С какой целью существует разделение властей. Принцип разделения властей

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые появился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент и Верховный Совет, а в субъектах Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и соответствующему Совету. Эта система, развиваясь по своим законам, к середине 1992 г. обеспечила контроль властей над действиями друг друга. На начальной стадии российского реформирования взаимодействие ветвей государственной власти в России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшей компромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали над правовыми. Форма и содержание проблем, находившихся в фокусе взаимодействия властей, часто взаимоотрицали друг друга, в результате чего простые люди не понимали и не принимали реформаторские идеи, положения, программы.

Некоторые областные Советы стали полноценными представительными органами власти. Однако, получив возможность реально использовать всевластие, Советы своим вмешательством нередко блокировали деятельность исполнительных органов. В конце концов, такое двоевластие перешло в противостояние, закончившееся осенью 1993 г. вооруженным противостоянием и прекращением деятельности Советов. Это побудило власть к принятию новой Конституции.

Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Основным законом определены следующие ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Государственную власть на уровне Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума), правительство, суды - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный.

Такое разделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации всей власти одним человеком или органом; и способствует повышению эффективности управления государством, предотвращает ошибочные решения. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права и полномочия органов одной ветви власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

Целесообразно кратко рассмотреть элементы ветвей власти в Российской Федерации, их роль и функции.

Особенностью российской структуры власти является то, что согласно концепции разделения властей, президентская власть обычно рассматривается как исполнительная, однако, по российской Конституции 1993 года Президент - глава государства, а исполнительную власть осуществляет правительство РФ. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения владей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

Президент РФ - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он объединяет все власти, способствуя их согласованной и эффективной работе. Свои полномочия Президент обязан осуществлять, не подменяя ни одну из ветвей власти, не нарушая их самостоятельности и не вторгаясь в их конституционные полномочия. Ему предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти Федерации и ее субъектов. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент России избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент России выполняет следующие функции:

  • 1) назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу;
  • 2) назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы;
  • 3) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, представляет Государственной Думе кандидатуры на должности: Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
  • 4) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
  • 5) имеет право принять решение об отставке Правительства;
  • 6) рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству;
  • 7) согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
  • 8) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение;
  • 9) при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.

Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.

Исполнительная власть представлена правительством, которое самостоятельно и действует наряду с Президентом. Правительство Российской Федерации осуществляет в стране исполнительную власть. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории.

Среди полномочий Правительства Российской Федерации можно выделить следующие:

  • 1) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
  • 2) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • 3) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • 4) осуществление управления федеральной собственностью;
  • 5) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • 6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • 7) осуществление иных, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий.

В России федеральное Правительство несет политическую ответственность перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета. Недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства. Вместо ухода в отставку члены Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Законодательная власть воплощена в Федеральном Собрании. Из определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который являйся носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представляет законодательную ветвь государственной власти в России. Главная функция - законотворческая деятельность.

Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы. Депутаты Госдумы избираются населением, а членами Совета Федерации (в соответствии с новым законом о порядке формирования СФ) являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

Необходимо отметить, что первоначально статус Совета Федерации был определен таким образом, что по способу своего формирования он нарушал принцип разделения властей и требования к профессионализму парламентской деятельности. В его состав вошли и главы исполнительной власти субъектов федерации, для которых деятельность на постоянной основе в Совете Федерации, как правило, просто невозможна.

К ведению Совета Федерации относится:

  • 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • 2) утверждение Указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
  • 3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил;
  • 4) назначение выборов Президента;
  • 5) отрешение Президента от должности;
  • 6) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
  • 7) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора.

Среди полномочий Государственной Думы, закрепленных в Конституции, можно выделить:

  • 1) дачу согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
  • 2) решение вопроса о доверии Правительству;
  • 3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;
  • 4) объявление амнистии;
  • 5) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

В Конституции закреплено право обеих палат контролировать деятельность правительства. Для этого создана Счетная палата Федерального Собрания. Госдума заслушивает отчет правительства об исполнении федерального бюджета и отчеты министров по актуальным вопросам.

Судебная власть так же самостоятельна, как две другие ветви. Суд поставлен на высшую ступень системы правопорядка и законности, защиты индивидуальных и коллективных прав. Он призван защищать граждан от произвола исполнительной власти, принятия и исполнения законов, нарушающих их конституционные права и свободы.

