При выявлении административного правонарушения сразу составляется. Сроки вынесения постановления об административном правонарушении: ситуации из жизни

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.


2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.


3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.




Комментарии к ст. 28.5 КОАП РФ


1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).

В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).

4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Довольно часто стало встречаться такое понятие как административное правонарушение. Его, как правило, можно выявить в ходе проверки, осуществляемой органами государственного контроля. По ее результатам составляется протокол. Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.

Причины возбуждения дела

Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:

  1. Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
  2. Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
  3. Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
  4. Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
  5. Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.

Дело считается открытым

Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:

  • Написан документ осмотра места, где произошедшло нарушение.
  • Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.
  • Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.
  • Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.
  • Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.

Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.

Составление акта

  1. Если правонарушение произошло в случае, который предусмотрен ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 КоАП РФ и оно повлекло за собой причинение легкого или среднего вреда здоровью пострадавшего.
  2. Составление происходит незамедлительно после установления факта нарушения.
  3. Осмотр места нарушения осуществляется должностными лицами, которым законодательно разрешено составлять протоколы в присутствии двух свидетелей.
  4. В документе необходимо указать число, место написания, реквизиты должностного лица, сведения о нарушителе, сведения о свидетелях и пострадавших, иные сведения, необходимые для составления акта.
  5. В акте осмотра места, где произошло административное правонарушение, должны быть описаны:
    1. Действия должного лица, которое уполномочено составлять протоколы о выявлении данного факта в порядке его произведения.
    2. Состояние и качество дорожного покрытия, наличие разметки, должное освещение или его отсутствие той части дороги, на котором установлено правонарушение.
    3. Вид перекрестка, на котором зафиксирован факт административного правонарушения, исправность светофора, наличие знаков.
    4. Иные обстоятельства, являющиеся существенными для уточнения факта нарушения.
  6. Выслушиваются те лица и их заявления фиксируются, кто участвовал в производстве осмотра.
  7. Лицам, которые принимали участие в написании протокола о совершении факта административного правонарушения, объясняются их права и обязанности, предусмотренные законодательством. Данный факт фиксируется в протоколе.
  8. В документе необходимо зафиксировать факт фотосъемки и видео, если таковые осуществлялись, как способ фиксации вещественных доказательств. Такие материалы прикладываются к делу.
  9. Подписи в протоколе ставятся уполномоченными лицами и теми, кто участвовал в осмотре места правонарушения.

Недостатки протокола

Главным недостатком протокола можно назвать отсутствие данных, которые указаны в части 2 статьи 28, а также других сведений в зависимости от их значимости по отношению к конкретному административному делу.

К примеру, отсутствие информации о владении лицом тем языком, на котором заведено дело, а также о предоставлении переводчика.

Сроки составления

Сроки составления протокола об административном правонарушении предусматриваются статьей 25.8 соответствующего кодекса РФ. Здесь указано следующее:

  • Протокол обязаны составить незамедлительно после выявления события с нарушением.
  • Документ оформляется в течение нескольких суток с момента обнаружения нарушения, если для этого требуется выяснение дополнительных обстоятельств или данных конкретных лиц, в отношении которых возбуждается данное дело.
  • Протокол может быть составлен после административного расследования, сроки которого оговорены в ст. 27.7.

Соответственно последней части статьи 28.5, срок давности составления протокола об административном правонарушении ограничивается временем проведения расследования, что составляет 1 месяц.

Незамедлительное составление протокола

Учитывая сведения ст.28.5 КоАП РФ с комментариями, незамедлительно акт об административном правонарушении составляется, если:

a) Имеются все необходимые сведения для разрешения дела.

b) Уполномоченное лицо владеет всеми сведениями и материалами, приобщаемыми к делу.

Когда требуется время

Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:

  • Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
  • Информацию о лице, совершившем правонарушение. Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.
  • Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.

Сроки составления протокола об административном правонарушении могут доходить до 2 суток, потому как уполномоченному лицу необходимо будет сделать запросы в налоговые органы, ОВД, по месту работы и в другие учреждения, данные из которых могут быть приобщены к делу. При этом в некоторых случаях возможно административное задержание лица до выяснения обстоятельств.

Исходя из данных в ст.28.5 КоАП РФ, промежуток времени, в котором может быть составлен протокол, может растягиваться до полугода. Это связано с тем, что может возникнуть необходимость проведения расследования, которое длится до месяца или двух (если было подано ходатайство на продление сроков).

А если нарушение повлекло за собой причинение вреда (легкого или среднего), то как раз сроки составления протокола об административном правонарушении растягиваются на шесть месяцев.

Подписание и вручение документа

Подписание и вручение протокола о нарушении также регулирует КоАП. Срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, все сведения собраны? Значит можно подписывать данный документ.

