Особенности внешней и внутренней миграции в россии. Внутренняя миграция населения

Согласно определению, внутренняя миграция - это переселение населения внутри страны из одного региона в другой. Как правило, этот поток вызван экономическими и социальными причинами. Внутреннее переселение является противоположностью внешнего, когда жители покидают свою страну и селятся за рубежом.

Общие тенденции

Урбанизация - это ключевой фактор внутренней миграции во всем мире. Масштаб последствий роста городов настолько велик, что некоторые исследователи называют данный процесс не иначе как «великое переселение народов XX столетия». В поисках лучшей доли стремительно покидают родные деревни. Этот процесс касается и России. О ее тенденциях речь пойдет ниже. Что касается большинства развитых стран, то в них урбанизация остановилась на отметке 80 %. То есть четверо из пятерых граждан Германии или США живут в городах.

В странах, где население незначительно или отличается неравномерной плотностью, внутренняя миграция принимает формы заселения новых районов. Человеческая история знает массу таких примеров. В Канаде, США, Бразилии и Китае население на первых порах было сконцентрировано в восточных областях. Когда ресурсы тех мест стали заканчиваться, люди закономерно отправились осваивать западные провинции.

История внутренней миграции в России

В каждую историческую эпоху внутренняя миграция в России обладала своими специфическими чертами, при этом всегда оставаясь устойчивым процессом. В IX-XII вв. славяне заселили бассейн Верхней Волги. Миграция была направлена на север и северо-восток. До второй половины XIX столетия она отличалась небольшими масштабами, так как ее сдерживало крепостное право в деревне.

Колонизация затронула европейский север, а также Урал, где переселение приняло «горнозаводской» характер. Из Нижнего Поволжья русские мигрировали на юг, в Новороссию и на Кавказ. Широкомасштабное хозяйственное освоение Сибири началось лишь в середине XIX века. В советское время восточное направление стало основным. В условиях плановой экономики люди направлялись в глухие районы, где предстояло строить новые города или дороги. В 1930-е гг. началась форсированная сталинская индустриализация. Вместе с коллективизацией она вытолкнула из деревни многие миллионы граждан СССР. Также внутренняя миграция населения была вызвана принудительными депортациями целых народов (немцев, чеченцев, ингушей и т. д.).

Современность

В современной России внутренняя миграция проявляется в нескольких тенденциях. В первую очередь она видна в разделении населения на сельское и городское. Это соотношение определяет степень урбанизации страны. Сегодня 73 % жителей России живет в городах, а 27 % - в селах. Точно такие же цифры были во время последней в Советском Союзе в 1989 году. При этом количество сел увеличилось более чем на 2 тысячи, но в два раза уменьшилось количество сельских поселений, в которых проживает хотя бы 6 тысяч человек. Подобная неутешительная статистика говорит о том, что к концу 90-х гг. внутренняя миграция привела к риску исчезновения более 20 % деревень. Сегодня показатели более обнадеживающие.

В России существует два типа городских пунктов - поселки городского типа и города. Как они определяются? Согласно критериям, населенный пункт признается городским, если доля жителей, занятых в сельском хозяйстве, не превышает 15 %. Есть и другой барьер. В городе должно быть как минимум 12 тысяч жителей. Если внутренняя миграция приводит к уменьшению населения и падению цифры ниже этой планки, статус поселения может быть изменен.

«Магниты» и окраины

Российское население распределено по огромной территории страны крайне неравномерно. Большая его часть сосредоточена в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах (26 %, 22 % и 16 % соответственно). В то же время крайне мало людей живет на Дальнем Востоке (всего лишь 4 %). Но какими бы перекошенными ни были цифры, внутренняя миграция - это постоянный непрекращающийся процесс. За последний год в перемещениях по стране приняли участие 1,7 млн человек. Это 1,2 % населения страны.

Главным «магнитом», куда ведут внутренние миграции Российской Федерации, является Москва и ее города-спутники. Прирост наблюдается и в Санкт-Петербурге с Ленинградской областью. Две столицы привлекательны в качестве центров трудоустройства. Почти все остальные регионы страны испытывают миграционную убыль (оттуда уезжает больше, чем туда же приезжает).

Динамика регионов

В наибольший отмечается в Татарстане, в Южном - в Краснодарском крае. На Урале положительные цифры наблюдаются только в Свердловской области. Туда едет население из сибирских и дальневосточных регионов, где повсеместно отмечается миграционная убыль. Этот процесс продолжается уже несколько десятилетий.

Внутренняя миграция - это основная причина убыли населения в который в обмене с другими регионами за 2000-2008 гг. потерял 244 тысячи жителей. Цифры не оставляют никаких сомнений. Например, в одном Алтайском крае за тот же период убыль составила 64 тысячи человек. И только два региона в этом округе отличаются небольшим миграционным приростом - это Томская и Новосибирская области.

Дальний Восток

Больше других жителей за последние годы потерял Дальний Восток. На это работает и внешняя, и внутренняя миграция. Но именно переезды граждан в другие регионы родной страны привели к убыли 187 тысяч человек за последние десять лет. Больше всего людей уезжает из Якутии, с Чукотки и из Магаданской области.

Статистика Дальнего Востока в определенном смысле логична. Этот регион находится на противоположном конце страны от столицы. Многие его жители уезжают именно в Москву, чтобы реализовать себя и забыть об изоляции. Живя на Дальнем Востоке, люди тратят гигантские деньги на периодические поездки или полеты на Запад. Иногда билеты в оба конца могут стоить всю зарплату. Все это приводит к тому, что увеличивается и ширится внутренняя миграция. Странам с огромной территорией как воздух необходима доступная транспортная инфраструктура. Ее создание и своевременная модернизация - важнейший вызов для современной России.

Влияние экономики и климата

Первоочередными факторами, определяющими характер внутренней миграции, являются экономические факторы. Российский перекос возник из-за неравномерного уровня социально-экономического развития регионов страны. В результате произошла дифференциация территорий по качеству и уровню жизни. В отдаленных и приграничных областях они слишком низки по сравнению со столицами, а значит, малопривлекательны для населения.

Для обширной территории России характерен и природно-климатический фактор. Если условная Бельгия однородна по своим температурным показателям, то в случае РФ все гораздо сложнее. Более подходящий для жизни и привлекательный климат тянет людей на юг и в центр страны. Многие северные города возникли в советскую эпоху благодаря системе разнарядок и всевозможных ударных строек. В условиях свободного рынка люди, рожденные в этих регионах, стремятся покинуть их.

Социальные и военные факторы

Третья группа факторов - это социальные, которые выражаются в исторических и родственных связях. Они являются распространенной причиной т. н. «возвратной миграции». Жители восточных и северных регионов, уезжая в Москву, часто возвращаются обратно домой, т. к. там у них осталась семья, родственники и друзья.

Еще одна группа факторов - военная угроза. Вооруженные конфликты заставляют людей покидать насиженные места и обосновываться в безопасных регионах, подальше от очага кровопролития. В России подобный фактор имел серьезное значение в 1990-е гг., когда на Северном Кавказе, и в первую очередь в Чечне, на протяжении нескольких лет продолжалась ожесточенная война.

Перспективы

Развитию внутренней миграции мешают неравномерные цены на жилье и слабая развитость жилищного рынка в регионах. Для решения этой проблемы необходима государственная поддержка и финансирование проблемных областей, республик и краев. Регионы нуждаются в увеличении доходов работающего населения, дополнительных рабочих местах, увеличении доходной части бюджета, сокращении потребности в бюджетом финансировании.

Благоприятными будут и другие меры. Оживлению внутренней миграции способствует снижение негативного влияния промышленности на окружающую среду, а также улучшение демографической обстановки.

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. ОБЩИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 4

2. МИГРАЦИЯ В РОССИИ.......................................................................... 10

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ... 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 26

ВВЕДЕНИЕ

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) понимается перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное вре­мя.

