Профилактика - это предупреждение проблем. Основы, методы, меры и мероприятия по профилактике

Тема №1.1 Формы и методы медицинской профилактики стр.1

Тема 1.2. Государственная политика в области охраны здоровья здорового человека. Формирование здорового образа жизни населения стр.3

Тема №2.1 Диспансеризация населения стр.9

Тема №2.2 Центры (отделения) медицинской профилактики, центры здоровья стр.17

Тема №3.1 Гигиеническое обучение и воспитание населения стр.23

Тема №3.2 Организация и проведение школ здоровья для пациентов и их окружения стр. 31

Тема №4.1 Здоровьесберегающая среда стр.45

Тема №4.2 Профилактика болезней внутренних органов и систем стр.49

Тема №5.1 Диагностика групп здоровья. Профилактика заболеваний в различных периодах детского возраста стр.54

Тема №5.2 Профилактика заболеваний в акушерстве и гинекологии стр.66

Тема №6.1 Факторы риска развития новообразований. стр.69

Тема №6.2 Технологии первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся острых и хронических болезней нервной системы. стр.73

Тема №7.1 Факторы риска развития острых и обострения хронических хирургических заболеваний и состояний и коррекция имеющихся факторов риска. стр.76

Тема №7.2 Профилактика ортопедических болезней; профилактика травм и некоторых других последствий. стр.79

Тема №8.1 Санитарно-гигиеническое просвещение населения. стр.82

Тема №8.2 Санитарно-гигиенические мероприятия противоэпидемической направленности, проведение иммунопрофилактики. стр.92

Тема №1.1 Формы и методы медицинской профилактики.

Профилактика (др.-греч. prophylaktikos - предохранительный) - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Профилактические мероприятия - важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Основные направления профилактики

Выделяют общественную, включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.

Индивидуальная - включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.

Общественная - включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры.

Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья. Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д.

Специфическая профилактика. Это специальная система мер, направленная на предупреждение появления определенной (конкретной) инф. б-ни. Характер специфических проф. мероприятий определяется особенностями инфекционной б-ни, эпизоотической обстановкой хоз-ва и окружающей территории (региона).

Неспецифическая профилактика – это методы профилактики, направленные на повышение защитных (реактивных) сил организма для противодействия проникающим в организм человека респираторным вирусам. Неспецифическая профилактика проводится как в предэпидемический период, так и непосредственно в период эпидемического подъема заболеваемости. В настоящее время фармацевтический рынок предлагает широкий перечень препаратов для профилактики гриппа и ОРВИ отечественного и зарубежного производства. Прежде чем выбрать препарат для профилактики необходимо посоветоваться с врачом, который назначит оптимальный для вас комплекс неспецифической профилактики с учетом возраста, соматических заболеваний. Основные группы препаратов используемые для профилактики: препараты содержащие интерферон, противовирусные препараты, витаминные комплексы, бактериальные лизаты. Не стоит забывать про давно известные народные средства: прием натурального витамина С в виде настоя шиповника, ягоды клюквы, брусники, черной смородины, цитрусы. Использование природных фитонцидов, особенно чеснока. Соблюдение личной гигиены играет немаловажную роль в предупреждении заболевания респираторными вирусными инфекциями. Важно – чаще мыть руки. Рукопожатие, поручни в общественном транспорте, ручки дверей в организациях, общественных зданиях и т.д. – все это источники повышенного риска в передаче вируса гриппа, после любого контакта с вышеуказанными местами общего пользования необходимо мыть руки. Необходимо избегать контактирование немытыми руками с лицом.

Необходимо чаще проветривать помещения, проводить влажную уборку помещений с использованием дезинфицирующих средств. В организациях и учреждениях целесообразно использовать оборудование, снижающее циркуляцию в воздухе вирусных и бактериальных клеток (рецеркуляторы, бактерицидные облучатели и др.) Не стоит забывать о тепловом режиме: важно одеваться по погоде, не допускать переохлаждение организма, соблюдать температурный режим в жилых и общественных зданиях. В период эпидемического распространения заболеваемости необходимо следовать вышеуказанным рекомендациям, а также постараться не посещать массовые мероприятия, особенного в закрытых помещениях, места массового скопления населения, использовать для защиты органов дыхания одноразовые медицинские маски (использование одной маски не должно превышать 6 часов, повторное использование маски недопустимо), чаще бывать на свежем воздухе. Если заболели вы или ваши близкие (появились насморк, першение в горле, поднялась температура, общее недомогание, головная боль и т.д.) не следует посещать работу, учебное заведение, направлять ребенка в детский организованный коллектив, необходимо вызвать врача на дом. Особенно это актуально в период эпидемического подъема заболеваемости, когда длительное стояние в очереди в поликлиниках может усугубить ваше состояние. В случае тяжелого течения заболевания не отказываться от предложенной госпитализации, своевременно начатое лечение в стационаре позволит избежать возникновения неблагоприятных последствий заболевания. При чихании, кашле, насморке используйте одноразовые бумажные салфетки-платки. После использования их необходимо сразу выбросить, категорически нельзя их использовать повторно. Для больного необходимо выделить отдельную посуду, после использование тщательно ее мыть и дезинфицировать. Желательно изолировать больного в отдельную комнату, ограничить контакты здоровых членов семьи и проводить среди них неспецифическую профилактику. Чаще проветривать жилые помещения, проводить влажную уборку.

