Ораторские способности педагога. Репетиторы по ораторскому искусству

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
Основу ораторского искусства любого преподавателя составляют понимание целей и задач подготовки специалистов, глубокое знание материала, который он преподает и свободное владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру. Достоинства устной речи следует измерять не только количеством сообщенного материала, но и тем, какое воздействие она произвела на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
 Использование в устной речи логических законов мышления;
 Произнесение устной речи;
 Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

Ораторская деятельность педагога - это завершенное развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педагогического ораторского искусства.

«Тезис аргумент иллюстрация»

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Тезис - любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения.



Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления

План рассмотрения

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда-как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

ИСКУССТВО

(Информативно-речевое воздействие педагога)

Так как педагогу приходится по роду своей работы выступать перед группой детей, аудиторией коллег, слушателями лекцион­ного зала, то он нуждается в умениях и навыках ораторской дея­тельности.

Ораторская деятельность педагога - это завершенное развер­нутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при оп­ределенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педа­гогического ораторского искусства.

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргу­мент - иллюстрация». Тезис - любого по­рядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис все­гда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого авто­ра, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приве­дем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему - «Вода»: ...Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения. Вода - отличный по­мощник закаливания организма.

Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашать­ся). Мера согласия публики с оратором определяется силой най­денного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент стано­вится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором »Дет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизнен40" го явления.

Например, педагог произносит суждение «Красота начинается там, где нет ничего лишнего» и выдвигает аргумент: «Отсутствие лишних деталей позволяет нам видеть главное в предмете, воспринимать истинное содержание предмета, и тогда его форма точно отражает содержание - что и предстает перед нами как гармония формы и



Наглядный материал обладает многообразием своих видов: натуральный предмет (например, живой заяц), графическое изображение предмета (например, рисунок моста), художественное описание предмета в произведениях искусства разных жанров

(например, нежность в вальсах Шопена), рассказ о реальном событии (например, что видел оратор на праздничных улицах), факт персоналии выдающейся личности (например, путь юного Ломоносова в учебное заведение Москвы), символы и условные знаки (например, функции современной семьи, представленные как лучи солнца), а также апелляция к. воспоминаниям присутствующих слушателей («Вспомним, как мы...»).

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что - зачем – где – когда - как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

Например, педагог заявляет тему разговора - «Творчество - единственный способ самореализации «Я». Планом такой беседы станет поочередно выдвигаемые понятия: «Я» - «самореализация» - «разные способы самореализации» - «творчество» - отличительные свойства творчества». Такая последовательность позволит следовать за мыслью оратора и согласиться с его общим выводом.

Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуж­дает неукоснительно исполнять данное тре­бование к ораторскому выступлению. Нетрудно перечислить длин­ный ряд понятий, которые даже среди взрослых людей понима­ются по-разному.

Например, такие понятия, как «свобода», «дисциплина», «спра­ведливость», «смелость», «счастье», «долг», «чистоплотность», «джентльмен», «порядочность» и другие.

Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия. Если педагог собирается гово­рить о каком-либо явлении, он должен предложить слушателям свой вариант лексического значения понятия. При этом неплохо проговорить и другие значения, которые на время разговора ис­ключаются оратором.

Например, педагог-оратор предлагает рассмотреть процесс при­обретения детьми жизненного опыта. Первоначально следует опре­делить, что имеется в виду под словом «опыт», исключить понимание под «опытом» «научного эксперимента»...

Предположим, педагог объявляет своим вопросом «воспитание гражданственности». Необходимо тут же очертить ракурс рассмотре­ния: с точки зрения этики или же политики предполагается данное рассмотрение заявленного понятия.

Скажем, педагог с детьми планирует разговор о взрослости. От­крыв толковый словарь, убеждается в ряде значений этого слова. Теперь ему предстоит, развернув перед слушателями семантический веер, избрать объектом рассмотрения одно из значений. Надо помнить, что любое определение выстраивается таким образом, что сначала указывается на его отношение к более ши­рокой группе предметов - «подведение под широкое понятие» (скажем, стул ~ это мебель.., совесть - этическая категория...), а затем выделяется существенный признак предмета, наличие кото­рого и делает предмет тем, чем он является (например, «Совесть - этическая категория, указывающая на способность человека соведать о самочувствии и сопереживать самочувствию другого че­ловека при каких-либо действиях субъекта»).

Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассмат­риваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на глас­ные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора.

