Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным. Понятие безработных граждан и порядок их регистрации

Правовой статус безработных включает в себя определение понятия безработного, его права и обязанности, социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях. Безработными признаются граждане, которые:

1) Являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет.

2) Не имеют работы и заработка. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ и те выплаты, которые получает работник, при увольнении.

3) Готовы приступить к подходящей работе, потому что временно нетрудоспособные граждане (находящиеся в больнице, медицинском обследовании, санатории, женщины при беременности свыше 30 недель не могут приступить к работе, поэтому не регистрируются в службе занятости, в качестве лиц, ищущих работу.

4) Зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в службе занятости по месту жительства.

5) Нетрудоустроенные в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для регистрации безработным необходимы следующие документы:

1) Паспорт или документ удостоверяющий личность.

2) Трудовая книжка.

3) Документ об образовании или профессиональной подготовке.

4) Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

5) Впервые ищущие работу предоставляют паспорт и документ об образовании.

6) Инвалиды и лица имеющие ограничения по здоровью предоставляют документы, выданные бюро медико-социальной экспертизы(индивидуальная программа реабилитации).

В течение 10 дней со дня обращения служба занятости обязана по возможности предложить гражданину 2 варианта подходящей работы, а если нельзя подобрать подходящую работу (не любую работу) или у гражданина нет необходимой квалификации, то два варианта профессиональной подготовки. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа, профессиональная подготовка по одной и той же специальности дважды. В саратовской области на сегодняшний день, самыми невостребованными гражданами являются граждане от 40 лет - 35%, другая возрастная категория 30-45 лет - 32.2 %, до 24 лет - 12,6% безработных.

Критерии подходящей работы должны учитывать 4 фактора:

1) Профессиональную пригодность работника (по диплому, свидетельству, продолжительностью работы по профессии, уровню квалификации). Работодатели обычно не берут на работу тех, у кого есть перерыв в служебной деятельности хотя бы 1 месяц. Для юриста, имеющие перерыв в 1 год, представляет сложность найти подходящую юридическую работу. В службу занятости обращаются которые имеют не одно высшее образование. Подходящая работа та, которую он выполнял последнее время, но все же учитывается мнение безработного.


2) Условия последнего места работы . учитывается заработок и состояние охраны труда. В данном случае предлагаемый заработок по новому месту работы не может быть ниже среднемесячного заработка, который он получал на предыдущей работе.

3) Состояние здоровья (принимается во внимание возраст, физические недостатки, хронические заболевания) в данном случае подходящей будет являться та работа, которая соответствует рекомендациям службы медико-социальной экспертизы. Гражданин должен быть физически способным выполнять ту или иную работу.

4) Транспортная доступность нового места работы. Т.е. максимальная удаленность подходящей работы от места жительства с учетом развития сети общественного транспорта. При этом учитывается не только продолжительность маршрута, но и возможность стыковки общественного транспорта, т.е. продолжительность времени, которое работник затрачивает на дорогу в один конец.

1) впервые ищущих работу, раннее не работавших, не имеющих профессии специальности;

2) отказавшихся повысить, восстановить квалификацию по имеющейся профессии специальности получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального двенадцатимесячного периода безработицы;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев;

4) более трех лет не работавших;

5) обратившихся в службу занятости после окончания сезонных работ.

Для них подходящей считается любая работа оплачиваемая в том числе временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде (в т.ч. даже общественные работы).

1) Связано с переменой места жительства.

2) Условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда.

3) Предлагаемый заработок ниже заработка по прежнему месту работы. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий.

Решение признания гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления необходимых документов. Для признания гражданина безработным не имеют значения:

1) Причина расторжения трудового договора по последнему месту работы;

2) Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости;

Безработными не могут быть признаны граждане:

1) Не достигшие 16 лет;

2) Которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет;

3) Осужденные по решению суда к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы;

4) Отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации от 2 вариантов подходящей работы, включая временные, а ранее не работавшие, не имеющие профессии специальности включая отказ от профессиональной подготовке;

5) Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в установленный срок для регистрации в качестве безработных.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через 1 месяц. Отказ в период безработицы от 2 вариантов подходящей работы может повлечь приостановку выплаты пособий по безработице на срок до 3 месяцев. Период на который приостановлена выплата пособия засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Безработный снимается с учета, если он:

1) Признается занятым;

2) Осужден к исправительным работам или наказаниям в виде лишения свободы;

3) Переехал в другую местность;

4) Не явился в службу занятости без уважительных причин более месяца;

5) Пытался получить или получал пособие по безработице обманным путем (сокрытие заработка или предоставление документов, содержащие заведомо ложные сведения).