В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть в целом едина и неделима, однако условно правосудие можно подразделить на конституционное, общее и арбитражное. В соответствии с этим существует и три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.

Суды независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Конституционный Суд:

  • 1) решает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, договоров между органами государственной власти России;
  • 2) дает толкование Конституции.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

1 . Появление и становление принципа разделения властей.


2. Сущность принципа разделения властей.


3 . Принцип разделения властей в России:


а) понимание принципа разделения властей в постреволюционной России.


б) особенности принципа разделения властей характерные для российской конституции.


в) один из взглядов на принцип разделения властей в современной научной литературе.


г) недостаточность правового регулирования разделения властей на современном этапе.

4 . Модернизация принципа разделения властей.


5 . В Ы В О Д.


Появление и становление принципа разделения властей.


Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной власти сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков. в зачаточном состоянии она присутствовала уже во взгляда древнегреческих философов (Аристотель, Полибий) . однако утверждение разделения власти как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями 17 –18 веков, когда Д.Локк и Ш. Монтескье сформировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственным феодальным монархиям. * Они выдвинули тезис о необходимости разделения государственной власти н законодательную, исполнительную и судебную.

Первая должна быть избрана народом (т.е. парламент) , исполнительная власть должна осуществляться главой государства, а судебная власть должна быть представлена независимым судом, а не Королевским.

Против этой концепции выступал Ж.-Ж. Руссо. Он отстаивал единство власти и отвергал концепцию разделения властей не столько с организационно – правовых позиций сколько с позиций социологических.он утверждал, что вся власть должна принадлежать народу, её нельзя делить, отчуждая от народа, а формой осуществления власти народом должно было служить народное собрание.**

Первые конституции США и Франции закрепили, хотя и в разных вариантах,разделения властей, видя в нем

________________________________________________

* М. В. Баглай, Конституционное право России, Норма, Москва, 1998 год, стр. 129.

** В. Е. Чиркин, Конституционное право: Россия и зарубежный опыт, Зерцало, Москва, 1998 год, стр. 245 .


важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государств: охрана прав и свобод человека и гражданина.

Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 года включает бессмертные строки: “ Всякое общество, в котором не обеспечивается пользование правами и не проведено разделения властей не имеет конституции” ст. 16 .

Указанный принцип оказался жизнеспособным и нашел воплощение в конституциях цивилизованных стран *.

Историческая практика показала, что сосредоточение в одних руках законодательных, исполнительных и судебных функций приводит к установлению в стране диктаторских режимов, Так и произошло в России в начале 20 века,разделение властей было отвергнуто марксизмом –ленинизмом. в соответствии с этим учением в России, а затем и ряде других стран было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.**


_________________________________________________

*И. Коваленко, Конституционное право РФ, Артания, Москва,1995 год, стр. 100 .

** М. В. Баглай, Конституционное право России, Норма, Москва, 1998 год, стр. 129.


Сущность принципа разделения властей.

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким –либо одним институтом государства.*

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничеие их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.**

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако

*Конституция РФ, Комментарии, Юридическая литература, Москва,1994 год, стр. 96

** И. Коваленко, Конституционное право РФ, Артания, Москва,1995 год, стр. 100


органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и

прежде всего конституционных, как со стороны

законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.*

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления. Здесь, как и в любом конституционно- правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств, т. е., например, парламент ** может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент

Если говорить о президенте республики, то здесь разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой “ сдержек и противовесов” , которая не только позволяет разделить три ветви власти, но и конструктивно уравновесить их.

Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Президент делит исполнительную власть с правительством, которое в свою очередь должно опираться на поддержку парламентского большинства.

*А. Е. Козлов Конституционное право России, Москва, БЕК, 1996 год, стр. 245



Принцип разделения властей в России.

Понимание принципа разделения властей в постреволюционной России.

Теория “разделения властей” – буржуазная политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций,осуществляемых независимыми друг от друга государственными органами.*

Учение о разделении властей связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти.

По словам Ф.Энгельса теория разделения властей представляет собой “….. не что иное, как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля”.**

С утверждением капиталистического строя принцип

разделения властей был провозглашен одним из основных принципов буржуазного конституционализма, что было впервые отражено в конституционных актах Великой Французской Революции.

Марксистско-ленинская теория отвергает теорию разделения властей как игнорирующую классовую природу государства.

