т.п." *(76) .

Таким образом, совокупность норм конкурсного производства включает не только нормы по проверке требований кредиторов и их удовлетворению (полномочия арбитражного суда). Поэтому, как нельзя сказать, что конкурсное производство ведет арбитражный суд, так и нельзя сказать, что его осуществляет судебный пристав-исполнитель. Полномочия по конкурсному производству распределены между указанными лицами. Однако это не следует относить к достоинствам правового регулирования несостоятельности (банкротства) граждан. Любое распределение полномочий между субъектами, решающим общую задачу, требует не только четкого очерчивания объема полномочий каждого из них, но и высокого уровня их взаимодействия. Несоблюдение этих принципов в деле о банкротстве негативно скажется на правовом положении его участников, в том числе кредиторов.

Приобретает ли кредитор права стороны исполнительного производства, права взыскателя (ст. 29 и 31 Закона об исполнительном производстве)?

Следует согласиться с позицией В.В. Витрянского, согласно которой "стороны, участвующие в деле о банкротстве, одновременно становятся сторонами исполнительного производства (взыскателем(ями) и должником), и, следовательно, несут обязанности и обладают правами, предусмотренными правами об исполнительном производстве" *(77) . При ином подходе кредиторы никак не могут влиять на ход исполнительного производства. Здесь мы имеем дело с правовой фикцией, необходимой для защиты интересов кредиторов.

Но главный вопрос состоит в том, насколько исполнительное производство предпочтительнее конкурсного?

Для ответа на поставленный вопрос прежде всего следует сравнить права кредитора в конкурсном процессе, в случае осуществления процедуры конкурсным управляющим, и права взыскателя в исполнительном производстве. Также следует провести сравнительный анализ полномочий конкурсного управляющего и судебного пристава-исполнителя.

На основе сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что при большем объеме полномочий, указанных в ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями от 7 ноября 2000 г.) *(78) (далее - Закон о судебных приставах), судебный пристав-исполнитель не обладает очень важными полномочиями конкурсного управляющего.

В функции судебного пристава-исполнителя не входит:

Предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством РФ;

Заявление отказа от исполнения договоров и иных сделок должника;

Предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершение иных действий, предусмотренных законами и иными правовыми актами РФ, направленных на возврат имущества должника (п. 2 и 3 ст. 129 Закона о банкротстве 2002 г.).

Специальные условия признания сделок недействительными и отказ от исполнения текущих обязательств являются одними из тех правовых инструментов, которые характеризуют национальные правовые системы несостоятельности (банкротства) *(79) .

Как представляется, в деле о банкротстве гражданина указанные правовые средства, направленные в первую очередь на формирование конкурсной массы, не могут быть использованы, даже в том случае, если конкурсное производство проводит арбитражный управляющий.

Этот вывод основан на положениях ст. 206 Закона о банкротстве 2002 г., согласно которой применение арбитражным судом последствий недействительности ничтожных сделок гражданина в виде возврата имущества гражданина, являвшегося предметом сделки, в состав имущества гражданина либо в виде обращения взыскания на соответствующее имущество, находящееся у заинтересованных лиц, происходит на основании требования кредитора.

Приведенная норма, в отличие от нормы ст. 103, не предусматривает права конкурсного управляющего на предъявление требований о применении последствий ничтожной сделки от своего имени или от имени должника.

Поэтому есть основания говорить о том, что из-под контроля арбитражного управляющего и кредиторов вышли сделки, направленные на предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим (сделки с предпочтением), и сделки, признаваемые недействительными по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Опять же, для того, чтобы заявить требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки, кредитор должен обладать соответствующей информацией.

В обязанности конкурсного управляющего входит проведение анализа финансового состояния, в том числе на основе анализа сделок должника, и предоставление информации о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иной информации, касающейся конкурсного производства.

Судебный пристав-исполнитель не выявляет сделки должника и не анализирует их - исполнительное производство не ориентировано на решение этих задач. По существу, судебный пристав-исполнитель выполняет лишь одну функцию - продает имущество должника.

Отсутствие в деле о банкротстве компетентного и ответственного перед кредиторами лица, проводящего конкурсное производство, крайне негативно скажется на правах кредиторов. Права кредиторов просто не будут реализованы в полной мере.

