Кто архитектор собора василия блаженного. Что нужно знать о соборе Василия Блаженного

Собор Покрова Богородицы, что на рву - именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX - ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название - что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм - Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока - Троицы, западный храм - Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже - Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 - 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.

Сначала в 1554 году рядом со стенами построили деревянный храм Покрова с семью приделами, а в 1555 заложили каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы - 9 церквей на едином подклете. Пять из них освятили во имя святых и православных праздников, в дни которых состоялись важнейшие события Казанского похода.

Летописи называют строителями этого архитектурного чуда русских зодчих Постника и Барму. Есть даже версия, что это один человек. Но историки считают, что строительство Покровского собора не обошлось без участия западноевропейских мастеров.

Через 30 лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм в честь московского юродивого - святого Василия Блаженного. Он и дал народное название всему собору. Но произошло это не сразу, а лишь в конце XVII века.

Вначале новая церковь не была соединена с подклетом собора и единственная из всех отапливалась. Поэтому богослужения в ней шли круглогодично, а в остальных церквях собора - лишь в теплое время года (от Троицы до Покрова). Со временем в народе стали говорить, что идут на службу в храм Василия Блаженного, в то время как шли в именно в Васильевскую церковь. Так постепенно и стали называть все сооружение храмом во имя прославленного святого.

А до XVII века собор еще называли Троицким, так как первый деревянный храм на этом месте был посвящен Святой Троице. Был Покровский собор известен и как «иерусалимский», что связано с обрядом «шествия на осляти», который символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле.

Обряд этот впервые упоминается в XVI веке. Он не прекращался даже в 1611 году, когда был занят польскими интервентами. Церемония проходила по строгому ритуалу. Сначала патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью, и после утрени царь выходил в . Сопровождали его бояре, окольничьи и другие придворные. Из начинался крестный ход, в котором участвовало до 300 священников и до 200 дьяконов. Царь и патриарх входили в придел Входа в Иерусалим Покровского собора и совершали там молитву.

На устанавливали аналой с Евангелием и иконы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, а путь от до Лобного места устилали красными одеждами или сукном. Недалеко от Лобного места стояла лошадь, покрытая белой попоной с пришитыми к ней длинными ушами - символ «осля» - и нарядная верба. Вербу украшали изюмом, грецкими орехами, финиками, яблоками.

По завершении молитвы патриарх поднимался на и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы. Архидьякон, стоя лицом на запад, читал Евангелие, и со словами «и посла два от ученик» соборный протопоп и ключарь отправлялись за ослятей. Патриарх, держа Евангелие и крест, садился на ослика. Лошадь вел сам царь, перед которым стольники несли царский жезл, государеву вербу, государеву свечу и царское полотенце.

Когда шествие вступало в Спасские ворота, кремлевские церкви звонили во все колокола. И звон продолжался до вступления процессии в Успенский собор. В соборе дочитывали Евангелие. Царь уходил в одну из домашних церквей, а патриарх завершал литургию. После этого патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы и украшения раздавали народу.

Безоговорочный символ Москвы, Покровский собор все же был совсем нехарактерным для русского зодчества сооружением.

Высота собора Василия Блаженного - 61 метр (это очень высоко для XVI века). Церкви построены из кирпича, еще непривычного для того времени материала, и даже расписаны «под кирпич», что придает собору такой «пряничный» характер. Но, вероятно, сначала Покровский собор не был таким, как сейчас, а его палитра ограничивалась только белым и кирпичным цветами. Но все равно он был настолько красив, что впечатлял даже иностранцев.

Но со временем собор ветшал, а у его стен появлялись деревянные постройки. И когда Александру I во время визита в Англию показали изображение собора без пристроек, он сказал, что хотел бы иметь такой же в Москве. Царю пояснили, что храм Василия Блаженного уже почти 300 лет украшает Красную площадь. После этого он приказал снести окружающие собор дома и лавки. А в 1817 году на их месте построили стенки, облицованные диким камнем. Так собор оказался как бы на высокой террасе.

Что есть что в церкви

В соборе 11 куполов, и ни один из них не повторяется.

Девять куполов над церквями второго яруса (по числу престолов), один над нижней церковью Василия Блаженного и один над колокольней:
1. Покрова Богородицы (центральный),
2. Св. Троицы (восточный),
3. Входа Господня в Иерусалим (западный),
4. Григория Армянского (северо-западный),
5. Александра Свирского (юго-восточный),
6. Варлаама Хутынского (юго-западный),
7. Трех Патриархов Константинопольских (северо-восточный),
8. Николая Чудотворца Великорецкого (южный),
9. Киприана и Иустины (северный).
Все 9 церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Известно, что раньше помещения подклета были недоступны для прихожан, а глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых сохранились лишь петли. До 1595 года в подклете Покровского собора прятали царскую казну. Зажиточные горожане тоже приносили сюда свое имущество. Попадали в подклет по внутристенной белокаменной лестнице из центральной церкви Покрова Богородицы. А знали о ней только посвященные. Позднее этот узкий ход заложили, но при реставрации 1930-х годах его открыли.

Сейчас собор Василия Блаженного внутри - система лабиринтов, стены которой покрыты фресками. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей».

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану. Но в послереволюционные годы он находился в бедственном положении: протекала крыша, были выбиты стекла, зимой внутри церквей лежал снег. А 21 мая 1923 года в соборе открылся музей.

Началось комплектование фондов, и через 5 лет Покровский собор стал филиалом . В 1929 году собор Василия Блаженного окончательно закрыли для богослужений, а колокола сняли на переплавку. Зато музей закрывался лишь один раз - на время Великой Отечественной войны. И это несмотря на постоянные реставрации, которые идут в храмах уже почти 100 лет.

