Статуя бога солнца. Шестое чудо света: титаническая статуя Гелиоса на Родосе

Это – одна из самых монументальных и великих статуй, когда-либо построенных человеком. Колосс Родосский - статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, стоял в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции.

Остров Родос находится около юго-западного побережья Малой Азии, там, где Эгейское море граничит со Средиземным. Не берегу прекрасной гавани северного побережья острова в 408 году до н.э. был построен город, который тоже назвали Родос.

В 357 году до н. э. остров завоевал царь Мавсол, для которого позднее был построен мавзолей в Галикарнасе , признанный также одним из семи чудес света. В 340 году до н.э. Родос попал под персидское владычество,а в 332 году до н.э. остров покорил Александр Македонский.

Когда Александр Македонский умер от лихорадки, его полководцы начали делить его огромную империю. Трое из них – Птолемей, Селевк и Антигон – получили каждый свою долю владений, некогда принадлежащих Македонскому. На Родосе закрепился Птолемей I Сотер. Птолемею принадлежал также Египет. На Родос претендовал также Антигон. Он отправил своего сына Деметрия захватить и разрушить столицу Родоса.

Деметрий высадился на Родосе с 40 000-ным войском. Продержав город Родос в осаде целый год, несмотря на сооружение множества осадных орудий, он был вынужден отступить из-за приближающегося к Родосу флота Птолемея.

Чтобы увековечить память о своей победе, народ Родоса решил возвести огромную статую покровителя города - бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове, легенда гласит, что он из пучин морских вынес Родос на своих руках.

Античные авторы приводят разные сведения о высоте статуи Колосса Родосского: есть сведения, что ее высота - 30-35 метров, некоторые же утверждают, что высота статуи была примерно 35-40 метров. Один из неизвестных авторов начала нашей эры сообщал, что Колосс упирался ногами в две противоположные дамбы гавани и корабли, шедшие к Родосу, должны были проплывать под ним.

Однако же никто из древних не упоминал о том, что статуя божества стоит прямо над гаванью, в такой странной позе - ведь это было бы оскорблением древнегреческого бога. К тому же, она бы могла преградить большим кораблям вход в гавань. Устойчивость гиганта в таком случае также берется под сомнение.

Скульптура Колосса Родосского была выполнена в традиционном греческом стиле: обнаженный юноша, с венцом в форме расходящихся лучей солнца на голове, всматривавшийся вдаль. Правой рукой он прикрывал глаза, а левой - придерживал ниспадающее одеяние.

Есть и другое описание статуи, принадлежащее Филону, согласно которому Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни такого размера, что «сами по себе превышали многие статуи». В вытянутой руке Колосс Родосский держал факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком.

Плиния Старшего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.

Эту статую Колосса родосцы поручили создать скульптору Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Он должен был создать статую таких размеров, «чтобы она превосходила все остальные».

На строительство статуи пошли средства, вырученные от продажи осадных машин, брошенных полководцем Деметрием, кроме того, были расплавлены бронзовые детали гигантских осадных башен.

Сначала Харес отлил и поставил на пьедестал ноги Колосса. Потом постепенно отливал остальные части тела. С постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее.

Статуя Колосса Родосского сооружалась 12 лет. Когда голову статуи украсили лучистым венком и разобрали насыпь вокруг нее, пораженные жители Родоса увидели великолепное произведение искусства.

Колосс Родосский гордо возвышался над городом и гаванью в течение 56 лет. По утрам лучи восходящего солнца, отражалось в полированных бронзовых пластинах, покрывающих статую, заставляли ослепительно сиять фигуру бога. Путешественники и купцы, подплывающие к Родосу, издалека видели «парящую" над островом статую, и только потом их взору открывалась красивейшая гавань.

Колосс на острове Родос простоял сравнительно недолго - всего около пятидесяти лет. В 225 г. до н. э. статую разрушило землетрясение. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Колени оказались самым уязвимым местом.

