Воробей: детям о природе. Воробей: детям о природе Почему автор прозвал воробья задирой

Календарь развития ребенка. Первый месяц

30-03-2008 @ 00:10

Позади 9 месяцев беременности, токсикоз, отеки, страхи о здоровье будущего малыша. Вы, наконец-то, увидели того, кто жил внутри вас целых 9 месяцев и нещадно пихал вас под ребра. Благополучно отлежав в роддоме положенное после родов время, вы приехали домой, переступили порог родного дома (наконец-то!!!) и… вместе с облегчением и радостью вы, почему-то, испытываете тревогу.

Как правило, у мамы появляется уйма вопросов (особенно если ребенок первый). Как должен развиваться малыш? Как и когда начинать заниматься с ребенком? Как понять хватает ли ему молока? Когда вводить прикорм? Это далеко не полный перечень вопросов, волнующих родителей.

Первый месяц

Многие мамочки, принеся кроху домой, понимают: свободного времени у них больше нет. Ни днем, ни ночью. Не надо нервничать. Не пытайтесь переделать все домашние дела самостоятельно. Теперь вы – мама, и это главное. Помните: маленькие детки чувствуют состояние мамы. Чем больше переживаете вы, тем больше плачет ваш ребенок. У спокойной, уравновешенной мамы – спокойный ребенок.

Режим дня

Самая главная задача новорожденного ребенка – приспособиться к новым для него условиям окружающей среды. Новорожденный малыш в первый месяц своей жизни спит около 20 часов в сутки, просыпаясь, в основном для удовлетворения физических потребностей. Ест младенец в среднем 7 – 8 раз в сутки.

Раньше врачи придерживались мнения, что новорожденного малыша необходимо кормить через каждые три часа. Сейчас тенденция изменилась на противоположную – кормить по требованию. И все же надо стараться, чтобы интервал между кормлениями был не меньше 2 часов.

Кроме того, до сих пор ведутся споры: нужно или нет давать малышу пить воду. Некоторые врачи считают, что материнское молоко содержит достаточно воды и дополнительно поить ребенка не стоит. Другие же сходятся во мнении, что давать ребенку воду необходимо. Но если вы все-таки даете малышу воду, не подслащивайте ее.

В теплое время года можно начинать гулять с малышом уже в первые дни после выписки. Длительность прогулки 10-15 минут. В холодное время гулять с крохой можно со 2 недели пребывания дома. Длительность пребывания на улице 5-10 минут.

В течение дня устраивайте малышу 1-2 минутные воздушные ванны. Например, когда вы переодеваете кроху, оставьте его на некоторое время голеньким. Пусть полежит, подрыгается. При этом температура воздуха в комнате должна быть не менее 22 градусов.

Развитие навыков

Новорожденный лежит преимущественно в согнутом положении, напоминающем позу эмбриона: ручки и ножки согнуты, кисти сжаты в кулачки. Если положить его на живот – ненадолго поднимает голову. В этом возрасте у малыша ярко выражены следующие рефлексы: рефлекс «сосания» (сосет грудь, соску) и «хватания» (малыш крепко хватает протянутый палец).

Функции органов зрения и слуха развиты слабо. Глазки у малыша как бы «блуждают» и он не может сфокусировать взгляд. Но уже к концу месяца новорожденный начнет отличать знакомые голоса от незнакомых, концентрировать внимание на знакомых лицах, когда они появляются непосредственно перед его глазами.

Уже с 10-12 дня жизни малыша необходимо несколько раз в день выкладывать на животик. Делать это надо либо перед кормлением, либо через 15-20 минут после еды. Многим малышам это не нравится, поэтому начинать можно с 2-3 минут, постепенно доходя до 20 минут. Это способствует развитию мышц шеи и живота, а также отхождению газов.

Мы растем

Рост, вес, окружность головы и груди – основные данные, с помощью которых врач оценивает состояние ребенка. Средний вес доношенного ребенка – 3400 грамм, рост – 50 см, окружность грудной клетки – 34 см.

Первоначально новорожденные теряют в весе. Но уже к 10 дню жизни набирают первоначальный вес. За первый месяц новорожденный должен прибавить не менее 800 грамм. Причем дети, находящиеся на грудном вскармливании, «набирают» больше «искусственников».

Многих мам пугает то, что у их малыша, как им кажется, большая голова. Это норма. Окружность головы новорожденного может на 2-3 см превышать окружность груди. К трем месяцам пропорции тела выровняются. Окружность головы здорового ребенка до года можно рассчитать по формуле:

Окружность головы, см = (рост, см +19):2

Игрушки и игры

Новорожденный видит с первого дня, но зрение еще развито слабо, фиксировать взгляд на каком-либо конкретном предмете или человеке кроха неспособен. Обычно сосредоточенность взгляда возникает в конце первого – начале второго месяца жизни: ребенок может остановить взгляд на лице матери, яркой игрушке, недолго проследить глазами за двигающейся вещью.

Для совершенствования зрительных реакций нужно уже в конце первого месяца вешать над кроваткой на расстоянии 70 см. яркие игрушки, чтобы ребенок мог фиксировать на них взгляд.

Идеально подходят специальные музыкальные игрушки, которые крепятся на кроватку. Во-первых, они, обычно, яркие, во-вторых, медленно вращаются, тренируя глазки малыша, в-третьих, сопровождаются спокойной мелодичной музыкой.

Советы для мам и пап

После выписки из роддома особое внимание обратите на заживление пупочной ранки. 2 раза в день обрабатывайте ее ватным тампоном с раствором перекиси водорода, а потом другим тампоном, смоченным раствором бриллиантовой зелени. Обычно к концу первой недели ранка уже сухая и узкая, что позволяет купать ребенка.

Если пупочная ранка широкая и мокнет, то с купанием следует подождать. При нормальном заживлении пупочной ранки купать ребенка нужно ежедневно, примерно в одно и тоже время, желательно перед сном. Так как кожа малыша очень нежная, мыло и шампунь достаточно использовать 2 раза в неделю. А после водных процедур не вытирайте кроху, а осторожно промокните кожу махровым полотенцем.

Хотя малыш очень много спит в первые месяцы жизни, кратковременные периоды бодрствования очень важны для него. Помимо удовлетворения естественных физиологических потребностей ребенку важно чувствовать тепло и ласку. Чаще разговаривайте с ним, обращайтесь к нему по имени, комментируйте свои действия, пойте колыбельные. Сейчас для малыша важны не столько слова, сколько ваша интонация. Показывайте ему свою любовь, ведь малыши очень чувствительны. Именно поэтому крайне нежелательно ругаться в их присутствии, особенно на повышенных тонах.

Вздутие живота и кишечные «колики» беспокоят практически всех детей первых месяцев жизни. Это происходит потому, что мышцы кишечника мало тренированны и пища по нему продвигается медленно.Для того чтобы облегчить состояние малыша можно помассировать животик круговыми движениями по часовой стрелке. Если колики сильно беспокоят кроху, можно положить ему на животик сложенную в несколько раз пеленку, проглаженную утюгом. Только смотрите, чтобы кроха не обжегся, ведь кожа младенца очень нежная.

Одна из наиболее частых причин обращения родителей к врачу – срыгивание. К сожалению, срыгивание может быть как вариантом нормы, так и признаком патологии. У детей первого месяца жизни очень трудно определить причину срыгивания. Это может следствием переедания, неправильного прикладывания к груди, незрелости кишечника.

Так или иначе для малышей первых трех месяцев жизни срыгивания являются вариантом нормы (конечно, при условии, что малыш хорошо себя чувствует и прибавляет в весе).

Чтобы уменьшить вероятность срыгиваний перед кормлением выкладывайте ребенка на животик. Во время кормления следите, чтобы кроха не упирался носиком в вашу грудь, в противном случае он «наглотается» воздуха, что приведет к более обильным срыгиваниям. Если это возможно, кормите малыша в полувертикальном положении. И помните, к трем месяцам срыгивания должны прекратиться. Срыгивания у детей старше трех месяцев – повод для обращения к врачу.
Календарь развития ребенка. Второй месяц

30-03-2008 @ 00:12
Раздел: Дети / Календарь развития ребенка

Ваш кроха отметил свой первый маленький праздник. Ему уже месяц. Вы постепенно привыкаете друг к другу, учитесь понимать своего кроху. По тому, как он плачет, вы сразу можете определить, чего он хочет: проголодался ли он, мокрый или просто подзывает вас. Эти первые элементы общения очень важны для вас обоих, для развития ваших дальнейших отношений.

