Специальный инструктаж для командировок. Какие требования предъявляются к командированному персоналу? Командировочные документы, инструктаж и допуск работника

1. Перед направлением водителя в дальний рейс или в командировку на автомобиле, администрация обязана каждый раз проводить инструктаж об особенностях работы и мерах безопасности, проверять наличие инструмента, запасного колеса, средств тушения пожара, медицинской аптечки, записать в путевой лист пункты, места отдыха, дату и время возврата в гараж.

2. Администрация не имеет права направлять водителя в рейс на технически неисправном автомобиле, и если водитель не имел до выезда отдыха.

3. Прохождение инструктажа документируется в журнале специальной формы.

4. При направлении нескольких автомобилей для работы в одном месте администрация обязана назначить старшего из числа ИТР или лучших водителей.

5. Выполнение требований этого ответственного обязательно для всех водителей указанной группы.

6. Во время стоянки запрещается шоферу и сопровождающим лицам отдыхать или спать в кабине и кузове легкового автомобиля при работающем двигателе.

Водителю запрещается:

Управлять автомобилем в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;

Управлять автомобилем в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которое может повлиять на безопасность движения;

Передавать управление автомобилем лицам, находящимся в нетрезвом состоянии и не имеющим при себе удостоверения на право управления, не указанных в путевом листе.

При работе на линии и в пути следования шофер обязан:

Выполнять правила безопасности движения;

Поддерживать скорость в соответствии с требованиями правил движения и с учетом состояния дороги;

Наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и правильной работой всех механизмов;

При неисправности в автомобиле, угрожающей безопасности принять меры к устранению повреждений, а если это невозможно следовать на ближайшую ремонтную базу или возвратиться в гараж с соблюдением всех необходимых мер осторожности;

При остановках автомобиля принимать меры предосторожности: выбрать наиболее безопасный участок для остановки и парковки, съехать с проезжей части дороги, включить и проверить сигнальные огни, при необходимости поставить ограждение, при выходе из кабины убедиться в отсутствии встречного и попутного движения транспорта;

На загородных трассах через каждый час движения делать кратковременную остановку, выходить из кабины для разминки и внешнего осмотра основных частей автомобиля;

Соблюдать особую предосторожность при движении в условиях гололеда, бурана, ограниченной видимости, на поворотах, подъемах и спусках, железнодорожных переездах, проезде мостов и переправ, при разъезде со встречным транспортом, при обгоне, при движении в ночное время и незнакомой трассе;

При внезапных метеорологических изменениях погоды (сильных буранах, метелях, ураганах ветра), захвативших в пути, доехать до ближайшего населенного пункта и находиться там до выяснения полной безопасности на трассе.

3. При езде в ночное время с одной фарой, свет должен быть обязательно с левой стороны.

4.К управлению автомобилей, перевозящим людей, допускаются водители первого и второго класса, водители третьего класса в исключительных случаях по письменному разрешению руководителя при наличии стажа водителя не менее трех лет.

5.Перевозка пассажиров на грузовых автомобилях должна производиться только в соответствии «Правил движения по улицам городов, населенных пунктов, по дорогам РФ».

6.Запрещается перевозка посторонних людей, не имеющих отношения к выполняемой шофером работе.

7.Если водитель при тех или иных работах окажется в опасных условиях, он обязан приостановить работу, сообщить об этом своей администрации или той, в распоряжении которой находится, сделать отметку в путевом листе и продолжить работу только после устранения опасности.

8.Особые меры предосторожности необходимо соблюдать при работе на автопоездах, при их погрузке и разгрузки, при сцепке и расцепке, обеспечение смежных сцепных устройств, обеспечение страхующих тросов, соблюдение скорости движения, предосторожность проезда поворотов.

9.При ремонте автомобиля на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и техобслуживания автомобиля в гараже.

10.Если объем ремонта превышает разрешенный для линии, а у водителя необходимых приспособлений и инструментов, ремонт запрещается. Не выполнять такие работы по ремонту автомобиля и устранению неисправности при работающем двигателе.

11.При работе на обочине дороги, работать следует только справа по ходу движения. Запрещается находиться на проезжей части.

12.Водителю запрещается допускать к ремонту автомобиля лиц, не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, экспедиторов, агентов и т.д.).

13.Буксировка неисправных автомобилей должна производиться автомобилями помощи, оборудованными прицепными приспособлениями.

14.При подаче автомобиля назад, водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

15.При плохой видимости подачу назад производить с сигнальщиком.

16.На погрузочно-разгрузочных объектах, в зоне действия механизмов запрещается выполнение каких-либо работ по ремонту и обслуживанию автомобилей.

17.Переправа автомобилей вброд и по льду разрешается производить только в местах, обозначенных специальными знаками и указателями.

18.При накачивании шин на линии обязательно применять предохранительную вилку или колесо, следует класть кольцом вниз к земле.

19.Не протирайте двигатель ветошью, смоченной бензином.

20.Не засасывайте ртом этилированный бензин.

21.При пуске двигателя рукояткой, проверьте нейтральное положение рычага включения передач, не берите рукоятку в обхват.

22.Подогрев двигателя, коробки передач, заднего моста и других агрегатов автомобиля открытым огнем запрещается.

23.Открывайте пробку радиатора работающего двигателя осторожно, оберегая лицо и руки от ожогов паром.

24.В дождливую погоду, при снегопаде и гололеде будьте осторожны при входе в кабину и выходе из нее, своевременно очищайте грязь, снег и лед с подножек кабины.

25.При погрузке автомобиля шофер обязан следить за правильным размещением груза в кузове, соблюдением разрешенных габаритом, его укладку, крепления и увязку, обеспечивающих надежность и безопасность.

Инструкция по охране труда для работников направленных в служебные командировки

Настоящая инструкция разработана на основе Положения «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ В СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ», утв. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749.(ред. от 29.07.2015г.)
1. Общие положения
1.1 Настоящая инструкция определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки (далее - командировки) на территории Российской Федерации.

1.2. В командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

1.3. Работники направляются в командировки по приказу (распоряжению) работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дата приезда в пункт назначения и дата выезда из него. Командировочное удостоверение оформляется в одном экземпляре и подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки.