Подпись в протоколе должны поставить уполномоченное лицо, а также лицо, против которого возбуждается дело. Если это физлицо, то подпись ставится непосредственно данным лицом. Если лицо юридическое, то либо им, либо его законным представителем.

После проставленных подписей копия акта передается под расписку правонарушителю и пострадавшему.

Нужно знать, что право подписи, а также право получения копии протокола не имеют ни адвокаты, ни юристы, ни представители правонарушевшей стороны. Они не являются законными представителями.

На практике нередко возникает вопрос об обжаловании акта. Так вот, на обжалование самого документа подавать нельзя, потому как он всего лишь фиксирует факт нарушения. Если гражданин, в отношении которого открывается дело, не согласен с указанными фактами или предоставленными материалами, он может на судебном заседании опровергнуть обстоятельства, указанные в протоколе, доказав свою правоту.

А что делать, если произошло нарушение срока составления протокола об административном правонарушении? Если доказано и признано нарушение по срокам, то привлечь лицо к административной ответственности за нарушение нельзя.

Рассмотрение дела

В течение 3 дней протокол о правонарушении должен быть передан судье на рассмотрение. Документ передается в суд незамедлительно после написания, если:

  • Административное наказание предполагает арест лица или его выдворение.
  • Применена мера административного наказания в виде временного запрета на деятельность.

Административные органы, которые имеют право составлять акт об административном правонарушении, указаны в статье 28.3 кодекса, органы, которые могут рассматривать дела о правонарушениях, указаны в главе 23.

Текущая редакция ст. 28.5 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 28.5 КоАП РФ

1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).

В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).

4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Консультации и комментарии юристов по ст 28.5 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 28.5 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Срок, в течение которого должен быть составлен , прописан в ст. 28.5 КоАП. В соответствии с ним, протокол о свершенном административном правонарушении обязан быть оформлен сразу же после того, как было выявлено.

Если необходимо в дополнение к уже известным фактам выявить остальные обстоятельства по делу или информацию о физ. лице либо сведенья о юр. лице, относительно которых и происходит возбуждение дела об административном нарушении закона, то, согласно с той же статьей, сроки оформления административного протокола могут быть продлены на двое суток с того момента, как выявили административное преступление.

Административный протокол содержит определенную информацию

К информации, которую имеется возможность собрать в срок до 2-х суток с того момента, как выявили правонарушение административного характера, относится следующие:

  • данные об определенных обстоятельствах дела, которые способны отяготить либо смягчить ответственность или указать на то, что малозначительно;
  • сведения о физ. лице, относительно которого и планируется возбуждения административного дела (ФИО, дата рождения, где работает гражданин и какую занимает должность, место его постоянного либо временного проживания, каково семейное положение, сколько человек имеется на иждивении, какой размер заработной платы либо другого заработка, привлекался(лась) ли ранее за административные правонарушения и т.п.);
  • информация о юр. лице, относительно которого и ведется возбуждение дела (ИНН, ОКПО, полное название, юридический адрес и фактический, находится на учете в определенной налоговой организации, имеются ли банковские счета.

Данную информацию имеется возможность получить из налоговой организации, ОВД, иных гос.органов, предприятия либо фирмы, где работает лицо, которому грозит привлечение к ответственности, и иных заведений.

При расследовании каков срок оформления протокола?

Административный протокол: образец

Если осуществляется расследование, протокол об административном преступлении оформляется, когда закончится расследование в сроки, предустановленные ст. 28.7 КоАП. Несоблюдение установленных законодательством сроков формирования протокола об административном преступлении считается неважным минусом протокола.

Такого рода же позиции руководствуется и ВАС. Само по себе несоблюдение срока формирования протокола об , предусмотренного уже упомянутой статьей, не считается причиной, исключающей производство по делу об административном преступлении, если данным протоколом подтверждается факт преступления и он составлен в рамках срока давности, определенного в рамках установленного законодательства.

Согласно ст. 28.8 КоАП протокол (распоряжение из прокуратуры) об административном преступлении отправляется в суд, организацию, должностному лицу, у которых имеются права проводить рассмотрение дела о преступлении административного характера, в течение суток с момента оформления протокола (вынесения распоряжения) об административном преступлении.

В данной статье определено, что протокол об административном преступлении, осуществление коего приводит к административному задержанию, переходит на рассмотрение судье незамедлительно уже после его оформления.

