Российские доктрины и стратегии. Досье

Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о принятых в России комплексных правовых актах (доктрин и стратегий), связанных с безопасностью в разных областях. До настоящего времени было принято пять подобных документов. С 2014 г. такие правовые акты утверждаются в рамках закона "О стратегическом планировании в РФ" от 28 июня 2014 г.

Стратегия экономической безопасности

Первая Государственная стратегия экономической безопасности РФ была принята указом президента РФ Бориса Ельцина от 29 апреля 1996 г. Документ выделял четыре основные угрозы экономической безопасности: обеднение и имущественное расслоение населения; деформированность структуры российской экономики (в том числе усиление топливно-сырьевого сектора); неравномерность развития регионов; криминализация общества.

Новый документ от 13 мая 2017 г. выделяет уже 25 вызовов и угроз, в том числе усиление структурных дисбалансов в мировой экономике, дискриминационные меры в отношении ключевых секторов российской экономики, слабая инновационная активность.

Доктрина информационной безопасности

9 сентября 2000 г. президент РФ Владимир Путин утвердил первую версию Доктрины информационной безопасности. Документ описывал систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности государства в информационной сфере.

В доктрине было выделено четыре вида угроз информационной безопасности: угрозы конституционным правам и свободам в области духовной жизни и информационной жизни; угрозы информационному обеспечению государственной политики; угрозы развитию отечественной информационной индустрии; угрозы безопасности информационных систем в целом.

Новая Доктрина информационной безопасности была принята указом президента РФ Владимира Путина от 5 декабря 2016 г. В документе было определено уже 10 видов угроз. В частности, наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях; дискриминация российских СМИ за рубежом; рост масштабов компьютерной преступности; использование механизмов информационного воздействия террористическими и экстремистскими организациями и т.д.

Стратегия национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. утверждена указом президента РФ Дмитрия Медведева от 12 мая 2009 г., сменила утратившую силу Концепцию национальной безопасности РФ. Это базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты страны, задачи внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности и устойчивое развитие.

Понятие "национальные интересы" было определено в документе как потребность в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. В числе факторов, угрожающих национальным интересам, были перечислены "рецидивы односторонних подходов в международных отношениях", неконтролируемая и незаконная миграция, эпидемии, исчерпание энергоресурсов, рост числа стран - обладателей ядерного оружия и др.

Новая версия Стратегии национальной безопасности была утверждена президентом РФ Владимиром Путиным 31 декабря 2015 г. Национальными интересами в ней названы: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя; укрепление национального согласия; повышение качества жизни; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав.

В документе было отмечено, что Россия в последние годы продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, но угрозу ему создают наращивание силового потенциала НАТО, распространение практики свержения легитимных политических режимов и др.

Доктрина продовольственной безопасности

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации утверждена президентом РФ Дмитрием Медведевым 30 января 2010 г. и действует в настоящее время. В ней зафиксированы цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в этой области.

В частности, введено понятие продовольственной независимости - состояния экономики, при котором производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет не менее 80% потребностей населения в них. При этом планируется, что поставки рыбной продукции и сахара должны обеспечиваться внутренним производителем не менее чем на 80%, мяса - не менее 85%, молока и молочных продуктов - не менее 90%, зерна - не менее 95%.

Документ развивает положения Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.

Стратегия экологической безопасности

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. утверждена 19 апреля 2017 г. и действует в настоящее время. Она сменила Государственную стратегию Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утверждена указом президента РФ Бориса Ельцина от 4 февраля 1994 г.).

Документ развивает положения Стратегии национальной безопасности, оценивает текущее состояние экологической безопасности в России, выделяет основные глобальные и внутренние угрозы. В числе глобальных угроз - последствия изменения климата на планете, рост потребления природных ресурсов, сокращение биоразнообразия. Внутренние вызовы - высокая степень загрязнение почв, воды, воздуха; низкий уровень экологического образования и культуры; недостаточное финансирование экологических мероприятий.

В историческом плане анализ взглядов на военную политику России можно рассматривать по 7-ми этапам деятельности всех советских и постсоветских министров обороны от 80-х годов ХХ в до наших дней.

Первый этап. Наступательная доктрина Шапошникова. Развал оборонного пространства СССР (конец 80-х - декабрь 1991г.)

Маршал Дмитрий Язов до августа 1991г. доказывал, что реформирование войск невозможно, и о переходе на профессиональную армию по экономическим и политическим мотивам речи быть не могло. Поскольку армия должна быть по структуре и по численности прежней, но только профессиональной. Для этого необходимо выделять в 6 раз больше средств. Сменивший Язова генерал армии Константин Кобец, ставший по воле августовский истории 1991г. первым министром обороны РСФСР на одну неделю, вопросами военной доктрины просто не успел заняться.

Всеми ВС бывшего СССР с сентября 1991г. до декабря 1991г. стал командовать министр обороны СССР маршал авиации Евгений Шапошников. Политическое руководство России и государств СНГ на этом этапе придерживались наступательной доктрины СССР, несмотря на то, что уже были подписаны договора о Сокращении обычных вооружений в Европе.

Второй этап военный доктрины. Трансформация в объединенные Вооруженные Силы СНГ (январь 1992-июнь 1992гг.)

В переходный период от развала СССР до образования СНГ Вооруженными Силами СНГ стали именовать бывшие Вооруженные Силы СССР. Главнокомандующим ВС СНГ по преемственности продолжал оставаться маршал авиации Евгений Шапошников. Он фактически исполнял обязанности третейского судьи при «приватизации» бывшими республиками Союза тех соединений и частей бывшей Советской Армии, которые дислоцировались на их территории. Он занимался не военной доктриной, а мирным разводом группировок, когда создавались национальные армии стран СНГ.