В 1991 году Покровский собор отдали в совместное пользование музея и Русской Православной церкви. В храме после длительного перерыва возобновились богослужения. Сейчас они проводятся каждое воскресенье в церкви Василия Блаженного, а 14 октября в праздник Покрова Богородицы - в центральной церкви.

В главной церкви собора стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлевской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа Господня в Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время кремлевского собора Александра Невского.

Собор Василия Блаженного известен по всему миру, и его фотография даже входит в список системных обоев рабочего стола операционной системы Windows 7.

А мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородицы «иконой, запечатленной в камне». Его форма - 8 церквей, объединенных двумя квадратами в основании вокруг центральной девятой - не случайна. Число 8 символизирует дату Воскресения Христа. Круг - символ бесконечности и гармонии божественного творения. Квадраты символизируют 4 стороны света, 4 главных ворот Иерусалима и 4 евангелистов. Кроме того, можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, напоминая о Вифлеемской звезде в день Рождения Христа. А сама система лабиринтов внутри собора становится воплощением улиц Града Небесного, который начинается и заканчивается церковью-часовней.

Вопреки распространенному мнению, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге хоть и похож визуально на Покровский собор, но копией его не является. Санкт-Петербургский собор - это один храм с несколькими главками и колокольней. А собор Василия Блаженного - несколько самостоятельных церквей на едином основании. Нигде в мире больше нет таких соборов.

Говорят, что... ...во время строительства Покровского собора Барма и Постник не пользовались чертежами, а опирались на схему, нарисованную прямо на строительной площадке. Зато архитекторы использовали деревянную модель храма в натуральную величину, поэтому при реставрации в кирпичной кладке обнаружили деревянные конструкции. Это и есть натурный макет собора.
...в Москве в XVI веке жил юродивый Василий. Он обладал даром ясновидца, и Василия почитал даже сам Иван IV. Царь позволял ему неслыханные дерзости. Например, однажды Иван IV пригласил юродивого во дворец, желая услышать какое-нибудь предсказание, и велел подать ему чарку вина. Несколько раз Василий опрокидывал в окно наполненную чарку, а когда царь с гневом спросил, что он делает, юродивый ответил, что тушит пожар в Новгороде. А вскоре в Москву действительно прибыли вести о пожаре. Возможно, поэтому после смерти Василия Блаженного сам Иван IV вызвался нести его тело на кладбище.
...однажды какой-то богач подарил Василию Блаженному шубу. Приметила ее воровская шайка и подослала к нему пройдоху, который сказал юродивому скорбным голосом:
- Товарищ мой умер. И были мы с ним так бедны, что нечем покрыть его. Отдай шубу на божье дело, святой человек.
- Бери, - сказал Василий, - и пусть все будет так, как ты поведал мне.
Когда мошенник подошел с шубой к тому, кто, притворившись мертвым, лежал на земле, он увидел, что тот и в самом деле отдал Богу душу.
...Иван IV велел ослепить архитекторов собора Василия Блаженного, чтобы они никогда больше не создали ничего подобного. Но известно, что якобы ослепленный Постник потом участвовал в строительстве Казанского Кремля. Поэтому на самом деле это всего лишь легенда, дополняющая образ грозного царя и воспетая советским поэтом Д. Кедриным в поэме «Зодчие» .
...Наполеон, уходя из Москвы, хотел забрать это чудо с собой, но не смог. Тогда он велел взорвать Покровский собор, чтобы он никому не достался. По одной легенде, внезапно разразившийся дождь погасил фитили. По другой, грянул взрыв, а храм остался непоколебим.
...в 1930-х годах Л.М. Каганович предлагал снести храм, чтобы расчистить место для демонстраций и автомобильного движения. Он даже сделал макет и принес его Сталину, где со словами: «А если бы его – р-раз!...» одним рывком удалил храм.
Сталин ответил: «Лазарь, поставь на место!..»
А еще говорят, что Петр Барановский на заседании ЦК встал на колени, умоляя сохранить культовое строение. И это спасло храм.
...есть еще одна городская легенда о строительстве собора и Блаженном Василии Московском, записанная в 1924 году фольклористом Евгением Барановым.
«Эту церковь выстроил, верно, Иван Грозный, только не им она начата была. А жил тогда в Москве один такой юродивый - Василий Блаженный. От него и пошло начало этому собору, а Иван Грозный на готовое пришел. Ну, правда, не пожалел своих денег.
А этот юродивый зиму и лето ходил в одной рубахе и босиком... И собирал он деньги. А собирал так: придет на рынок, подымет полу и стоит, а сам молчит... Ну уж народ знает: начнет класть в подол - кто пятак, кто копейку, кто сколько может. И как наберет полную полу, сейчас бежит на Красную площадь, где теперь Василий Блаженный стоит. Прибежит и примется бросать деньги через правое плечо. А они падают - пятак к пятаку, копейка к копейке, три копейки к трем копейкам. Сами по порядку падали. И много было таких кучек денег. И никто их не трогал, и воры не трогали. Всяк смотрел, а взять боялся.
И вот почему боялись брать эти деньги: раз нашелся такой человечек - дай, говорит, возьму деньжат немного. Пришел ночью, набил карманы. А тут и серебряные были деньги, и золотые. Ну, наложил в карман, хочет идти, а ноги не идут. Он и так, он и сяк - не идут, хоть ты что хочешь делай. Ровно бы кто гвоздями прибил их к земле. Вор и испугался. Думает: «выброшу деньги». А деньги не идут из кармана. Мучился-мучился, не идет его дело на лад. Да так всю ночь и простоял. А тут утро. Ну, народ видит: стоит человек у Васильевых денег.
- Ты чего тут?
- А вот, говорит, Бог наказал меня за воровство. - И рассказал, какая его постигла беда.
А Василия юродивого тут нету, он уже спозоранку побежал на базар. Ну, народ смотрит на того вора и удивляется... Ждали, ждали Василия. Ну, прибежал, давай деньги бросать через плечо. А тут - царь. А только Василий этого не разбирал: царь и царь, а только он свое дело делает. Вот покидал все деньги, посмотрел на этого вора, погрозил ему пальцем. И тут вора отпустило. Он поскорее выбросил деньги из карманов, хотел уходить. Только царь говорит:
- Посадить этого подлеца на кол, чтобы не воровал святых денег!
Ну, его живо посадили. Поорал-поорал и подох...
А на что собирал Василий деньги - никто не знал. И долго он их собирал. А сам уж старый стал. Вот раз видит народ: копает Василий яму на том самом месте, где деньги бросал. А для чего ему эта яма, никто не знает. Народ собрался, смотрит, а он все копает. Вот выкопал яму, лег около нее и руки на груди сложил.
- Что же это такое? - думает народ.
Да тут один человек разъяснил:
- Да ведь, говорит, помирать собрался Василий.
Тут сейчас побежали и сказали царю:
- Василий Блаженный помирает.
Вот царь поскорее собрался, приходит. Василий и указывает царю на деньги, указывает на карман. Дескать, забери эти деньги. А сам тут умер. Вот царь приказал все эти деньги покласть в мешки, сложить на воза и отвезти во дворец.
А Василия на том месте похоронил. И после того приказал строить церкву Василия Блаженного на том же самом месте. Ну, и своих денег не пожалел.