В каких случаях продлевается срок оформления протокола

В определенных случаях установленный законодательством срок по заявлению должностного лица, который и занимается рассмотрением дела, имеется возможность продлить:

  1. решением руководства органа, который занимается делом об административном преступлении, либо замещающего его должностного лица. Срок продления может составлять максимум месяц.
  2. решением руководства вышестоящего органа, занимающегося делами о нарушении ПДД либо правил пользования автотранспортом, что привело к нанесению незначительного вреда здоровью потерпевшей стороне. Срок продления может составлять максимум 6 месяцев

В каких случаях назначается наказание без составления протокола

В некоторых случаях наказание назначается и без составления протокола

Назначение административного взыскания происходит без составления протокола:

  • в ситуации, когда в результате совершения административного преступления происходит назначение административного взыскания, которое выражается в виде предупреждения либо . Должностное лицо вместо того, чтобы составить протокол, производит оформление предупреждения либо постановления-квитанции о том, что на правонарушителя налагается штраф, который должен быть оплачен до определенного срока.
  • в случае выявления административного преступления в сфере дорожного движения и зафиксированного с использованием трудящихся в авто-режиме специализированного тех. оборудования, которое обладает функцией фото- и видеосъемки, либо средств фото- и видеосъемки. В данном случае не происходит оформление протокола об административном нарушении закона, а решение по делу выносится без участия лица, относительно коего происходит возбуждение дела об административном преступлении. Копии постановления направляются лицу в течение трех суток с той даты, когда было вынесено указанное постановление.

У кого есть право оформить протокол

Составление административного протокола возможно только определенными лицами

Протоколы об административных преступлениях имеют право оформлять лишь только должностные лица, работающие в органах государственной власти, их структурныхотделах и территориальных органах, лица, которые занимают соответствующие должности в иных муниципальных органах согласно задачам и функциям, которые возлагаются на них , лица, которые занимают соответствующие должности в органах исполнительной власти субъектов РФ при наделении их полномочиями на реализацию правительственного контроля и наблюдения:

  • лица, которые занимают соответствующие должности в ОВД;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, которые обладают правом реализовать функции в области государственного регистрирования учреждений некоммерческого типа, а также филиалов международных учреждений и зарубежных некоммерческих частных предприятий, организаций общественного характера, политических партий и религиозных заведений, и контролировать их деятельности;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, намеренно уполномоченных на разрешение вопросов в сфере гражданской безопасности, охраны населения и территорий от ситуаций чрезвычайного характера естественного и техногенного типа, лица, которые занимают соответствующие должности в органах, исполняющих государственное регистрирование юр. лиц и частных предпринимателей.

В итоге получается, что на составление протокола может уйти как несколько минут, так и несколько месяцев — все зависит от обстоятельств и однозначного ответа нет.

Мнение юриста-эксперта:

В статье рассматривается вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении. Этот срок законом определен – 2 дня. А если требуется проведение дополнительных мероприятий, которые позволили бы установить событие и состав административного правонарушения, то назначается административное расследование сроком 1 месяц. Он может быть продлен, но не более, чем до 6 месяцев.

Следует обратить внимание наших читателей на одно очень существенное обстоятельство. Пока длится административное расследование, срок давности привлечения к административной ответственности идет. А по некоторым правонарушениям он может составлять всего 2 месяца. Отсчитывается этот срок со дня выявления административного правонарушения, а не дня составления протокола. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности, дело подлежит прекращению. Наши читатели могут при необходимости воспользоваться возможностью растянуть срок расследования.

Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4 КоАП РФ); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола: в случаях, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или штрафа (ст.28.6 КоАП РФ).

В соответствии с действующим административным законодательством сотрудники органов внутренних дел (полиции) имеют право составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с действующим административным законодательст­вом РФ полномочия сотрудников органов внутренних дел, в части состав­ления протокола об административном правонарушении определяются ст. 28.3 и ст. 23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и нормативными правовыми актами.

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным должностным лицом немедленно после выявления указанным лицом административного правонарушения; по итогам рассмотре­ния информации по проверке обоснованности информации, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в от­ношении которых возбуждается дело об административном правонаруше­нии. В этом случае протокол об административном правонарушении со­ставляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

После того как лицо, задержанное за совершенное административное правонарушение, доставлено в отдел внутренних дел, сотрудник полиции при наличии законных оснований составляет протокол об административном правонарушении. Так как правонарушитель имеет право получить копию протокола об административном правонарушении, протокол должен составляться в двух, а иногда и в трех экземплярах (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ), так как копия протокола об ад­министративном правонарушения может быть вручена не только правонарушителю, но и потерпевшему.

Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу . Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.

В ст.28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении:

а) протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч.1 ст.28.5 КоАП РФ);

б) в течение двух суток (ч.2 ст.28.5 КоАП РФ) – основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

в) по окончанию административного расследования: в течение месяца; в течение двух месяцев; в течение шести месяцев (ч.5 ст.28.7 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении ч.1 с.28.8 КоАП РФ). Если совершение административного правонарушения влечет административный арест, административное выдворение либо административное приостановление деятельности (при применении временного запрета деятельности), то протокол о таком правонарушениипередается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 и 4 ст.28.8 КоАП РФ).