К специфической профилактике относятся:

а) проведение специальных диагност. иссл. (например, туберкулинизация, серологическая диагностика бруцеллеза и др.); превентивная изоляция, вынужденное карантинирование и наблюдение с целью уточнения диагноза;

б) применение леч.-проф. ср-в спец. назначения (например, премиксы и аэрозоли при профилактике респираторных и алиментарных инфекций);

в) иммунопрофилактику путем применения различных специф. ср-в - вакцин, сывороток, иммуноглобулинов и др. Ее проводят согласно планам противоэпизоотической работы в J хоз-вах, поголовье которых необходимо защитить от конкретной инф. б-ни. Такого рода введение биол. препаратов жив. называют предохранительным. Введение тех же биопрепаратов в L стаде при наличии вольных жив. называют вынужденным. Путем иммунизации удается профилактировать и приостановить дальнейшее распространение многих инф. б-ней.

Болезнь (morbus ) - состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; обычно сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности. Понятие «болезнь» употребляется и как синоним понятия «заболевание». Последнее обычно имеет более узкий смысл, обозначая факт возникновения болезни у отдельного человека.

Патогенные факторы могут быть физическими (механическая травма, термическое воздействие, ионизирующее излучение и др.), химическими (например, кислоты, щелочи, различные яды), биологическими (патогенные микроорганизмы, различные эндогенные вещества), социальными (злоупотребление алкоголем, недостаточное питание, тяжелые и вредные условия труда и др.). Указанные факторы называют причинами Б., однако сами по себе они вызывают Б. только при очень интенсивном или длительном воздействии; обычно же их влияние на организм зависит от ряда условий, которые могут как усиливать, так и резко ослаблять его. Среди этих условий важную роль играет индивидуальная реактивность организма. Развитие учения о Б. тесно связано с прогрессом познания причин и условий, вызывающих нарушение здоровья, специфики действия каждого фактора на органы и ткани, изучением реакций организма, с помощью которых он нивелирует их действие и преодолевает Б. На протяжении тысячелетий представления о Б. прошли сложный путь; в основе современной нозологии лежат материалистические взгляды на причины и сущность различных Б. человека. В развитии учения о Б. важнейшую роль сыграли клеточная теория, эволюционное учение, успехи микробиологии. Развиваясь на этой основе, клиническая и экспериментальная медицина обусловили развитие общей патологии, т.е. представлений об основных закономерностях возникновения, развития и исхода патологических процессов. Выделение Б. в самостоятельные нозологические формы основано на знании причины данной Б. механизмов ее развития типичной для нее клинической и патологоанатомической картины. Нозология представляет собой динамичную систему представлений о Б. человека, которая непрерывно изменяется в зависимости от углубления представлений о причинах и механизмах развития патологических процессов. С одной стороны, некоторые нозологические формы могут распадаться, образуя ряд самостоятельных форм. С другой стороны, периодически выделяются новые нозологические формы, например медленные инфекции, ВИЧ-инфекция.

Цель медицинской реабилитации - полное восстановление потерянных возможностей организма, но если это не возможно, частичное восстановление или компенсация нарушенной или потерянной функции, и в любом случае -замедление прогрессирования заболевания.

Задачи медицинской реабилитации:

Восстановление работоспособности, т.е. утраченных больным профессиональных навыков, путем использования и развития его функциональных возможностей;

Предупреждение развития патологических процессов, которые приводят к временной или стойкой потере работоспособности, т.е. осуществление мероприятий вторичной профилактики.

Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, в состав которого входят:

1) средства поддерживающей медикаментозной терапии;

2) естественные факторы (физиотерапия);

3) физические упражнения (кинезотерапия);

4) комплиментарная терапия (рефлексо-, фитотерапия, гомеопатия, мануальная терапия и др.), а также психотерапия и аутотренинг. В медицинской реабилитации используют адаптационные, компенсаторные или викарные возможности организма за счет функциональной активизации его резервов. Для восстановления целостности анатомических структур в соответствии с общебиологическим законом структурно-функциональной адаптации необходимы адекватные функциональные нагрузки. Поэтому нет достаточно четких границ между лечебными и реабилитационными мероприятиями. Лечение и реабилитация потерпевших должны быть едиными во времени и пространстве. С этой точки зрения правомерно рассматривать выздоровление как целостную систему, в которую входят тесно взаимосвязанные и органически дополняющие друг друга лечение и реабилитация, а не разделение их на самостоятельные системы. В целесообразном сочетании лечебных и реабилитационных мероприятий (реабилитационная программа) состоит рациональная профилактика функциональных нарушений, связанных непосредственно с лечением. В их комплексном сочетании формируется резерв для сокращения общих сроков возвращения больных к активной жизнедеятельности.


Похожая информация.


Екатерина Николаевна Кулебякина, врач-психиатр высшей категории (выступление на всероссийской научно-практической конференции в г.Обнинске).

На рубеже 20-21 веков человечество столкнулось с таким явлением как компьютерная зависимость. Безусловно, прогресс не стоит на месте, компьютеры и интернет прочно вошли в нашу жизнь, они являются неотъемлемым рабочим инструментом. Тем не менее, как лекарство в малом количестве лечит, а в большом – становится ядом, так и компьютер из рабочего инструмента превращается в монстра, поглощающего наших детей.