Но и тогда Колосс Родосский вызывал удивление своими размерами. Страбон писал, что «из-за какого-то пророчества родосцы больше его уже не поставили». Обломки огромной статуи пролежали на земле больше тысячи лет, пока не были проданы арабами, захватившими в 977 году Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов.

В настоящее время предпринимаются меры по реконструированию Колосса Родосского. Статую снова собираются возвести на Родосе, но на этот раз фигура будет выполнена из светящихся деталей.


Жители Родоса, племя дорийцев,
колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
воздвигли тебе.
(Неизвестный античный поэт)

Колосс Родосский (греч. Κολοσσός της Ρόδου, лат. Colossus Rhodi) - одно из античных семи чудес света, явное и неопровержимое доказательство богатства и могущества Родоса. Колоссом Родосским называли в Древней Греции огромную бронзувую статую на острове Родос. Как и большинство из семи чудес света, эта скульптура не сохранилась до наших дней. От него вообще ничего не осталось, кроме упоминаний в античных исторических трудах и мифах. Несмотря на это, историки и археологи упорно пытаются научными методами уточнить форму статуи и место, где она стояла.

При всей неопределенности сведений о полумифическом Колоссе историческая наука все-таки накопила немалое количество объективных данных об этом древнегреческом чуде. Судя по античным источникам, высота Колосса была от 30 до 36 метров.


Georg Balthasar Probst.

В третьем веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако одолеть родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадные машины - последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта - гелиополиду, которую приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида - то же своего рода чудо света - вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду “на металлолом” за баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, и возвели статую Гелиоса - покровителя острова Родос. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э.


After Marten de Vos. 1614

Автором проекта был, предположительно, скульптор Хадес из города Линдос на Родосе, ученик Лисиппа. Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных столбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками.

Сотрудник Британского музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса (есть версия, что каркас был обмазан глиной, "колосс на глиняных ногах"?), который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6 миллиметра.

Статуя сооружалась 12 лет. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки, Харес использовал оригинальный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова.

На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.

Бог Гелиос был представлен в виде прямостоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль.

Основными источниками фактических данных о легендарном бронзовом великане стали произведения Плиния, Филона и короткие тексты - надписи и посвящения. Ни в одном из этих текстов не указано, где стоял Колосс. Нет там и детального описания статуи - только самые общие сведения.

Долго полагалось, что Колосс стоял перед гаванью Мандраки, одной из многих в городе Родес. Хорошо известно изображение Колосса Родосского с широко расставленными ногами, возвышающегося наподобие арки над входом в гавань. Учитывая высоту статуи и ширины входа гавани, это соображение невозможно. При высоте Колосса 36 м, расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Кроме того, Колосс блокировал бы вход в гавань. Отсутствуют не только конкретные археологические подтверждения, но и косвенные указания на такое расположение прославленной статуи. Недавние исследования говорят, что Колосс был установлен или на восточном мысе гавани Мандраки, или даже у неё внутри. В пользу гипотезы об установке Гелиоса в гавани можно привести еще тот факт, что жители соорудили своего Колосса в честь снятия острова с осады, а противник прибыл со стороны моря.

Быстро распространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной. Колосс простоял 65 (по другим сведениям- 56) лет, В 226 (222 г.?) году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю.

Сальвадор Дали. Colossus of Rhodes.

Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению, восстановить статую не удалось.(Оракул запретил новый монтаж.) Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. "Даже будучи расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший.

Только в 977 году арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.


1608

Самое старое изображение Колосса Родосского сохранилось с 1556 года. Не известна истинная форма и история появления Колосса, современные реконструкции статуи, стоящей вертикально более точны, чем ранние рисунки. Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например Французского скульптора Августа Бартолди, известного своей работой "Статуя Свободы".

Теперь при входе в гавань Мандраки на колоннах стоят две бронзовые статуи оленей, являющиеся эмблемой современного Родоса. Считается, что колонны стоят на месте ног колосса. Изображение Колосса Родосского можно увидеть повсюду: на марках, открытках, старинных гравюрах.