Организация работы оратора

Организация работы оратора складывается из следующих организационных блоков: - обустройство оратора (подготовка места работы, расположение стола, стула, кафед­ры, доски, мела и прочих средств, а также расположение приготовленного наглядно­го материала);

Пластический образ оратора (свободная, открытая, распо­ложенность к слушателям и доброжелательная мимика, некото­рый наклон в сторону слушателей); предъявление и демонстрация наглядного материала (со­впадение момента предъявления с произнесением понятия, обще­доступность восприятия материала, инструкция для восприятия
материала, фиксированность расположения материала для последующего к нему обращения, пластическое отражение отношения к демонстрационному материалу);

При современных технических средствах использование фо­нозаписи, видеозаписи, диапозитивов, кинофрагментов; такая де­монстрация нуждается в предварительной проверке незадолго до начала выступления оратора; хорошо прибегать к помощи ассис­тента; не исключается вариант просьбы о помощи к аудитории;

Работа с доской и графическое обозначение рассматривае­мого материала или анализируемой идеи (чистая доска, четкость
записи, логичность распределения записей, понятность символи­ческих знаков, аккуратность и доступность всех записей для всех
слушателей).

Художественные средства

Наряду с требованием наглядного материа­ла стоит требование использования художе­ственных средств в тексте выступления ора­тора, назначением которых является созда­ние образной картинки явления: - эпитета, рисующего для воображения слу­шателей качества явления (блистательный юмор, мрачный дом, грязные слова, одухотворенное лицо);

Метафоры, которая создают яркий живой образ явления с его сущностными признаками (дружеские советы словаря, море сердитых голосов, наряды, предательски обнажающие отсутствие вкуса, извержение эмоций);

Сравнения, помогающего увидеть картинку явления за счет воспроизведения известного предмета (вынослив, как сорняк, кра­сивая, как нежная незабудка, дорогой, как «Мерседес», работает упорно, как маленький трактор в поле, голоса детей, как колокольчики);

Аналогии, воссоздающей дополнительную картинку, помо­гающей понять сущность первой (подрались, как если бы это были два петуха, не понимающие из-за чего они так схватились; захва­тило дух, как если бы стремительно начал падать в пропасть; за­
кончили работу, как если бы мы переплыли на другой берег);

Фрагмента художественного произведения или целостного произведения искусства, иллюстрирующих рассматриваемое яв­ление (рисунки художника Бидструпа о различиях темпераментов людей - тому классический пример); экспозиция фрагмента ху­дожественного произведения. может дополняться музыкальным
фоном.

Технология взаимодействия со слушателя­ми предполагает следующее: - педагогическую инструментовку совмес­тной работы со слушателями (общая пози­ция «Мы», риторические вопросы, апелля­ция к воспоминаниям, вопросы и ответы,

фиксация состояния, согласия, реагирования, характера работос­пособности слушателей, анализ и оценка общей совместной рабо­ты);

Просьба о помощи и оказание помощи в случае необходи­мости (просьба в оборудовании занятия, в ассистировании оратору,
в отклике на материал, в более удобном расположении и другое);

Поло-ролевую дифференциацию слушателей (при обраще­нии, при вопросах, при апелляции к воспоминаниям);

Соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых
в современной культуре, таких, как «правило одного голоса», ти­шина в аудитории, соблюдение чистоты, исключение дополни­тельных видов деятельности (беседа с соседом, питание, чтение газеты, вышивание и другое);

этику взаимодействия со слушателями (обращение и при­ветствие слушателей, положительное подкрепление в адрес слу­шателей).

Этические нормы взаимоотношения людей играют продуктив­ную роль во взаимодействии «оратор - группа». Поэтому педагог, отправляясь на встречу с группой, наряду с тщательной отработ­кой содержания и методики подачи информации, продумывает также и те моменты, где отношение к публике (группе) выступает ярко, выпукло в качестве объекта внимания всех участников со­вместной работы. В первую очередь, таким моментом являются минуты встречи: обращение, приветствие, положительное подкреп­ление в адрес всех присутствующих.

Это выглядит примерно так: «Дорогие друзья, добрый день! Бла­годарю за честь работать в такой умной и доброжелательной груп­пе...»

Немаловажное значение будет иметь завершение выступле­ния, Поэтому педагог и этот момент хорошо продумывает: благо­дарность в адрес слушателей, выражение удовлетворения работой, добрые пожелания, прощание.

