Отрасли психологии (Обзор основных отраслей психологии). Основные отрасли современной психологии

Психология это наука, которая постоянно развивается. Еще недавно психологию, считали одним из разделов философии. Однако сейчас психология — это самостоятельная наука, с множеством подразделов.

Практически каждый год появляются новые отрасли современной психологии. В основном это связано с увеличивающимся интересом к психологии, вернее сказать к ее результатам, которые она позволяет достичь.

В настоящий момент известно более 100 самостоятельных разделов психологии. Большинство из них появились на волне повышенного интереса и не имеют научной ценности. Про остальные отрасли психологии, такого не скажешь, поскольку их появление, являлось практической важностью.

Главным разделом психологии является «Общая психология» или по другому его называют «Основы психологии». Этот раздел является базисным, для тех кто изучает психологию, на его основе и происходит появление новых отраслей психологии.

Основные отрасли психологии

Общая психология — это раздел познакомит с основными теоретическими принципами и методами используемыми в психологии, а так же с психическими особенностями, процессами, состояниями свойственными личности.

Социальная психология — занимается изучением поведения отдельного человека, так и группы в целом, с целью выявления психологических закономерностей и явлений в процессе общения и взаимодействий друг с другом. В своих исследованиях использует научные методы психологии и социологии.

Возрастная психология — этот раздел психологии, который занимается изучением этапов психологического развития личности, на протяжении всего онтогенеза. При изучении возрастных периодов, во внимание принимаются социальные, биологические и психологические факторы.

Педагогическая психология — психологическая отрасль, которая занимается изучением психологических закономерностей, свойственных при обучении либо воспитании личности. На этой основе ведется разработка методов обучения и воспитания, способствующих эффективному развитию личности.

Психология труда — раздел психологии, который ставит перед собой задачу изучить психологические особенности организации трудовой деятельности и ее совершенствования с целью получения эффективных результатов.

Клиническая психология — отрасль психологии, которая иногда именуется как медицинская психология. Имеет близкие отношения с психиатрией. Этот раздел занимается изучением психических явлений, которые так или иначе имеют связь с заболеваниями. Клиническая психология, это один из разделов, который реально помогает нуждающимся в психологической помощи людям. Поскольку в рамках ее предмета, разрабатываются методики по диагностике психического здоровья, а так же способы коррекции в случае выявленных отклонений.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, которая изучает психологические различия свойственные различным представителям социальных, классовых, этническим и другим группам. В результате выявленные особенности, систематизируются и количественно оцениваются для каждой группы отдельно.

Психофизиология — отрасль психологии, которая занимается исследованием нейрофизиологических механизмов психических процессов. Проще говоря, психофизиология ищет физиологические причины, в психической деятельности человека.

Когнитивная психология — раздел психологии, который занимается изучением интеллектуальных особенностей присущих каждому человеку. На его основе, разрабатываются методики по тренировке памяти, логического мышления, воображения, творческой деятельности, различных способностей и навыков.

Биопсихология — психологическая наука, которая занимается изучением биологических процессов, которые происходят в организме, а так же их влиянием на психику человека. Основываясь на знаниях этой науки, появляются различные стимулирующие психотропные средства.

Сравнительная психология — отрасль психологии, которая занимается изучением поведения животных. Таким образом происходит сравнение психологии животных и человека, что помогает лучше понять мотивы и причины поступков человека.

Кросс-культурная психология — отрасль психологии, которая направлена на изучение культурных особенностей присущих каждому народу. Основная цель данного раздела выделение особенностей развития личности в зависимости от принадлежности к той или иной культуре.

Экспериментальная психология — отрасль психологии, которая является основой для всех видов научно психических исследований. С ее помощью проводятся психологические исследования во всех отраслях психологии.

Судебная психология — раздел психологии в задачи которого входит изучение психологических проблем связанных с судопроизводством. Основываясь на знаниях этого раздела, судебные психологи определяют степень аффекта, вменяемость, жесткость обращения, моральные принципы и другое, что позволяет судье объективно оценить психологическую ситуации и вынести соответствующий приговор.

Психология здоровья — занимается изучением биологических, социальных, психологических факторов с целью определения их влияния на здоровье человека. С ее помощью разрабатываются методики способные влиять на здоровье положительным образом.