В ноябре 2008 года было объявлено о намерении реконструировать статую в виде светотехнической инсталляции. По словам руководителей проекта, конструкция будет в несколько раз выше своего оригинала - от 60 до 100 метров. Бюджет проекта оценивается в 200 миллионов евро, которые будут выручены у международных спонсоров, а также из личных средств немецкого деятеля искусств Герта Хофа (Gert Hof).


Церетели хочет построить в Сочи 47-метровый "Колосс Олимпийский". По проекту З.Церетели, внутри этой 47-метровой скульптуры будут лифты, а под ней будут помещения для музеев.

Над созданием гигантской статуи Колосса Родосского скульпторы трудились целых 12 лет. 36-метровая статуя в виде стройного сильного юноши-бога с венком на голове вызывала восхищение у всех, кто проплывал мимо острова Родос, а также была видна с ближайших островов. Основным материалом при строительстве была глина, металл был лишь в основе и на покрытии. Это и послужило причиной обрушения знаменитой статуи…Обратимся для начала к истории строительства Колосса Родосского. Согласно древней легенде, Гелиос, бог солнца спас осажденных жителей острова Родос от полководца Деметрия Полиоркета, пытавшегося захватить остров. В итоге, благодаря совету Колосса. полководцу пришлось отступить а остров был освобожден. В честь этого события в 304 году до нашей эры было принято решение построить огромную статую бога, ставшего покровителем острова, и сохранить на века память о великой победе. Скульптор Харес решил построить Колосса стоящим во весь рост и вглядывающимся вдаль.

12 лет возводилась статуя бога, опирающаяся на три массивных каменных столба, скрепленных железными балками. Вся эта конструкция обшивалась бронзовыми листами, а полость заливалась глиной. Жители острова не видели статую до момента окончания строительства, так как окружавшая колосса насыпь постоянно поднималась для удобства работы. И лишь когда насыпь была убрана, родоссцы увидели своего бога, стоящего на огромном белом мраморном постаменте.

Изначально словом Колосс называли любую статую, но после строительства Колосса Родосского так стали называть исключительно сооружения очень больших размеров Как одно из 7 древних чудес света статуя была впервые упомянута древнегреческим автором Филоном Византийским.

Гелиос - бог солнца

Гелиос жил на восточном берегу океана во дворце из золота и меди. Каждое утро, стоя на золотой колеснице с четверкой крылатых коней он выезжал из серебряных ворот к западному берегу Океана. На западном берегу был расположен ещё один дворец, откуда бог Солнца возвращался обратно на восток в ладье из золота.

По легенде, Гелиос с утра до вечера трудился, освещая Землю и не смог присутствовать на разделе мира, потому ему ничего не досталось. Он решил поднять из морских глубин остров, и назвал его в честь своей жены Роды - Родоссом.

На строительство такого масштабного памятника было израсходовано более 13 тонн бронзы и около 8 тонн железа. Колосс Родосский дал начало моде на большие статуи, уже спустя 2 века на острове было построено около сотни больших скульптур. Быть может, если б не было этой статуи, то и не было бы сейчас таких сооружений, как Статуя Свободы в Нью-Йорке, или Статуя Христа Искупителя в Бразилии. А может даже не построили бы нашу Родину-Мать в Волгограде:)

Статуя Колосса простояла всего 50 лет, после чего ее разрушило землетрясение в 222 году до н.э. Самым слабым ее местом оказались колени, сразу же дав трещину. Еще долгое время Колосс лежал на земле, поражая всех своими размерами. Плиний Старший в своих летописях писал, что мало кому удавалось обхватить обеими руками большой палец на руке громадины. Отсюда и пошло знаменитое выражение: "Колосс на глиняных ногах".

Плиний Старший

Обломки громадной статуи пролежали на земле около тысячи лет, пока арабы, захватившие в 977 году Родос, не продали его неизвестному купцу, которому пришлось перевозить их на 900 верблюдах.


