Порядок ликвидации юл. Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

Принудительный способ может быть инициирован, если со стороны арбитражных органов были обнаружены существенные нарушения законодательства, например, осуществление рабочей деятельности без наличия соответствующей лицензии.

Пошаговая инструкция ликвидации юридического лица может дать исчерпывающую информацию по данному вопросу.

Основные подходы

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вместе с данными мерами ликвидационная комиссия проводит и сопроводительную оценку имущества компании. Данная операция предусмотрена п.3 специального документа по инвентаризации основных средств, остальных активов, товарно-материальных ценностей, финансовых средств и документации, утвержденной .

Важно отметить, что инвентаризация проводится за определенное число времени до составления баланса ликвидируемой фирмы

Налоги и подчинённые

Налоговые органы вмешиваются с проверкой в процесс ликвидации компании еще до составления промежуточного баланса, однако, данные проверки проводятся не во всех случаях. Например, так называемые не подвержены данному контролю. В любом случае компания должна заведомо позаботиться о приготовлении требуемого налоговыми органами пакета бумаг.

Если дата проверки уже была назначена, то дальнейшую процедуру ликвидации проводить нельзя, то окончания работы налоговых органов на местах.

Что касается работников закрываемой компании, то они должны быть в соответствии с положениями ТК РФ и с учетом выплат всех возможных .

Руководитель фирмы обязан уведомить центр занятости, который находится по месту базирования организации, о предстоящих массовых увольнениях. Данную операцию необходимо осуществить за 3 месяца до начала увольнений и последующей ликвидации.

Публичные нюансы

Уведомление уполномоченных органов является важным этапом в процессе ликвидации. После решения о закрытии в течение 3 дней необходимо предоставить уведомления в регистрирующую структуру по месту расположения фирмы. Также необходимо осуществить оплату в соответствии с действующим законодательством.

Оплату может выполнить только то лицо, которое осуществляло регистрацию предприятия и совершало аналогичную процедуру в процессе государственной регистрации. В налоговые службы должны быть предоставлены документы, подтверждающие публикацию в СМИ сведений о ликвидации.

Каждая из подписей в специальных унифицированных формах должны быть подтверждены в официальном нотариальном порядке. Ликвидация компании считается завершенной только после внесения связанных с процессом сведений в ЕРГЮЛ.

Финальные этапы

Перед тем, как официально закрыть юридическое лицо ликвидационная комиссия обязана представить следующий набор документов:

  • заявление по специальной форме, которое содержит всю необходимую информацию об исполнении основных этапов ликвидации в соответствии с регламентом и о проведении всех расчетных процедур;
  • документ с информацией о ликвидационном балансе;
  • справка об уплате государственной пошлины;
  • нотариально заверенное подтверждение о предоставлении всей информации в ПФ.

Важная информация: размер государственной пошлины, которую требуется уплатить в процессе ликвидации юридического лица составляет 800 рублей . Данная сумма регулируется НК. Размер пошлины не относится к процессу банкротства.

В заключение необходимо отметить, что после официального окончания деятельности юридического лица порядок этапов следующий: важно осуществить закрытие расчетного счета, который был открыт ранее. Из-за того, что каждая официальная организация должна иметь собственную печать – она также должна быть ликвидирована.

Вся документация, которая подлежит обязательному хранению в соответствии с нормами действующего законодательства должна быть помещена в специальный архив на установленный Законом срок.

Юридические лица начинают свое существование с момента регистрации и прекращают его при ликвидации юридического лица. В нашей стране ежедневно регистрируются и ликвидируются множество организаций. Помимо собственно ликвидации, юридические лица прекращают свое существование при некоторых формах реорганизации. Это нормальный процесс в экономическом обороте. Однако, поскольку данная процедура является нерегулярной, мало кто из участников гражданских отношений обладает опытом деятельности, связанной с реорганизацией и ликвидацией юридического лица.