Режим дня

Малыш все еще много спит, около 18 часов в сутки. Но периоды бодрствования становятся дольше и оживленнее. Кормлений должно быть по-прежнему 7-8, но старайтесь, чтобы ребенок хорошо поел вечером и спокойно спал ночью. Обычно на втором месяце жизни устанавливается суточный режим сна и бодрствования. Ночью малыш должен спать 8-10 часов, просыпаясь 2-3 раза, чтобы подкрепиться.

Если малыш часто просыпается ночью, не спешите постоянно давать ему грудь, возможно, его что-то беспокоит. Возьмите ребенка на руки, походите по комнате, покачайте его, дайте немного воды (только несладкой), помассируйте животик. Если кроха очень беспокойный, проконсультируйтесь с врачом.

Прогулки становятся длительнее. При хорошей погоде гулять с малышом можно по 1-1,5 часа.

Развитие навыков

На втором месяце жизни малыш начинает дольше держать головку. В вертикальном положении может удерживать ее до 1 минуты. Лежа на животе, поднимает голову и грудь, и некоторое время удерживает их в этом положении. Если малыша взять под мышки, он опирается на ножки.

Его конечности становятся более расслаблены, он уже не похож на «эмбриона». Кулачки его частично разжаты, он может некоторое время удерживать погремушку. Непроизвольное подергивание мускулов становится реже.

На втором месяце у ребенка уже сформированы устойчивые зрительные и слуховые реакции. Его взгляд становится выразительнее, кроха начинает следить за предметами, ловит ваш взгляд. Малыш подолгу рассматривает кроватку, обращает внимание на яркие предметы. Месячный ребенок быстрее реагирует на звук, поворачивая голову к источнику шума, отвечает улыбкой на ласковые слова, проявляет радость при общении со взрослыми.

Малыш начинает испытывать желание пообщаться. В этом возрасте он начинает «гулить». Но пока это только отдельные звуки.

Когда ребенок выспался, сухой, сытый и находится в хорошем настроении, необходимо делать гимнастику или легкий массаж. Первые занятия длятся 5-7 минут. Поглаживающие движения при массаже направляются снизу вверх. Животик массируем круговыми движениями, но старайтесь не захватывать правое подреберье (область печени).

Мы растем

К концу второго месяца прибавка в весе должна быть в среднем 800 грамм, в росте – 3 см. Такие темпы роста сохраняются в течение первых трех месяцев, затем прибавка в росте и весе становится меньше.

Увеличиваются размеры окружности головы и груди. Окружность груди все еще меньше окружности головы, но постепенно «догоняет» ее. Многих мам беспокоит раннее или, наоборот, позднее закрытие родничка. Не стоит беспокоиться. Закрытие родничка для каждого ребенка строго индивидуально.

Игрушки и игры

К 2 месяцам малыш уже тянется к игрушкам, дотрагивается до них, поэтому их следует вешать на такой высоте, чтобы он мог касаться их ручками. В этом возрасте ему нужны погремушки, мелодично звучащие игрушки. Но, несмотря на то, что ребенок не может сам брать их в руки, не бросает их на пол, игрушки необходимо часто мыть. Кроме того, надо следить, чтобы они были не поломаны и безопасны.

Не стоит вешать сразу много игрушек. Ребенок к ним быстро привыкает, и они перестают вызывать у него интерес. Пусть игрушек будет меньше, но они должны быть яркими. Время от времени их можно менять. Ребенок открывает для себя цвета, звуки. Погремушки должны быть с широкими ручками, так как их надо вкладывать в раскрытые кулачки, чтобы стимулировать снижение тонуса мышц.

Поиграйте с ним. Передвигайте в поле его зрения яркие игрушки, вкладывайте ему в ручку и вынимайте погремушку.

Советы для мам и пап

Не бойтесь чаще брать ребенка на руки, ласково с ним общаться. В этом возрасте «избаловать» его невозможно, а материнская ласка благотворно сказывается на развитии младенца.

У детей первых месяцев жизни часто встречается такое заболевание как потница. Возникает оно вследствие нарушения гигиенического режима, а проявляется ярко-красной мелкой сыпью. И нередко именно сыпь способствует проникновению инфекции через кожу. Поэтому старайтесь не укутывать, не перегревать малыша, регулярно купать его. В качестве профилактики потницы хорошо помогают воздушные ванны, ванны с марганцовкой или чистотелом. На втором месяце жизни длительность воздушных ванн можно доводить до 10-15 минут.

Если малыш «осенне-зимний», то со второго месяца врач обычно назначает прием витамина D. Это необходимо для профилактики рахита. Чаще всего рахит возникает у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Но в любом случае не пренебрегайте советами врача и тщательно выполняйте его предписания.

Календарь развития ребенка. Третий месяц

30-03-2008 @ 00:14
Раздел: Дети / Календарь развития ребенка

Ваш малыш растет не по дням, а по часам. Каждый день вы замечаете какие-либо достижения, успехи вашего исследователя. Вы вместе с ним заново учитесь жизни, вспоминаете свое детство

Режим дня

К концу третьего месяца многие малыши придерживаются четкого режима дня. Примерно в одно и то же время просыпаются, завтракают, непродолжительно бодрствуют, затем на какое-то время засыпают, просыпаются для второго завтрака.

Затем идут непродолжительные игры, после чего длительный обеденный сон. Во второй половине дня малыши обычно, «гуляют» дольше, после чего – банные процедуры, кормление и ночной сон. Ночью, если кроха проснулся, можно покормить его 1-2 раза, но не приучайте его есть слишком часто. Он должен спокойно спать ночью.

Если ваш малыш никак не может приспособиться, постарайтесь помочь ему. Основные режимные моменты: купание, кормление и сон должны происходить в одно и тоже время.

Развитие навыков

На третьем месяце малыш хорошо держит головку в вертикальном положении, сосредотачивает и долго удерживает взгляд на лице говорящего. Увеличивается интерес к окружающей обстановке. Малыш «просит», чтобы его носили на руках «столбиком» для обзора.

В это время формируется так называемый «комплекс оживления», когда бурная радость при общении со взрослыми сопровождается общими оживленными движениями рук и ног. У ребенка выпрямляются ручки в локтевом суставе, разжимаются пальчики.

Так же в этом возрасте малыш активно следит за движущимися предметами, поворачивает голову к источнику звука, у него вырабатывается четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки или ложки он открывает рот.

Ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот. Малыш совершает хватательные движения, чаще промахиваясь, но если ему удалось взять погремушку, может играть с ней некоторое время: трясти, рассматривать. Если игрушка привязана – тянет ее к себе. В этом возрасте крохе очень нравятся свои ручки. Он может подолгу рассматривать их играть.

Малышу очень нравятся звуки. Он отличает звук разговора от других звуков, узнает голос мамы и папы. Чаще разговаривайте с ним, рассказывайте, объясняйте. Да и сам малыш начинает активнее общаться. Гуление становится певуче, протяжнее. Можно различить не только гласные и согласные звуки, но и их сочетание.

Мы растем

Средняя прибавка в весе к концу третьего месяца 800–900 грамм, в росте 2-3 см. Прирост окружности головы – 1см, окружности груди 1,5 см.

Игрушки и игры

К 3 месяцам звук начинает привлекать внимание ребенка к тому, что находится в руке. Например, если вложить крохе в руку погремушку, он начинает махать руками, но услышав звук, замирает и прислушивается. И скоро наступит момент, когда он свяжет то, что видят глаза, с тем, что делают ручки.

Если игрушки висят над кроваткой, ребенок машет ручками, время от времени попадает по игрушке, она качается, издает звук. Скоро малыш заметит связь между этим и своими движениями.

Малыш смотрит на игрушку, двигает рукой, пробует дотронуться до нее. Так будет до тех пор, пока у него не получится. Однако в этом возрасте схватить ее он вряд ли сможет. У большинства малышей пальчики сжимаются прежде, чем они дотронутся до игрушки. Сейчас можно подвешивать к кроватке или коляске гирлянды, резиновые моющиеся игрушки.

Полезно давать деткам в руки предметы с различной поверхностью. Вкладывайте ему в ручку гладкие, ребристые, шершавые погремушки, можно дать потрогать различные кусочки ткани, меховые игрушки.