В 2008 году было принято решение восстановить Колосс Родосский в виде световой инсталляции, на оригинальном месте. Немецкий ценитель искусства Герт Хоф планирует выделить около 200 млн. евро на этот проект. Высота нового Колосса будет выше оригинала - примерно 60-100 метров. Если Вам интересны древние чудеса света, прочитайте также о мавзолее в Галикарнасе , или о Висячих садах Семирамиды , там собран не менее интересный материал.

Был составлен 2000 лет тому назад греческим писцом. Он считал, что их невозможно уничтожить. Современный мир и поныне завораживает этот волшебный список.

Колосс Родосский занимает в нем почетное место. Народ острова возвел эту статую в благодарность богу Гелиосу за заступничество во время годовой осады города сорокатысячным войском.

Где находится Колосс Родосский?

Теперь уже нигде. Но, как уже говорилось, по преданию, он был возведен на и был виден далеко с моря. Именно здесь, по свидетельству древних писателей, находилась статуя: второе солнце встречалось лицом к лицу с первым. Она была создана около 280 г. до н. э. учеником Каресом. И хотя через 60 с лишним лет Колосс Родосский упал, говорят, что даже руины на земле впечатляли. В конце концов, статуя была разрушена арабскими солдатами и продана Сирии по камням.

Сегодня невозможно отыскать даже следов на том месте, где она стояла. Классические ученые утверждают, что статуи подобного типа, как правило, располагались позади храма. Но на Родосе храм Гелиоса находится на вершине холма в центре города, а следов Колосса там найти не удалось. Хотя благодаря этому утверждению удалось открыть другой, не менее важный факт. Оказалось, что огромные стены времен Колосса окружают город и спускаются к порту. Это доказывает, что гавань острова Родос во многом искусственного происхождения. А это значит, что статуя Колосса Родосского могла быть окончанием стены гавани, как и в прочих древних искусственных гаванях. Она не могла перекрывать вход в нее. Для этого она должна быть в четверть мили высотой. Но ни металл, ни камень не могут выдержать того напряжения, которое оказывают зимние штормы. Сегодня на конце стены гавани стоит средневековая крепость св. Николая. Наполовину она сделана из камней, обтесанных в древности. Если посмотреть внимательно на куски мрамора, послужившие строительным материалом для этой маленькой крепости, можно понять, что они высечены мастерами времен Колосса Родосского.

В Средневековье люди нашли им новое применение. Самое интересное в этих камнях то, что они не являются квадратными. Каждый из них является фрагментом 17-метрового круга, имеет закругления. 17 метров - это точный диаметр башни внутри маленькой крепости. Возможно, что средневековые зодчие начали строить прямо на древнем фундаменте, служащем постаментом для упавшей статуи.

На что был похож Колосс Родосский и как он был сделан?

Летописец, во времена которого статуя еще стояла, говорит, что она строилась по тому же принципу, что и дом. Фрагменты других древних фигур демонстрируют, что они были построены так же мастерски, как и Зевс Фидия. Фрагмент за фрагментом из каркаса из стали и камня. Покрыт Колосс Родосский был бронзовыми листами. Что касается позы, то на самом деле никто не знает: стоял ли он, сидел или, например, вел колесницу. Хотя, какие-то намеки можно попытаться отыскать в копии статуи, сделанной самим Лисиппой из мрамора для Александра. Но, скорее всего, Колосс не был таким уставшим и напыщенным, как старый Геркулес. Скорее это был молодой человек с прекрасным лицом, таким же, как и голова безымянной статуи, найденной на Родосе, что дает нам новое понимание. Особенность этого фрагмента заключается в наличии множества одинаковых отверстий по кругу. Если вставить в них штыри, видно, что они расходятся симметрично, как солнечные лучи на статуе Гелиоса, то есть это, скорее всего, и есть его голова. К тому же датируется она (в пределах плюс-минус 100 лет) тем же временем, что и создание Колосса. Если внимательно посмотреть на лицо, можно увидеть тот же приоткрытый рот, повернутую шею, открытые глаза. Один в один То есть та же школа скульпторов, которой был сооружен Колосс Родосский, создала и образ царя, который впоследствии обошел весь мир.