Ученые рассматривают миграционное движение как «со­вокупность всех территориальных перемещений населения, кото­рые в конечном счете определяют характер расселения, плотность, сезонную и маятниковую подвижность населения».

По мнению демографов, у миграции как общественного явления есть три параметра:

Перемена индивидом координат своего пребывания (т. е. пере­мещения) (фактор мобильности);

Намерение индивида улучшить свое материальное и (или) со­циальное положение (фактор потребностей);

Стремление индивида обжиться на новом месте и считать его своей «второй родиной» (фактор стабильности).

Основными причинами, вызывающими миграцию, являются:

Политические (в результате смены формы государственного правления, политических переворотов);

Социально-экономические (перемещения в поисках работы, | «утечка мозгов» - выезд людей интеллектуального труда);

Природные (перемещения людей из-за стихийных бедствий);

Экологические (радиационное заражение в результате аварии на Чернобыльской АЭС привело к значительным миграционным процессам);

Религиозные (преследование католиками протестантов и пере­селение последних в США, Австралию, Канаду);

- национальные (бегство граждан из-за национальных пресле­дований).

В данной работе мы рассмотрим внешнюю и внутреннюю миграцию.

1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Внешняя миграция подразделяется на эмиграцию - выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или дли­тельный срок, и иммиграцию - въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или длительный срок.

Отдельно выделяется внешняя трудовая миграция. Она означает добровольное перемещение на законном основании людей, посто­янно проживающих на территории государства, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно прожива­ющих вне пределов государства, на его территорию с целью осу­ществления ими оплачиваемой трудовой деятельности; субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься опла­чиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

Внутренняя миграция - перемещение населения по территории страны. Внутренняя миграция может быть добровольной, вынужденной и насильственной.

Миграция может быть возвратной и безвозвратной, а также за­конной и незаконной.

Возвратная миграция - переселение на до­статочно длительный, но ограниченный срок.

Безвозвратная - пе­реселение с окончательной сменой постоянного места жительства.

Законная миграция - въезд, переселение и пребывание на террито­рии страны, осуществленные в соответствии с нормами, существую­щими в ее законодательстве.

Незаконная миграция - въезд на терри­торию того или иного государства, пребывание на этой территории, а также выезд с нее иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства данной страны, регулирующего по­рядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностран­ных граждан, произвольное изменение ими своего правового поло­жения в период нахождения на территории государства.

Возможно сочетание различных видов миграции, например, од­новременно внешней и маятниковой, когда мигранты - фрондильеры, т. е. люди, которые живут в одной стране, а работают в другой и ежедневно пересекают по пути из дома на работу государственную границу (много таких мигрантов в западноевропейских странах).

Или одновременно внешние и возвратные мигранты - репатриан­ты, т. е. люди (или их потомки), которые когда-то переселились из своей страны, а теперь возвращаются на родину.

В России субъектами внешней миграции являются:

а) эмигранты, в том числе:

Граждане России, переселяющиеся по различным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание;.

Лица из числа признанных в установленном порядке беженца­ми или ранее прибывших на территорию Российской Федерации и получивших временное убежище, выезжающие с территории Рос­сии на место жительства в другие государства;

Граждане бывшего СССР, проживающие на территории Рос­сийской Федерации, но не являющиеся гражданами Российской Федерации, выезжающие с ее территории;

б) эмигранты транзитные - граждане бывшего СССР, не явля­ющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государ­ствах - бывших республиках СССР и прибывшие в Россию с целью выезда в третьи страны;

в) иммигранты, в том числе:

Иностранные граждане и лица без гражданства, граждане быв­шего СССР, постоянно проживавшие за пределами Российской Фе­дерации, переселяющиеся в Россию на постоянное или временное жительство;

Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию;

г) иммигранты транзитные - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию с целью дальнейшего выезда в третьи страны.

Субъектами вынужденной и незаконной миграции являются:

а) граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства другого государства, входившего ранее в состав СССР;

б) граждане государств - бывших республик СССР, в том числе граждане Российской Федерации;

в) иностранные граждане;

г) лица без гражданства (апатриды);

д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Субъектами внутренней миграции являются граждане Россий­ской Федерации и лица, находящиеся в России на законных осно­ваниях, а также лица, не имеющие законных оснований для пре­бывания на территории Российской Федерации и осуществляющие перемещения по ней.

Субъектами незаконной миграции являются:

а) эмигранты неконтролируемые - граждане Российской Феде­рации, выезжающие через территории государств - бывших респу­блик СССР в другие иностранные государства;

б) эмигранты нелегальные - граждане Российской Федерации, нелегально пересекающие Государственную границу Российской Федерации;

в) иммигранты незаконные, к которым относятся:

Иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию;

Иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям;

Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие ре­спублики СССР[ 5, С. 39 ].

При рассмотрении международной миграции населения целе­сообразно выделять шесть групп мигрантов:

1) эмигранты, выез­жающие в силу семейных или иных причин на постоянное место жительства в другую страну (причем с сохранением по желанию гражданства, независимо от страны въезда);

2) трудящиеся-ми­гранты;

3) нелегальные иммигранты;

4) беженцы;

5) студенты, ста­жеры, научные сотрудники и преподаватели;

6) прочие - туризм, отдых и т. п.

Под влиянием интернационализации мирохозяйственных связей существенное развитие получает и система «транзитной» миграции, которая удовлетворяет потребности в специфических профессиях и квалификациях, периодически возникающие на национальных рынках труда развитых стран, Она основывается на перемещении по каналам транснациональных корпораций рабочей силы высокой квалификации на срок от одного до трех лет. Выделяя приоритет экономического характера, важно иметь в виду и обратную сторону международных миграций населения - де­мографическую, значительно влияющую на динамику общей чис­ленности, возрастно-половую и другую структуру населения той или иной страны. В 80-е гг. доля внешней миграции в общем приросте населения, например, таких стран как США, Канада, Франция, Австралия, имела тенденцию к росту, превысив в среднем 25%. В США, по оценкам американских экспертов, на иммигрантов при­ходилось 50% ежегодного прироста населения.

Еще одна закономерность современной международной мигра­ции населения заключается в значительном и постоянном увели­чении ее масштабов. Многомиллионная межгосударственная ми­грация становится типичным явлением социально-экономической жизни современного общества, все больше превращаясь из фактора в константу современного производства.

Крайне сложной задачей является прогнозирование миграций, особенно в условиях постоянно изменяющейся социально-эко­номической ситуации. Самая непосредственная зависимость ми­грации от экономических, политических, социальных факторов предполагает, что в основу прогноза миграции следует положить сценарий возможного развития в будущем указанных факторов. Анализируя процессы миграции, нетрудно заметить, что пока еще не создан определенный сценарий социально-экономического раз­вития многих стран, на основе которого можно разрабатывать более или менее надежные перспективные оценки миграции.

Однако по ряду факторов можно все-таки прогнозировать даль­нейший рост международной миграции, хотя пункты отправки и назначения могут измениться .

Согласно классической теории, им­миграция возникает при одновременном наличии факторов вы­талкивания-предложения и втягивания-спроса, а также сетей для увязки предложения мигрантов со спросом на них со стороны рабо­тодателей и семей в принимающих странах. Экономическая глоба­лизация и интеграция подстегивает все части этого уравнения. Что касается спроса, то предприятия - в частности, транснациональные корпорации, но не только они всеми силами стремятся заполу­чить доступ на глобальный рынок труда для найма работников. Это относится как к квалифицированной, так и к неквалифицирован­ной рабочей силе. Что касается предложения, то если растущие ожи­дания в отношении экономического прогресса удовлетворяются не­достаточно быстро, миграция соблазняет тех работников, которые могут зарабатывать гораздо больше в более богатых странах. Вообще люди, наиболее склонные к миграции, обладают некоторыми сред­ствами, которые они могут вложить в реализацию своего плана.