Советы для мам и пап

В это время непрерывное бодрствование может длиться 1-1,5 часа. И если до сих пор ваш малыш находился в пеленках, то сейчас самое время заменить их на ползунки. Многие мамы, беспокоясь за своих чад, надевают им на ручки специальные варежки. Но лучше всего обходиться без них. Тактильные ощущения очень важны для полноценного развития малыша. Аккуратно состригите ноготки (лучше это делать, когда малыш спит) и пусть он наслаждается радостью прикосновений.

На третьем месяце развития малыша многие мамочки расслабляются и делают себе послабление в диете. Этого делать еще нельзя. Малыш может отреагировать на изменение молока (ведь в материнское молоко проникает даже запах лука и чеснока) и отказаться от груди.

В возрасте 3 месяцев малышу предстоят первые прививки против дифтерии, столбняка, коклюша (так называемая прививка АКДС) и полиомиелита. Перед прививками необходимо сдать анализы (кровь, мочу), а в день прививки врач осматривает ребенка, измеряет температуру и, если ребенок здоров, разрешает вакцинирование. Делается это для того, чтобы избежать возможных осложнений.

Календарь развития ребенка. Четвертый месяц

06-04-2008 @ 00:10
Раздел: Дети / Календарь развития ребенка

В этом месяце у мамы может выдаться первая спокойная ночь. Малыш адаптировался к окружающему миру, у него закончился стодневный период младенческих колик, выработался свой режим дня. Несмотря на стремительное развитие, малыш еще слаб и отчаянно нуждается в маме, в ее любви, ласке. Ваше внимание, забота, нежность, да и просто присутствие – важные стимулы для развития маленького человечка.

Режим дня

У малыша выработался стойкий режим дня. Он привык к основным режимным моментам (кормление, купание, игры, сон), не путает день с ночью. Ночью малыш может просыпаться 1-2 раза. Приучайте его спать всю ночь. Для этого попробуйте увеличить количество пищи, принимаемой ребенком перед сном.

Некоторые дети засыпают еще до того, как они наелись. Если вы видите, что малыш съел мало, покачайте его, ласково погладьте, т.е. осторожно разбудите его и продолжите кормление до тех пор, пока малыш не наестся.Обратите внимание на то, сколько он ест в течение дня, хватает ли ему молока.

Развитие навыков

Главная особенность ребенка в этом возрасте – интенсивное развитие эмоций. Малыш узнает вас и радуется вашему появлению, громко смеется. «Комплекс оживления» появляется чаще, и не только при общении со взрослыми. Малыш подолгу гулит, появляются элементы эмоциональной интонации. Может подавать сигналы, если чего-то хочет, например, чтобы мама взяла на ручки.

Чаще кладите ребенка на животик: он уже должен пытаться приподнимать туловище, опираясь на предплечья или ладони полусогнутых рук.

Продолжается развитие зрения и слуха. Малыш способен находить взглядом источник звука, если звук доносится из другой комнаты, он с интересом и любопытством прислушивается. Почаще разговаривайте с ним, рассказывайте ему небольшие детские стишки, улыбайтесь, пойте. Развивается и точность зрения. Малыш следит за игрушкой, осматривается, поворачивая голову на 180 градусов.

Развиваются и двигательные навыки. Важным достижением является развитие движений рук. Малыш активен при кормлении, поддерживает руками материнскую грудь или бутылочку.

В конце четвертого месяца кроха начинает переворачиваться со спины на живот. Поэтому не кладите ваше чадо на край дивана, кровати или пеленального столика, особенно если вам надо выйти из комнаты. Иначе вернувшись, вы можете обнаружить его на полу.

Мы растем

За 4 месяца кроха заметно вырос. Ему уже малы распашонки и чепчики, в которых вы забирали его из роддома. И он продолжает расти. Прибавка в весе в среднем за месяц 750-800 грамм, в росте 2,5-3 см.

Игрушки и игры

Сейчас уже качающиеся игрушки не подходят – малыш хочет потрогать игрушку и если она откачнется, он сердится. Лучше просто разместить их в пределах досигаемости.

Малыш направленно тянется за игрушкой, берет ее, рассматривает, играет с ней, тянет в рот. Поэтому игрушки должны быть такого размера, чтобы малыш не смог их проглотить. Например, резиновые или пластмассовые кольца, резиновые игрушки. Если игрушка упала на пол, ее необходимо вымыть.

Советы для мам и пап

Почаще играйте с ним. Ведь малыш растет, а вместе с ним растет и его мозг. Можно поиграть с малышом в «прятки», закрывая свое лицо платочком или руками. Также малышам очень нравятся игры в «ладушки» и «сороку-ворону».

Для развития мышц можно поиграть с ребенком в следующую игру: малыш лежит на спине, вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть.

В этом возрасте врач может разрешить вводить в рацион ребенка соки. Начинать лучше всего с яблочного. Не давайте сразу слишком много. Начинать надо с 0,5 чайной ложки и постепенно увеличивать объем. Давать сок лучше после кормления или между ними. Внимательно следите, не появятся ли у ребенка какой-либо аллергической реакции. Можно для начала добавить в сок пару капель воды.
Календарь развития ребенка. Пятый месяц

06-04-2008 @ 00:12
Раздел: Дети / Календарь развития ребенка

Маленькие дети стремятся познать окружающий мир. И, конечно же, первым учителем, источником знаний, становится мама. Задача мамы – заниматься с малышом. Тем более что на пятом месяце потребность ребенка в общении возрастает.

Режим дня

На пятом месяце кормлений должно быть 5, через 4 часа. Спит малыш три раза в день. Периоды бодрствования после кормлений 1,5-2 часа. Ночной сон 10-11 часов.

Не забывайте делать ребенку массаж, чередуя его с гимнастическими упражнениями. Массаж и гимнастику лучше тоже делать в определенное время, во время второго или третьего бодрствования.

Развитие навыков

За время, прошедшее с момента рождения, ваш малыш многому научился. Он твердо держит голову, лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на руки, тянется за предметом, переворачивается со спины на живот, смеется, возражает, если вы пытаетесь взять у него игрушку. Если держать малыша под мышки, твердо стоит на ногах. Он имитируем мимику взрослых, и вы с умилением узнаете себя, мужа или, может, бабушку.

К пяти месяцам ваш малыш должен различать по голосу и внешнему виду «своих» и «чужих», по-разному к ним относиться. И если раньше кроха безоговорочно радовался любому человеку, то сейчас попытки незнакомого человека поиграть могут вызвать громкий плач.

Он хорошо различает строгий и ласковый тон. Чаще разговаривайте с ним, подносите к окну и рассказывайте, что происходит на улице. Этот возраст характеризуется еще одним важным показателем развития – начинается подготовка к активной речи. В гулении ребенка можно услышать больше согласных звуков. Малыш произносит первые слоги (ма, ба, на, та), и гуление сменяется лепетом.

Движения рук становятся свободными, он может поднимать их выше уровня плеч. Уверенно берет игрушку, держит, рассматривает ее, перекладывает из одной руки в другую.

К концу пятого месяца некоторые малыши начинают переворачиваться с живота на спину. Это время чрезвычайно травмоопасно. Только вчера ваш малыш так и не смог перевернуться, а сегодня он как «колобок» катается по дивану. Сейчас уже нельзя оставлять его без присмотра, а если вам надо выйти из комнаты, кладите кроху в кроватку или манеж.

Мы растем

За пятый месяц вес ребенка увеличивается обычно на 600-700 гр., рост – на 2 см., Окружность грудной клетки начинает превышать окружность головы на 0,5-1 см. Однако это примерные показатели и могу колебаться даже у здоровых детей.

Игрушки и игры

Малыш продолжает учиться пользоваться собственными руками: он трогает, царапает, тянет, мнет, опирается. Сейчас лучше давать ему резиновые игрушки, которые пищат при надавливании, или погремушки, издающие музыкальные звуки. Но для этого надо знать особенности своего ребенка, постараться предугадать его реакцию. Одному нравятся громкие звуки, другому – нет.

Если ваш малыш относится ко второй категории, не предлагайте ему резиновые игрушки, которые пронзительно пищат. Он может испугаться. Заклейте дырочки пластырем или липкой лентой. Со временем ребенок сам захочет, чтобы знакомая игрушка «заговорила».

Советы для мам и пап

Основное событие пятого месяца жизни – введение в питание ребенка прикорма.Обычно начинают с овощного пюре или каши. Если ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании, первый прикорм рекомендуется давать в начале пятого месяца.