Причины формирования компьютерной зависимости

Начну с известного факта, что нервная система у ребенка не сформирована, она активнее всего формируется в дошкольном и начальном школьном периоде. Именно на этот возраст и выпадает «подсаживание» на интернет.

Среди причин, обуславливающих формирование компьютерной зависимости, на первом месте стоит недостаток родительского общения. Родители либо вынуждены больше уделять времени зарабатыванию денег, либо ставят личный карьерный рост выше внутрисемейного общения, либо члены семьи настолько далеки друг от друга в своих интересах, что общение внутри семьи носит формальный характер. Часто в наше время родители стремятся компенсировать недостаток внимания к ребенку, задаривая его игрушками, и это – вторая причина, способствующая формированию компьютерной зависимости. Изобилие игрушек, ярких, красочных, разных, не способствует развитию воображения у ребенка. Зачем что-то представлять, если уже есть готовый образ? Если мы вспомним биографии известных людей (Бетховен, Верди, Михаил Щукин, Мария Ермолова, Валентина Серова и т.д.), то увидим, что их детство не изобиловало игрушками и подарками, но это лишь способствовало их творческому воображению. Подобно маленькой Козетте, умевшей представить крохотную сабельку то куклой, то лошадкой, они научились превращать старую шаль в королевское платье, а палку в рыцарский меч. К сожалению, современные, чрезмерно иллюстрированные, детские книги также обедняют воображение ребенка и снижают интерес к самому процессу чтения.

Недостаток воображения приводит к тому, что ребенок не в состоянии сам себя занять, он постоянно скучает, нуждается в том, чтобы его кто-то развлекал.

В свете этой скуки настоящим бичом стал телевизор и детские каналы, причем не столько само содержание, сколько бесконечное, ничем не ограниченное пассивное потребление информации через мультфильмы, телевизионные игры, викторины и прочие «веселилки».

Здесь следует отметить несколько пагубных факторов:

1. Пассивность, отсутствие работы ума, ребенок не учится думать, привыкая механически потреблять информацию. Но такая информация не может долго сохраняться, поскольку при ее получении отсутствуют необходимые процессы обобщения, анализа, систематизации. Мы же не утруждаем себя качественной и количественной сортировкой мусора. В итоге, мозг не удерживает информацию, над которой не трудился.

2. Подмена реального общения виртуальным. Это пагубная иллюзия, когда ребенок чувствует себя как бы приобщенным к веселью на экране, но в жизни трудиться для этого не хочет.

3. У родителей создается впечатление, что ребенок занят чем-то полезным, а на самом деле – это суррогат, подделка. Ведь информированность не является синонимом знаний и образованности.

Таким образом, телевизор готовит почву для компьютерной зависимости. Дети подрастают, у них появляется желание самим находить для себя источник пассивного информирования, и они лезут в интернет, пользование которым чрезвычайно легко и не требует работы ума. Меня всегда удивляло, что гиперактивные дети, которые 10 минут не могут высидеть на уроке спокойно, часами просиживают за компьютером; интеллектуально слабые, даже ограниченные дети, не способные осмыслить решение задачи в два действия, с легкостью пользуются социальными сетями, создают свои странички, легко осваивают компьютерные игры, но при этом они не становятся умнее, способнее, спокойнее. Наоборот, при попытке оторвать их от компьютера, они становятся раздражительными, грубыми, учебные навыки падают. Проведенные исследования показали, что при компьютерной игре происходит активация отдельных зон головного мозга, отвечающих за эмоциональные переживания, таким образом ничего не созидая, не вкладывая ни во что свои эмоции, ребенок получает крайние эмоциональные перегрузки, которые ведут сначала к эмоциональной несдержанности (ребенок не может контролировать свое поведение, свои реакции), а потом к эмоциональной выхолощенности (апатия, безразличие, равнодушие).

В результате пассивного информирования ребенок лишается самого главного – умения самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать единственно верные выводы. А, следовательно, он становится легко управляемым, перестает быть самостоятельной личностью, он не может аргументировано противостоять, отстаивая свою точку зрения, а зачастую и не имеет ее, привыкнув, пассивно повторять то, что слышит. Именно эти дети составляют опасную категорию неустойчивых личностей, вовлекаемых в ранние половые связи, наркотики, преступные сообщества. Такие дети, точнее уже подростки, легко попадают под влияние негативных лидеров, увлекаются агрессивными течениями, именно они становятся «идейной массовкой» маргинальных течений, что и наблюдал весь мир на киевском майдане и в трагические майские дни в Одессе.

Крайне опасна подмена реального общения виртуальным. Чаще всего на такое общение попадаются дети, испытывающие проблемы в поддержании контактов со сверстниками. Не имея необходимых знаний и навыков общения (поддержание беседы, терпения, умения прощать и т.д.), формирующихся в дошкольном и начальном школьном периоде, они не пользуются авторитетом у сверстников, поэтому уходят в игры, где на какое-то время могут ощутить себя «всемогущими», в социальной сети, где могут общаться под разными масками, ничем не рискуя. Для этих детей характерна чрезмерная обидчивость, подозрительность, застревание на негативных моментах. А если ребенок растет в семье один, да еще в условиях гиперопеки со стороны взрослых, то эти черты становятся доминирующими в его характере и усугубляют самоизоляцию.