Внутренние массовые миграции населения были вызваны преж­де всего урбанизацией. Переселение сельского населения в города за­хватило сотни миллионов жителей планеты. Масштабы этого вида миграций так велики, что они получили название «великого пере­селения народов XX века». Сельские жители развивающихся стран устремляются в города в поисках лучшей доли, что ведет к «взрыв­ному» росту крупнейших городов. В развитых странах этот процесс закончился на уровне примерно 80% урбанизации. Сегодня на­блюдается некоторый отток в сельскую местность. В ряде развитых стран начался процесс деурбанизации.

В странах мира, отличавшихся незначительной и весьма не­равномерной плотностью населения, получил распространение и такой вид миграций, как освоение новых районов прежде всего за счет внутренней миграции. Так, заселение территорий США, Кана­ды, Бразилии, Китая, некоторых других государств началось с вос­точных прибрежных областей, а внутренние и западные территории осваивались позже. Так же заселялась и Австралия европейцами, только расселение шло с юго-востока на север и запад. К этому типу стран относится и Россия, в которой расселение шло с запада на вос­ток и меньшее значение имела внешняя миграция.

Рост нелегальной иммиграции объясняется многими факторами, среди которых главный состоит в том, что трудящиеся-мигранты, работающие нелегально, представляют для предпринимателей не­больших фирм самую дешевую рабочую силу, что и является стиму­лом к найму таких рабочих.


2. МИГРАЦИЯ В РОССИИ

Россия на всем пути своего исторического развития характе­ризовалась, пожалуй, самыми активными в мире миграционными процессами.

Чаще всего ученые, исследовавшие миграционные процессы в России, выделяют три основных этапа в историко-географическом развитии межрайонных миграций на протяжении более 300 лет: пер­вый этап - до 60-х гг. XIX в.; второй - вторая половина XIX и на­чало XX в.; третий - советский. В настоящее время про­сматривается и четвертый период - постсоветский, включающий 90-е гг. XX в. и начало XXI в. [ 9, С. 63 ]

История внутренней миграции населения России на каждом историческом этапе имела свои специфические черты, но в целом характеризовалась относительной устойчивостью в направлениях. В IX - XIII вв. славянское население Древней Руси постепенно за­селяло территорию в бассейне Верхней Волги, усилилось переме­щение населения на север и северо-восток [ 9, С. 65 ].

На протяжении первого этапа, до первой половины XIX в., ми­грация не отличалась большими масштабами, так как крепостной строй сдерживал свободное передвижение крестьян. В этот период шла колонизация Европейского Севера, горнозаводское заселение Урала, переселение на «вольные-земли», «дикое поле» - в Новороссию, Южное Предуралье и Нижнее Поволжье. Заселение шло как бежавшими от крепостной зависимости крестьянами, так и насильно переселяемыми (правительством или помещиками) кре­постными.

Второе направление освоения новых земель - южное. С середине XVI в. после присоединения Казанского и Астраханского ханств в состав России вошли земли Поволжья (выход в Каспий­ское море), а позднее, степные районы Северного Кавказа.

Третье направление миграции населения России было связано с заселением уральских и сибирских земель, причем сельскохозяй­ственное освоение Сибири в более широких масштабах начинается с XIX в.

Второй этап был в первую очередь связан с последствиями от­мены в 1861 г: крепостного права в России, что создало было благо­приятные условия для миграционной подвижности бывшего кре­постного крестьянства.

Значительная миграционная подвижность была отмечена в годы первой мировой войны.

Третий этап, включающий годы советской власти, характери­зовался высокой межрегиональной миграционной подвижностью населения. В первую очередь это было связано с перемещением производительных сил в восточные районы страны (для их равно­мерного размещения и с целью более полного использования при­родных ресурсов), потребовавший переселения огромных людских контингентов. Основная часть переселенцев шла на Урал, в Запад­ную и Восточную Сибирь, на Дальний Восток. Продолжалось за­селение Севера Европейской части, связанное с промышленным развитием Кольско-Карельского и Тимано-Печорского регионов. Целевая направленность переселении меняется коренным образом: подавляющая часть потока направляется на промышленные ново­стройки в города, в том числе для оказания «помощи национальным окраинам» в развитии промышленности. Наряду с крупными межрегиональными потоками большие раз­меры приобретают переселения из сел в города, вызванные инду­стриализацией страны. Масштабы этих потоков ярко характери­зуются следующим показателем: за 60-летний период (с 1927 по 1988 г.) более 80 млн. сельских жителей переселились в города.

Значительные перемещения населения происходили в период второй мировой войны и после ее окончания: на Урал и в Сибирь было эвакуировано около 25 млн. жителей европейской части стра­ны. В послевоенное время в образованную из северных районов Восточной Пруссии Калининградскую область и на Южный Саха­лин, который раньше принадлежал Японии, было переселено около 800 тыс. человек.

Но на всем пути демографического развития России характерной была насильственная миграция, полная или частичная депортация народов (от лат. deportatio - «изгнание», «ссылка»). Начало было положено в 1918-1920 гг. в результате гражданской войны исходом белой армии из Крыма и в район Харбина. Была и частичная по­следующая репатриация с продолжением в ГУЛАГе. В 20-е гг. про­водилась массовая депортация интеллигенции на Запад. В годы коллективизации (конец 20-х - начало 30-х гг.) были высланы в восточные районы сотни тысяч крестьян-«кулаков» и членов их се­мей, а несколько позже (середина и конец 30-х гг.) - репрессиро­ванные горожане (бывшие привилегированные группы населения, члены политических партий, «оппозиционеры» и т. д.).

Депортация населения продолжалась и в годы Великой Отече­ственной войны. В 1941 г. с территории Северного Кавказа были де­портированы немцы, в 1942 г. - греки, в 1943 г. - карачаевцы (более 60 тыс.), в 1944 г. - чеченцы и ингуши (около 400 тыс.). Всего было депортировано более 600 тыс. человек [ 9, С. 68 ].

Значительно активизировались миграционные процессы в пост­советский период.

Внутренняя миграция России в 90-е гг. характеризовалась пере­мещением населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока в европейскую часть страны. Это обусловлено такими факто­рами как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда госу­дарственных программ и связанное с этим свертывание производ­ственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.

Выезжающее из северных и восточных регионов население про­должает концентрироваться в Центральной и Центрально-Черно­земной частях России, в Поволжье, на Северном Кавказе, в от­дельных регионах Урала и юга Западной Сибири. Такое стихийное распределение не всегда соответствует геополитическим и эконо­мическим интересам как государства в целом, так и отдельных его регионов.

В 90-е гг. восстановился и стабилизировался традиционный обмен населением между селом и городом в пользу последнего. В 1996 г. за счет переезда в город число сельских жителей со­кратилось на 110 тыс. чел., причем переезд осуществлялся, как правило, в города тех же самых областей. Тем не менее, величина оттока сельского населения России в города полностью покры­вается и даже перекрывается за счет миграционного притока из государств - бывших республик СССР. В том же году в сельской местности поселилось 168 тыс. иммигрантов из ближнего зарубе­жья. При этом прибывающие мигранты благоприятно влияют не только на формирование численности сельского населения, но и на улучшение его демографической и профессионально-квалифи­кационной структуры.

В процессе осуществления социально-экономических реформ в аграрном секторе создаются условия для сдерживания оттока сель­ского населения в города, для привлечения мигрантов в село.

Наиболее значительным был миграционный прирост в России в 90-е гг.; к началу XXI в. он стал снижаться. Отметим определенную стабилизацию оттока населения из села в город: в начале 70-х гг. он ежегодно превышал 800 тыс. человек, а в 2001 г. снизился до 87 тыс.

