Рога изиды. Богиня исида

Богиня Исида (в некоторых источниках Изида) – одно из главных божеств Древнего Египта. Входила в девятку главных богов гелиопольского пантеона (Эннеада). Приходилась дочерью богу земли Гебу и богине неба Нут. Имела братьев Осириса, Сета и сестру Нефтиду. Считалась богиней плодородия, покровительствовала детям, угнетённым, бедным и в то же время милостиво относилась к богатым. Олицетворяла собой материнство и женственность. Была матерью бога солнца и неба Гора и, соответственно, матерью египетских фараонов, так как те являлись воплощение бога Гора на земле.

Отцом Гора был Осирис, так как именно с ним Исида связала себя брачными узами, став женой родного брата. Тот царствовал на земле после прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Правил он мудро и научил людей разным ремёслам. Именно при нём возникли земледелие, садоводство и виноделие. Но брат Сет, символизировавший собой песчаные бури, хаос, войну и смерть, начал завидовать Осирису и возжелал сам править на земле.

Он убил родного брата и стал царствовать вместо него. Тело же несчастного разрубил на 14 кусков и разбросал их в разные стороны. Одни упали на землю, другие в камыши, третьи в воду. Когда верная жена Исида узнала о смерти мужа, то впала в страшное горе и начала поиски тела убитого суженого. Она нашла все 14 кусков и сложила их вместе. Но не в её силах было скрепить отдельные части тела так, чтобы они опять стали единым целым.

Старый бог Ра, плавающий в солнечной барке, увидел страдания и неутешное горе своей правнучки. Душу его наполнила жалость, и он отправил к Исиде проводника в царство мёртвых Анубиса. Тут нужно сделать небольшое отступление и пояснить, кто такой Анубис. Он приходился сыном Осирису и Нефтиде. Но как так получилось, что Нефтида родила ребёнка от женатого на другой богине Осириса? Она сама была женой Сета, а поэтому на лицо двойная супружеская измена.

Увы, это так, но, как говорится, сердцу не прикажешь, а поэтому даже у богов случались в те далёкие времена неприглядные ситуации. Нефтида влюбилась в своего брата Осириса, но тот хранил верность супруге. И тогда изнывающая от любовных чувств богиня приняла облик Исиды, когда та отсутствовала, и легла с Осирисом на брачное ложе. В результате этой связи и родился Анубис.

Но младенца мог увидеть Сет, и возник бы жуткий скандал. Поэтому Нефтида взяла малыша за ноги и забросила его далеко-далеко в камышовые заросли. Но ребёнок не погиб. Его нашла богиня Исида, воспитала, а потом пристроила в подземное царство выполнять роль проводника в мир мёртвых. И вот после убийства Осириса бог Ра направил Анубиса к его фактической матери, чтобы оказать ей посильную помощь.

Анубис делает мумию из останков Осириса

И надо признать, что проводник в царство мёртвых здорово помог богине, спасшей ему жизнь. Он мумифицировал останки Осириса, и так появилась самая первая мумия Древнего Египта. Исида осмотрела творение Анубиса и обнаружила, что у мумии нет фаллоса. По всей видимости его съели рыбы, плавающие в Великом Ниле. Тогда богиня вылепила фаллос из глины, прилепила его к мумии, произнесла заклинания, и, о чудо, тот прирос к мумифицированным останкам.

Но овдовевшей богине этого показалось мало. Она захотела ребёнка от умершего мужа, чтобы тот отомстил за отца коварному Сету. Но как это сделать? Для богов и богинь невозможного нет. Исида превратилась в одну из своих ипостасей птицу Хат – огромную самку коршуна. Могучая птица легла на мумию, распластала свои крылья, прокаркала волшебные заклинания и забеременела. Через некоторое время богиня родила Гора. Он стал возмездием за смерть отца и его единственным законным наследником.

Богиня Исида прятала Гора в болотах в дельте Нила, пока тот не возмужал. Став сильным и выносливым, он обулся в белоснежные сандалии и отправился мстить Сету. Восемьдесят лет бились они, нанося друг другу различные увечья. Другие боги и богини взирали на эту битву. Сет вырвал один глаз у Гора, но Анубис схватил его и захоронил на склоне горы, и та покрылась виноградными лозами. А Сет в этом жутком противостоянии потерял одну из ног. В конце концов, боги признали Гора законным наследником Осириса. Это решение записал на папирусе бог мудрости и знаний Тот.

Гор становится владыкой земли, а Сета изгоняет на далёкий юг в пустыню. Таким образом, сын отомстил за убийство отца, но этого ему показалось мало. Он достал из земли своё левое око, вдохнул в него жизнь, и вложил в рот мумии Осириса эту животворящую силу. После этого Осирис воскрес на радость всем и особенно Исиде. Но теперь на земле другой повелитель, и отец отправляется под землю править царством мёртвых (Аменти), а сын остаётся на земле повелевать царством живых.

Гор женился на богине неба, любви и красоты Хатхор. Та родила четырёх сыновей: Хапи, Дуамутефа, Амсета, Квебехсенуфа. Они стали надёжными защитниками отца и деда. Гор являлся последним богом, правившим на земле. После него власть перешла к фараонам. Их стали считать живым воплощением этого бога. А Исида всегда присутствовала при рождении очередного фараона и покровительствовала ему до смерти.

Она была популярна не только в Древнем Египте, но и у древних греков, и римлян. Имя богини из египетской мифологии знали в Средиземноморье вплоть до нашей эры. Лишь с приходом христианства, начавшего борьбу с язычеством, древнюю египетскую богиню забыли. Изображали её с царским троном на голове, так как он являлся одним из главных символов власти. Её священным животным считалась белая корова из Гелиополя, родившая священного быка Алиса.

