Московский успенский собор. Успенский собор (Московский Кремль)

: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов , митрополитов и патриархов , оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, "церковь камена на Москве на площади", было заложено в году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой , на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Московский Успенский собор - первая каменная церковь Москвы - был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра . Собор был освящен 14 августа года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы .

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в году.

Архитектура

Иконостас

Иконостас собора был создан в году по инициативе патриарха Никона . В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин , напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII -XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя "Богоматерь Одигитрия" и "Святой Георгий", "Спас Ярое око", "Троица", два списка "Богоматери Владимирской", храмовый образ "Успение", "Предста царица", "Апостолы Петр и Павел", "Митрополит Петр в житии" и многие другие. С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая "Богоматерь Петровская," которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Введение

Тема моего реферата актуальна тем, что на современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, Успенский собор, как сердце Кремля, в свою очередь, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, кремлёвский ансамбль - отличный образец искусства своего времени. Эстетика современного Кремля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

Хотя до меня многие затрагивали тему моего реферата, я рассматриваю эту проблему с целью обобщить и систематизировать разрозненные сведения и источники. Мне, как будущему строителю, очень важно изучить все тонкости и нюансы в строительстве такого шедевра отечественной культуры, как Успенский Собор в Кремле. Реферат написан несложным, доступным языком, специально для широкого круга интересующихся данным вопросом; может с успехом использоваться как дополнительный материал для самостоятельного изучения. По моему мнению, современная молодёжь уделяет слишком мало внимания своему культурному развитию, истории создания и строительства памятников архитектуры, поэтому сейчас особенно важно сконцентрироваться на воспитании в молодежи чувства ответственности и патриотизма через призму богатейшей русской культуры, накопленной за многие века отечественной истории. Своей работой я также хочу внести посильный вклад в историю развития и перспективы строительной отрасли. Сначала немного о памятнике архитектуры…

Строительство Успенского собора

"СердцеМосквы"

В центре Москвы, за древними крепостными стенами расположился островок истории, сохранивший свою самобытность на протяжении времени. Редко можно встретить на Земле место, где бы минувшие века оставили столь яркие и неизгладимые следы. Только здесь вы без труда совершите путешествие из века XXI в средневековье.

Во второй половине XV века Московская Русь, после присоединения Новгорода, Твери, Ярославля, Перми, других городов и земель, превращается в единое, мощное государство. Значительную роль в укреплении международного авторитета Москвы сыграла женитьба великого князя Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI. Столица государства, сбросившего татаро-монгольское иго и окрепшего в политическом отношении, становится одним из центров притяжения международной политики. Все это, в свою очередь, привело к необходимости перестройки и украшения княжеской резиденции - Московского Кремля.

В 1326 году митрополит Петр перенес из Владимира митрополичью кафедру в Москву, которая тем самым становится центром православной Руси. Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. В конце следующего столетия (1472г.) на месте старого, обветшавшего собора был заложен новый храм. Его строительством руководили московские зодчие Кривцов и Мышкин. Однако через два года почти завершенное здание рухнуло. Иван III предлагает псковским мастерам начать новое строительство, но те отказываются.

Великий князь дает поручение русскому послу в Италии, Семену Толбузину, для строительства первопрестольного храма Русского государства - Успенского собора - подыскать архитектора-итальянца. Выбор был не случаен, ведь претендующий на почетное место среди европейских государей Иван III следовал их примеру. Итальянцы, лучшие строители в Европе этого времени, работали в Париже, Варшаве, Вене и Амстердаме. Теперь им была открыта дорога в Москву. Следует отметить, что в это время начинает оформляться концепция "Москва - третий Рим", согласно которой славу первого Рима, столицы Римской империи, унаследовал второй Рим - Константинополь, а наследницей Константинополя стала Москва. Поэтому приглашение именно итальянских зодчих было делом политическим.

Семен Толбузин нанимает за огромную по тому времени сумму - 10 рублей в месяц - болонского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти.