Если в командировку направляется специалист для выполнения работ по технической эксплуатации, ремонту, модернизации производственного оборудования, он обязан взять с собой удостоверение, подтверждающее его квалификацию и группу электробезопасности

1.4. Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Вопрос о явке работника на работу в
день выезда в командировку и в день приезда из нее решается по договоренности с работодателем

Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки - дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее - последующие сутки.

В случае проезда работника на основании письменного решения работодателя к месту командирования и (или) обратно к месту работы на служебном транспорте, на транспорте, находящемся в собственности работника или в собственности третьих лиц (по доверенности), фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из командировки работодателю с приложением документов, подтверждающих использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, маршрутный лист, счета, квитанции, кассовые чеки и иные документы, подтверждающие маршрут следования транспорта).

В случае отсутствия проездных документов фактический срок пребывания работника в командировке работник подтверждает документами по найму жилого помещения в месте командирования. При проживании в гостинице указанный срок пребывания подтверждается квитанцией (талоном) либо иным документом, подтверждающим заключение договора на оказание гостиничных услуг по месту командирования, содержащим сведения, предусмотренные Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 г. N 490 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации".

При отсутствии проездных документов, документов по найму жилого помещения либо иных документов, подтверждающих заключение договора на оказание гостиничных услуг по месту командирования, в целях подтверждения фактического срока пребывания в месте командирования работником представляются служебная записка и (или) иной документ о фактическом сроке пребывания работника в командировке, содержащий подтверждение принимающей работника стороны (организации либо должностного лица) о сроке прибытия (убытия) работника к месту командирования (из места командировки).

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2015 N 771)

Вопрос о явке работника на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки решается по договоренности с работодателем.

1.5. Привлечение работников к выезду в командировки и работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия регламентируется статьёй 113 ТК РФ.

1.6. Не допускается направление в командировку беременных женщин.(ст. 259 ТК РФ)

1.7. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут направляться в командировки только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом они должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в командировку (ст. 259 ТК).

Гарантии, предусмотренные ст. 259 ТК, предоставляются также работникам, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства в возрасте до 18 лет, а также работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

1.8. Не допускается направление в командировку работников в возрасте до 18 лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).(ст. 268 ТК РФ)

1.9. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

1.10. Оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2. Временная нетрудоспособность работника в период командировки

В случае наступления в период командировки временной нетрудоспособности работник обязан незамедлительно уведомить о таких обстоятельствах должностное лицо, принявшее решение о его командировании. . Работнику в случае его временной нетрудоспособности, удостоверенной в установленном порядке, возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда командированный работник находится на стационарном лечении) и выплачиваются суточные в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению возложенного на него служебного поручения или вернуться к месту постоянного жительства.

За период временной нетрудоспособности работнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Временная нетрудоспособность командированного работника, а также невозможность по состоянию здоровья вернуться к месту постоянного жительства подлежат удостоверению надлежаще оформленными документами соответствующих государственных (муниципальных) либо иных медицинских учреждений, имеющих лицензию (сертификацию) на оказание медицинских услуг.

3. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Согласно ГОСТ 12. 0. 004-90 – организация обучения безопасности труда, постановления Минтруда РФ, Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003 " Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций": Лица… командированные в организацию …работники сторонних организаций,выполняющие работы на выделенном участке, …другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

2.2. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
2.3. Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
2.4. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы: с командированными работниками сторонних организаций, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

2.5. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.
4. Требования безопасности при поездке в командировку
4.1. Требования безопасности при нахождении в чужом городе
Существует несколько мер предосторожности, к которым необходимо прибегать во время путешествия по незнакомому городу.

Старайтесь не афишировать тот факт, что являетесь в этом городе лишь гостем. До поездки ознакомьтесь хотя бы с общим расположением города, Вы должны иметь представление, где расположен Ваш отель и как до него добраться. Не ходите демонстративно с видеокамерой, именным бейджем, картой или путеводителем, и помните, что все ценные вещи лучше оставлять в отеле.

Во всех крупных городах есть места, безопасные для посещения в дневное время суток, но не стоит рисковать идти туда после наступления темноты.

Не носите с собой все имеющиеся деньги, достаточно лишь той суммы, которую Вы планируете потратить за день. И если вдруг украдут Ваш кошелек, Вы не останетесь без копейки в кармане. Многие пользуются банкоматом во время путешествия, что вполне удобно, их можно найти везде, а валютный курс довольно выгодный и без комиссии.

Старайтесь пользоваться тем банкоматом, который расположен в людном общественном месте. Если решили воспользоваться банкоматом в вечернее время суток, найдите тот, который хорошо освещается.

Карманники и мелкие воры любят многолюдные места, где собираются толпы людей. Если у Вас с собой ценные документы, например, паспорт, авиабилет и т.д., носите их в специальной сумочке под верхней одеждой. Мужчинам носить кошелек лучше в переднем кармане, чем в заднем – так карманникам будет сложнее его украсть. Женщинам советуем покрепче держать свои сумочки, чтобы проходящие мимо воры не смогли вырвать их из рук.

Если Вы столкнулись с попрошайкой или бездомным, не рекомендуется завязывать с ними разговор. Твердо скажите «нет» или просто помотайте головой, и этого будет достаточно. Никогда не присоединяйтесь к карточным и другим азартным играм на улице. Это обычное жульничество, а большинство таких игр просто не законны. Если кто-то пристает к Вам на улице или Вы кого-то опасаетесь, зайдите в людное место, музей или супермаркет.

Во многих городах отлично развита система общественного транспорта и было бы даже глупо ей не воспользоваться во время путешествия. Если Вы спускаетесь в метро, следите за кошельком или сумочкой. По приходу поезда садитесь в вагон, где не так много народу, однако садиться в пустой вагон тоже не рекомендуется. Знайте, что в последних вагонах некоторых поездов сидят контролеры или охранники.

Потеряться или заблудиться в незнакомом городе – это самое худшее, что может случиться. Купите карту, кроме того, карты любого города сейчас можно найти в интернете и распечатать. Во многих крупных городах есть карты местности с подробным описанием Вашего настоящего местонахождения. Они обычно расположены у известных достопримечательностей, в метро, на автобусных станциях и т.д.