Вследствие названных причин, разумным представляется использование в таких случаях специалистов, предоставляющих услуги по ликвидации и реорганизации юридического лица. Одной из таких организаций является наша компания, которая владеет отработанной методикой ликвидации и реорганизации юридического лица. В рамках данной деятельности мы предоставляем следующие услуги:

  • предварительное консультирование по поводу прекращения деятельности юридического лица;
  • помощь в составлении плана ликвидации юридического лица;
  • помощь в определении стратегии реорганизации юридического лица;
  • консультирование по поводу особенностей ликвидации филиала юридического лица;
  • представление интересов при прекращении юридического лица;
  • организация этапов ликвидации;
  • подготовка документов для регистрирующего органа;
  • подготовка полного пакета документов, связанных с ликвидацией и реорганизацией юридического лица;
  • иные действия, связанные с ликвидацией и реорганизацией юридического лица;

Общепринято, что юридическое лицо прекращает свое существование с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. До этого момента, даже если процедура ликвидации уже завершена, оно все еще существует.

Прекратить существование юридического лица можно двумя способами: путем реорганизации и ликвидации.

Также способы прекращения юридического лица можно поделить по принципу добровольности на добровольные и принудительные.

Среди поводов для прекращения юридического лица, как правило, называют:

  • реорганизация юридического лица способом, при котором юридическое лицо, которое реорганизуют, фактически перестает существовать;
  • завершение периода времени, на который юрлицо создавалось;
  • момент, когда цель, для достижения которой было организовано юрлицо, достигнута;
  • утрата учредителями или участниками желания продолжать деятельность организации;
  • нерентабельность работы фирмы;
  • банкротство;
  • иные причины.

Перечень оснований для ликвидации юридического лица по понятным причинам остается открытым, поскольку жизненные реалии не всегда можно классифицировать в абсолютном порядке.

Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации

В науке гражданского права и на практике возможны следующие виды реорганизации.

Слияние. В случае слияния несколько фирм объединяются между собой и все они после прохождения данной процедуры прекращают свое существование, полностью «растворившись» в новой организации.

Присоединение. Данный способ характерен тем, что то юридическое лицо, которое присоединяется, прекращает свое существование. В то время как организация, к которой присоединяются, не только остается существовать, но и не претерпевает каких-либо кардинальных изменений.

Разделению. При данном способе юридическое лицо прекращает свое существование, поскольку его полностью разделяют на части. И вместо старого предприятия получается несколько новых, которые являются совершенно самостоятельными организациями.

Выделение. Четвертым способом реорганизации является выделение. Этот процесс схож с предыдущим способом, поскольку в объективной реальности появляется новое юридическое лицо. Отличием является тот момент, что исходное юридическое лицо продолжает существовать без кардинальных изменений своей организации.

И наконец, пятым способом можно назвать преобразование юридического лица из одной формы в другую. Например, распространена ситуация, когда закрытое акционерное общество преобразуется в открытое по причинам, оговоренным в законодательстве. Иногда изменение формы юридического лица происходит из-за прямого указания закона, иногда - по желанию владельцев организации в связи с экономическими или организационными причинами.

При этом способе реорганизации юридическое лицо продолжает свою деятельность, причем это именно тот же субъект права, что и был до реорганизации, но в новом качестве.

Как видно из приведенной классификации, во всех случаях, кроме выделения и изменения формы лица, имеет место прекращение существования исходной организации.

Принципиальным отличием реорганизации от ликвидации юридического лица является возникновение правопреемства. Это ситуация, когда обязательства и права прекратившего существование юридического лица переходят к вновь образованным юридическим лицам в порядке, оговоренном в процессе реорганизации.

Как правило, реорганизация происходит добровольно, причем в некоторых случаях требуется разрешение государства для проведения такой процедуры. В некоторых случаях (например, как в примере реорганизации закрытого акционерного общества в открытое) необходимость реорганизации прямо указана в законодательстве.

Реорганизация проводится после принятия такого решения учредителями либо иными уполномоченными лицами. Оформляется данное действие либо передаточным актом, либо разделительным балансом в зависимости от конкретного вида реорганизации.

Завершается данная процедура в момент регистрации вновь появившихся юридических лиц или при присоединении с того момента, когда зарегистрировано прекращение существования присоединяемой организации.

Ликвидация юридического лица

При ликвидации юридического лица организация, к которой применяется данная процедура, прекращает свое существование в тот момент, когда ликвидация завершается.