Сразу же после развала СССР на основе Комитета по военной реформе была создана рабочая группа под руководством генерал-полковника Дмитрия Волкогонова для разработки основных нормативных документов стран СНГ. Руководством тогдашней России мыслилось, что страны СНГ останутся на правах «младших братьев» при России, касающихся основных вопросов военного строительства. Предполагалось, что государственную границу и морскую экономическую зону государств-участников СНГ будут охранять Пограничные войска СНГ, деятельность которых регламентировалась Соглашением об Объединенном командовании Пограничных войск. Основная часть документов была подписана 14 февраля 1992г. в Минске. Решение об ОВС было принято руководством Армении, Белоруссии, Казахстана. Кыргистана, России, Таджикистана, Узбекистана. Именно в этот период определились разные подходы стран СНГ к видению своего места в геополитическом местонахождении и политико-экономическом ориентировании.

Грузия, возглавляемая националистом и русофобом Гамсахурдия, готовилась к войне против Аджарии и Абхазии, и во встречах глав СНГ не принимала участия, не подписав ни одного документа. Азербайджан, Украина, Молдова не согласились с принципом создания ОВС и не подписали документы о стратегических и общих силах. Это послужило основанием для ускоренного раздела бывшей Советской армии.

Распоряжением президента РФ № 158-рп от 4 апреля 1992г. было создана Государственная комиссия по созданию Министерства обороны, армии и флота Российской Федерации.

С июня 1992г. по ноябрь 1993г. вторым министром обороны РФ Павлом Грачевым (18 мая 1992-1996гг.) были переработаны основные документы военного строительства новой российской армии. 2 ноября 1993г. была принята доктрина Ельцина-Грачева, представленная документом «Об основных положениях военной доктрины РФ». Она утверждала принцип партнерства со всеми государствами, которые не имеют агрессивных планов против нашей страны и действуют в рамках Устава ООН. О временном характере военной доктрины становилось видно из первого положения, в котором говорилось, что «военная доктрина является документом переходного периода - периода становления демократического государства».

Сменивший Павла Грачева на посту министра обороны РФ (с июля 1996г. по май 1997г.) генерал армии Игорь Родионов предложил свой вариант военной реформы, тоже основанный на резком увеличении финансирования ВС, которое Россия не могла себе позволить. В противовес ему помощник президента Юрий Батурин внес свою концепцию военной реформы, предложив, не меняя структуры армии, обойтись тем, что есть на нее в госбюджете. Сопротивление военной верхушки и практическая отстраненность президента от решения вопросов военной политики в течение 96-97гг. держали военную доктрину на непонятной нулевой отметке «отсутствия противника».

Пятый этап. Дополнения переходной военной доктрины маршалом Сергеевым (май 1997- март 2001гг.)

В рамках той военной доктрины параллельно существовали две взаимоисключающих концепции. Первая - сохранение прежней структуры, в том числе РВСН. Вторая требовала ликвидировать Ракетные войска стратегического назначения как самостоятельный вид Вооруженных Сил. В то время было создано Главное командование стратегических ядерных сил, куда были интегрированы Военно-космические силы и Ракетно-космическая оборона. Одновременно было ликвидировано Главное командование Сухопутных войск и слиты два вида Вооруженных Сил - ВВС и ПВО.

Однако в 1998г. была принята новая версия «Основных направлений военной доктрины Российской Федерации», где «ядерная стратегия как составная часть новой военной доктрины РФ определяет роль и основные задачи ядерных сил, условия, принципы, формы и способы боевого применения, основы их строительства для обеспечения военной безопасности государства.

Шестой этап. Уточнения оборонительной военной доктрины Путина-Иванова (март 2001-декабрь 2007гг.)

При министре обороны Сергее Иванове, была представлена новая оборонительная военная доктрина. Военная доктрина демократического государства с многоукладной экономикой, в которой говорилось об «органическом сочетании в ее положениях последовательной приверженностью к миру с твердой решимостью защищать национальные интересы».

Седьмой этап. Разработка очередной оборонительной военной доктрины Путина-Медведева-Сердюкова (с декабря 2007г.)

Задачу готовить новую военную доктрину поставил перед руководством Вооруженных Сил Верховный Главнокомандующий президент РФ Владимир Путин еще в июне 2005г. на заседании Совета Безопасности. И хотя напрямую об этом не говорилось, это указание следует понимать как провал прежней доктрины.

Под понятием «Военная доктрина» чаще всего понимается ряд предписаний, которые определяют, как будут использоваться военные силы и средства определённого государства, для достижения политических целей, различных глобальных военных задач и крупномасштабного военного строительства. Содержание Военной доктрины затрагивает все сферы и аспекты, которые относятся к подготовке государства к вероятной войне или отражению возможного нападения.

Такой документ существует у каждого государства и определяет военную политику государства по отношению к другим странам. Доктрину может принять как отдельное государство, так и союзное государственное образование. В последнем случае, текст документа утверждается в соответствии с военной политикой, которой придерживаются государства-союзники. Чаще всего в этом случае — сильнейшим государством в союзного блока.

Военная доктрина РФ утверждается президентом Российской Федерации. Она носит оборонительный характер, устанавливает причастность к различным военным основам по обеспечению военной безопасности страны.

По сравнению с Военной доктриной США, которая предусматривает нанесение глобального удара по любой точке мира, российская предусматривает использование вооружённых сил только в крайнем случае. При этом поддержание войск в состоянии высокой боеготовности, а также оснащение их новейшими образцами оружия и военной техники, относятся к приоритетам российской доктрины. Судя по политическому состоянию на мировой арене на 2010-2014 годы, можно с уверенностью сказать, что с каждым годом потребность в принятии новой декларации о военной политике возрастала.

В 2014 году президентом Российской Федерации была утверждена новая Военная доктрина РФ. Утвердить обновленный текст президенту пришлось из-за изменения политической обстановки в мире. В документе президент отметил, что страны-члены НАТО являются геополитическими противниками России. Кроме того, нестабильная обстановка на Украине и в странах дальнего Востока также потребовала внести некоторые изменения. С принятием нового документа 2014 года, была отменена предыдущая версия текста, которая была утверждена президентом России в 2010 году.