Амулетом богини считался «узел Исиды». Он символизировал узел её пояса и олицетворял собой благополучие и жизнь. Она повелевала золотом, так как то было так же нетленно, как и сама богиня Исида. Её почитали как повелительницу западной части неба и защитницу западной стороны саркофагов с телами умерших. Ей приписывали колдовство и умение излечивать людей от любых болезней.

Святилища этой богини были возведены по всему Египту. Прекрасный храм стоял в Кифте (в древности Гебту, 43 км от Луксора). А в Дандаре (60 км от Луксора) Исида родилась, как полагали древние египтяне. Поэтому там находился один из главных центров почитания. В Абидосе (98 км от Дандары, важнейший религиозный центр) почитали триаду, в которую входили Исида, Осирис и Гор.

Вход в храм богини Исиды

Самое роскошное святилище располагалось на острове Филе (1-й порог Нила, 1200 км до устья Нила). Это святилище являлось местом поклонения вплоть до правления византийского императора Флавия Юстиниана (527-565 гг.). Лишь при этом властителе культовое языческое сооружение подвергли переосвещению и сделали церковью Богородицы. Древние рельефы были постепенно уничтожены монахами и иконоборцами.

От Исиды произошло древнегреческое имя Исидор, означавшее «дар Исиды». Впоследствии от этого имени на Руси появилось имя Сидор. В настоящее время так никого не называют, а зря. Человек с таким именем попал бы под защиту могущественной древнеегипетской богини. А ведь она защищала и хранила фараонов, оберегала их богатства и излечивала от болезней. Она олицетворяла собой не только силу, но и бескорыстие, доброту, любовь. А всего этого как раз и не хватает в нашем мире .


Древнеегипетская богиня Исида

В египетской мифологии богиня Исида была богиней плодородия, ветра и воды, символом семейной верности, женственности, а также богиней мореплавания. Культ данной богини был широко распространен в Египте и даже далеко за его пределами, особенно в эпоху эллинизма. В Греко-римском мире ее очень часто называли «та, у которой тысяча имен». Исида была дочерью Нут и Геба , сестрой Нефтиды, Сета, Осириса (была также его супругой). Мать Гора . Главные легенды об Исиде связаны с мифами об Осирисе. Там она обычно выступает в качестве верной и преданной супруги. После того, как Сет убил Осириса, она отыскала тело мужа, похоронила его и, зачав от мертвого мужа, родила сына Гора, который обязан был отомстить убийце. В мифах достаточно подробно описывается жизнь богини в дельте Нила, где она, прячась от Сета, воспитывала Гора.

Однажды, когда она отсутствовала, ядовитая змея ужалила младенца. Его тело было неподвижно, а сердце его было бессильно, не бились сосуды маленького тельца. Исида закричала, призывая на помощь людей и богов. Откликнулся Тот, бог мудрости, который успокоил несчастную мать и исцелил Гора. Когда Гор вырос, Исида вместе с ним отправилась на суд эннеады (девять богов) и начала требовать для него царский престол (это законно – ведь он сын Осириса). Сет настоял, и Исида была отстранена от судебного разбирательства. Боги собрались на Внутреннем острове и запретили перевозчику доставлять на остров мать Гора. Однако мудрая богиня обманула Сета. Приняв образ старухи, она дала перевозчику красивое золотое кольцо, и он согласился переправить ее на заповетный остров. Там она обратилась в красивую девушку и рассказала Сету о сыне пастуха, которого ограбил чужеземец, лишив его умершего отца. Сет был возмущен подобной незаконностью и воскликнул, что чужеземца следует избить палкой. Этим он осудил, сам того не ведая, самого себя, признав, что наследство должно перейти к сыну.

Во всех дальнейших спорах и столкновениях Гора и Сета Исида всегда помогала своему сыну. Когда Сет проник в руку Гора и наполнил ее отравой, Исида оторвала больную руку и заменила ее здоровой. Она добилась того, чтобы Сет был осужден, а царем Египта стал ее сын Гор. Имя Исиды упоминается практически во всех текстах, посвященных Осирису. О ней также идет речь и в легенде о споре Сета с Гором.

В некоторых мифах Исида является вполне самостоятельной богиней и Осирис даже не упоминается. В магических текстах (стела Меттерниха), об Осирисе говорится лишь вскользь, на первом плане богиня и царица Исида . В мистериях, которые посвящены смерти и воскресению Осириса, Осирис молчал, зато Исида и ее сестра Нефтида произносили длинные речи, оплакивая погибшего Осириса. Отношения Исиды , Осириса и Гора считались чрезвычайно поучительным примером семьи. Однако подобная трактовка образа была далеко не изначальной. Сохранилось также упоминание, которое говорило о том, что Исида выступает на стороне Сета, злейшего врага сына и мужа. При этом такому поведению дается следующее объяснение: когда она, заступаясь за сына, бьет гарпуном в Сета, тот говорит «Чем виноват я перед тобой, Исида ? Отзови свой гарпун, поскольку я брат твой по матери». После этого он говорит, что Гор неродной для Исиды , поскольку он принадлежит к роду своего отца. Смущенная подобными речами, Исида забирает гарпун, а разъяренный подобным предательством Гор, отрубает ей голову. Данный вариант мифа – очень архаичен. Исида поступает в этом мифе согласно норм материнского права, в которых говорится, что брат по материнской линии – наиболее близкий человек. А Гор, как представитель следующего поколения богов, поступает уже по нормам отцовского права. Он намного теснее связан с отцом, а для матери гораздо менее дорог, чем родной брат. Данный древний миф был впоследствии включен в изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он вовсе не вяжется с нитью повествования.

