Курс по правовому обеспечению управления государством. Введение в дисциплину

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Государственное управление - важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов общества, государства, граждан и их объединений в рамках действующего законодательства.

В процессе государственно - управленческой деятельности исполнительных органов и должностных лиц используются различные способы осуществления управляющего воздействия, в которых с наибольшей наглядностью проявляется содержание государственной деятельности по управлению важнейшими сферами жизни общества.

Именно управленческие связи по универсальному типу «субъект-объект» в максимальной степени выражают содержание повседневного процесса функционирования всех звеньев государственно-властного механизма, созданного для претворения в жизнь управленческой миссии государства.

Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Управленческая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, служащих осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Всякая деятельность по управлению характеризуется собственным содержанием, то есть конкретными связями, принципами, процессами, участниками и элементами; всякое содержание управления имеет конкретную форму своего внешнего выражения.

1. Понятие, характеристика и классификация методов муниципального у правления

1.1 Понятие и ха рактеристика методов управления

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Метод управления -- это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения, какой либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По мнению А. И. Гаврилова, методы управления -- важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

Метод управления -- это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов. Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентирована на систему (Объект) управления (фирма, отдел и т.д.). Содержание -- это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма -- воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же -- они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

1. организационно -- административные, основанные на прямых директивных указаниях;

2. экономические, обусловленные экономическими стимулами; 3. социально -- психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. По мнению А. И. Гаврилова, классификация включает следующие методы управления:

Административные (организационно-распорядительные);

Экономические;

Социально-психологические;

Воспитательные и др.

Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности. Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления. Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.

Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно -распорядительные и правовые, социально-психологические.

Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.

Механизм муниципального управления подразделяется на несколько подсистем: организационную, экономическую, финансовую, бюджетную и др. Данные подсистемы между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляя сложную интеграционную совокупность. Регулирование или совершенствование одной из них влечёт изменения в другой или цепную реакцию по всей муниципальной системе. Каждому направлению муниципального управления, определяемого конкретным предметом ведения местного самоуправления, характерен набор функций управления и свой комплект инструментов реализации (перечень их не исчерпан) для решения задач, позволяющие выработать тактическую цель, управленческий алгоритм, выявить необходимое информационное и организационное обеспечение, определить задания для муниципальных служб и условия их реализации.

Совокупность методов управления получает статус подсистем обеспечения (экономическая, организационная, правовая, социально-психологическая) взаимодействия субъекта и объекта управления, в качестве которых выступают органы местного самоуправления и определённые виды целесообразной деятельности людей на территории муниципального образования.

К основным методам управления следует отнести и некоторые специфические методы, свойственные только прогрессивным механизмам, например: программно-целевой, способствующий ускоренному развитию социально-экономической системы.

Формы воздействия на процессы жизнедеятельности населения и функционирования муниципального хозяйства весьма разнообразны и включают: бюджетные, налоговые, законодательные, общественно-политические, ресурсные, рыночные, информационные и другие, а также их разновидности и различные сочетания и комбинации. Метод управления -- это способ достижения целей управления. Методы управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы. В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом:

Методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;

Методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.);

Методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.

Применение этих методов, используемых в сфере муниципального управления, помогает решать такие проблемы в муниципальном образовании, как поддержка социально незащищенных групп населения, безработица, решение национальных вопросов и т.д. Отметим, что в практике управления все перечисленные выше методы управления находятся во взаимодействии. Нет плохих или хороших методов муниципального управления. Для каждой ситуации имеют место «свои» методы или свое особое сочетание методов управления.

2. Экономические методы муниципального управления

Большую роль в повышении эффективности общественного производства и улучшении благосостояния трудящихся играет система экономического стимулирования. Являясь важнейшим элементом хозрасчета, данная система способствует установлению непосредственной зависимости между уровнем эффективности производства и размером денежных средств, заработанных предприятием для расширения производства, материального поощрения работников, улучшения их социального положения. Система экономического стимулирования отражает хозяйственную самостоятельность предприятий в рамках единого хозяйственного механизма. Одновременно с этим она используется государством для экономического воздействия на работу предприятия и личную материальную заинтересованность его работников. Отсюда вытекает, что система экономического стимулирования выполняет экономические функции двоякого рода. Экономические методы управления -- это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов -- создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ. Экономические методы управления главной своей задачей ставят материальное стимулирование труда работников. Следует отметить, что до недавнего времени экономические методы управления считались самыми действенными, ведь работник работает для того, чтобы заработать деньги. Но, в последнее время это убеждение подверглось критике, не менее важен для работника и его социальный статус и социальные гарантии. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов -- в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

Базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);

Оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);

Непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

Побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество. Использование системы экономических методов на государственных и муниципальных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями. Фонд материального поощрения используется конкретно на выплату премий и вознаграждений, для оплаты работникам очередных отпусков в части, соответствующей их доле заработной платы. По согласованию с трудовыми коллективами администрация предприятий может передать часть средств фонда предприятиям-смежникам, строительным, научно-исследовательским и технологическим организациям для стимулирования решения сложных технологических проблем, а также ускоренного выполнения работ по техническому перевооружению основных фондов. Кроме того, часть фонда может быть передана в фонд социального развития с целью использования в первоочередном порядке на финансирование строительства объектов социально-культурного назначения. С согласия трудового коллектива средства фонда материального поощрения используются на покрытие перерасхода фонда заработной платы. Неиспользованные остатки средств фонда материального поощрения изъятию не подлежат и используются в следующем году.