Поскольку порядок реализации имущества должника определен законодательством об исполнительном производстве, право кредиторов определять порядок и сроки продажи имущества должника утрачивает всякий смысл. То есть, в делах о банкротстве, где судебный пристав-исполнитель выполняет решение суда о признании должника банкротом, не действуют коллегиальные органы кредиторов (собрание кредиторов и комитет кредиторов). Собрание кредиторов может только решать вопрос о заключении мирового соглашения с гражданином-должником.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, что предопределяет пределы его ответственности за ущерб, причиненный кредиторам.

Для кредиторов предпочтительнее иметь дело с арбитражным управляющим, являющимся по своему статусу индивидуальным предпринимателем, гражданская ответственность которого застрахована страховой организацией.

Право обжаловать действия арбитражного управляющего и заявлять о его отстранении от должности является дополнительной гарантией защиты прав кредиторов. Процессуальные нормы Закона о банкротстве 2002 г. не содержат положений об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя.

Исполнение судебных актов всегда было слабым местом судебной системы. Поэтому неясно, насколько будет правильно использовать этот отрицательно зарекомендовавший себя правовой институт (в плане применения, а не законодательного решения) в делах о банкротстве. Применение в делах о банкротстве механизма исполнительного производства требует его адаптации к задачам конкурсного процесса. Эта задача законодательного, а не правоприменительного уровня.

При необходимости постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом гражданина арбитражный суд назначает для указанных целей конкурсного управляющего и определяет размер его вознаграждения. В этом случае продажа имущества гражданина осуществляется конкурсным управляющим.

В связи с таким изложением правовой нормы возникает вопрос о полномочиях конкурсного управляющего в деле о банкротстве гражданина. Ограничиваются ли они только обязанностями по управлению имуществом должника и продажей его имущества, или же конкурсный управляющий обладает всеми полномочиями, предусмотренными законом?

Бесспорно, пожалуй, только то, что конкурсный управляющий не рассматривает требования кредиторов и не удовлетворяет их, так как эти вопросы отнесены к компетенции арбитражного суда.

Также возможна законом предусмотрена процедура заключения мирового соглашения. Понятно, что при достижении мирового соглашения все действия по исполнительному производству в отношении должника прекращаются. Разберем вопросы по исполнительному производству по двум самым популярным процедурам.

Приостановление исполнительного производства при реструктуризации долга

После решения арбитражного суда о начале процесса реструктуризации долга исполнительное производство по отношении к должнику приостанавливается по всем исполнительным документам, за исключением , особо оговоренных в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» п.1 ст. 69.1. После приостановления исполнительного производства судебным приставом снимаются аресты на имущество должника и другие ограничения на пользование этим имуществом.

Прекращение исполнительного производства при признании гражданина банкротом и реализации имущества

Вынесение Арбитражным судом решения о признании должника банкротом и введение процедуры реализации имущества обязывает судебного пристава-исполнителя полностью прекратить исполнительное производство по всем документам, за исключением , указанных в п. 4 ст. 69.1 Закона «Об исполнительном производстве». На основании ст. 69.1 снимаются ограничения на пользование гражданина своим имуществом, в том числе, и аресты. Наложение новых арестов и ограничений на пользование имуществом не допускается.

Судебный пристав может не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает сумму долга, которую необходимо истребовать по исполнительным документам, если исполнительное производство по ним не приостановлено. Следовательно, имущество, арест с которого не снят, может использоваться для исключительных случаев, по которым исполнительное производство продолжается.

Например, у гражданина есть долг по алиментам на сумму 200 000 руб. Алиментные обязательства не списываются при банкротстве. Поэтому приставы вправе оставить арест на автомобиль должника стоимостью 180 000 руб. При этом приставы не вправе оставить арест на имущество, стоимостью более 200 000 руб. - такое имущество будет реализовано в банкротной процедуре.

Случаи, по которым исполнительное производство не может быть прекращено

Согласно ст. 69.1 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» существуют отдельные исключения, которые не затрагивает приостановление или прекращение исполнительного производства по решению суда. Такими случаями продолжения производства являются:

  1. взыскание долга по заработной плате;
  2. требование по возмещению ущерба, причиненного жизни и здоровью;
  3. истребование имущества из чужого владения и признания права собственности на него;
  4. взыскание долгов по алиментам;
  5. взыскание задолженности по текущим платежам.