6) Ему назначена пенсия по старости или за выслугу лет.

В правовой статус безработного включаются также его права и обязанности. Обязанности безработного сводятся к следующему:

1) Соблюдать условия регистрации и перерегистрации;

2) Являться на переговоры с работодателем в установленный срок по направлению службы занятости;

3) Информировать службу занятости о трудоустройстве и всех изменениях, связанных с начислением и выплатой пособия по безработице.

4) Активно содействовать трудоустройству. (Не отказываться от подходящей работы).

5) Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

3. Социально правовые гарантии и компенсация.

Все граждане, обратившиеся в службу занятости при отсутствии статуса безработного имеют следующие права:

1) На бесплатную консультацию по вопросам занятости.

2) На бесплатное получение информации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и возможности получения профессионального образования.

3) На бесплатное содействие в отборе подходящей работы.

4) Дополнительные меры содействия в подборе работы для лиц с ограниченными возможностями и особо нуждающихся в социальной защите. Для них предусмотрено квотирование, резервирование рабочих мест, организуется обучение по специальным программам, закрепляется преимущественное право поступления на работу на государственные предприятия.

4. Участие в общественных работах. Эти работы не требуют специальной подготовки. С лицами желающими работать заключается срочный трудовой договор, кроме того, в этот период безработные граждане имеют право не компенсацию в размере причитающегося им пособия по безработице. Общественные работы организуются по следующим направлениям:

1) проведение сельскохозяйственных работ

2) строительство ремонт жилья

3) уход за престарелыми инвалидами и т.д.

Перечень направлений деятельности не является исчерпывающим и позволяет субъектам организовать общественные работы по всем видам экономической деятельности. В случаях угрозы массового увольнения работников временные работы могут организовываться непосредственно работодателями в своих организациях. При этом к временным работам могут быть отнесены работы выходящие за рамки обычной деятельности работодателя (благоустройство, реконструкция, монтажные, пусконаладочные, архивные и др. работы).

Садовники, заработок 6.030 руб, вахтер 6.030 руб, слесарь, уборщик и т.д.

Право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

Граждане получившие статус безработного кроме того имеют право на следующие гарантии и компенсации:

1) Право на бесплатную, профессиональную ориентацию.

2) На бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости. Право в приоритетном порядке пройти обучение имеют: а) инвалиды; б) безработные граждане, по истечение 6 месяцев периода безработицы; в) выпускники общеобразовательных учреждений; г) граждане впервые ищущие работу, ранее не работавшие.

3) Право на выплату стипендий и выплату пособий по безработице.

4) Право на компенсацию в связи с направлением на работу обучения в другую местность по направлению службы занятости.

5) Право, на период участия в общественных работах, на компенсацию в размере причитающегося пособия по безработице.

6) На бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу по направлению службы занятости.

7) На материальную поддержку в период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам.

8) Право на оказание помощи в открытии собственного дела.

9) На материальную помощь в соответствующие периоды.

10) Право по предложению службы занятости на досрочное, но не ранее чем за два года, оформление выхода на пенсию безработного.

Право на дополнительную материальную помощь от службы занятости имеют безработные граждане из числа утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также лицам находящимся на его содержании. К ним относятся лица не достигшие 18 лет состоящие в родстве с безработным и не имеющим самостоятельного источника работы. Помощь оказывается в виде периодических или единовременных выплат (6-12 месяцев). Возможность оплаты детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также компенсации расходов на проезд ребенка к месту отдыха и обратно. Дополнительные гарантии и льготы установленные:

1) Для граждан потерявших работу по независящим от них причинам;

2) Для граждан, уволенных с военной службы (создание специальных служб занятости, которые занимаются подготовкой для военнослужащих и т.д.)

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.