А это выглядит примерно следующим образом: «Спасибо. Мне понравилось с вами работать. Буду рад встретиться с вами вновь! До свидания, уважаемые слушатели! Всего хорошего...» В том случае, если со стороны группы звучит вопрос, оратор благодарит за вопрос, прежде чем ответить. Такая же благодар­ность направляется при замечаниях, добавлениях, репликах или выраженной благодарности слушателей. Подчеркнем: возраст пуб­лики не имеет значения, благодарность направлена и в адрес ре­бенка, поставившего вопрос оратору.

Не исключена возможность сопровождения ее положительным подкреплением в адрес активного слушателя. Оратор говорит: «Кра­сивый вопрос. Благодарю вас», или «Очень интересное добавление. Я рад, что работаю с такой просвещенной и умной группой». Поза оратора - это поза открытая для взаимодействия со слу­шателями, поэтому ей присущи все черты позы, характерные для общения: отсутствие «замков», «платье доброжелательности», «ди­агональ» (хотя именно оратору приходится инструментовать «вер­тикаль» как некоторый временный уход от слушателей в целях наибольшей сосредоточенности на материале изложения), отсутствие угрожающих поз и прочее.

В финально-аккордной части выступления очень важно следующее:

Завершить выступление итоговой благодарностью («Спасибо»), она означает, что выступление завершено;

Подвести итоги совместной работы («Итак, мы с вами...»);

Произвести общий вывод («Таким образом, можно сказать, что...»);

Выяснить, не остались ли неясными какие-то из вопросов («Нет ли сомнений..?» или «Остались ли вопросы по данной проблеме?»).

Не надо пугаться, когда кто-то из слушателей заявляет, что не согласен с оратором. Достаточно «обрадоваться» тому, что суще­ствуют иные мнения, и заявить, что мир был бы скучным, будь все люди одинакового мнения. Такое заявление обычно обескура­живает, успокаивает некоторых слушателей, сохраняет авторитет оратора, а главное - формирует терпимость к разнообразию лич­ностных проявлений в обществе.

Разумеется, следует произнести обращение при прощании («Дорогие друзья, до свидания!»).

Не забыть произнести добрые пожелания в адрес слушателей

(«Всего хорошего!»).

Итак, профессиональное ораторское искусство педагога скла­дывается в опыте его профессиональной работы и развивается при условии, когда педагог обращает внимание на такие стороны дея­тельности, как построение мысли, составление логически оправ­данного плана, выделение главной категории в содержании ора­торского выступления, предъявление наглядного материала, сопровождение излагаемого собственным отношением, инструмен­товка совместной со слушателями интеллектуальной работы, эти­ческое выражение своего отношения к слушателям, а также пред­варительное обустройство ораторской деятельности и финальное завершение ораторского выступления. Если педагог станет про­слеживать качество выделенных блоков своего выступления (на семинаре, на собрании, в научной дискуссии, во время фрагмен­тарного разъяснения вопроса или при написании статьи, отчета, обзора, даже при написании дружеского письма), то он со време­нем заметит повышенный интерес к его выступлениям. Наивыс­шей оценкой его собственных ораторских способностей станет «очень умная и доброжелательная публика», «внимательность и вдумчивость слушателей», «высокий интеллектуальный уровень аудитории» и прочие высокие характеристики, которыми оратор будет наделять слушателей своего ораторского выступления.

Глава 10. СИТУАЦИЯ

«ОСЛОЖНЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ» ДЕТЕЙ

УДК 37.013: 808.5

Н. М. Полетаева, Е. А. Родина Ораторское искусство педагога

В статье раскрывается сущность, структура и значимость ораторского искусства для становления профессиональной зрелости педагога. Показана взаимосвязь ораторского искусства с профессиональными компетенциями педагога, раскрыты условия формирования ораторского искусства в непрерывном педагогическом образовании.

The article reveals the essence, structure and significance for the development of vocational education of oratory teacher. The interrelation of oratory with the professional competence of the teacher, revealed conditions of formation of oratory in continuous pedagogical education.

Ключевые слова: ораторское искусство педагога, педагогическое общение, педагогическая деятельность, профессиональная зрелость педагога, условия формирования ораторского искусства педагога.

Key words: oratorical art of the teacher, pedagogical communication, pedagogical activity, professional maturity of the teacher, conditions for the formation of the oratorical art of the teacher.