В самом начале Исида почиталась лишь в северной части дельты реки Нил, а центром ее культа был город Буто. Скорее всего, она олицетворяла собой небо, поскольку само ее имя («исет» - «трон, место») намекало на то, что от нее произошел солнечный бог Гор. Почитатели культа Исиды – рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно ее изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц – богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой . Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды , которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально ее культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Исида, подобно ему, была дочерью богини неба Нут и бога земли Геба . Известнейший миф об Исиде рассказывает, как после предательского убийства Осириса завистливым братом Сетом , она после долгих странствий разыскала разбросанные убийцей куски тела мужа и соединила их, создав первую мумию . В Египте считалось, что разлив Нила – это слёзы, которые Исида проливает о погибшем супруге. При помощи волшебного заклинания, превратившись в самку коршуна и распластав по мумии мужа крылья, она смогла забеременеть от тела мёртвого Осириса. Исида родила от него сына Гора , которого пришлось скрывать от Сета в болотных тростниках Дельты Нила. Став взрослым, бог Гор отомстил погубителю своего отца.

Этот миф выделяет в Исиде начала женской любви и верности. Другие легенды выставляют на первый план её мудрость и магическую силу. По преданию, Исида смогла заполучить для себя первооснову волшебного знания: узнать истинное имя отца богов – Солнца-Ра . Из слюны самого Ра Исида создала змея, который укусил его. Страдая от яда, Ра в обмен на исцеление открыл Исиде своё тайное имя, с чьей помощью можно творить любые заклинания и подчинить все загадочные силы мира. Благодаря этому Исида прославилась как матерь разнообразных знаний, изобретательница лекарств и т. п. Свои магические навыки она передала и сыну, Гору.

Гор, отнявший у Сета похищенное им владычество над Египтом, позже почитался как божественный покровитель царской власти. Вследствие этого и родительнице Гора Исиде стали поклоняться как «Матери фараонов ». Она часто изображалась кормящей царей грудью. Её традиционным головным убором стал царский трон.

Культ Исиды был распространён в Египте не меньше, чем культ Осириса. На неё стали переносить черты, качества и деяния некоторых других богинь, прежде всего Хатхор . Царский трон на голове изображений Исиды нередко стал заменяться убором Хатхор – солнечным диском в обрамлении рогов коровы.

Крупнейший храм Исиды находился на острове Филе (близ Асуана), на самом юге Египта. Этот остров считался местом захоронения Осириса. Другие крупные храмы располагались в Коптосе, Абидосе и Дендере (где, согласно мифам, Исида была рождена богиней Нут). С Исидой связан особый символ-амулет – тет (тиет), несколько напоминающий анх . Небесными воплощениями этой богини египтяне считали звезду Соптед (Сириус, с восходом которого начинался разлив Нила) и созвездие Большой Медведицы.

Развалины храма Исиды на острове Филе

Благодаря своей необычайной важности, поклонение Исиде распространилось из Египта по всему древнему средиземноморскому миру. В эпоху эллинизма с ней сопоставляли финикийскую Астарту и греческую Деметру . Затем она стала почитаться в других странах и под своим собственным именем. Исида имела немало храмов в Элладе и Италии. Культ Исиды приобрёл здесь таинственные, чувственные, иногда безнравственные формы. К нему проявляли уважение императоры

Чудотворные слова: богиня исида молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Богиня ИСИДА. Ред. В те давние времена, когда цивилизация Атлантиды была в самом расцвете, прекрасный благоприятный климат, высокие вибрации Земли позволили Жить нам, Богам и Богиням в плотном теле человека. Мы познавали вашу жизнь, но и обучали вас, людей. Учили любить, отдавая, благодарить ГОСПОДА за Дар Жизни. Эту Оду Я сочинила в Своем сердце, вложила всю гамму чувств Своих, всю Мою Любовь к ГОСПОДУ. Я Жила ИМ всегда. Мы общались с Ним как с самым Дорогим что есть в Нашей Жизни. И Господь всегда нас всех одаривал Своей безграничной Великой Любовью.

Моя Ода ГОСПОДУ! Смысловой перевод.

ГОСПОДЬ Мой ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ВЕЛИКИЙ, Славлю Тебя!

Все, что Сотворено Тобой, прекрасно.

О каждой Душе ТЫ Знаешь и каждую Душу Светом Своим согреваешь.

ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ВСЕМОГУЩИЙ, Славлю Тебя!

Ты Дал нам Жизнь, вдохнул и запечатал Огонь Любви Своей,

И в сердце нашем горит Твоя Любовь, огонь не угасает, давая Жизнь и Свет.

ГОСПОДЬ ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ, Славлю Тебя!

ТЫ Создал Вселенные – всюду Жизнь Твоя.

Создал ТЫ звезды и миры прекрасные – Это все ТЫ,

Куда бы взор мы свой не обратили, везде Твоя Любовь и Сила.

О БОГ Мой ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

О Мой ГОСПОДЬ НЕПОСТЕЖИМЫЙ, Славлю Тебя!

Прошу Тебя, Великий БОЖЕ, не покидай Меня, когда Мой дух ослабнет.

Дай силы Мне, ВЕЛИКИЙ БОГ ВСЕВЫШНИЙ,

И Я тогда смогу сполна всю Себя Тебе отдать,

Чтоб насладился ТЫ Моею к Тебе Любовью.