Непрерывные общественные изменения порождают проблему отставания выработанной системы показателей, вынуждают постоянно вносить в нее существенные коррективы. Сами показатели эффективности нередко весьма неоднозначны (что лучше отражает эффективность системы здравоохранения -- число здоровых или больных?) Еще сложнее обстоит дело с выявлением личного вклада отдельного служащего в достигнутые результаты. Последнее ставит во главу угла обеспечение неукоснительного, исчерпывающего, результативного исполнения служащими своих должностных обязанностей, оставляя за экономическим стимулированием роль важного, но вспомогательного, дополнительного средства.

Широкомасштабное внедрение в организацию муниципальной службы рыночных механизмов, экономических показателей -- не только не способно кардинально решить проблему ее эффективности, но и создает для нее дополнительные угрозы, ведет к коммерциализации государственной службы. Это искажает ее принципы, подрывает ее основы, способно разрушить даже то немногое, что уже сделано и состоялось в России в области создания эффективной и ответственной перед обществом муниципальной службы.

2.1 Социально-психологические м етоды муниципального управления

Социальные методы -- это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность.

Социально-психологические методы управления -- это способы воздействия на социальные интересы как населения муниципального образования, так и работников, занятых в сфере муниципального управления.

Социологические методы управления реализуют закономерности функционирования и развития коллективов и сообщества. К этой группе относятся следующие методы:

а) методы управления социально-массовыми процессами;

б) методы управления группами;

в) методы управления групповыми явлениями и процессами;

г) методы социального нормирования;

д) методы ролевых изменений;

е) методы социального регулирования.

Психологические методы в управлении предполагают использование не только психологических методов в чистом виде, но всего комплекса психологических знаний, которые в рабочей ситуации подсказывают правильное решение, позволяют понять и оценить происходящее.

К основным типам психологических методов управления относятся: психологические методы профессионального отбора и обучения, психологические методы организации и гуманизации труда, методы мотивации трудового поведения. В этих методах учитываются темперамент, характер, способности и задатки человека.

Психологические методы -- это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей.

Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывает и в своей деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага муниципального учреждения.

Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности.

Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей имеет высокую результативность. Различают следующие группы психологических методов:

1. методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;

2. методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений между руководителем и подчиненными;

3. методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность (Окраска помещений, музыкальное сопровождение и т.д.); муниципальный экономический правовой управление

4. методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в организации.

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся:

Моральное поощрение,

Социальное планирование,

Убеждение,

Внушение,

Личный пример,

Регулирование межличностных и межгрупповых отношений,

Создание и поддержание морального климата в коллективе.

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

Знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);

Сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);

Мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);

Хотеть (они должны быть мотивированы).

Прежде всего, следует обеспечить сотрудника

Возможностями выполнить работу,

Определить его рамки действий,

Четко сформулировать цели и задачи,

Создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

2. 2 Методы правового регулирова ния государственного управления

Рассмотрение вопроса о формах управления влечет за собой анализ другого правового явления в управленческой теории и практике - метода осуществления управленческих действий. Под методами осуществления управленческих действий понимаются способы (приемы) воздействия органа исполнительной власти (должностного лица) как субъекта управления на объект управления, который используется для достижения поставленных целей и задач государственного управления.

К числу традиционных признаков (или характерных черт) методов управления можно отнести следующие:

1) Методы управления тесно связаны с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.

2) Методы управления выражают упорядочивающее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.

3) Методы управления находят свое непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами государственного управления.

4) Методы управления используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.

5) Метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект.

6) Учитывая многообразие приемов и способов реализации управления, метод управления является определенной возможностью решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти.

7) В методах управления в определенном объеме выражается публичный интерес, управляющая воля государства.

8) Метод управления всегда непосредственно выражает полномочия юридически-властного характера, исходящие от государства и его исполнительного аппарата.

9) Для методов управления характерна правовая форма их практического выражения, что проявляется в правовых актах управления.

10) Выбор конкретных методов управления зависит от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти и объектов управления. Среди методов управления различают:

а) методы управляющего воздействия, которые называются также административно-правовыми методами. Они всегда имеют юридически властное значение и выражение;

б) методы организации работы аппарата управления (имеют частное значение);

в) методы совершения отдельных управленческих действий (имеют процедурный характер).