Психология личности — раздел психологии, который изучает личность в целом и ее совокупности. Главной целью является создание подробной картины личности, а так же ее взаимосвязей с миром, жизнью, обществом в процессе ее развития.

Психология отношений — раздел психологии, главная цель которого изучение отношений возникающих между различными социальными группами. Большинство тем этой отрасли посвящено отношениям возникающим между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, руководителями и подчиненными.

Отрасли психологии имеют весьма разветлвенную схему, среди которых различают фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются.

Основной отраслью психологии является общая психология, которая исследует самые общие законы и механизмы развития и функционирования психики человека и животных. В качестве фундаментальной научной дисциплины общая психология занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. В общей психологии выделяются разделы, которые представляют (ощущение, восприятие, и ), а также психологию личности, рассматривающую такие структурные образования, как характер, способности, эмоции, потребности, мотивы, волю и . Изучение психологических наук начинается с общей психологии, поскольку без знания основных понятий, законов и механизмов невозможно понимание специальных отраслей психологии.

Специальные, или прикладные, отрасли психологии рассматривают отдельные виды психических явлений и деятельности человека, а их достижения используются на практике. Так, педагогический аспект психологии исследуется педагогической психологией. Она изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных функций, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность усвоения знаний, разрабатывает психологические рекомендации.

Изучает онтогенез различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов, факторы развития личности и т.п. Она делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (психологию пожилого человека). Одна из центральных проблем возрастной и - проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость.

Выявляет и описывает индивидуальные различия людей, генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения человека, их зависимость от генотипа. Медицинские вопросы психологии рассматривает такая отрасль, как . Она исследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Она исследует социально-психологические явления в больших группах, проблемы массовой коммуникации (телевидение, кино, пресса и т.п.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, психологию наций, народностей, влияние на людей политических процессов, происходящих в обществе. Социально-психологическая проблематика малых групп включает в себя следующие вопросы: психологическая совместимость в замкнутых группах, межличностные отношения в группах, положение лидера и ведомых в группе, типы групп, восприятия человеком человека и многое другое.

Изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда. В задачи психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями науки. К ним относятся инженерная психология, изучающая деятельность оператора в автоматизированных системах управления, юридическая психология - рассматривает вопросы, связанные с реализацией системы права, военная психология, которая исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические аспекты взаимоотношений офицеров и их подчиненных.

Наука о методах и правилах постановки психологического диагноза. Психокоррекция рассматривает вопросы, связанные с разработкой методов воздействия на личность с целью исправления тех или иных психических отклонений.

Все отрасли психологии и ее более мелкие дисциплины, очень тесно взаимосвязаны, между ними происходит постоянный обмен экспериментально выявленной научной информацией, что позволяет быстрее и более комплексно решать поставленные практические задачи.

Необходимо отметить, что современная психология занимает особое место среди других научных дисциплин, т.к. объединяет в единое целое самые разнообразные знания о человеке. Швейцарский психолог отмечал, что «...психология занимает ключевую позицию в системе наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, лингвистических, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координаций, овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только позволяет изучить эту деятельность в развитии». Таким образом, психология становится важным средством взаимосвязи современных наук в сфере познания человека, объединяя естественнонаучные, технические и общественные научные дисциплины.

Согласно точке зрения Б. М. Кедрова, психология занимает центральное расположение в системе других наук, т. к. она, с одной стороны, является интегративным продуктом других наук, а с другой - выступает в качестве источника дальнейшего развития других научных направлений.

Кратко характеризуя взаимосвязь психологии с естественными науками, следует отметить, например, что психология заимствовала из биологии некоторые теории для обоснования закономерностей филогенетического развития психики. Проблема соотношения наследственных и социальных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие индивида, является одной из центральных в психологии.

В связи с этим для нее важны научные данные такой науки, как генетика, предоставляющей материал о механизмах наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и т.п.

Психология тесно связана с физиологией высшей нервной деятельности. Так, изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом - мозгом.

Клинические психологи работают в тесном сотрудничестве с медиками (и, в первую очередь, с невропатологами и психиатрами), разрабатывая проблемы диагностики, профилактики, коррекции, реабилитации больных людей.