Строительство московского Успенского собора в Московском Кремле начинается в апреле 1475 года по образцу Успенского собора г. Владимира, второй после Киева столицы Руси, и завершается в 1479 году. Теперь в северной части Соборной площади на традиционном месте, где изначально находился один из древнейших в Кремле культовых центров, высится каменное чудо, совершенное творение архитектурной мысли. Торжественное освящение Успенского собора проходит в 1479 году в присутствии великого князя и русских иерархов. Во внешнем облике собора повторены наиболее характерные формы древнерусской архитектуры в содружестве с необычной для русских храмов совершенной симметрией конструкции. Построенный из белого камня Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый крестово-купольный храм. Грандиозное и величественное здание собора необычайно торжественно. Его фасад ровно посередине делит аркатурно-колончатый пояс из колонок, заимствованный из арсенала владимиро-суздальской архитектуры. Порталы, служившие парадными входами в храм со стороны Соборной площади и митрополичьего двора, оформлены арками и украшены росписью. Мастер оригинально решает обязательные для русских церквей выступающие полуцилиндры апсид. Он их делает глубокими, как пеналы, но слабо выступающими из тела здания, и прикрывает боковыми пилонами. Благодаря этому создается впечатление редкой цельности постройки. "Яко един камень!", - так говорили летописцы. Интерьер Успенского собора не менее интересен и необычен. Он поражает необычной для русского средневековья просторностью и обилием света. Подобный огромному парадному залу, с высоко вознесенными сводами, интерьер при отсутствии традиционных храмовых хоров и выделения центрального пространства имеет сходство со светским залом. Собор, игравший важную роль в жизни государства, украшается с особым великолепием. Стенопись, в основном XVII в., сохранившаяся до наших дней, отличается полнотой живописных циклов и полемической заостренностью тематики композиций "Семи вселенских соборов", расположенных в нижнем регистре. Ансамбль росписей объединяет 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных изображений святых.

Сохранившийся до наших дней величественный иконостас уникален. В 1653 году он был создан по заказу патриарха Никона, проводившего реформу церкви с целью преобразования ее по греческому образцу. Для собора был выполнен новый шестнадцатиметровый иконостас в серебряном с позолотой басменном окладе.

Икона "Спас Ярое Око" из иконостаса Успенского Собора

В наши дни Успенский собор - сокровищница древнерусских икон. С XVI века здесь собирались лучшие иконы со всей Руси. Здесь находятся уникальные произведения русского искусства - икона "Святой Георгий" XII века, "Спас ярое око" - середина XIV века и др. В интерьере собора были моленные места митрополитов. В середине XVI века было установлено царское моленное место Ивана Грозного - "Мономахов трон". Царицыно моленное место установлено перед иконостасом в конце XVII века.

В юго-западной части собора находится шатер из бронзы, отлитый мастером Дмитрием Сверчковым и предназначенный для хранения церковных реликвий. Ныне здесь хранится рака патриарха Гермогена.

Одной из достопримечательностей собора является массивное паникадило (люстра) весом 328 кг, отлитое из русского серебра, отбитого у отступающей наполеоновской армии в 1812 году.


Успенский собор. Вид с юга.Май 2001 г.

На протяжении многих столетий в ризнице Успенского собора хранились русские святыни, многие из них теперь можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.

Строившийся для проведения парадных церемоний и обрядов общегосударственного значения, Успенский собор в течение ряда столетий остается главным храмом и общественным зданием России. Здесь происходили избрания на великое княжение, венчания на царство, позднее - коронации императоров. В соборе совершался ритуал "поставления" (избрания) главы русской православной церкви. Многие русские митрополиты и патриархи похоронены здесь.

Таким образом, Успенский собор - сокровищница древнерусского искусства, один из великолепнейших памятников музея "Московский Кремль", где в дни церковных праздников проводятся торжественные богослужения.

  • Замечательный культурно-исторический памятник, символ древнерусского зодчества.
  • Красивые фрески XVII-XVII веков , наглядный пример православного монументального искусства.
  • Очень ценные иконы XIII-XIV веков .
  • Мощи московских патриархов ‒ святителей Ионы, Филиппа II, Гермогена и Петра.

На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века. Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько : «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).

И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.

Успение Пресвятой Богородицы — главный праздник, связанный с почитанием Божией Матери, которое исстари было широко распространено на Руси. Храмы, освященные в честь этого великого события, занимают в древнерусской культуре особое место: строили их чрезвычайно часто, а облик зданий, как правило, отличался единством архитектурного образа.

Успенский собор Московского Кремля , выдающийся памятник древнерусской архитектуры, некогда главный храм Московского государства и место коронации царей, выстроенный итальянским архитектором Аристотелем Фъораванти в 1470-е годы. Собор очень известная .

Успенский собор имел своего предшественника. Древнейший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был заложен в Москве по настоянию митрополита Петра в августе 1326 года.


Саша Митрахович 04.01.2017 13:25


История Успенского Собора Московского Кремля начинается со Святителя Петра, митрополита Руси. Святитель Петр, первый глава Русской Церкви, обосновавшийся в Москве, был похоронен в еще не достроенном храме. Впоследствии большинство преемников митрополита, следуя как его примеру, так и давней традиции обретать вечный покой при кафедральном соборе, захоранивались здесь же. Ко второй половине XV . . .