Существование в социалистическом государстве государственных органов с различной компетенцией означает, что принцип единства государственной власти требует разграничения между ними функции по


*Юридический энциклопедический словарь, Советская энциклопедия, Москва,198 год, стр.402

**К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинен., изд.2 ,том 5 стр.203


осуществлению государственной власти *- такая трактовка данного принципа характерна для большинства авторов советского периода.

В РФ принцип разделения властей впервые закреплен в конституции РСФСР, но, как было сказано выше, нарушение этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис.

Поэтому Конституция 1993 года фиксировала этот принцип как одну из основ конституционного строя.**


Особенности принципа разделения властей характерные для Конституции РФ.

Ст. 10 Конституции РФ провозглашает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.Конституция вверяет каждую из этих ветвей власти соответствующему органу действующему самостоятельно.

Более чем скромное наполнение столь сложного и важного принципа порождает вопросы, ответы на которые даются конституционными нормами, определяющими механизм государственной власти.**

Следует помнить, что все высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостность концепции народного суверенитета, Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Важной особенностью российской конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из

*Здесь имеются в виду разделы Конституции в которых говориться о полномочиях Президента, Федерального собрания и т.д.

трех властей. Он глава государства и обязан обеспечить согласованное функционирование и взаимное действие органов государственной власти.*

Но при этом Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального собрания или судебных органов– Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.

В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти.**

Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализе положения данных высших органов государственной власти, чтобы лучше уяснить механизм действия принципа разделения власти в Российской Федерации.

Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. “Президент РФ является главой государства” (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины “высшее должностное лицо” и “глава исполнительной власти”. Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его “отлучения” от исполнительной власти. Термин “глава государства” более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин “президентская власть”, то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных

_______________________________________________

*В. Е. Чиркин, Конституционное право: Россия и зарубежный опыт, Зерцало, Москва, 1998 год,

**Вопрос о принадлежности Президент к исполнительной власти до сих пор остается спорным в научной литературе.

полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью. Полномочия Президента вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонён, или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он

нуждается в утверждении своих идей.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент вправе распускать Государственную Думу, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации, Роспуск Думы возможен в случае трёхкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом: 1) в течении года после её избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничения прав Президента в этой области свидетельствует о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и не желательное. При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от

Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру - это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента: “а) применение к нему термина “парламент” означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта; б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа; в) Федеральное Собрание - законодательный орган Российской Федерации”. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.


Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношении судебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции Российской Федерации, п.2 Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в)договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их


отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конкретное содержание принцип разделения властей состоит в следующем:

· Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом.

· Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства и лишь в некотором отношении Парламенту.

· Судебные органы независимо и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно.

· Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативу другой власти,а тем более сливаться с другой властью.

· Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом.

· Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено,безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. *


Один из взглядов на принцип разделения властей в современной научной литературе .

Демократический республиканский правовой строй

____________________________________________

* М.В. Баглай, Б.И. Габричидзе, Конституционное право России, Москва, Инфра-М, 1996 год, стр.129

предполагает разделение власти на создающую закон и следящую за ее исполнением, соответственно этому принципу, систем государственной власти в России может быть основана на подлинном разделении на законодательную, исполнительную и судебную.

Идею разделения властей в России следует проводить в трех плоскостях.*

1. Ни один орган власти или политическая организация не могут игнорировать либо приостанавливать деятельность конституционно закрепленных институтов, бесконтрольное отправление властных функций, стремиться к упразднению конституционного строя, его нравственной и социальной опоры. Принципиально исключается возможность узурпации власти и порождаемого этим населения.

2. Функционально разделение властей предполагает

соответствующую организацию законодательного исполнительного и судебного механизмов. законодательная власть ограничивается референдумом, прямыми выборами Президент, его правовым вето, Конституционным Судом; внутренним ее ограничением являются две платы Парламента. Исполнительная власть ограничивается ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов,должна сохраняться также внутренняя разделенность, воплощенная в том,что Конституционный Суд выделяется из общей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей.

3.Конституция обеспечивает правовые и экономические условия самоуправления и саморазвития различных ________________________________________

культурных, социальных,производственны, религиозных и иных. тому же служит отделение экономической системы от политики и власти, принцип нейтралитета по отношению к различным укладам хозяйства,равенство различных секторов экономики перед законом.


Недостаточность правового регулирования разделения властей в России на современном этапе.