Если малыш на грудном вскармливании и у вас достаточно молока, вводить первый прикорм можно в шесть месяцев, но не позже. Ведь материнское молоко уже не может обеспечить потребности быстро растущего ребенка. А для того чтобы правильно формировались зубы и кости нужна не только молочная пища.

Но что делать, если кроха упрямо выплевывает любовно приготовленное вами овощное пюре? Во-первых, не давайте сразу слишком много. Для первого раза хватит и чайной ложки. Но если кроха упорно отказывается кушать, допустим, то же овощное пюре, попробуйте что-то другое. Например, кашу. Начать лучше с рисовой, а потом чередовать с гречневой и овсяной. Крупу для каши вначале перемалывают на кофемолке, потом можно будет протирать через сито уже готовую кашу.

Давать ребенку прикорм надо только с ложки (а не из бутылочки!!!). Так же можно дать малышу детское печенье, размоченное в молоке, тертый банан или яблоко. Что бы вы не давали, помните: первые порции должны быть небольшими. И если вы начали прикорм, например, с рисовой каши, давайте ее в течение 3-4 дней.

Не кормить малыша всем и сразу, иначе, если вдруг проявится аллергия, вам будет трудно определить, какой именно продукт вызвал аллергическую реакцию.

  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.


    Сразу после рождения малышу нужно адаптироваться к окружающему миру, и лучше всего ему в этом поможет мама

    Основные этапы развития

    Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:

    • Начинают работать легкие , а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
    • Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
    • Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком . У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
    • Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.


    В большинстве случаев кожа новорожденного имеет красноватый оттенок, который проходит к концу первой недели жизни

    • Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
    • У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
    • У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие , вызванное слабостью глазных мышц . Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
    • Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
    • В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.

    Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:

    На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.

    Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.

    К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.

    Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» – узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.


    К началу второго месяца кожа малыша приобретает розовый цвет, голова выравнивается, а на лице исчезает родовая припухлость

    Календарь развития по неделям в таблице

    Возраст

    Умения

    1 неделя (7 дней)

    Удерживание головки несколько секунд.

    Фокусирование взгляда на расстоянии от 5 до 15 см.

    Непроизвольное смыкание пальчиков и ручек.

    Непроизвольная улыбка.

    Узнавание запаха грудного молока.

    Реагирование на яркий свет морганием и закрыванием глаз.

    Оживление при приближении родителей.

    2 недели (14 дней)

    Рассматривание взрослого, невольные подмигивания и забавные гримасы.

    Фиксация взгляда на яркой игрушке диаметром до 10 см.

    3 недели (21 день)

    Удерживание головки до 5 секунд, поднимание ее после небольшого отдыха.

    Узнавание мамы и папы.

    Разглядывание предметов и лиц на расстоянии до 50 см.

    Замирание при виде чего-либо нового и резких незнакомых звуках.

    Захватывание ручками пальцев и волос родителей.

    4 недели (28 дней)

    Активные движения ногами и руками.

    Сосредоточение взгляда на предметах и лицах на расстоянии до 1 м.

    Выражение эмоций разным криком (недовольным, радостным).

    Приподнимание головы в положении лежа на животике до 5 секунд.

    Удерживание взгляда на мамином лице или неподвижном предмете в поле зрения долгое время.

    Активное рассматривание окружающего мира с рук взрослого.

    Крепкое удерживание пальцев взрослого.

    Удерживание взгляда на движущемся предмете до 7 секунд.

    Агукание.

    Рассчитайте календарь прививок

    Укажите дату рождения ребенка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Первая неделя

    В первые дни жизни малыш и мама знакомятся друг с другом, а основная потребность младенца заключается в тесном контакте с мамочкой. Лучшим питанием для карапуза является молозиво, которое через несколько дней сменяется зрелым молоком, подстраиваясь под потребности крохи.


    После рождения кроху очень важно как можно раньше приложить к материнской груди

    Внешне ребенок пока не похож на младенцев на страницах журнала. Лицо крохи после родов бывает несимметричным, на голове нередко возникает припухлость, а сама голова сплющена и немного вытянута в овал.

    Кожа зачастую красная и лишь к концу первой недели бледнеет. У некоторых детей на 3-5 дне жизни возникают шелушения кожи на груди и животике. Небольшая желтушность с 3-го дня жизни также считается нормой.

    Кроме того, на первой неделе отмечают такие особенности:

    • Мышечный тонус на первой неделе повышен.
    • Слез у малютки в первые недели жизни нет, а потовые железы еще развиваются (их функция налаживается к 7-му дню жизни).
    • На слизистых не должно быть налета, она в норме должна быть влажной и розовой.
    • К концу первой недели пупочная ранка подсыхает и затягивается.
    • Носик малютки иногда покрывает сыпь в виде мелких белых точек.
    • Сердце малютки сокращается 110-170 раз за минуту, а нормальная частота дыханий в минуту составляет 30-50 раз.
    • Со второго-третьего дня вместо мекония начинает выделяться желтоватый стул с кислым запахом около 4-5 раз в день (при грудном вскармливании).

    О том, как выглядит малыш в первые дни после родов, смотрите в видео:

    Вторая неделя

    Краснота кожи, припухлость и желтушность на этой неделе зачастую проходят. Кроха начинает прибавлять в весе, а гипертонус в конечностях, который считается нормой для ребенка первого месяца жизни, пока сохраняется. Малыш еще не научился удерживать голову, а движения ног и рук малютки пока непроизвольные и хаотичные.

    Отмечаются и такие нюансы:

    • Младенец большую часть суток спит (около 16-20 часов).
    • Терморегуляция пока еще не наладилась.
    • Ладошки и стопы покрыты сухой кожей .
    • Ноготки отрастают, поэтому их уже требуется постричь.
    • Кожа многих деток начинает шелушиться.
    • Мочеиспусканий насчитывают минимум 15 в сутки.
    • Кишечник ребенка опорожняется 3-4 раза в день, а кал – кашицеобразный, желтый.


    В двухнедельном возрасте ребенок большую часть времени проводит во сне

    Третья неделя

    Движения конечностей карапуза старше 2 недель уже становятся менее хаотичными, а череп у большинства малышей третьей недели жизни восстановил свою форму.

    Активность младенца растет, а из-за обилия впечатлений многие малыши становятся к вечеру раздражительными.

    Плач крохи меняется, приобретая интонацию, например, когда малютку что-либо тревожит, крик будет громким и требовательным.

    Для ребенка третьей недели жизни характерны и такие особенности:

    • Обоняние крохи становится острее.
    • Малыш начинает ощущать равновесие и положение собственного тела в пространстве.
    • Приемов пищи на грудном вскармливании в этом возрасте бывает не меньше 10-12.
    • Карапуз начинает узнавать лица и голоса близких.
    • Режим дня лишь устанавливается, кроха по-прежнему большую часть суток проводит во сне.

    Опорожнение кишечника в этом возрасте происходит от 2 до 8 раз в сутки. При грудном вскармливании стул желтый, с масляно-молочным запахом и консистенцией горчицы. Если малыш получает смесь, стул бывает 1-4 раза в сутки, а каловые массы более темные и твердые, с неприятным запахом и коричневатым оттенком.


    21-дневный малыш большинство действий и движений совершает по-прежнему рефлекторно

    Четвертая неделя

    Развитие малыша на этой неделе идет в высоком темпе. Кроха все лучше приспосабливается к окружающему миру, радуется родителям, следит за игрушками и начинает агукать. Сон в сутках ребенка четвертой недели жизни занимает примерно 17-19 часов, а число кормлений составляет минимум 6-7.

    В разделе на вопрос Почему воробья назвали воробьём? заданный автором Евровидение лучший ответ это Воробей, назван воробьем вовсе не из-за созвучия вора бей 🙂 Это так называемая "народная этимология", что вижу то и пою, как у чукчей.. .
    На самом деле, есть две теории происхождения названия этого слова:
    1) Происходит это слово от древнеславянского "горобина" (оспина) , "горобец" - что означает рябой, пестрый. В украинском языке так и называется - горобец, рябая птица. Кстати и курочка-Ряба в наших сказках - это всего лишь, пестрая курица. Ну а потом язык русский обкатал букву "г" в букву "в".
    2) Академик Н. М. Шанский, один из авторов «Этимологического словаря русского языка» , считает, что слово «воробей» - исконно русское, то есть возникшее непосредственно в русском языке при помощи суффикса -ии (-ей) от той же основы, что и славянские названия этой птицы типа польского «wróbel». Славяне издревле так именовали птицу по её чириканию: звукоподражательная основа в словах «воробей» , «воробушек» , «воробка» та же, что и в слове «ворковать» . Основой этому глаголу, как и глаголу «ворчать» , послужило несохранившееся ныне слово «ворк» .