Саша Митрахович 04.01.2017 13:38


Собор выполнен в технике смешанной кладки: основные объемы возведены из тщательно отесанных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28x16x7 см. Престолы собора освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
В настоящее время нижний свет собора состоит из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий, верхний свет — из одиннадцати окон. В соборе три входа-портала, главный — западный.
На фресках XVII века представлено 249 композиций, количество изображенных фигур —2066.


Саша Митрахович 04.01.2017 15:36

Успенский собор является неотъемлемой частью Московского Кремля. Долгое время он по праву носил гордое звание главного храма в столице.

У собора, подобно другим кремлевским строениям, богатое и интересное историческое прошлое. В древности на его месте был деревянный храм, который сохранился до XII века. В 1326 году резиденцию российского митрополита перенесли из Владимира в столицу. Владыка посоветовал великому князю Московскому Ивану Калите заложить новый собор из камня, так как старая церковь уже не удовлетворяла амбициям знати и не соответствовала своему высокому статусу по размерам и внешнему виду. В августе того же года и был заложен Успенский собор. Сейчас трудно определить, какой храм взяли за образец при строительстве. Предполагают, что это был Георгиевский Собор из Юрьева-Польского.

И года не прошло, как появился новый каменный храм. Он расположился на самой высокой точке Кремлевского холма, за что его и называют «собором на Маковице».

Приходится признать, что в мире нет ничего вечного. Строения ветшают и рушатся от времени и стихийных бедствий, в первую очередь – пожаров. Через 150 лет храм пришел в негодность. Остро встал вопрос, что лучше - тотальная реконструкция, или новая постройка. Камень уже крошился, а некоторые конструкции держались «на честном слове», даже свод подпирали при помощи бревен, поэтому власти решили демонтировать старый собор и построить на его месте новый.

Строительство началось весной 1472 года под руководством умелых архитекторов - Кривцова и Мышкина. За основу взяли здание Успенского собора в городе Владимире. Обновленная каменная «версия» возводилась так медленно, что пришлось даже соорудить временную деревянную церковь, чтобы проводить церковные службы. Именно там в 1472 году венчались царь Иван III и византийская принцесса Софья Палеолог.

Храм почти полностью достроили, как вдруг он неожиданно обрушился. Технологии возведения зданий тогда были несовершенными, ведь на Руси только осваивали строительство из камня. Использование некачественного жидкого раствора привело к такому печальному финалу. Поначалу царь хотел восстановить храм своими силами, но архитекторы из Пскова отказались проводить реконструкцию и пришлось приглашать иностранных специалистов.

Для проведения восстановительных работ выбрали известного итальянского инженера Ридольфо Аристотеле Фиораванти. Новый Успенский собор был возведен в 1479 году, после чего его покрыли церковной росписью.

Русские архитекторы долго дивились хитроумию заморских строительных приемов, примененных чужеземцем. Своды в один кирпич казались им непрочными, мастера предрекали, что на потолке будут протечки от дождя и снега, но этого не произошло. Новым было применение металлических тяг и их подача при помощи колесных блоков. Изменились не только отдельные приемы и технологии, но и конфигурация храма в целом. Он превратился в единое пространство с несколькими опорными столбами, без приделов.

Новый храм приобрел особое государственное значение. В XV веке здесь «посадили на княжение» внука Ивана III Димитрия, а в XVI – венчали на царствование знаменитого Ивана Васильевича, прозванного Грозным.Все российские императоры тоже короновались в Успенском Соборе даже после того, как столицей России стал Санкт-Петербург. Во времена войны с Наполеоном 1812 года храм был осквернен (французы превратили его в конюшню) и предан огню, но его быстро восстановили.

В начале XX века Русская Православная церковь приняла решение о возобновлении патриаршества. Именно в Успенском соборе был возведен в сан патриарх Тихон. После революции Успенский Собор закрыли, пасхальная служба 1918 года была последней.

Сейчас в Успенском соборе открыт музей, но во время больших православных праздников там совершаются церковные богослужения.

В экспозиции Успенского Собора много предметов, имеющих большую историческую ценность. Там находится деревянный Мономахов трон, на котором сидел первый русский царь Иван IV. - первого русского царя. Он изготовлен новгородскими резчиками и украшен барельефами с изображением сцен из «Сказания о князьях владимирских».

Есть в храме интересная фреска, на которой изображены этапы строительства самого Успенского собора.

А на иконостасе, созданном в 1653 году с благословления патриарха Никона, мастера наглядно проиллюстрировали всю историю человечества в соответствии с библейскими сюжетами.

Loading...Loading...