Педагогический процесс в любой образовательной организации осуществляется во взаимодействии педагога и обучаемого, чаще всего, непосредственном, реже - дистанционном, с помощью Интернета. В любом случае главным средством взаимодействия является речь педагога: устная или письменная. Дистанционное взаимодействие педагога и обучаемого пока не является основным способом общения, непосредственная речь: беседа, лекция, опрос и т. д. остаются главным механизмом педагогического взаимодействия, эффективность которого зависит, в том числе и от ораторского мастерства. Ораторское искусство педагога является одним из признаков профессиональной зрелости; от него зависит интерес, понимание информации, внимание, желание выполнять задания и приходить на занятия . К профессиональным компетентностям педагога новый федеральный государственный образовательный стандарт относит «владение искусством публичного выступления в соответствии с принципами риторики». Таким образом, ораторское искусство педагога должно быть одним из результатов его профессиональной подготовки и условием эффективного педагогического взаимодействия, которое является базовым компонентом педагогической деятельности, определяющим качество результата и процесса в системе образования.

© Полетаева Н. М., Родина Е. А., 2017

Ученые-педагоги РГПУ им. А.И. Герцена делают акцент на деловом характере педагогического общения в учебных заведениях и предлагают использовать термин «профессионально-педагогическое общение», под которым понимают «систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» .

Педагогическое общение выполняет три ключевые функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга) и интерактивную (организация и реализация совместной деятельности) . Ораторское искусство педагога связано с готовностью к эффективному профессионально-педагогическому общению, стремлением проектировать и реализо-вывать все перечисленные функции.

Педагог заходит в аудиторию, класс, группу и т. д. и здоровается со своими воспитанниками, обучаемыми, слушателями. В одном случае, появляется желание учиться, выполнять задания, интерес; в другом - возникает протест, желание уклониться от взаимодействия с педагогом или, еще хуже, навредить ему . Почему возникает такая разная реакция на педагогов? Одной из причин является разное ораторское искусство, которое проявляют педагоги. Ораторское искусство педагога включает:

1) готовность к передаче информации:

Манеру говорить - «по бумажке», периодически обращаясь к источнику информации или «как соловей», держа всю информацию в голове; чем лучше человек владеет излагаемой информацией, понимает, о чем говорит, тем лучше его слушают и запоминают;

Информация запоминается, если имеет эмоциональную метку, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Монотонное, банальное изложение, которое не вызывает никаких эмоций, скорее вводит в трансовое состояние. Можно использовать этот прием для запоминания информации, которая дается поставленным голосом, четко, кратко, сразу после монотонной и неинтересной речи; такая информация хорошо запомнится.

Запоминается структурированная информация, представленная в таблицах, схемах, рисунках, с использованием пиктограмм, выделенная цветом, шрифтом и т. д.; информация, имеющая концептуальный код, а также та, которую можно соотнести с понятийной матрицей современной научной картины мира.

2) перцептивную готовность:

Умение одеваться в соответствии с ролью педагога - строго, чисто, аккуратно, без избытка аксессуаров, элегантно, исключая элементы спортивного и вечернего стилей в одежде;

Соблюдение среднего темпа речи, который не должен быть слишком быстрым и слишком медленным, оба варианта раздражают;

Владение тембром речи (высокие ноты не только не запоминаются, но и могут вызвать нервное перенапряжение; низкий тембр воспринимается более благоприятно). Но все занятие на одних низких тонах тоже выстраивать нельзя, поэтому необходимо варьировать тембр речи, выделять голосом важную информацию, чередовать низкий и обычный тембр, возможно кратковременное использование высоких нот для выделения информации;

Умение держать тихую паузу - при помощи который можно управлять аудиторией: выделять важную информацию, делать замечание, давать возможность подумать или ответить на вопрос и т. д.; громкая пауза вызывает раздражение, снижает работоспособность;

Владение телом - поза, амплитуда движений, жесты могут способствовать усвоению излагаемой информации или отвлекать, раздражать, вызывать сексуальные чувства; монолитное, без движений изложение информации подавляет, снижает познавательный интерес, и избыток движений мешает сосредоточиться, отвлекает. Негативно воспринимаются навязчиво повторяющиеся движения, чрезмерные тактильные контакты с обучающимися; неожиданное движение можно применять для привлечения внимания, для выразительности речи, но они должны быть очень редкими, иначе должный эффект не достигается. Некоторые педагоги используют неожиданные позы - приседают, забираются на стул или прячутся за штору, все это дает желаемый эффект только при одноразовом применении;

Осуществление постоянной обратной связи с аудиторией - непрерывное сканирование и учет поз, реплик, взглядов, жестов; поэтому взгляд педагога должен быть устремлен не в потолок или окно, пол или стену, а направлен на детей, перемещаясь по горизонтали от одного воспитанника к другому, не задерживаясь на одном человеке более 20 секунд; даже при очень доброжелательном взгляде, который направлен на слушающего - уже через 20 секунд возникает напряжение, смущение, а у остальных - чувство отчуждения;