Характерной чертой, отличающей ликвидацию юридического лица от прекращения юридического лица путем реорганизации, является полное отсутствие правопреемства. Так как юридическое лицо в таком случае не имеет никаких правопреемников, то все его обязательства и права прекращаются в момент завершения ликвидации.

При этом одним из наиболее сложных моментов в ликвидации следует назвать удовлетворение требований кредиторов, предшествующее окончательной ликвидации. Права тех лиц, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо имеет обязательства, подлежат первостепенной защите при принятии решения о ликвидации юридического лица.

Именно в связи с этим и возник ныне существующий порядок ликвидации организаций, при котором законодательно определена строгая последовательность этапов и их формализованность, выражающаяся в оформлении обширного пакета документов.

Ликвидация юридического лица осуществляется либо добровольно, тогда для начала процедуры требуется решение учредителей или иного органа юридического лица, в компетенцию которого входит принятие таких решений. Либо может быть назначена принудительная ликвидация. В таком случае началом этого процесса следует назвать принятие соответствующего судебного решения. Данный порядок оговорен в статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как уже упоминалось, ликвидация юридического лица признается одной из самых сложных процедур, которые проводятся на всем протяжении существования организации.

Основная цель и сущностная особенность этой процедуры - удовлетворить требования кредиторов, прежде чем организация-должник прекратит свое существование.

Стоит отметить тот факт, что формально ликвидация юридического лица не прекращает его деятельность. Оно продолжает функционировать вплоть до внесения в государственный реестр записи о совершении ликвидации.

Поскольку целью ликвидации является удовлетворение требований кредиторов, то, прежде всего, следует необходимость уведомить этих субъектов права о том, что проводится ликвидация юридического лица с долгами. Для этого те органы, которые приняли решение о ликвидации, составляют письмо в регистрирующий орган, в котором сообщают о начале процедуры ликвидации. После этого в реестре указываются сведения о начале процедуры ликвидации.

В целом процедура ликвидации юридического лица проходит при непосредственном надзоре того органа, который осуществил регистрацию этой организации.

Практическая часть процедуры ликвидации юридического лица считается начавшейся в тот момент, когда уполномоченные принимать решения о ликвидации лица или органы назначают особую ликвидационную комиссию или лицо, которое в единоличном порядке будет осуществлять ликвидацию юридического лица, - ликвидатора.

При этом процедура назначения комиссии или ликвидатора обязательно согласуется с регистрирующим органом, который уполномочен надзирать за процессом ликвидации. После утверждения ликвидатора или ликвидационной комиссии можно говорить о завершении начального этапа ликвидации.

После этого начинается второй этап. В его рамках ликвидатор проводит составление описи долгов ликвидируемой организации. На этом этапе ликвидатор обязан приложить все усилия для своевременного и максимально полного выявления существующих кредиторов и сборе сведений о них, необходимых для дальнейшего расчета.

Соответственно, после этого публикуется извещение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках расчетов с кредиторами. Кроме того, в таком извещении оговаривается порядок заявлений кредиторами требований. Помимо этого, комиссия обязана отдельно известить всех известных ей кредиторов о том, что организация-должник проходит процедуру ликвидации.

Еще одной важнейшей обязанностью ликвидатора является возвращение в максимально возможном объеме дебиторской задолженности юридического лица.

На третьем этапе ликвидатор оформляет документ, называемый промежуточным балансом. В нем содержатся данные о состоянии имущественных активов ликвидируемой организации, список заявленных кредиторами долгов, а также результат рассмотрения таких заявлений.

После составления этот баланс отправляется на утверждение тех органов либо лиц, которые принимали решение о ликвидации. Помимо этого, для утверждения промежуточного баланса требуется санкция регистрирующего органа, который надзирает за обоснованностью составленного баланса и правильностью предоставленных данных.

Промежуточный баланс сможет показать, что имеющихся средств, собранных на втором этапе ликвидации юридического лица, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае в публичном порядке проводятся торги, на которых продается имущество организации.

Случается, что и после продажи имущества юридического лица средств все равно недостаточно. В этом случае может быть подано исковое заявление с требованием об удовлетворении оставшейся доли долга за счет учредителей или участников юридического лица.

При этом следует учитывать правило, что если обнаружится недостаточность средств ликвидируемой организации для удовлетворения долговых обязательств, либо, если факт недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов будет известен еще на стадии принятия решения о ликвидации юридического лица, то процедура ликвидации проводится уже в порядке, предусмотренном Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).