Утверждение Военной доктрины РФ

Новый вариант был одобрен Советом Безопасности РФ в декабре 2014 года. После этого доктрина была направлена президенту на подпись. Обновленная Военная доктрина, которая является самым важным оборонным государственным элементом, появилась 26 декабря 2014 года.

Хотя основной текст практически не изменился, различные дополнения, которые были туда внесены, значительно изменили суть документа.

Краткая история появления Военной доктрины в современной России

Первая Военная доктрина возникла в современной России ещё в 1993 году. До этого в России пользовались документами СССР, которые были приняты в 1987 году. Появление новой Военной доктрины явилось вынужденной мерой, так как политическая ситуация в мире давно требовала создания подобного целостного документа. В начале 90-х годов подобная нормативная документация имелась у большинства развитых стран. Обычно она охватывала широкий спектр военно-политических вопросов, а также определяла алгоритм действия армии в результате вражеского нападения. Следующие Военные доктрины были приняты в 2000 году, 2010 и 2014 годах.

Так как в 2015 году вышла новая Стратегия национальной безопасности, то российская Военная доктрина также была дополнена рядом изменений в 2016 году.

Если взять для примера США, то у них давно уже существует Стратегия национальной обороны, которая является аналогом российской Военной доктрины. Стратегия США представлена сборником документации, которая затрагивает широкий ряд вопросов, связанных с военной и национальной безопасностью. Кстати, именно в США была заложена традиция, согласно которой Военную доктрину страны (или её аналоги, которые могут носить другие названия) утверждал именно президент, ведь в целом ряде стран именно президент является Главнокомандующим Вооружённых Сил.

Кроме того, США разработали эффективный инструмент для внесения в неё изменений и дополнений, что часто является необходимостью крайней важности, так как политическая обстановка в мире весьма нестабильна. Данным инструментом является ежегодный доклад министра обороны, который он делает для следующих организаций:

  • Для конгресса США;
  • Для председателя Комитета начальников штабов Вооружённых сил США;
  • Для американской «White Paper».

Первая российская Военная доктрина датируется 1993 годом. Именно в этом году президент России впервые утвердил специфический документ, который касался дальнейшей военной политики России на мировой арене и в случае внезапного нападения врага. Данный документ был назван «Основными положениями Военной доктрины Российской Федерации». Перед появлением данного документа общественность была предупреждена через различные средства массовой информации. В это же время военные академии России занимались обсуждением норм, которые планировалось закрепить в тексты документа.

Основные вопросы, которые должна решать Военная доктрина России

Современная версия военного документа в состоянии ответить на ряд следующих вопросов:

  • Какая страна с наибольшей вероятностью может стать противником, и какой приблизительный сценарий будет у возможной войны;
  • Какие нюансы могут быть у предполагаемой войны;
  • Какие глобальные цели и задачи должно преследовать государство в ходе проведения войны;
  • Каким образом можно предотвратить возможное боевое столкновение, чтобы оно не «перетекло» в широкомасштабную войну;
  • Создание военной организации, которая должна будет взять на себя руководство после наступления военных действий в государственных масштабах;
  • Каким образом и с использованием каких средств будет вестись война;
  • Каким образом государство будет вести полномасштабные боевые действия;
  • Алгоритм подготовки к войне и алгоритмы применения силы в случае появления вооружённых конфликтов.

В целом, Военная доктрина Российской Федерации имеет нормативные, информационные и организационные функции, которые определяют алгоритм действий для подготовки государства к войне, а также обороне и нападению, с позиции применения военной силы.

Основные принципы и понятия Военной доктрины России

Так как большинство крупных мировых держав, которые могут стать возможными противниками России в случае войны, имеют ядерное оружие, любой военный конфликт нужно по возможности решать без применения ядерного стратегического оружия. Применение одной из враждующих сторон ядерного вооружения вызовет ответную реакцию, что может привести к глобальной мировой катастрофе. Именно поэтому российская власть делает упор на применение неядерного оружия. Большое внимание уделяется новым разработкам оружия, которое сможет уже в ближайшем будущем стать мощным сдерживающим фактором для возможных противников.

В обновлённом документе появилось новое понятие «система неядерного сдерживания». Данное понятие представляет собой комплекс различных мер, которые комплексно направлены на разработку, вооружение и применение мощного неядерного оружия на возможного противника Российской Федерации.

Изучив Военную доктрину РФ, можно выделить следующие направления в военном строительстве и военной политике, которые расположены в порядке убывания:

  • Сдерживание противника при помощи ядерного вооружения. Данный пункт предусматривает нанесение ядерных ударов по противнику после первого или в качестве ответно-встречного удара. Данный удар должны нанести железнодорожные ракетные комплексы, а также стратегические подводные лодки. В случае ответного ядерного удара, подводные лодки должны нанести общий ответный удар;
  • Оборона силами воздушно-космических войск, которая включает в себя применение высокоточных неядерных средств. Данные удары должны наноситься по скоплению сил армии США и их возможным союзникам;
  • Масштабные военные конфликты с армиями НАТО, которые могут произойти как в пределах различных границ с Россией, так и на территории стран СНГ;
  • Решение регионального Дальневосточного конфликта;
  • Конфликты с Японией, которые носят территориальный характер;
  • Отражение различного типа ракетных ударов, которые могут быть направлены на Москву. С данным вопросом должна эффективно справляться система ПРО, которая расположена в Московском регионе;
  • Различные локальные конфликты и миротворческие операции. Они могут быть как на территории России, так и на всей территории постсоветского пространства;
  • Операции, направленные на противодействие пиратству в Индийском океане, а также различные военные действия в Арктическом регионе.

Основное содержание Военной доктрины Российской Федерации

Хотя российская доктрина существенно обновилась, классификация войн и военных конфликтов совершенно не поменялась. Множество военных экспертов по-прежнему выказывает недовольство тем, что в обновлённой документации нет чёткого определения понятию «война». Это может привести к тому, что любые конфликты могут трактоваться как военное вторжение, даже если это и провокация.