В целях трудоустройства осуществляется регистрация безработных граждан в органах государственной службы занятости. Основные этапы регистрации безработных граждан определены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Этот порядок включает четыре этапа:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации от граждан не требуется никаких документов. Она осуществляется в целях учета общей численности безработных. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации имеет консультативное значение. 13

Регистрация граждан в целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления им необходимых документов:

паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;

документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;

справка о среднем заработке по последнему месту работы.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалидов, выданные в установленном порядке. Если гражданин не имеет инвалидности, но имеет другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские документы.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Гражданину, впервые ищущему работу и не имеющему профессии, орган занятости может предложить два варианта получения профессиональной подготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды. 14

На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется в срок, установленный органом занятости, но не позднее чем через 11 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом гражданин предъявляет те же документы, что и на этапе регистрации в целях поиска подходящей работы. При необходимости орган занятости может потребовать дополнительную или уточненную справку о среднем заработке по последнему месту работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.

Граждане, признанные безработные, обязаны проходить перерегистрацию не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. В случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации выплата пособия по безработице может быть приостановлена сроком до трех месяцев. При длительной, т.е. более месяца, неявке на перерегистрацию безработный снимается с регистрационного учета.

При перерегистрации безработные предъявляют паспорт и трудовую книжку. Впервые идущие работу и не имеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Безработные граждане снимаются органами занятости с регистрационного учета в случае признания их занятыми. А так же в случае направления его органом занятости для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.

Гражданин снимается с регистрационного учета вследствие неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в орган занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органом по вопросам занятости, для регистрации в качестве безработного.

Безработный снимается с регистрационного учета при переезде в другую местность. В этом случае гражданин будет зарегистрирован в качестве безработного в органе занятости по новому месту жительства.

Законом предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного за предоставление заведомо ложных сведений при регистрации, а также в случае обнаружения злоупотреблений с его стороны.

Наконец, безработный снимается с регистрационного учета в случае назначения ему пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Имеется в виду не только назначение трудовой пенсии по старости на общих основаниях (т. е. при достижении пенсионного возраста), но и досрочное назначение пенсии (в том числе по предложению органов занятости), назначение пенсии за выслугу лет и т.п.

Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в трудоустройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем, которые возникают с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю. 15

Граждане, не имеющие работу или потерявшие ее вследствие ликвидации, банкротства, реорганизации предприятия (организации, фермерского хозяйства, индивидуальной деятельности) имеют право на государственную поддержку. Она заключается в содействии трудоустройства и материальной помощи (выплате соцпособия). Органы, осуществляющие регистрацию, учет, помощь – Центры занятости населения, подчиняющиеся Федеральной службе занятости. В статье рассмотрим правила и порядок регистрации безработных граждан.

Что утверждает законодательная база – постановление про безработных граждан

Для тех, кого уволили не по собственному желанию, правилами определено:

  • При обращении в службу занятости для регистрационного учета иметь при себе:
  1. паспорт;
  2. трудовую книжку (договор, контракт);
  3. свидетельства об образовании (общем, специальном, высшем), об имеющихся и научных званиях, о присвоении квалификационных разрядов;
  4. сведения, для за 90 последних рабочих дней;
  5. Информация вносится в базу данных службы занятости и может быть проверена по соответствующим каналам.
  6. В случае отказа в признании безработным они получат письменное уведомление.
  7. Постановка на учет осуществляется на 11 день.
  8. В течение 10 предшествующих дней нуждающимся в трудоустройстве сообщают об имеющихся вакансиях, общественных мероприятиях.
  9. О регистрации и присвоении статуса безработного сообщается с удостоверяющей личной подписью, с уведомлением о следующем времени визита в СЗ (не раньше, чем через 2 недели).

На видео – правило регистрации:

  • паспорт;
  • свидетельство об образовании;
  • Индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Сведения вносятся в базу данных для учета и контроля:

  • личные данные безработного;
  • с какого периода присвоен статус безработного;
  • размер пособия;
  • даты явок;
  • вакансии;
  • обучение;
  • общественные работы;
  • обстоятельства и дата отказа в статусе.

Входит ли, учеба в трудовой стаж расскажет .

Проблемы, возникающие при регистрации, обозначенные в правилах:

  1. Аппелирующие в Центр занятости должны указать в обращении о предоставлении государственной услуги в поиске работы. Если это не выполнено, то граждане получат отказ в регистрации в качестве безработных.
  2. Справка о полученных доходах должна быть выдана только работодателем, иначе решение о постановке на учет или отказе не могут быть приняты.
  3. При отсутствии паспорта служба занятости рассматривает временное удостоверение, выдаваемого органами МВД.
  4. В случае утраты или порчи трудовой книжки необходимо представить дубликат, выдаваемый архивным органом.