О БОГ ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Я Тебя!

Мой ГОСПОДИН, Мой ПОВЕЛИТЕЛЬ, ТЫ наша Жизнь,

ТЫ Свет Великий, Моя Душа и Жизнь Моя,

Лишь одному Тебе принадлежу, Один лишь ТЫ надо Мною ПОВЕЛИТЕЛЬ,

О БОГ ВСЕВЫШНИЙ, Мой ГОСПОДЬ.

Нет никого Прекрасней и Могущественней, Чем ТЫ, Мой Повелитель.

Сияй Великим Светом в Душе, Мой БОГ ВСЕВЫШНИЙ,

И никогда Твой Свет не угаснет, ведь ТЫ БЕССМЕРТНЫЙ, ВЕЧНЫЙ

Пусть Моя Ода согреет ваши сердца, ваши души, очистит от страха, сомнений и лжи, от демонов, что терзают ваши души. Я всю силу Своей Любви в эти строки вложила, чтоб Светом Своим вас всех наполнить. Пусть Мои слова станут огромным притяжением Божественного Света и Любви. Пусть воссияет аура ваша и аура вашей Земли, очистится, и благодатью наполнится, покоем.

Богиня исида молитва

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧАС НОЧИ ИСИДА КАК БОГИНЯ ЛЮБВИ

Исида-Астарта. Исида-Инанна. Исида-Афродита. Эти три божества символизируют чувственные и романтические аспекты культа Исиды. Согласно мифу, Исида и Осирис впервые соединились еще в чреве своей матери, движимые непреодолимой страстью. Их союз, одновременно романтический и эротичный, был моделью образцового брака для древних египтян. Будучи супругами, они дали своему народу все искусства и ремесла цивилизации: сельское хозяйство, музыку, строительство, ткачество, письменность, пивоварение. Разделенные трагедией, Исида и Осирис поддерживают связь друг с другом даже за гранью жизни и смерти.

Осирис и Исида

История о смерти и расчленении Осириса как будто отрицает чувственность их союза, но на самом деле она предоставляет возможность для возрождения, а точнее - для восстановления жизнетворной силы фаллоса и зарождения новой жизни. Это резко контрастирует с другими мифами, например о Кибеле, где ради духовного благословения от человека требовалось жертвование собственной плотью.

Действия Исиды после смерти Осириса, когда она возвращает его к жизни на достаточно долгий срок, чтобы зачать Гора, воспринимаются некоторыми авторами как свидетельство того, что Исида побуждала своих последователей к сексуальной агрессивности.

Внешние дворы храмов Исиды иногда подвергались осуждению как места, предназначенные для тайных встреч любовников. В то же время многие почитатели и особенно жрецы Исиды давали обет целомудрия и воздерживались от интимных отношений в течение долгого времени. Одна жрица поклялась Исиде, что останется девственной до самой смерти; есть также свидетельства того, что многие женщины давали десятидневный обет воздержания перед праздником в честь богини.

Кибела, древняя богиня-мать, требовавшая человеческих жертвоприношений

При исследовании мифологии в целом становится ясно, что лишь немногие божественные супруги испытывали страстную любовь друг к другу, особенно в пантеонах стран Северной Европы и Скандинавии. В египетской мифологии боги и богини наделены сильными индивидуальными чертами, но среди них нет супругов, испытывающих друг к другу такие же чувства, как Исида и Осирис. Их зеркальным отражением является несчастный брак Сета и Нефтиды, которая не любит своего мужа и томится по Осирису.

ИСИДА И ЛЮБОВНЫЕ ЗАКЛЯТЬЯ

Нет сомнения в том, что Исида слышит молитвы с просьбами о любви и отвечает на них. Обращаясь к Исиде с просьбой о прочных и счастливых отношениях с партнером, вы доверяетесь ее воле. Но как быть с любовными заклятиями, обращенными к конкретному человеку? Очевидно, что они неэтичны, так как нарушают принцип свободы воли. Следует ли воздерживаться от подобных вещей? Мы полагаем, что да. Если вы стоите перед алтарем и обращаетесь к Исиде с просьбой о любви, но втайне надеетесь, что она удовлетворит ваше желание к конкретному человеку, то вы на самом деле творите любовное заклятие, направленное на этого человека. Можно сколько угодно делать вид, что это не входило в ваши намерения, но вы все равно будете лукавить.

Гравюра знаменитой Венеры Милосской, XIX в. Венера/Афродита часто ассоциировалась с Исидой

Молитва для неразделенной любви

О великая Исида,

Услышь мою молитву.

Знай, что в глубине моего сердца

Пылает огонь любви к___.

Пути сердца неисповедимы,

И я обращаюсь к тебе за советом и поддержкой.

Если моя любовь к___

Кажется истинной в твоих глазах,

Дай ____ знать, что меня радуют его (ее) взгляды,

Дай ему (ей) знать, что меня восхищают его (ее) речи,

Дай ему (ей) знать, что я томлюсь по прикосновению его (ее) рук

И хочу любви и счастья для нас обоих.

Если мое чувство неприятно для___,

Пусть мое сердце освободится от желания к нему (к ней);

Если ты находишь мою любовь недостойной,

Освободи мое сердце от нее,

Возьми ее силу - это мой дар тебе.

Пусть будет новая радость

И свобода от всякой печали.

О великая Исида,

Услышь мою молитву!

Соберите несколько предметов - фотографий, писем или других вещей, напоминающих вам о любимом человеке (или о том, кого вы хотели бы полюбить). Это может быть реальный человек, которого вы знаете, исторический персонаж, киноактер или образ «идеального партнера», созданный в вашем воображении. Более того, не обязательно, чтобы изображения или предметы напоминали об одном человеке; будет даже лучше, если они напоминают хотя бы о трех разных людях.