Необходимо отметить и негативное физиологическое воздействие на нервную систему ребенка. В процессе анализа картинки на мониторе раздражение идет по зрительному тракту от сетчатки глаз до затылочных долей, вызывая при этом холостое, бесполезное раздражение различных зон головного мозга, что ведет к хроническому перевозбуждению и переутомлению нервной системы. Поскольку люди, страдающие компьютерной зависимостью, лишают себя и сна ради игры, а значит, снижается качество сна, то это приводит к хроническому астеническому состоянию, проявляющемуся раздражительностью, неадекватным эмоциональным реагированием на заурядные бытовые события, интеллектуальным истощением, неспособностью к длительному умственному напряжению, к монотонной работе. Катастрофически снижается устойчивость к стрессу. Многочисленные срывы у детей на экзаменах ГИА и ЕГЭ (и особенно на этапах подготовки к ним) – результат хронического астенического состояния.

Меры по профилактике компьютерной зависимости

Любую беду легче предотвратить, чем исправлять. Поэтому необходимо как можно раньше привлекать ребенка к реальному общению и реальному созиданию. Часто ли мы смотрим и обсуждаем с детьми фильмы и книги? Угадываем, на что похоже облако? Часто ли мы делаем с детьми домики и мебель из картонных коробок, или нам легче купить им все готовое в магазине? Хватает ли нам терпения учить их пользоваться ножом и чистить картошку, или легче все сделать самим, чтобы не возиться с порезанным пальцем? Это тот минимум, который при желании доступен каждой семье.

Необходимо научить ребенка находить себе дело, чтобы он не ждал, пока его чем-нибудь займут, нагружать его обязанностями по дому и активно поощрять его созидательность. Необходимо как можно раньше приучить ребенка к тому, что любое удовольствие, любое развлечение должно быть заработано его личными усилиями.

На более масштабном уровне необходимо сделать доступными различные секции, кружки, которые способствовали бы развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Необходимо понимание того, что первоочередная задача – научить ребенка думать самостоятельно, ставить себе задачу и искать пути к ее решению, памятуя о том, что умение мыслить важнее информированности.

Профилактика I Профила́ктика (греч. prophylaktikos предохранительный, предупредительный)

комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в т.ч. улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды.

На всех этапах развития здравоохранения профилактическое направление в нашей стране было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. Различают индивидуальную и общественную, первичную и вторичную профилактику.

Индивидуальная и общественная профилактика . Индивидуальная П. включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам , и практически сводится к соблюдению здорового образа жизни (Здоровый образ жизни), к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения (см. Грудной ребенок (Грудной ребёнок), Ясельный возраст, Дошкольный возраст, Школьный возраст, Подростковый возраст), рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой (см. Закаливание , Зарядка, Спорт, Физическая культура) и др.

Общественная П. включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на населения. Меры общественной П. направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной П. во многом зависит сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья.

Практическое осуществление общественной П. требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д.

Первичная и вторичная профилактика . Первичная П. - социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды. В отличие от вторичной П., нацеленной на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений, целью первичной П. является сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызывать патологические изменения в организме.

Возникновение и развитие представлений о первичной и вторичной П. неразрывно связано с поисками этиологического (причинного) подхода к борьбе с наиболее распространенными неинфекционными заболеваниями, осуществлением фундаментальных научных исследований проводимых с целью установления истинных масштабов распространенности неинфекционных болезней, выявлением первичных отклонений от нормального течения процессов жизнедеятельности и пусковых механизмов развития патологических процессов, приводящих к возникновению различных форм неинфекционной патологии, а также установлением их связи с воздействием различных факторов внутренней и внешней среды на .

В большинстве экономически развитых стран четко определилось изменение профиля заболеваемости: сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, хронические неспецифические болезни органов дыхания и другие формы неинфекционной патологии заняли ведущее место среди причин смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности населения. При этом отмечается тенденция к «омоложению» неинфекционных заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, что наносит наиболее ощутимый ущерб здоровью населения и трудовым ресурсам общества.

Рост заболеваемости и отсутствие достаточно эффективных средств излечения неинфекционных болезней требуют постоянного совершенствования методов борьбы с ними. Хотя вторичная П. является неотъемлемой частью борьбы с неинфекционной патологией, ее меры не могут приостановить роста заболеваемости неинфекционными болезнями и, следовательно, не в полной мере решают проблемы их профилактики. Поэтому одновременно с расширением профилактических мер и совершенствованием медицинской помощи больным неинфекционными болезнями провозится разработка основных направлений развития научных медицинских исследований. Одной из первоочередных задач медицинской науки стало изучение причин возникновения и механизмов развития наиболее распространенных неинфекционных заболеваний и разработка эффективных методов их профилактики и лечения. Задачи медицинской науки сосредоточены на открытии средств предупреждения и лечения злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых заболеваний и др. Это изменение в проблематике научных медицинских исследований совпадает с общей ориентацией научно-исследовательской деятельности на опережающее развитие фундаментальных, в частности биологических, наук.