Говоря о конституционном закреплении системы и структурно функциональной организации федеральных органов государственной власти необходимо отметить, что для их согласованного взаимодействия наличие и действие конституционны норм явно не достаточно. *

Требуется специальный федеральный закон,закрепивший бы процедуры осуществления полномочий органов власти и формы их взаимодействия. Правовое урегулирование этих вопросов в одном законодательном акте способствовало бы их сбалансированному и согласованному функционированию, невмешательство в компетенцию друг друга.*

На основе единой концепции, исключающей дублирование и противоречивость положений о полномочиях федеральных органов государственной власти, удалось бы выработать такой законодательный акт, который стал бы правовым основанием их слаженной и ритмичной работы.


*М. В. Баглай, Конституционное право России, Норма, Москва, 1998 год.

**по мнению Румянцева, которое он высказывает в своей работе, правового регулирования данного вопроса тоже не достаточно. Требуется появление нового государственного органа “ Государственный Совет” –координирующего и контролирующего три ветви власти

представляется что в таком акте следует прежде всего четко определить состава. структуру федеральных органов власти; порядок осуществления конституционных полномочий в процессе их взаимодействия. *В этой связи особое значение имеет законодательное закрепление процедуры формирования органов, в которых неизбежно участвуют соответствующие властные структуры Федерации. Взять хотя бы процедуру назначения Председателя Правительства РФ. Участие в ней Президента и Государственной Думы предусматривается Конституцией. Однако процесс его назначения не регламентирован до сих пор, действующим законодательством. В Конституции устанавливается, что Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства России.

Целесообразно было б закрепить в законодательном порядке способы разрешения разногласий между Президентом России и Государственной думой по кандидатуре Председателя правительства, предусмотреть в законе согласительные процедуры на этот счет. Это касается и других властных федеральных структур государства.


* М.В. Баглай, Б.И. Габричидзе, Конституционное право России, Москва, Инфра-М, 1996 год.


ВЫВОД:

Принцип разделения властей является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.

Рассмотрев как исторический опыт, так и современное положение вещей, мы можем сделать вывод о том что в странах, которые отказались от принципа разделения властей устанавливался антидемократический политический режим, т.е. мы уже не можем говорить о правовом государстве.

Таким образом принцип разделения властей следует считать основой построения органов демократического правового государства.

Кроме того не стоит забывать о том, что с развитием правового государства все более частым становиться отхождение от строгого принципа разделения властей на законодательную. исполнительную и судебную


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция рф

2. Конституция рф. Комментарии “юридическая литература” , москва,1994 год

3. Юридический энциклопедический словарь, “советская энциклопедия” .москва, 1987 год

4. М. В. Баглай, конституционное право россии, норма, москва, 1998 год,

5. М.в. баглай, б.и. габричидзе, конституционное право россии, москва, инфра-м, 1996 год.

6 .и. Коваленко, конституционное право рф, артания, москва,1995 год,

7. А. Е. Козлов конституционное право россии, москва, бек, 1996 год,

8. А.а.мишин “теория разделения властей”,

Советская научная литература, саратов, 1985 год

9. В. Е. Чиркин, конституционное право: россия и зарубежный опыт, зерцало, москва, 1998 год

10. О.г. румянцева “основы конституционного строя россии” , юрист, москва,1994 год.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Система сдержек и противовесов - это практическое применение концепции разделения властей. Теория распределения полномочий между несколькими органами и учреждениями, независимыми друг от друга, зародилась много столетий назад. Она стала результатом длительного развития государственности и поиска эффективного механизма, препятствующего появлению деспотизма. Система сдержек и противовесов - это производная от принципа разделения властей, воплощающая его на практике в виде соответствующих положений конституции. Наличие подобного механизма является неотъемлемой характеристикой демократического государства.

Античный мир

Идея разделения властей уходит корнями в глубокую древность. Примеры её теоретического обоснования и практического применения можно найти в истории античной Греции. Политический деятель и законодатель Солон установил в Афинах систему управления государством, в которой присутствовали элементы разделения властей. Он наделил равными полномочиями два учреждения: Ареопаг и Совет четырёхсот. Эти два государственных органа стабилизировали политическую ситуацию в обществе путём взаимного контроля.

Понятие разделения властей было сформулировано древнегреческими мыслителями Аристотелем и Полибием. Они указывали на преимущество государственного устройства, в котором составные элементы являются независимыми и практикуют взаимное сдерживание. Полибий сравнивал такую систему со сбалансированным кораблём, способным выстоять против любой бури.