Посмотрите на предметы. Решите, какой аспект каждого образа больше всего привлекателен для вас. Возможно, фотография кинозвезды отражает ваш идеал физической формы, а цитата из любовной лирики соответствует вашему представлению о том, как лучше всего должен выражать ваш избранник свои чувства. Сувенир, оставшийся от первого свидания, может напоминать вам о первых моментах влюбленности, о тех чувствах, которые вы хотели бы испытать вновь. Один человек привлекает вас своей честностью, другой - выдающимся трудолюбием. Просите обо всех качествах, которые вы хотите видеть в своем партнере. Если у вас на примете есть человек, обладающий большинством этих качеств, пользуйтесь его образом для их воплощения, но с оговоркой, что вы ищете партнера, похожего на этого человека, а не его самого.

Выберите аромат благовония или духов, напоминающий вам об «идеальном партнере». Примите душ или ванну и оденьтесь так, словно готовитесь к встрече с любимым человеком. Воскурите благовоние (в качестве альтернативы можно воспользоваться духами), зажгите свечу и встаньте перед выбранными предметами. Глубоко подышите, каждый раз немного задерживая дыхание на вдохе.

Ты, кто направляет любящие сердца,

Прошу тебя, в твоей славе и мощи

Окинь землю своим божественным взором

И дай мне знать о том,

Кто будет приветствовать мою любовь.

(Выберите соответствующие строки.)

Кто напоминает обликом___,

Кто обладает [качество]___,

Кто вернет мне чувство, которое я знала с___,

(Добавьте дополнительные строки, если это необходимо.)

Загляни в мою душу и сердце,

Дай знать, что принесет мне истинную радость,

Позволь мне любить того, кто ответит на мою любовь,

Позволь мне обнять того, кто обретет счастье в моих объятиях.

О великая Исида,

Услышь мою молитву!

В цикле мифов о богах-олимпийцах можно найти немало примеров похоти, насилия и браков по расчету, но истории о настоящей любви между богами встречаются довольно редко. Исключение составляет история Эроса и Психеи, упоминаемая Апулеем в связи с культом Исиды, когда он пишет о своем посвящении в мистерии Исиды и Осириса.

Эрос и Психея

В этой истории прекрасная Психея становится женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходит к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна видеть его без покрова. В течение некоторого времени Психея наслаждается близостью с Эросом, но потом ревнивые сестры убеждают ее, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Они подстрекают ее к убийству мужа. В одну роковую ночь Психея зажигает лампу, чтобы увидеть монстра, но вместо этого видит прекрасного юношу. При виде его красоты ее охватывает дрожь, и несколько капель раскаленного масла попадает на кожу Эроса. Он просыпается от боли, видит нож, который она держит в руке, и в ужасе убегает прочь.

Эрос возвращается к своей матери Венере/Афродите, которая лечит его раны и всячески тиранит Психею. После нескольких трудных заданий она приказывает Психее спуститься в Нижний Мир и взять у Пер-сефоны шкатулку с частицей ее красоты. Психея не знает о намерениях Венеры, которая надеется, что девушка не переживет опасностей путешествия. Но ей удается достичь цели благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счеты с жизнью. Получив шкатулку у Персе-фоны, Психея открывает ее в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти.

Эрос, исцелившийся от ран, тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет ее. Он будит Психею, уколов ее стрелой из своего колчана, а потом улетает, чтобы убедить Юпитера принять его сторону в споре с сердитой Венерой. В конце концов им удается умиротворить Венеру. Психея и Эрос сочетаются браком, и вскоре у них рождается дочь, которую называют Наслаждением. Полный текст мифа, с подробными комментариями, см. в книге Эриха Ньюманна «Амур и Психея: психическое развитие

* Эрих Ньюманн, «Амур и Психея: психическое развитие женского начала». Изд. Принстонского университета, Нью-Джерси, 1971.

Писхея возвращается из Нижнего Мира со шкатулкой, которую Венера/Афродита приказала ей взять у Персефоны

Соседство религии с романами о любви может показаться странным. Тем не менее романтическая любовь представляет собой краеугольный камень культа Исиды. Эта тема развивается в ряде античных историй, где сочетаются черты современных боевиков, приключенческих и сентиментальных романов. Центральными героями этих историй обычно бывают влюбленные, насильственно разлученные пиратами, похитителями, грабителями, вождями варварских племен, природными катаклизмами, злонамеренными родственниками и т. д. Твердые в своей вере и любви друг к другу, влюбленные в конце концов воссоединяются и живут долго и счастливо. С незначительными изменениями подобные истории вполне могут лечь в основу сюжетов для современных кинофильмов или занять достойное место на полках книжных магазинов.

Одна из таких историй - «Эфесянка» Ксенофонта, в которой повествуется о невзгодах двух влюбленных. Главная героиня Антия стремится сохранить целомудрие для своего возлюбленного Гарбокрама. Она так прекрасна, что ее считают воплощением богини Артемиды (в описании Артемида предстает двойником Исиды). Антия упорно отстаивает свою честь перед многочисленными женихами, в то время как Гарбокрам попадает в плен и едва не погибает на берегах Нила. Когда они наконец соединяются по благословению Исиды, Антия приветствует Гарбокрама ритуальным поцелуем, сходным с поцелуем Исиды, оживляющей Осириса. Время для целомудрия миновало, и нам говорят, что «с тех пор их жизнь превратилась в один долгий праздник».