Разумнее всего записать адрес и название отеля, в котором Вы живете или держать при себе визитную карточку отеля.

Всегда пользуйтесь официальными службами такси.
4.2. Требования безопасности в гостинице
Уехав в командировку в чужой город, выбирайте для проживания те гостиницы, которые дают твердую гарантию безопасности. Это необходимо даже в том случае, если стоимость проживания в безопасной гостинице резко отличается от прочих (хотя 100%-ной гарантии безопасности на сегодняшний день не может дать ни один самый фешенебельный отель).

Если в гостинице вам предоставили возможность выбора, то остановитесь на номере, расположенном как можно дальше от входа. Войдя в номер, проверьте замки на двери и оконные задвижки: вам необходимо знать, насколько они надежны. Если вы обнаружили, что дверной замок неисправен, попросите переселить вас в другой номер.

Если вы путешествуете один, не следует пренебрегать элементарной осмотрительностью. Необходимо дополнительно проверить задвижки ванной комнаты, туалета, а также платяной шкаф и балкон. Спросите у администратора, есть ли в гостинице ночной портье. Ценные вещи лучше оставлять у администратора гостиницы, а основной багаж отправить в камеру хранения. Не открывайте двери «соседям» и прочим незнакомым вам людям, даже в том случае, если они называют себя работниками гостиницы. Помните, что у администратора имеются дубликаты всех ключей, а горничная должна убирать номер только в отсутствие жильца. О каких-либо срочных проверках или аварийных работах администратор должен предварительно сообщить по телефону. Если же незнакомец оказался настойчивым, нужно самой уточнить у администратора причину столь срочного визита. Это лучше всего сделать по телефону. Кроме того, если в вашем номере находится технический работник, то дверь в коридор безопаснее держать открытой.

Не приглашайте к себе в номер посторонних людей или случайных знакомых. Никому не давайте ключ от номера. Если в гостинице все ключи находятся на виду, то избегайте оставлять свой у портье. В этом случае воры безошибочно могут определить, в каком номере присутствует жилец, а в каком - нет. Если вы случайно потеряли ключ от номера, сразу же сообщите об этом администратору гостиницы. Если вы вышли из номера, обязательно заприте дверь, даже если ваше отсутствие продлится несколько минут.

Не говорите о своих доходах с посторонними людьми, не распространяйтесь о вашем материальном положении. Простое желание выглядеть солидно в глазах окружающих может обойтись вам очень дорого. Кроме того, ознакомьтесь с планом эвакуации жильцов в случае пожара и постоянно носите с собой паспорт. Документ может вам пригодиться в экстренном случае, к примеру, при внезапной болезни или дорожно-транспортном происшествии.
4.3. Требования безопасности в общественном транспорте
Общественный транспорт в последнее время становится частой мишенью для атак террористов, поэтому необходимо уделять постоянное внимание обеспечению личной безопасности.

Нельзя спать во время движения транспортного средства.

Обращайте внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщайте водителю, дежурным по станции или милиционерам.

Не стойте у края платформы, подходите к дверям после остановки состава и выхода пассажиров, старайтесь сесть в вагоны в центре состава, они обычно меньше страдают от аварии, чем передние или задние.

Если произошел взрыв или пожар, закройте рот и нос платком и ложитесь на пол вагона или салона, чтобы не задохнуться.

Одевайтесь нейтрально, неброско, избегайте военных цветов одежды и формы, большого количества украшений.

Не разговаривайте на политические темы, не читайте порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не стать оправданной мишенью для террористов.

Не употребляйте алкоголь.

В случае захвата транспортного средства выполняйте все указания террористов, не смотрите им прямо в глаза.

Если вы чувствуете, что штурм неизбежен, старайтесь держаться подальше от окон, чтобы не мешать снайперам стрелять по террористам. При штурме главное лечь на пол и не шевелиться до завершения операции.

Ни в коем случае не подбирайте оружие, брошенное террористами. Группа захвата может принять вас за одного из них.

4.4. Требования безопасности в самолете
При пользовании самолетом, следует всегда помнить следующие правила личной безопасности:

Путешествуйте по возможности прямыми рейсами, избегая промежуточных посадок;

Во время промежуточных остановок необходимо всегда выходить в аэропорт, так как иногда террористы захватывают самолет на стоянке.

Уточните, где находится аварийный выход, какие способы эвакуации из салона пpедусмотpены, есть ли кислородные маски и как пустить в них кислород, какие есть средства спасения на воде.

Контейнеры с масками обычно крепятся к потолку или к спинке переднего кресла. В качестве спасательных плавучих средств обычно применяются нижние кресельные подушки, надувные жилеты (находятся под креслами), надувные трапы, надувные плотики..

4.5. Требования безопасности в общественном транспорте
Структура современных городов более ориентирована на тех, кто передвигается пешком или в общественном транспорте.

При пользовании им следует всегда помнить следующие правила личной безопасности:


  • не засыпайте и не забывайтесь во время движения, не заглядывайтесь в окно, если на полу стоит ваша сумка или чемодан;

  • если нет свободного сидячего места, постарайтесь стоять в центральном проходе;

  • не стойте около дверей, так как именно здесь вы чаще всего можете быть ограблены кем-нибудь из выходящих;
После выхода из салона лучше подождать, пока автобус отъедет, и лишь потом переходить улицу. Стоящий автобус или троллейбус обходите сзади, трамвай - спереди, иначе вы рискуете попасть под автомобиль. Выходя из общественного транспорта, подождите, пока схлынет толпа или же наоборот выйдите первым. В любом случае избегайте давки. При пользовании эскалатором внимательно следите за острыми и большими предметами, о которые можно споткнуться.

Когда вы берете такси:


  • старайтесь пользоваться государственными машинами, которые внушают больше доверия;

  • убедитесь в том, что счетчик работает правильно;

  • следите за тем, чтобы таксист вез вас правильным и кратчайшим путем;

  • точно и четко называйте нужный адрес.