Развитие теории

Средневековый итальянский философ Марсилий Падуанский в своих работах, посвящённых созданию светского государства, высказал идею разграничения законодательной и исполнительной власти. По его мнению, ответственность правителя заключается в соблюдении установленного порядка. Марсилий Падуанский считал, что правом создавать и утверждать законы обладает только народ.

Джон Локк

Принцип разделения властей получил дальнейшее теоретическое развитие в эпоху Возрождения. Английский философ Джон Локк разработал модель гражданского общества, основанного на подотчётности короля и высших сановников конституции. Выдающийся мыслитель не остановился на разграничении законодательной и исполнительной власти. Джон Локк выделил ещё одну - федеративную. По его предположению, в компетенцию этой ветви власти должны входить дипломатические и внешнеполитические вопросы. Джон Локк утверждал, что распределение ответственности и полномочий между тремя данными компонентами системы государственного управления исключит опасность сосредоточения слишком большого влияния в одних руках. Идеи английского философа получили широкое признание последующих поколений.

Шарль-Луи де Монтескье

Теоретические построения Джона Локка произвели глубокое впечатление на многих просветителей и политических деятелей. Его доктрину о разделении властей на три ветви переосмыслил и развил французский писатель и юрист Монтескье. Это произошло в первой половине 18-го века. Структура общества, в котором жил француз, во многом сохраняла черты, свойственные феодализму. Сформулированная писателем теория казалась его современникам слишком радикальной. Доктрина Шарль-Луи де Монтескье о разграничении властей противоречила устройству монархической Франции. Европейские государства в ту эпоху продолжали основываться на средневековых сословных принципах, делящих общество на потомственных аристократов, представителей духовенства и простолюдинов. В наши дни теория Монтескье считается классической. Она стала краеугольным камнем любого демократического государства.

Основные положения теории

Монтескье обосновал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Разграничение и взаимное сдерживание трёх элементов призваны не допустить установления диктатуры и злоупотребления полномочиями. Монтескье считал деспотизм наихудшей формой правления, базирующейся на страхе. Он подчёркивал, что тираны действуют исключительно по своему произволу и не соблюдают никаких законов. По мнению Монтескье, объединение трёх ветвей власти неизбежно приводит к появлению диктатуры.

Французский мыслитель указал основной принцип успешного функционирования разделённой структуры управления государством: не должно существовать возможности подчинения одной составной части системы двумя другими.

Конституция США

Впервые идея разграничения трёх ветвей власти обрела юридическую форму в ходе Американской революции и войны за независимость. В конституции США была последовательно отражена классическая модель разделения полномочий в сфере государственного управления, разработанная Монтескье. Американские политические лидеры дополнили её некоторыми усовершенствованиями, одним из которых является система сдержек и противовесов. Это механизм, обеспечивающий взаимный контроль трёх ветвей власти. Значительный вклад в его создание внёс четвёртый президент США Система сдержек и противовесов - это частичное совпадение полномочий разделённых властей. Например, суд может объявить недействительным решение законодательного органа, если оно не соответствует конституции. Президент страны, являясь представителем исполнительной власти, также обладает правом вето. В компетенцию главы государства входит назначение судей, но их кандидатуры должны получить одобрение со стороны законодательного органа. Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей и механизм её эффективного применения на практике. Положения конституции США, выработанные Мэдисоном, действуют до сих пор.

Российская федерация

Принципы, сформулированные Монтескье и усовершенствованные лидерами Американской революции, включены в законодательства всех демократических государств. В современной конституции Российской Федерации также закреплено разделение властей. Специфика реализации этого принципа заключается в том, что согласованное функционирование всех ветвей обеспечивает президент страны, который формально не относится ни к одной из них. Ответственность за выработку и принятие законов лежит на Государственной Думе и Совете Федерации, представляющих собой двухпалатный парламент. Осуществление исполнительной власти находится в компетенции Правительства. Оно состоит из министерств, служб и агентств. Судебная власть в Российской Федерации наблюдает за деятельностью парламента и оценивает соответствие принимаемых законов конституции. Кроме того, она проверяет правомерность нормативных актов, издаваемых Правительством. Конституция содержит специальную главу, посвящённую судебной власти в Российской Федерации.