    Ответ от Александр Богаченко [гуру]
    А почему стол столом?)))))


    Ответ от электросон [гуру]
    Название "ворона" уже было занято.
    Или как вариант: мелкая птичка постоянно "ворует" крошки и зёрнышки из-под рук.... Вот и кричали:"Вора бей! "


    Ответ от росомаха [гуру]
    Знаете ли вы, что воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьев, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей! " Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают. Но не одни только всем нам знакомые воробышки опустошали поля людей.


    Ответ от - - [гуру]
    Про ворующих воробьев слышу постоянно, и, если честно, уже надоело 🙂 Я учусь в лингвистическом вузе и знаю, что на самом деле основой для слова "воробей" послужило древнее слово "ворк", имеющее звукоподражательную основу (современные "ворчать", "ворковать"). Если обратиться к другим славянским языкам, вы обнаружите, что и там используется один и тот же корень.

    Воробей: детям о птицах. Загадки, стихи, народные игры, заклички, познавательные сказки, мультфильмы о жизни воробьев. Развивающие задания для детей. Откройте интересное в давно знакомом Вам воробье вместе с детьми! Приятного путешествия в мир природы и творчества!

    Воробья знают все. И, казалось бы, – что может быть интересного у такой знакомой птички? На самом же деле, эта птица не зря встречается во многих сказках и любима русским фольклором. Давайте попробуем узнать ее тайны! Здесь на новой страничке «Энциклопедии зимующих птиц для малышей», посвященной воробью, Вы найдете много игр и заданий для детей и сможете выбрать из них то, что подходит Вашему малышу.

    Откуда произошло слово «воробей»?

    Первая тайна воробьев – это почему их так называют? Попросите ребенка угадать, откуда взялось такое название у воробья: «Вора – бей! Вора – бей!» Ой, так ведь получается «вора бей». Значит, воробушек-то наш воришка! Что же он ворует? Наверное, зернышки. А еще что? Крошки. У кого воробей зерна да крошки ворует? У голубей, собак, кошек и даже у людей (Конечно же, Вы видели с детьми, как проворные воробышки таскают крошки прямо из-под носа неповоротливых медлительных голубей. Да и на птичьей кормушке воробьи не растеряются и без корма не останутся! И из-под носа собаки прямо из ее миски могут крошку ухватить). Получается, что пока другие зазеваются, воробей тут как тут – зернышко утащит. И в этом «вора бей» звучит характер птички – шустрый, проворный, хитрый, драчливый, смелый. задиристый.

    А вот ученые думают иначе. Они считают, что вовсе и не вор наш воробей. Они говорят, что слово «воробей» произошло от древнего «вор». От этого «вор» произошли такие известные нам слова как «забор» или «ворота». Почему же тогда «воро — бей»? Потому что воробей — это птичка, которая на заборе и на воротах сидит, рядом с человеком давно живет.

    Есть и другое мнение. Что в основе слова «воробей» слово «ворк» — ворковать, ворчать. И получили свое название воробьи за то, что они беспокойные и все время чирикают,

    Что за птица воробей, или путешествие в воробьиную жизнь.

    Воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под карнизами домов, на чердаках, в нишах стен. И, кажется, что всё о воробьях нам должно быть хорошо известно. Однако это не так! У воробья много тайн, о которых многие не знают. Расскажите об этих тайнах Вашим малышам, и они взглянут на привычного им воробья совсем другими глазами!

    Какие бывают воробьи?

    Оказывается, что воробьи бывают разные. Но отличить их друг от друга сложно – уже очень два вида воробьев похожи друг на друга. Есть воробьи домовые – городские . Попросите малыша догадаться, где они живут? Конечно, раз городские, то живут в городе. Спросите ребенка, почему городских воробьев называют «домовыми»? От какого слова слово «домовой» получилось? Конечно, от слова «дом». Значит, домовые воробьи рядом с нашими домами живут. Вот их так и называют.

    А есть воробьи полевые (деревенские) . Попросите ребенка догадаться, где живут деревенские полевые воробьи. В полях, садах, деревнях. Иногда их можно встретить в старых городских парках и садах. Не любят они наших городских домов, подальше от нас улетают.

    Сравните с ребенком двух воробьев: «Посмотри, чем похожи городской и деревенский воробей? (Они маленького размера. У них есть голова, крылья, маленький хвостик, маленькие ножки, клюв. Они летают и др. У них коричневая окраска перышек) А чем они отличаются?»

    • У полевого деревенского воробья верх головы коричневый, на щеке есть черное пятно.
    • У домового городского воробья верх головы и щеки серые, шея сверху коричневая, на горле и груди есть черная манишка. А вот темных пятен на щеках у городского воробья не бывает! Поэтому по воробьиным щечкам очень легко определить, какой это воробей и где он любит жить.

    Как живут воробьи?

    Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.

    У воробьев в стайке есть воробей – сторож. Что же он сторожит? (Попросите ребенка догадаться и высказать свои предположения). Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.

    Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба уже знает!!! И всегда с друзьями делится! Спросите малыша, а он делится с друзьями? В каких сказках он видел птиц и животных, которые дружили и помогали друг другу, делились друг с другом?

    Скажите малышу: «Бывают, конечно, воробьи, которые решают не делиться со всеми. Хочешь знать, что с ними происходит?» И посмотрите вместе мультфильм «Воробьишка – хвастунишка» о том, как воробьи готовятся к зиме и о том, как птицы помогают друг другу. В мультфильме малыш увидит воробьев, которые живут в южной стране в кишлаке. Объясните малышу, что воробьи – это птички, которые живут и на севере и на юге и никогда не улетают на зиму, потому что могут найти себе корм и зимой.

    Спросите ребенка, как он думает: воробей – это полезная птица или нет? Почему? Какую же пользу приносят воробьи? Прочитайте сказку «Зимние долги» о том, как воробьи «отдают долг» тем людям, которые их подкармливали зимой, как они их благодарят.

    Зимние долги. Н. Сладков.

    Расчирикался Воробей на навозной куче − так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:
    − Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
    − Крылья зудят, Ворона, нос чешется, − отвечает Воробей. − Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
    − А вот испорчу! − не отстаёт Ворона. − Как задам вопрос!
    − Во напугала!
    − И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
    − Клевал.
    − А зёрна у скотного двора подбирал?
    − Подбирал.
    − А в птичьей столовой у школы обедал?
    − Спасибо ребятам, подкармливали.
    − То-то! − надрывается Ворона. − А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?
    − А я один, что ли, пользовался? − растерялся Воробей. − И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…
    − Ты других не путай! − хрипит Ворона. − Ты за себя отвечай. Брал в долг − отдавай! Как все порядочные птицы делают.
    − Порядочные, может, и делают, − рассердился Воробей. − А вот делаешь ли ты, Ворона?
    − Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
    − Ты тоже за других не ручайся! − упирается Воробей. − Другие, может, и думать забыли.
    Но Ворона не унимается:
    − А ты слетай да проверь!
    Полетел Воробей проверить. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.
    − Поздравляю с новосельем! − Воробей говорит. − На радостях-то небось и про долги забыла!
    − Не забыла, Воробей, что ты! − отвечает Синица. − Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
    Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидел Воробья, удивился:
    − По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
    − Да вот расчёт с меня требуют, − чирикает Воробей. − А ты, Дятел, как расплачиваешься? Как расплачиваешься?
    − Уж так-то стараюсь, − отвечает Дятел. − Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…
    «Ишь ты, − задумался Воробей. − А я думал…»
    Вернулся воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
    − Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!
    Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

    После чтения сказки спросите ребенка: Как помогает людям Ворона? Синица? Дятел? А как помогают воробьи? Какую пользу они приносят? (Они истребляют врагов растений – жучков, гусениц и этим спасают урожай). Эта сказка очень хороша для инсценирования ее с детьми. Причем персонажей сказки можно менять — добавлять новых птиц или зверей.

    Интересный факт: Когда-то в Китае было уничтожено множество деревенских воробьев. И … на следующий год весь урожай был полностью съеден вредителями! Люди остались без урожая!