В протоколе об административном правонарушении указываются:

1. Дата и место его составления .

Примечание: необходимо различать дату совершения правонарушения и дату составления протокола об административном правонарушении.

2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол .

3. Сведения о правонарушителе (лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении).

Примечание: указываются: фамилия, имя, отчество; дата (число, месяц, год) рождения; место рождения; место жительства (регистрации по месту жительства или пребывания); место работы или учебы (полное наименование без сокращения и желательно указывать юридический адрес организации и номер рабочего телефона); должность, если не работает, то указать — временно не работающий и как давно, если безработный, то стоит ли на учете в центре занятости и как давно; размер дохода (указывается размер заработной платы, стипендии и иной доход) в рублях (указывается цифрами и прописью); семейное положение лица (женат, холост, замужем и т.д.); количество лиц на иждивении (дети, родители, жена и т.д.)

4. Проверка лица, совершившего административное правонарушение :

· данные лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении — проверяется по картотеке информационного центра УВД субъекта РФ (например: ИЦ МВД по УР):

· устанавливается наличие судимости или привлечение к административной ответственности (делается отметка о наличии судимости или производится запись «к ответственности не привлекался»);

· ставится подпись должностного лица, производившегопроверку.

5. Сведения о документе, удостоверяющем личность правонаруши­теля (наименование документа, серия, номер, дата и место выдачи).

6. Место, время совершения и событие административного правонару­шения .

— точно указать расположение места совершения админи­стративного правонарушения (например, у подъезда № I дома № 34 по ул. Гайдара г. Ижевска; у центрального входа в магазине «Ромашка», расположенного в доме № 125 по пр. Ломоносова, г. Ижевска);

— время совершения административного правонарушения (указы­ваются часы и минуты, например — в 21 час 15 минут);

— раскрывается сущность правонарушения, то есть описываются противоправные действия, которые совершил правонарушитель.

7. Указывается пункт, часть и номер статьи КоАП или другого закона, предусматривающего ад­министративную ответственность , например — ст. 20.1 КоАП РФ «Мел­кое хулиганство», ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ Распитие алкогольной и спир­тосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах», ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».

8. Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших , если имеются свидетели и потерпевшие, разъясняются их права и обязанности под роспись об ознакомлении

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонаруше­нии, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Примечание: ст. 25.1. КоАП РФ «Лицо, в отношении которого ведется, производство по делу обадминистративном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии КоАП РФ.

9. Объяснение физического лица или законного представителя юри­дического лица, в отношении которых возбуждено дело .

Правонарушитель может дать свои объяснения по поводу совер­шенного правонарушении (это его право, а не обязанность). После дачи объяснений в протоколе об административном правонарушении, лицо, давшее его, скрепляет объяснение своей подписью. Однако возможно, что объяснение может быть оформлено на отдельном листе, оформлено в виде объяснения и приобщено к протоколу (ст. 26.3 КоАП РФ).

Примечание: не следует фиксировать в протоколе объяснения, данные в состоянии алкогольного опьянения, т.к. записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были написаны.

10. Перечень документов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении (рапорт, объяснение, определение и т.п.)

11. Подписи лиц, участвующих при составлении протокола об административном правонарушении : (правонарушителя, свидетелей, потерпевших, понятых, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении).

При отказе правонарушителя подписать протокол, дать объяснения, делается соответствующая отметка и заверяется отказ подписью понятых и сотрудника полиции, составившего протокол.

Указанные лица вправе давать объяснения и замечания по содержа­нию протокола.

Физическому лицу или законному представителю юридического липа, в отношении которых составляется протокол об администра­тивном правонарушении, а такжепотерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонару­шении. При отказе получить копию протокола об административном пра­вонарушении об этом делается запись (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Права и обязанности лиц, участвующих в административном процессе указаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Данным лицам разъясняются их права и обязанности под роспись.

Протокол об административном правонарушении — не только акт возбуждения производства дела об административном правонарушении. Этот процессуальный документ имеет важное доказательственное значе­ние при условии, что он правильно составлен. Поэтому в протоколе долж­ны объективно отражаться сведения, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.

Наиболее распространенные ошибки при составлении протокола об административном правонарушении:

· Нарушается часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ. Участникам производства по делу не разъясняются или разъясняются не в полном объеме права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. О разъяснении прав и обязанностей не производится запись в протоколе.

· Аналогичные нарушения части 3 статьи 28.2 КоАП РФ имеются при указании свидетелей и понятых. В протоколе не указываются их фамилия, имя, отчество, год рождения, место регистрации, не разъясняются права и обязанности.