4.6. Общие правила безопасности в метро:


  • никогда не стойте у края платформы. Ожидая поезда, стойте у стенки (у колонны) станции (или, если нет стенок и колонн - в середине станции) до момента открытия дверей поезда. В противном случае вы рискуете попасть под колеса приближающегося поезда вследствие давки или намеренных действий, направленных против вас;

  • подходите к дверям вагона только после остановки поезда и выхода пассажиров. Если в вагоне много людей, пропустите один-два поезда, чтобы не быть сдавленным толпой, входите и выходите последним;

  • если поезда долго нет, или в метро давка, воспользуйтесь другими линиями метро или другим (наземным) транспортом - не подвергайте себя лишней опасности;

  • увидев упавшего на рельсы человека, немедленно пошлите двух-трех находящихся рядом людей сообщить об этом дежурному по станции. Одного человека поставьте на краю платформы у выхода из тоннеля, чтобы тот подавал сигнал остановки машинисту поезда, размахивая вверх-вниз любой яркой тканью. Если человек в состоянии сам выбраться наружу, помогите ему, следя, чтобы он не коснулся контактной шины с деревянным “пеналом” у края платформы;

  • если человек не может быстро выбраться наружу при приближении поезда, крикните ему, чтобы он либо бежал вперед до конца станции, либо лег между рельсами и не вставал до отхода поезда;

  • находясь на эскалаторе, исходите из того, что он в любой момент может остановиться (или провалиться), поэтому крепко держитесь за поручни, и будьте готовы в случае аварии перепрыгнуть на соседний эскалатор;

  • в поезде, если есть возможность, отдавайте предпочтение центральным вагонам, которые в случае аварии страдают меньше, чем головные и хвостовые;

  • в вагоне, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки, банки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об обнаружении таких предметов водителю, машинисту поезда, любому работнику милиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности;

  • помните что самодельные взрывные устройства также могут быть заложены под сиденья. Поэтому в случае взрыва ваши шансы на выживание выше, если вы стоите а не сидите (и кроме того лучше стоять в толпе, за другими людьми, которые в случае опасности станут щитом для вас);.

  • Если взрыв все-таки произошел и поезд остановился в тоннеле, не стремитесь, во что бы то ни стало выбраться из вагона. В тоннеле проходят десятки электрических кабелей, они могут быть повреждены в результате взрыва. Но дверь, возможно, лучше открыть. Если вагон сильно задымлен, закройте органы дыхания платком и лягте на пол, как известно дым скапливается вверху. Металлический корпус вагона может быть под напряжением, поэтому старайтесь не касаться металлической части вагона. Лучше - спокойно ожидать прибытия спасателей. Паника и бессмысленные действия, - основные опасности в такой ситуации

4.7. Требования безопасности в поезде


  • в поезде, если есть возможность, отдавайте предпочтение центральным вагонам, которые в случае железнодорожной катастрофы страдают меньше, чем головные и хвостовые, а также придерживайтесь следующих правил безопасности:

  • выбирайте сидячие места против движения поезда, т.к. в случае если хулиганы бросят в окно камень, у вас гораздо больше шансов что он в вас не попадет;

  • располагайтесь (особенно ночью) в тех купе, где уже кто-то есть;

  • не засыпайте, если ваши попутчики вызывают у вас недоверие;

  • держите свет в купе включенным, даже если это мешает отдыхать;

  • не оставляйте двери приоткрытыми, так как это позволяет видеть из коридора то, что происходит в купе;

  • когда вы едете в плацкартном вагоне, держите документы или бумажник в надежном месте, портфель - поближе к стене;

  • на промежуточных станциях во время выхода пассажиров, воры могут легко воспользоваться всеобщей суматохой, быстро пробежав через вагон, поэтому держите поближе к себе сумку, пиджак и личные вещи, не оставляйте их на соседнем сиденье.

8 января 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749: из текста Положения исключены понятия «командировочное удостоверение», «служебное задание» и «отчет о выполненной работе в командировке».

Аналогичные изменения внесены Указом Президента РФ от 12.12.2014 № 765 в Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 18.07.2005 № 813 (изменения вступили в силу с 01.02.2015).

Кроме того, приказом Минфина России № 147н, Минтруда России № 1044 от 15.12.2014 отменена Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР».

Как повлияют эти изменения на оформление командировок работников?

Вносим изменения в положение о командировках работников

В каждой организации, работники которой направляются в командировки, должен быть утвержденный руководителем организации или уполномоченным им лицом локальный нормативный акт (например, Положение о командировках работников), регламентирующий порядок оформления командировок, сроки командировок, порядок и размер компенсации расходов, связанных с командировками, и другие связанные с командировками вопросы.

Сейчас необходимо внести соответствующие изменения в этот документ или утвердить его новую редакцию.

Обратите внимание!

В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» признана недействующей на территории Российской Федерации (приказ Минфина № 147н, Минтруда России № 1044 от 15.12.2014).

Основание направления работника в командировку

Согласно новой редакции абз. 2 п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее - Положение о командировках), работники направляются в командировки на основании решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы . Поездка работника, направляемого в командировку по решению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.

Тем не менее в Положении о командировках ничего не сказано о том, должно ли быть решение работодателя письменным. В связи с этим заметим, что если раньше срок, на который работодатель отправляет работника в командировку, указывался в трех документах - служебном задании для направления в командировку, приказе о направлении в командировку и командировочном удостоверении, то теперь, после отмены командировочного удостоверения и служебного задания, единственным документом, определяющим срок командировки, является приказ о направлении работника в командировку, и он может быть только письменным. Поэтому в локальном нормативном акте, рекомендуем сформулировать это положение, например, так:

Кстати

Налоговая служба неоднократно высказывала мнение, что наличие и оформление приказа о направлении работника в командировку, служебного задания для направления в командировку и отчета о его выполнении определяются внутренним документооборотом организации, и для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций эти документы не являются обязательными (см., например, письма ФНС России от 25.11.2009 № МН-22-3/890@ и от 18.08.2009 № 3-2-06/90, письмо УФНС по г. Москве от 28.10.2010 № 16-15/113462@).
Однако в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные, в частности, документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, в т.ч. приказом о командировке и проездными документами.
Полагаем, что теперь налоговая служба признает и обязательность издания приказа о направлении в командировку, и возможность подтверждения срока пребывания в командировке проездными документами без оформления командировочного удостоверения.