В 1997 г. в структуре мигрантов России прибывшие из-за преде­лов страны составляли 18 % (583,3 тыс. человек) . Это значитель­но меньше, чем в 1990 г., когда прибыло 913,2 тыс. человек .

В 2001 г. доля прибывших из-за пределов России сократилась до 8,3 % от общей численности мигрантов.

Заметно стала снижаться доля мигрантов, выбывших за пределы России: в 1997 г. она составляла 8,0 %, в 2001 г. - 5,4 % и в 2002 г. - 5,8%.

Внутренние миграционные потоки в последнее десятилетие развиваются по схеме сосредоточения основной массы населения в рамках европейской части страны, по итогам переписи более 60% населения проживает в Центральном (26,2%), Приволжском (21,5%) и Южном (15,8%) федеральных округах, самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ - 4,6% Потенциал репатриации русского населения из бывших республик Советского Союза, обеспечивший массовый миграционный приток в первой половине 1990-х гг., в настоящее время исчерпан.

По данным Госкомстата, валовая миграция (включающая рос­сиян, выезжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в Рос­сию) за 1992-2007 гг. превысила 9,8 млн. человек.

Рассмотрим основные показатели международной миграции в России в 90-е гг. и в начале XXI в. .

На первом этапе (1948-1970 гг.) в силу закрытости страны и в условиях жестких ограничений на выезд за рубеж эмиграция была мало заметным явлением в жизни общества. По имеющимся оцен­кам, в этот период в результате эмиграции бывший СССР потерял около 60 тыс. человек. Выезд за рубеж был крайне затруднен не только по военным и экономическим соображениям, но и глав­ным образом по политическим мотивам, ибо страна в те годы, как считалось, являлась воплощением лучшей в истории модели обще­ственного устройства.

Второй этап (1971-1980 гг.) - период начавшейся либерали­зации эмиграционной политики. В результате выезд из страны за рубеж на постоянное место жительства, по сравнению с предше­ствующим периодом, заметно возрос - в среднем за год с 3 тыс. до 35 тыс. человек. Правда, послабление в процедурах выезда за гра­ницу коснулось лишь отдельных этнических групп населения, в первую очередь евреев, немцев, армян и греков, миграция которых рассматривалась как выезд на историческую родину или для вос­соединения семей.

В 1980 г. из России выбыло 780 тыс. человек, в том числе в другие республики СССР - 773,6 тыс. и в другие страны - 7 тыс. (Изра­иль - 4,1 тыс.; Германия - 1,3 тыс.; Болгария - 0,5 тыс.).

Несмотря на то, что главным мотивом эмиграции в этот период были репатриация или воссоединение с родственниками, объектив­но люди уезжали, прежде всего, в результате возрастания экономи­ческих трудностей, замедления роста уровня жизни населения, уси­ления недовольства политической системой в стране.

На третьем этапе (1981-1985 гг.) в развитии эмиграции наступил резкий спад. За этот период из России в страны дальнего зарубежья в среднем за год уезжало всего около 4 тыс. человек. Среди факторов, «работавших» на сдерживание и почти полное прекращение эмигра­ции, важное место занимали смена курса руководства страны, рас­ширение командно-административных, в том числе запретительных методов управления. В 1985 г. по сравнению с 1980 г. эмиграция в Германию снизилась в 3 раза, в Израиль - в 6,5 раза, в США - вдвое. Но в пределах СССР миграция по-прежнему была активной. В 1985 г. из России в другие республики СССР выехало 702 тыс. че­ловек, в том числе в Украину - 325 тыс.; в Казахстан - 115,8 тыс.

Четвертый этап (1986-1990 гг.) - период быстрорастущего потока краткосрочных поездок, а также эмиграции за рубеж на постоянное место жителе связанный с кардинальными изменениями политической и социально-экономической системы. Ситуация во внешней миграции населения заметно изменилась в конце 80-х гг., когда в ходе перестройки были значительно упрощены процедура и порядок из страны за границу. При этом резко выросло не только число выезжающих за рубеж на постоянное место жительства, но и количество маятниковых и челночных миграций.

Пятый этап (1991-1995 гг.) - период стабилизации эмиграции на сравнительно высоком уровне (около 100 тыс. человек в год). Несмотря на явный перелом в динамике роста, эмиграция сохранила свой проблемный характер. Так, число выехавших в этот период из России на постоянное место жительства за рубеж составило более 0,5 млн. человек, или более 70% от общего числа выехавших страны в 1981 - 1995 гг.

Во второй половине 90-х гг. произошли существенные изменения в структуре эмиграционного потока: если в 1993 г. немцы составляли 53,5 % эмигрантов, русские - 24 %, евреи - 15,8 %, то в 2000 г. доля немцев сократилась до 36,2 % всех выехавших, евреев - до 7,3 %, а доля русских увеличилась на 73 %, достигнув 41,5 %.

В 90-е гг. география эмиграции русских была значительно шире, чем евреев и немцев. Около 50% из них направлялось в Германию, более 20 % - в Израиль, 12 % - в США. Эмиграция русских в США имела тенденцию к сокращению - если в 1994 г. в США направля­лись 18 % эмигрантов-русских (4,4тыс. человек), то в 2000 г. - толь­ко 12 % (3,1 тыс. человек). Вместе с тем доля русских в эмиграцион­ном потоке из России в США постоянно увеличивалась - к 1994 г. она составляла 42,4%, в 1998 г. - 63 9%, в 2000 г. - 65% [ 13, С. 62 ].

Таким образом, в течение 90-х гг. XX столетия произошли суще­ственные сдвиги в эмиграционных процессах. Если в начале 90-х гг. эмиграция в страны дальнего зарубежья носила в целом ярко выра­женный этнический характер, то во второй половине 90-х гг. эми­грация постепенно теряет эту специфическую черту.

Составной частью проблемы внешней трудовой миграции яв­ляется трудоустройство российских граждан за границей. Оно идет, как правило, по трем основным легальным каналам: в рамках международных соглашений, через посреднические организации и самостоятельно. Россия подписала межправительственные согла­шения по внешней трудовой миграции с ФРГ, Финляндией, Швей­царией, Китаем, Польшей, Словакией.

За период 1995-2007 гг.: численность российских граждан, тру­доустроенных за границей, увеличилась почти в 3 раза. Вместе с Тем, несмотря на довольно быстрый рост экспорта рабочей силы из России, их число уступает численности иностранных граждан, привлекаемых для работы в Россию, более чем в 6 раз.

Однако реальные масштабы российской трудовой миграции (как экспорта, так и импорта рабочей силы) значительно превы­шают официальные данные за счет самостоятельного трудоустрой­ства и нелегальной миграции. Быстрый рост масштабов трудовой миграции высококвалифицированных специалистов в условиях глобализации способствует формированию и развитию наукоем­ких и высокотехнологичных секторов экономики. В современных условиях специфика этого процесса заключается в том, этот поток практически имеет один вектор, направленный в развитые страны или между этими странами.

Что касается иммиграционных процессов, то в силу сложившейся политической, экономической и социальной ситуации Россия не привлекает проживающих в дальнем за­рубежье, особенно в странах с развитой рыночной экономикой.

Незначительное количество иммигрантов (12 тыс. человек) при­ехали из этих стран. Так, из Германии прибыли 1832 человека, из Израиля - 1620, США - 455, Греции - 226. Среди прибывших иммигрантов доля людей, не достигших трудоспособного возрас­та, составляет 8,4 %, старше его - 6,4 %, а трудоспособного возрас­та - 85,2% .