Чувство юмора - необходимый компонент речи педагога, который особенно ценится старшеклассниками и одаренными детьми. Можно включить в изложение анекдот или шутку, раскрывающие тему, можно посмеяться над собой (редко и осторожно), шутить над обучаемыми можно только в случае необходимости восстановить рабочую атмосферу, дисциплину. Самому педагогу над шутками и анекдотами лучше не смеяться, как это делают известные юмористы, важнее вызвать эмоции у слушателей;

3) организационную готовность:

Учет динамики работоспособности при выстраивании плана изложения - в первые пять минут усваивается обычно не более 10 % информации, поэтому сначала может быть использована яркая, неожиданная и интересная фраза, образ, пример и т. д., или педагог называет тему, знакомит с планом занятия, постепенно вовлекая и настраивая на познавательную деятельность. В середине занятия, работоспособность начинает падать, можно применить физкультминутки, релаксационные паузы, смену видов деятельности. В конце занятия необходимо плавно снижать активность обучаемых: сделать обобщение информации, подвести итог занятию, спросить, что запомнилось или вызвало вопросы, обобщить информацию или дать возможность интерпретировать полученную информацию. При поддержании высокого уровня работоспособности до последней минуты занятия после перемены обучаемые не успевают восстановиться, происходит перевозбуждение и на следующем занятии педагогу приходится затрачивать значительно больше времени на дисциплинарные вопросы и обеспечение должного уровня внимания;

Побуждение к действию - главная задача речи педагога, в первую очередь к познавательной деятельности и, возможно, к исследовательской, трудовой, творческой и т. д. Способствуют активности и деятельности заинтересованность самого педагога обсуждаемой проблемой, желание помочь, предложение видов деятельности с ориентацией на зону ближайшего развития воспитанника, объяснение практической значимости и организация совместного творчества;

Смена видов деятельности на занятии: желательно от четырех до семи видов деятельности; менее четырех видов - монотонность, однообразие и утомление. Более семи видов деятельности - слишком быстрое переключение, за которым большинство воспитанников не успевают.

Проектирование педагогического общения предполагает заполнение матрицы, включающей компоненты структуры деятельности всех субъектов общения по всем функциям: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Необходимо предусмотреть не только приемы мотивации обучаемых, но и самомотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; продумать способы развития рефлексии обучаемых и своей педагогической деятельности и т. д.

Готовность к эффективному педагогическому общению предполагает, не только наличие у педагога ораторского искусства, но и готовность к формированию такового у своих учеников.

Ораторское искусство педагога предполагает матрично-ситуативный подход к моделированию и осуществлению педагогического взаимодействия: матричный подход позволяет учесть идеальный образ каждого компонента и функции педагогической деятельности, ситуативный - варьировать реализацию задуманного проекта в зависимости от обстоятельств. В идеале каждый педагог хочет и может общаться с воспитанниками, получает удовольствие от процесса общения, может четко выстроить цель и план вариативного педагогического взаимодействия, владеет всеми способами изложения информации и организации деятельности обучаемых, может заинтересовать и обеспечить непрерывную адекватную обратную связь, добиться результатов, включенных в ФГОС.

Ораторское искусство формируется на всех ступенях образования: воспитанники ДОУ участвуют в инсценировках, занятиях, праздниках с небольшими выступлениями; школьники готовят доклады, сообщения, выступают в роли учителя и участвуют в театральных постановках. Для студентов педагогических факультетов необходим межфакультетский курс по выбору «Ораторское искусство педагога», где будущие учителя разных учебных предметов и направлений могут совершенствовать свои ораторские навыки применительно к профессиональной педагогической деятельности. В структуре программ стажировки молодых педагогов необходим модуль по совершенствованию ораторского искусства, так как большинство работающих менее трех лет в системе образования, испытывают затруднения в данном вопросе. Данный модуль может быть в сокращенном виде и содержании программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех педагогов -воспитателей, учителей, руководящих работников.

Анализ данных эксперимента, проведенного на базе дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга, показал наличие следующих зависимостей:

1. От степени сформированности коммуникативной готовности, в том числе и ораторского искусства уровень усвоения обучающимися программы ДОО (коэффициент корреляции R = 0,75), быстрота адаптации к ситуации школьного обучения и качество усвоения школьной программы на начальном этапе обучения (коэффициент корреляции R = - 0,71).

