Конфедеративное государство: признаки, особенности, примеры. Характеристика конфедерации

межгосударственный интеграция конфедерация правовой

Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, ее образующие, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные органы власти, орган управления и правосудия. Для координации совместных действий государства-участники конфедерации создают объединенные органы, образуемые для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Союзные органы лишь координируют деятельность государств-- участников конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом, не имеет права непосредственного осуществления принимаемых решений. Конфедеративное объединение государств по способу образования начинается с договора, носящего международно-правовой характер. Государства сохраняют независимый статус, налоги и валюту, собственные экономические системы, войсковые формирования. Однако в определенной степени в конфедеративном объединении могут проявляться зачатки государственно-правового объединения, то есть более тесного объединения, при котором просматриваются контуры будущего государства.

Долгое время в качестве формы государственных союзов рассматривалась конфедерация, наряду с такими формами государственного устройства, как унитарная и федеративная. Несмотря на то, что первые конфедерации появились еще в средние века, отличительной особенностью конфедерации является то, что она не изжила себя, конфедеративные объединения возможны и создаются на современном этапе. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, конфедерация служит точкой отсчета для классификации форм объединения суверенных государств. Считаю, данное утверждение справедливым, и именно поэтому, не сложилось единой позиции по поводу правовой природы, характерных признаков конфедерации. В советский период в юридической литературе вопросам конфедерации внимания практически не уделялось. В учебных курсах по государственному праву давались обычно лишь исторические сведения о конфедерациях, существовавших в Европе в XIX веке, и иногда их обобщенные характеристики. Однако трактовка понятия конфедерации не оставалась неизменной. Изданные в 80-е годы учебники определяли конфедерацию как форму государственного устройства, представляющую собой постоянный союз двух или нескольких суверенных государств, созданный для осуществления определенных целей, например, для взаимной обороны, внешних отношений и т.п. То есть конфедерацию считали формой государственного устройства, не смотря на то, что конфедерация - это не государство. По мнению ряда авторов, и я склонна согласиться с их мнением, конфедерация представляет собой не форму государственного устройства, поскольку речь идет не об одном, а о нескольких суверенных государствах, а созданный международным договором для достижения определенных целей союз (объединения) государств. В 90-е годы в российской правовой доктрине все более настоятельно подчеркивается международно-правовой характер конфедерации. По мнению Н.А. Ушакова, конфедерация государств - это особое объединение государств, сохраняющих свое качество суверенных образований, наделенный определенными наднациональными качествами, позволяющими ему выступать в этом наднациональном качестве субъектом международно-правовых отношений. Данное мнение также имеет место на существование, однако Ржевский В.А. наоборот считает, что конфедерация не только не является государством, но так же не будет и над государственным образованием, а лишь достаточно слабым и неустойчивым союзом независимых государств, не имеющим международной правосубъектности. Лазарев Б.Е. полагает, что конфедерация - это всего лишь союз государств, в результате которого не возникает нового, более крупного государства: отношения государств в конфедерации регулируются международным правом. Я считаю абсолютно справделивым мнение Лафитского А.В. утверждаещего, что конфедерации как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время практически не существует нигде. Так как, ссылаясь на опыт истории конфедераций, он указывает, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственно-правовой организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Понятие конфедерации, которое сложилось в западноевропейской науке дает Ф. Эмарока, который отмечает, что с XIX века конфедерациями стали называться образования, создаваемые государствами для достижения общих целей. При крайней неопределенности и расплывчатости понятия конфедерации главным является то, что это ассоциация двух и более суверенных государств, в которых суверенитет членов сохраняется. Кроме того, Эмарока пишет, что к конфедерациям относятся все виды объединений государств: унии, альянсы, союзы и т.д. - все то, что ныне объединяется термином «международные организации». Те из них, которые содержат черты наднациональности, приближаются к федеративному государству.