Исполнительные листы при банкротстве гражданина

После признания гражданина банкротом и прекращении в отношении него исполнительного производства судебные приставы направляют исполнительные листы вместе с копией постановления об окончании производства арбитражному управляющему. Срок отправки документов составляет не более 3-х суток. Копии данного постановления направляются кредитору и гражданину-банкроту также в течение 3-х дней с момента окончания производства.

Если у кредиторов есть исполнительные листы ранее не предъявлявшиеся к производству, то после банкротства и принятия постановления о прекращении производства, новое исполнительное производство по ним не возбуждается. Кредитору придется включить свои требования в реестр кредиторов , подав заявление в Арбитражный суд.

Если после введения одной из процедур банкротства судебные приставы продолжают какие-либо действия, то необходимо выйти с заявлением в суд или связаться со своим финансовым управляющим и выяснить причины таких несанкционированных действий.

– дать возможность выбраться из долговой ямы миллионам гражданам нашей страны. Агрессивное взыскание долгов коллекторами подталкивало людей на взятие очередных кредитов и займов, чтобы хотя бы ненадолго избавиться от угроз со стороны коллекторских агентств и отделов взыскания банков, микрофинансовых организаций (МФО). В итоге, у многих людей проценты, начисляемые по всем кредитам и займам, начали превышать доход. А это означает, что сколько ни плати (с учетом текущего размера дохода) – долги все равно будут расти. Единственная возможность «остановить счетчик» - это банкротство.

Получить бесплатную консультацию

Банкротство физических лиц или исполнительное производство

Существенные долги, при отсутствии перспектив добровольной оплаты, рано или поздно поступают на принудительное взыскание в Федеральную службу судебных приставов. Взыскание долгов судебными приставами (исполнительное производство) кажется «раем» по сравнению с взысканием коллекторов, несмотря на то, что приставы обладают более широким кругом полномочий, чем коллекторы.

Пристав при взыскании задолженности по кредитам, займам осуществляет стандартный набор мер:

  • накладывает арест на счета должника;
  • выносит запрет на выезд должника заграницу (при долге свыше 10 тысяч рублей);
  • удерживает до 50% от заработной платы, пенсии;
  • накладывает арест на все имущество должника;
  • проводит опись, арест и дальнейшую реализацию имущества по месту жительства должника.

При исполнительном производстве должник стремится найти работу, подработку с «серой» зарплатой, т.к. от белой зарплаты 50% будет направляться приставам. От этого страдают не только кредиторы, но и государство, т.к. оно недополучает налоги и отчисления в пенсионный фонд.

Закон о банкротстве физических лиц своей целью преследовал вывести из тени сотни тысяч «хронических должников», которые завязли в исполнительном производстве. Для них банкротство – это шанс начать финансовую жизнь с чистого листа без запретов и ограничений.


Банкротство физических лиц, если есть исполнительное производство

Без банкротства исполнительное производство может длиться годами до тех пор, пока долг не будет погашен. Даже если судебный пристав окончит исполнительное производство за невозможностью взыскания (при полном отсутствии имущества и доходов), кредиторы вправе в течение 3-х лет повторно обратиться для взыскания. И так до бесконечности.

Прервать вечную череду исполнительных производств может лишь банкротство. Ведь с момента признания гражданина банкротом, судебный пристав оканчивает все исполнительные производства. Правда на практике, могут возникнуть сложности и существенные временные задержки в окончании исполнительного производства судебным приставом:

  • Если Арбитражный суд или финансовый управляющий своевременно не направят в адрес судебного пристава-исполнителя копию решения суда о признании гражданина банкротом.
  • Если в отношении гражданина возбужден ряд исполнительных производств разными отделами или разными сотрудниками. В этом случае, решение может одновременно до всех отделов и сотрудников не дойти, а значит часть исполнительных производств будет окончена, а часть - нет.

Если исполнительное производство не будет окончено оперативно, судебный пристав может ошибочно списать со счета, зарплатной карты деньги в пользу отдельного кредитора. Вернуть эти деньги в дальнейшем не так-то и просто. Поэтому этот вопрос не стоит пускать на самотек и отслеживать информацию об окончании исполнительных производств на сайте fssprus.ru. При окончании исполнительного производства из-за банкротства должника, в графе причины окончания исполнительного производства на сайте приставов должно быть указано: «ст. 47 ч. 1 п. 7».