Определяем фактический срок пребывания работника в командировке

До внесения изменений в Положение о командировках документом, подтверждающим фактический срок пребывания работника в командировке, согласно п. 7 Положения о командировках, было командировочное удостоверение. Но в некоторых случаях проставить отметки о прибытии в пункты командировки и выбытии из них было невозможно, и Минфин России в письме от 16.08.2011 № 03-03-06/3/7 разъяснял, что в таких ситуациях факт нахождения в месте командировки в установленное время может быть подтвержден иными документами, в частности:

Приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку;

Служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении;

Проездными документами, из которых следуют даты прибытия и выбытия из места назначения;

Счетом гостиницы, подтверждающим период проживания в месте командирования.

Обратите внимание!

Согласно новой редакции п. 7 Положения о командировках фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам , представляемым работником по возвращении из служебной командировки.

И это вполне логично, т.к. приказ подтверждает только планируемый срок командировки, служебное задание отменено, счет гостиницы подтверждает только срок проживания , а проездные билеты подтверждают весь срок пребывания в командировке, включая и дорогу в оба конца, и проживание в месте командирования.

Выход есть!

Минфин России в письме от 05.02.2010 № 03-03-05/18 разъяснил, что в случае потери подлинников проездных документов могут быть представлены дубликат проездного документа или копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица, или справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.

Согласно абз. 2 п. 9 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 18.07.2005 № 813 (в ред. от 12.12.2014; далее - Порядок и условия командирования), при отсутствии проездных документов (билетов) фактический срок пребывания гражданского служащего в служебной командировке определяется по иным подтверждающим период его нахождения в служебной командировке документам, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Полагаем, что этот перечень будет полезен не только федеральным государственным органам, государственным внебюджетным фондам Российской Федерации и федеральным государственным учреждениям, но и другим организациям, не относящимся к бюджетной сфере.

Нередко работники ездят в командировки на личном транспорте. Согласно новому - второму - абзацу п. 7 Положения о командировках в случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке , которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателю одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).

Служебная записка оформляется в произвольной форме, но если в организации поездки в командировки на личном транспорте - достаточно частое явление, рекомендуем разработать специальный бланк, который позволит работнику указать всю необходимую информацию и не допустить ошибок.

Форму бланка служебной записки и пример его заполнения (Пример 1) можно привести в приложении к Положению о командировках работников.

Служебные записки вместе с документами, подтверждающими использование автомобиля (путевой лист, кассовые чеки за бензин, квитанции за парковку и проезд по платным дорогам и др.), вместе с авансовым отчетом передаются в бухгалтерию.

Как подтвердить посещение нескольких мест командировки?

Раньше в командировочном удостоверении можно было проставить отметки о прибытии в каждый пункт командировки и выбытии из него. В новой редакции Положения о командировках отсутствуют нормы о способе указания нескольких мест, которые должен посетить работник за время командировки. Можно, конечно, для подтверждения расходов на проезд перечислить все пункты командировки, которые посетил работник, в служебной записке с приложением проездных документов, подтверждающих перемещение работника из одного пункта командировки в другой.
Однако, поскольку в новой редакции Положения о командировках об обязательности указания в служебной записке всех мест, которые посетил работник в командировке, не упоминается, полагаем, что представления проездных документов будет достаточно.

Следует заметить, что в бюджетных организациях, согласно п. 21.1 Порядка и условий командирования, возмещение расходов, связанных с использованием гражданским служащим личного транспорта для проезда к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации .

Кроме того, в соответствии с п. 22 Порядка и условий командирования при отсутствии проездных документов (билетов) или документов, выданных транспортными организациями и подтверждающих информацию, содержащуюся в проездных документах (билетах), оплата проезда не производится , за исключением возмещения расходов, связанных с использованием личного транспорта для проезда в командировку и обратно.

Зарубежная командировка

Пункт 15 Положения о командировках утратил силу, следовательно, командировочные удостоверения не нужно оформлять и в случае командирования в государства - участники Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы.

В соответствии с новой редакцией п. 19 Положения о командировках дата пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании с территории Российской Федерации и на территорию Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам).

В новой редакции Положения о командировках ничего не сказано о способах подтверждения даты пересечения границы в случае, если работник ездил в командировку, например, на служебном автомобиле. Полагаем, что даты пересечения государственной границы следует указать в служебной записке.

Оформляем приказ о направлении работника в командировку

Если в вашей организации принято решение использовать унифицированные формы № Т-9 «Приказ о направлении работника в командировку» и Т-9а «Приказ о направлении работников в командировку», утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, нужно соблюдать Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20 (далее - Порядок применения унифицированных форм).

Согласно части второй и третьей Порядка применения унифицированных форм все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа), удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Строка для указания основания приказа в унифицированных формах № Т-9 и Т-9а является не отдельным реквизитом, а всего лишь частью реквизита «Текст», оформленного в табличной форме, но изменять подстрочник - удалять слова «служебное задание» - мы вам посоветовать не можем, несмотря на то, что эти слова полностью потеряли свою актуальность.

Если в организации утверждены локальные унифицированные формы приказов о направлении работника (работников) в командировку (Примеры 2 и 3), все упрощается, т.к. ничто не мешает внести в локальную форму необходимые изменения и заново утвердить ее. Строка для указания основания приказа может выглядеть следующим образом:

Основание: ___________________________________________________
наименование, дата и номер документа

Что является теперь основанием для издания приказа? Работодатель может направить работника в командировку по разным основаниям, например:

  • если командировки предусмотрены договором о выполнении работ (оказании услуг) или договором о совместной деятельности, в качестве основания для издания приказа указывается этот договор;
  • если поездка в командировку необходима с целью согласования и/или подписания документов, основанием может являться служебная записка руководителя подразделения;
  • если в организации имеется утвержденный план служебных командировок работников на квартал, полугодие или в целом на год, основанием для издания приказа будет являться этот план;
  • если возникла необходимость решения конкретных задач производственно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности, основанием может служить также служебная (докладная) записка, либо план мероприятий, либо приглашение в рамках совместной деятельности;
  • если в организацию поступило приглашение принять участие в конференции, совещании, семинаре или другом мероприятии с целью изучения, обобщения и распространения опыта, новых форм и методов работы и работодатель считает такое участие полезным, в качестве основания для издания приказа указывается данное приглашение.