    Воробьи помогают людям. А как мы можем помочь им? Когда воробьям очень нужна наша помощь? (Зимой корма мало. Поэтому мы подкармливаем птиц зерном и крошками)

    Стихи о воробье

    Птичьи гнезда опустели,
    Птицы к югу улетели.
    Оказался всех храбрей
    Наш дворовый воробей.
    Холодов не испугался,
    С нами на зиму остался.
    Снег всю землю покрывает –
    Воробьи не унывают:
    Стайкой весело снуют,
    Всё, что встретится клюют.
    Хлебных крошек не жалей:
    Заслужил их воробей.
    Ты приладь ему кормушку-
    Кликнет он свою подружку,
    И друзья все тут как тут,
    Крошки весело клюют.
    И пошел веселый стук-
    Тук-тук-тук,
    Тук-тук-тук.
    Тук-тук-тук.

    Почему воробья называют храбрым в этом стихотворении? (Он на зиму не улетел, остался с нами) Как можно помочь воробьям зимой? Что за стук «тук-тук» раздается? Что делают воробушки?

    Скажите ребенку: «Если у воробышка в морозы не будет еды, то он замерзнет и погибнет. Как же мы можем ему помочь? Как ты думаешь, в какую погоду воробышку тяжелее всего найти себе корм?» (в снежную погоду, когда все зернышки занесло снегом или в гололед, в такую погоду очень много воробьев гибнет зимой от голода). Когда будете кормить воробья на прогулке, прочитайте малышу одно из стихотворений о воробьях.

    На дворе морозище
    Градусов под сорок.
    Плачутся воробышки
    Что весна не скоро,
    Что в морозы лютые
    Плохо греют шубки…
    Я принес воробышкам
    На тарелке крупки:
    Кушайте, воробышки,
    Кушайте, хорошие!
    Я бы вам и валенки
    Подарил с калошами.
    Но сказала мама:
    «Воробей ведь маленький!»
    Сразу как запрыгает,
    Потеряет валенки! (В. Звягина)

    Скачет-скачет воробей,
    Кличет маленьких детей:
    «Киньте крошек воробью –
    Я вам песенку спою:
    Чик-Чирик!
    Киньте просо и ячмень –
    Буду петь вам целый день:
    «Чик-Чирик!»

    На дворе белым-бело,
    Землю снегом замело.
    Трудно птицам зимовать,
    Трудно пищу добывать.
    Подлетай, воробей,
    Подлетай, не робей!
    Видишь девочку? Она
    Принесла тебе зерна.
    Подошла к крылечку,
    Сыплет на дощечку.
    Подлетай, воробей,
    Угощайся, не робей! (И. Беляков)

    Воробьи весной: как появляются птенцы.

    Рады ли воробьи зиме? А весне? Почему? (зиме они не радуются, потому что зимой им очень трудно прокормиться. А весной радуются, чирикают, купаются в лужах) Послушай, о чем они поют, когда зима заканчивается.

    О чем поют воробушки
    В последний день зимы?
    -Мы выжили!
    -Мы дожили!
    Мы живы!
    -Живы мы!
    В.Берестов

    Весной воробьи строят гнезда под карнизами, на чердаках, в щелях, в заброшенных дуплах. Они утепляют их тряпочками, волосками, перышками. Гнезда у воробьев не очень красивые, наспех сделанные. Ведь они особые птички. Они два-три раза за теплое время года успевают птенцов вывести и вырастить! А все другие птички успевают вывести птенцов только один раз!

    Потом мама – воробьиха откладывает яйца и их высиживает. Малыши вылупляются совсем голые, без перышек, и не могут вылетать из гнезда. Но маленькие воробушки быстро подрастают и уже через 2 недели могут покинуть гнездо.

    Взрослые воробьи едят семена, пшено, крошки. А птенцов, которые появятся весной, они выкармливают насекомыми. Когда птенец подрастает, он тоже начинаем питаться семенами и зернами.

    У воробьев есть немало врагов. И с самым главным врагом воробьев и их птенчиков ты познакомишься в мультфильме «Высокая горка». А также узнаешь, что может произойти с воробьем, который не захотел дружить с другими воробьями. Ведь у птиц, как и у настоящих друзей «Один за всех и все за одного!»


    Воробей – это птичка, очень любимая в русских народных играх и забавах и в современных сказках и мультфильмах. О ней придумано множество интересных хороводных игр, стихов, песен, с которыми я и хочу вас познакомить сейчас.

    Народные игры

    Народная игра «Воробушек» (русская народная игра)

    Очень увлекательная игра для детей от 5 лет и старше и даже для взрослых. Можно проводить ее в семейных походах или праздниках.

    Сначала выберите водящего. Это будет воробушек. Все другие игроки должны придумать, каким деревом или кустарником они будут называться. Например, кто-то будет сиренью, кто-то березой, кто-то рябиной и т.д.

    Все игроки кроме воробушка садятся в круг. В центре круга нужно поставить стул (табурет или скамеечку) для воробышка. Это будет «столбичек».

    Каждый игрок должен громко сказать всем, кем он будет в этой игре: «Я осина. А я дуб. Я сосна». Эти слова нужно всем запомнить.

    Воробышек сидит «на столбичке» и приговаривает ритмично. Остальные играющие ему подпевают – приговаривают с ним.

    Чив-чив-чив, воробушек
    Сидел-сидел на столбичке,
    Слетел-слетел воробушек на малину!

    Тот игрок, кто в этой игре назвал себя «малиной», должен подхватить песню:

    Чив-чив-чив, воробушек
    Сидел-сидел на столбичке.
    Слетел-слетел воробушек на березку!

    Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется и не скажет «на столбичек» или не назовет то дерево, которого нет в игре! Когда произойдет ошибка, все игроки должны быстро поменяться местами, в том числе и воробышек. Столбичек занимать нельзя!

    Кто остался без места, в следующей игре становится воробышком. Он садится на столбичек, и игра продолжается.

    Народная игра «Огородник и Воробей».

    В этой игре передан характер воробьев – шустрый и боевой.

    Из всех игроков нужно выбрать того, кто будет Воробьем и кто будет Огородником.

    Все игроки встают в круг и берутся за руки. В центр круга – в огород — кладутся орехи (можно класть и что-то другое, изображающее семена). В 10 шагах от огорода чертят круг. Это будет гнездо.

    Хоровод медленно движется по кругу, все игроки приговаривают ритмично или поют:

    Воробей маленький.
    Серенький, удаленький,
    По двору шныряет,
    Крошки собирает;
    В огороде ночует,
    Ягоды ворует.

    Воробей вбегает в хоровод, берет один орех (или что-то другое, что обозначает еду воробья: семечко, сушеную ягоду, шарик и т.п.) и старается унести его в свое гнездо (Дети поднимают руки, пропуская его). Огородник пытается помешать ему. Он сторожит воробья и начинает его ловить.

    Если воробью удалось добежать до гнезда и положить орех в свое гнездо, и огородник до него не дотронулся, то Воробей участвует в следующей игре в своей же роли. Если же огородник поймал воробья – дотронулся до него, то воробей становится в хоровод, а на его роль назначается следующий игрок. Но перед этим пойманному воробью надо выполнить задание огородника – спеть, сллясать, загадать загадку, прочитать стишок и т.д. После того, как он выполнит задание огородника, все ему поют:

    Уж век воробышку не лётывать,
    В огороде ягод не клёвывать,
    На дубовой тычинке не сиживать.
    А ты, воробышек, садись на лужочек,
    А ты, серенький, садись во кружочек.
    Не пора ли тебе встать и полетать,
    В хороводе нашем поплясать!>

    Вариант игры: После того, как несколько игроков побывали в роли воробья, определяется, кто из воробьев принес больше всех орехов (ягод, веточек, семечек) в гнездо. Он становится победителем в игре.

    Народная игра «Воробей».Самая любимая!

    Эта игра одна из самых любимых мной и самых увлекательных и полезных игр для детей. Она может использоваться в обучении всему чему угодно. Если только… не просто копировать один ее вариант данный во всех книжках, а заглянуть поглубже в содержание и увидеть новый смысл и бесконечное многообразие вариантов ее проведения.