Если в течение длительного времени после вынесения судом решения о признании должника банкротом исполнительные производства не оканчивается, необходимо связаться со своим и уточнить причины. От настойчивости финансового управляющего зависят сроки окончания исполнительных производств. Часто это происходит «с боем».

Вроде не было этого документа на просторах форума...

Утверждаю
И.о. директора
Федеральной службы
судебных приставов -
главного судебного пристава
Российской Федерации
С.В.САЗАНОВ
30 июня 2010 г. N 02-1

I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют последовательность действий судебного пристава-исполнителя при введении в отношении должника процедур банкротства.

1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", Постановлениями пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя", от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве", от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве".

II. Действия судебного пристава-исполнителя при введении

В отношении должника процедуры наблюдения

2.1. Получив определение арбитражного суда о введении в отношении должника наблюдения, судебный пристав-исполнитель проводит ревизию всех находящихся на исполнении исполнительных производств, возбужденных в отношении данного должника, и выделяет из их числа исполнительные производства, возбужденные по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения процедуры наблюдения судебных актов:

О взыскании задолженности по заработной плате;

О возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

О взыскании задолженности по текущим платежам.

2.1.1. Поскольку требования по спорам, касающимся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ), о прекращении нарушений прав, не связанных с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), об освобождении имущества от ареста (исключения из описи), а также требования о пресечении действий, нарушающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации или создающих угрозу его нарушения (подп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ), об изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей, в которых они выражены, либо оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на них (пп. 4 и 5 ст. 1252 ГК РФ), об изъятии или конфискации орудий и предметов административного правонарушения и т.п. не относятся к имущественным взысканиям по смыслу абзаца четвертого п. 1 ст. 63, абзаца пятого п. 1 ст. 81 и абзаца второго п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве, исполнительное производство по указанным требованиям не приостанавливается, в связи с чем судебный пристав-исполнитель также выделяет указанные исполнительные производства при проведении ревизии.

2.1.2. В случае введения процедуры наблюдения в отношении должника - индивидуального предпринимателя судебный пристав-исполнитель также выделяет исполнительные производства по требованиям взыскателей, не связанным с осуществлением должником предпринимательской деятельности.

По указанной в настоящем пункте категории исполнительных документов судебным приставам-исполнителям рекомендуется разъяснять взыскателям их право на предъявление своих требований в рамках дела о банкротстве.

2.2. Исполнительные действия по исполнительным производствам, указанным в пп. 2.1 - 2.1.2 настоящих Методических рекомендаций, продолжаются в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

2.3. По остальным исполнительным производствам, не указанным в пп. 2.1 - 2.1.2 настоящих Методических рекомендаций, в том числе об обращении взыскания на заложенное имущество, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о приостановлении исполнительных производств в соответствии с нормами п. 5 ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве.

Основанием для приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем является определение суда о введении в отношении должника наблюдения. Вынесение самостоятельного судебного акта о приостановлении исполнительного производства не требуется.

2.4. В день получения определения о введении наблюдения судебный пристав-исполнитель с учетом размера требований взыскателей, подлежащих дальнейшему исполнению, выносит постановления о снятии арестов и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника. Указанные постановления направляются судебным приставом-исполнителем в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам в зависимости от имущества должника, на которое налагался арест.

При введении процедуры наблюдения снимаются аресты и иные ограничения, наложенные в ходе исполнительного производства судебными приставами-исполнителями, в том числе на основании ст. 80 Закона об исполнительном производстве, а также судами в обеспечение исполнения судебных актов.

Принятые судами меры (в виде арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом должника), направленные на обеспечение иска, сохраняются.

Для совершения действий по снятию арестов и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника не требуется ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства и третьих лиц. Приостановление исполнительного производства не препятствует совершению судебным приставом-исполнителем указанных действий.

2.5. В соответствии с нормами ч. 2 ст. 96 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимой для исполнения требований исполнительных документов, исполнительные производства по которым не приостанавливаются. Реализация указанного имущества проводится в установленном законодательством порядке. Денежные средства, полученные от реализации такого имущества должника, перечисляются в счет погашения требований исполнительных документов по неприостановленным исполнительным производствам.