Как оформить служебное поручение?

Согласно новой редакции абз. 2 п. 3 Положения о командировках работники направляются в командировки на основании решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом в ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации говорится о распоряжении работодателя.

О необходимости письменного оформления такого поручения в Положении о командировках ничего не сказано. Следовательно, организация сама должна решить, нужно ли оформлять служебные поручения в письменном виде, какую форму для этого выбрать и кто будет их подписывать, а также как работник сможет подтвердить выполнение служебного поручения.

Отметим, что в большинстве случаев отдельная письменная форма служебного поручения не нужна, поскольку поручение (цель) формулируется в приказе, а результат поездки подтверждается привезенными работником документами. Например, работнику поручили выехать в командировку, цель которой состоит в том, чтобы встретиться с контрагентом и получить его подпись на договоре. После возвращения из командировки работник представляет руководству подписанный договор.

В подобных случаях оформление служебного поручения в письменной форме - просто лишняя бумажная волокита, как и отчет о выполненной в командировке работе.

Однако нередки случаи, когда поручение, которое дают командируемому работнику, достаточно сложное, состоящее из нескольких заданий, порой не связанных между собой, изобилующее числовыми данными, т.е. такое, которое невозможно, с одной стороны, запомнить, а с другой - доказать, что было именно такое поручение. Конечно, в таких случаях служебное поручение требует письменной формы.

В Положении о командировках работников организации соответствующие пункты можно сформулировать следующим образом:

Есть еще один способ оформления служебного поручения. В локальных унифицированных формах приказов о направлении работника (работников) в командировку вместо строк «с целью» (в односубъектной форме) и «цель» (в многосубъектной форме) можно предусмотреть строки «Служебное поручение», в которых указать краткое содержание служебного поручения (см. Примеры 2 и 3).

Обратите внимание: п. 6 Положения о командировках, где говорилось о цели командировки , которую следовало указывать в служебном задании, утратил силу.

Если объем служебного поручения большой, его можно изложить не в самом приказе, а в приложении к нему (Пример 4), не забыв указать в приказе, что имеется приложение.

Если организация применяет унифицированные формы № Т-9 и Т-9а, в них также можно вставить дополнительные строки для указания служебного поручения либо оформить вкладной лист «Служебное поручение», т.к. согласно части пятой Порядка применения унифицированных форм при изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом значности показателей, включения дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Вместо вкладного листа можно оформить служебное поручение в форме приложения к приказу.

Абзац 2 п. 26 Положения о командировках, согласно которому работник по возвращении из командировки был обязан представить работодателю в течение трех рабочих дней отчет в письменной форме о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения работодателя, с 8 января этого года утратил силу.

Можно сделать следующий вывод: как и в вопросе о служебном поручении, организация должна самостоятельно решить, нужен ли такой отчет, в какой форме он должен быть представлен и кто его должен подписать, и, если организация сочтет необходимым, согласовать и/или утвердить.

Кстати

Согласно подп. «б» п. 35 Порядка и условий командирования по возвращении из служебной командировки гражданский служащий обязан в течение трех служебных дней представить в государственный орган отчет о выполненной работе за период пребывания в служебной командировке , согласованный с руководителем структурного подразделения, в котором он замещает должность федеральной государственной гражданской службы.

В Положении о командировках работников организации соответствующие пункты могут быть сформулированы следующим образом:

Заметим, что в некоторых случаях в предоставлении отчета нет никакой необходимости . Например, если работник был командирован с целью закупки запасных частей, после возвращения из командировки ему достаточно сдать их на склад и передать в бухгалтерию документы на эти запасные части. Подобные случаи можно предусмотреть и в Положении о командировках работников, например:

Учет работников, выезжающих и приезжающих в командировки

Согласно п. 8 Положения порядок и формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Порядок и формы учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, утверждены приказом Минздравсоцразвития от 11.09.2009 № 739н (далее - Приказ № 739н).

В форме журнала учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации, приведенной в приложении № 2 к Приказу № 739н, предусмотрена графа для указания даты и номера командировочного удостоверения. До внесения изменений в Приказ № 739н в этой графе можно ставить прочерк.

Наш совет

Прочерк (длинное тире) получается при одновременном нажатии трех клавиш: Ctrl + Alt + «-» на цифровой клавиатуре.

Форма журнала учета работников, прибывших в организацию, в которую они командированы, приведенная в приложении № 3 к Приказу № 739н, предусматривает указание наименования организации, выдавшей командировочное удостоверение. В этой графе нужно указать наименование командирующей организации.

Что касается федеральных государственных гражданских служащих, то п. 10 Порядка и условий командирования было предусмотрено, что государственные органы ведут учет гражданских служащих, выезжающих и приезжающих в служебные командировки, в специальных журналах по формам, порядок утверждения которых определяется Правительством Российской Федерации . Представитель нанимателя или уполномоченное им лицо своим приказом (распоряжением) назначает гражданского служащего, ответственного за ведение указанных журналов и осуществление отметок в командировочных удостоверениях.

Таким образом, на момент публикации данной статьи вопрос об учете гражданских служащих, выезжающих и приезжающих в служебные командировки, не решен.

В заключение хотим обратить ваше внимание на тот факт, что исключение из текста Положения о командировках таких понятий, как «цель командировки», «служебное задание», «командировочное удостоверение», «отчет о выполненной в командировке работе», не говорит о том, что работодатель не должен сформулировать цель командировки, и не вводит запрет на применение перечисленных документов. Поэтому в случае если организация считает целесообразным использовать командировочное удостоверение и другие документы в привычном и удобном для нее формате, рекомендуем указать это в Положении о командировках работников организации.
Однако нельзя не учитывать и того, что в этом случае возможна проблема: принимающая сторона может категорически отказаться ставить отметки о прибытии в место командирования и выбытии из него, ссылаясь на новую редакцию Положения.

Г. Соколова, эксперт ПБ

Решать бесконечные проблемы с командируемыми – не лучшее занятие для бухгалтера. Освободить себя от этого можно раз и навсегда, грамотно организовав документооборот.