Чтобы захватить город Родос, царь Фригии Деметрий Полиоркет приказал построить огромную, 30-метровой высоты, осадную башню на колесах. Осаждающим удалось пробить стену города. Испуганные родосцы, решили построить большого идола, статую бога солнца Гелиоса. Перед крепостной стеной была вырыта глубокая яма. В нее и рухнула злосчастная башня. Царю Деметрию не оставалось ничего другого, как заключить мир с родосцами.

Избавившись от напасти, жители Родоса в 302 г. до н.э. принялись сооружать статую Гелиоса. Эта работа была поручена известному скульптору Харесу. ученику Лисиппа.
Для работы над гигантской статуей мастер использовал хитроумный прием: он окружил место строительства земляной насыпью. Статуя сооружалась из бронзовых деталей, крепившихся на железный каркас. «Сборка» велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т. д. По мере «роста» скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее. По завершении работы холм был срыт, и статуя во всей своей красе предстала перед изумленными жителями острова.
Сооружение Колосса завершилось около 280 г. до н.э. На изготовление грандиозного монумента пошло 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно 13 и 8 тонн). Полую статую, по мере того как она росла, заполняли камнями и глиной, чтобы сделать ее устойчивее. База была сделана из белого мрамора. Колосс достигал в высоту 33 м и был, как клялись родосцы, на три метра выше той самой злосчастной башни, от которой они с таким трудом избавились.
Это чудо Древнего мира оказалось самым недолговечным - Колосс Родосский простоял всего 60 лет. В результате сильного землетрясения в 220 г. до н.э. он переломился на уровне колен и рухнул, развалившись на части . Отсюда и пошло выражение «колосс на глиняных ногах».

Статуя пролежала на земле более 900 лет, и любопытствующие путешественники отправлялись на Родос лишь затем, чтобы взглянуть на обломки поверженного Колосса. Плиний Старший пишет о том, что немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки Колосса. В 977 г. нуждавшийся в деньгах арабский наместник острова продал обломки статуи на переплавку. Говорили, что их увезли в Сирию на 900 верблюдах. От огромного монумента до наших дней осталось только одно название - «колосс», которое с тех пор стало обозначать статую или сооружение громадных размеров.
Основными источниками сведений о легендарном бронзовом великане стали произведения Плиния, Филона и короткие надписи и посвящения. Ни водном из этих текстов не указано, где стоял Колосс. Нет и описания статуи - только самые общие сведения. Так что неизвестно, как выглядела статуя и где именно она стояла.
Иногда Колосса изображают стоящим, расставив ноги, перед входом в родосскую гавань, а между ног его проходят корабли. Этого быть не могло - ширина устья гавани составляла около 400 м, и ноги 33-метровой статуи никак не могли быть расставлены столь широко. Вряд ли статуя могла стоять и -в центре города, возле храма Гелиоса - при этом вокруг него должно было оставаться большое не застроенное пространство, что не подтверждается археологическими раскопками. Скорее Колосс стоял где-то на берегу моря, откуда его издалека могли видеть подходящие к острову корабли. Отчасти это подтверждается тем, что недавно археологи обнаружили на дне древней родосской гавани кисть правой руки статуи.
Как выглядел Колосс? Самое старое его изображение относится к 1556 г. Считается, что Гелиос был представлен в виде стоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове, но это только предположение. Фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. Но на этот раз скульптор, видимо, придал ей иное положение: расчеты показывают, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса.
Несмотря на то, что облик Колосса остается загадкой, существуют проекты его воссоздания. В 2003 г. мэр города Родос Диоргос Янопулос объявил о том, что уже ведутся переговоры с рядом компаний, готовых принять участие в «проекте нового тысячелетия». Возрожденный Колосс будет установлен в море, недалеко от береговой черты. Правда, трудно понять смысл этой дорогостоящей акции: воссозданный Колосс в любом случае не будет иметь никакого отношения к Колоссу реальному, и станет всего лишь приманкой для туристов. Впрочем, для последних подлинность памятника важна далеко не всегда…

Loading...Loading...