· В протоколах не содержится необходимых данных (времени составления протокола, времени совершения правонарушения, не раскрывается полностью состав правонарушения (объективная и субъективная сторона) и др.).

· В протоколах не указываются сведения о том, привлекались ли ранее лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении к ответственности. При установлении повторности совершения административного правонарушения не используются данныеинформационных центров органов внутренних дел.

· В протоколах отсутствуют подписи должностных лиц.

· Отсутствуют подписи лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего в графе времени и месте рассмотрения дела, получения копии протокола, отсутствует отметка «от копии настоящего протокола отказался».

· Не всегда вносятся данные о проведении досмотра, изъятия, доставлении и о наличии телесных повреждений (графа «иные сведения, необходимые для разрешения дела», «о доставлении»), не указываются составленные и прилагаемые документы в разделе «к протоколу прилагается».

· Не следует фиксировать в протоколе объяснения на­рушителя, данные им в состоянии опьянения, так как записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были записаны.

· Лица, совершившие административные правонарушения, иногда со­общают о себе неверные сведения (см. требования ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Принятие их без документального подтверждения приводит к тому, что нарушители иногда уклоняются от административной ответственности.

· Недопустимо в протоколе делать записи, не отражающие обстоя­тельств совершения проступка (например, такие, как «сквернословил», «вел себя вызывающе при большом стечении людей», «Приставал на улице к гражданам», «при задержании оказал неповиновение сотруднику полиции»). Положение в некоторых случаях осложняется тем, что в дело, кроме протокола, не приобщаются другие материалы.

Срок давности для составлении протокола об административном правонарушении

Вот выдержки их КоАП РФ по Вашему вопросу

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Вероятно, Ваши права на ознакомление с материалами дела и приведение своих доводов и доказательств могли быть не соблюдены

Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении в 2018 году

Если работники правоохранительных органов фиксируют административное правонарушение, они могут составить постановление или протокол. Но не всегда граждане согласны с содержанием документа, а как оспорить штраф ГИБДД, известно не всем. Поэтому важно знать, как происходит обжалование постановления об административном правонарушении, или протокола, в котором просто зафиксирован факт противоправного деяния, а также чем эти документы (протокол и постановление) отличаются.

Раскрытие понятий «протокол» и «постановление»

Многие путают два таких распространенных понятия, как «протокол» и «постановление». Это разные документы, хотя и имеют ряд общих черт. Главное их различие в том, что протокол просто описывает суть происшествия, учитывая мнение всех сторон. В протоколе не указывается мера наказания.

Постановление уже назначает наказание или штраф за нарушение административного характера. По закону обжаловать можно только постановления. Если участник происшествия с протоколом не согласен, он обязан это зафиксировать в документе. Кроме того, есть другие различия этих документов.

  1. Оба выписываются в случае нарушения правил дорожного движения или другого административного правонарушения.
  2. Протокол может составить любой работник ГИБДД, независимо от звания и полномочий.
  3. При составлении протокола в документ заносятся все детали происшествия и факты, изложенные участниками. Для постановления этого не нужно.
  4. Формы двух документов сильно различаются, а потому внешне их перепутать невозможно.
  5. Протокол составляется сразу на месте происшествия, а срок вынесения постановления об административном правонарушении предусмотрен двумя месяцами. Но в ситуации, когда на месте присутствуют два инспектора ГИБДД, и постановление могут выписать сразу же после протокола.

Кроме того, обязательно следует поставить прочерк во всех пустых и незаполненных графах документа, а также не писать ничего под диктовку инспектора. Желающим правильно провести процедуру обжалования решения сотрудников ГИБДД в судебной инстанции, необходимо четко понимать, чем отличается протокол от постановления, поскольку один из документов можно оспорить, а с другим можно только не согласиться.

Если водитель не согласен

Протокол - это основание, по которому потом за противоправные действия вынесли постановление. А вот оно уже предусматривает штраф или другое наказание. Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении, если водитель не согласен с ним и выдвинутыми обвинениями? Непосредственно протокол обжаловать не получится, только постановление. Поскольку именно этот документ назначает наказание за правонарушение.

Все, что может сделать участник при подписании протокола - отразить свое мнение и отсутствие допроса свидетелей, а также прочие нюансы составления документа. Для обжалования документа, который предусматривает штраф или иное наказание, предусмотрена специальная процедура, а также строго установленные сроки для того, чтобы участник успел подать протест в судебные органы.

Срок обжалования

Срок для обжалования постановления об административном правонарушении, которое включает в себя меру ответственности, составляет 10 дней. Если за это время оспаривание документа не происходит, то водитель обязан уплатить штраф или понести меру ответственности, предусмотренную постановлением. На исполнение постановления предусматривается срок до 2 месяцев.