В данном случае Антия берет на себя инициативу в интимных отношениях. В своей книге «Исида в греко-римском мире» Р. Е. Уитт приводит следующую цитату: «Она прильнула к его губам в долгом поцелуе, и вместе с этим поцелуем все мысли, наполнявшие их разум, передались от одной души к другой». Уитт предполагает, что Антия таким образом имитирует Исиду, воскрешающую Осириса*.

* Р. Е. Уитт, «Исида в греко-римском мире». Изд. Корнеллского университета, Нью-Йорк, 1971.

Исида в романе Д. Г. Лоуренса

В своей последней книге «Мавр и человек, который умер» Д. Г. Лоуренс совместил и противопоставил тему воскрешения в культе Исиды с христианской верой. Лоуренс, в сущности, был язычником и апологетом древних культов и мистерий. Он ввел в западный мир того времени понятие священной любви и чувственности*.

* Д. Г. Лоуренс, «Мавр и человек, который умер». Нью-Йорк, 1953.

В романе Лоуренса Христу удается выжить после распятия, но в умственном и духовном отношении он становится отрешенным от всего, что произошло раньше. Он покидает тех, кто знал его, и отправляется в странствие, где случайно знакомится с жрицей Исиды, которая содержит маленький храм, посвященный богине. Уже долгое время она особенно чтит Исиду Ищущую, путешествующую в поисках Осириса. В Христе она находит своего Осириса и знакомит его с духовной стороной чувственности и плотской любви. Иисус переживает еще одно воскрешение - на этот раз в радостях и невзгодах повседневной жизни, а не в смерти. Они зачинают ребенка. Хотя враждебность родственников жрицы заставляет их расстаться, Иисус обещает вернуться к любимой. (Связь между Христом, Осирисом и Исидой рассматривается из иной перспективы в книге Кристы Кинслер «Луна под ее ногами»*,

* Криста Кинслер, «Луна под ее ногами: история о Марии Магдалине, служившей Великой Матери». Сан-Франциско, 1991

Лоуренс был не первым писателем, в книгах которого эротические моменты заслонили глубинный смысл повествования, что, впрочем, способствовало их популярности и широкому распространению. Наиболее полное описание посвящения в мистерии Исиды, дошедшее до нас, принадлежит Апулею в его романе «Золотой осел, или Метаморфозы». Популярно это произведение из-за откровенно эротических сцен. В эпоху средневековья этот роман переписывался в скрипториях монастырей по всей Европе, многочисленные рукописные копии сохранились до наших дней.

В магических романах Дион Форчун также ощущается влияние произведений Лоуренса. В своем романе «Крылатый бык» она косвенно признает этот факт, выбрав для главной героини, Урсулы Бренгуин, то же имя, которым пользовался Лоуренс для героини своего романа «Влюбленные женщины».

Магические романы Дион Форчун

Романы Дион Форчун, особенно «Лунная магия», «Морская жрица» и «Крылатый бык», повествуют о том волшебстве, которое рождается при полном развитии отношений между мужчиной и женщиной, с четкой поляризацией ролей. Отношения, которые она описывает, с полным правом можно назвать романтичными, но эта романтика лишена сентиментальности: любовь и страсть ценны не сами по себе, а как средство для духовного развития, открывающее перед человеком бесконечные возможности для самореализации. Герои ее романов играют роли жриц и жрецов; они посвящают и наставляют друг друга в традиции древнего культа Исиды.

Дион Форчун полагала, что чтение ее романов будет своеобразной литературной инициацией в мистерии Исиды. Поскольку таково было ее намерение, я не пытаюсь пересказать содержание ее романов. Они привели меня к вере в Исиду, и я настоятельно советую всем, кто испытывает интерес к Исиде, прочитать их. Сама я перечитываю их ежегодно и почти всегда нахожу новые откровения, которые пропустила или не смогла до конца осознать в прошлый раз.

Жизнь действующей пары жрец/жрица нельзя назвать легкой ни по каким меркам; отношения между мужчиной и женщиной достаточно хрупки и без дополнительной ответственности, которую влечет за собой религиозное и духовное совершенствование. Но конечная цель - создание слаженной пары, способной не только обеспечить собственную эволюцию, но и помочь другим людям обрести просветление, - достойна затраченных усилий.

Как подготовиться к выполнению такой нелегкой задачи? Начинать нужно не с поисков идеального партнера, как можно было бы подумать, и не с беспорядочных знакомств и разлук в надежде обнаружить желанного человека. Для того чтобы эффективно действовать вместе с партнером, человек должен сначала научиться самостоятельности. Каждый из нас должен трезво оценить свои качества, поскольку они все равно проявятся впоследствии, и часто не совсем так, как нам бы того хотелось.

Игнорирование любого полюса в «человеческой батарее» приводит к короткому замыканию, что проявляется в различных недомоганиях, как психического, так и физического свойства (хотя с духовной точки зрения между ними нет разницы). Это приводит к сексуальным отклонениям, насилию, депрессии, переутомлению и творческому параличу.

Люди, которые ведут очень активную жизнь и добиваются успеха в материальном мире, могут испытывать скованность и дискомфорт в духовном мире. Женщины иногда ощущают отголоски этого конфликта в своих месячных циклах; некоторые исследователи считают, что симптомы ПМС (предменструальный синдром) и других расстройств можно заметно ослабить, если женщины будут больше спать в определенные дни каждого месяца. У мужчин, чья активность проявляется во внешнем мире, конфликт чаще бывает в виде физических недугов, которые тоже ослабевают и усиливаются через регулярные промежутки времени.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНОСТИ

Представьте себя идеальным человеком, воплощающим черты, противоположные вашим в повседневной жизни.