Замирают в восхищении, увидев рядом с Кремлем непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного. Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом. Официальное название этой достопримечательности — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. До XVII века собор назывался Троицким, так как первоначально построенный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время собор входит в список мирового культурного наследия и находится под защитой организации UNESCO.

История строительства Храма Василия Блаженного.

Приказ о сооружении Покровского собора был отдан Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством и взятия штурмом неприступной Казанской крепости. Это событие произошло в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого храм и получил название. Строительство началось в 1555 году и завершилось спустя шесть лет. Достоверных данных о зодчих, возводивших собор, не сохранилось. Большинство исследователей склоняются к мнению, что это работа псковского мастера Постника Яковлева, имевшего прозвище Барма.


После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.


В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.




С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. После создания в нем историко-архитектурного музея были сделаны капитальные строительные работы и проведена комплектация фондов. 21 мая 1923 года первые посетители перешагнули его порог. С 1928 он года является филиалом Государственного исторического музея. В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения. На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей. Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме. С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.


Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему. Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.


Церкви Храма Василия Блаженного.

В центре комплекса стоит столпообразная церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Центральные выходы основных, окружающих ее храмов обращены к четырем сторонам света. Между ними возведены меньшие по размеру церкви, завершающие композицию. При взгляде сверху на весь ансамбль можно ясно разглядеть два квадрата, повернутых друг к другу под углом и составляющие правильную восьмиконечную звезду, символизирующую воскрешение Иисуса Христа. Сами стороны квадратов, помимо четырех концов животворящего креста, означали твердость веры. А объединение церквей вокруг Столпового храма символизирует единство веры и Божьей защиты, распростертой над Россией. Колокольня, построенная в 1670 году, находится немного поодаль.


Тайник в храме.

Еще одной особенностью уникального ансамбля является отсутствие подвальных помещений. Он воздвигнут на подклете – комплексе помещений, высота стен которого превышает шесть метров, а толщина достигает более трех метров. В его стенах предусмотрены специальные отверстия, служащие для создания в помещениях постоянного микроклимата, не зависящего от времени года. В древние времена подклет использовался как потайное хранилище для церковных ценностей и царской казны. В тайник можно было попасть только со второго этажа центрального собора по секретной лестнице, располагавшейся в стене. Сейчас здесь оборудовано хранилище икон, которые принадлежат храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Старейшим из них является образ Василия Блаженного, датируемый концом XVI столетия.


Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию. Их полы выложены кирпичом частично елочной кладкой, а некоторые участки особым узором в «розеточку». Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.


Храм Василия Блаженного внутри.

Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком. Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.



После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства. «Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.



Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. Гордостью музейной экспозиции является коллекция старинных рукописных и первопечатных книг. Осмотреть все бесценные экспонаты музея и побродить по собору Покрова Пресвятой Богородицы можно как в составе групповой экскурсии, так и заказать индивидуальное посещение. Следует помнить, что можно вести фото и видеосъемку, внеся отдельную оплату через кассу музея. Между подклетом и вторым этажом храма находятся магазинчики, в которых можно приобрести сувенир на память.

1.Почему построили Покровский собор на Красной площади
2.Кто строил Покровский собор на Красной площади
3.Постник и Барма
4.Архитектура Покровского собора на Красной площади
5.Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого
6.Василий Блаженный
7.Культурный слой у Покровского собора на Красной площади
8.Колокольня и колокола
9.Дополнительные сведения о колоколах и звонах
10.Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы
11.Главы Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву или, как его чаще называют, – это уникальный памятник древнерусской архитектуры. С давних пор он служит символом не только Москвы, но всего государства Российского. С 1923 года собор является филиалом исторического музея. Он был взят под охрану государства в 1918 году, а службы в нём прекратились в 1928 году. Однако в 1990-е годы прошлого века богослужения возобновились и в церкви Василия Блаженного проводятся каждую неделю, в других церквях собора – в престольные праздники. Службы проходят по субботам и воскресеньям. В воскресенье службы проходят с 10 примерно до 13 часов. По воскресным дням и по религиозным праздникам экскурсии в церкви Василия Блаженного не проводятся.