В основе административно-правовых методов в соответствующих вариантах проявляются два универсальных метода воздействия на волю, сознание, поведение людей и их коллективов, а именно - убеждение и принуждение. Убеждение выражается в применении комплекса различных приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения в сфере реализации исполнительной власти. Практически убеждение выражается в разнообразных формах поощрения, стимулирования, профилактики, внушения. Принуждение состоит в применении комплекса различных способов и приемов принудительного обеспечения должного поведения. Так, в частности, в случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности либо в иных мер административного или дисциплинарного принуждения.

Методы управления подразделяются также на административные (прямые) и экономические (косвенные).

Административные методы воздействуют на сознание, волю и поведение лиц, которым они адресованы. При их реализации не происходит прямого экономического влияния на субъектов права; материально-имущественные последствия их применения либо отсутствуют вообще, либо незначительны.

Административные методы можно классифицировать по различным основаниям:

В зависимости от формы выражения административные методы управления могут быть правовыми (содержатся в нормативно-правовых актах и имеют свое правовое содержание) и организационными (характеризуются осуществлением организационно-управленческих действий);

На основе административно-правовых признаков выделяются нормативные (применяются в целях принятия нормативных правовых актов) и индивидуальные (применяются с целью принятия индивидуального административного акта)

По степени управляющего воздействия на объекты управления различают императивные, уполномочивающие и поощрительно-рекомендательные методы управления. Императивные методы содержат запреты, прямые административные команды, государственно-властные предписания. Уполномочивающие методы разрешают совершать определенные действия или принимать соответствующие акты управления. Поощрительно-рекомендательные методы содержат поощрения и рекомендации по осуществлению соответствующих действий. Применение экономических методов обеспечивает удовлетворение материальных интересов объектов управления при достижении их должного поведения. Экономические методы воздействуют на объекты управления не прямо, а косвенно, так как их управляющее воздействие достигается путем воздействия на материальные интересы субъектов, то есть опосредованно (материальное поощрение, предоставление различных льгот). В то же время убеждение часто является недостаточным средством воздействия на отдельных лиц, поэтому государство прибегает к административному принуждению.

Административное принуждение - это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.

Выдающийся отечественный ученый Ю.М. Козлов выделял следующие особенности административного принуждения:

а) административное принуждение, как правило, представляет собой внесудебное применение соответствующих принудительных мер;

б) меры административного принуждения применяются не всеми исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми из них, которые наделены для этого специальными полномочиями;

в) меры административного принуждения не имеют четких границ, ибо могут применяться только в отношении третьих лиц, то есть не находящихся в прямом подчинении органов (должностных лиц), полномочных применять указанные меры;

г) меры административного принуждения являются средством обеспечения исполнения требований не всех административно-правовых форм, а только содержащих общеобязательные правила поведения. Так, правила пожарной, экологической безопасности в самом названии выражают ведомственную направленность, но по сути обязательны для всех.

д) меры административного принуждения используются не только в сфере государственного управления. В этом отношении наглядно проявляется роль мер административного принуждения в сфере действия норм конституционного, трудового, финансового и других отраслей права.

е) меры административного принуждения имеют различные основания для своего применения;

ж) применение мер административного принуждения носит оперативный характер;

з) отношения, возникающие при применении норм административного принуждения, не требуют согласия второй стороны, каковой является лицо, поведение которого вызывает необходимость их применения.

Меры административного принуждения разнообразны, но все они имеют властно-принудительный характер. По целевому назначению выделяют следующие виды мер административного принуждения:

Административно-предупредительные меры;

Административно-пресекательные меры;

Меры административной ответственности (административно-наказательные меры).

Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления. Наиболее типичными являются следующие административно предупредительные меры:

1) контроль и надзорные проверки;

2) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);

3) проверка документов, удостоверяющих личность;

4) административное задержание;

5) введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

6) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

7) освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;

8) реквизиция имущества;

9) закрытие участков государственной границы.

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами и должностными лицами. К их числу, например, относятся:

1) требования прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);

2) непосредственное физическое воздействие;

3) применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждении;

4) административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении;

5) применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);

6) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

7) временное отстранение от работы инфекционных больных;

8) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

9) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.

Заключение

Методы управления -- это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.

Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.

Экономические методы управления -- это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов -- создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ.

Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления. Местная администрация осуществляет свои функции двумя методами правовыми и организационными.

Правовой метод предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам находящимся в компетенции муниципальных исполнительных органов.

Правовые методы муниципального управления -- это совокупность способов воздействия органов муниципального управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов в пределах своей компетенции.

Социально-психологические методы -- это приемы и способы управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии с целью повышения их трудовой и творческой активности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на коллективы в процессе их взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

В практику государственного и муниципального управления все больше проникают методы управления, оправдавшие себя на уровне основного производственного звена, прежде всего в частном секторе. Это относится и к формированию временных рабочих групп, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления. В практику регионального управления внедряются современные информационные технологии, управление развитием региона все в большей мере основывается на управленческих и финансовых нововведениях. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой главным было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. При этом результатом становится не только высокая эффективность на всех уровнях управления и в целом по региону, но и повышение уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, инфраструктуры.

Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения. Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием региона неразрывно связаны с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество. Главный компонент социально-экономического развития -- это воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

В соответствии с задачами в работе были охарактеризовано понятие формы государственного управления, изучены признаки правовой формы управления, рассмотрены виды форм государственного управления, а также рассмотрены методы управленческих действий.

Можно сделать вывод, что практическое значение форм управления заключается в том, что посредством использования их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного мнения.

В основе административно-правовых методов проявляются два универсальных метода воздействия на волю, сознание, поведение людей и их коллективов, а именно - убеждение и принуждение.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 10 октября.

2. Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления: Учебник. М.: РАГС, 2012г.

3. Барциц И.Н. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2011г.

3. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2004. 874 с.

4. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. М.: Наука, 2012. 564 с.

5. Пылин В. В. Основы и принципы местного самоуправления // Журнал российского права. № 7/8. С. 26 -- 32.

6. Салов О. Уроки формирования экономической базы местного самоуправления // Федерализм. 2001. № 1. С. 127 -- 148.

7. Тихомиров Ю. А. Муниципальное право: Учебник. М.: Норма, 2013. 564 с.

8. Уткин Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2011 г. 304 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Организация аппарата государственного и муниципального управления. Понятие и характеристики, основные виды органов государственного управления и способы их формирования. Политический механизм системы государственного и муниципального управления.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2017

    Сущность социального метода муниципального управления. Морально-этические методы государственного управления и их роль в процессе профессионального становления и деятельности государственных служащих. Особенности психологических методов управления.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2012

    Понятие и виды методов управления. Экономические методы муниципального управления. Оперативный, тактический и стратегический уровни планирования развития. Хозяйственный расчет как метод, стимулирующий персонал. Ценовая, бюджетная и налоговая политика.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2009

    Сущность государственного управления. Методы государственного и муниципального управления. Особенности органичной и догоняющей модернизации, их достоинства и недостатки. Специфика модернизации государственного и муниципального управления в России.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Теоретические основы методов управленческой деятельности. Классификация методов государственного и муниципального управления. Экономические методы муниципального управления в Нижегородской области. Рекомендации по совершенствованию экономических методов.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2012

    Теоретические аспекты государственного и муниципального управления. Анализ деятельности органов государственного и муниципального управления в России (IX-XVIII веков). Основные факторы, обусловившие неизбежность реформы центрального управления в России.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Организационная среда государственного и муниципального управления. Прямые и обратные связи. Факторы внутренней среды государственной администрации. Функционально-структурная подсистема государственного управления. Критерии распределения функций ведомств.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2017

    Децентрализация государственного управления - фактор развития планирования в структурах местного управления. Особенности и специфика процесса планирования. Роль планирования в управлении, функции и стратегии. Планирование работы муниципального управления.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Определение понятий "система государственного управления" и "местное самоуправление". Важнейшие элементы кадровой политики. Недостаточная квалификация специалистов - как основная проблема в системе государственного и муниципального управления.

    эссе , добавлен 09.11.2010

    Природа и характеристики государственного и муниципального управления. Понятие и особенности публичной власти. Государственная власть. Государственное и муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Характеристика принципов их соотношения.

Учебник предназначен для формирования у студентов целостного представления о современном состоянии системы правового обеспечения государственного и муниципального управления, знаний действующего законодательства в указанной сфере, а также навыков его анализа и применения.
Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление «Юриспруденция», «Политология» слушателей курсов повышения квалификацию государственных и муниципальных служащих, а также широкого круга граждан, интересующихся путями совершенствования системы правового обеспечения государственного и муниципального управления.

Объект, предмет, методы, цели и задачи учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления».

Предмет любой дисциплины определяется кругом тех основных вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках. Предметом изучения учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» являются действующее российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления, правоприменительная практика в изучаемой сфере, а также доктринальные положения о правовом обеспечении государственного и муниципального управления. В связи с этим мы разделяем научную позицию Р. А. Ромашова, отмечающего, что «при помощи норм права регулируются наиболее важные общественные отношения. Поэтому правила, закрепляемые при помощи норм, являются общезначимыми». Как видим, автор четко поясняет свое понимание того, что наиболее важные общественные отношения являются предметом правового регулирования. Объект, предмет, методы, цели и задачи учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления».