Некоторые военные эксперты в 2016 году предлагали включить своё определение понятия «войны». В их определении, война — это высшая форма разрешения конфликтов среди государств, социальных, религиозных или этнических групп, которая проходит с применением вооружённого насилия высокой интенсивности. Основная цель такого мероприятия – это полное достижение определённых целей одного из участников конфликта.

Классификация войн по различным признакам

Так как в современных условиях невозможно дать полное определение термину «война» на основе нескольких критериев, система определения войн достаточно сложная. Например, можно классифицировать войну по технологическому уровню противоборствующих сторон:

  • Слаборазвитые в технологическом плане государства. Данный тип войн несёт опасность только непосредственным её участникам, так как оружие у сторон, как правило, стрелковое. Как пример, можно привести постоянные столновения в латиноамериканских странах или Африке;
  • Высокоразвитые государства. Последним примером подобного типа была Вторая Мировая война. В современных условиях война высокотехнологичных государств может привести к уничтожению всего человечества на планете;
  • Между слаборазвитыми и высокотехнологичными государствами. Как пример, можно привести войну США и Ирака, которая продолжалась с 2003 по 2011 годы.

Часто войны классифицируют по применению стратегии для достижения своих целей:

  • Самая простейшая – это использование стратегии по непосредственному физическому уничтожению противника. Как правило, данную стратегию применяют слаборазвитые государства;
  • Наиболее совершенная – это когда используется стратегия непрямого воздействия. Это может быть простейшая экономическая блокада. В более сложном случае, данный тип войны заключается в поддержке оппозиционных сил в государстве, часто это происходит с использованием косвенной или прямой поддержки войск;
  • Смешанная техника, которая включает в себя совокупность первых двух методов.

По масштабности войны бывают следующих видов:

  • Локальные. Они ведутся лишь в пределах государств-противников. Часто войны данного типа перерастают в более масштабные;
  • Региональные. Данные войны ведут несколько государств в одном из регионов. В отличие от локальных войн, цель здесь более значимая;
  • Крупномасштабные. Наиболее серьёзный тип войн. Как правило, не обычные государства, а целые коалиции государств. Последняя крупномасштабная война, которая произошла в мире – это Вторая Мировая война. Все прекрасно знают, какие страшные опустошения наносят конфликты подобного типа.

Также войны могут разделяться по типу применяемого в них вооружения:

  • Наиболее опасной может стать ядерная война. Так как крупнейшие мировые державы имеют ядерное вооружение, то при развязывании конфликта между ними, вполне может пойти в ход ядерное оружие. Это может уничтожить всё живое на земле, поэтому никто не стремится её начинать;
  • С применением оружия массового поражения. В эту группу входит как ядерное, так и химическое оружие;
  • С использованием обычных видов вооружения. В настоящее время большинство войн бывают именно этого типа;
  • В теории, могут происходить войны с использованием революционных видов вооружения.

В соответствии с нормами международного права, войны бывают:

  • «Справедливыми», то есть когда они ведутся с соблюдением норм международного права. Как правило, подобные войны ведутся для защиты национальных интересов и независимости страны;
  • «Несправедливые» войны. Это так называемая «агрессия», когда все нормы международного права нагло попираются или игнорируются.

Война может происходить между следующими участниками:

  • Среди государств;
  • Между коалицией и государством;
  • Среди коалиций;
  • Между различными этническими или социальными группами в одном государстве. Такая война называется гражданской.

Источники возникновения внешней военной опасности

Согласно новой редакции, источники внешней и внутренней военной опасности чётко определены. В зависимости от военно-политической ситуации можно определить, когда России следует готовиться к войне.

Под источниками возникновения внешней опасности понимаются следующие обстоятельства:

  • Главным источником внешней опасности считается глобальное усиление блока НАТО и дислокация его войск возле восточных российских границ. Судя по современному состоянию европейских войск НАТО, опасаться следует только американские войска. Несмотря на то, что «жёлтая» российская пресса постоянно «трубит» об опасности, которую представляют европейские войска НАТО, на самом деле, дела там обстоят не слишком радужно;
  • Обострение политической обстановки в стране. Этот пункт может включать в себя разжигание межнациональной или классовой вражды за счёт средств иностранных государств;
  • Также опасность могут представлять различные военные группировки или бандформирования, которые зачастую спонсируются потенциальным противником.

Кроме вышеперечисленного, к источникам внешней опасности относится милитаризация космоса и развёртывание противоракетной обороны рядом с российскими границами. В связи с тем, что в последние годы США активно использует систему шантажа стратегическими высокоточными ракетами, этот пункт также относится к внешним военным опасностям.

Кроме косвенных источников возникновения внешней опасности, могут быть ещё и прямые военные угрозы для России. Под такими угрозами понимается:

  • Территориальные претензии как к России, так и к её странам-союзницам. Например, ситуация с территориальными претензиями Японии к России;
  • Прямые вмешательства блока НАТО во внутренние дела России или её стран-союзниц;
  • Различные вооружённые конфликты на территории стран, которые имеют общие границы с Россией;
  • Распространение ядерных технологий, оружия массового поражения и прочих военных технологий либо оружия среди стран, отношения с которыми у России натянутые;
  • Как следствие 4-го пункта, увеличение числа государств, которые имеют в своём арсенале ядерное оружие;
  • Спонсирование мирового терроризма.

Подобные опасности могут вытекать из того, что с помощью иностранной поддержки, в некоторых странах могут устанавливаться режимы, которые будут недружелюбно настроены против России.

Опасности, которые согласно Военной доктрине России считаются внутренними

Так как крупной ядерной державе, которой является Россия, весьма опасно угрожать напрямую, часто потенциальный соперник может действовать скрытно, устраивая различные диверсии, мятежи и обострения между этническими, социальными и религиозными группами. Подобные действия представляют собой благодатную почву для появления различных внутренних опасностей на территории России. Они бывают следующих видов:

  • Усилия, направленные на изменение существующего конституционного строя;
  • Дестабилизация общей установки в стране;
  • Создание различного рода помех в работе государственных и военных объектов.