Почему построили Покровский собор на Красной площади

Собор возвели в честь завоевания Казанского ханства. Победа над Казанью воспринималась в ту пору как окончательная победа над Золотой Ордой. Отправляясь в казанский поход, Иоанн Грозный дал обет: в случае победы поставить храм в честь оной. Строительство храмов в честь важнейших событий и воинских побед было давней русской традицией. В то время скульптурные памятники, колонны, обелиски были неведомы на Руси. Однако, памятные храмы ставили с самой глубокой древности в честь важных государственных событий: рождения наследника престола или военной победы. Победу над Казанью ознаменовали строительством храма-памятника, освящённого во имя Покрова. 1 октября 1552 года начался решительный штурм Казани. Это событие совпало с празднованием большого церковного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Центральную церковь собора освятили во имя Покрова Богородицы, что и дало название всему собору. Первое и главное посвящение храма – это обетная церковь. Второе его посвящение – это взятие Казани.

Кто строил Покровский собор на Красной площади

Возведение памятного храма благословил митрополит Макарий. Возможно, он является автором идеи храма, ведь царь Иван IV Грозный в то время был ещё очень молод. Но утверждать это категорически нельзя, поскольку до нас дошло очень мало письменных источников.

На Руси часто случалось так, что, поставив храм, записывали в летописи имя храмоздателя (царя, митрополита, знатного человека), а имена строителей забывали. Долгое время считалось, что Покровский собор поставили итальянцы. Но в конце XIX века обнаружили летопись, из которой стали известны истинные имена строителей собора. Летопись гласит следующее: «Благочестивый царь Иоанн, пришед с победы Казанские в царствующий град Москву, вскорее поставиши церкви каменные близ Фроловских ворот надо рву (Фроловские – ныне Спасские ворота) и потом дарова ему Бог дву мастеров русских по реклу (т.е. по имени) Постника и Барму и вышепремудрие и удобне таковому чудному делу» .

Постник и Барма

Имена зодчих Постника и Бармы появляются в источниках, рассказывающих о соборе, лишь в конце XIX века. Древнейший источник, повествующий о храме Покрова, что на Рву – это Степенная книга царского родословия, написанная под руководством митрополита Афанасия в 1560-63 годах. В ней сказано об обетном строительстве Покровского собора. Не менее важен и Лицевой летописный свод. В нём говорится о закладке собора, его строительстве и освящении. Самый главный, наиболее подробный исторический источник – это житие митрополита Ионы. Житие создано в 1560-1580-е годы. Это единственный источник, где упоминаются имена Постника и Бармы.
Итак, официальная версия на сегодняшний день звучит так:
храм Покрова, что на Рву воздвигли русские зодчие Барма и Постник. По неофициальной версии этот собор строили иностранцы, причем неизвестного происхождения. Если раньше упоминались итальянцы, то теперь такая версия подвергается большому сомнению. Без сомнения, приступая к строительству собора, Иван Грозный, призывал опытных зодчих. В XVI веке в Москве работало много иностранцев. Возможно, Барма и Постник учились у тех же итальянских мастеров.

Покровский собор на Красной площади. Архитектура

Покровский собор – это не одна огромная церковь, как может показаться на первый взгляд, а несколько совершенно самостоятельных церквей. Он состоит из девяти храмов на едином основании.

Главы собора Покрова Богородицы, что на рву

В центре возвышается шатровая церковь. Шатровыми храмами на Руси считаются, те, что имеют не сводчатое, а пирамидальное завершение. Вокруг центральной шатровой церкви располагаются восемь малых церквей с большими красивыми куполами.

Именно с этого собора начал складываться ансамбль Красной площади, к которому мы привыкли сейчас. Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор. Шатёр на Царской башне-беседке слева от Спасской башни повторяет шатровые крыльца собора.

Южное крыльцо Покровского собора с шатром
Царская башня Московского Кремля расположена напротив Покровского собора

Восемь церквей окружают центральный шатровый храм. Четыре церкви большие и четыре малые.

Церковь святой Троицы – восточная. Церковь Александра Свирского – юго-восточная. Церковь св. Николы Великорецкого – южная.. Церковь Варлаама Хутынского – юго-западная. Церковь Входа Господня в Иерусалим – западная. Церковь Григория Армянского – северо-западная. Церковь Киприана и Иустины – северная.
Церковь Василия Блаженного, позади её – церковь Трёх Патриархов Константинопольских – северо-восточная.

Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный – на Москва-реку, западный – на Кремль. Большая часть церквей была посвящена церковным праздникам, дни празднования которых приходились на наиболее важные события Казанского похода.
Служба в восьми боковых церквях шла только по одному разу в год – в день престольного праздника. В центральной церкви служили с Троицына дня до её престольного праздника – 1 октября.
Поскольку Казанский поход приходился на летнее время, то и все церковные праздники также пришлись на лето. Все церкви Покровского собора строились как летние, холодные. Зимой их не отапливали и службы в них не велись.

На сегодняшний день собор имеет тот вид, который он имел в XVI-XVII веках.
Вначале собор был опоясан открытой галереей. Вокруг всех восьми церквей по второму этажу идёт пояс окошечек.

В древности галерея была открытой, перекрытий над ней не было, наверх вели открытые лестничные сходы. Перекрытия и крыльца над лестницами возвели позже. Собор выглядел и воспринимался совершенно иначе, нежели мы его воспринимаем в наши дни. Если сейчас он кажется огромной многоглавой церковью непонятной конструкции, то в древности этого ощущения не возникало. Было видно, что на изящном лёгком основании стоят девять устремлённых ввысь церквей.

Высота в то время ассоциировалась с красотой. Считалось, что чем выше храм, тем он краше. Высота была символом величия, и в те времена Покровский собор был виден за 15 верст до Москвы. До 1600 года, когда была надстроена колокольня Ивана Великого в Кремле, собор был самым высоким сооружением в городе, да и во всей Московии. Вплоть до начала XVII века он служил градостроительной доминантой, т.е. самой высокой точкой Москвы.
Все церкви соборного ансамбля объединены двумя обходными галереями: внешней и внутренней. Перекрытия над гульбищем и крыльцами сделали в XVII веке, потому что в наших условиях иметь открытые галереи и крыльца оказалось непозволительной роскошью. В XIX веке галерею застеклили.
В том же XVII веке на месте звонницы к юго-востоку от храма построили шатровую колокольню.