Для начала четко определите внутрифирменную «политику партии» в области командировок. Какие документы работник должен оформлять обязательно, а какие – только в исключительных случаях? Какие расходы фирма ему компенсирует, а какие – при любых обстоятельствах будут только за его счет? Все подобные моменты Трудовой кодекс требует прописать в «локальном нормативном акте» (ст. 168 НК РФ). Например, это может быть положение о командировках, которое должен утвердить руководитель фирмы.

Естественно, ничего принципиально нового бухгалтер в этом документе для себя не откроет. Однако в отношениях с налоговой инспекцией – это хороший щит, который позволит избавиться от придирок в спорных ситуациях. Да и работникам не придется долго объяснять, почему вы не принимаете у них те или иные документы. Вместо этого достаточно будет фразы «это распоряжение руководства».

Рассмотрим основные моменты, которые надо отразить в положении о командировках.

Три документа в одном

Перед тем как отправить работника в командировку, Госкомстат предлагает оформить сразу три документа. Это служебное задание (форма № Т-10а), приказ о направлении в командировку (форма № Т-9) и командировочное удостоверение (форма № Т-10).

Однако на самом деле оформлять все эти бумаги при каждой командировке необходимости нет. Так, из двух похожих по смыслу документов – приказа и удостоверения – вы вполне можете выбрать один. Поступить так Минфин России разрешил в своем письме от 6 декабря 2002 г. № 16-00-16/158. Какому документу отдать предпочтение, решать вам. При этом не забудьте учесть специфику командировок именно на вашей фирме.

Очевидно, если работники постоянно ездят на одну и ту же фирму (например, к крупному поставщику фирмы), им будет нетрудно проштамповать там командировочное удостоверение. В этом случае лучше остановить свой выбор именно на этом документе. Ведь печать и подписи поставщика – лишнее подтверждение обоснованности командировки.

Если же работники отправляются не на конкретное предприятие, а, например, с заданием наладить связи с потенциальными покупателями, удостоверение будет явно ни к чему. Даже если вы его оформите, то отсутствующие там штампы принимающей стороны (работнику их просто никто не поставит) только вызовут лишние вопросы. Поэтому, оформляя такие поездки, лучше ограничиться приказом о направлении работника в командировку. Если же при проверке инспекторы все же будут требовать у вас удостоверения, имейте в виду: арбитражная практика на вашей стороне (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2003 г. по делу № А56-5636/03).

Теперь разберемся со служебным заданием. Оформлять его тоже не обязательно. Однако это не значит, что данный документ не имеет практической пользы. Ситуации, в которых он действительно незаменим, встречаются на каждой фирме. Например, работник может не привезти из командировки никаких документов, подтверждающих целесообразность его поездки. При проверке это неизбежно вызовет вопрос об экономической обоснованности командировочных расходов.

Вот тут-то вам и пригодится служебное задание. Ведь в графе «Краткий отчет о выполнении задания» работник может описать не только документальные результаты своей поездки, но и те, которые не нашли отражения на бумаге. Например, работник может перечислить в отчете посещенные им предприятия и рассказать о проведенных переговорах.

Таким образом, необходимость служебного задания имеет смысл предусмотреть в положении о командировках – для вашего же спокойствия. Да и при проверке с таким документом будет сподручнее. Он освободит вас от необходимости лихородочно «метаться», вспоминая, какую же практическую пользу принесла каждая конкретная командировка. Ведь все ее результаты будут четко перечислены в отчете по служебному заданию.

Почем жизнь на чужбине

За каждый день командировки работнику полагаются суточные. Их размеры руководитель может либо утвердить отдельным приказом, либо включить в общее положение о командировках.

При этом никто не запрещает руководителю установить разные нормы суточных для разных категорий работников. Единственное, что при этом нужно учесть, – это минимальные нормы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93. Устанавливать работникам суточные меньше приведенных там размеров нельзя.

Правительственные нормы также определяют размер суточных, которые можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль. А вот какие нормы надо использовать в расчетах по НДФЛ – вопрос спорный. Естественно, МНС считает, не платить этот налог можно только с суточных в пределах правительственных норм. Однако, если внимательно изучить законодательство, становится понятно, что для этой льготы можно применить и внутрифирменные нормы суточных. Подробнее об этом спорном моменте читайте на стр. 74 этого номера журнала.

Привилегии для избранных

Обычно помимо суточных командируемым оплачивают только затраты на проезд и проживание. При загранкомандировках к ним прибавляется также плата за оформление загранпаспортов, виз, приглашения, консульские и аэродромные сборы и т. п. Эти расходы (при наличии подтверждающих документов) учитываются при налогообложении прибыли (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ) и не облагаются НДФЛ и ЕСН.

Однако некоторым работникам фирма может компенсировать и дополнительные расходы. Например, использование VIP-зала в аэропорте, мини-бара в гостинице, а иногда и затраты на ресторан, бассейн, сауну, тренажерный зал и т. п. Естественно, такие привилегии предназначены только для высшего руководящего состава.

Оплачивая их, фирмы, как правило, проводят это за счет чистой прибыли и удерживают НДФЛ. Однако не все знают, что иногда эти налоги можно минимизировать. Для этого нужно предусмотреть право руководства на роскошь в положении о командировках. Каким образом это позволит фирме снизить налоги, читайте на стр. 50.

Лекарство от склероза

Итак, вы определились с общей «командировочной» стратегией фирмы и утвердили ее приказом руководителя. Теперь осталось отладить беспроблемное поступление документов со стороны работников. Для этого их нужно четко проинструктировать о том, какие бумаги они должны сдать в бухгалтерию после командировки. Делать это каждый раз в устной форме неэффективно. Лучше сформулируйте все необходимые требования в специальном внутреннем документе – памятке командируемому сотруднику. Перед отъездом работника в служебную поездку выдавайте ему эту памятку вместе с командировочным удостоверением.

Памятка для сотрудника, уезжающего в командировку

(для командировок по России)

До командировки

1. В последний рабочий день перед выездом в командировку проверьте, выдали ли вам командировочное удостоверение.