Главные угрозы для России, согласно Военной доктрине

Наиболее значительными военными угрозами, которые напрямую могут привести к военным действиям, указаны:

  • Обострения в результате военно-политических переговоров. К этой категории относятся и тупиковые переговоры, которые приводят к тому, что одной из сторон для подтверждения своей позиции в споре, придётся воспользоваться силой оружия;
  • Благоприятные условия для того, чтобы противник мог воспользоваться своими войсками;
  • Нарушения в бесперебойной работе российских ядерных и стратегических силах;
  • Прямая демонстрация военной силы на границах Российской Федерации;
  • Мобилизация в вооруженных силах близлежащих с Россией стран.

Кроме этого, перевод ряда государственных и военных органов на работу в военном режиме, косвенно свидетельствует о подготовке данного государства к войне.

Каким образом проходят военные конфликты в наши дни

Специальный раздел Военной доктрины посвящён описанию особенностей военных конфликтов, которые наиболее популярны в современном мире. Как правило, черты военных конфликтов современности включают в себя:

  • Использование невоенных и военных средств силами протестного населения;
  • Масштабность применения современного вооружения в комплексе. В качестве современного вооружения могут использоваться современные межконтинентальные ракеты и новейшее оружие, которое может действовать в соответствии с новыми физическими законами. Подобное оружие может по разрушительности не уступать ядерному;
  • Воздействие на противника по всей его территории. Причём данный пункт включает в себя не только массированные удары по суше и морю, а также полное доминирование в воздушно-космическом пространстве;
  • Избирательное поражение крупных военных объектов, использование мобильных отрядов войск специального назначения, которые способны наносить внезапные удары по противнику;
  • Быстрый переход из фазы защиты в фазу атаки;
  • Образование района военных действий.

Кроме данных особенностей, которые были прописаны ещё в предыдущей Военной доктрине, появились и новые. Например, использование частных военных компаний или использование политических сил и общественных движений в ходе военных действий.

Основы военной политики Российской Федерации

Основной раздел документа посвящён разъяснениям по поводу государственной военной политики. Тут же приведена расшифровка понятия «военная политика». В данном случае, под военной политикой следует понимать особую деятельность государства, которая непосредственно связана со всеми сферами, которые касаются организации и осуществления обороны. Причём российская военная политика затрагивает не только свои интересы, но и интересы союзных с ней государств.

Основные направления российской военной политики заключаются в следующем:

  • Стараться не допускать, сдерживать и предотвращать любые военные конфликты;
  • Постоянно совершенствовать и модернизировать свои вооружённые силы и все связанные с ними организации;
  • Совершенствовать методы применения вооружённых сил и прочих войск для большей эффективности;
  • Повышать мобильность всех видов войск.

Военная доктрина России напоминает, что ядерной потенциал страны следует рассматривать исключительно как сдерживающий фактор. При этом она предусматривает применение Россией ядерного оружия не только в случае нападения на неё с использованием любого оружия массового поражения. В случае масштабной агрессии против России, которая будет нести угрозу существованию государства, даже если при этом будут применяться обычные виды вооружения, Россия вправе применить ядерное оружие против государства-агрессора.

Этот же раздел предусматривает большинство вопросов по использованию различных военных организаций. Согласно доктрине, Россия может применять силу в следующих случаях:

  • При отражении любой агрессии, направленной в сторону России;
  • Для восстановления или поддержания мира;
  • Для защиты её граждан, даже если они находятся за пределами Российской Федерации.

Как утверждает доктрина, любое применение вооружённых сил должно проводиться масштабно и целенаправленно. При этом строго в соответствии с нормами международного права.

В новой редакции появились пункты, которые касаются военных задач в мирное время, при появлении и стабильном нарастании угрозы агрессии. Помимо этого, появились пункты, касающиеся соблюдения российских интересов в Арктике и такое понятие, как «стратегическое развёртывание вооружённых сил».

Задачи по развитию военных организаций получили несколько новых пунктов:

  • Создание и развитие мобилизационных баз, которые должны служить для стратегического развёртывания ВС;
  • Развитие методик по подготовке и мобилизации населения в случае возникновения серьёзных угроз для государства. В этот же пункт входит развитие методик по мобилизации других ресурсов, необходимых для ведения войны;
  • Усовершенствование всей системы радиационной, химической и биологической защит.

Мобилизационная подготовка и военно-экономическое обеспечение

В отличие от предыдущей редакции, новый документ уделяет повышенное внимание мобилизационной подготовке. Данная подготовка включает в себя не только подготовку вооружённых сил, но и иных организаций, с целью обеспечения защиты государства от атак, а также обеспечения различных нужд и потребностей во время войны.

Именно этот раздел косвенно намекает, что Президент РФ не исключает втягивания государства в крупномасштабный военный конфликт в ближайшее время. По крайней мере, современная политика США настолько агрессивная, что эту возможность нельзя полностью исключить. В любом случае, Россия будет готова к ведению полномасштабных боевых действий, которые могут потребовать глобальной мобилизации людских и государственных ресурсов.

Под понятием «Военная доктрина» чаще всего понимается ряд предписаний, которые определяют, как будут использоваться военные силы и средства определённого государства, для достижения политических целей, различных глобальных военных задач и крупномасштабного военного строительства. Содержание Военной доктрины затрагивает все сферы и аспекты, которые относятся к подготовке государства к вероятной войне или отражению возможного нападения.

Такой документ существует у каждого государства и определяет военную политику государства по отношению к другим странам. Доктрину может принять как отдельное государство, так и союзное государственное образование. В последнем случае, текст документа утверждается в соответствии с военной политикой, которой придерживаются государства-союзники. Чаще всего в этом случае — сильнейшим государством в союзного блока.

Военная доктрина РФ утверждается президентом Российской Федерации. Она носит оборонительный характер, устанавливает причастность к различным военным основам по обеспечению военной безопасности страны.