    Эта игра существует как хороводная. Но как и все народные игры уникальна и многофункциональна, так как в ней можно обыграть с малышами и детьми постарше любую тему. Причем обыграть интересно для детей! Для этого в игре с детьми нужно изменять слова и придумывать новые действия, вводить новые темы. Например:

    • по теме «кто как зимует» воробей увидел «как синицы пляшут», «как летает дятел», «как лиса крадется», «как петляет зайчик», «как медведи спят».
    • по теме «Транспорт» воробей может увидеть «как звенит трамвайчик», «как машина едет» и «как плывет кораблик», «как летает вертолет».
    • по теме «Человек» — «как идет ребенок», «как идет старушка», «как молодцы ходят».
    • по теме «Профессии» воробей увидит, «как строитель строит», «как летчик летает», « как печет кондитер», «как учит учитель», «как поет певица», «что делает ткач».

    Дети обожают придумывать и придумывать всё новые и новые рифмы-задания к игре, что одновременно развивает и языковые способности, и творчество, и умение самим находить новые варианты знакомых игр. Поэтому чаще всего игра проходит так. Вы придумываете первые три задания в рифму, а дальше кто-то из детей придумал уже новый куплет, поем сразу же придуманный ребенком куплет. А тут уже и другой сообразил и предложил следующий куплет. Можно придумывать по очереди. Это увлекательный процесс совместного творчества с малышами и детьми постарше! Можно играть и вдвоем с ребенком, придумывая вместе следующие куплеты. Еще одна замечательная особенность этой игры –хотя она задумана как хороводная, но можно играть в нее и индивидуально с ребенком, и подгруппой, и целой группой, и проводить ее как физкультминутку. Если эта игра проходит как физкульминутка, то тогда не выбирается водящий, и все дети выполняют движения в кругу: все показывают и как летает воробей, и как ходят молодцы, девушки, старушки. Движения можно придумать разные. Например, молодцы могут ходить с высоко поднятой головой и поднимать высоко колени. Или приседать как русской пляске. Девушки могут плыть как павы с высоко поднятой головой.

    Вот народные слова игры. Ниже после слов представлена аудиозапись ее мелодии.

    Летал, летал воробей,
    Летал, летал молодой
    По за синю морю - 2р.
    По за синему морю - 2р.
    По за чисту полю - 2р.

    Видел, видел воробей,
    Видел, видел молодой
    Как девушки ходят - 2р.
    А девушки ходят этак - 2р.
    Вот они вот этак - 2р.

    Летал, летал воробей,
    Летал, летал молодой
    По за синю морю - 2р.
    По за синему морю - 2р.
    По за чисту полю - 2р.

    Видел, видел воробей,
    Видел, видел молодой
    Как молодцы ходят - 2р.
    А молодцы ходят этак - 2р.
    Вот они вот этак - 2р.

    Летал, летал воробей,
    Летал, летал молодой
    По за синю морю - 2р.
    По за синему морю - 2р.
    По за чисту полю - 2р.

    Видел, видел воробей,
    Видел, видел молодой
    Как старушки ходят - 2р.
    А старушки ходят этак - 2р.
    Вот они вот этак - 2р.

    Я уверена, что Вы тоже полюбите эту игру и придумаете множество ее вариантов. Придумали свои варианты этой игры? Присылайте на сайт, делитесь в комментариях!

    Музыку к игре можно услышать в этом видео.

    Подвижные игры для малышей о воробьях и других птицах.

    Голуби, воробьи и ворона.

    Дети – голуби и воробьи. Ведущий – ворона. Дети изображают повадки своих птичек – как они ходят, как клюют зернышки. Голуби ходят медленно, важно, воробушки прыгают шустро.

    Вылетает ворона! Птички должны убежать за очерченную линию от вороны. Кто не успел, и кого ворона задела становится ведущим в следующей игре.

    Воробушки и автомобиль.

    Игра для детей 3- 4 лет. Воробушки прыгают, клюют зернышки. Когда появляется автомобиль (ребенок в рулем в руках, который дудит: «Бип-биииип-бип»), воробушки разлетаются кто куда от автомобиля

    Воробьи и вороны.

    Очень веселая игра для детей, которую часто проводят на народных праздниках или в семейных походах. Начертите на земле или на полу две линии. Линии должны располагаться в трех шагах друг от друга и должны быть параллельными. Отступив от этих линий еще 20-30 шагов нарисуйте еще две параллельные линии.

    Все игроки разделяются на две команды. Одна команда ворон, другая команда воробьев. Они становятся спиной друг к другу на двух линиях в середине игрового поля.

    Ведущий громко произносит команду: «Воро — пауза — бьи!» или «Воро — пауза — ны!». Названная ведущим команда бежит к дальней линии. Игроки другой команды пытаются догнать их и запятнать.

    Выигравшей считается команда, которая в течение игры запятнала больше игроков второй команды. Игра повторяется шесть – восемь раз.

    Заклички, потешки и дразнилки о воробье

    Познакомьте малышей с народными закличками, которые говорят нараспев, увидев воробьев на улице. Скажите ритмично:

    Воробей, воробей!
    Не гоняй голубей!
    Не клюй песок,
    Не тупи носок!
    Пригодится носок
    На овсяный колосок.

    Не все дети понимают, что означают в этой закличке слова «не тупи носок». Поэтому спросите малышей, почему нельзя воробышку «тупить его нос – носок» и объясните, что здесь этим словом назвал клювик воробья. А клюв ему еще пригодится чтобы клевать зернышки овса.

    Первый раз проговорите закличку сами, а потом малыш может договаривать за Вами последние слова в рифму: «Пригодится носок на овсяный… ? (Колосок!)»

    Воробьев дразнили так:

    Чирик-чири-воробей!
    Клюй, клюй конопель!
    Трещи – пищи,
    Конопель тащи!

    Чио, чио, фью-фью-фью!
    Чики-чирик! Чью-чью-чью!
    Чин чина больше! Чин чина больше!

    Еще одна потешка о воробье для самых маленьких, чтение которой сопровождают движениями рук малыша

    Прилетели воробьишки в огород (машем руками).
    Спрашивают: «Чей горох? Чей горох?» (повороты головы вправо-влево)
    Дима (имя ребенка) говорит: «Мой горох! Мой горох!» (показ ладошками на себя)
    Воробьишки говорят «Чиви-чиви-чиви!» (повороты головы вправо-влево)
    Дима говорит: «Кыш! Кыш!» (отгоняющие движения ладошками)
    Воробьишки: «Прррр! Полетели и на головку Диме сели!»

    Загадки про воробья

    1. Эта маленькая пташка
    Носит серую рубашку,
    Подбирает быстро крошки
    И спасается от кошки.

    2. Я весь день ловлю жучков,
    Уплетаю червячков.
    В теплый край я не летаю.
    Здесь, под крышей обитаю.
    Чик-чирик! Не робей!
    Я бывалый … (воробей)

    3. Озорной Ивашка
    Серая рубашка.
    Скачет по дорожкам
    К семечкам и крошкам.
    В холод и в жару
    Скачет по двору.
    Не боится стужи.
    Купается в луже.

    4.Эта серенькая птица
    Во дворах людей гнездится.
    Серых пёрышек наряд.
    Глазки — бусинки блестят.
    Прыг да скок и «чик- чирик»
    Суетлив и невелик.
    Крошки сыпь и не жалей!
    Кто склюёт их?

    Когда так говорят? Известные народные выражения о воробье.

    Попросите ребенка угадать смысл этих выражений. Объясните малышу, когда мы используем эти выражения и что они означают. Вспомните ситуации из Вашей жизни, к которым подходят эти выражения.

    • Нахохлился как воробей (замерз, съежился)
    • Воробью по колено (об очень неглубом ручейке, лужице, речке)
    • Стреляный воробей – опытный, бывалый
    • Шумят как воробьи на дождь (шуметь, болтать без умолку)
    • Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь!
    • Время – не воробей, упустишь – не поймаешь!

    Рассказы про воробья для детей.

    Без слов (Н. Сладков)

    — Чего они, дурачки, меня боятся? — спросила Люся.
    — Кто боится тебя? — спросил я.
    — Воробьи.
    В скверике прыгали воробьи. Люся кидала им крошки, а они в страхе улетали.
    — Почему они улетают? — удивлялась Люся.
    Загадала девочка мне загадку! Действительно — почему? Раньше я не думал об этом: боятся и боятся. На то они и дикие птицы. Но вот девочка хочет их накормить, воробьи голодны, но они улетают.
    Почему?
    — Почему они меня боятся? Я ведь никогда их не обижала! — говорит Люся.
    — Ты не виновата, — успокаиваю я её.
    — А кто виноват?
    — Мы виноваты. Все-все. Одни — потому что всегда птиц обижали, другие — потому что позволяли обижать.
    — Но за что же их обижать? Они ведь маленькие…
    — Ничего, — сказал я Люсе. — Ты бросай и бросай им крошки, и они поймут, что ты им друг.
    — Вы думаете, они поймут?
    — Непременно поймут! Ведь поняли же они, что надо спасаться, когда в них кидают камни.
    — Я им скажу, что я бросаю не камни, а крошки!
    — Ничего не нужно говорить, Люся. Они поймут без слов.
    — Без слов? А я-то думала, что они дурачки! — сказала Люся.
    Птицы поняли Люсю.