Любая учебная дисциплина имеет свой объект и предмет изучения. Объект показывает, что изучает данная дисциплина. Объектом изучения рассматриваемой учебной дисциплины являются общественные отношения, связанные с формированием системы правового обеспечения государственного и муниципального управления, ее состояние и тенденции развития.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правовое обеспечение государственного и муниципального управления, Осейчук В.И., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Гражданское право, Методические указания, Асташкин Р.С., 2019
  • Налоговые споры, Проблемы, анализ, решение, Караханян С.Г., Баталова И.С., 2008
  • Введение в систему математического образования России, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Лебедева С.В., 2014

Понятие правового регулирования общественных отношений.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Признаки: - один из видов социального регулирования, т.е. кроме права есть и другие социальные регуляторы; - исходит со стороны государства; - воздействует на общественные отношения и имеет целью их упорядочить; - воздействие, которое осуществляет при помощи норм позитивного права и других правовых норм (механизм правового регулирования). Механизм правового регулирования: - норма права; - правоотношения; - акты реализации и применения права; - акты толкования права; - юридические факты; - правосознание; - правовая культура. Правовое воздействие – это все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Оно шире правового регулирования и осуществляется в трех формах: 1. Информационное воздействие (право сообщает, какие отношения, каким образом им урегулированы). 2. Ценностно-ориентированное воздействие. 3. Правовое регулирование. В зависимости от конкретных правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование: - Нормативное правовое регулирование – регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. – индивидуальное правовое регулирование – регулирование, которое осуществляется различными индивидуальными правовыми средствами. Не носит общего характера, т.к. конкретным субъектам, как правило, следует за нормативными, дополняя и корректируя его, применительно к конкретному случаю: - координационное – происходит между равными субъектами. – субординационное – осуществляется не равными субъектами, находится в отношения власти подчинения, например, прием на работу, приказ об увольнении.

Сущность, предмет правового обеспечения государственного и муниципального управления.

Правовое регулирование государственного управления имеет особый предмет, поскольку связано главным образом с юридическим определением средств, способов и процедур реализации государственной власти в управленческих процессах. Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности, выступающих предметом правого обеспечения государственного управления: - отношения между государственным аппаратом и обществом, гражданами, благодаря и посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); - отношения внутри государственного аппарата, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий); - волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, причем по причине как профессионального несения государственной службы (кадровый состав государственных органов), так и обращения в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.



Правовые средства и методы обеспечения функционирования государственного и муниципального управления.

Метод правового регулирования характеризуют два явления: субъект (источник) правового регулирования, т.е. орган, уполномоченный на издание соответствующих правовых норм; смысл и содержание самих правовых норм. Субъект (источник) правового регулирования государственного управления указывает на возможности, характер и пределы деятельности определенных государственных органов по изданию правовых норм в области управления. Различают: - централизованное (метод субординации), при котором сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах органами государственной власти государства в целом либо его субъектов в рамках их компетенции и объектов юрисдикции; - децентрализованное (метод координации), при котором правовое регулирование осуществляется посредством согласования, договоров, принятия совместных актов, поддержки инициативы снизу несколькими органами государственной власти. Среди способов правового регулирования различают: - позитивное обязывание – возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия; - запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; - дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Юридические нормы: - регулятивные нормы, состоящие из предписаний, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей (обязывающие, запрещающие и управомочивающие); - охранительные нормы, которые направлены на регламентацию мер юридической ответственности и порядка применения санкций (государственно-принудительных мер); - специализированные нормы, имеющие свойства дополнения и развертывания регулятивных и охранительных норм. Среди них: общие – фиксирующие в обобщенном виде определенные элементы общественных отношений; дефинитивные – закрепляющие в обобщенном виде признаки данной правовой категории; - декларативные, содержащие формулировки правовых принципов, а также задач данной совокупности юридических норм; - оперативные – предписание по отмене действующих нормативных положений или распространению данных норм на новый круг общественных отношений, по продолжению норм на новый срок и др.; коллизионные – регулирующие выбор между нормами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Причины, обусловившие введение в оборот категории «правовое обеспечение государственного и муниципального управления»

Государственное управление - целенаправленная деятельность органов власти и должностных лиц в реализации выбранного политического курса. Управление такого типа обеспечивается путем выработки и утверждения законных актов.

Целью муниципального управления является эффективное использование и развитие инфраструктуры, направленной на повышение благосостояния людей проживающих на территории муниципального образования.

Правовое обеспечение является совокупностью правовых норм, определяющих создание, статус и функциональность. В состав правового обеспечения входят законы, постановления, приказы и т.д. источниками правового обеспечения государственного и муниципального управления являются: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Указы Президента, Постановления правительства, законодательство субъектов РФ.

· Конституция (от лат. constitutio устройство, установление, сложение) - нормативный правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и человека. Конституция РФ - базовый закон государства - принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью. Именно поэтому Конституции принимаются народом или от имени народа. Особенность субъекта, принимающего Конституцию, обусловливает важнейшую черту ее понятия: она носит учредительный характер. Конституция учреждает основы государственного и общественного строя, механизм осуществления государственной власти. Она носит учредительный характер и потому, что все ее предписания являются первичными и им не могут противоречить другие, издаваемые государственными органами акты. Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов и такие ее черты и свойства, как легитимность, стабильность, реальность, верховенство.