По сравнению с Военной доктриной США, которая предусматривает нанесение глобального удара по любой точке мира, российская предусматривает использование вооружённых сил только в крайнем случае. При этом поддержание войск в состоянии высокой боеготовности, а также оснащение их новейшими образцами оружия и военной техники, относятся к приоритетам российской доктрины. Судя по политическому состоянию на мировой арене на 2010-2014 годы, можно с уверенностью сказать, что с каждым годом потребность в принятии новой декларации о военной политике возрастала.

В 2014 году президентом Российской Федерации была утверждена новая Военная доктрина РФ. Утвердить обновленный текст президенту пришлось из-за изменения политической обстановки в мире. В документе президент отметил, что страны-члены НАТО являются геополитическими противниками России. Кроме того, нестабильная обстановка на Украине и в странах дальнего Востока также потребовала внести некоторые изменения. С принятием нового документа 2014 года, была отменена предыдущая версия текста, которая была утверждена президентом России в 2010 году.

Утверждение Военной доктрины РФ

Новый вариант был одобрен Советом Безопасности РФ в декабре 2014 года. После этого доктрина была направлена президенту на подпись. Обновленная Военная доктрина, которая является самым важным оборонным государственным элементом, появилась 26 декабря 2014 года.

Хотя основной текст практически не изменился, различные дополнения, которые были туда внесены, значительно изменили суть документа.

Краткая история появления Военной доктрины в современной России

Первая Военная доктрина возникла в современной России ещё в 1993 году. До этого в России пользовались документами СССР, которые были приняты в 1987 году. Появление новой Военной доктрины явилось вынужденной мерой, так как политическая ситуация в мире давно требовала создания подобного целостного документа. В начале 90-х годов подобная нормативная документация имелась у большинства развитых стран. Обычно она охватывала широкий спектр военно-политических вопросов, а также определяла алгоритм действия армии в результате вражеского нападения. Следующие Военные доктрины были приняты в 2000 году, 2010 и 2014 годах.

Так как в 2015 году вышла новая Стратегия национальной безопасности, то российская Военная доктрина также была дополнена рядом изменений в 2016 году.

Если взять для примера США, то у них давно уже существует Стратегия национальной обороны, которая является аналогом российской Военной доктрины. Стратегия США представлена сборником документации, которая затрагивает широкий ряд вопросов, связанных с военной и национальной безопасностью. Кстати, именно в США была заложена традиция, согласно которой Военную доктрину страны (или её аналоги, которые могут носить другие названия) утверждал именно президент, ведь в целом ряде стран именно президент является Главнокомандующим Вооружённых Сил.

Кроме того, США разработали эффективный инструмент для внесения в неё изменений и дополнений, что часто является необходимостью крайней важности, так как политическая обстановка в мире весьма нестабильна. Данным инструментом является ежегодный доклад министра обороны, который он делает для следующих организаций:

  • Для конгресса США;
  • Для председателя Комитета начальников штабов Вооружённых сил США;
  • Для американской «White Paper».

Первая российская Военная доктрина датируется 1993 годом. Именно в этом году президент России впервые утвердил специфический документ, который касался дальнейшей военной политики России на мировой арене и в случае внезапного нападения врага. Данный документ был назван «Основными положениями Военной доктрины Российской Федерации». Перед появлением данного документа общественность была предупреждена через различные средства массовой информации. В это же время военные академии России занимались обсуждением норм, которые планировалось закрепить в тексты документа.

Основные вопросы, которые должна решать Военная доктрина России

Современная версия военного документа в состоянии ответить на ряд следующих вопросов:

  • Какая страна с наибольшей вероятностью может стать противником, и какой приблизительный сценарий будет у возможной войны;
  • Какие нюансы могут быть у предполагаемой войны;
  • Какие глобальные цели и задачи должно преследовать государство в ходе проведения войны;
  • Каким образом можно предотвратить возможное боевое столкновение, чтобы оно не «перетекло» в широкомасштабную войну;
  • Создание военной организации, которая должна будет взять на себя руководство после наступления военных действий в государственных масштабах;
  • Каким образом и с использованием каких средств будет вестись война;
  • Каким образом государство будет вести полномасштабные боевые действия;
  • Алгоритм подготовки к войне и алгоритмы применения силы в случае появления вооружённых конфликтов.

В целом, Военная доктрина Российской Федерации имеет нормативные, информационные и организационные функции, которые определяют алгоритм действий для подготовки государства к войне, а также обороне и нападению, с позиции применения военной силы.

Основные принципы и понятия Военной доктрины России

Так как большинство крупных мировых держав, которые могут стать возможными противниками России в случае войны, имеют ядерное оружие, любой военный конфликт нужно по возможности решать без применения ядерного стратегического оружия. Применение одной из враждующих сторон ядерного вооружения вызовет ответную реакцию, что может привести к глобальной мировой катастрофе. Именно поэтому российская власть делает упор на применение неядерного оружия. Большое внимание уделяется новым разработкам оружия, которое сможет уже в ближайшем будущем стать мощным сдерживающим фактором для возможных противников.

В обновлённом документе появилось новое понятие «система неядерного сдерживания». Данное понятие представляет собой комплекс различных мер, которые комплексно направлены на разработку, вооружение и применение мощного неядерного оружия на возможного противника Российской Федерации.

Изучив Военную доктрину РФ, можно выделить следующие направления в военном строительстве и военной политике, которые расположены в порядке убывания:

  • Сдерживание противника при помощи ядерного вооружения. Данный пункт предусматривает нанесение ядерных ударов по противнику после первого или в качестве ответно-встречного удара. Данный удар должны нанести железнодорожные ракетные комплексы, а также стратегические подводные лодки. В случае ответного ядерного удара, подводные лодки должны нанести общий ответный удар;
  • Оборона силами воздушно-космических войск, которая включает в себя применение высокоточных неядерных средств. Данные удары должны наноситься по скоплению сил армии США и их возможным союзникам;
  • Масштабные военные конфликты с армиями НАТО, которые могут произойти как в пределах различных границ с Россией, так и на территории стран СНГ;
  • Решение регионального Дальневосточного конфликта;
  • Конфликты с Японией, которые носят территориальный характер;
  • Отражение различного типа ракетных ударов, которые могут быть направлены на Москву. С данным вопросом должна эффективно справляться система ПРО, которая расположена в Московском регионе;
  • Различные локальные конфликты и миротворческие операции. Они могут быть как на территории России, так и на всей территории постсоветского пространства;
  • Операции, направленные на противодействие пиратству в Индийском океане, а также различные военные действия в Арктическом регионе.