Про трудовой стаж для выхода на пенсию читайте .

Причины снятия с учета:

  1. Начало деятельности с уведомлением в виде справки с рабочего места, выписки с трудового договора или книжки.
  2. Профессиональная подготовка, переподготовка по направлению ЦЗ с выплатой за период обучения стипендии.
  3. Перерыв более 30 дней в посещениях службы занятости после постановки на учет.
  4. Смена места проживания.
  5. Недействительные документы.
  6. Исправительные работы, лишение свободы.
  7. Назначение пенсионного пособия.
  8. Свидетельство о смерти зарегистрированного гражданина.

Решение принимается на основании приказа и доводится до сведения заявителя в течение 3-х дней почтовым уведомлением.

Порядок регистрации и постановка на учет безработных

Постановка на учет происходит на 11 день после обращения.

В течение 10 дней в службе занятости предлагаются вакансии, общественные работы, виды профессионального обучения или переподготовки. Про минимальный стаж для назначения пенсии по старости узнайте в .

При этом учитываются:

  • имеющиеся профессиональные навыки или их отсутствие;
  • соответствие состояния здоровья и предлагаемой работы;
  • транспортная доступность;
  • размер оплаты труда в сравнении с имевшей место до увольнения.

Работа (временная или общественная), с минимальной оплатой, низкопрофессиональная предлагается следующим категориям безработных:

  • имеющим перерыв между прекращением трудовых отношений и обращением в ЦЗ более 1 года или 3 лет;
  • уволенным за прогул или хищение;
  • состоящих на учете более 1,5 лет;
  • отказавшихся от переобучения;
  • бывшим ИП, фермерам;
  • сезонным работникам.

На видео – порядок регистрации:

При подходящем варианте безработному выдается направление на работу (не более 2 единоразово). Про начисление пособия по временной нетрудоспособности расскажет .

В случае невозможности трудоустройства соответственно профессии и квалификации предлагается:

  • временная работа;
  • обучение смежной специальности;
  • участие в ярмарках вакансий;
  • оплачиваемые временные работы.

Если гражданин 2 раза не принимает предложение без уважительной причины, то ему по истечении 10 дней будет отказано в регистрации в качестве безработного и выплате даже .

Государственная помощь в трудоустройстве является обязательной, так как закреплена в основополагающих документах РФ. Она регламентирована ФЗ и Постановлениями Правительства. Порядок регистрации предусмотрен В Правилах, выполнение которых обязательно, как для граждан, так и для Центров занятости населения.

Законом Российской Федерации «О занятости населения» определено, что безработные - это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина безработным принима-ется органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости следующих документов:

    паспорта;

    трудовой книжки или документов, их заменяющих;

    документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;

    справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

    для впервые ищущих работу (ранее не работавших) или не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Безработными не могут быть признаны:

    граждане, не достигшие 16-летнего возраста;

    граждане, которым назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет;

    граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера;

    граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

    граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы;

    граждане, не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

    граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

    граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

17.Порядок регистрации безработных граждан

Порядок регистрации безработных граждан определен Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 №458. Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

    первичная регистрация безработных граждан;

    регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

    регистрация граждан в качестве безработных;

    перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан.

1. Первичная регистрация безработных граждан

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. При первичной регистрации в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу. При этом безработным гражданам предоставляется информация:

    о состоянии рынка труда на соответствующей территории;

    о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

    о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

    о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;

    о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

2. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы. Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах. На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи о всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости.

3. Регистрация граждан в качестве безработных

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.

4. Перерегистрация безработных граждан

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждения службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 768).

18.Правовой статус безработных граждан. Характеристика отдельных мер социальной защиты безработных граждан(пособие по безработице, переобучение и повышение квалификации безработных граждан, общественные работы)

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.

В частности, государство гарантирует безработным:

    выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

    выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

    возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

    возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.

Важнейшие из них:

    вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;

    вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);

    по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.