В тесном взаимодействии с фундаментальными проводятся социально-гигиенические, эпидемиологические и клинико-социальные исследования, на основе которых получены данные о распространенности различных форм неинфекционной патологии в разных регионах страны среди различных социальных и возрастных групп населения, установлена конкретная значимость тех или иных условий жизни, природных и социальных факторов в возникновении и развитии определенных форм патологии у отдельных групп населения. В частности выявлено, что распространенность отдельных форм неинфекционной патологии - ишемической болезни сердца (Ишемическая сердца), инфаркта миокарда (Инфаркт миокарда), Инсульта, диабета сахарного (Диабет сахарный) и др., значительно выше, чем это предполагалось. Определены факторы, воздействие которых на организм достоверно повышает вероятность возникновения и развития неинфекционных болезней - так называемые факторы риска. Установлено, что в качестве факторов риска могут выступать явления различной природы: неблагоприятные условия жизни (например производственные факторы, загрязнение объектов окружающей среды), наследственные или приобретенные отклонения в течении обменных процессов, отдельные нарушения регуляции функций (например, особенности жирового обмена, суточная масса тела, колебания содержания в организме, несовершенство регуляции сосудистого тонуса и возникающие в связи с этим первые признаки артериальной гипертензии). Принципиально важным результатом комплексных научных исследований является установление связи неблагоприятных факторов образа жизни (нерациональные режим и , ограничение двигательный активности, вредные привычки) с возникновением различных форм неинфекционной патологии, а также формулирование положения о роли здорового образа жизни в сохранении здоровья и П. неинфекционных болезней.

Изучения факторов риска показало, что многие из них повышают вероятность заболевания различными формами неинфекционной патологии. Например, курение - один из ведущих факторов риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний легких, ишемической болезни сердца, злокачественных опухолей дыхательных путей и ряда других локализаций; нерациональное питание, избыточная масса тела приводят к ожирению, сахарному диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям. Установлено, что роль отдельных факторов риска в возникновении и развитии конкретных болезней не одинакова. Так, подавляющее большинство исследователей из известных более чем 20 факторов риска, способствующих возникновению сердечно-сосудистых болезней, выделяют основные - артериальную гипертензию, курение, гиперхолестеринемию (повышенное содержание холестерина в крови), избыточную массу тела, недостаточную физическую . Среди факторов риска, приводящих к возникновению хронических неспецифических заболеваний органов дыхания у взрослых, основными являются курение, загрязнение воздушной среды, производственное загрязнение воздуха на рабочих местах, респираторные вирусные заболевания. При этом курение значительно более агрессивный агент, чем загрязнение воздушной среды, и играет ведущую роль в развитии хронических неспецифических болезней легких. Значимость отдельных факторов риска не одинакова и зависит от степени выраженности и сроков продолжительности действия каждого из них, их сочетанного воздействия, а также от соответствующих условий. Например, по данным ряда исследователей, при отягощенной наследственности в отношении сердечно-сосудистой патологии и нарушений жирового обмена создается особенно неблагоприятный , наслоение на который других факторов риска резко увеличивает угрозу развития ишемической болезни сердца. Установлено также значительное повышение вероятности возникновения неинфекционных заболеваний при комбинированном воздействии факторов риска.

Принципиально важным для организации эффективной борьбы с распространенными неинфекционными заболеваниями является доказанное многочисленными исследованиями положение о том, что многие факторы риска начинают действовать и проявляться уже в детстве и, следовательно, истоки возникновения большинства форм неинфекционной патологии, в т. ч. сердечно-сосудистых болезней, следует искать начиная с детского возраста. При этом особая важность широкого внедрения мер первичной П. в отношении детей и подростков определяется не только распространенностью среди них факторов риска, но и тем, что именно в детском и юношеском возрасте меры первичной П. наиболее эффективны. Так, при переводе на специальную диету до 7-летнего возраста детей, родившихся с повышенным содержанием липопротеидов в крови от родителей, страдавших нарушениями жирового обмена, удается добиться нормализации уровня липопротеидов. С помощью своевременных мер удается также в ряде случаев устранить артериальную гипертензию у детей и юношей. Например, планомерное проведение в течение года в отношении группы школьников в возрасте 12-13 лет, страдающих артериальной гипертензией, немедикаментозных профилактических мероприятий (ограничение приема соли и углеводов, повышение физической активности, упорядочение режима труда и отдыха) привело достоверному снижению у них артериального давления.

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, вкусы, т.е. все, что определяет в дальнейшем образ жизни человека. В этот период можно предупредить возникновение вредных привычек, эмоциональности, невоздержанности, установки на пассивный и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать факторами риска возникновения неинфекционных заболеваний и с большим трудом, а порой болезненно изживаются в зрелом возрасте. Именно у детей следует воспитывать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, чуткости и вниманию к окружающим, рациональному режиму. Эти привычки будут способствовать противодействию влияниям факторов, обусловливающих возникновение и развитие различных форм неинфекционной патологии, коррекции, а возможно и ликвидации внутренних факторов риска.

Выявление и изучение факторов риска оказалось продуктивным также и для целей вторичной профилактики неинфекционных заболеваний. Клинические и эпидемиологические исследования показали, что многие факторы риска при возникновении различных форм неинфекционной патологии на стадии развившегося заболевания утяжеляют его течение, повышая вероятность перехода в тяжелые формы даже со смертельным исходом. Таким образом, эффективная вторичная П. неинфекционных болезней включает и меры первичной П. Это положение лишний раз свидетельствует о единстве профилактической деятельности в области охраны здоровья, и в этой связи, несмотря на различие первоначальных целей, первичная и вторичная П. могут рассматриваться как две стадии единого профилактического процесса, призванного обеспечить высокий уровень общественного и индивидуального здоровья, а также выполнение основной экономической функции здравоохранения - сохранения и приумножения трудовых ресурсов общества на основе предупреждения заболеваемости и инвалидности. Эта стадийность достаточно четко выражена в целях и направленности каждой из упомянутых форм профилактической деятельности в отношении сохранения трудовых ресурсов: меры первичной П. предназначены для предупреждения заболеваемости, вторичная П. направлена на предотвращение инвалидности и развития тяжелых форм заболевания, при которых либо утрачивается, либо существенно ограничивается.