Шатровая колокольня Покровского собора

Наружные стены собора реставрируют примерно раз в 20 лет, а интерьеры – раз в 10 лет. Иконы осматривают каждый год, поскольку климат у нас суровый и иконы не застрахованы от вздутий и иных повреждений красочного слоя.

Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого

Напомним, что собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма.


Глава церкви Василия Блаженного

Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного.

Василий Блаженный

Человек этот был современником Ивана Грозного, жил он в Москве, про него ходило множество легенд. (О чудесах Василия Блаженного рассказано в статье ) С нынешней точки зрения юродивый – это что-то вроде сумасшедшего, что, по сути, абсолютно неверно. В Средние века на Руси юродство было одной из форм подвижничества. Василий Блаженный не был юродивым от рождения, он – юродивый Христа ради, который стал им совершенно сознательно. В 16 лет он решил посвятить жизнь Богу. Служить Господу можно было по-разному: уйти в монастырь, стать отшельником, а Василий решил стать юродивым. Более того, он выбрал подвиг нагоходца, т.е. ходил без одежды и зимой и летом, жил на улице, на паперти, питался подаянием и говорил непонятные речи. Но сумасшедшим Василий не был и, если он хотел быть понятым, говорил вразумительно и люди его понимали.

Несмотря на такие суровые условия жизни, Василий Блаженный прожил очень долгую жизнь даже по нынешним временам и дожил до 88 лет. Похоронили его рядом с собором. Захоронение рядом с храмом было обыденным делом. В то время, согласно православной традиции, у каждого храма существовало кладбище. На Руси юродивых всегда почитали и при жизни, и после смерти и хоронили ближе к церкви.

После кончины Василия Блаженного причислили к лику святых. Как над святым, над его могилой в 1588 году поставили церковь. Случилось так, что эта церковь оказалась единственной зимней во всём соборе, т.е. только в этом храме службы шли каждый день круглый год. Поэтому название этой маленькой церкви, построенной почти на 30 лет позже самого храма Покрова Богородицы на Рву, было перенесено на весь Покровский собор. Его стали звать храмом Василия Блаженного.

Культурный слой у Покровского собора на Красной площади

Интересную деталь можно заметить с восточной стороны храма. Там растёт рябина в… горшке.

Посадили дерево, как и полагается, в грунт, а не в горшок. За многие годы вокруг собора образовался культурный слой изрядной толщины. Покровский собор как бы “врос в землю”. В 2005 году решено было вернуть храму его первоначальные пропорции. Для этого “лишний” грунт сняли и вывезли. А рябина к тому времени уже росла здесь не один десяток лет. Чтобы не губить дерево, вокруг него сделали деревянный чехол.

Колокольня и колокола

С 1990 года собор находится в совместном использовании государства и РПЦ. Здание Покровского собора принадлежит государству, поскольку его финансирование поступает из госбюджета.

Колокольню храма построили на месте разобранной звонницы.

Соборная колокольня действующая. Сотрудники музея звонят сами, их обучал один из ведущих звонарей России Коновалов. Музейные работники сами обеспечивают сопровождение церковной службы колокольным звоном. Звонить в колокола обязательно должен специалист. Музейщики никому не доверяют собрание колоколов Покровского собора.


Фрагмент колокольни Покровского собора

Не умеющий звонить человек, даже хрупкая женщина, может неправильно послать язык и расколоть колокол.

Дополнительные сведения о колоколах и звонах

Древняя соборная звонница была трёхъярусной, трёхпролётной и трёхшатровой. В каждом пролёте на каждом ярусе висели колокола. Звонарей было несколько и они все находились внизу. Система звонов была очепнАя или очЕпная. Колокол намертво крепился к балке и звонили в него, раскачивая не язык, а сам колокол.

Колокола Покровского собора не подтачивали под определённый звук, у них было только три основных тона – один тон внизу юбки, второй – в середине юбки, третий – наверху, а также были десятки обертонов. На русских колоколах сыграть мелодию просто невозможно. Наш звон ритмичный, а не мелодичный.

Для обучения звонарей существовали характерные ритмичные попевки. Для Москвы: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен – плут, а игумен-плут». Для Архангельска: «По-чём трес-ка, по-чём трес-ка, две копейки с половиной, две копейки с половиной». В Суздале: «Голяками припекали, голяками припекали». Для каждой местности был характерен свой ритм.

До последнего времени самым тяжёлым колоколом в России был ростовский колокол «Сысой» весом 2000 пудов. В 2000 году в Московском Кремле заговорил «Большой Успенский» колокол. У него своя история, каждый государь отливал свой собственный Большой Успенский, часто переливая тот, что существовал до него. Современный весит 4000 пудов.

Когда в Кремле звонят колокола, то звонит и колокольня, и звонница. Звонари находятся на разных уровнях и не слышат друг друга. На ступеньках Успенского собора стоит главный звонарь всея Руси и хлопает в ладоши. Его видят все звонари, он отбивает им ритм, как бы дирижирует звонами.
Слушать русские колокола для иноземцев было мукой мученической. Наш звон не всегда был ритмичным, часто – хаотичным, звонари плохо попадали в ритм. Иностранцы от этого страдали – звонили повсеместно, голова раскалывалась от неритмичного какофонического звона. Иноземцам больше нравился западный звон, когда раскачивали сам колокол.

Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы

На восточной внешней стене Покровского собора находится фасадная икона Божьей Матери. Это самая первая фасадная икона, которая появилась здесь в XVII веке. К сожалению от письма XVII века почти ничего не осталось из-за пожаров и многократных поновлений. Икона называется Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными. Она написана на стене храма.

Покровский собор относится к Богородичным храмам. Все здешние фасадные иконы были написаны специально для этого собора. Икона, которая с момента написания находилась на южной стороне колокольни, к концу ХХ века пришла в ужасное состояние. Южная сторона больше всего подвержена разрушительному воздействию солнца, дождя, ветра и перепадов температуры. В 90-е годы образ сняли для реставрации и с огромным трудом восстановили.
После реставрационных работ, оклад иконы не поместился на прежнем месте. Вместо оклада сделали защитный бокс и повесили икону на прежнее место. Но из-за больших перепадов температуры, свойственных нашему климату, икона вновь начала разрушаться. Через 10 лет её вновь пришлось реставрировать. Сейчас икона находится в Покровской церкви. А для южной стороны колокольни написали копию прямо на стене.

Икона на колокольне Покровского собора

Копию освятили когда отмечали 450-летний юбилей собора, на Покров день в 2012 году.

Главы Покровского собора

Завершения церквей, которые мы называем куполом, на самом деле именуется главой. Купол – это перекрытие церкви. Его видно изнутри храма. Над купольным сводом есть обрешётка, на которой закреплена металлическая обшивка.

По одной из версий, в старину на Покровском соборе главы были не луковичные, как сейчас, а шлемовидные. Другие исследователи утверждают, что на таких тоненьких барабанах, как у собора Василия Блаженного, шлемовидных куполов быть не могло. Поэтому, исходя из архитектуры собора, купола были луковичные, хотя доподлинно это не известно. Зато совершенно точно установлено, что изначально главы были гладкими и монохромными. В XVII веке их ненадолго раскрасили в разные цвета.

Главы были покрыты железом, покрашенным в синий или зелёный цвета. Такое железо, если не было пожаров, выдерживало лет 10. Зелёные или синие краски получали на основе окислов меди. Если же главы покрывали немецким лужёным железом, то они могли быть серебристого цвета. Немецкое железо жило лет 20, но не более.

В XVII веке в житии митрополита Ионы упоминаются «фигурные главы разны образцы». Однако все они были монохромными. Пёстрыми они стали с XIX века, может быть чуть раньше, но подтверждения этому нет. Почему главы разноцветные и разной формы, по какому принципу их раскрашивали, сейчас никто не может сказать, это одна из загадок собора.

В 60-е годы ХХ века при масштабной реставрации хотели вернуть собору первоначальный вид и сделать главы монохромными, но кремлёвские чиновники приказали оставить их цветными. Собор узнаваем, в первую очередь, по своим полихромным главам.

Во время войны Красную площадь охраняло сплошное поле аэростатов, чтобы защитить её от бомбёжек. При разрывах зенитных снарядов осколки, падая вниз, портили обшивку глав. Повреждённые главы немедленно ремонтировали, ведь если оставить пробоины, то сильный ветер мог бы полностью «раздеть» купол за 20 минут.

В 1969 году купола покрыли медью. На главы пошло 32 тонны листовой меди толщиной в 1 мм. Во время недавней реставрации обнаружили, что главы находятся в идеальном состоянии. Их всего лишь пришлось перекрасить. Центральная глава на Покровской церкви всегда была позолочена.

В каждую главу, даже в центральную, можно войти. К центральной главе ведёт особая лестница. В боковые главы можно войти через наружные люки. Между перекрытием и обрешёткой есть пространство высотой в человеческий рост, там можно свободно ходить.
Различия в размерах и цветах глав, принципы их украшения пока не поддаются историческому анализу.

Знакомство с Покровский собором продолжим внутри храма, .





Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.

Одной из интереснейших и красивейших достопримечательностей русской столицы является собор Василия Блаженного (фото ниже), известный также под названием храма Покрова Божьей Матери, построенный еще в XVI веке по приказу царя Ивана IV Грозного. Практически каждый человек в стране знает, что находится он на Красной площади, но не всем известна история его возведения и легенды, связанные с ним. Но все же будет мало узнать только о соборе. Святой, в честь которого был построен придел, а позже стал именоваться и сам храм, носил имя Василий Блаженный. История его жизни, деяний и смерти не менее интересна, чем рассказ о строительстве собора.

Версии о создателях

(фото его украшают множество открыток для туристов) был возведен в период с 1555 по 1561 год в память о взятии города-крепости Казани царем Иваном Васильевичем. Существует множество версий того, кто же являлся подлинным создателем этого памятника архитектуры. Рассмотрим только три основных варианта. Первый из них - архитектор Постник Яковлев, носивший прозвище Барма. Это был известный в то время псковский мастер. Второй вариант - Барма и Постник. Это два архитектора, которые участвовали в постройке данного храма. А третья - собор возвел какой-то неизвестный западноевропейский мастер, предположительно из Италии.

В пользу последней версии говорит тот факт, что большая часть зданий Кремля была построена выходцами именно из этой страны. Неповторимый стиль, в котором создан храм Василия Блаженного (фото его прекрасно демонстрируют), гармонично соединил в себе традиции русского и европейского зодчеств. Но стоит сразу отметить, что эта версия не имеет совершенно никакого документального подтверждения.

Существует также легенда, согласно которой все архитекторы, работавшие над проектом храма, были лишены зрения по приказу Ивана Грозного - с той целью, чтобы они больше никогда не смогли построить ничего похожего. Но тут есть одна неувязка. Если автором храма является все же Постник Яковлев, то его никак не могли ослепить. Всего лишь через несколько лет он работал еще и над созданием Кремля в Казани.