Психология тесно связана и с гуманитарными науками. Она долгое время развивалась в рамках и многие психологические школы базируются на тех или иных философских системах. Сегодня в психологии разрабатываются многие философские проблемы, такие как отношение материального и идеального, биологического и социального, субъективного и объективного. Психологи активно используют данные истории, антропологии, филологии, языкознания и др. Совместно с социологией - наукой о социальных системах и процессах - психология изучает психологические закономерности взаимодействия личности и ее социального окружения.

Специалисты-политологи изучают поведение индивидов и групп в политическом контексте, поэтому такие проблемы, как разрешение конфликтов, источники власти, её аккумуляция и распределение, являются для психологии чрезвычайно актуальными.

Психология тесно взаимосвязана и с техническими науками. В частности, разработка различных социотехнических систем предполагает учет психических и психофизиологических возможностей человека как самого сложного элемента системы «человек - машина». Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки диагностических результатов психологических исследований. Кроме того, в последнее время широко используется метод моделирования.

Таким образом, психология, с одной стороны, аккумулирует теоретические и эмпирические знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения, связанные с психологическими особенностями человека.

Психология - дисциплина, которая направлена на изучение психических состояний. Психология – особенная наука, изучающая особенности психики с разных сторон в разных направлениях и ракурсах. Психология подразделяется на несколько видов.

На протяжении всех веков существования человечества ученых уделяли большое значение изучению:

  • личностных качеств;
  • типов характера;
  • различий в восприятия мира;
  • поведения в каждой конкретной ситуации.

Анализируя полученные результаты, ученые пытались найти ответ на вопросы такие, как: что, как и почему, так случилось, по какой причине, как избежать определенных ситуаций, как не попасть под влияние себя самого и так далее.

Современная психология, продолжая исследования поведения человека, особенностей и состояния, двигается в нескольких направлениях, использует разные методы.

Виды психологии

Таким образом, психология направлена на изучение нервных психологических процессов человеческого сознания. Все виды психологии в зависимости от отрасли изучения подразделяются на:

  • клинические;
  • аномального развития;
  • когнитивные;
  • сравнительные;
  • консультативные;
  • психологию развития;
  • педагогическую психологию;
  • биологическую психологию.

Все виды психологии направлены на то, чтобы прогнозировать реакцию, поведение человека, поступки. Различные направления используются в медицине, учебных заведениях, воспитательных центрах, местах лишения свободы, судебной практике и так далее.

Клиническая психология

К первому виду – клинической психологии, относятся исследования человека в стрессовой ситуации, во время его влияния, изучается воздействие стресса, которые приводят к разным изменениям, которые происходят в организме по психологической причине. Клиническая вид психологии – дисциплина, главная задача которой изучить развитие личности, его влияние на эмоциональность и благополучие.

Занимаясь изучением психических особенностей во внимание берутся судебные показания в случаях выявленной клинических показателей нейропсихологии. Для этого специалистами используется модель адаптированной терапии, с целью создания терапевтического эффекта, что помогает изучить психологические проблемы, чтобы определить новую форму мышления и формы поведения человека.

Аномальная психология

Ко второму виду относится отрасль аномальный вид психологии, занимающаяся изучением ненормального поведения. Основная задача аномальной психологии – распознать, изучить и своевременно выявить изменения психического состояния, для того чтобы своевременно принять меры и избежать появления аномального психического расстройства.

Когнитивная психология

Третий вид – когнитивная психология. Ее основная задача – изучение психических процессов, с целью определения поведенческих особенностей человека. Когнитивный вид психологии использует разного рода эксперименты, обучающего характера, направленные на оценку восприятия памяти и внимания. Поэтому этот вид психологии очень часто называют экспериментальным.

Когнитивный вид психологии – результат, полученный за счет вклада нейробиологов, лингвистов, логистов, благодаря которым и определяется важность теоретической разработки в формировании и реализации в психике.

Сравнительная и консультативная психология

Это особый вид психологии, изучающий модель поведения животных, полученные результаты которых, сравнивая с моделью поведения человека, помогают влиять на поведение людей. Анализ поведения животных, оценка полученных результатов в ходе проведённых экспериментов с животными, дает ученым возможность применения новых знаний с акцентированием внимания на эмоциональной, социальной, профессиональной образовательной сферах.