Как видно, взгляды на данную форму объединения государств, несмотря на то, что она является исторически чуть ли не самой первой, разняться и довольно сильно, это по-моему мнению зависит в основном, во-первых, от того, какой подход используется при характеристике конфедерации - государственно-правовой или международно-правовой, а во-вторых, от взглядов, господствующих в тот или иной промежуток времени. Тем не менее, на современном этапе в научной и учебной литературе утвердилось мнение, что конфедерация - это, прежде всего, союз государств. На основании этого мною сделан вывод, что это форма межгосударственного объединения, а не форма государственного устройства, хотя такое смешение понятий встречается в литературе. При этом, конфедерация является международно-правовым образованием с наличием черт государственности, что видно при рассмотрении ее признаков.

Выделяя признаки конфедерации, соглашусь с мнением Тихомирова Ю.А., который в качестве типичных черт конфедерации называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов. Среди признаков конфедерации также можно назвать право свободного выхода из конфедерации ее субъектов и право отказа в признании или отказа в применении актов союзной власти. Органы конфедераций могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств - членов конфедерации их одобрят.

Таким образом, конфедеративная форма межгосударственного устройства представляет собой объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. А для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, принимать управленческие решения.

Необходимо отметить, что некоторые признаки, выделяемые обычно в литературе вряд ли обоснованно считать универсальными. Такие традиционно выделяемые признаки конфедерации, как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой армии, единой денежной системы, единого бюджета, единой налоговой системы в настоящее время опровергаются практикой. Например, в Европейском Союзе, имеющем конфедеративные элементы, дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, а в ближайшем будущем планируется создание общей обороны, валютно-финансовой системы (единая валюта - евро уже создана). Безусловно, столь высокая степень интеграции различных государств во многом сближает конфедерацию и федерацию. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях России и Белоруссии. Введение гражданства Европейского Союза, закрепленное Маастрихтским договором, является беспрецедентным шагом в истории, как института гражданства, так и межгосударственных структур. Настоящая тенденция нашла свое место и при создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. В Договоре о создании Союзного государства глава II полностью посвящена вопросам единого гражданства. Согласно ст.14 договора, граждане, государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства. Конфедерация не является формой государственного устройства конкретного государства, это межгосударственное объединение, временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов, примерами утверждений выступают Швейцария с 1815 по 1848 г., США с 1776 по 1787 г., Германский Союз с 1815 по 1866 г.. Также как пример, наиболее известных существовавших ранее конфедераций - североамериканская и швейцарская.

Соединенные Штаты Америки: с момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу передавались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, «соразмерным с числом белого населения». Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость - Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Швейцария: похожей была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только инструкциям, предоставленным им и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

  • 1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров;
  • 2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом;
  • 3. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия;
  • 4. Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций;
  • 5. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам;
  • 6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства;
  • 7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации;
  • 8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти;
  • 9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает;
  • 10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, услуг, товаров и капиталов;
  • 11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения;
  • 12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
  • 13. В конфедерации нет союзного гражданства.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств. Существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением.

На самом деле это две разные формы устройства государства.

Что они собой представляют? Сегодня мы подробно разберем данный вопрос.

Конфедеративное государство – определение, его виды и признаки

Конфедерация – это временный союз нескольких стран, созданный для взаимной помощи и достижения определенных целей.

Эти цели могут касаться разных сфер: экономической, политической, социальной, военной. Каждая страна, входящая в союз, сохраняет за собой внутреннюю и внешнюю суверенность.

Есть 2 вида конфедеративных государств:

  1. Номинальное – только называется конфедерацией, на самом деле является федерацией.
  2. Реальное – объединение нескольких стран.

Список признаков конфедеративного государства:

  1. Конфедерация не суверенна, сохраняют суверенность только ее субъекты.
  2. Отношения на договорной основе.
  3. Ведение общих дел ограничено только теми вопросами, ради которых союз был создан.
  4. Делегаты представляют не один регион, а страну в целом.
  5. Субъекты имеют право в любой момент выйти из объединения.
  6. Отсутствует общая валюта (бывают исключения, например, Евросоюз).
  7. Бюджет формируется на основе добровольных взносов субъектов.
  8. Отсутствует союзное гражданство.
  9. Образуются только те государственные органы, которые необходимы для решения вопросов, освещенных в договоре.