Основное содержание Военной доктрины Российской Федерации

Хотя российская доктрина существенно обновилась, классификация войн и военных конфликтов совершенно не поменялась. Множество военных экспертов по-прежнему выказывает недовольство тем, что в обновлённой документации нет чёткого определения понятию «война». Это может привести к тому, что любые конфликты могут трактоваться как военное вторжение, даже если это и провокация.

Некоторые военные эксперты в 2016 году предлагали включить своё определение понятия «войны». В их определении, война — это высшая форма разрешения конфликтов среди государств, социальных, религиозных или этнических групп, которая проходит с применением вооружённого насилия высокой интенсивности. Основная цель такого мероприятия – это полное достижение определённых целей одного из участников конфликта.

Классификация войн по различным признакам

Так как в современных условиях невозможно дать полное определение термину «война» на основе нескольких критериев, система определения войн достаточно сложная. Например, можно классифицировать войну по технологическому уровню противоборствующих сторон:

  • Слаборазвитые в технологическом плане государства. Данный тип войн несёт опасность только непосредственным её участникам, так как оружие у сторон, как правило, стрелковое. Как пример, можно привести постоянные столновения в латиноамериканских странах или Африке;
  • Высокоразвитые государства. Последним примером подобного типа была Вторая Мировая война. В современных условиях война высокотехнологичных государств может привести к уничтожению всего человечества на планете;
  • Между слаборазвитыми и высокотехнологичными государствами. Как пример, можно привести войну США и Ирака, которая продолжалась с 2003 по 2011 годы.

Часто войны классифицируют по применению стратегии для достижения своих целей:

  • Самая простейшая – это использование стратегии по непосредственному физическому уничтожению противника. Как правило, данную стратегию применяют слаборазвитые государства;
  • Наиболее совершенная – это когда используется стратегия непрямого воздействия. Это может быть простейшая экономическая блокада. В более сложном случае, данный тип войны заключается в поддержке оппозиционных сил в государстве, часто это происходит с использованием косвенной или прямой поддержки войск;
  • Смешанная техника, которая включает в себя совокупность первых двух методов.

По масштабности войны бывают следующих видов:

  • Локальные. Они ведутся лишь в пределах государств-противников. Часто войны данного типа перерастают в более масштабные;
  • Региональные. Данные войны ведут несколько государств в одном из регионов. В отличие от локальных войн, цель здесь более значимая;
  • Крупномасштабные. Наиболее серьёзный тип войн. Как правило, не обычные государства, а целые коалиции государств. Последняя крупномасштабная война, которая произошла в мире – это Вторая Мировая война. Все прекрасно знают, какие страшные опустошения наносят конфликты подобного типа.

Также войны могут разделяться по типу применяемого в них вооружения:

  • Наиболее опасной может стать ядерная война. Так как крупнейшие мировые державы имеют ядерное вооружение, то при развязывании конфликта между ними, вполне может пойти в ход ядерное оружие. Это может уничтожить всё живое на земле, поэтому никто не стремится её начинать;
  • С применением оружия массового поражения. В эту группу входит как ядерное, так и химическое оружие;
  • С использованием обычных видов вооружения. В настоящее время большинство войн бывают именно этого типа;
  • В теории, могут происходить войны с использованием революционных видов вооружения.

В соответствии с нормами международного права, войны бывают:

  • «Справедливыми», то есть когда они ведутся с соблюдением норм международного права. Как правило, подобные войны ведутся для защиты национальных интересов и независимости страны;
  • «Несправедливые» войны. Это так называемая «агрессия», когда все нормы международного права нагло попираются или игнорируются.

Война может происходить между следующими участниками:

  • Среди государств;
  • Между коалицией и государством;
  • Среди коалиций;
  • Между различными этническими или социальными группами в одном государстве. Такая война называется гражданской.

Источники возникновения внешней военной опасности

Согласно новой редакции, источники внешней и внутренней военной опасности чётко определены. В зависимости от военно-политической ситуации можно определить, когда России следует готовиться к войне.

Под источниками возникновения внешней опасности понимаются следующие обстоятельства:

  • Главным источником внешней опасности считается глобальное усиление блока НАТО и дислокация его войск возле восточных российских границ. Судя по современному состоянию европейских войск НАТО, опасаться следует только американские войска. Несмотря на то, что «жёлтая» российская пресса постоянно «трубит» об опасности, которую представляют европейские войска НАТО, на самом деле, дела там обстоят не слишком радужно;
  • Обострение политической обстановки в стране. Этот пункт может включать в себя разжигание межнациональной или классовой вражды за счёт средств иностранных государств;
  • Также опасность могут представлять различные военные группировки или бандформирования, которые зачастую спонсируются потенциальным противником.

Кроме вышеперечисленного, к источникам внешней опасности относится милитаризация космоса и развёртывание противоракетной обороны рядом с российскими границами. В связи с тем, что в последние годы США активно использует систему шантажа стратегическими высокоточными ракетами, этот пункт также относится к внешним военным опасностям.

Кроме косвенных источников возникновения внешней опасности, могут быть ещё и прямые военные угрозы для России. Под такими угрозами понимается:

  • Территориальные претензии как к России, так и к её странам-союзницам. Например, ситуация с территориальными претензиями Японии к России;
  • Прямые вмешательства блока НАТО во внутренние дела России или её стран-союзниц;
  • Различные вооружённые конфликты на территории стран, которые имеют общие границы с Россией;
  • Распространение ядерных технологий, оружия массового поражения и прочих военных технологий либо оружия среди стран, отношения с которыми у России натянутые;
  • Как следствие 4-го пункта, увеличение числа государств, которые имеют в своём арсенале ядерное оружие;
  • Спонсирование мирового терроризма.