Если вы пассивны и застенчивы, вообразите самого динамичного и общительного человека, какого только можете представить. Если вы вечно заняты и создаете столько новых проектов, что даже мысль об отдыхе кажется вам гнетущей, представьте одинокого философа, безмятежного в своей созерцательности.

Обратите внимание на образ, который вы создаете перед своим мысленным взором. Во что одет этот человек? Какое у него выражение лица? В какой обстановке он находится. Кажется ли вам, что он знает вас? Если нет, представьтесь своему созданию. Скажите ему, что вас восхищают его качества, и вы хотите время от времени обращаться к нему за советом. Послушайте, что он скажет вам. Подумайте о ситуациях, в которых вы могли бы обратиться за помощью к своему другому «я». Если хотите, можно делать записи или рисовать эскизы.

Возможно, вам понадобится более одного персонажа для создания целостной личности. В моем воображении существуют по меньшей мере двое: жизнерадостный, принципиальный мужчина, который не боится отстаивать свою точку зрения в любых обстоятельствах, и изящная темноволосая жрица, такая же таинственная и спокойная, как Лотосовый пруд, который я представляю у нее за спиной.

Кстати говоря, безупречное равновесие - это не самоцель. Вам нужно подняться на новый уровень осознания, позволяющий всесторонне оценивать ситуации, переключаясь с одного подхода на другой. Опыт и обстоятельства диктуют вам, какие аспекты вашей личности должны преобладать в данное время.

Земля - источник любви и плодородия. Земная Исида предстает перед нами в более темном аспекте, который нужно осознать, принять и включить в свой чувственный опыт. Более яркие аспекты богини останутся недоступными для нас, если мы не поймем глубину и богатство Земной Исиды. Короткая медитация, которая приведена ниже, может послужить отправной точкой для такого понимания.

Во многих египетских храмах есть подземные помещения и коридоры, которые находятся в прямом контакте с первичными силами Земли. Начиная эту медитацию, нужно помнить о том, что по другую сторону планеты простираются звездные поля, а глубоко внутри нее находится раскаленное ядро, «внутреннее Солнце».

Мы созданы Землей: наши тела состоят из звездной пыли, которая некогда уплотнилась под воздействием Солнца и образовала голубую сферу нашего общего дома. Исходный материал Земли пришел со звезд и в назначенный срок вернется к ним, чтобы начался новый цикл.

В любом посвящении последний переход считается прорывом в другую сферу бытия. С Землей мы входим в сферу звезд; в яростном пламени Солнца мы находим силу, противостоящую холоду межзвездных пространств; в звездной инициации мы познаем объединяющую ткань Вселенной; в инициации вод и приливов мы находим структуру, облекающую хаос.

Земная Исида - черная богиня, обугленная подземным огнем, темная и плодородная, как нильский ил. Она могуча и ужасна; ее движущая сила - не жизнь, а существование. Все вещи, которые существуют и имеют осязаемую форму, находятся в ее владении. Ей принадлежат кристаллы, колонны сталагмитов и суровое безмолвие гранита: все древнее и неподвижное, извечное, не считая моментов сотворения или уничтожения.

Ее чувственность выражается в грубом единении двух начал; позднее, гораздо позднее, появятся тонкие эмоции и эфирные нити, соединяющие ее жриц и жрецов. Однако без нее, Владычицы Тьмы, нет ничего. Она движет потоки лавы и воздвигает горные хребты, неразрывно связанные с плотью земли. Она дает начало линиям и формам.

С изначальных времен дети Земли высекали и рисовали на стенах пещер то, что высшие чувства нашептывали им о пришествии великой богини, которая будет царить над миром. Но до этого еще далеко; пока она безмолвно правит неосознанным бытием и первородной красотой юной планеты. Через тысячи и миллионы лет она,примет светлый образ Той, Кто Станет Покровительницей Человечества. А пока что она хранит и оберегает вещи, которые кажутся нам бездушными и безжизненными. Жизнь и смерть едины для нее - нет скорби, нет страданий. Когда-нибудь мы узнаем в ней богиню, которая научилась любить и познала горечь утраты. Сейчас она затеряна в бесконечной дали времен, и нет никого, кто мог бы осознать ее присутствие. У нее нет молитв, только команды: живи, существуй. Созерцай круговорот звезд на небосводе, ощущай тяжелую дрожь земных недр.

Исида (егип. Хест или Аст), «великая чарами», - единственная из древних богинь Египта, популярность которой перешагнула границы страны, образовав центры поклонения богине в Древней Греции и Риме. Уже в Текстах пирамид она упоминается как «любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, убитого Сетом, как заботливая мать Хора-младенца», и, соответственно, египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Настоящее происхождение этой богини, чье имя пишется иероглифом «трон», туманно, вместе с Осирисом она считалась порождением Неба (богини Нут) и Земли (бога Геба) и входила в число богов гелиопольской эннеады. Символ Исиды, царский трон, часто помещался на голове богини. Единственная деталь, дополняющая ее появление на свет это, как сообщает Плутарх, рождение «во влаге» в четвертый из пяти добавочных дней.