Структура храма

Собор имеет всего десять куполов: девять из них расположены над главным строением, а один - над колокольней. В его состав входит восемь храмов. Их престолы освящены только в честь тех праздников, в дни которых происходили решающие сражения за Казань. Все восемь церквей расположены вокруг самой высокой девятой, которая имеет столпообразную конструкцию. Она выстроена в честь покрова Божией Матери и завершается шатром с небольшой главкой. Остальные купола Василия Блаженного выглядят на первый взгляд традиционно. Они имеют луковичную форму, но отличаются друг от друга своим оформлением. Все девять храмов стоят на общем основании и соединены между собой сводчатыми внутренними переходами и обходной галереей, которая в первоначальном варианте была открытой.

В 1558 году к собору Покрова Божией Матери пристроили придел, который был освящен в честь Василия Блаженного. Его возвели на том месте, где ранее находились мощи этого святого. Также его имя дало собору второе название. Примерно через 20 лет храм обзавелся и своей шатровой колокольней.

Первый этаж - подклет

Надо сказать, что собор Василия Блаженного (фото, конечно, этого не показывают) не имеет подвального помещения. Все составляющие его церкви стоят на одном основании, называемом подклет. Он представляет собой сооружение с довольно толстыми (до 3 м) стенами, разделенное на несколько помещений, высота которых составляет более 6 м.

Северный подклет имеет, можно сказать, уникальную конструкцию для XVI века. Его свод выполнен в виде короба без поддерживающих столбов, несмотря на то что у него большая протяженность. В стенах этого помещения имеются узкие отверстия, именуемые продухами. Благодаря им здесь создается особый микроклимат, который остается неизменным на протяжении всего года.

Когда-то все помещения подклета были недоступными для прихожан. Эти глубокие тайники в виде ниш использовались в качестве хранилищ. Раньше они закрывались дверьми. Но сейчас от них остались только петли. Вплоть до 1595 года в подклете хранилась царская казна и наиболее ценное имущество зажиточных горожан.

Чтобы попасть в эти ранее секретные помещения храма Василия Блаженного в Москве, нужно было пройти по белокаменной внутристенной лестнице, о которой знали лишь посвященные. Позже за ненадобностью этот ход заложили и забыли о нем, но в 30-х годах прошлого века он был случайно обнаружен.

Придел, организованный в честь Василия Блаженного

Он представляет собой церковь кубической формы. Она перекрыта крещатым сводом с маленьким световым барабаном, увенчанным главкой. Само покрытие этого храма сделано в том же стиле, что и верхние церкви собора. Здесь на стене имеется стилизованная надпись. Она сообщает, что церковь Василия Блаженного была пристроена в 1588 году прямо над захоронением святого сразу после его канонизации по распоряжению царя Федора Ивановича.

В 1929 году храм был закрыт для богослужений. Только в конце прошлого века его декоративное убранство, наконец, восстановили. Память Василия Блаженного почитают 15 августа. Именно эта дата 1997 года явилась начальной для возобновления богослужений в его церкви. В наши дни над самим захоронением святого стоит рака с его мощами, украшенная тонкой резьбой. Эта московская святыня является наиболее почитаемой среди прихожан и гостей храма.

Убранство церкви

Надо признаться, что невозможно в одной статье воспроизвести на словах все те красоты, которыми славится храм Василия Блаженного. Описание их заняло бы не одну неделю, а возможно, и месяцы. Остановимся лишь на подробностях убранства церкви, освященной в честь именно этого святого.

Ее масляная роспись была приурочена как раз к 350-летию начала возведения собора. На южной и северной стенах изображен Василий Блаженный. Картины из его жития представляют эпизоды о чуде с шубой и спасении на море. Под ними, на нижнем ярусе, расположен древнерусский орнамент из полотенец. Кроме того, на южной стороне церкви висит большемерная икона, рисунок которой сделан на металлической поверхности. Этот шедевр был написан в 1904 году.

Западная стена украшена храмовым образом Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус содержит изображения святых, которые покровительствуют царскому дому. Это мученица Ирина, Иоанн Предтеча, и Федор Стратилат.

Паруса свода заняты изображением Евангелистов, перекрестия - Спасом Нерукотворным, Иоанном Предтечей и Богоматерью, барабан украшен фигурами праотцов, а купол - Спасом Вседержителем.

Что касается иконостаса, то он был выполнен согласно проекту А. М. Павлинова в 1895 году, а написанием икон руководил знаменитый московский реставратор и иконописец Осип Чириков. Его подлинный автограф сохранился на одной из икон. Кроме того, иконостас еще имеет и более старинные изображения. Первое - икона «Богоматерь Смоленская», относящаяся к XVI веку, а вторая - образ Святого Василия Блаженного, где он изображен на фоне Красной площади и Кремля. Последний датируется XVIII веком.

Колокольня

В середине XVII столетия ранее выстроенная звонница находилась в ужасном состоянии. Поэтому ее решили сменить на колокольню в 80-х годах того же века. Кстати, она стоит до сих пор. Основанием для колокольни служит высокий и массивный четверик. Сверху на нем воздвигнут более изящный и ажурный восьмерик, сделанный в виде открытой площадки, которая ограждена восемью столбами, а они, в свою очередь, вверху соединяются арочными пролетами.

Колокольня увенчана восьмигранным довольно высоким шатром с ребрами, украшенными разноцветными изразцами с синей, белой, коричневой и желтой поливой. Его грани покрывает зеленая фигурная черепица и небольшие окошки, которые при звоне колоколов могут значительно усилить их звук. На самой верхушке шатра расположена маленькая луковичная главка с золоченым крестом. Внутри площадки, а также в арочных проемах подвешены колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX веках знаменитыми русскими мастерами.

Музей

Покровский собор в 1918 году был признан советской властью историческим памятником архитектуры не только национального, но и международного значения и взят под госохрану. Именно тогда его стали считать музеем. Первым его смотрителем был Иоанн Кузнецов (протоиерей). Надо сказать, что после революции храм находился, без преувеличения, в весьма бедственном положении: были выбиты почти все стекла, крыша во многих местах дырявая, а зимой прямо внутри помещений лежали снежные сугробы.