Примеры современных стран конфедераций

Конфедеративные государства образовывались как в прошлом, так и есть сейчас.

Самые известные распавшиеся союзы:

  1. Конфедеративные штаты Америки. В XIX в. несколько южных штатов вышли из состава США. Они были против отмены рабства и хотели вернуться к положениям, принятым отцами-основателями. Государство перестало существовать в связи с поражением в Гражданской войне.
  2. Швейцарская конфедерация. Швейцарское государство образовалось на основе объединения 3-х представителей регионов. Объединение Швейцарии произошло в конце XVIII в. Это вызвало недовольства, и конфедеративная форма была возвращена. Сейчас Швейцария считается федерацией, однако в государственном устройстве до сих пор прослеживаются черты конфедерации. Например, каждый регион там имеет свои законы.
  3. Сербия и Черногория. Союз был образован во время распада Югославии. Цель объединения состояла в прекращении конфликта. Союз распался после выхода из него Черногории.

Самые известные современные союзы:

  1. Евросоюз. Образовался в 1957 г. с целью взаимной помощи, а также укрепления и поддержания экономики стран Европы. Сейчас союзные отношения переросли во многие другие сферы. Конфедерация даже имеет свою валюту – евро.
  2. СНГ (Содружество независимых государств). Во время образования в 1991 г. планировалось объединение стран, которые были в составе СССР. Сейчас союз больше похож на международную организацию.

Федерация – определение и признаки

Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных административных единиц (субъектов) в единую структуру. Эти субъекты имеют относительную независимость от центра, но подчиняются одним нормам, установленным в стране.

Характеристика федерации:

  1. Деление территории страны на единицы: округа, края, области, штаты.
  2. Наличие не только центральной, но и местной власти.
  3. Представлять государство на политической арене может только центральная власть.
  4. Административные единицы могут создавать свои законодательные установки.

При этом субъекты могут быть централизованными (подчиняющиеся центральной власти) и децентрализованными (обладающие значительной властью).

Федерация бывает:

  1. симметричной. Все субъекты обладают равными правами и свободами. Например, в Австрии.
  2. асимметричной. Некоторые субъекты ограничены в правах и свободах. Например, в Канаде.

В зависимости от территориального образования различаются следующие виды федеративного устройства:

  • территориальный;
  • национальный;
  • смешанный.

Примеров федеративных государств в современном мире много:

  • Российская Федерация;
  • Индия;
  • Мексика;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Канада;
  • Бразилия.

Также встречается дуалистическая федерация – это форма государственного устройства, при которой субъекты федерации могут быть полностью самостоятельными.

В таком государстве признается разграничение власти между федеральной и региональной. Самый яркий пример такой страны – США.

Унитарное государство - что это такое

Унитарное государство представляет собой объединение административных единиц, не имеющих политической независимости. Этим оно отличается от федерации.

Для каких стран характерно унитарное устройство:

  • Франция;
  • Италия;
  • Великобритания;
  • Япония;
  • Швеция;
  • Китай.

Сравнение федерации, конфедерации и унитарного государства

Несмотря на явные отличия, формы устройства обладают некоторыми общими чертами.

Почему конфедерации существуют непродолжительное время

Как показывает история, конфедерация в большинстве случаев – бесперспективное устройство.

Есть несколько причин, объясняющих, почему сохранить объединение сложно:

  1. Отсутствие центральной власти делает союз ненадежным.
  2. Слабые связи между регионами часто способствуют распаду союза.
  3. Конфедерация изначально предполагает временное объединение. Когда цели этого объединения достигнуты, странам уже нет смысла поддерживать союз.
  4. При равном участии всех стран может возникнуть борьба за центральную власть.

Нельзя точно сказать, какая форма государственного устройства лучше. Это зависит от особенностей каждой страны. Возможно то, что хорошо для одной страны, может быть плохо для другой.

Существует ряд подходов в определении конфедерации. В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Второй подход оспаривает такое представление, не считая конфедерацию самодостаточной формой, предлагая рассматривать ее в рамках федерализма.

