Карнакский храм — древнеегипетская летопись в камне. Значение слова карнак

Карнак - египетская деревня в 2,5 км. от города Луксор. На этом месте когда то был расположен крупнейший город в Древнем Египте - Фив, который являлся центром религии и архитектуры. Карнак сегодня - это музей давних построек, что находится под открытым небом. В этой деревне есть очень много сооружений, часть с которых представлена в разрушенном виде, но даже по развалинам, имеется представление о величии этих объектов.

Каждый фараон, который правил на этой земле с XVI - по XI века до н.э., внес свои коррективы, пытаясь увековечить свое имя. Могущественные колоны, грандиозные дворцы, всевозможные обелиски, скульптуры, залы, различные фигуры, а также большое количество сфинксов - все это манит туристов всего мира. Но самой основной достопримечательностью Карнака является храм Амона Ра, который считается самым громадным во всем древнем мире. Его составляющие - десять громадных колон, большие залы, обелиски, выпуклые скульптуры в стенах, которые дают нам возможность представить жизнь древних египтян. Известный этот храм еще и своим громадным залом, площадь которого составляет 5000 м 2 . Он окружен колонами, которые достигают уровня современного восьмиэтажного дома, а их ширина поддается объятию только шести взрослым людям. 30-ти метровый монолит из гранита, в форме иглы достраивала женщина-фараон по имени Хатшепсут, во времена своего правительства. В средине храма приходит спокойствие и чувствуется гармония. Храм Амона Ра и Луксорский храм на берегу Нила были когда соединены многокилометровой алеей, на которой проводились религиозные мероприятия. Эта тропа состоит из численных Сфинксов, часть с которых сохранилась и представляет собой абсолютно одинаковые фигуры в виде льва с головой священного животного - барана. Наполняют этот комплекс еще и поменьше храмы, которые закрыты для посещения. Это храм Монту, Мут, а также Аменхотепа IV.

В наши времена дошли великолепные росписи на стенах, которые были произведены еще во времена Нового царства. Эти рисунки дают нам отчетливое представление о жизни египтян, которые представлены за работой в мастерских, а также во время погребальных процессов.

С рисунков на стенах в Праздничном зале Тутмоса III, где поверх иероглифов были нанесены изображения святых, мы имеем представление о религии тех времен. Дело в том, что в IV веке н. э. начала активно распространяться христианская вера на территории Египта. В это время разрушались языческие храмы и открывались церкви с христианской религией.

Весь Карнак в свое время был обгорожен большой стеной, которая в наше время находится под землей. Сейчас здесь активно проводятся раскопки, какие можно увидеть туристам в реальности. Деревня Карнак, вместе со своим храмом Амона Ра, сегодня одна из наиболее посещаемых мест туристами в Египте. Гости имеют возможность посмотреть лазерное шоу под музыку, а также послушать историю о древнем Египте, купить сувенир. Все это заслуживает большого внимания со стороны путешественников.

Карнак – это античная деревня, расположенная недалеко от города Луксор, что на берегу главной реки Египта - Нил . Если верить теории, то давно здесь располагались древнеегипетские фивы и религиозный центр Египетской державы. Многие храмы этого древнего поселения были разрушены, но некоторые сооружения дошли до нас. Сохранившийся комплекс зданий создает впечатление поселения некогда богатого и великого, недаром многие из фараонов стремились запечатлеть свои имена на стенах местных храмов.

Карнак – это вторая по значимости и популярности достопримечательность Египта. Но свободный доступ туристам открыт не во все храмы. Для путешественников распахнуты двери храма Амона. Святилище Амона является самым большим из всех храмов древнего мира. Храм Амона соединяется с Луксорским трехкилометровой аллей. Некогда по этой алее проходили торжественные процессии. До наших дней сохранились лишь фрагменты аллеи, украшенной одинаковыми животными с головой барана и телом льва.


Изображаемое мистическое чудовище – священное животное Амона. В Карнаке располагаются три других запрещенных для экскурсий святилища - храмы Мут, Монту и Аменхотепа IV. На территории древнего города сохранились несколько улиц и жилых помещений. Гипостильный зал, входящий в состав Карнакского ансамбля, поддерживается ста тридцатью колоннами. Некогда голубые потолки этого святилища были украшены желтыми звездами и парящими орлами. Ход из гипостильного зала ведет в маленькое тёмное святилище, куда ранее воспрещалось входить непосвященным. Стены храмов древнего Карнака украшены иероглифами и фресками. Гробницы знати, храмы и жертвенные комнаты изображают различные сюжеты жизни египтян. Примерно в 4 веке до н. э. Константин Великий начал распространять на территории Египетского государства христианскую религию, в те времена были сожжены и разграблены языческие святилища египтян, на месте древних храмов возводились христианские церкви.