В Россию с 1994 по 1999 г. на работу было привлечено из стран СНГ 669,6 тыс. легально прибывших работников. Основной их экс­портер - Украина (66,4% в 1999 г.). Из Молдавии прибыло 9%, из Армении - 5,5, Таджикистана - 4,4, Узбекистана - 3,6, Азербайд­жана - 3, Казахстана - 1,8%. Менее одного процента составляет численность приехавших на работу из Киргизии (0,6), Туркмении (0,2). Сократилась с 8,2 % до нуля численность работников из Бело­руссии. (Приводя эти цифры, ученые и работники миграционных служб отмечают, что внешняя трудовая миграция может быть и не­законной, которая не отражена в официальной статистике.)

В 1994-1998 гг. в нашу страну прибыло 584,3 тыс. трудовых ми­грантов из стран дальнего зарубежья. В 1998 г. доля граждан Тур­ции составила 14,7%, Китая - 9,6, стран бывшей Югославии - 5,8, КНДР - 3,9, Польши - 1,4, США - 0,9, Словакии - 0,5%. Из общего числа трудовых мигрантов 37,3 % составили лица в воз­расте 30-39 лет; 27,6% - 40-49 лет, 23,5% - 18-29 лет, 8,4% -50-55 лет, 3% - старше 55 лет, 0,2% - 16-17 лет. Среди отраслей экономики, где они заняты, преобладало строительство - 51,5%, на промышленность, оптовую и розничную торговлю, обще­ственное питание, транспорт и связь, сельское хозяйство, общую коммерческую деятельность по обеспечению рынка и операции с недвижимым имуществом приходилось от 6,0 до 9,5%. В лесном хозяйстве, геологии и разведке недр, геодезии и гидрометеороло­гической службе, образовании, культуре и искусстве, науке и на­учном обслуживании их доля составляла от 1,1 до 2,4%. Менее 1 % приходилось на жилищно-коммунальное хозяйство, непроиз­водственные виды бытового обслуживания, здравоохранение, фи­зическую культуру и социальное обеспечение, а также финансы, кредит, страхование, информационно-вычислительное обслужива­ние, управление. Иностранные граждане работали в основном в Москве и Московской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Ман­сийском автономных округах, Приморском крае, Белгородской и Ростовской областях.

В 90-е гг. значительно возросла численность беженцев. Начиная с 1 июля 1992 г. статус вынужденного переселенца и бе­женца обрели 1,6 млн. человек. Часть вынужденных мигрантов сня­лась с учета, многие из них по разным причинам не получили дан­ного статуса. На начало 2001 г. их численность составила 808,3 тыс. человек: 291,4 тыс. приехали из Казахстана; 102,1 - из Узбекистана; 85,1 - из Таджикистана; 140 тыс. человек были вынужденными ми­грантами в субъектах Российской Федерации. В 1999 г. 530 человек, получившие статус беженца, ранее проживали в Руанде, Афгани­стане, Китае, Македонии, Иране, Судане, Уганде, бывшей Югос­лавии. В общее число вынужденных переселенцев вошли 157,4 тыс. человек, которые проживали на российской территории и получили данный статус.

Всего с начала регистрации на 1 января 2003 г. в России насчи­тывалось 505,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев, в том числе 492 тыс. вынужденных переселенцев и 13,8 тыс. беженцев.

Наибольшее число переселенцев и беженцев отмечалось в Ингуше­тии- 29,3 тыс.; Северной Осетии-Алании - 31,4тыс.; Ставрополь­ском крае - 18,7 тыс; Оренбургской области - 23,7тыс; Алтайском крае - 22,2 тыс.; Новосибирской области - 23,4тыс.; Кемеровской области - 13,9 тыс.; Самарской области - 14,5 тыс.; Краснодарском крае - 15,5 тыс.; Воронежской области - 15,4 тыс. .

Основную долю мигрантов, переселяющихся в Российскую Фе­дерацию из соседних республик, формируют русские,- численность которых в 1989 г. в этих республиках составляла 25,3 миллиона че­ловек. По официальным данным, за период 1989-2002 гг. нетто-миграция русского населения в Россию из стран СНГ и Балтии со­ставила около 3,3 млн. человек. Реальная миграция была намного выше .

За годы реформ наша страна вошла в тройку ведущих миро­вых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992-2007 гг. за год США «впитывали» 925 тыс. человек, Герма­ния - 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 610 тыс. Основными факторами развития такой тенденции являются:

Геополитическое переустройство постсоветского простран­ства, изменение национально-политической ориентации в госу­дарствах старого и нового зарубежья;

Развал в республиках бывшего СССР крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях), на кото­рых работало в основном русскоязычное население;

Более прочное экономическое положение и более высокий уровень жизни в России по сравнению со странами СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока;

Развитие в результате экономических реформ на российском рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с рас­ширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятель­ности, смешанных форм собственности с участием иностранного капитала.

Рост иммиграции для страны-реципиента, как показывает ми­ровая практика, имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Для России такими положительными последствиями явились:

За счет иностранных граждан в значительной мере решается нехватки рабочей силы в трудодефицитных отраслях экономики и регионах страны (нефте- и газодобыча в Западной Сибири, содер­жание и развитие инфраструктуры, строительство);

Миграционный приток населения из-за рубежа позволил более чем наполовину компенсировать «естественную» убыль населения России в 1992-2007 гг.

Основной целью государственной миграционной политики яв­ляется регулирование миграционных потоков, преодоление нега­тивных последствий стихийно развивающихся процессов мигра­ции, создание условий для беспрепятственной реализации прав.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Основными задачами государственной миграционной политики являются:

Защита прав и интересов мигрантов;

Развитие системы иммиграционного контроля;

Соблюдение государственных интересов при разработке и ре­ализации миграционных программ и мероприятий;

Регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

Создание условий для приема и размещения мигрантов, сти­мулирующих их активное участие в процессе адаптации к суще­ствующему социально-экономическому положению. Исходя из поставленных задач, государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следу­ющими принципами:

Стимулирование рационального территориального распреде­ления потоков вынужденных мигрантов;

Недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

Личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемое при государственной поддержке;

Регулирование размещения беженцев и вынужденных пере­селенцев в районах, располагающих для этого необходимыми усло­виями, в соответствии с федеральной и региональными миграци­онными программами;

Регулирование миграционных процессов с учетом стратеги­ческих задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны;

Регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

Осуществление мер экономического и социального характе­ра, направленных на увеличение продолжительности жизни и соб­ственного прироста населения в регионах России.

В «Концепции демографического развития Российской Федера­ции на период до 2015 года» выделены приоритеты демографическо­го развития в области миграции, к которым относятся:

Привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из государств СНГ и Балтии;

Создание экономических условий для сокращения эмиграции и сохранения научно-технического, интеллектуального и творче­ского потенциала;

- проведение комплекса правовых, организационных и финан­совых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигран­тов в РФ;

Совершенствование законодательства, касающегося защи­ты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

В мае 2002 г. был принят Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», а в июле 2002 г. - Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Извлече­ния из этих законов даны в Приложении. В августе 2004 г. Прави­тельство РФ ввело новые Правила использования миграционных карт.

Указом Президента РФ в 2004 г. в стране создана Федеральная миграционная служба (ФМС), подведомственная и подконтроль­ная МВД России. Структура центрального аппарата ФМС включает директора, заместителей 11 управлений (по вопросам гражданства; по организации визовой к регистрационной работы; правового обе­спечения и международного сотрудничества; контроля и делопро­изводства; иммиграционного контроля; внешней трудовой мигра­ции; организационно-аналитическое; финансово-экономического и ресурсного обеспечения; кризисных ситуаций; паспортной рабо­ты и регистрационного учета населения; информационных ресур­сов) и 3 центра - паспортно-визовых информационных ресурсов; обращений граждан по паспортно-визовым вопросам; оформления приглашений иностранных граждан.

22 сентября 2004 г. Правительство РФ приняло соответствующее постановление «Некоторые вопросы Федеральной миграционной службы». В России в конце 2004 г. значительно ужесточена ответствен ность за нарушение миграционных правил. Принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». По новому закону штрафы положены не только за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства, но и за на­рушение правил использования иностранных работников.

