Кто имеет право вести преподавательскую деятельность. Какие лица не допускаются к педагогической деятельности

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Статья 331.1. Особенности отстранения от работы педагогических работников

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ

Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой.

Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок), один раз в пять лет проводится аттестация. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами образовательных организаций высшего образования.

В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С проректорами образовательной организации высшего образования заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников

Педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

Официальный текст :

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарий юриста :

Дифференциация трудового законодательства предполагает установление специальных норм для регулирования труда некоторых категорий работников. К таким специальным нормам относятся статьи 331-336 Трудового кодекса, закрепляющие особенности правового регулирования труда педагогических работников. Труд преподавателя представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов и учащихся. От преподавателя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры во многом зависит успешное решение задач обучения и воспитания молодежи, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации, принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 7511. В связи с этим важное место в Национальной доктрине образования отведено педагогическим кадрам и педагогической деятельности.

Статья 331 определяет объем требований образовательного ценза для лиц, допускаемых к педагогической деятельности. Этот образовательный ценз установлен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Так, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (в ред. от 10.03.2009), предусмотрено, что на педагогическую работу в общеобразовательных учреждениях принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (пункт 62).

Такого же рода требования установлены пунктом 36 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 25622, пунктом 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521, пунктом 40 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204 (в ред. от 10.03.2009) и др. Следовательно, наличие определенного образовательного ценза является общим и непременным условием реализации права на занятие педагогической деятельностью.

Наряду с общими требованиями могут устанавливаться особые или специальные требования, которые обусловлены спецификой педагогической деятельности в соответствующих типах образовательных учреждений. Например, пункт 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 №288 (в ред. от 10.03.2009), требует наличия подготовки в области коррекционной педагогики либо соответствующей переподготовки по профилю коррекционного образовательного учреждения. Следует отметить, что Закон РФ "Об образовании" отнес установление образовательного ценза педагогических работников к исключительной компетенции Российской Федерации, а не ее субъектов, равно как и регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях (статья 28).

Общие и специальные требования к профессионально-педагогической квалификации для занятия педагогической деятельностью определяются в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования. Наличие соответствующего образования устанавливается на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании, а также документов о повышении специальной или психолого-педагогической квалификации. Требования об образовательном цензе в действующих типовых положениях об образовательных учреждениях разных типов в настоящее время предусматривают, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (например, пункт 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521; пункт 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543; пункт 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71).

При замещении ряда педагогических должностей помимо соответствующего высшего или среднего профессионального образования могут предъявляться специальные требования к соответствию специальности профилю педагогической деятельности. Так, например, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, как правило, должны иметь высшее дефектологическое образование; педагоги-психологи - среднее или высшее психологическое образование или педагогическое образование с дополнительной специальностью "психология". Для занятия должностей, отнесенных к руководящему составу вузов и их структурных подразделений, а также должностей профессорско-преподавательского состава вузов квалификационные требования на протяжении длительного времени предъявлялись в соответствии с постановлением Минтруда России от 12.11.1992 № 34 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников бюджетной сферы Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации" (приложение № 2). Этот документ утратил силу с 1 декабря 2008 года в связи с принятием постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 5831 и изданием приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 № 665.

В настоящее время вузы руководствуются Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства от 14.02.2008 № 71, в соответствии с которым применяется более гибкий подход к квалификационным требованиям, которым должен отвечать претендент на замещение должности профессорско-преподавательского состава. В то же время указанное Типовое положение предусматривает вполне определенные требования к наличию ученой степени и (или) ученого звания при проведении выборов на должности декана факультета и заведующего кафедрой (пункты 65, 66). Следует подчеркнуть, что в части 2 статьи 331 перечень оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, значительно расширен. В частности, к педагогической деятельности не могут быть допущены лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также признанные недееспособными в установленном законом порядке.