Праздничный зал Тутмоса III является самым интересным примером: на его стенах и сейчас видны просвечивающиеся сквозь христианские фрески египетские иероглифы.

Местонахождение древнего храма бога Амона, а также чтившихся вместе с ним богини Мут и богов Монту и Хонсу в Фивах (египетское название храма - Ипет-сут, «(Самое) избранное из (всех) мест»). Храм Ипет-сут, известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства на протяжении 2 тыс. лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнак был административным центром и главной достопримечательностью восточной части Фив. Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных «владыке Фив» - солнечному богу Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц богине Мут и их сыну - лунному богу Хонсу. Святилище на территории Карнака могло возникнуть еще около 28 в. до н. э., самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (например, так называемый Белый храм Сенусерта I; 20 в. до н. э.).

Карнак. Статуя в храмовом комплексе.

В начале Нового царства (c 16 в. до н. э.) Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из фараонов, едва взойдя на престол, начинал сооружение своего собственного вклада в расширение обители своего божественного отца Амона и стремился придать храмовым постройкам в Карнаке большее величие и блеск, чем его предшественник. Властители не всегда относились с достаточным почтением к постройкам своих предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались заново. В 16 в. до н. э. по приказу царя Тутмоса I выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Барельефы на внутренних и наружных стенах изображают фараона при совершении ритуальных действий.

Карнак. Обелиск Хатшепсут. Карнакский комплекс.

Эту грандиозную строительную программу продолжила дочь Тутмоса I - знаменитая фараон-женщина Хатшепсут. Перестройкой и расширением Карнака лично руководили зодчие Хапусенеб и Сененмут - «начальники всех работ» царицы, создавая новый храм, называвшийся «Хатшепсут божественна в памятниках». Из восхитительного красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты 2 обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый. Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом.

Преемник царицы фараон Тутмос III Ахменну построенный в Карнаке большой юбилейный храм - «Блистательный памятниками». Судя по одной из надписей, посвященных сооружению храма, фараон лично участвовал в создании плана сооружения. Колонны храма, уникальные по своей форме, имитируют собой тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя. У входа в зал Тутмоса III, в небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, была найдена знаменитая стела Карнака, представляющая Тутмоса III в момент принесения жертв в честь 62 своих предшественников. Это так называемый «Царский список Карнака» - перечень всех царей-предков Тутмоса III. Оригинал находится в парижском Лувре. На барельефах фараон изображен во время охоты и атлетических соревнований.

Неподалеку находится и знаменитый «Ботанический сад» - одно из боковых помещений, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Хотя сохранилась только небольшая нижняя часть этого строения, но и на ней видны любопытные изображения растений и животных, которых Тутмос привез в Египет из Сирии в дар Амону.

Карнак. Колонны храма Амона (середина 16 в. до н.э).

В центральной части храма Амона при Тутмосе III был также возведен знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах. В центре «Зала анналов» установлены два высоких геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.

В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде - львиноголовой богине войны Сехмет (Сохмет), ее супругу «прекрасноликому» Птаху (Пта) и их «лотосоподобному» сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчана массивным солнечным диском. В руках богини - скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие на потолке, касается невероятно живого, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой. От когда-то величественного храма супруги Амона-Ра, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства, остались лишь заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с рельефами. На юге Карнака на берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности территорию комплекса Мут, и сегодня высятся десятки разбитых гранитных статуй Сехмет. Более 700 статуй этой грозной богини были воздвигнуты вокруг нового храма Мут Аменхотепом III, чтобы дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы и в стране воцарилась гармония. Аменхотеп III пожертвовал новый храм и сыну Амона и Мут - лунному Хонсу, а также укрепил берега огромного Священного озера, расположенного на территории комплекса Амона, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея, воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца. В Священном озере жрецы четыре раза в день совершали ритуальные омовения. С площадки над озером открывается великолепный вид на Карнак.

В 1 тыс. до н. э. в Карнаке возводятся небольшие святилища Осириса. В 13 в. до н.э. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака. При Сети I, втором царе 19 династии и его сыне - Рамсесе II Великом, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный (колонный) зал (конец 14 - начало 13 вв. до н. э.), 103 м в ширину и 52 м в глубину, который насчитывает 144 колонны. 12 колонн среднего прохода высотой в 19,5 м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. м и отделаны листами золота. От золота не осталось и следа, а потускневшие краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн. Сотни тысяч иероглифов, прославляющие царские деяния, покрывают эти колонны.