2.5.1. С даты введения наблюдения в соответствии с требованиями ст. 18.1 Закона о банкротстве обращение судебным приставом-исполнителем взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, не допускается.

2.6. При поступлении на исполнение исполнительного документа после введения в отношении должника процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель, исходя из вида задолженности и даты вступления судебного акта, акта другого органа в законную силу, определяет, относятся ли требования исполнительного документа к текущим платежам.

2.7. Если требования исполнительного документа относятся к текущим платежам, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство.

2.8. При решении вопроса о характере платежа и отнесении его к текущим следует руководствоваться положениями ст. 5 Закона о банкротстве, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", а также сложившейся судебной практикой.

2.8.1. Требования по взысканию исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к требованиям о взыскании текущих платежей и исполняются в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

Требования по взысканию исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем, возникшие до даты принятия заявления о признании должника банкротом, должны быть включены в реестр требований кредиторов.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.

9 Окт 2010

В случае уведомления территориального органа ФССП России о принятии налоговым органом решения о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом судебный пристав-исполнитель, на исполнении у которого находится исполнительное производство в отношении этого должника, представляет в налоговый орган справку о задолженности перед ФССП России, возникшей до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, оформленную надлежащим образом с указанием сумм задолженности, а также копии исполнительных документов о взыскании указанных сумм для последующего включения налоговым органом данных требований в реестр требований кредитора.

2.9. В рамках неприостановленных исполнительных производств судебным приставом-исполнителем налагаются аресты, в том числе при применении судами мер, направленных на обеспечение исполнения судебного акта, а также совершаются иные исполнительные действия и применяются меры принудительного исполнения, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.

2.10. В случае поступления на исполнение исполнительного документа, требования которого не подлежат исполнению в связи с введением в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве. Одновременно судебный пристав-исполнитель разъясняет взыскателю право предъявить свои требования в рамках дела о банкротстве.

2.11. Требования исполнительных документов неимущественного характера подлежат исполнению в соответствии с нормами Закона об исполнительном производстве в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

III. Действия судебного пристава-исполнителя

При введении в отношении должника процедуры финансового

Оздоровления и внешнего управления

3.1. При введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления или внешнего управления исполнению подлежат исполнительные документы, указанные в пп. 2.1 - 2.1.2 настоящих Методических рекомендаций.

3.2. С даты введения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов в силу указания закона без принятия об этом самостоятельного акта судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Действия судебного пристава-исполнителя в случае введения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления аналогичны действиям, указанным в пп. 2.4 - 2.5.1 настоящих Методических рекомендаций.

3.3. Поскольку при введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления наложение новых арестов и установление иных ограничений по распоряжению имуществом должника, включая обеспечительные меры, как судебными приставами-исполнителями, так и судами допускается только в рамках процесса по делу о банкротстве, для наложения ареста судебный пристав-исполнитель обращается в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о признании должника банкротом, с заявлением о наложении ареста на выявленное имущество должника, содержащим перечень подлежащего аресту имущества.

Определение об отказе в принятии таких обеспечительных мер может быть обжаловано судебным приставом-исполнителем.

3.4. Исключение из указанного в п. 3.3 настоящих Методических рекомендаций правила установлено в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, а также истребования имущества из чужого незаконного владения в ходе процедуры внешнего управления, введенной после 31.12.2008. При исполнении указанной категории исполнительных документов аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника при введении процедуры внешнего управления налагаются судебным приставом-исполнителем без обращения в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.

3.5. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. В случаях, когда исполнение исполнительного документа невозможно без участия должника, судебный пристав-исполнитель обязывает внешнего управляющего совершить действия, предусмотренные исполнительным документом.

3.6. В случае невыполнения внешним управляющим законных требований судебного пристава-исполнителя применяются меры, предусмотренные ст. 113 Закона об исполнительном производстве.

IV. Действия судебного пристава-исполнителя

При вынесении решения о признании должника банкротом

И об открытии конкурсного производства

4.1. При получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительные производства, в том числе по исполнительным документам об обращении взыскания на заложенное имущество и исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, по п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, за исключением исполнительных производств:

О признании права собственности;

О компенсации морального вреда;

Об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

О применении последствий недействительности сделок;

О взыскании задолженности по текущим платежам;

Неимущественного характера.

4.2. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.

4.3. Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему. Копии указанного постановления в тот же срок направляются сторонам исполнительного производства.

