Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. Органы социального партнерства. Досудебное разрешение конфликтов

Статья 23 ТК РФ дает следующее определение социального партнерства. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Взаимодействие может проявляться, как основная форма социального партнерства, в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК). Наряду с этим стороны могут использовать иные способы взаимодействия и координации своих действий.

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п. (ст. 35 ТК).
Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают и необходимость обеспечения эффективной деятельности организации и создания системы гарантий трудовых прав работников. Это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утверждаемые совместно с представителями работников или с учетом их мнения.
Закон различает участников и стороны социального партнерства.
Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК). Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, согласовывают свои интересы.
Участниками социального партнерства являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовки проектов и заключении соглашений различного уровня. Однако они не являются стороной соответствующего соглашения и не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ.
В статье 24 ТК приводятся следующие основные принципы социального партнерства:
1) равноправие сторон. Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, создании комиссий по регулированию социально – трудовых отношений. Каждая из сторон может выступать инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений;
2) уважение и учет интересов сторон. Социальное партнерство основывается на заинтересованности сторон в сотрудничестве, уважении интересов и мнений представителей работников и работодателей;
3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров. Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, в установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения;
5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно- договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК). Коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренных законодательством о труде (ст. 9 ТК);
6) полномочность представителей сторон. Полномочность представителей сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны (ст. ст. 30, 31, 33, 34 ТК).
В том случае, когда полномочия представлены документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК), однако в соответствии со ст. 20 ТК такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, с которым он уполномочен проводить коллективные переговоры или участвовать в других формах социального партнерства. Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный орган на представительство своих интересов в ходе коллективных переговоров.
Иные представители работников получают свои полномочия на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на его решение (протокол);
7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно;
9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Это означает, что нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово - экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств;
10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Обязательность обеспечивается как возможностью вступления в коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК);
11) контроль выполнения принятых коллективных договоров, соглашений. Указанный контроль является одним из способов обеспечения выполнения условий договорных актов;
12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Изложенные принципы устанавливают правовые основы взаимодействия социальных партнеров - работников и работодателей.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются сторонами социального партнерства. Их роль заключается в защите общественных интересов при обсуждении коллективно-договорного регулирования или учете мнения социальных партнеров в ходе принятия важных политических, экономических и правовых решений. Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты. Однако ни органы исполнительной власти, ни органы местного самоуправления не несут никаких обязательств, вытекающих из заключенных с их участием соглашений.

Они использовались с ранних лет прошлого века и считаются подходящими для сидения с профессиональными судьями, поскольку они обеспечивают профессиональные знания и опыт; они укрепляют доверие Суда; они позволяют гражданам контролировать функционирование судебной системы; они способствуют приемлемости решений Суда; и утверждают, что они дешевле адвокатов. Это были основополагающие факторы, по которым необходимо было иметь членов и оценщиков с момента создания Суда. В нынешних судебных реформах было рассмотрено дело о включении людей в судебные решения.


Система социального партнерства

Система социального партнерства включает следующие уровни:
1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На федеральном уровне могут заключаться: генеральные и отраслевые соглашения;
2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации. На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональные и отраслевые соглашения;
3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение;
5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Следует отметить, что экономическое и правовое положение социальных партнеров различно.

Досудебное разрешение конфликтов

Справедливость Эдвард Мурити из Высокого суда Момбаса решительно возражает, что участие людей в судебных функциях имеет жизненно важное значение и может привести к судам без законно подготовленных судей через 100 лет. Мы хотели бы, чтобы социальные партнеры были заняты больше, и потому, что у вас есть опыт работы с истинным народным судом, на самом деле нужно освободить Индустриальный суд адвокатов менее чем за 50 лет. Промышленный суд Ирландии функционирует без подготовленного юриста из числа своих судей.