Великобритания

Многие эксперты считают, что в государственном устройстве Соединённого Королевства принцип разделения властей фактически не воплощается. В Великобритании существует историческая тенденция слияния законодательных и Премьер-министр принадлежит к самой влиятельной политической партии. Он наделяется широкими полномочиями и обычно имеет поддержку большинства парламентариев. Независимость судебной власти не ставится под сомнение, однако она не оказывает существенного влияния на деятельность остальных государственных органов. Наивысшим авторитетом в Великобритании традиционно считаются законодательные структуры. Судьи не могут критиковать решения, одобренные парламентом.

Франция

Конституция Пятой республики отводит особое место главе государства, избранному всенародным голосованием. Президент Франции назначает премьер-министра и членов правительства, определяет внешнюю политику и ведёт дипломатические переговоры с другими странами. Однако доминирующее положение главы государства может быть значительно ограничено оппозиционными ему силами в парламенте.

Французская конституция предусматривает разделение властей. Исполнительная ветвь состоит из президента и кабинета министров. Законодательные функции принадлежат Национальному собранию и Сенату. Роли сдержек и противовесов играют многочисленные независимые агентства, входящие в состав структур исполнительной власти. Они часто консультируют парламент по поводу различных законопроектов. Эти агентства выступают в качестве регуляторов и даже наделены некоторыми юридическими полномочиями.

trias politica ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть

    ✪ Выпуск 9. Разделение властей

    ✪ 35 Разделение властей

    ✪ Разделение властей. Суд

    ✪ 5.3 Разделение властей 📚 ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ с нуля

    Субтитры

История

Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII веке до н.э. . Тогда Ликург отвел свою роль народу, аристократии и царям, и создал государственный строй, который просуществовал более 800 лет .

В истории имеются другие примеры разделения властей. Так, в империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики - наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов , сенат и комиции . Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.

Одним из первых теоретиков теории разделения властей является средневековый мыслитель XIV века Марсилий Падуанский . В своём трактате "Защитник мира" (Defensor pacis) Марсилий теоретически обосновывает необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную, хотя основную часть его труда занимает обоснование отделение церкви от государства.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Д. Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё , который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII - начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года . При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон , Дж. Мэдисон , Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ). Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Германия

Хотя формально президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвёртой ветвью власти - "президентской". Но это противоречит статье 10 Конституции РФ, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему её органов.

Действительно, у президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти . Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."

По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, функции которых определены в конституции

Кроме президента, в конституции указаны и другие органы государственной власти, не входящие в традиционную систему разделения властей:

  • Администрация президента РФ - обеспечивает деятельность президента РФ;
  • Полномочный представитель президента РФ - представляют президента РФ в высших судебных и законодательных органах РФ, а также в федеральных округах;
  • Органы прокуратуры РФ - генеральный прокурор назначается Советом Федерации и осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;
  • Центральный банк РФ - председатель Центрального банка РФ назначается Государственной Думой. Основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, - обеспечивание роста экономического потенциала страны и стабильности, осуществляет эмиссию денежных средств;
  • Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ - половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина - Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные органы.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся мировые судьи, а также - в некоторых субъектах - конституционные (уставные) суды. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Франция

  • Президент Республики Франция. Избирается всеобщим голосованием сроком на пять лет. Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. Президент ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Исполнительные функции. Председательствует на заседаниях правительства. Президент назначает премьер-министра, прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке правительства. По представлению премьер-министра президент назначает других членов правительства и прекращает их полномочия. Может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Назначает на гражданские и военные государственные должности. Президент является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.
  • Исполнительная власть. Правительство определяет и проводит политику нации. Оно ответственно перед парламентом на условиях и в соответствии с процедурами. Премьер-министр руководит деятельностью правительства. В исключительных случаях он может по специальному поручению замещать президента в качестве председателя на заседаниях совета министров с определенной повесткой дня.
  • Законодательная власть принадлежит Парламенту , включающему в себя две палаты - Сенат и Национальное собрание . Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания по определенной повестке дня. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента.
  • Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи - несменяемы. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви - саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё в работах (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти

История

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была в конституции Римской республики. Древние римские правительства были три основные силы, консулов, сената и сборки.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело кконституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Германия

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

  • Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).
  • Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.
  • Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества нижестоящих судов.

Российская Федерация

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство "осуществляет исполнительную власть в РФ". "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."

По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Loading...Loading...