Отметим основные особенности миграционной ситуации на рубеже. По мнению ученых ИСЭПН, они характеризуются:

Уменьшением регистрируемого миграционного прироста населения России, снижением компенсирующей роли миграционно­го притока в сокращении объемов и интенсивности безвозвратной миграции;

Устойчивым миграционным оттоком населения из северных и восточных регионов страны;

Односторонней направленностью миграционных потоков в пользу России в миграционном обмене с бывшими союзными ре­спубликами;

Постепенным замещением под воздействием рынков труда и демографического дисбаланса вынужденной миграции из бывших союзных республик на экономическую, их сращиванием в структуре иммиграционного потока в Россию;

Активизацией временных трудовых миграций из СНГ, Юго-Восточной Азии и некоторых других стран дальнего зарубежья в Россию;

Уменьшением потоков эмиграции на постоянное жительство при одновременном росте числа российских граждан, работающих в странах дальнего зарубежья;

Расширением масштабов незарегистрированных миграцион­ных потоков, различных форм незаконной миграции и криминаль­ных миграционных практик, таких как торговля людьми и исполь­зование рабского труда мигрантов.

Среди причин, обусловливающих повышение роли миграци­онного фактора в экономическом и социальном развитии Россий­ской Федерации как в ближайшем будущем, так и в период долго­срочной перспективы - особенности демографического развития, характеризующиеся низким естественным приростом населения, сокращением демографического потенциала и ожидаемым резким снижением численности населения в трудоспособном возрасте; наметившаяся тенденция к экономическому росту, активизации рыночных процессов, торговли, инвестиционного климата; не­равномерность развития российских регионов; наличие крупных национальных диаспор внутри Федерации и российских диаспор в других странах; необходимость более глубокой интеграции России в мировое экономическое пространство, развития экономических и социально-культурных связей с другими странами.

Россия продолжает оставаться центром миграционного притя­жения на пространстве бывшего СССР. За межпереписной период 1989-2002 гг. миграционный прирост населения страны составил 5,6 млн. человек [ 11, С.13 ].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миграция населения играла и играет очень большую и много­стороннюю роль в развитии человечества. Являясь одной из форм адаптации людей к меняющимся условиям жизни сообщества, ми­грации существенно влияют на географию, структуру и динамику населения мира - от отдельных населенных пунктов, районов до целых стран и континентов. В прошлом известны массовые переме­щения людских масс по самым разным причинам, как природным, так и социально-экономическим. Известно, например, что подавля­ющая часть населения Америки и Австралии состоит из потомков иммигрантов.

Современные миграции представляют собой сложный социаль­ный процесс. Они тесно связаны с уровнем развития производи­тельных сил и их размещением в разных районах.

Высокий уровень подвижности населения обеспечивает более полное использование рабочей силы, перераспределение ее между индустриальными цен­трами и осваиваемыми территориями, способствуя экономическому прогрессу так как степень подвижности насе­ления обычно отражает общий уровень развития страны.

В то же время результаты миграции противоречивы, поскольку массовый приток мигрантов может быть причиной роста безрабо­тицы, оказывать чрезмерное давление на социальную инфраструк­туру, или, например, способствовать концентрации криминальных элементов.

Отрицательной стороной миграции также могут быть значительное обезлюдение и экономический регресс районов мас­сового выезда населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О граждан­стве Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ).

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

3. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р. «О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года» // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.

4. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). М., 2006. С. 145.

5. Болдырева С.К., Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явление. М. - Воронеж, 2004. С. 39.

6. Бреева Е.Б. Основы демографии. М., 2004. С. 148.

7. Бутов В. И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. третье изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.

8. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение: экономика и управле­ние. М., Ростов н/Д., 2004. С. 265.

9. Красинец Е., Тюрюканова Е., Шевцова Т. Миграция населения в Российской Федерации: тенденции развития и проблемы регу­лирования // Власть. 2004. № 10. С. 63-69.

10. Орешкин В.А. Россия и международная миграция трудовых ресур­сов // МЭ и МО. 2004. № 3. С. 75-79.

11. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М.,2003. С. 13.

12. Российский статистический ежегодник 2007. М., 2008. С. 128.

13. Топилин А.В., Малаха И.А. Миграция высококвалифицированных кадров // Народонаселение. 2008. № 2. С. 62-65;

Миграции населения

Миграции (от латинского «migratio») - перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграций - экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Формы миграций весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют в маятниковых (челночные) трудовых поездках, обусловленных большим расстоянием между местами жительства и работы людей, велик размах сезонных перемещений, связанный с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а также религиозных паломничеств к святым местам.

Миграции населения - ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.

Внутренние миграции

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба этих вида очень широко представлены, в частности в нашей стране.

С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен прежде всего для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения - России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая и других.

Хотя внутренние миграции характерны для всех государств, в различных странах они находятся на разных стадиях развития. В развивающихся странах потоки сельских жителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшей доли, а в наиболее развитых странах - преобладают «обратные» миграции населения (из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность).

Внешние миграции

Внешние миграции подразделяются на эмиграцию (от латинского «emigro» - выселяюсь) - выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или более или менее длительный срок и иммиграцию (от латинского «immigro» - вселяюсь) - въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.

Возникшие а глубокой древности внешние миграции наибольшее развитие получили в эпоху капитализма. В странах, где внешние миграции населения приобретают массовый характер, они могут оказывать существенное влияние на его численность (например в США, Канаде. Австралии, Израиле). Преобладавшие в прошлом межконтинентальные миграции (в том числе и принудительные - вывоз десятков миллионов рабов из Африки в Америку в XVI - XIX веках) ныне уменьшились в объеме, но возросли потоки внутриконтинентальных миграций. При этом особенно широкое распространение получила так называемая трудовая миграция. Это особенно коснулось Западной Европы, которая из центра эмиграции (существующего в течении нескольких столетий) превратилась в очаг притяжения рабочей силы из стран Средиземноморья и Азии. Важными центрами трудовой иммиграции являются США и нефтедобывающие страны Ближнего Востока.

Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций, получившая название «утечка умов». Она впервые появилась после 2-й мировой войны, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч ученых. В наши дни наряду с оттоком «умов» из Европы наблюдается их отток из развивающихся стран.

Наряду с экономическими, внешние миграции нередко вызываются политическими причинами. Примеры подобного ряда - эмиграция граждан из фашистской Германии, Италии, франкистской Испании, Чили (после прихода к власти Пиночета), отток белого населения из бывших колоний в метрополии после крушения в 50-70 годы колониальной системы и т. д.

В последние годы, в связи с ростом числа территориальных конфликтов, национальных и религиозных распрей, голодом, резко возросло число беженцев (во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки, а также в Европе - в Югославии и России, например).

Введение

Тема данной работы «Особенности внешней и внутренней миграции в России».

Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

Внутренняя миграция - переселение из города в город или из деревни в город, т.е. не выходит за рамки одной страны. Например, миграция рабочей силы, на которой мы конкретно остановимся в дальнейшем.

Внешняя - миграция, при которой люди покидают свою страну, уезжая в другую. Этот вид очень распространен в наше время. Люди считают, что в других странах живется легче, там нет проблем и у каждого есть работа. Но когда они приезжают (иммигрируют), то понимают, что ошибались.

В каждой стране есть свои проблемы. Главной из которых является миграция населения. С этим связана численность населения в стране, которая убывает.

Население России пугают проблемы, возникающие в связи с миграционным процессом. Россия, которая не может обустроить всех “своих” иммигрантов из ближнего зарубежья, не имеет возможности создать нормальные условия для проживания иммигрированных со всего мира. Тем не менее, эти проблемы надо решать, вырабатывая новую концепцию развития России.

В первой части работы рассмотрено понятие миграции, а также ее виды, а именно внешняя миграция и внутренняя миграция.