Формы социального партнерства


Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению. Коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений являются главной формой социального партнерства. Это реализация работниками (в лице их представителей) и работодателями права на коллективно-договорное регулирование;
2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Взаимные консультации осуществляются, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (ст. 35 ТК).
Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК);
3) участие работников, их представителей в управлении организацией (ст. 53 ТК);
4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров. При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (ст. ст. 384-389 ТК). При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: по соглашению сторон из их представителей создается комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража и др. (ст. ст. 401-404 ТК).
Изложенные формы социального партнерства относятся к основным формам, но не содержат исчерпывающий перечень. Помимо них в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой используются и другие формы, например, создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов и др.

Закон о промышленном суде столкнулся с несколькими проблемами, в основном по вопросу перехода. Положения, касающиеся срока пребывания судей в Суде, привели к судебному разбирательству в Высоком суде, и мы не можем обсуждать это здесь, в знак уважения к принципу субаддииса. Имелись противоречивые сигналы о позиции обслуживающих членов Суда, при этом Закон прямо указывал, что Суд был надлежащим образом составлен для целей его разбирательства одним судьей при сохранении условий службы всех сотрудников Суда в других положениях.

Генеральный прокурор предложил поправки к Закону в соответствии с Законом о законе о статусе. Предложения касались перезаписи полного акта парламента в соответствии с поправками. Среди предложений было изменение названия Суда, от Индустриального суда до суда по трудоустройству и трудовым отношениям. Однако статья не заставляет Парламент создавать Суд, называемый Судом по трудоустройству и трудовым отношениям; он просто говорит, что парламент создает суды для рассмотрения и определения споров в сфере занятости и трудовых отношений.


Особенности применения норм социального партнерства в сфере труда


В статье 28 ТК РФ излагаются особенности применения норм Трудового кодекса в части социального партнерства в сфере труда к служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации, которые устанавливаются федеральными законами.
Для государственных служащих, а также других категорий работников, названных в ст. 28 ТК, действующим законодательством никаких особенностей в осуществлении социального партнерства не установлено. Международная организация труда (МОТ) в Конвенции № 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» (1978 г) подчеркнула, что государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти.

Другие утверждали, что им нужно оторваться от старого Промышленного суда, но какое добавочное значение оно дает кенийцам, учитывая богатое наследие Промышленного суда? У южноафриканцев есть Трудовой суд, а у нигерийцев есть Промышленный суд. Для ребрендинга не важно; важная реформа заключается в укреплении Промышленного суда в соответствии с Конституцией. Закон не является статичным, и в наши законы всегда будут внесены изменения. Однако необходимо проявлять осторожность, чтобы не спешить законы, а затем проводить остаток нашей жизни, руководствуясь этими законами.

Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.

Закон о промышленном суде требует минимальных изменений. Мы не можем тратить все наши ресурсы в отелях, обсуждая новые законы и правила. Должны быть периоды спокойного осуществления законов. Мы не можем продолжать именовать и переименовывать Промышленный суд и изменять его конститутивные и процессуальные законы.

Ключевые положения системы

Промышленный суд теперь интегрирован с традиционной судебной системой. Он по-прежнему является специализированным судом, но он отстранен от Министерства труда и судебной власти. Промышленные суды, которые функционируют вне традиционной судебной системы, иногда неправильно понимаются и характеризуются как сумасшедшие судебные органы. Никто в демократической стране не хотел бы, чтобы рост безудержной судебной власти сильно нуждался в сдержанности. Реформа и вход в основную судебную систему были обусловлены не жалобами, которые мы не доставляли по старому порядку.

Понятие социального партнерства

Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:

Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления. Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон. В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.

Специализация в разрешении трудовых споров основывается на теме, позволяющей бедному рабочему классу получить доступ к промышленной справедливости. Было давно признано, что этот класс будет иметь трудности с доступом к промышленной справедливости. Традиционная судебная система, в которую нас толкнули, рассматривалась как систематически противоположная интересам трудящихся в сфере профсоюзов и коллективных действий. Традиционные судебные органы, и это не ограничивается Кенией, считаются предвзятыми в пользу работодателей или, по крайней мере, не знают о тяжелом положении работников.

Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.

Формы социального партнерства

Проявляется социальное партнерство в разных формах. К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.

Хотя мы перешли в сферу традиционной судебной системы, Конституция сохранила нашу специализацию. Доступ к правосудию гарантирован. Статья 48 обязывает государство обеспечивать доступ к правосудию для всех, включая работников и работодателей, и если какая-либо плата должна быть выплачена, она должна быть разумной и не препятствовать доступу к правосудию. Статья 22 предоставляет каждому лицу право возбуждать судебное разбирательство при исполнении билля о правах и предусматривает как индивидуальное, так и представительное разбирательство.

Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:

  • Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
  • Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
  • Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
  • Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.

Основные принципы социального партнерства

Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:

Статья 258 распространяет аналогичный доступ к аналогичным лицам в отношении исполнения конституции. В соответствии со статьей 22 Главный судья обязан устанавливать правила, регулирующие процедуры, возбужденные по статье 22, и при этом руководствуется следующим принципом: формальности, касающиеся разбирательства, сохраняются как минимум; если необходимо, разбирательство должно проводиться на основе неофициальной документации; суд не должен быть необоснованно ограничен процедурной техникой; и Суд разрешил участие друзей Суда.

Органы социального партнерства

Эти руководящие принципы отражают тип правил, которые регулировали процедуры промышленного суда с самого начала. Они особым образом являются продуктом нашего социального диалога. Важно знать, что Промышленный суд теперь может иметь дело с толкованием Конституции, поскольку это толкование относится к вопросам, находящимся под юрисдикцией Промышленного суда. Мы уже видим преимущества нашего воссоздания в соответствии с Конституцией.

  • Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
  • Документированная полномочность сторон;
  • Взаимоуважение интересов сторон;
  • Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
  • Заинтересованность всех сторон;
  • Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
  • Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
  • Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
  • Контролирование выполнения условий колдоговоров;
  • Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
  • Ответственность за их неисполнение.

Уровни социального партнерства

Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:

Основные принципы социального партнерства

Эти выгоды свидетельствуют о том, что опасения, что сотрудники больше не будут иметь легкий доступ к промышленной справедливости, могут быть более очевидными, чем реальными. У нас как у Суда есть четкий мандат. Новая судебная архитектура, создающая специализированный Суд по трудоустройству и трудовым отношениям, способствует единству трудового законодательства. Это позволит избежать фрагментации трудового законодательства и избежать нерациональных дебатов о том, какой суд компетентен по какому вопросу.

  • Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
  • Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
  • Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
  • Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
  • Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.

Органы социального партнерства

Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.

Было указано, что судебная практика традиционной судебной системы по вопросам занятости не всегда согласуется с практикой нашей системы. Промышленный суд в своем нынешнем составе более приспособлен к разработке последовательных доктрин социального права. Социальные партнеры продвигаются вперед в этой области, и решения Промышленного суда всегда бросают вызов обычным договорным позициям и жесткому юридическому положению при определении трудовых споров. Мы не были чрезмерно привязаны к консервативным правовым принципам, и этот отход сильно повлиял на характеристику Индустриального суда Кении как ублюдочной судебной системы.

Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей. На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. В ее составе - представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.

В краткосрочной перспективе мы вряд ли достигнем последовательного режима социального права. У нас много судей с разным юридическим образованием. На ранние решения могут влиять влияние наших областей правовой практики. Существует общий апелляционный суд, который не всегда может оценить обоснование отказа Промышленного суда от некоторых правовых принципов. Было бы неплохо, если бы специализация, предоставленная Промышленному суду, была перенесена на иерархию судов путем создания промышленного апелляционного суда.

Закон о трудоустройстве с фрагментацией может быть увековечен Общим апелляционным судом, в частности, учитывая, что большинство судей в этих судах не выглядели благоприятно на основе судебной практики, разработанной Промышленным судом за последние 40 лет.

Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.

Loading...Loading...