Повышение эффективности профилактики является генеральной линией здравоохранения. Однако осуществление профилактических мер - задача не только органов здравоохранения, но и важнейший раздел деятельности министерств и ведомств, Советов народных депутатов, трудовых коллективов.

При возрастающих масштабах и интенсификации общественного производства особое значение приобретают комплексные общегосударственные и региональные программы по охране и укреплению здоровья человека.

II Профила́ктика (греч. prophylaktikos предохранительный)

в медицине - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья; в СССР П. является основным принципом охраны здоровья населения.

III Профила́ктика

совокупность мероприятий, направленных на предупреждение конкретных заболеваний или патологических состояний.

Профила́ктика антидо́тная (греч. antidotos средство против чего-либо, противоядие) - П. отравлений или поражений отравляющими веществами, основанная на применении средств обезвреживания ядов в организме (антидотов).

Профила́ктика индивидуа́льная - П., осуществляемая индивидуумом и основанная на соблюдении правил личной гигиены в быту и труде.

Профила́ктика йо́дная - П. заболеваний эндемическим зобом, основанная на использовании в питании поваренной соли, обогащенной йодистым калием.

Профила́ктика обще́ственная ( . П. социальная) - П. направленная на охрану и укрепление здоровья коллектива и всего общества.

Профила́ктика социа́льная - см. Профилактика общественная .

Профила́ктика специфи́ческая инфекционных болезней - П. возникновения и распространения инфекционных болезней путем создания невосприимчивости к ним населения, основанная на активной и пассивной иммунизации, а также применении лечебных средств, в т. ч. антибиотиков и бактериофагов, активных в отношении определенных видов возбудителей болезней.

Профила́ктика э́кстренная - П. инфекционных болезней при подозрении на людей в условиях эпидемического очага или применения противником биологического оружия, основанная на применении антибиотиков, иммунных сывороток, бактериофагов и некоторых других лекарственных средств.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :

Смотреть что такое "Профилактика" в других словарях:

    Наука, исследующая условия предотвращения и предохранения людей от заболеваний. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОФИЛАКТИКА предупреждение наступления болезни мерами, противодействующими… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПРОФИЛАКТИКА - (от греч. prophylatto предупреждаю). Профилактика в СССР совокупность предупредительно оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья и физич. развития коллектива трудящихся, на предупреждение возникновения и… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от греч. prophylaktikos предохранительный) в медицине система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. В ветеринарии профилактика система общественных и ветеринарных мероприятий по предупреждению болезней… …

    Предупредительные меры для поддержания технического объекта и оборудования в исправном или работоспособном состоянии. По английски: Preventive inspection Синонимы английские: Prophylaxis См. также: Производительность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Предотвращение, предупреждение, предохранение Словарь русских синонимов. профилактика сущ., кол во синонимов: 11 аэропрофилактика (1) … Словарь синонимов

    профилактика - Операция или группа операций планово предупредительного характера для поддержания технических устройства (агрегата, машины, прибора и т.п.) в исправном или работоспособном состоянии с заданным уровнем надежности. Профилактика предупреждает… … Справочник технического переводчика

    - (от греческого prophylaktikos предохранительный), 1) в медицине система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. 2) (Техническое) предупредительные меры для поддержания технического объекта в исправном или… … Современная энциклопедия

    В технике предупредительные меры для поддержания технического объекта в исправном или работоспособном состоянии (замена или ремонт отдельных деталей, чистка, смазка и т. п.) … Большой Энциклопедический словарь

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

1. Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т.д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вакцинация- распространённый способ первичной профилактики.

Профилактика первичная (Primary prevention) - комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения, отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

Первичная профилактика включает:

А) Меры по снижению влияния вредных факторовна организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-гигиенического контроля.

Б) Меры по формированию здорового образа жизни, в том числе:

Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения;

Обучение здоровью;

Мерыпо снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

В) Меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.

Г) Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных дляздоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для принятия мер по их устранению с целью снижения уровня действия факторов риска.

Виды профилактических медицинскихосмотров:

при приеме на работу или поступлении в учебное заведение;

При приписке и призыве на воинскую службу;

Для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов либо с повышенной опасностью для окружающих;

Для раннего выявления социально-значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулез и др.;

Осмотров профессиональных групп (декретированных контингентов) работников общественного питания, торговли, детских учреждений и т.д.) с целью предупреждения распространения ряда заболеваний.

Д) Проведение иммунопрофилактики различных групп населения.

Е) Оздоровление лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Перед здравоохранением всегда стояла задача определить объем гигиенических знаний, который должен стать основой для гигиенического воспитания различных групп населения. Объем информации, который составляет основу пропагандистской работы, должен быть минимально необходимым и достаточным для решения задач первичной профилактики неинфекционных заболеваний. Первичная профилактика реализуется за счет навыков здорового образа жизни, который включает соблюдение режимов труда и отдыха, правил личной гигиены, принципов регулярного сбалансированного питания, навыков необходимой и достаточной физической нагрузки, предупреждение избыточных стрессовых состояний, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и других вредных привычек, умение сознательно и целенаправленно использовать возможности современной медицины. Все эти составляющие здорового образа жизни в указанных пределах являются наиболее важными для реализации задач первичной профилактики перечисленных заболеваний.

2. Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Профилактика вторичная (sесondary prevention) - комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика включает:

А) Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

Б) Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий.

В) Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения.

Г) Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Д) Проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (например: производство лечебного питания, реализация архитектурно-планировочных решений и создание соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями и т.д.).

Примером организации работы по вторичной профилактике отдельных заболеваний, определяющих состояние заболеваемости, инвалидности и смертности населения, может быть опыт работы школ по профилактике гипертонической болезни сердца, сахарного диабет, бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и т.д.

Речь идет о конкретных, индивидуальных действиях медицинских работников первичного звена с группами пациентов с конкретными индивидуально-выявленными факторами риска по индивидуальной программе их устранения и регулярной оценкой состояния здоровья с учетом дополнительных методов лабораторно-инструментальных исследований.

В конечном итоге имеется в виду, что по истечении времени (3-5 лет), по мере снижения воздействия индивидуальных факторов риска, наступает улучшение состояния здоровья, снижается риск обострений, уменьшается потребность в обращении пациента на станцию скорой медицинской помощи, необходимости в стационарном лечении.

3. Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Профилактика третичная - реабилитация (син. восстановление здоровья) (Rehabilitation) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса, предупреждения рецидивов и хронизации заболевания.

История использования человеком огня началась множество тысяч лет назад. На сегодняшний день успешное использование благ цивилизации стало возможным благодаря освоению огня. Однако в современном мире не являются исключением случаи выхода из-под контроля процесса горения, это ведет к возникновению пожаров, что наносит материальный ущерб и вред здоровью человека.

Причины пожаров в повседневной жизни

К основным причинам возникновения пожаров можно отнести:

  • неграмотное использование бытовых приборов (холодильники, телевизоры, микроволновые печи, утюги, электронагреватели и другое) или их применение при наличии неисправности;
  • несоблюдение мер безопасности при использовании бытового газа;
  • разведение костров на дачах или во дворах жилых домов;
  • курение в местах, для этого не предназначенных;
  • бросание окурков и спичек на неположенных участках;
  • подогрев на плите взрывоопасных химических веществ;
  • отогревание труб отопления в холодное время паяльной лампой;
  • применение открытого огня с целью освещения;
  • грозовые разряды; применение нескольких электрических приборов одновременно, что ведет к перегрузке электросети; оставление электроприборов без внимания и их перегрев;
  • неправильное расположение электронагревателей – вблизи штор, покрывал;
  • применение легковоспламеняющихся веществ (керосин, бензин, дизельное топливо) для розжига печи;
  • оставление топящейся печи без присмотра на длительное время, неисправность или плохая подготовка печи к отопительному сезону;
  • игра детей со спичками;
  • разведение костров на чердаках или в подвалах;
  • поджог в летний период тополиного пуха;
  • умышленные поджоги;
  • нарушение правил безопасности при использовании пиротехники.

Профилактика пожаров в повседневной жизни – это внимательное обращение с огнём в быту. Более 80% пожаров связано с неосторожным отношением человека с огнем. 70% – пожары в жилом секторе с количеством пострадавших от 5 до 90% от общего числа находящихся в помещении людей.

Меры профилактики пожаров

Мероприятия по профилактике пожаров включают изучение основ противопожарной безопасности:

  • не играйте с открытым огнем;
  • используйте в быту только исправные электроприборы, применяйте их в соответствии с инструкцией и не оставляйте технику включенной без присмотра;
  • не ставьте источник открытого огня рядом с занавесками, не накрывайте бумагой лампы и люстры, не кладите никакие предметы на радиаторы и каминные трубы;
  • химикаты храните в прохладном проветриваемом месте, помните, что пары некоторых химикатов при взаимодействии с другими веществами могут образовывать взрывчатую смесь;
  • рядом с источником тепла не храните и не распыляйте аэрозоли, не разбирайте баллоны и не отдавайте для игры детям;
  • с осторожностью пользуйтесь взрывоопасными веществами (керосин, бензин), храните их в недоступном для детей месте;
  • не включайте без необходимости газовые плиты и не оставляйте конфорки включенными без присмотра;
  • соблюдайте меры осторожности при использовании пиротехники;
  • во время новогодних приготовлений не украшайте елку игрушками из легковоспламеняющихся материалов (бумага, вата), не вешайте на дерево гирлянды, сделанные самостоятельно, не устанавливайте на ветках свечи и бенгальские огни;
  • не ищите участок утечки газа с помощью спичек или другого открытого огня;
  • при возникновении пожара в доме используйте подручные предметы для тушения (одеяла, мешковина, грубая ткань, стиральный порошок, вода, земля из горшков с цветами);
  • во время грозы не стойте возле металлических дверей, избегайте сквозняков, не касайтесь электровыключателей;
  • помните, что каждый 4-й пожар начинается на кухне, поэтому не оставляйте готовящуюся пищу без присмотра на долгое время, не выливайте в раковину горящее масло и не тушите его водой, это приведет к распространению огня по всему помещению;
  • не храните старые вещи в квартире, они способствуют возникновению пыли и пленки жира в квартире, что при пожаре будет способствовать распространению огня;
  • при печном отоплении не реже 2 раз в год прочищайте трубы, так как огонь способен выходить в жилое помещение через трещины;
  • не курите во время покраски предметов нитрокраской;
  • электропроводка должна осуществляться только грамотными специалистами и ни в коем случае не самостоятельно;
  • не включайте все приборы в одну розетку, это может привести к перегрузке;
  • располагайте телевизор вдали от источника тепла, при первых признаках его неисправности следует немедленно выключить технику;
  • не закрывайте в холодный период вентиляционные отверстия.