Уровень эффективности педагогического взаимодействия в ДОО зависит от степени согласованности действий всех субъектов образовательного процесса в ДОО, что напрямую связано с уровнем освоения ораторского искусства. Состояние здоровья, комфортный психологический микроклимат в образовательной организации, включающий в себя корпоративную культуру, межличностные отношения по типу «эмоционально-положительный пари-

тет», единство педагогических ценностей и целей у большинства членов педагогического коллектива и социального партнерства педагогов, детей и родителей также зависит от степени сформирован-ности ораторского искусства руководителя организации.

Система условий формирования эффективного педагогического взаимодействия в образовательной организации включает здоро-вьесозидающую развивающую среду, включающую акмеологиче-скую модель управления и корпоративную систему повышения квалификации профессиональной поддержки педагогов; создание атмосферы творчества и успешности, доминирование в коллективе межличностных отношений по типу «эмоционально-положительный паритет». На организационно-структурном уровне это означает:

Создание психолого-валеологической службы;

Организацию работы медико-психолого-педагогической комиссии;

Формирование творческих групп по проблеме общения и педагогического взаимодействия;

Организацию клуба «К здоровой семье через детский сад» (создание условий для здоровьесберегающей педагогической деятельности, пропаганду здорового образа жизни и поддержку здоровья всех субъектов образовательного процесса) .

На организационно-управленческом уровне оказывается

поддержка мотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; создается корпоративная модель повышения квалификации и профессиональной поддержки; систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие проявление качеств, необходимых для формирования эффективного педагогического взаимодействия и опыта публичных выступлений; осуществляется мониторинг эффективности педагогического взаимодействия и организуется работа по профилактике синдрома психоэмоционального и профессионального выгорания .

На дидактическом уровне разрабатывается система образовательной и оздоровительной работы по формированию эффективного педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; осуществляется просвещение и консультирование всех субъектов образовательного процесса по вопросам общения, педагогической культуры и здорового образа жизни; обеспечивается соблюдение психолого-валеологических требований к образовательному процессу; оказывается помощь педагогам в самореализации и самообразовании; поддерживается и сопровождается инновационная деятельность педагогов, участие в конкурсном движении, аттестации, адаптации молодых специалистов, организуется стажировка и возрождается институт наставничества .

На методическом уровне применяются игровые, коррекционные и развивающие технологии формирования эффективного педагогического взаимодействия: игровая и арттерапия, изотерапия, креативная (песочная) терапия, сказкотерапия, коммуникативный тренинг, ритмопластика, релаксационные игры и практики .

На личностно-деятельном уровне обеспечивается готовность всех субъектов образовательного процесса в образовательной организации к эффективному педагогическому взаимодействию (администрации, педагогов, родителей, обучающихся), в том числе и коммуникативная .

Готовность к моделированию и реализации данных условий является одной из профессиональных компетенций руководителя каждой образовательной организации.

Список литературы

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. - 2-е изд. доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / под ред. А.С. Роботовой. - 4-е изд., переаб. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Зверева Н. Я говорю - меня слушают: Уроки практической риторики. -2-е изд. - М.: Альпина Паблишерез, 2011. - 234с.

4. Проблемы становления профессиональной зрелости педагога в условиях непрерывного образования: сб. науч. тр. - Вып.3: Акмеология профессиональной деятельности педагога / под науч. ред. Н.М. Полетаевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 175 с.

5. Родина Е.А. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия в ДОУ: методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 83 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология управления:учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 512 с.

7. Шейнов В.П. Тайны поведения человека: Секретные ниточки, кнопки и рычаги. Трансактный анализ - просто, понятно, интересно. - М.: АСТ, 2017. -316 с.

УДК 378.014.5

В. Н. Скворцов

Непрерывное образование

как основа современного научного знания

В статье рассматривается система непрерывного образования как интегральная характеристика современного научного знания. Механизмы модернизации образования анализируются в контексте актуальных задач социально-экономического развития страны и установки на вариативную самореализацию личности. Обоснована ведущая роль университета в процессе образования через всю жизнь.

The article considers the system of continuous education as an integral characteristic of modern scientific knowledge. Mechanisms of modernization of education are analyzed in the context of the urgent tasks of the country"s socioeconomic development and setting for variative self-realization of the individual. The leading role of the university in the process of lifelong education is grounded.

Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, общество знания.

Key words: continuous education, self-education, knowledge society.