Новой редакцией статьи 331 расширен круг лиц, не допускаемых к педагогической деятельности, в том числе имевших или имеющих судимость, за счет дополнительного включения преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Так, например, имеется Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. от 23.09.2002). Другие основания воспроизводят положения, закрепленные ранее в законе. Так, пунктом 2 статьи 53 Закона РФ "Об образовании" было установлено, что к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составы преступлений устанавливаются законом. Перечень преступлений, при осуждении за которые не допускается занятие педагогической деятельностью, в настоящее время не установлен, но в качестве одного из видов наказаний Уголовный Кодекс предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Например, на основании статьи 15 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 29.04.2008) по решению суда может быть установлено ограничение в части занятия педагогической и иной деятельностью в образовательном учреждении гражданину, участвовавшему в экстремистской деятельности. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается Уголовным Кодексом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет - в качестве дополнительного. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. В случае лишения преподавателя права заниматься педагогической деятельностью в течение, например, пяти лет, он не может заниматься ею в образовательных учреждениях. С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, трудовой договор прекращается на основании пункта 4 статьи 83 Трудового кодекса .

Наряду с этим следует иметь в виду, что открытая форма туберкулеза также является противопоказанием к осуществлению педагогической деятельности в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 18.05.2011 № 3943 утвержден Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией, вводящий ограничения для больных наркоманией на занятие педагогической деятельностью, а также деятельностью, непосредственно связанной и непосредственно не связанной с образовательным процессом, в образовательных организациях. В целях охраны здоровья обучающихся, воспитанников в соответствии со статьей 51 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования. В этих же целях при выявлении заболеваний, являющихся противопоказанием к занятию педагогической деятельностью, преподаватели подлежат отстранению от работы в соответствии со

  • III. Правовые аспекты государственной политики в области образования
  • III. 1. Образова­тельная государственная политика.
  • III. 2. Понятие и общая характеристика системы российского образовательного законодательства
  • Тема IV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования
  • IV. 1. Категории работников образования
  • IV. 2.. Трудовой договор, вид, условия тд, связанные со спецификой педагогического труда.
  • IV. 3. Право на занятие педагогической деятельностью. Требования к работникам образования.
  • IV. 4. Особенности оплаты труда педагогических работников
  • Определение стоимости бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении
  • Расчет окладов педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс
  • Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения
  • IV.5. Основания и порядок увольнения педагогических работников.
  • IV.6. Рабочее время и время отдыха в образовательном учреждении.
  • Тема V. Правовое регулирование имущественных и финансовых отно­шений в системе образования.
  • V. 1. Изменения имущественных и финансовых отношений в системе образования
  • V. 2. Права на распоряжение имуществом
  • V. 3. Финансирование
  • V. 4. Деятельность, приносящая дополнительный доход
  • V.5. Платные дополнительные образовательные услуги.
  • V.6. Имущественная ответственность образовательного учреждения.
  • Тема VI. Правовое регулирование управленческих от­ношений.
  • VI. 1. Компетенция рф в области образования.
  • 1. Формирование и осуществление федеральной политики в области образования:
  • 2. Формирование системы управления образовательными учреждения­ми:
  • 3. Правовое регулирование деятельности образовательных учреждений:
  • 4. Финансовое регулирование обеспечения деятельности образователь­ных учреждений:
  • 5. Информационное и научно-методическое обеспечение системы обра­зования:
  • VI.2. Компетенция субъектов рф в области образования.
  • VI.3. Полномочия органов местного самоуправления в области образо­вания.
  • VI.4. Органы управления образованием в Российской Федерации.
  • Основные направления деятельности
  • Тема VII. Понятие и особенности правового регулиро­вания деятельности образовательного учреждения.
  • VII. 1. Понятие образовательного учреждения.
  • VII.2. Устав образовательного уч­реждения.
  • VII.3. Порядок создания и регламентации деятельности образователь­ного учреждения.
  • VII.4. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
  • Тема IX. Правовое регулирование педагогических отношений.
  • IX. 1. Общие требования к приёму граждан в образовательные учреждения.
  • IX.2. Общие требования к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях. Формы получения образования.
  • IX.3. Государственный образовательный стандарт и образовательные
  • IX.4. Документы об образовании.
  • 2. Начальное профессиональное образование:
  • Тема X. Правовое регулирование педагогических отно­шений в системе дошкольного образования.
  • Тема XI. Правовое регулирование педагогических от­ношений в общеобразовательной школе.
  • XI. 1. Цели деятельности, виды и ступени общеобразовательных учрежде­ний.
  • XI.2. Условия и формы обучения в общеобразовательном учреждении.
  • XI.3. Порядок проведения итоговой аттестации в общеобразовательном
  • XI.4. Участники образовательного процесса в общеобразовательном учре­ждении.
  • Тема XII. Правовое регулирование педагогических от­ношений в системе начального профессионального образования.
  • XII. 1. Виды учреждений начального профессионального образования и ос­новные положения их деятельности.
  • Тема XIII. Правовое регулирование педагогических от­ношений в системе среднего профессионального обра­зования.
  • XIII.3. Гарантии учащихся средних профессиональных образовательных учреждений в ходе учебного процесса.
  • Тема XIV. Правовое регулирование педагогических от­ношений в системе высшего профессионального обра­зования.
  • XIV.1. Понятие и виды вузов.
  • XIV.2. Прием в вузы.
  • XIV.3.Обучающиеся и педагогические работники вуза
  • XIV.4. Формы обучения в вузе. Аттестация студентов.
  • XIV.5. Перевод студентов из одного образовательного учреждения в другое.
  • XIV.5. Время образования и отдыха в вузе. Виды занятий в вузе.
  • XIV.6. Права и обязанности субъектов образовательных отношений в вузе.
  • XIV.7. Управление вузом и контроль за его деятельностью.
  • XIV.8. Второе высшее и среднее профессиональное образование.
  • Тема XV. Правовое регулирование педагогических отношений в системе послевузовского профессионального образования.
  • XV.1. Виды послевузовского профессионального образования.
  • XV.2. Договор об образовании в аспирантуре, докторантуре и с соискателями.
  • XV.3. Формы, время образования и отдыха в системе послевузовского
  • XV.4. Процедура (план) обучения в аспирантуре.
  • XV.5. Права и обязанности обучающихся и педагогических работников в системе послевузовского профессионального образования.
  • Тема XVI. Социальные гарантии прав студентов и уча­щихся.
  • XVI. 1. Право на выплату стипендий.
  • XVI.2. Право на проживание в общежитии.
  • XVI.3. Права студентов и учащихся в области воинской обязанности и
  • XVI.4. Дополнительные гарантии образовательных прав социально не защищенных студентов и учащихся.
  • XVI.5. Льготы для лиц, совмещающих работу с обучением.
  • IV. 3. Право на занятие педагогической деятельностью. Требования к работникам образования.