Во время командировки

2. Все ваши командировочные расходы нужно подтверждать документами. Это: а) авиа- и железнодорожные билеты, билеты на автобусы, квитанции или другие проездные документы; б) квитанции за пользование постельными принадлежностями в поезде; в) счет или квитанция из гостиницы, в которой вы останавливались.

Помните: расходы, не подтвержденные документами, компенсированы не будут.

3. Обратите внимание на то, какой документ вам выдадут в гостинице. В идеале вам нужен счет по форме № 3-Г (это значит, что в шапке бланка должны быть слова «счет» и «форма № 3-Г»). Если гостиница выдала вам другой документ – строго поинтересуйтесь, почему. Если это не поможет, убедитесь, что в полученной вами бумаге есть дата, название гостиницы, длительность и стоимость проживания, а также подпись администратора.

4. Проследите, чтобы в гостиничном счете вам выделили сумму налога на добавленную стоимость. Это значит, что в документе должна быть фраза «В том числе НДС» и указана сумма налога.

5. Не теряйте документы. Следуйте простым правилам: а) если вы едете на поезде, не забудьте взять билет у проводника; б) полученные документы собирайте в отдельную папку. Храните там все бумаги, связанные с вашими расходами в поездке. Если вы сомневаетесь, компенсируют ли вам те или иные расходы, все равно сохраните подтверждающие их документы. Бухгалтерия разберется.

6. Из командировки нужно привезти все документы, которые имеют отношение к вашему служебному заданию. В зависимости от ситуации это могут быть: подписанный договор, программа встречи или семинара, карточка участника выставки и т. п.

Не забудьте поставить отметки о прибытии и выбытии на командировочном удостоверении (на обратной стороне бланка). В последний день командировки попросите проштамповать вам удостоверение на том предприятии, в которое вас направили.

После командировки

7. Вернувшись из командировки, вы должны составить авансовый отчет (попросите в бухгалтерии бланк этого документа). Приложите к нему все собранные документы и сдайте все это в бухгалтерию. Сделать это надо в течение трех дней после приезда.

    Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.

    Наименование организации

    Инструкция №
    по охране труда
    для водителей автомобиля, направляемых в командировку

    г.Москва
    2002 г.
    Согласовано: Утверждаю:
    Председатель профкома Руководитель организации

    2002 г _______________2002 г
    Протокол №

    ИНСТРУКЦИЯ №
    ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ, НАПРАВЛЯМЫХ В КОМАНДИРОВКУ

    Введение
    Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе водителя автомобиля при направлении в командировку.
    Направляя водителей в командировку для выполнения различных заданий, руководитель автопредприятия обязан ознакомить водителей с настоящей инструкцией. Об этом должна быть сделана запись в специальном журнале или задании на командировку.
    Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе типовой.
    Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
    Командированный водитель, прибывший на к месту назначения, должен представиться руководству и доложить о цели служебной командировки, далее действовать по их указаниям.
    Командированный водитель должен выполнять правила трудового распорядка предприятия, куда он прибыл.
    Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда
    Общие требования безопасности
    К самостоятельной работе на грузовом автомобиле допускаются лица, прошедшие:
    Вводный инструктаж;
    инструктаж по пожарной безопасности;
    первичный инструктаж на рабочем месте;
    инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.
    Для выполнения обязанностей водителя грузового автомобиля допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18 летнего возраста.
    В командировку посылаются опытные водители, имеющие трудовой стаж не менее 3 года.
    Водитель должен проходить:
    повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
    внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации грузового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
    диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03.96 г.
    Водитель обязан:
    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
    соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
    соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
    использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
    Водитель должен:
    уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
    иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;;
    выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения начальника АХО;
    во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
    содержать рабочее место в чистоте и порядке.
    Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
    При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.
    При обнаружении загорания или в случае пожара:
    остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горючесмазочных материалов;
    приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть помещение.
    При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
    За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
    В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" водитель грузового автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев)
    Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
    движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
    горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.
    отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
    столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
    падение груза при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке его.
    1.14. Получить командировочное удостоверение с указанием цели и срока командировки.
    Требования безопасности перед началом работы
    Перед поездкой в командировку водитель совместно с механиком гаража внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:
    техническое состояние автомобиля и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей;
    отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автомобилей на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
    давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
    наличие исправного инструмента и приспособлений;
    заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее; после чего механик автопредприятия вносит запись в специальный журнал о техническом состоянии автомобиля, направляемого в командировку
    Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.
    После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
    В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.
    Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.
    При работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
    операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
    продувку бензосистемы производить насосом;
    при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;
    в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.
    Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.
    С целью повышения безопасности соединение автомобиля с прицепом должно быть посредством жесткого дышла, закрепленного на раме автомобиля шкворня с гайкой. Шкворень соединять с дышлом так, чтобы оно могло свободно поворачиваться; ось дышла прицепа при горизонтальном его положении должна быть на одном уровне со шкворнем.
    Провести целевой инструктаж водителю, направляемого в командировку.
    3.Требование безопасности во время работы
    Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
    Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
    Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.
    Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с "Правилами дорожного движения".
    По прибытии к месту назначения представиться руководителю организации, куда прибыл, доложить цель командировки, на какой срок прибыл и далее выполнять распоряжения руководителя организации, куда прибыл водитель.
    Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
    При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автомобиля лиц не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т.д.).
    Перед погрузочно-разгрузочными работами автомобиль следует поставить на тормоз с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу или задний ход на весь период выполнения работ.
    При укладке грузов в кузов автомобиля или прицеп соблюдать правила безопасности изложенные в инструкции по охране труда для грузчиков.
    При механизированной погрузке на автомобиль крупногабаритных грузов или погрузке экскаватором находиться в кузове или кабине автомобиля не разрешается.
    Подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней есть ограждения или отбойный брус.
    При расцепке прицепов подкладывать под колеса деревянные башмаки, а под дышло упорную штангу. В случае если водитель или лица, сопровождающие автомобиль при тех или иных обстоятельствах работы ставятся в условия опасные для жизни и здоровья немедленно остановить работу, сообщить об этом администрации транспортного отдела.
    Водителю не разрешается:
    управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения
    или под воздействием наркотических средств;
    выезжать...

Loading...Loading...