Строительство в Карнаке продолжалось и в последовавшие за падением Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий. Цари-чужеземцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на престоле которого они оказались. В 4 в. до н. э., во времена правления XXX династии, Карнак переживал последний период своего расцвета. Была расширена древняя пристань на берегу искусственного озера, соединенного с Нилом. От нее аллея овноголовых сфинксов ведет к массиву гигантского первого пилона, воздвигнутого по приказу Нектанеба I, но незавершенного ввиду нехватки средств и сил. В открывающемся за пилоном Нектанеба первом дворе храма встречаются эпохи, события и цари: гигантский колосс Рамсеса II Великого, изображенного вместе со своей дочерью-супругой Бент-Анат стоит здесь рядом с колоннадой нубийского царя Тахарки, а небольшие святилища Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами, изображающими в одеяниях египетских фараонов царей династии Птолемеев. Последний правитель, строивший на его территории - римский император Домициан (81-96 гг. н. э.). С Луксором Карнак соединяет аллея сфинксов (время Аменхотепа III; начало 14 в. до н. э.).


Египет. Карнак. Аллея сфинксов. Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. 15-13 вв. до н.э.

Ответ:

Величественный древний комплекс Карнак играет две роли. Во-первых, это грандиозный музей прямо под солнцем. Во-вторых, это одно из самых известных в мире святых мест.

Комплекс объединяет территорию из четырех частей – область Амона-Ра, зону Мынту, здание Мут и останки храма Аменхатопа 4.

Карнак состоит из руин различных древних построек, для поклонения древним богам. Особенно знаменит Великий храм Амона и сооружение, заложенное Аменхатопом 3.

Комплекс находится неподалеку от Луксора. В свое время здесь стоял храм Испет-Сут, и египтяне поклонялись тут Амону. Первые описания места сделал в 1589-ом году неизвестный итальянец. Слово «Карнак» появилось в 1668-ом году, его употребили два миссионера, побывавшие тут. Клод Сикард был первым, кто сделал подробные описания комплекса.

Все постройки Карнака появлялись во времена разных правителей, и этим комплекс коренным образом отличается от других подобных достопримечательностей страны. Началась стройка во времена Среднего Царства и закончилась при Птолемееях. Значительные постройки в комплексе начались с 18-й Династии правителей. Каждый фараон старался создать для комплекса нечто свое, неповторимое и грандиозное. Всего 30 фараонов участвовали в создании Карнака таким, каким он сохранился до наших дней.

Комплекс огромный, разноплановый, многоликий. Большой интерес представляет гипостильный зал в зоне Амона-Ра. Он занимает территорию в 5 тысяч квадратных километров, внутри зала стоят 134 колонны. В этой же части Карнака расположены статуи высотой более десяти метров. Поражает воображение обелиск весом 328 тонн. Севернее находится часть под названием Мынту, она меньше по размеру. Её особенность – священные озера и 600 черных изваяний из гранита.

Храм Аменхотопа 4 стоит восточнее, после смерти фараона он подвергся уничтожению, до нас дошли лишь руины.

Обычно туристы посещают Карнак сразу после пирамид Гизы.

Египет – это уникальная страна с богатейшей историей и огромным количеством памятников культуры, являющихся объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. К одним из таких памятников относятся древний город Луксор и расположенная в близи египетская деревня Карнак. Вместе они представляют собой значимый экскурсионный центр в виде крупнейшего в мире музея под открытым небом, содержащего порядка одной трети мировых археологических памятников. Два храмовых комплекса – Луксорский и Карнакский были в своё время даже соединены аллеей сфинксов, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней в своём первозданном виде.

Карнак – достопримечательность Египта

Территориально Карнак располагается на месте Фив - столицы Древнего Египта. Он считается самым большим в мире религиозным комплексом древних сооружений. Его строительство длилось в течение нескольких веков, начиная с правления Сенусерта I (1970-1934 гг до н.э.) и заканчивая предводительством императора Августа. Здесь можно найти следы разных периодов истории страны. При этом не существовало никакого единого плана застройки, просто каждый правитель считал своим долгом увековечить в Карнаке своё имя. «Гонка великолепий», только так, пожалуй, можно охарактеризовать принцип, которым руководствовались фараоны, когда воздвигали новые сооружения. Каждый из них стремился затмить своих предшественников и оставить свой собственный незабываемый след в архитектуре этого места. Надо отметить, что строительство Карнакского храмового комплекса не прекращалось ни во времена гражданских войн, ни во времена вторжений армий других государств.

Одни из построек разрушились естественным путём за столь длительное время существования этого комплекса, другие были разобраны правящими династиями последующих эпох и использованы при строительстве собственных храмов. К примеру, храм Сенусерта I, построенный из белого известняка, спустя пять столетий стал частью внушительного пилона Аменхотепа III и лишь впоследствии был блок за блоком извлечён оттуда современными археологами.