    На работу в образовательное учреждение принимаются лица, имею­щие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответ­ствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности. Однако, надо помнить, что к актам Минтруда России, признанным утратившими юридическую силу, относятся:

    Постановление от 17 августа 1995 г. N 46 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации";

    Постановление от 22 ноября 1995 г. N 65 "О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации";

    Постановление от 6 июня 1996 г. N 32 "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих";

    Постановление от 20 февраля 2002 г. N 14 "О внесении дополнения в приложение № 2 к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 6 июня 1996 г. N 32 "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих".

    Кроме того, приказ Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31 августа 1995 г. N 463/1268 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей" был отменен 28 сентября 2000 г. приказом N 2797 самого Министерства образования РФ. По указанным выше основаниям можно считать недействующим и приказ Министерства образования РФ от 15 сентября 2000 г. N 2659 "О тарифно-квалификационных характеристиках, объемных показателях и требованиях по оценке квалификации и профессиональной компетентности работников образовательных учреждений".

    Таким образом, основные требования к работникам образования изложены в упомянутом выше Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» 39 .

    Подтверждение соответствия работника образовательного учреждения общего образования, начального и среднего профессионального образования данным требованиям осуществляются в ходе аттестации педагогического работника. Новый порядок аттестации педагогических работников был введен в действие с 1 января 2011 года.

    До введения нового порядка аттестации учитель, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. Категории присваивались: вторая - руководством школы, первая - районным управлением образования, а высшая - в министерстве.

    По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

    Те же учителя, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке 40 .

    Согласно п.18 утвежденного приказом Минестерства образования и науки РФ Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее Порядок аттестации) аттестации не подлежат:

      педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

      беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

      педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

    Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков 41 .

    К аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителей представляет их работодатель. В случае, если учитель работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит. Если учитель совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

    Для аттестации педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации создается аттестационная комиссия, которая при успешном прохождении аттестации выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».

    Если работник не прошел испытания, то комиссия принимает решение, что учитель «не соответствует занимаемой должности». В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию учителя. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

    Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

    В любом случае нельзя уволить в соответствии со ст. 261 ТК РФ:

    Работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;

    Беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;

    Одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида - до восемнадцати лет;

    Других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

    Педагогические работники имеют право пройти добровольную аттестацию для получения первой или высшей категории в случае если:

    Педагогический работник не имеет категории;

    Срок действия предыдущей «добровольной аттестации» на первую или высшую категорию подходит к концу;

    Педагогические работники, имеющие первую категорию, претендующие на высшую (но не ранее, чем через 2 года после присвоения первой категории).

    Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

    Педагогический работник может подать заявление на аттестацию в любое время, так как не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации.

    В законодательстве определяются ограничения на занятие педагогической деятельностью.

    В соответствии с ФЗ "О внесении изменений в статью 22 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовым кодексом Российской Федерации", п ринятым Государственной Думой 10 декабря 2010 года (часть вторая ст. 331) к педагогической деятельности не допускаются лица:

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Главу 55 дополнили статьей 351 1 ТК РФ (Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних) следующего содержания:

    К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. 42

    К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

    К педагогической деятельности не допускаются лица:

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

    имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

    имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

    имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

    Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

    Комментарий к статье 331 Трудового Кодекса РФ

    1. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утв. Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114.

    См. также Рекомендации о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава на условиях внутреннего совместительства, направленные письмом Минобразования России от 14 ноября 2003 г. N 32ю-50-2197/32-05.

    2. Особенности допуска к педагогической деятельности установлены, в частности, в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71.

    3. На педагогическую работу в межшкольный учебный комбинат принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную документами об образовании (п. 20 Типового положения о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437).

    4. Старший воспитатель - командир роты назначается в соответствии с законодательством о прохождении военной службы из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как правило, опыт работы в авиационных военных образовательных учреждениях профессионального образования (п. 34 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046).

    5. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании (п. 28 Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867).

    6. Порядок комплектования кадетской школы и кадетской школы-интерната педагогическими и другими работниками регламентируется их уставами. Для работников кадетской школы и кадетской школы-интерната работодателями являются кадетская школа и кадетская школа-интернат.

    На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документом об образовании (п. 33 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427).

    На педагогическую и медицинскую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую и медицинскую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (п. 29 Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117).

    7. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

    Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения (п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288).

    8. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

    К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления (п. 36 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676).

    9. Должности преподавателей замещаются в соответствии с положением о замещении должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования (п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).

    10. Порядок комплектования персонала школы-интерната регламентируется ее уставом. Для работников общеобразовательной школы-интерната работодателем является данная школа-интернат.

    На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

    К педагогической деятельности в школе-интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. 38 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612).

    11. Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.

    На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

    К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196).

    12. К работникам образовательного учреждения относятся руководящие и педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения), учебно-вспомогательный и иной персонал. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 46 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).

    13. Мастерами производственного обучения назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по соответствующей профессии. Преподавателями назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование. Воспитателями назначаются лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование.

    Прием на работу и увольнение мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей производятся директором среднего профессионально-технического училища (п. 48 Положения о среднем профессионально-техническом училище, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 февраля 1985 г. N 177).

    14. Порядок комплектования учреждения педагогическими, инженерно-педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

    На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании.

    К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, перечисленные в п. 2 ст. 53 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (п. 64 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420).

    15. Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с уставом и законодательством РФ.

    Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

    Подбор директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе с учетом специфики учреждения осуществляется исходя из того, что один из них должен быть специалистом в области общего образования, другой - в области дошкольного образования.

    Порядок комплектования работников учреждения регламентируется его уставом.

    На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

    Для обеспечения образовательного процесса и при наличии необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть педагог-психолог и учитель-логопед.

    К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. п. 38 - 41 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204).

    16. Особенности приема на педагогическую работу установлены также в Типовом положении о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 25 июля 2000 г. N 2311.

    17. См. также Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 462н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

    18. Письмом Минздрава России от 7 августа 2000 г. N 1100/2196-0-117 утв. Примерный перечень профессий должностных лиц и работников организаций, обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

    Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и работающие: в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения); в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи); в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы); во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.), должны проходить аттестацию и гигиеническую подготовку.

    19. Вопросы, связанные с медицинскими обследованиями педагогических работников, регулируются также:

    письмом Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы от 2 марта 2000 г. N 16-2-78 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах";

    Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 25 марта 2002 г. N 150 "О порядке проведения медицинского освидетельствования и выдачи заключения о состоянии здоровья граждан, оформляющихся на работу в летние оздоровительные учреждения";

    Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 17 мая 2004 г. N 242 "О проведении диспансеризации педагогических работников";

    Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".

    Loading...Loading...