После того как промежуточный ликвидационный баланс одобрен и утвержден, ликвидатор начинает производить расчеты со всеми кредиторами в порядке, предусмотренном законодательством.

Таким образом, можно говорить о начале четвертого этапа ликвидации юридического лица. Первоначально удовлетворяются требования привилегированных кредиторов, и только после этого происходит удовлетворение заявок простых кредиторов. Привилегированных кредиторов существует четыре очереди, а непривилегированные относятся к пятой. Кредиторы поделены на очереди, соответственно интересы каждой последующей очереди удовлетворяются исключительно после того, как будут полностью выполнены требования предыдущей.

И, наконец, последняя стадия ликвидационного процесса наступает после того, как будет завершен процесс удовлетворения требований кредиторов.

Комиссия по ликвидации подсчитывает окончательный ликвидационный баланс и его утверждают органы, принявшие решение о ликвидации, и одобряет регистрирующий орган. В заключение данной процедуры вносится запись о прекращении существования юридического лица в реестр.

Как видно из вышеприведенных материалов, процедура ликвидации непроста и требует особых навыков и знаний. Именно поэтому многие поручают ликвидационные действия специализированным компаниям, которые оказывают услуги по ликвидации юридического лица.

Результатом ликвидации ЮЛ является прекращение деятельности и исчезновение субъекта как такового вместе с его правами и обязанностями. Процесс ликвидации может отличаться в зависимости от того, кто его инициировал – собственники или суд.

Процедура строго регламентирована и занимает не менее 2,5 месяцев, так как существующие у юридического лица обязательства перед собственниками, работниками и контрагентами должны быть удовлетворены.

Что это такое

Юридическое лицо – это субъект права, который возникает в момент создания и исчезает в момент ликвидации.

Так как после закрытия фирма уже не является участником каких-либо взаимоотношений, все ее обязательства и права либо переходят по решению суда аффилированным лицам, либо остаются не удовлетворенными.

Под аффилированными лицами понимаются владельцы или другие лица, которые могли оказывать влияние на решения директора.

В соответствии с последними поправками владельцы могут быть привлечены к ответственности по обязательствам организации, даже если сумма этих обязательств превышает размер уставного капитала.

В этом случае суд должен доказать, что учредители могли оказывать или оказывали влияние на решения руководителя, которые в итоге привели к финансовым проблемам и ликвидации.

Фирма может быть ликвидирована по решению учредителей, тогда для начала процедуры достаточно наличия протокола.

В случаях, когда юридическое лицо допускает грубые нарушения законодательства, возможна также принудительная ликвидация по следующим основаниям:

  • несоответствие организационно-правовой формы и фактической деятельности, например выявленная коммерческая деятельность у некоммерческих организаций;
  • грубые нарушения, допущенные на этапе создания организации;
  • осуществление деятельности, противоречащей Уставу;
  • работа без предусмотренных законом лицензий;
  • грубые систематические нарушения законов, в том числе закона , и других;
  • осуществление деятельности, запрещенной законом на территории РФ.

Очевидно, что принудительная ликвидация – это карательная мера. Не только противозаконные действия будут являться основанием для ликвидации, но также бездействие руководства: игнорирование законных требований, неисполнение решений суда, непредставление документов и так далее.

Неплатежеспособность не является поводом для принудительной ликвидации, так как для этих случаев существует регламентированная процедура банкротства.

Иск в суд с требованием о принудительной ликвидации может подать любое государственное ведомство или лицо, чьи права нарушаются деятельностью фирмы.

Ликвидация юридического лица по ГК РФ

Ликвидация одной фирмы всегда затрагивает интересы третьих лиц:

Большая продолжительность процедуры ликвидации связана с необходимостью тщательной проверки на наличие задолженности, на законность предъявленных требований, на выявление возможных дебиторов и кредиторов.

Гражданский Кодекс в своих нормах напрямую указывает, что ликвидация не должна повлечь за собой причинение ущерба кому-либо, как контрагентам, так и самой фирме.

На практике это означает следующее. До ликвидации необходимо выплатить кредиторскую задолженность, так как невыплата причинит ущерб кредиторам.