Психология развития

Психология развития — это вид науки, результат которого направлена на определение закономерностей развития человеческого разума. Объект изучения психологии развития — это:

  • нравственность;
  • интеллект;
  • развитие двух перечисленных составляющих.

Особое внимание ученые отдают изучению поведения человека в естественных условиях с воздействием на человека физического фактора влияния. Психология развития – направление и вид науки, изучение которой тесно связано с воздействие внешних факторов и особенностях развития человеческого разума.

Педагогическая психология

Задача педагогической психологии – изучение образовательного процесса. В данном методе психологии используются эксперименты, направленные на исследование образования, его влияния на психику человека, изучение особенностей человека определенного возраста. Это необходимо, для того чтобы применить полученные результаты в школах, в институтах, с целью улучшения эффективности образовательного процесса.

Биологическая психология

Биологическая психология исследует человека в биологическом срезе. Этот вид психологии направлен на изучение биологических особенностей психики, которые могут влиять на развитие, поведение и психику человека. Большая часть дисциплины направлена на анализ результатов, полученных в ходе проведенных экспериментов с использованием нейронауки, то есть оценки нейронных процессов.

Главная задача вида биологической психологии, определить все функции головного мозга. Это необходимо, для того чтобы понять связь реакции мозга и восприятия психики, а также их влияние на поведение человека.

Основными новообразованиями младенческого периода явля­ются хватание и ходьба, создающие предпосылки для формиро­вания предметно-манипулятивной деятельности последующего периода развития.

Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребен­ка, он связан с возникновением акта хватания - первого органи­зованного, направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания подготав­ливается всей предшествующей его жизнью. Он организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым, но это обычно не замечают.

Акт хватания - это поведенческий акт, а поведение предпо­лагает обязательное участие ориентировки. Поэтому, для того чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась


в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осу­ществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. Когда раздражитель падает на глаз, образа еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возникает пространство. Это пространство вытянутой руки, про­тяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается. Бла­годаря акту хватания развивается рука: возникает противопо­ставление большого пальца, что служит одним из родовых отли­чий человека от его ближайших обезьяньих предков.

На основе акта хватания расширяются возможности манипу­лирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двига-ние им, извлечение из него звуков. В возрасте 7-10 месяцев фор­мируются соотносимые действия: ребенок может манипулиро­вать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соот­нося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершен­ные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему спо­собом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается вос­произвести действие на всех возможных объектах.



На первый взгляд, кажется, что развитие действий - спонтан­ный процесс. Действительно, казалось бы, ребенка первого года жизни почти ничему научить нельзя, но человек оказался хитрее. Д. Б. Эльконин говорил, что человек очень давно придумал про­граммированное обучение для детей первого года жизни. Это иг­рушки, в которых запрограммированы те действия, которые с их помощью должен осуществить ребенок. Манипулирование ребенка с игрушками - это скрытая совместная деятельность. Здесь взрослый присутствует не непосредственно, а опосредо­ванно, будучи как бы запрограммированным в игрушке.

Хватание, направление к предмету стимулируют возникнове­ние сидения - когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притро-



нуться нельзя. Снова проявляется закон опережающего знаком­ства ребенка с миром, опережающей ориентировки. Ребенок тя­нется к предмету, он привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приоб­ретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. М. И. Лисина назвала его ситуативно-деловым.

Изменение предмета общения требует новых средств и спосо­бов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова. Прекрасно писал о возникновении указательного жеста Л. С. Выготский: «Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хва­тательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком да­леко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, оста­ются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация - исходная для дальнейшего развития... Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других... Однако жестом для себя движение становится не иначе, как будучи сначала указанием в себе, т. е. обладая объективно всеми необходимыми функциями для указания и жеста для других, т. е. осмыслено и понято окру­жающими людьми как указание».

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, глав­ное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впер­вые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Другое основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят ха­рактер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, но­сит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоцио­нально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация разви-


тия ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрос­лый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - пред­метная деятельность.

Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно ска­зать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии чело­веческого развития: линия развития ориентации в смыслах чело­веческой деятельности (в ситуативно-личностном общении) и линия развития ориентации в способах человеческой деятель­ности (в ситуативно-деловом общении).