Понятие подходящей работы . Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки . Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника - работа каменщика, для токаря 6-го разряда - вакансия грузчика или вахтера;

условиям последнего места работы . Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

состоянию здоровья работника . Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

транспортной доступности рабочего места . Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу - даже если она устраивает их во всех других отношениях - если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет - максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.

    впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

    не имеющие профессии (специальности);

    уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;

    ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;

    стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

    направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;

    она связана с переменой места жительства;

    ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;

    предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или - если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума - ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Пособие по безработице . Пособие по безработице - наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:

    в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;

    в следующие четыре месяца - в размере 60%;

    в дальнейшем - в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.

Основанием для этого могут послужить:

    отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

    явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;

    отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

    нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;

    некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:

    прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

    длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

    переезда безработного в другую местность.

    в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Регистрационный N 18844

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1998, N 30, ст. 3616; 1999, N 18, ст. 2211; N 29, ст. 3696; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 53, ст. 5024; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6242; 2009, N 23, ст. 2761; N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6441, ст. 6443; 2010, N 30, ст. 3993) и пунктом 5.2.100.9 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, ст. 1434; N 33, ст. 4083, ст. 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 35, ст.4574), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок регистрации безработных граждан.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст. 2009; 1999, N 29, ст. 3748; N 46, ст. 5573; 2005, N 7, ст. 560; 2006, N 51, ст. 5468).

Министр Т. Голикова

Приложение

Порядок регистрации безработных граждан

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы регистрации в качестве безработных граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, перерегистрации и снятия с регистрационного учета в качестве безработных граждан.

2. Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения на основании решений о признании граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными.

3. Решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов:

документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;

справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

Решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов:

паспорта или документа, его заменяющего;

документа об образовании;

индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, представленных гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, для признания их безработными.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Граждане, признанные безработными, уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения о регистрации их в качестве безработных в письменной форме.

4. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

5. Граждане, не явившиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения для предложения им подходящей работы, могут представить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченными органами и организациями (листок нетрудоспособности; повестка о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу, на военные сборы, привлечении к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе; документы, подтверждающие участие в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя; повестка в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого; документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления, и других чрезвычайных обстоятельств, противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; иные документы, обосновывающие причины неявки гражданина).

6. Решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается государственным учреждением службы занятости населения в следующих случаях:

отказа граждан в течение 10 дней со дня их регистрации в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

неявки граждан без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственных учреждениях службы занятости населения для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения для регистрации их в качестве безработных;

представления гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представления других недостоверных данных для признания их безработными.

Решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Сведения об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным вносятся в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в государственные учреждения службы занятости населения для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня принятия решения об отказе в признании указанных граждан безработными.

Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым отказано в признании их безработными, уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения об отказе в признании их безработными в письменной форме.

7. Граждане, зарегистрированные в качестве безработных (далее - безработные граждане), проходят перерегистрацию в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц.

Безработные граждане, не явившиеся на перерегистрацию в качестве безработных (далее - перерегистрация) в установленные государственными учреждениями службы занятости сроки, для подтверждения уважительных причин неявки могут предъявить документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.

Перерегистрация безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при условии предъявления гражданами:

паспорта или документа, его заменяющего;

трудовой книжки или документа, ее заменяющего;

индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Перерегистрация безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при условии предъявления гражданами:

паспорта или документа, его заменяющего;

документа об образовании;

индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Перерегистрация безработного гражданина осуществляется в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов. Сведения о датах перерегистрации безработного гражданина вносятся в личное дело получателя государственных услуг в области содействия занятости населения.

8. Снятие граждан с регистрационного учета в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случаях:

признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки в государственные учреждения службы занятости населения без уважительных причин;

переезда в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказа от посредничества государственных учреждений службы занятости населения (по личному письменному заявлению гражданина);

Снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ о снятии гражданина с регистрационного учета в качестве безработного приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Регистрация снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного осуществляется в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Граждане, снятые с регистрационного учета в качестве безработных, уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения о снятии их с регистрационного учета в качестве безработных в письменной форме.

Граждане, снятые с регистрационного учета в качестве безработных в случае длительной (более месяца) неявки в государственные учреждения службы занятости населения, для подтверждения уважительных причин неявки могут предъявить документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.

Отмена снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ об отмене снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Регистрация отмены снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного осуществляется в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Loading...Loading...