· Федеральный конституционный закон РФ - разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией. Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.. Федеральный закон федеральный законодательный акт РФ, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального собрания. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов. После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию (Сборник Законодательства РФ, «Российская газета», дополнительно «Парламентская газета») и вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат. 4. Субъекты (источники) правового обеспечения государственного и муниципального управления.

· Указ Президента РФ указ (решение), принимаемое Президентом РФ в пределах его компетенции. Указы и распоряжения (акты) Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России, могут носить нормативный и ненормативный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы обладают высшей юридической силой после Конституции РФ и федеральных законов, являются подзаконными правовыми актами. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Указы, восполняющие пробелы правового регулирования в сфере исключительного регулирования федеральных законов, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов (предполагается, что принятие Президентом таких указов обязывает его в порядке законодательной инициативы внести в Государственную Думу соответствующий проект закона).

· Постановление Правительства РФ акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ. Постановление широко распространенную разновидность правовых актов. основные свойства постановления с точки зрения порядка принятия состоят в коллегиальной процедуре. С точки зрения содержания постановлениями регулируются управленческие вопросы Подписывается Председателем Правительства РФ, обязательны к исполнению в РФ, в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ, может быть также признано не соответствующим Конституции РФ решением Конституционного суда РФ. Подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования постановлений Правительства РФ осуществляет Аппарат Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, содержащие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В постановлениях Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу. Распоряжение Правительства РФ издается по конкретным, узким вопросам и не должно противоречить не только конституционным и законодательным нормам, но и указам президента РФ

· Постановления - регулируются управленческие вопросы, принимаются в порядке обсуждения, согласования, одобрения, отражает коллективную позицию, тогда как ведомства. Несмотря на то, что органы исполнительной власти используют данную форму, ее теоретическая, концептуальная разработка в контексте ведомственного правотворчества отсутствует Правила - представляют собой подзаконные правовые акты, «устанавливающее порядок чего-нибудь» Правила описывают поведение субъектов права, их взаимодействие. Инструкция - (лат. instuctio - наставление, устройство) - это разновидность самостоятельного нормативного акта, издаваемого в порядке уточнения (разъяснения) реализации положений вышестоящего нормативного акта. Положение представляет собой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, организаций, системы однородных органов. Приказ - вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными: нормативный приказ вводит в действие общие инструкции функциональные обязанности и т. д.; индивидуальный (ненормативный) приказ ставит задачу по выполнению определенных индивидуальных действий, должен быть выполнен точно и в срок с представлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему приказ Распоряжение в государственном и административном праве вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. В отличие от приказа, распоряжение, как правило, не носит нормативного характера, и издается по оперативным, текущим вопросам. Однако это не исключает существования нормативного распоряжения.

· Законы субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. К основным разновидностям Закона субъекта. РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ. 4. Субъекты (источники) правового обеспечения государственного и муниципального управления. В систему муниципальных правовых актов входят: 1)устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Структура правового обеспечения включает в себя последовательно используемые юридические средства: правовые нормы; правоотношения; акты реализации и применения права. Стадиями механизма правового регулирования являются: правотворчество; возникновение субъективных юридических прав и обязанностей; применение права. По используемым средствам правовое регулирование может быть нормативным или индивидуально - правовым. В первом случае главную роль играют нормы права, во втором - акты применения права. Целью правового регулирования является правомерное поведение субъектов права. Эффективность правового регулирования определяется соответствием конечного результата правового регулирования целям, поставленным законодателем в правовой норме. Юридические нормы действенны тогда, когда они соответствуют объективным условиям и закономерностям развития общества, в котором они действуют. конституционный президент правовой муниципальный

Выделим причины, обусловившие введение в оборот категории «правовое обеспечение государственного и муниципального управления».

1. Правовая защита граждан.

Право на защиту является элементом - правомочием, входящим в содержание всякого субъективного гражданского права. Поэтому субъективное право на защиту - это юридически закрепленная возможность наделенного правами лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.

2. Повышение эффективности управления.

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

3. Вовлечение граждан в управление для реализации демократического управления.

Вовлечение граждан, институтов общества в процесс выработки и реализации общезначимых управленческих (политических и административных) решений соответствует концепции нового демократического государственного управления, в центре которого - качество решений и деятельности государственных органов власти и управления

4. Регулирование деятельности органов управления на разных уровнях управления.

Оптимальный путь развития государственно - административного управления - это постоянные адаптационные реакции системы управления на преобразования, которые происходят в обществе. Приспособление управленческих структур к меняющимся условиям требует проведения через определенные периоды реорганизации государственных учреждений с целью использования ими инновационных возможностей для выполнения своих базовых задач.

5. Разграничение предметов ведения.

Для Российской Федерации проблема разграничения предметов ведения является особенно важной и во многом актуальной, поскольку отсутствие механизмов эффективного взаимодействия центра с субъектами порождает серьезные, подчас труднопреодолимые препятствия на пути экономического, правового и социального развития государства, что, в свою очередь, приводит к заметному замедлению темпов развития и роста экономики в стране.