Согласно традиционному подходу, конфедерация (от латинского "confoederatio" - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме.

Конфедерация - это, по словам, С. С. Алексеева, "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т. д. Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это, по мнению С. С. Алексеева, переходная форма государственного устройства, и чаще всего, поэтому она возникает на несколько лет. Примером конфедерации может служить Швейцария, конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, Сенегамбия.

Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде, на разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе).

Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией - США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации. Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки "ставить крест" на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать "золотой серединой" в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.

Таким образом, конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.

Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей.

Различие между унитарным государством, федерацией и конфедерацией наглядно проиллюстрировал американский политолог Д. Найс (Приложение Б).

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:


1) Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

2) Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

3) Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

4) Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

5) В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

6) В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

7) Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

8) Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

9) Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

10) Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11) Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

12) Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

13) В конфедерации нет союзного гражданства.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Таким образом, можно заключить, что вопрос о самодостаточности конфедерации как формы государственного устройства на сегодняшний момент является весьма спорным. Граница между федерацией и конфедерацией, безусловно, размыта. Условно конфедерацию можно определить как временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами). Конфедерация не обладает суверенитетом, так как создаваемые союзные органы лишь координируют деятельность входящих в конфедерацию государств и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Вопрос, чем конфедерация отличается от федерации, часто звучит на экзаменах по конституционному праву России. Он особенно актуален для нашей страны, ведь именно Россия позиционирует себя как многонациональное федеративное государство, где каждый субъект имеет свои полномочия в рамках конституционных прав.

Как следует отвечать на вопросы по конституционному праву: чем конфедерация отличается от федерации, в чем суть таких политических институтов? Попробуем ответить на них в рамках стандартного курса конституционного права и прочих обязательных дисципллин, необходимых будущим юристам и политологам.

Конфедерация и федерация: в чем основное различие

Одна из современных форм государственного устройства - федерация. Ее можно охарактеризовать как совокупность различных территориально обособленных единиц в границах одного государства. Существует и другая похожая которая также является совокупностью автономных территориальных единиц.

Если сформулировать тезис, чем федерация отличается от конфедерации, кратко, то основное различие будет следующим: не могут в одностороннем порядке выйти из состава государства. Обычно данная норма закреплена в основном документе страны - Конституции. Субъекты конфедерации таким правом обладают. Отсюда можно сделать и другой вывод: являются более стабильными по своему Конфедерации могут распадаться в одностороннем порядке на несколько самостоятельных суверенных государств.

Примеры из истории

Классическим примером того, чем конфедерация отличается от федерации, является сравнение политического устройства конфедерации южных штатов накануне Гражданской войны в США. Каждый субъект конфедерации имел свое законодательство, суды, полицию и прочее. После поражения Юга особенно сложным политическим решением был не только отказ от рабства, но и приведение свода законов к общей базе.

В настоящее время конфедеративная форма политического устройства сохранилась в Швейцарии.

Классическим примером является Россия. Существуют и другие государства, политическое устройство которых является симбиозом конфедеративных и федеративных отношений. Среди таких можно отметить США, Германию и др.

Другие различия данных государственных устройств

Чем конфедерация отличается от федерации по другим параметрам? В первую очередь все субъекты конфедерации сохраняют свою самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики. Нет механизма назначения чиновников на места, нет единого центрального бюджета, куда члены конфедерации перечисляют налоги. При федеративном устройстве управление ведется из одного центра, туда же стекаются налоговые отчисления из местных бюджетов.