Точно также должна быть взыскана дебиторская задолженность в пользу фирмы, иначе при ликвидации ущерб получит само ликвидируемое лицо, что тоже недопустимо.

В общих случаях порядок определяет порядок ликвидации таким образом:

  • учредители на общем собрании принимают решение и оформляют протокол. Решение должно быть единогласным, иначе оно не действительно. В решении назначается ликвидационная комиссия, которая должна выполнить все необходимые действия;
  • ответственное лицо подает в налоговый орган уведомление о ликвидации, а также письменно уведомляет «Вестник государственной регистрации», своих дебиторов и кредиторов о начале процедуры и сроке предъявления (исполнения) требований. Этот срок не может быть менее 2 месяцев;
  • налоговая инспекция назначает и проводит выездную проверку. Избежать данного действия могут только фирмы, которые в последние три – четыре года не вели деятельность. Все остальные будут тщательно проверяться. Минимальный срок такой проверки – 2 месяца, на практике он растягивается примерно до 3 – 5 месяцев;
  • после прохождения проверок и удовлетворения требований всех кредиторов составляется промежуточный баланс. В соответствии с данными из этого баланса все оставшееся имущество делится между учредителями в соответствии с их вкладами, с этого имущества нужно заплатит налог как с дивидендов;
  • после того, как все требования удовлетворены, проверка пройдена, работники уволены, ПФР, ФСС и другие организации уведомлены, налоги, пени и штрафы уплачены, а от контрагентов получены сверки с данными о том, что задолженностей нет, в налоговую подается заявление о ликвидации, ликвидационный баланс и документ об уплате пошлины;
  • финалом процесса является внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности.

Так выглядит стандартная процедура в том случае, если она не осложнена требованиями или судебными разбирательствами.

Чаще случается, что организации не в силах удовлетворить все требования. В этом случае начинается процедура банкротства с привлечением сторонних управляющих.

Существенно осложняют и затягивают процесс судебные иски, поданные в отношении организации по различным вопросам, так как до решения суда и удовлетворения требований истцов ликвидация не возможна.

Где найти сведения

С 2013 года всех налогоплательщиков обязали самостоятельно отслеживать состояние своих контрагентов.

Теперь в том случае, если заключен договор с фирмой-однодневкой или юридическим лицом, прекратившим свое существование, всю полноту ответственности несет сам налогоплательщик.

Это влечет невозможность вычетов по НДС, непризнание расходов для целей налогообложения, невозможность предъявления каких-либо требований.

Одновременно с принятием данного закона появились официальные сервисы, позволяющие в короткий срок навести справки о своих потенциальных партнерах:

  1. Краткая информация о том, содержится лицо в реестре или оно уже исключено из него имеется на официальном сайте налоговой инспекции. Минус данного сервиса в том, что юридические лица, в отношении которых проводится проверка или начата процедура банкротства, числятся как действующие.
  2. В журнале «Вестник государственной регистрации» или в газете «Коммерсантъ». Эти издания выходят раз в неделю и содержат сведения об организациях, находящихся в стадии ликвидации. Минус этого способа – неудобство поиска информации.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ в отношении своего контрагента. Плюсы этого метода в том, что можно получить исчерпывающую информацию о своем потенциальном партнере, минусы – эта услуга платная. Государственная пошлина в размере 200 руб. взимается за выписку, которую готовят в течение недели, срочная будет готова через день, но обойдется в 400 руб.
  4. На сайте Высшего Арбитражного Суда (ВАС) можно просмотреть реестр дел о несостоятельности (банкротстве) и узнать, нет ли там упоминания о потенциальном партнере.
  5. Заключить договор с коммерческой фирмой, предоставляющей подобную информацию. Многие фирмы, которые занимаются организацией электронного документооборота, а также справочно-информационные системы, создали специальные сервисы, которые в режиме онлайн анализируют все описанные выше источники. По запросу они выдают всю имеющуюся информацию. Данная услуга доступна за небольшую абонентскую плату.

Отмена

Между принятием решения о ликвидации и исключением юридического лица из ЕГРЮЛ проходит не менее 2,5 месяцев.