Через пять лет на базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс. Первым его заведующим стал Е. И. Силин - научный сотрудник Московского исторического музея. Уже 21 мая храм осмотрели первые посетители. С этого времени началась работа по укомплектованию фонда.

Музей под названием «Покровский собор» в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Через год храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 30-х годах прошлого века поползли слухи о том, что его планируют снести. Но ему все-таки посчастливилось избежать такой участи. Несмотря на то что здесь почти целое столетие ведутся храм всегда открыт для москвичей и гостей столицы. За все время музей закрывался только раз, когда шла Великая Отечественная война.

После окончания войны сразу же были приняты все меры по восстановлению собора, поэтому ко дню празднования 800-летия столицы музей опять заработал. Он снискал себе широкую известность еще во времена Советского Союза. Надо отметить, что музей отлично знали не только в СССР, но и во многих других странах. С 1991 года храм находится в пользовании как Православной церкви, так и Государственного исторического музея. После долгого перерыва здесь наконец-то возобновили богослужения.

Детство святого

Будущий московский чудотворец Блаженный Василий родился в самом конце 1468 года. Согласно преданию, это случилось прямо на паперти Елоховского храма, возведенного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были простыми людьми. Когда он подрос, его отдали обучаться сапожному ремеслу. Со временем его наставник начал замечать, что Василий не такой, как все остальные дети.

Примером его неординарности может служить такой случай: как-то один купец привез в Москву хлеб и, увидев мастерскую, зашел заказать себе сапоги. При этом он просил, чтобы обувь он не мог сносить и за год. Услышав эти слова, Блаженный Василий заплакал и пообещал, что купец не успеет даже стоптать эти сапоги. Когда ничего не понявший мастер спросил у мальчика, почему он так думает, ребенок объяснил своему учителю, что заказчик не сможет надеть сапоги, так как вскоре умрет. Это пророчество сбылось буквально через несколько дней.

Признание святости

Когда Василию исполнилось 16 лет, он перебрался в Москву. Именно здесь начался его тернистый путь в качестве юродивого. По словам очевидцев, Блаженный Василий ходил по улицам столицы босой и нагой практически круглый год, независимо от того, был ли лютый трескучий мороз или летний палящий зной.

Странным считался не только его но и поступки. К примеру, проходя мимо рыночных ларьков, он мог пролить сосуд, наполненный квасом, или опрокинуть прилавок с калачами. За это Василий Блаженный был часто бит рассерженными торговцами. Как ни странно это звучит, он всегда с радостью принимал избиения и даже благодарил Бога за них. Но как позже выяснялось, разлитый квас был негодным, а калачи плохо выпеченными. Со временем в нем признали не только обличителя неправды, но человека Божия и юродивого.

Вот еще один случай из жизни святого. Как-то один купец решил построить каменную церковь в Москве, на Покровке. Но почему-то ее своды трижды обрушивались. Он пришел к Василию Блаженному испросить совета по этому поводу. Но тот отправил его в Киев, к убогому Иоанну. По приезде в город купец отыскал нужного ему человека в бедной хате. Иоанн сидел и качал люльку, в которой никого не было. Купец спросил у него, кого же он все-таки качает. На ответил ему, что убаюкивает он свою матушку за его рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил о своей матери, которую выгнал некогда из дома. Ему сразу же стало ясно, почему у него не получается достроить церковь. Возвратившись в Москву, купец нашел свою мать, попросил у нее прощения и забрал домой. После этого ему с легкостью удалось достроить церковь.

Деяния чудотворца

Блаженный Василий всегда проповедовал милосердие к ближним и помогал тем, кому стыдно было просить подаяние, при этом нуждаясь в помощи более остальных. По этому поводу есть описание одного случая, когда он отдал все подаренные ему царские вещи заезжему купцу-иностранцу, который по воле случая потерял абсолютно все. Торговец уже несколько дней ничего не ел, но не мог попросить о помощи, так как на нем была дорогая одежда.

Василий Блаженный всегда строго осуждал тех, кто подавал милостыню исходя из корыстных побуждений, а не из сострадания к бедности и несчастью. Ради спасения ближних он даже заходил в корчмы, где утешал и старался ободрить самых опустившихся людей, видя в них зерна доброты. настолько очистил свою душу молитвами и великими подвигами, что ему был открыт дар предвидения. В 1547 году Блаженный сумел предсказать великий пожар, случившийся в Москве, а своей молитвой он потушил пламя в Новгороде. Также его современники утверждали, что как-то раз Василий упрекнул самого царя Ивана IV Грозного, так как он во время проведения богослужения думал о строительстве на Воробьевых горах своего дворца.

Умер святой 2 августа 1557 года. Тогдашний Московский митрополит Макарий со своим духовенством совершили погребение Василия. Он был похоронен у Троицкой церкви, где в 1555 году начали строить Покровский храм в память о покорении Казанского ханства. Спустя 31 год, 2 августа, этот святой был прославлен Собором, во главе которого стоял Патриарх Иов.

Современники описывали его примерно одинаково, и обязательно упоминали о трех особенностях: он был чрезвычайно худ, носил минимум одежды и в руке всегда имел посох. Именно таким предстает перед нами Василий Блаженный. Фото икон и картин с его изображением представлены в этой статье.

Почитание этого святого чудотворца в народе было настолько велико, что Покровский собор стали величать его именем. Кстати, его вериги до сих пор находятся на сохранении в Духовной академии столицы. Все, кто хочет полюбоваться прекрасным памятником средневековой архитектуры, могут найти его по адресу: храм Василия Блаженного.

Loading...Loading...