С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда изображалась с солнечным диском на голове, обрамленным рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Ее атрибутом был анх – символ вечной жизни. Одним из широко распространенных символов богини был амулет тет - «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы. Часто богиня предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающей каждого усопшего так же, как когда-то оплакивала самого Осириса. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет (Пер-Хеби), названный греками Исеумом (Исайон, совр. Бехбейт эль-Хагар), расположенный на западном берегу Дамиеттского рукава Нила, в восточной части Дельты. В настоящее время на его месте находятся руины. Из Дельты культ Исиды распространился по всему Египту и особенно был развит в Мемфисе и Копте, причем в последнем она считалась супругой итифаллического бога Мина, и на о. Филе, где ее оракул продолжал действовать еще в V в. В греко-римское время центром ее культа и мистерий стала Александрия.

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Обратившись в соколицу, богиня вдохнула своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, и магическим образом зачала от него своего сына Гора. В «Гимне Осирису» есть следующие строки о зачатии Исидой сына от мертвого Осириса: "… Сделавшая тень перьями своими. / Сотворившая ветер крыльями своими. /… Приявшая семя его. / Сотворившая наследника…". В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Поскольку древнейшие представления о ветре утверждают, что он создавался взмахами крыльев птицы, возможно, первоначально Исида представлялась божеством воздуха, ветра и лишь позднее была вытеснена в этой функции богом Шу. «В религиозных текстах Исида и ее сестра Нефтида называются соколицами, а египетские художники изображают Исиду крылатой женщиной, что соответствует божеству атмосферы».

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниках в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от бремени. Но самой главной чертой этой богини является способность «создавать чары». Она - повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из земли, смешанной с собственной слюной, змея, и положила его на дороге, по которой должен был пройти Ра. Укушенный змеей и умирающий от действия яда, Ра был вынужден в обмен на исцеление назвать Исиде свое тайное имя, и она стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Исида смогла магическими заклинаниями спасти младенца Гора от укуса скорпиона, когда прятала его в болотах Дельты, и с тех пор, подобно богине Селкет, она почиталась как владычица скорпионов, изображаясь иногда со скорпионом на голове.

Однако египтяне почитали Исиду и как «владычицу хлеба», и, согласно Диодору Сицилийскому, Исиде египтяне приписывали открытие пшеницы и ячменя: «...в некоторых городах и в храмах Исиды выносятся стебли пшеницы и ячменя в качестве воспоминания о том, что было обнаружено искусной богиней в древние времена». Первые колосья, срезанные во время жатвы, посвящались богине: «...ведь и ныне во время жатвы, срезав первые (колосья) и положив их, люди, (стоя) близ снопа, ударяют себя руками и призывают Исиду. И, воздавая (таким образом) честь богине за открытие зерна, они это совершают в то время года, в которое и в древности сделала Исида». К Исиде применялись эпитеты «создательница всего зеленого», «зеленая богиня, цветом подобная зеленеющей земле», «владычица хлеба», «госпожа пива», «госпожа изобилия». В коптском языке продолжает сохраняться обращенный к Исиде эпитет «хлебное поле». Исиду считали богиней хлеба и греки и называли «дающей жизнь плодам земли», «матерью хлебных колосьев», отождествляя ее с Деметрой.

Небесные проявления Исиды - это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил. На знаменитом зодиакальном рельефе из Дендеры «Орион в облике бога Осириса шагает впереди, а Сириус следует за ним на ладье, как богиня Исида». Одна из ее ипостасей отождествляется с богиней Таурт и выступает как грозная гиппопотам Исида Хесамут («Исида, мать грозная») в облике созвездия Волопаса сторожащая в небесах ногу Сета - созвездие Большой Медведицы. В позднюю эпоху «ее также ассоциировали с планетой Венерой как Вечерней звездой (дочерью солнца) или Утренней звездой (матерью солнца)». Сотис именовалась «годовой звездой» и «астрономический цикл из 1460 лет, в котором обычный неприбавленный год из 365 дней совпадал с астрономически правильным годом, определялся "циклом Сотис". Отождествление Сотис с Исидой отводило ей важную роль в мифе об Осирисе. Идентифицировали Исиду и с ее матерью - богиней неба Нут, и с древом небес и жизни, и с богиней-скорпионом подземного мира Селкет - встречаются изображения Исиды со скорпионом на голове. Вместе с Нефтидой она может представать одной из двух газелей, хранящих горизонт небес. Эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства.

Центры почитания богини были распространены по всему Египту, и «ко времени религиозно-культурного становления здесь эллинизма она стала одним из вселенских божеств». Ее культ перешагнул границы Римской империи и распространился в таких чуждых эллинизму странах как Италия, Испания, Галлия, Британия, Германия и др. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др. В Тифорее Фокидской храм Исиды почитался настолько священным, что «доступ в храм дозволен лишь тем, кого, оказав милость, Исида сама в сновидении призовет в свой храм». Богине жертвовали оленей и быков, гусей и цесарок, не разрешено было только «для жертв употреблять свиней, овец и коз». В Египте позднего периода центром культа Исиды стал храм на о. Филе: «из одной надписи нам известно, что здесь ее считали богиней еще в 453 году н. э., т. е. спустя семьдесят лет после указа Феодосия, запрещающего поклонение египетским богам».

Нефтида, выступающая в мифе сестрой Исиды, изображалась в виде женщины с иероглифом своего имени на голове. Она считалась женой Сета и матерью Анубиса, которого, родила от Осириса. Сущность этой богини в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида вместе с Исидой участвует в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа с распростертыми крыльями. «Ей поклонялись в нескольких городах, но на самом деле она была не более чем участницей погребального плача по Осирису вместе с Исидой». Оплакивание и защита умершего – все это она сделала бы и для любого другого «благочестивого усопшего человека». Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Идеограмма ее имени в качестве головного убора служит знаком, отличающим ее «от Исиды или вообще от любой другой богини».

Loading...Loading...