За этот срок обстановка может сильно измениться, например, придут новые клиенты, будут найдены инвестиции или изменится конъюнктура. Так или иначе может возникнуть необходимость в продолжении дальнейшей работы.

Ликвидация считается завершенной в тот момент, когда фирма исключена из ЕГРЮЛ. После этого отменить ликвидацию по инициативе учредителей уже нельзя.

До этого в любой момент на любой стадии собственники имеет право принять решение и прервать процедуру ликвидации.

На практике такие случаи довольно редки, собственники предпочитают создать новое юридическое лицо с «чистого листа».

Этот способ не годится, если организация нацелена на работу с крупными и серьезными контрагентами, так как их можно счесть фирмой-однодневкой. Чаще всего решение об отмене ликвидации принимается именно из этих соображений.

Другой причиной может служить то, что появляется возможность взыскать дебиторскую задолженность, которая ранее была признана безнадежной.

Для исполнения требований нужно, чтобы юридическое лицо было действующим на момент исполнения обязательств в отношении его.

Для прерывания процедуры ликвидации нужно составить протокол общего собрания, а в налоговый орган подать заявление об отмене ликвидации.

В СМИ никаких сообщений подавать не нужно, закон этого не требует. Разумно будет уведомить своих контрагентов о том, что деятельность продолжается.

Важно понимать, что при отмене ликвидации начатая налоговая проверка не прекратится, но будет доведена до конца.

Прервать можно только процедуру добровольной ликвидации, когда инициатором выступали сами учредители. Если фирму закрывают в принудительном порядке, собственники могут действовать только через суд.

Отличие от реорганизации

Юридическое лицо существует как самостоятельный субъект только в терминах и определениях Гражданского Кодекса.

По сути, любая фирма – это средство для достижения коммерческих или иных целей учредителей. Поэтому в понимании учредителей фирма считается ликвидированной тогда, когда она перестает им принадлежать.

Для того чтобы избавить себя от обязательств или провести масштабные реформы, собственники иногда прибегают к таким методам, как реорганизация.

Данная процедура формально прекращает деятельность, но ее активы и обязательства переходят в другую форму или к другим собственникам.

В случае реорганизации возникает правопреемственность, то есть по обязательствам юридического лица отвечают определенные законом преемники.

Реорганизация удобна как одна из форм ликвидации, так как в этом случае нет необходимости «сжигать мосты», клиенты и партнеры продолжают работу с этим юридическим лицом.

При реорганизации обычно не назначают налоговых проверок, которые способны парализовать работу на несколько недель. Данная процедура формально не является ликвидационной, но на практике происходит чаще, чем ликвидация.

Признание недействительной

Собственники могут остановить процесс добровольной ликвидации, если он еще не завершен. После того, как в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности, теперь уже бывшие собственники не в силах ничего изменить.

Признание ликвидации недействительной происходит только по решению суда. Истцами, как правило, выступают кредиторы, чьи права пострадали в результате закрытия фирмы.

Реалии таковы, что при всех мерах предосторожности возникают ситуации, когда фирма может скрыть наличие кредиторской задолженности, например, подделав отчетность или «забыв» уведомить своего заимодавца.

Когда кредитор понимает, что его права были нарушены, он обращается в суд с требованием восстановить запись в ЕГРЮЛ и взыскать с фирмы сумму долга.

По норме ГК РФ ликвидация возможна только в том случае, если она не нарушает прав третьих лиц, которым и является в данном случае кредитор. Так как права нарушены, значит, и ликвидация неправомерна и должна быть отменена.

Другой вариант – возложить ответственность по выплате ущерба на членов ликвидационной комиссии, которая «упустила из вида» этого кредитора. Решения о взыскании ущерба с ликвидационной комиссии принимается чаще, чем о восстановлении фирмы.

Ликвидация – это процедура, которая является крайней мерой, она не затевается тогда, когда все хорошо .

Закрытие – это всего лишь способ прекратить существование субъекта предпринимательства, когда он уже не способен выполнять свою задачу.

Не следует воспринимать ликвидацию как возможность «кинуть» своих контрагентов или избежать взысканий.

Сложность и длительность процедуры – это один из инструментов, позволяющих выявить недобросовестные мотивы и исключить незаконные действия.

Видео: Ликвидация юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации , в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке , установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Loading...Loading...