Психология занимается изучением богатого внутреннего мира человека, закономерностей функционирования и развития психики. Переводится с греческого как «учение о душе». Известно множество ее отраслей, разделов и направлений.

Дерево психологии

Чтобы понять ее многогранность, можно изобразить всю психологию в виде дерева.

Общая психология - это ствол - теория, основные понятия и закономерности развития здорового человека.

Ветви дерева - основные отрасли, возникшие при слиянии общей психологии и других наук: медицинская, педагогическая, социальная, возрастная, дифференциальная, военная, юридическая, специальная, политическая. К ним можно добавить психологию труда, спорта, религии, рекламы и др.

От каждой большой ветви отходят более мелкие веточки - это разделы основных отраслей и видов. Например, специальная состоит из тифлопсихологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии, патопсихологии. Веточками юридической будут криминальная, судебная, исправительная, правовая.

Возрастная состоит из изучения детского, подросткового, юношеского, зрелого поведений, а также геронтопсихологии.

Мелкие веточки нашего дерева могут иметь еще ответвления или листочки - более узкие разделы.

Основные виды "науки о душе"

Основными видами психологии по типу выполняемых ею задач являются теоретическая, прикладная и практическая:

  • теоретическая - изучает явления, феномены, разрабатывает теории и выделяет закономерности;
  • прикладная - применяет все известные закономерности развития и теоретические знания на практике;
  • практическая - объединяет в себе области, которые направлены на предоставление психологической помощи.

Практическая психология

Видами практической психологии являются:

  • психодиагностика - обязательный этап работы психолога в любой сфере: в образовании, в медицине, в консультировании, в трудовой деятельности, в судебно-психологической экспертизе, в армии, в спорте. Она предназначена для измерения и анализа индивидуальных или групповых поведенческих и физиологических особенностей людей;
  • психологическая коррекция (индивидуальная или групповая) - деятельность, направленная на исправление особенностей и отклонений душевного развития, мешающих человеку в его социализации, трудовой деятельности, в общении;
  • психологическая профилактика или психогигиена направлена на предупреждение нервно-психических заболеваний и оказание необходимой помощи в кризисных ситуациях;
  • психологическое консультирование - оно может быть очное - при непосредственном общении специалиста и клиента, или заочное - клиент обращается за помощью через интернет или по телефону доверия.

Научная и житейская психология

Существует еще одно деление по видам: научная психология и житейская.

Житейская отличается своей конкретностью, она распространяется на особых людей и ситуации. В ней используются два метода: наблюдение и размышление. Все житейские знания человек получает интуитивным путем и передает их из поколения в поколение через художественные произведения, пословицы и поговорки. Они написаны простым языком, понятным любому человеку без специального образования. В роли психолога может выступить подруга, соседка, таксист или случайный попутчик.

Научная обобщает имеющиеся знания, используя научные понятия, которые распространяются на схожие ситуации, выделяет общие свойства, связи, закономерности развития. Её методами является наблюдение, анализ, синтез, проективные методики и эксперимент. Научные знания складываются в законы.

В этом виде все определения четко сформулированы, сопоставляются друг с другом и передаются через научную литературу при помощи специфической терминологии. Научная психология располагает огромным материалом, который доступен узкому кругу и передаётся через специальное обучение.

Методы психологии - возможные критерии классификации и виды

Методы - это способы получения необходимых сведений. Все они должны быть объективными, валидными и надежными. Их разделяют на основные и вспомогательные.

К основным относятся:

  • житейское или научное наблюдение;
  • лабораторный или естественный эксперимент.

Вспомогательными являются:

  • обобщение независимых показателей;
  • анализ результатов деятельности;
  • устный, письменный опросы или интервью;
  • тестирование.

Классификация методов психологии по различным критериям

В классификации по уровню научного познания выделяют:

  • теоретические методы - проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
  • эмпирические методы - наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).

Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:

  • изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
  • обработку данных (качественные и количественные показатели);
  • представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.

"Дерево психологии" постоянно разрастается, а на нём появляются новые ветви и маленькие веточки. Изучение "душевной" науки никогда не будет скучным занятием, ведь это одна из самых важных и интересных специальностей. Вместе с ней увеличивается классификация видов психологии, появляются новые факторы человеческого поведения и их толкование. А все потому, что наука не стоит на месте, а очень активно развивается.

Loading...Loading...