Научно доказан факт, что каждый 6-й пожар происходит по вине курильщиков.

Зачастую неинформированность и неосторожность детей приводит к печальным последствиям, поэтому очень важна профилактика пожаров в школе. Именно в учебных заведениях должны закладываться основы профилактики.

Лесные пожары

Одна из основных причин пожаров лесу – засушливая жаркая погода. При этом для возгорания мха, листвы или травы достаточно небольшой искры, а потушить пожар становится очень проблематично.
Причины возгорания:

  • упавший метеорит;
  • извержение вулкана;
  • в близлежащих населенных пунктах;
  • молния, попавшая в дерево;
  • случайное попадание искр из автомобильных выхлопных труб;

Но главной причиной является человек и его халатное обращение с огнем (непогашенный костер, брошенный окурок, жестяной и стеклянный мусор, который под воздействием солнечных лучей вызывает перегрев травы и почвы под ним и т. д.).

Профилактика лесных пожаров означает ряд запрещающих мер.

При нахождении в лесу запрещается:

  1. бросать окурки, горящие спички;
  2. оставлять в лесу материал, пропитанный легковоспламеняющимися веществами;
  3. использовать пиротехнику;
  4. бросать осколки стекла, предметы и мусор из жести;
  5. выжигать траву под деревьями;
  6. во время охоты использовать пыжи из тлеющих материалов;
  7. разжигать костры в лесосеках с заготовленной древесиной, хвойных молодняках, торфяниках, под кронами деревьев, в местах с сухой травой, на участках поврежденного леса;
  8. оставлять непогашенный костер.

Пожары на производстве

Высокий уровень риска имеют и промышленные предприятия.
Причины возникновения пожаров на производстве:

  • несоблюдение работниками основных правил противопожарной безопасности;
  • халатное отношение к огню;
  • неисправность электропроводки, электроустановок, электрической аппаратуры, неадаптированность к отечественной сети импортных приборов;
  • последствие взрыва при утечке взрывоопасных средств;
  • проведение газо- и электросварочных работ, а также других действий, связанных с искрообразованием и применением открытого огня;
  • поджог;
  • захламленность рабочей среды.

Более 50% пожаров на производстве возникает в связи с неграмотной эксплуатацией электроустановок. Поэтому так важны меры профилактики пожаров от электроустановок.

В целях профилактики возникновения пожаров необходимо обучать работников правилам противопожарной безопасности и систематически проводить проверку знаний, а также отрабатывать навыки тушения возгорания.

Помещения должны быть оснащены огнетушителями и пожарным инвентарем. Рекомендуется также установить пожарную сигнализацию и обеспечить условия для экстренной эвакуации работников из зданий.

В каждой организации должны быть оборудованы специальные места для курения, установлен порядок уборки помещений от пыли и горючих отходов, обесточивания электрооборудования после трудового дня.

Профилактика эндогенных пожаров

В выработанных пространствах горных шахт существует опасность эндогенного или торфа. Эндогенные пожары могут возникнуть в трюмах танкеров, перевозящих жидкое или твердое топливо, на складах. Не всегда причиной бывает человеческий фактор, часто случается самовозгорание.

В качестве профилактических мер в шахтах предусматривается прокладка оросительных труб, по которым при необходимости будет поступать вода для тушения очага возгорания, устраиваются арки с песком, кирпичом, глиной, устанавливаются двери для отсечения огня, в специально подготовленных камерах размещаются ручные и автоматические средства для борьбы с огнём. В шахтах используются только негорючие , например, металл и бетон, деревянные составляющие обрабатываются специальными растворами.

Экономический вред пожаров

В 2011 году было зафиксировано 171696 пожаров в России, унесших жизни 11969 человек, ещё 12243 получили ранения.
Лесные пожары наносят значительный урон экологии, природные ресурсы после этого нуждаются в длительном восстановлении.

Ущерб от пожаров может увеличиться в десятки раз, если поблизости находится промышленный объект. Также опасно возникновение возгорания недалеко от населенного пункта, что может стать причиной гибели людей.

Россия считается лесной державой, ежегодное количество пожаров на лесных территориях страны составляет от 10 до 35 тысяч.
Для борьбы с пожарами в лесу выделяется несколько миллиардов рублей, материальный же ущерб составляет около 20 миллиардов рублей.

Уровень потерь от пожаров в России среди высокоразвитых стран самый высокий.
В 2013 году было зафиксировано более 152 тысяч пожаров. По сравнению с 2012 годом количество возгораний уменьшилось на 6,1%. Доля погибших также сократилась на 9,5%. Общий ущерб составил около 13202 млн рублей, что по сравнению с 2012 годом меньше на 15%. Наибольшее число пожаров было зарегистрировано в жилом секторе – 72% от общего числа. Максимальный материальный ущерб приходится на надворные постройки и жилые помещения – около 34 % всего урона (4,2 млрд рублей), а также склады – 3,2 млрд рублей.

Loading...Loading...