6. Разграничение полномочий.

Именно на таком разграничении основываются разделение власти по вертикали, определенное ограничение всевластия центра с одновременным предоставлением ему значительных полномочий по осуществлению жизненно важных для общества функций, а также относительная самостоятельность членов федерации.

Список литературы

1.Глазунова Н. М. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: Юнити - Дан, 2002.

2.Государственное и муниципальное управление: Справочник /Под ред. Н. И. Глазуновой, Ю. М. Забродина, А. Г. Поршнева. М.:Магистр, 1997.

3.Муниципальное управление: Учебное пособие для вузов /А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, Е. С. Савченко и др.; Под общ. ред.В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М.: Муниципальный мир, 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, правовое обеспечение и содержание государственного (муниципального) заказа. Порядок формирования и способы размещения государственного заказа. Деятельность контролирующих органов. Коррупция в сфере государственного заказа в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2013

    Теоретические аспекты государственного и муниципального управления. Анализ деятельности органов государственного и муниципального управления в России (IX-XVIII веков). Основные факторы, обусловившие неизбежность реформы центрального управления в России.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Организация аппарата государственного и муниципального управления. Понятие и характеристики, основные виды органов государственного управления и способы их формирования. Политический механизм системы государственного и муниципального управления.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2017

    Сущность государственного управления. Методы государственного и муниципального управления. Особенности органичной и догоняющей модернизации, их достоинства и недостатки. Специфика модернизации государственного и муниципального управления в России.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Сущность и нормативное регулирование государственного управления; его институты, формы и принципы. Рассмотрение Конституции Российской Федерации как правовой основы законодательства страны. Основы деятельности, функции и полномочия Правительства РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2011

    Объективная детерминация государственного и муниципального управления. Состав и организованность субъективного фактора, его влияние на государственное и муниципальное управление. Нормативно-правовое регулирование деятельности государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2010

    Теоретические вопросы кадровой политики: сущность и понятие, этапы, критерии эффективности. Основные характеристики, эффективность в сфере государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Повышение квалификации, подготовки служащих.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2016

    Сущность понятия государственного управления и контроля. Система и структура органов государственной власти. Ресурсное обеспечение государственного управления и контроля. Роль нормативно-правовых документов в развитии государственной системы управления.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2013

    Организационная среда государственного и муниципального управления. Прямые и обратные связи. Факторы внутренней среды государственной администрации. Функционально-структурная подсистема государственного управления. Критерии распределения функций ведомств.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2017

    Источники информации и правовое обеспечение процесса информатизации государственного управления, методы и способы данного процесса и существующие проблемы. Направления и пути совершенствования информационного обеспечения государственного управления.

Причины, обусловившие введение в оборот категории «правовое обеспечение государственного и муниципального управления»

Государственное управление - целенаправленная деятельность органов власти и должностных лиц в реализации выбранного политического курса. Управление такого типа обеспечивается путем выработки и утверждения законных актов.

Целью муниципального управления является эффективное использование и развитие инфраструктуры, направленной на повышение благосостояния людей проживающих на территории муниципального образования.

Правовое обеспечение является совокупностью правовых норм, определяющих создание, статус и функциональность. В состав правового обеспечения входят законы, постановления, приказы и т.д. источниками правового обеспечения государственного и муниципального управления являются: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Указы Президента, Постановления правительства, законодательство субъектов РФ.