Подобные опасности могут вытекать из того, что с помощью иностранной поддержки, в некоторых странах могут устанавливаться режимы, которые будут недружелюбно настроены против России.

Опасности, которые согласно Военной доктрине России считаются внутренними

Так как крупной ядерной державе, которой является Россия, весьма опасно угрожать напрямую, часто потенциальный соперник может действовать скрытно, устраивая различные диверсии, мятежи и обострения между этническими, социальными и религиозными группами. Подобные действия представляют собой благодатную почву для появления различных внутренних опасностей на территории России. Они бывают следующих видов:

  • Усилия, направленные на изменение существующего конституционного строя;
  • Дестабилизация общей установки в стране;
  • Создание различного рода помех в работе государственных и военных объектов.

Главные угрозы для России, согласно Военной доктрине

Наиболее значительными военными угрозами, которые напрямую могут привести к военным действиям, указаны:

  • Обострения в результате военно-политических переговоров. К этой категории относятся и тупиковые переговоры, которые приводят к тому, что одной из сторон для подтверждения своей позиции в споре, придётся воспользоваться силой оружия;
  • Благоприятные условия для того, чтобы противник мог воспользоваться своими войсками;
  • Нарушения в бесперебойной работе российских ядерных и стратегических силах;
  • Прямая демонстрация военной силы на границах Российской Федерации;
  • Мобилизация в вооруженных силах близлежащих с Россией стран.

Кроме этого, перевод ряда государственных и военных органов на работу в военном режиме, косвенно свидетельствует о подготовке данного государства к войне.

Каким образом проходят военные конфликты в наши дни

Специальный раздел Военной доктрины посвящён описанию особенностей военных конфликтов, которые наиболее популярны в современном мире. Как правило, черты военных конфликтов современности включают в себя:

  • Использование невоенных и военных средств силами протестного населения;
  • Масштабность применения современного вооружения в комплексе. В качестве современного вооружения могут использоваться современные межконтинентальные ракеты и новейшее оружие, которое может действовать в соответствии с новыми физическими законами. Подобное оружие может по разрушительности не уступать ядерному;
  • Воздействие на противника по всей его территории. Причём данный пункт включает в себя не только массированные удары по суше и морю, а также полное доминирование в воздушно-космическом пространстве;
  • Избирательное поражение крупных военных объектов, использование мобильных отрядов войск специального назначения, которые способны наносить внезапные удары по противнику;
  • Быстрый переход из фазы защиты в фазу атаки;
  • Образование района военных действий.

Кроме данных особенностей, которые были прописаны ещё в предыдущей Военной доктрине, появились и новые. Например, использование частных военных компаний или использование политических сил и общественных движений в ходе военных действий.

Основы военной политики Российской Федерации

Основной раздел документа посвящён разъяснениям по поводу государственной военной политики. Тут же приведена расшифровка понятия «военная политика». В данном случае, под военной политикой следует понимать особую деятельность государства, которая непосредственно связана со всеми сферами, которые касаются организации и осуществления обороны. Причём российская военная политика затрагивает не только свои интересы, но и интересы союзных с ней государств.

Основные направления российской военной политики заключаются в следующем:

  • Стараться не допускать, сдерживать и предотвращать любые военные конфликты;
  • Постоянно совершенствовать и модернизировать свои вооружённые силы и все связанные с ними организации;
  • Совершенствовать методы применения вооружённых сил и прочих войск для большей эффективности;
  • Повышать мобильность всех видов войск.

Военная доктрина России напоминает, что ядерной потенциал страны следует рассматривать исключительно как сдерживающий фактор. При этом она предусматривает применение Россией ядерного оружия не только в случае нападения на неё с использованием любого оружия массового поражения. В случае масштабной агрессии против России, которая будет нести угрозу существованию государства, даже если при этом будут применяться обычные виды вооружения, Россия вправе применить ядерное оружие против государства-агрессора.

Этот же раздел предусматривает большинство вопросов по использованию различных военных организаций. Согласно доктрине, Россия может применять силу в следующих случаях:

  • При отражении любой агрессии, направленной в сторону России;
  • Для восстановления или поддержания мира;
  • Для защиты её граждан, даже если они находятся за пределами Российской Федерации.

Как утверждает доктрина, любое применение вооружённых сил должно проводиться масштабно и целенаправленно. При этом строго в соответствии с нормами международного права.

В новой редакции появились пункты, которые касаются военных задач в мирное время, при появлении и стабильном нарастании угрозы агрессии. Помимо этого, появились пункты, касающиеся соблюдения российских интересов в Арктике и такое понятие, как «стратегическое развёртывание вооружённых сил».

Задачи по развитию военных организаций получили несколько новых пунктов:

  • Создание и развитие мобилизационных баз, которые должны служить для стратегического развёртывания ВС;
  • Развитие методик по подготовке и мобилизации населения в случае возникновения серьёзных угроз для государства. В этот же пункт входит развитие методик по мобилизации других ресурсов, необходимых для ведения войны;
  • Усовершенствование всей системы радиационной, химической и биологической защит.

Мобилизационная подготовка и военно-экономическое обеспечение

В отличие от предыдущей редакции, новый документ уделяет повышенное внимание мобилизационной подготовке. Данная подготовка включает в себя не только подготовку вооружённых сил, но и иных организаций, с целью обеспечения защиты государства от атак, а также обеспечения различных нужд и потребностей во время войны.

Именно этот раздел косвенно намекает, что Президент РФ не исключает втягивания государства в крупномасштабный военный конфликт в ближайшее время. По крайней мере, современная политика США настолько агрессивная, что эту возможность нельзя полностью исключить. В любом случае, Россия будет готова к ведению полномасштабных боевых действий, которые могут потребовать глобальной мобилизации людских и государственных ресурсов.



Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 82

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 83



а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Loading...Loading...