Храм Амона Ра в Карнаке

Центральным строением Карнака безусловно является храм Амон Ра – главного египетского божества. Десять пилонов и огромнейшие залы, разделённые многометровыми внутренними дворами, поражают своей масштабностью и величием. За пределами храма Амон Ра в хаотическом порядке располагаются многочисленные здания, обелиски, опоры и иные архитектурные сооружения, украшенные рисунками, надписями и барельефами. Барельефы (выпуклые изображения) – это вообще своеобразный исторический справочник, благодаря которому стала доступна и понятна определённая часть жизни Древнего Египта и его соседних государств.



Особое место в храме Амон Ра занимает гипостильный (то есть поддерживаемый колоннами) зал, общая площадь которого насчитывает более 5000 кв.м. Строительство зала относят к эпохе правлений Сета и Рамзеса II, фараонов так называемого периода Исхода, упоминание о которых присутствуют в библейском Ветхом Завете. Гипостильный зал хорошо сохранился до наших дней и открыт для посещений туристов. Потолок храма поддерживают 134 колонны высотой от 13 до 24 метров, что в последнем случае примерно равняется высоте восьмиэтажного здания. Высокие колонны находятся в центре и окружены по периметру более низкими, образуя тем самым первое сооружение, отдалённо напоминающее собор. Поражает и толщина колон, ведь для того чтобы обхватить любую из них понадобится как минимум шесть человек. При всей своей масштабности зал не угнетает и не создаёт чувства неловкости, наоборот, в нём появляется ощущение комфорта, спокойствия и гармонии, того, что и составляет важную часть мировоззрения древних египтян.


Храм Амон Ра, как и вся остальная часть Карнакского комплекса достраивался каждым правителем по своему усмотрению. Существенная роль в его создании принадлежит также женщине-фараону Хатшепсут, дочери Тутмоса I. По её приказу здесь были поставлены два обелиска, один их которых стоит и по сегодняшний день. Обелиск представляет собой 30-метровый гранитный монолит красного цвета в виде направленной вверх иглы. Оба обелиска были доставлены по Нилу из Асуана, что в 200 километрах от Карнака и на полировку каждого ушло около семи месяцев.

Святилища Монту в Карнаке

Помимо храма Амон Ра в Карнаке были построены и другие храмы, однако их размеры существенно меньше. На севере от центрального храма бога солнца располагаются святилища бога войны Монту, а на юге, на берегу живописного искусственного озера в форме подковы, стоят три храма, посвящённые жене Амон Ра богине Мут. К сожалению, они большей частью разрушены, однако даже их руины представляют собой впечатляющее зрелище. И, наконец, на западе Карнакского комплекса, немного обособленно от других религиозных строений, находится храм, построенный в честь бога луны Хонсу – сына Амон Ра и Мут. Его строительство длилось почти 12 столетий, и было завершено лишь при императоре Августе

По всему периметру Карнака в своё время была построена толстая и высокая стена с несколькими воротами, расположенными на определённом расстоянии друг от друга и ведущими к разным храмам комплекса. Одни из ворот были направлены в сторону Луксорского храма и украшены целой аллеей сфинксов. Большая часть этих монументов до сих пор находится под землёй, однако археологические раскопки не прекращаются и уже сейчас туристы могут любоваться некоторыми из них.

В начале прошлого столетия в ходе аналогичных археологических раскопок в Карнаке был найден некий тайник, в котором было обнаружено несколько тысяч бронзовых и каменных статуй, уникальных шедевров египетской культуры. Как оказалось, устанавливаемых век за веком статуй в определённый момент стало так много, что новым правителям просто не оставалось места для воздвижения собственных монументов, и они решили освободить занимаемое пространство, а сами скульпторы, видимо ценя свой труд и труд своих предшественников, создали специальный тайник, в который и складывали «ненужные» статуи



Карнак сегодня

На сегодняшний день Карнак относится к числу самых посещаемых достопримечательностей Египта и его в обязательном порядке включают в экскурсионный маршрут по Нилу. Здесь ежедневно проводятся завораживающие представления, лазерные шоу и иные развлекательные мероприятия, дающие возможность окунуться в этот сказочный и таинственный мир Древнего Египта. Кроме того, здесь в изобилии представлены сувенирные лавки, торгующие как уникальными предметами народного промысла, так и различными мелочами совсем не местного производства. Таким образом, в одном месте вы сможете не только познакомиться с тысячелетней историей страны, но и взять её частичку на долгую память.

Loading...Loading...