Иногда он может затянуться, если водитель оспаривает документ в суде, и заседания затягиваются на более долгий срок. После того как на месте происшествия составляется протокол, у правоохранительных органов есть 2 месяца, чтобы вынести постановление (срок давности).

Каков порядок обжалования постановления

Для того чтобы процесс был результативным, обязательно следовать порядку обжалования. Где можно обжаловать постановление об административном правонарушении ГИБДД? Для этого необязательно сразу направляться в орган правосудия.

В первую очередь можно обратиться к начальнику местного ГИБДД, а только потом идти в суд, если наказание не было снято. Кроме того, необходимо как можно грамотнее составить жалобу. Образец жалобы на постановление об административном правонарушении представлен на этой странице сайта (можно скачать бесплатно).

Обращение в ГИБДД

Жалоба в ГИБДД на постановление об административном правонарушении может оказаться эффективной. Поэтому в первую очередь все-таки лучше идти к начальнику местного отделения ГИБДД, а уже потом, если нет результата, обращаться в судебные инстанции. Как оспорить постановление ГИБДД в суде? Нужно написать исковое заявление и дождаться рассмотрения дела. И также можно обратиться в прокуратуру, которая инициирует проверку по конкретному делу.

Через суд

Жалоба в суд на постановление об административном правонарушении должна подробно объяснить суть претензий, а также все факты, которыми гражданин располагает по делу. Все сомнения относительно правильности заполнения документа и справедливости решения должны быть внесены в жалобу. Тут же можно и заявить о противоправных действиях инспектора ГИБДД на месте.

Можно приложить к жалобе несколько ходатайств, например, о допросе дополнительных свидетелей, о назначении экспертизы или о вызове на заседание суда инспектора, который составлял протокол. Такие письменные прошения можно также предъявить непосредственно в судебном заседании. Важно также прикрепить различные подтверждающие позицию заявителя документы и свидетельские показания.

Отдельно стоит сказать о правонарушениях, которые зафиксированы на камеру. Технические устройства могут ошибаться, и это происходит очень часто. Например, если в объектив попали две машины, и штраф выписали не тому гражданину. В первую очередь нужно понимать - презумпция невиновности в таких случаях не работает. Свою невиновность должен доказывать владелец автомобиля. Как опротестовать штраф ГИБДД с камеры?

Прежде всего, необходимо собрать показания свидетелей, возможные документы, которые подтвердят отсутствие предполагаемого нарушителя за рулем в момент фиксации камерой или то, что человек не является владельцем автомобиля. Важно помнить о сроках, предусмотренных законом для оспаривания. Если водителю вручили постановление о наказании больше чем через два месяца после события, то можно смело идти в суд и обжаловать его.

Статья 28.5 КоАП РФ. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Довольно часто стало встречаться такое понятие как административное правонарушение. Его, как правило, можно выявить в ходе проверки, осуществляемой органами государственного контроля. По ее результатам составляется протокол. Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.

Причины возбуждения дела

Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:

  1. Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
  2. Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
  3. Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
  4. Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
  5. Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.

Дело считается открытым

Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:

  • Написан документ осмотра места, где произошедшло нарушение.
  • Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.
  • Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.
  • Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.
  • Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.

Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.

Составление акта

  1. Если правонарушение произошло в случае, который предусмотрен ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 КоАП РФ и оно повлекло за собой причинение легкого или среднего вреда здоровью пострадавшего.
  2. Составление происходит незамедлительно после установления факта нарушения.
  3. Осмотр места нарушения осуществляется должностными лицами, которым законодательно разрешено составлять протоколы в присутствии двух свидетелей.
  4. В документе необходимо указать число, место написания, реквизиты должностного лица, сведения о нарушителе, сведения о свидетелях и пострадавших, иные сведения, необходимые для составления акта.
  5. В акте осмотра места, где произошло административное правонарушение, должны быть описаны:
    1. Действия должного лица, которое уполномочено составлять протоколы о выявлении данного факта в порядке его произведения.
    2. Состояние и качество дорожного покрытия, наличие разметки, должное освещение или его отсутствие той части дороги, на котором установлено правонарушение.
    3. Вид перекрестка, на котором зафиксирован факт административного правонарушения, исправность светофора, наличие знаков.
    4. Иные обстоятельства, являющиеся существенными для уточнения факта нарушения.
  6. Выслушиваются те лица и их заявления фиксируются, кто участвовал в производстве осмотра.
  7. Лицам, которые принимали участие в написании протокола о совершении факта административного правонарушения, объясняются их права и обязанности, предусмотренные законодательством. Данный факт фиксируется в протоколе.
  8. В документе необходимо зафиксировать факт фотосъемки и видео, если таковые осуществлялись, как способ фиксации вещественных доказательств. Такие материалы прикладываются к делу.
  9. Подписи в протоколе ставятся уполномоченными лицами и теми, кто участвовал в осмотре места правонарушения.