Непрерывное образование - термин, обозначающий образовательное общественное явление как сферу необходимой практики стремящегося к самосовершенствованию человека. Теоретическое осмысление явления непрерывного образования предполагает обращение к причинам и следствиям обусловленности изменений в системе образования в целом.

Нравственность и компетентность должны стать основными императивами современного непрерывного образования, так как система образования - это главный движитель цивилизационного и культурного процессов, главный производитель человеческого капитала страны. Образовательная политика России, ее смысл и приоритеты, философское осмысление новых образовательных концепций по-настоящему предопределяют перспективы развития интеллектуальной культуры современного и будущих поколений. Тот, кто научился учиться, кто испытывает потребность в постоянном обновлении имеющегося знания, диапазона и качества знания, будет востребованным человеком завтрашнего дня.

© Скворцов В. Н., 2017

* Статья подготовлена по итогам доклада, представленного на конференции «V Лужские научные чтения», 22 мая 2017 г., ЛГУ им. А.С. Пушкина.

ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
«О себе - радиожурналист (25 лет в эфире р/ст «Маяк»), преподаватель (преподавательский стаж 11 лет - начиная с 2005 года сотрудничаю с гуманитарными факультетами различных вузов Москвы, включая родной журфак МГУ). Для вас - сочинения, изложения, доклады, эссе и т.д. – научу писать любые тексты легко, содержательно, интересно. А также повышение грамотности, словарный запас, красивая речь. И ещё, готовлю абитуриентов к творческому конкурсу по журналистике. Индивидуальный подход, доброжелательное отношение, высокая эффективность. Работаю с разными возрастными категориями - школьниками 6-11 классов, абитуриентами, студентами, аспирантами, будущими журналистами, бизнесменами и т.д Всему чему научила профессия, с удовольствием передаю своим ученикам: - всем тем, кто любит журналистику так, как люблю её я, расскажу, покажу, как находить темы для своих публикаций, как разрабатывать эти темы, писать качественные тексты. Научу, как работать над интервью, как делать репортаж и другим тонкостям профессии. - очень важно уметь хорошо говорить, выступать на публике. Для этого надо побороть страх, говорить эмоционально, внятно, логично, красивым голосом. На занятиях скучно не будет: необходимая теория и много практики. При желании – трудоустройство – сотрудничество с электронными СМИ, сайтами и порталами.»

ДАРЬЯ ИГОРЕВНА
«1998-2012 - год артистка театра с 2007 года - преподавательская деятельность. Педагог - режиссёр, актёрское мастерство, сценическая речь 2009 год - Арт- директор, режиссёр - постановщик театра мод "Триумф"
 2010 год - режиссёр и руководитель экспериментального театрального проекта.
 2010 год - педагог по актёрскому мастерству и сценической речи, режиссёр - постановщик, организатор досуговых мероприятий в общеобразовательной школе. Руководитель школьного театра " Изумруд ". С 2008 года ведущий педагог по актерскому мастерству и сценической речи в сфере моды. С 2010 года мастер-тренер по личностному росту. Проведение семинаров, мастер-классов, индивидуальные занятия; Работа в досуговых учреждениях. Съёмки в кино (обширная фильмография); Профессиональная ведущая мероприятий; Проведение и организация мероприятий любого уровня; Проведение и подготовка презентаций, Ключевые навыки: -Профессиональное образование (РАТИ-ГИТИС, ЯГТИ). -Разработка и адаптация образовательных программ и тренингов для разных возрастных групп. -Владение основами психологии. -Владение целевым мотивированием (разнообразные возрастные группы). -Обучение и развитие. -Ведение переговоров. -Ведение презентаций. -Дистанционное обучение. -Управление проектами. О себе: Я профессиональная актриса, модель plus-size (работа с Европой и Россией), педагог актёрского мастерства и сценической речи, ведущая мероприятий, а также презентаций и тренер личностного роста.»

ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА
«Готовлю абитуриентов и студентов для поступления в профильные вузы и для сдачи экзаменов. Работаю с детьми от 5 лет: снятие зажимов тела и внутренних психологических.Более эффективная альтернатива психологам.Ставлю сценический голос,убираю акцент.Так же в процессе развивается творческое мышление и воображение.Работаю с подростками и взрослыми людьми,связанными с другими профессиями.»

Наталья Зорькина
Ораторские способности педагога

Цель : Познакомить педагогов с нормами и правилами ораторского искусства .

Что такое ораторское искусство .

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько знаний. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерство публичного выступление, качественная характеристика ораторской речи , искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства .

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специч… видов человеческой деятельности. Так, Е. А. Ножин утверждает : ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства , т. е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества : духовной, идеологической, социально - политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Ораторское искусство – явление историческое.

Ораторское искусство никогда не было однородным.

В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды. Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и т. д. Наиболее полно классификация современного красноречия представлена в книге Г. Е. А… “ораторское искусство” .

Нередко возникает спор : каждый ли человек может стать хорошим оратором .

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства . Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима , выдающийся теоретик ораторского искусства Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней : поэтами рождаются, ораторами делаются . Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать , или приложить для этого определенные усилия.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов , учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Ответьте на вопрос.

Согласны ли вы с утверждением Цицерона :

“Поэтами рождаются, ораторами делаются” ?

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям.

Этически значима сама личность оратора , а прежде всего такие её свойства, как эрудиция, принципиальность, самокритичность.

Тактичность оратора выявляется в манере говорить, разъяснять мысль, в выборе слов и выражений, в умение подойти к конкретной аудитории, пробудить её интерес к теме.

Определенное место отводится и речевому этикету, представляющему собой совокупность фраз, пространственных отношений между говорящих и слушающими и системы жестов оратора .

Жест представляет собой двигательный акт, отличающийся коммуникативной направленностью.

Литература : А. Е. Михневич “Ораторское искусство лектора” .

Лекторское красноречие русских ученных 19 века – М. Знание, 1987-96г.

Деловая риторика : Введенская Л. А. Павлова Л. Г.

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на физическом состоянии : одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Не случайно появилось даже такое понятие, как “ораторская лихорадка” . Единых рецептов избавления от неё не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь Отто Эрист в книге “слово предоставлено вам” называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

1. Чрезмерное погружение в собственные переживания.

2. Нередко просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

Одним словом нужно определенным образом настроить себя перед выступлением.

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора .

Задание для педагогов .

1. В чём заключается методическое значение следующего психологического наблюдения

“один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения. Каждый из них говорит, соображает с предметом своей речи, с характером слушающей ею толпы, с обстоятельствами настоящий минуты”.

2. Дайте оценку следующим вариантам фраз оратора , необходимых для установления и поддержания контакта со слушателями :

1) – я вам напоминаю то, о чём мы говорили прошлый раз.

Вы, конечно, помните, о чём мы говорили прошлый раз.

Если вы помните, прошлый раз мы говорили о…

2) – вы, возможно, слышали об этой теории.

Вы, несомненно, слышали об этой теории.

Некоторые из вас, я полагаю, слышали об этой теории

3) – есть ли у вас вопросы ко мне?

Вопросы есть?

Все ли ясно, коллеги?

Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит вы владейте индивидуальным стилем.

Положительные ответы на вопросы 1,4,5,6,9 и отрицательные на остальные свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу.

А, наоборот – к демократическому.

Если вы ответили “нет” на вопросы 2,3,5 значит, у вас сильный тип нервной системы.

“Нет” на вопросы 1,4,6,10 говорят о подвижность ваших эмоций.

Если выяснилось, что вы относитесь к первому типу, не пытайтесь копировать манеру второго – ничего не получится.

Совет демократическому типу : постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролировать свое поведении, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.

Тест “Человек на трибуне”.

Определяются важнейшие для оратора качества : стиль общения, тип нервной системы, подвижность эмоций.

Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями. Их можно разделить на две большие группы.

Представители первый подчиняют аудиторию себе. Конечно, они учитывают её непосредственную реакцию, но предпочитают держать “бразды” в руках. Не допускают вольностей в поведении и речи. Назовём этот стиль “авторитарным”.

Принадлежащие ко второму типу в известной мире сами подчиняются аудитории. Они располагают более разнообразным выбором вариантов поведения общения, произнесения речи. Ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую “личностную” манеру общения. Этот тип “демократический”. И у того и у другого есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может делать выступающего нечувствительным к интересам слушателей. А стремление во всем следовать аудитории может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

Надо ответить “да” или “нет” на следующие вопросы.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Чувствуете ли себя после выступления “выжатым”, ощущаете ли резкое падение работоспособности ?

3. Волнуетесь ли перед выходом настолько, что должны “преодолевать” себя?

4. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

5. Приходите ли задолго до начала выступления?

6. Нужно ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать.

7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

9. Отвечаете ли на вопросы по ходу?

10. Успеваете ли во время выступления пошутить?

Loading...Loading...