4.4. В случае поступления на исполнение исполнительного документа, за исключением исполнительных документов, указанных в п. 4.1 настоящих Методических рекомендаций, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.

4.5. Согласно требованиям ст. 126 Закона о банкротстве в рамках конкурсного производства наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

4.5.1. Действие данной нормы распространяется не только на аресты, налагаемые в исполнительном производстве, но и на аресты как обеспечительные меры, принимаемые в судебных процессах за рамками дела о банкротстве. В данном случае при поступлении на исполнение исполнительного листа судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.

4.5.2. Вместе с тем указанная норма не исключает возможности наложения арестов и иных ограничений в связи с требованиями по спорам, касающимся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ), о прекращении нарушений прав, не связанных с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), а также в связи с требованиями о пресечении действий, нарушающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации или создающих угрозу его нарушения (подп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ), об изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей, в которых они выражены, либо оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на них (пп. 4 и 5 ст. 1252 ГК РФ), об изъятии или конфискации орудий и предметов административного правонарушения и т.п. Для наложения ареста в отношении перечисленных выше требований судебный пристав-исполнитель обращается с соответствующим ходатайством в суд, рассматривающий дело о банкротстве.

4.6. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника в банке, в соответствии со ст. 70 Закона об исполнительном производстве с соблюдением очередности, предусмотренной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.

4.7. По исполнительным документам об истребовании имущества из чужого незаконного владения судебный пристав-исполнитель информирует конкурсного управляющего о нахождении на исполнении такого документа и обязывает конкурсного управляющего определить время и условия для его исполнения. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя применяются меры, предусмотренные ст. 113 Закона об исполнительном производстве.

4.8. Исполнительные документы о признании права собственности и о применении последствий недействительности сделки исполняются в порядке, определенном Законом об исполнительном производстве.

9 Окт 2010

4.9. С даты вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом должника - индивидуального предпринимателя прекращается взыскание по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов, указанных в п. 4.1 настоящих Методических рекомендаций, а также по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов и по иным требованиям, не связанным с осуществлением должником предпринимательской деятельности, которые подлежат исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

4.10. Исполнение исполнительных документов в отношении должников - стратегических предприятий и организаций при введении в отношении них процедуры банкротства осуществляется в указанном выше порядке с учетом положений параграфа 5 "Банкротство стратегических предприятий и организаций" главы 9 Закона о банкротстве и Методических рекомендаций по ведению исполнительных производств, возбужденных в отношении стратегических предприятий и организаций, от 29.12.2008 N 02-1526.

Управление организации работы
по реализации имущества должников

10 Окт 2010

dreik , спасибо огромное, отличный документ. Можно прямо таки "прикалывать" к запросу в ССП, а то некоторые приставы "тугие" (неопытные), все им "разжевывать" нужно...

_______________________________________________________
Банкротство это тебе не шахматы, тут думать нужно

11 Окт 2010

Документ коненчо полезный для приставов, но есть ошибки!
1. Почему моментом рзграничения исп. производств является дата введения наблюдения, а не дата возбуждения дела о банкротстве (п. 2.1.)?
2. Что делать приставу в случае если кредитор должника-ИП, по требованиям не связанным с предпренимательской деятельснотью включился в реестр (т.е. воспользовался своим правом)? Вопрос важный, а этого нет в рекомендациях. Получится патовая ситуация. Кредитор и в реестре и приставы продолжают взыскивать. Интересно, что будут приставы делать по таким производствам по заверешении кокнкурсного?

14 Окт 2010

Потому что в ФЗоБе последствия в виде приостановлений наступают с даты определения о введении наблюдения, а разграничение на текущие/реестровые - с даты возбуждения производства, и это написано в другой статье. А зачем им читать много?
А проблема реальная. Вот что делать в ситуации:
производство по делу возбуждено, ну 01.01.01г., а наблюдение введено через год - 01.01.02г. Весь этот год приставы работали (т.к. 63 ст. еще не действует) и взыскивали средства, продавали имущество не только в пользу з/п и т.п., а и иных лиц (в том числе ФНС) по явно реестровым долгам. У меня в наблюдении сейчас два таких чуда. И что вот с этим дальше делать? Откладываю пока до конкурса, может и не придется голову заморачивать.

Loading...Loading...