Недостатки протокола

Главным недостатком протокола можно назвать отсутствие данных, которые указаны в части 2 статьи 28, а также других сведений в зависимости от их значимости по отношению к конкретному административному делу.

К примеру, отсутствие информации о владении лицом тем языком, на котором заведено дело, а также о предоставлении переводчика.

Сроки составления

Сроки составления протокола об административном правонарушении предусматриваются статьей 25.8 соответствующего кодекса РФ. Здесь указано следующее:

  • Протокол обязаны составить незамедлительно после выявления события с нарушением.
  • Документ оформляется в течение нескольких суток с момента обнаружения нарушения, если для этого требуется выяснение дополнительных обстоятельств или данных конкретных лиц, в отношении которых возбуждается данное дело.
  • Протокол может быть составлен после административного расследования, сроки которого оговорены в ст. 27.7.

Соответственно последней части статьи 28.5, срок давности составления протокола об административном правонарушении ограничивается временем проведения расследования, что составляет 1 месяц.

Незамедлительное составление протокола

Учитывая сведения ст.28.5 КоАП РФ с комментариями, незамедлительно акт об административном правонарушении составляется, если:

a) Имеются все необходимые сведения для разрешения дела.

b) Уполномоченное лицо владеет всеми сведениями и материалами, приобщаемыми к делу.

Когда требуется время

Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:

  • Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
  • Информацию о лице, совершившем правонарушение. Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.
  • Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.

Сроки составления протокола об административном правонарушении могут доходить до 2 суток, потому как уполномоченному лицу необходимо будет сделать запросы в налоговые органы, ОВД, по месту работы и в другие учреждения, данные из которых могут быть приобщены к делу. При этом в некоторых случаях возможно административное задержание лица до выяснения обстоятельств.

Исходя из данных в ст.28.5 КоАП РФ, промежуток времени, в котором может быть составлен протокол, может растягиваться до полугода. Это связано с тем, что может возникнуть необходимость проведения расследования, которое длится до месяца или двух (если было подано ходатайство на продление сроков).

А если нарушение повлекло за собой причинение вреда (легкого или среднего), то как раз сроки составления протокола об административном правонарушении растягиваются на шесть месяцев.

Подписание и вручение документа

Подписание и вручение протокола о нарушении также регулирует КоАП. Срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, все сведения собраны? Значит можно подписывать данный документ.

Подпись в протоколе должны поставить уполномоченное лицо, а также лицо, против которого возбуждается дело. Если это физлицо, то подпись ставится непосредственно данным лицом. Если лицо юридическое, то либо им, либо его законным представителем.

После проставленных подписей копия акта передается под расписку правонарушителю и пострадавшему.

Нужно знать, что право подписи, а также право получения копии протокола не имеют ни адвокаты, ни юристы, ни представители правонарушевшей стороны. Они не являются законными представителями.

На практике нередко возникает вопрос об обжаловании акта. Так вот, на обжалование самого документа подавать нельзя, потому как он всего лишь фиксирует факт нарушения. Если гражданин, в отношении которого открывается дело, не согласен с указанными фактами или предоставленными материалами, он может на судебном заседании опровергнуть обстоятельства, указанные в протоколе, доказав свою правоту.

А что делать, если произошло нарушение срока составления протокола об административном правонарушении? Если доказано и признано нарушение по срокам, то привлечь лицо к административной ответственности за нарушение нельзя.

Рассмотрение дела

В течение 3 дней протокол о правонарушении должен быть передан судье на рассмотрение. Документ передается в суд незамедлительно после написания, если:

  • Административное наказание предполагает арест лица или его выдворение.
  • Применена мера административного наказания в виде временного запрета на деятельность.

Административные органы, которые имеют право составлять акт об административном правонарушении, указаны в статье 28.3 кодекса, органы, которые могут рассматривать дела о правонарушениях, указаны в главе 23.

Протокол ГИБДД об административном правонарушении

В соответствии с пунктом 10, главы 3 «Правил ОСАГО» потерпевший, который решил воспользоваться своим правом на возмещение ущерба со стороны страховой компании должен предоставить страховщику ряд документов. Одним из документов является копия протокола об административном правонарушении. Также копия протокола необходима при оспаривании штрафа ГИБДД в досудебном или судебном порядке. Ниже будет подробно рассказано о протоколе об административном правонарушении и даны ключевые рекомендации автовладельцам относительно правил поведения при контакте с сотрудником правоохранительных органов.