  • · Конституция (от лат. constitutio устройство, установление, сложение) - нормативный правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и человека. Конституция РФ - базовый закон государства - принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью. Именно поэтому Конституции принимаются народом или от имени народа. Особенность субъекта, принимающего Конституцию, обусловливает важнейшую черту ее понятия: она носит учредительный характер. Конституция учреждает основы государственного и общественного строя, механизм осуществления государственной власти. Она носит учредительный характер и потому, что все ее предписания являются первичными и им не могут противоречить другие, издаваемые государственными органами акты. Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов и такие ее черты и свойства, как легитимность, стабильность, реальность, верховенство.
  • · Федеральный конституционный закон РФ - разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией. Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.. Федеральный закон федеральный законодательный акт РФ, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального собрания. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов. После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию (Сборник Законодательства РФ, «Российская газета», дополнительно «Парламентская газета») и вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат. 4. Субъекты (источники) правового обеспечения государственного и муниципального управления.
  • · Указ Президента РФ указ (решение), принимаемое Президентом РФ в пределах его компетенции. Указы и распоряжения (акты) Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России, могут носить нормативный и ненормативный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы обладают высшей юридической силой после Конституции РФ и федеральных законов, являются подзаконными правовыми актами. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Указы, восполняющие пробелы правового регулирования в сфере исключительного регулирования федеральных законов, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов (предполагается, что принятие Президентом таких указов обязывает его в порядке законодательной инициативы внести в Государственную Думу соответствующий проект закона).
  • · Постановление Правительства РФ акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ. Постановление широко распространенную разновидность правовых актов. основные свойства постановления с точки зрения порядка принятия состоят в коллегиальной процедуре. С точки зрения содержания постановлениями регулируются управленческие вопросы Подписывается Председателем Правительства РФ, обязательны к исполнению в РФ, в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ, может быть также признано не соответствующим Конституции РФ решением Конституционного суда РФ. Подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования постановлений Правительства РФ осуществляет Аппарат Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, содержащие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В постановлениях Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу. Распоряжение Правительства РФ издается по конкретным, узким вопросам и не должно противоречить не только конституционным и законодательным нормам, но и указам президента РФ
  • · Постановления - регулируются управленческие вопросы, принимаются в порядке обсуждения, согласования, одобрения, отражает коллективную позицию, тогда как ведомства. Несмотря на то, что органы исполнительной власти используют данную форму, ее теоретическая, концептуальная разработка в контексте ведомственного правотворчества отсутствует Правила - представляют собой подзаконные правовые акты, «устанавливающее порядок чего-нибудь» Правила описывают поведение субъектов права, их взаимодействие. Инструкция - (лат. instuctio - наставление, устройство) - это разновидность самостоятельного нормативного акта, издаваемого в порядке уточнения (разъяснения) реализации положений вышестоящего нормативного акта. Положение представляет собой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, организаций, системы однородных органов. Приказ - вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными: нормативный приказ вводит в действие общие инструкции функциональные обязанности и т. д.; индивидуальный (ненормативный) приказ ставит задачу по выполнению определенных индивидуальных действий, должен быть выполнен точно и в срок с представлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему приказ Распоряжение в государственном и административном праве вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. В отличие от приказа, распоряжение, как правило, не носит нормативного характера, и издается по оперативным, текущим вопросам. Однако это не исключает существования нормативного распоряжения.
  • · Законы субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. К основным разновидностям Закона субъекта. РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ. 4. Субъекты (источники) правового обеспечения государственного и муниципального управления. В систему муниципальных правовых актов входят: 1)устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Структура правового обеспечения включает в себя последовательно используемые юридические средства: правовые нормы; правоотношения; акты реализации и применения права. Стадиями механизма правового регулирования являются: правотворчество; возникновение субъективных юридических прав и обязанностей; применение права. По используемым средствам правовое регулирование может быть нормативным или индивидуально - правовым. В первом случае главную роль играют нормы права, во втором - акты применения права. Целью правового регулирования является правомерное поведение субъектов права. Эффективность правового регулирования определяется соответствием конечного результата правового регулирования целям, поставленным законодателем в правовой норме. Юридические нормы действенны тогда, когда они соответствуют объективным условиям и закономерностям развития общества, в котором они действуют. конституционный президент правовой муниципальный

Выделим причины, обусловившие введение в оборот категории «правовое обеспечение государственного и муниципального управления».

1. Правовая защита граждан.

Право на защиту является элементом - правомочием, входящим в содержание всякого субъективного гражданского права. Поэтому субъективное право на защиту - это юридически закрепленная возможность наделенного правами лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.

2. Повышение эффективности управления.

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

3. Вовлечение граждан в управление для реализации демократического управления.

Вовлечение граждан, институтов общества в процесс выработки и реализации общезначимых управленческих (политических и административных) решений соответствует концепции нового демократического государственного управления, в центре которого - качество решений и деятельности государственных органов власти и управления

4. Регулирование деятельности органов управления на разных уровнях управления.

Оптимальный путь развития государственно - административного управления - это постоянные адаптационные реакции системы управления на преобразования, которые происходят в обществе. Приспособление управленческих структур к меняющимся условиям требует проведения через определенные периоды реорганизации государственных учреждений с целью использования ими инновационных возможностей для выполнения своих базовых задач.

5. Разграничение предметов ведения.

Для Российской Федерации проблема разграничения предметов ведения является особенно важной и во многом актуальной, поскольку отсутствие механизмов эффективного взаимодействия центра с субъектами порождает серьезные, подчас труднопреодолимые препятствия на пути экономического, правового и социального развития государства, что, в свою очередь, приводит к заметному замедлению темпов развития и роста экономики в стране.

6. Разграничение полномочий.

Именно на таком разграничении основываются разделение власти по вертикали, определенное ограничение всевластия центра с одновременным предоставлением ему значительных полномочий по осуществлению жизненно важных для общества функций, а также относительная самостоятельность членов федерации.

Список литературы

  • 1. Глазунова Н. М. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: Юнити - Дан, 2002.
  • 2. Государственное и муниципальное управление: Справочник /Под ред. Н. И. Глазуновой, Ю. М. Забродина, А. Г. Поршнева. М.:Магистр, 1997.
  • 3. Муниципальное управление: Учебное пособие для вузов /А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, Е. С. Савченко и др.; Под общ. ред.В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М.: Муниципальный мир, 2002.
Loading...Loading...