Ответы на тесты по конституционному праву

На вопрос: определите, чем федерация отличается от конфедерации, можно дать несколько ответов:

  • субъекты конфедерации обладают самостоятельностью в сфере внешней и внутренней политики, единых государственных органов управления, суда и прочее. При федеративном устройстве государственными органами управляют из единого центра. Обязательным является использование одного языка в пределах федерации, особенно в государственных органах власти.
  • Федерация включает несколько уровней подчинения: республики, автономные округа и др.
  • При конфедерации каждое государство имеет право выйти их союзного договора в одностороннем порядке. При федерации такой механизм не предусмотрен.
  • Языковой вопрос в конфедерации несущественен - каждый субъект разговаривает на собственном языке или наречии. Общение между двумя государствами осуществляется на любом языке. При федерации определяется один язык, обязательный для изучения всеми субъектами федерации. Местные языки и наречия имеют региональное значение.
  • Конфедерации чаще всего создаются для достижения краткосрочных и среднесрочных целей, к примеру, объединение государств в оборонных целях. Федерации ставят своей задачей объединение в единое государство вне определенного временного периода или других условий.

Альтернативные источники информации

В онлайн-тестах часто предлагают ответить на вопрос: определите, чем федерация отличается от конфедерации. "Декан" и другие популярные сайты могут помочь в подготовке к экзаменам по этой и другим дисциплинам.

Для более тщательной подготовки следует искать альтернативные источники информации: в библиотеках или Интернете, анализировать политические новости из достоверных СМИ.

союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся лишь для координации действий в определенных целях, главным образом внешнеполитических и военных (например, США в конце XVIII в. (1781 - 1789), Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865), Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНФЕДЕРАЦИЯ

лат. confoederatio – союз, объединение) - форма объединения государств, при которой они сохраняют свою международную правосубъектность (см. Правоспособность, Дееспособность). Как правило, К. обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В настоящее время в мире существует только одна К.-ЕС. В разное время К. были: Австро-Венгрия до 1918 г.. Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г., Гамбия и Сенегал с 1982 по 1988 г. К. является переходной формой либо к полному распаду союза, либо к федерации. Правовой основой К. служит договор. К. - международно-правовое объединение, союз: нового государства при К. не возникает. У нее нет единой территории: это совокупность территорий входящих в К. государств. У К. нет гражданства, хотя и могут устанавливаться нормы, обеспечивающие единство статуса личности. Она не имеет единых органов государственной власти, хотя и создаются координационные органы для ведения общих дел. Решения координационного органа К. проводятся в жизнь решениями органов власти государств- членов К.. для чего они, прежде всего, ратифицируются или иным способом признаются членами К., причем последние имеют возможность не признать для себя такие решения обязательными (принцип нулификации - непризнания действия). По соглашению государств может быть создана единая армия из объединяемых воинских контингентов отдельных государств, но, тем не менее, они сохраняют и свои вооруженные силы. В К. каждый ее член имеет свои налоги и финансовую систему, а источниками средств К. являются взносы ее членов. Возможен процесс объединения валютных систем.

Особенности К. следующие: 1. Правовой основой образования К. является международно-правовой договор. В этом заключено одно из основных отличий К. от федеративного государства. 2. Конфедерация - это временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено. Так, созданный в 1958 г. Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз - Объединенная Арабская Республика - распался в 1961 г. (т.е. когда надобность в таком союзе отпала). Общая же закономерность для всех без исключения К. такова: К. либо распадается (чаще всего это многонациональные К. - Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия), либо перерастает в федеративное государство (как правило, это мононациональные конфедерации - США, Швейцария, Германия). 3. Государства-члены К. в полном объеме сохраняют за собой суверенитет, а потому субъекты К., в отличие от субъектов федеративного государства, обладают правом сецессии; им принадлежит право нуллификации, или отказа в признании, а равно право применения актов союзной власти; они имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов. 4. В К. создаются наднациональные государственные органы. Однако образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в договорных актах. Отсутствуют судебные органы, ограничен круг исполнительных органов власти. Парламент К. формируется представительными органами государств-членов. Создаваемые на постоянной основе государственные органы К. лишены властных полномочий. Акты конфедеративной власти имеют существенную специфику: они не содержат норм прямого действия и адресуются не гражданам, а органам власти государств-членов К.; механизм обеспечения таких норм сходен с механизмом действия международно-правовых норм.

В настоящее время К. в мире нет. В то же время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру Европейского союза, Британского содружества, СНГ. В определенной мере к К. можно отнести Европейский союз, Бенилюкс, Асеан, Карибское сообщество.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Loading...Loading...