Протокол ГИБДД об административном правонарушении: сущность, правовая база и целевое назначение

При нарушении ПДД и/или при наличии факта ДТП сотрудник ГИБДД должен зафиксировать данное обстоятельство в письменном виде путем составления протокола. В соответствии со статьей 28.2 Кодекса об административных правонарушениях можно вывести следующие определение: протокол ГИБДД об административном правонарушении представляет собой официальный документ процессуального типа, фиксирующий совершение правонарушения (факт нарушения законодательства Российской Федерации), подпадающее об юрисдикцию КоАП и составляемый уполномоченным должностным лицом. Главное целевое назначение данного документа – описание правонарушения и получение согласия или несогласия с фактом нарушения закона правонарушителя или участников ДТП.

Структура

Структура и порядок составления рассматриваемого документа закреплены в КоАП РФ. Согласно данному Кодексу в него вносятся следующие записи:

в шапке располагается наименование и порядковый номер документа (для систематизации процессуальной документации и снижения коррупционной составляющей). Наименование и номер напечатаны;

  • далее проставляется дата (с точностью до минут) и указывается место составления;
  • ниже сотрудник ГИБДД указывает свою фамилию и инициалы, а также должность;
  • далее заполняются сведения о лице/лицах, в отношении которого составляется данный протокол: Ф.И.О., место проживания/регистрации, место работы (необязательно);
  • далее записываются данные об автотранспортном средстве и владельце автотранспортного средства;
  • затем следует описание состава правонарушения и обоснование последнего статьей КоАП;
  • далее записываются данные о других лицах (потерпевшие, свидетели): аналогично предыдущему пункту;
  • затем следует объяснение лица (в рамках обстоятельств прямо или косвенно касающихся состава правонарушения), в отношении которого составляется данный документ. Заполняется правонарушителем самостоятельно или сотрудником ГИБДД со слов правонарушителя за подписью последнего;
  • далее в документе следует строчка «К протоколу прилагается» (может иметь альтернативное написание с сохранением смысла). Здесь перечисляется список улик и доказательств, свидетельствующих о факте правонарушения и подтверждающих совершение данного правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол;
  • в случае необходимости указывается информация о временном управлении автотранспортным средством по доверенности или на основании аналоговых праводелегирующих документов;
  • затем указывается место совершения правонарушения (может быть идентично месту составления протокола и, в таком случае, дублируется, либо может разниться с местом составления протокола) и время совершения противоправного деяния (с точности до минут);
  • делается отметка об ознакомлении правонарушителя с протоколом, разъяснении ему прав и обязанностей в рамках юрисдикции административного права на основании Кодекса об административных правонарушениях и получении копии документа. Отметка делается за подписью лица, являющегося правонарушителем;
  • при отказе от проставления подписи об этом также делается соответствующая отметка;
  • делается отметка с просьбой перенаправления документа по месту жительства правонарушителя/месту регистрации автотранспортного средства;
  • еще раз проставляется подпись правонарушителя;
  • в конце проставляется подпись сотрудника правоохранительных органов.

Порядок составления документа

Протокол составляется сотрудником правоохранительных органов после допроса правонарушителя и опроса потерпевших, свидетелей или иных лиц, а также сбора доказательств, подтверждающих факт правонарушения. После заполнения правонарушителю разъясняются его права и обязанности, главными из которых в данном вопросе являются: право ознакомиться со всеми материалами дела и право на обжалование протокола и последующего постановления о наложении штрафных санкций.

Протокол подается на подпись правонарушителю и иным лицам, чьи показания записаны в данном процессуальном документе. Автовладелец, в отношении которого составлен протокол, имеет право отказаться от подписи, либо оставить отметку, подтвердив ее своей подписью о том, что он не согласен с информацией, представленной в документе и/или квалификацией события, как правонарушения.

Документ составляется сразу после выявления правонарушения со стороны водителя. Однако допускается увеличение срока составления документа до 2 суток в виду того, что необходимо проверить или получить дополнительную информацию о правонарушителе. В случае ведения административного расследования документ составляется после его завершения.

Копия протокола вручается правонарушителю или его доверенному лицу. При невозможности вручения копии протокола в режиме реального времени, копия должна быть направлена правонарушителю или его доверенному лицу в срок не позднее трех суток.

Заключение

Таким образом, протокол является документом, фиксирующим правонарушение. Он составляется непосредственно на месте событий или в течение 2 суток, после фиксации нарушения. На документе в обязательном порядке должны быть подписи сотрудника ГИБДД, который составил протокол и правонарушителя.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.org, www.yurist-online.net, voditel.guru, www.syl.ru, insur-portal.ru.

Loading...Loading...