В основной части работы описана миграционная ситуация в России. Приведены данные о сегодняшнем дне и сравнение с информацией предыдущих лет.

В заключение работы описаны виды миграции: внутренняя миграция в России и внешняя миграция России.

Для написания работы использованы статистические данные с электронного режима доступа: Интернет.

Понятие миграции

внутренняя внешняя миграция россия

Миграции (от латинского «migratio») -- перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграций -- экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Формы миграций весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют в маятниковых (челночные) трудовых поездках, обусловленных большим расстоянием между местами жительства и работы людей, велик размах сезонных перемещений, связанный с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а также религиозных паломничеств к святым местам.

Миграции населения - ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.

Внутренние миграции

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба этих вида очень широко представлены, в частности в нашей стране.

С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен, прежде всего, для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения -- России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая и других.

Хотя внутренние миграции характерны для всех государств, в различных странах они находятся на разных стадиях развития. В развивающихся странах потоки сельских жителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшей доли, а в наиболее развитых странах -- преобладают «обратные» миграции населения (из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность).

Внешние миграции

Внешние миграции подразделяются на эмиграцию (от латинского «emigro» -- выселяюсь) -- выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или более или менее длительный срок и иммиграцию (от латинского «immigro» -- вселяюсь) -- въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................... .............................. .............................. .....................2
Глава 1. Основные понятия....................... .............................. ...................3
1.1. Миграция населения............ .............................. ........................3
1.2. Последствия миграции.......... .............................. ......................7
Глава 2. Внешняя миграция...................... .............................. ..................10
2.1 Сущность внешних миграций..... .............................. ...............10
2.2 Внешняя миграция в России..... .............................. ..............12
Заключение.................... .............................. .............................. .................17
Список использованной литературы.................... .............................. .....18

Введение
Миграция населения (от лат. migratio - переселение), перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Термин «миграция населения» синонимичен термину «механическое движение населения».
Целью данной работы является определение миграции населения, причины и последствия миграция,а также иследование внешей миграций России. Работа включает в себя два раздела.
В первом разделе рассматриваются основные понятия и положения, связанные с явлением миграции населения и последствия миграции.
Второй раздел посвящен сущностью внешней миграций, внешним миграциям России.
Информационная база: учебные пособия, средства периодической печати, словари, материалы Интернет-сайтов.
Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах. Важнейшая социально- экономическая функция миграции населения - обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы.

Глава 1. Основные понятия

1.1 Миграция населения

Миграция населения оказывает весьма значительное влияние на демографическую структуру населения. Из-за неодинаковости масштабов и интенсивности различают немедленное и долговременное воздействие миграции на состав (по полу и возрасту и др.) и динамику населения в местах выхода и вселения мигрантов . Долговременное влияние связано с ролью миграции в воспроизводстве населения. Миграция населения является частью территориальных перемещений. Один из основных критериев идентификации миграции населения - пересечение административных границ территорий 1 . На этой основе выделяют прежде всего внешнюю миграцию и внутреннюю миграцию. Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.
Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение (добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства .
Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства.

К внутренней миграции населения относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.д. Внутрипоселенные перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) не рассматриваются как миграция населения. Различают миграцию сельского населения (перемещение населения на постоянное место жительства из сельской местности в города и из одних сельских населенных пунктов в другие) и миграцию городского населения 2 . Решающее значение имеет миграция населения «село-город», но с развитием урбанизации повышается роль миграции населения «город-город». Выделяют миграцию населения в пределах крупных территориальных единиц и между ними. Но этому признаку миграции делятся на внутриобластную и межобластную, внутрирайонную и межрайонную.
В соответствии с временным критерием выделяют постоянную, или безвозвратную миграцию (например, безвозвратный характер обычно имеет межконтинентальная миграция, миграция сельского населения в города) и возвратную миграцию, которая включает временную миграцию на учебу, на определенные сроки в отдаленные районы и т.д. Нередко в понятие миграции населения входят также сезонная миграция - (сезонное) временное перемещение мигрантов в связи с экономическими или социокультурными причинами) и маятниковая миграция (регулярные перемещения населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно; регулярность соответствует режиму трудовой деятельности или учебы).
Важное значение имеет классификация миграции населения по причинам, основными среди которых - экономические и социальные (перемещения в поисках работы, получения образования, в связи с замужеством или женитьбой и т.п.). Немалую роль играют также политические, национальные, религиозные, военные, экологические и другие причины. Следствием возросшего влияния последних стало значительное увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев (жертв вынужденной миграции, т.е. перемещения людей, связанный с постоянным или временным изменением места жительства по независящим от них причинам).
По способу реализации миграции населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства или общественных органов и с их помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов. В зависимости от того, предпринимаются перемещения людей по собственному желанию или вопреки такому, миграция населения делится на добровольную и принудительную . В мире накоплен большой опыт организации миграции населения. В историческом развитии международной миграции существенную роль играли различные эмиграционные агентства и бюро, специальные правительственные организации по иммиграции и эмиграции рабочей силы и т.д.
При изучении миграции населения нередко выделяют миграцию различных социальных групп. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. Понятие «учебная миграция» подразумевает передвижение (главным образом молодежи) в связи с получением образования. Существуют также классификации мигрантов, например, по числу участии в миграции: первичные, вторичные, многократные.
Теория миграционного процесса рассматривает миграцию населения как трехстадийный процесс: исходная стадия - процесс формирования территориальной подвижности населения; основная - собственно перемещение; завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте. На основе этой концепции можно формулировать специфические задачи для каждой из стадий миграционного процесса, в той или иной мере конкретизирующие проблему совершенствования территориального перераспределения населения.
Степень реализации миграционной подвижности проявляется на второй стадии в собственно переселении. Совокупность переселений, совершающихся в определенное время в одном направлении, составляет миграционный поток. Зная масштабы ежегодных миграций и среднюю продолжительность одного переселения 3 , можно оценить число миграций, происходящих в тот или иной период года (например, Российской Федерации в первой половине года меньше, чем во второй).
Приживаемость мигрантов заключается в превращении мигранта в новосела, а новосела в старожила. Приживаемость включает в себя два основных компонента: адаптацию (социальную и биологическую) - процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни и приспособление условий жизни к потребностям человека (перестройка внешних условии в соответствии с потребностями субъекта).
Граница перехода новоселов в состав постоянного населения в России составляет около 10 лет. Сроки приживаемости могут колебаться в зависимости от мест выхода мигрантов, смены поселенного статуса, различий структуры мигрантов и населения районов вселения и т.д.
Повышение миграционной подвижности населения - процесс исторически необратимый. Концепция, раскрывающая историческую эволюцию миграции населения, носит название миграционного перехода. Она предложена в 1971 г. американским географом В.Зелинским по аналогии и на основе концепции демографического перехода. Миграционный переход рассматривается как закономерность перехода от малоподвижного образа жизни в условиях традиционной экономики к нарастанию территориальных перемещений населения по мере утверждения индустриализации общества, связанную с прогрессом в области транспорта и средств коммуникации, расширением информационного пространства, формированием единых национальных, а затем мировых рынков труда и капитала.
Согласно миграционному переходу, развитие миграций проходит ряд фаз, примерно соответствующим фазам демографического перехода. На начальной из них, совпадающей с демографическим взрывом, развивается массовое движение из деревни в город, осуществляется колонизация сельского населения неосвоенных земель в пределах своей страны, эмиграция, распространяются сезонные миграции, маятниковые миграции и другие. В дальнейшем несколько ослабевают потоки мигрантов в города и на новые территории, уменьшается эмиграция, но происходит повышение интенсивности возвратных перемещений по мере усложнения пространственной структуры общества . Следующая фаза характеризуется сокращениями абсолютных и относительных показателей движения населения из села в город, высоким уровнем межгородовой миграции и различных видов возвратных перемещений, прекращением перемещения населения в недавно освоенные регионы и даже некоторым обратным движением из последних, а также сильными межгосударственными миграционными потоками квалифицированной рабочей силы .

1.2 Последствия миграции
Основными последствиями миграции на уровне общества и государства являются:

    изменение численности населения и его возрастной структуры;
    изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности;
    увеличение этнической мозаичности населения, возможное обострение конфликтов на религиозной, этнической основе;
    снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения – изменения на локальных и региональных рынках труда, усиление конкуренции в сфере занятости;
    массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб;
    в идеале же, являясь экономически рациональным поведением, миграция населения должна вести к выравниванию уровней развития регионов.
Сегодня широко распространен подход рассмотрения всех возможных последствий миграции с позиции национальной безопасности стран, охваченных миграционными потоками. Мы коснемся подробнее этой темы в следующем разделе, подчеркнув сейчас необходимость следования заявленному нами изначально положению – соблюдению балансов интересов государства, общества и самих мигрантов при анализе миграционных процессов. Таким образом, обозначив общие итоги миграции, необходимо учесть последствия ее, прежде всего, для самих переселенцев. Они связаны с трудностями не только организационного, правового характера (необходимость получения регистрации, гражданства), но и с трудностями психологической адаптации (принятие нового социального окружения, ценностей), нахождения своего места в жизни другого государства или его территории, нестабильным, а подчас и кризисным материальным положением (невозможность трудоустройства, работа не по специальности). Согласно определению П.Д. Павленка, «при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека – из одной природной и социокультурной среды он попадает в другую, разрывая прежние свои связи и традиции и пытаясь установить новые. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами», т. е. людьми, утратившими свой прежний социальный статус, находящимися в процессе поиска и обретения иного, лучшего [Павленок, с. 264].
По мнению С.К. Бондыревой, миграция всегда вынуждена, только нужда это бывает разной. Пусть не каждый переселенец вправе претендовать на получение статуса, например, беженца, по законам государства, не каждый претендующий может его получить, но для любого человека существовала некая причина, побудившая, вынудившая его поменять место жительства. И хотя те люди, кто действительно бежал от реальных преследований и столкнулся с угрозой жизни, здоровью в месте своего прежнего обитания, ярче, острее переживают сам факт и последствия своего переезда, но и люди, добровольно и без внешних драматических причин решившиеся на переселение, неизбежно столкнуться с необходимостью адаптации и решения других перечисленных выше проблем.
Поэтому в работе с мигрантами особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при разработанной стратегии государства по регулированию миграционных процессов, существовании отлаженного взаимодействия органов исполнительной власти в данной сфере, их взаимодействии с общественными организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, но с другой – и использующих накопленный опыт и применяющих специфические технологии работы. Таким образом, от рассмотрения теоретических положений о миграции мы переходим к анализу более специфических вопросов современной миграционной политики российского государства.

Глава 2. Внешняя миграция в России
2.1 Сущность внешних миграций
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:
иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80 – 90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;
работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась – до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
беженцы. Поданным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн беженцев (из них около 4 млн возвратившихся в места прежнего проживания, но находящиеся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях. Находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.
Во многих странах мира внешние миграции, т.е. эмиграции и иммиграции, оказывают большое влияние на численность населения и его состав (а, как следствие, и на экономическую и политическую ситуацию). Внешние миграции в современном мире, особенно в последние десятилетия, играли и играют важную и многостороннюю роль в развитии человечества.
Под внешними, или международными, миграциями населения принято понимать территориальные передвижения населения с пересечением государственных границы. Современная наука выделяет по хронологическому признаку следующие виды международных миграций: безвозвратная, временно- постоянная (передвижение населения на срок от 1 до 6 лет), сезонная и так называемая маятниковая (вызываемая ежедневным или еженедельным переездом в соседние страны, как правило, для работы).
Все без исключения международные миграции вызываются двумя видами причин: политическими и экономическими. Миграции по политическим причинам являются следствием существования (возникновения, падения) в некоторых странах определенных политических режимов, либо следствием вооруженных конфликтов, и зачастую порождают большое количество вынужденных мигрантов, беженцев, перемещенных лиц, и т.д. Характерной особенностью таких миграций является их нерегулярность. Необходимо также отметить, что политически вызванные миграции, хотя и вызываются причинами внеэкономического порядка, ведут к перераспределению трудовых ресурсов между странами, что оказывает влияние на развитие экономики как стран эмиграции, так и стран иммиграции.
По своим масштабам миграции по политическим причинам не идут ни в какое сравнение с миграциями, вызванными экономическими причинами. Последние носят более или менее постоянный характер и вовлекают в себя огромные массы людей. В последующих разделах будут рассмотрены оба типа миграций и обрисованы направления перемещения мигрантов для каждого случая.
2.2 Внешняя миграция в России
В современной России формируется новая миграционная ситуация, отмечается стремительный рост потоков трансграничных миграций, активно формируются миграционные потоки из «ближнего зарубежья», растет количество мигрантов из стран «дальнего зарубежья». Разнообразие и интенсивность миграционных процессов влияет на все общество в целом, изменяются его количественные и качественные параметры. В большей степени на изменение структурированности современного российского социума влияют уровень и темпы внешней трудовой миграции.
Применение труда иностранных рабочих экономически обоснованно, однако дальнейшее сохранение темпов внешней трудовой миграции несет определенную опасность, нарушает устойчивые формы жизнедеятельности принимающего общества. Согласно прогнозу к середине XXI в. только количество китайцев в России составит 10 млн. человек. Россия становится страной реципиентом, где тенденция невозвращения мигрантов на родину приобретает угрожающий характер.
С экономической точки зрения ее можно объяснить двумя причинами - межгосударственными различиями в уровне жизни и состоянием рынка труда.
Более высокий уровень жизни населения в России - один из факторов, способствующих притоку в нее рабочей силы из стран СНГ. Важным показателем уровня жизни населения является валовой внутренний продукт (ВВП) в расчете на душу населения, который в нашей стране значительно превышает аналогичный показатель основных стран-экспортеров рабочей силы в Россию, прежде всего стран СНГ (Азербайджан, Таджикистан, Молдова, Казахстан, Украина, Армения).
Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 1).
Распределение иммигрантов в Россию из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1
В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства 3 .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.

Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.
Вывод: Cегодня России требуется взвешенный подход на федеральном уровне к правовому регулированию проблем миграции с общими для всех регионов, четко сформулированными нормативно- правовыми предписаниями.

Заключение
Наконец, хотелось бы сделать общий вывод всему выше сказанному.
Миграция населения оказывает весьма значительное влияние на демографическую структуру населения. Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.
Важное значение имеет классификация миграции населения по причинам, основными среди которых - экономические и социальные (перемещения в поисках работы, получения образования, в связи с замужеством или женитьбой и т.п.)
Теория миграционного процесса рассматривает миграцию населения как трехстадийный процесс: исходная стадия - процесс формирования территориальной подвижности населения; основная - собственно перемещение; завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте.
Повышение миграционной подвижности населения - процесс исторически необратимый
Внешняя миграция населения (международная) связана с пересечением государственной границы, ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную.
Россия становится страной реципиентом, где тенденция невозвращения мигрантов на родину приобретает угрожающий характер.
Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. (Азербайджан, Таджикистан, Молдова, Казахстан, Украина, Армения).

Cписок использованной литературы

    Бурцева С. А. Статистика финансов. 2004
    Елисеева И. И., Силаева С. А., Щирина А. Н. Практикум по макроэкономической статистике. 2007
    Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
    Назаров М. Г. Курс социально-экономической статистики. 2003

    Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.Г.
    Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006. – 656с. – (Высшее экономическое образование).
    и т.д.................
Loading...Loading...