    Воробей (Евгений Чарушин)

    Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает:
    - Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
    И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
    - Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий!
    А папа говорит:
    - Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
    Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
    И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
    Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.
    Тогда Никита сказал:
    - Я научу его летать и выпущу.
    Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
    - Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать.
    А воробей ускакал под комод.
    Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.
    Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!
    Вот он через карандаш перелетел.
    Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
    - Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
    Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.
    Через стул перелетел.
    Через стол с кувшином перелетел.
    Вот только через комод не мог перелететь — свалился.
    Видно, надо его ещё кормить.
    На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
    Воробей через кирпич перелетел.
    Через пенёк перелетел.
    И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
    А на следующий день он и через забор перелетел.
    И через дерево перелетел.
    И через дом перелетел.
    И совсем от Никиты улетел.
    Вот как здорово научился летать!

    Воробьишко. М. Горький

    Воробей — птичка удивительная! Живет рядом с нами, нам помогает, утром нас песнями своими встречает. Буду рада, если заклички, стихи, рассказы, сказки о воробье понравятся Вашему малышу и помогут ему полюбить братьев наших меньших.

    Еще о воробье и других зимующих птицах Вы можете почитать:

    А в заключении этой статьи я хочу предложить вам вместе с детьми посмотреть добрый мультфильм «Растрепанный воробей» по одноименной сказке К. Паустовского.

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    План-конспект урока по русскому языку (в соответствии с требованиями ФГОС)

    ФИО: Иванова Людмила Алексеевна.

    Место работы : МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Чёрный Яр».

    Должность : учитель русского языка и литературы.

    Предмет : русский язык.

    Класс : 5.

    Тема: Род несклоняемых имен существительных.

    Базовый учебник : Русский язык под ред. А.Д. Шмелёва, М, «Вентана-Граф», 2012.

    Программа : программа по русскому языку для 5 класса под ред. А.Д. Шмелёва.

    Понятия (род существительных, несклоняемые существительные, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные).

    Цель : научить учащихся определять род несклоняемых имён существительных.

    Задачи:

    Обучающие:

    развить умения опознавать несклоняемые имена существительные,

    научить определять род несклоняемых имён существительных,

    обогатить словарный запас учащихся.

    Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие внимания;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения формулировать проблему.

    Воспитательные:

    формирование положительного интереса к изучаемой теме;

    развитие культуры речи обучающихся.

    Тип урока : урок усвоения новых знаний.

    Формы работы учащихся : парная, групповая, фронтальная, самостоятельная.

    Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение : проектор, ноутбук, экран, учебник «Русский язык» для 5 класса под ред. А. Д. Шмелёва, аудиоприложение к учебнику(CD ), ЭОР № 1

    (видео),

    ЭОР № 2 (задание), презентация к уроку, выполненная в программе Power Point ,

    аудиоприложение «Зарядка».

    Планируемые результаты:

    Предметные - учащиеся научатся определять род несклоняемых имён существительных.

    Метапредметные – учащиеся научатся извлекать информацию из текста, иллюстраций;

    находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Личностные – учащиеся научатся проявлять творческое отношение к процессу обучения;

    проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме;

    учащиеся получат возможность научиться осознавать практическую и личностную значимость результатов этапов каждого урока.

    Структура и ход урока

    п/п

    Этапы урока

    Цели

    Деятельность учителя

    Деятельность

    обучающихся

    Планируемые результаты через УУД

    Организационный

    (1 мин.)

    Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создание доброжелательной атмосферы

    Учитель приветствует учащихся на фоне мелодии Эннио Марриконэ « Ветер плач».

    (см. ресурс № 1)

    Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть. Надеюсь, что хорошее настроение,

    созданное музыкой, сохранится у вас на протяжении урока и что мы с вами сегодня дружно и хорошо поработаем, продолжив дальнейшее знакомство с именем существительным.

    Ученики приветствуют учителя.

    Метапредметные:

    элементарный диалог этикетного характера.

    Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и подведение обучающихся к восприятию новой темы.

    (5 мин.)

    Выявление уровня изученного материала.

    Но сначала мы выборочно проверим домашнее задание. Для того, чтобы его выполнить, что вам нужно было понять и усвоить?

    На предыдущем уроке мы уяснили, что род – это постоянный морфологический признак существительного. Значение рода существительного выражается окончанием согласующегося с ним прилагательного.

    (Слайд № 2)

    Подумайте, у всех ли существительных можно определить род? Выполните задание.

    (Слайд № 3).

    Обратимся к упражнению 40, задание 3.

    В ваших работах прозвучало существительное задира. Назовите известные вам существительные общего рода, употребив их в словосочетаниях или предложениях так, чтобы было ясно, лицо мужского или женского пола они обозначают.

    Мы с вами вспомнили изученное ранее. А теперь продолжим путешествие в страну «Существительное».

    Отвечают на вопросы учителя, используя информацию о том, как определяется род имён существительных и о существительных общего рода.

    Смотрят слайд, вспоминая изученный материал.

    Учащиеся отвечают, посмотрев слайд, что это существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа, поэтому род их определить нельзя.

    Ученики читают письменный ответ на вопрос «Почему автор прозвал воробья задирой?»

    Приводят примеры предполагаемых ответов «Витя – круглый сирота», «Большая умница».

    Умение определять род имён существительных и находить существительные общего рода. (Предметные)

    Умение создавать письменные тексты-рассуждения, выделять главное, аргументировать своё мнение. (Предметные)

    Применение теоретических знаний на практике.

    Определение темы и цели урока.

    Мотивация учебной деятельности.

    Создание условий для возникновения у обучающихся потребности во включении в деятельность.

    Прочитайте отрывок из шуточной песенки А. Хайта и подумайте, какие ошибки в ней высмеиваются.

    (Слайды № 4,5)

    А теперь проверьте себя, верно ли вы справились с этим заданием.

    (Слайд № 6)

    Определите род данных существительных.

    Почему вам не легко было справиться с этим заданием?

    Познакомившись со стихотворением и выполнив задание. Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на уроке, какова будет его тема.

    Почти верно. Тема сегодняшнего урока «Род несклоняемых существительных». Откройте тетради. Запишите число и тему.

    Итак, вы записали тему. Попробуйте определить цель урока. Чему мы должны научиться?

    Читают строки стихотворения, отмечают неправильное употребление несклоняемых существительных.

    Учащиеся сверяют ответы с материалами слайда.

    Выполняют задания, определяя (не всегда верно) род несклоняемых существительных.

    Говорят, что выполнять задание было трудно по причине недостаточного объёма знаний по этому вопросу.

    Учащиеся называют тему урока «Несклоняемые имена существительные»

    Записывают число и тему урока.

    Учащиеся формулируют цель урока: научиться опознавать несклоняемые имена существительные, уяснить признаки, по которым определяют род несклоняемых существительных., обогатить словарный запас слов.

    Метапредметные:

    использование знаний в новых условиях (регулятивные),

    умение находить ошибки и корректировать их (познавательные).

    умение осуществлять самоконтроль

    (личностные).

    Умение определять род несклоняемых существительных. (Предметные)

    Метапредметные:

    умение формулировать учебные цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё не известно. (Регулятивные)

    Постановка проблемы

    (5 мин.)

    Включение учащихся в познавательную деятельность.

    Учитель предлагает открыть учебник на стр. 129-130, внимательно изучить материал таблицы и ответить на вопросы.

    (Организует работу, помогает учащимся в поиске информации).

    Знакомятся с информацией в таблице, отвечают на вопросы (с.130), делают вывод о том, что род несклоняемых существительных в большинстве случаев определяется по их значению.

    Метапредметные:

    умение находить нужную информацию в таблице учебника (познавательные),

    повторение базовых и предметных результатов (одушевленные-

    неодушевленные, собственные- нарицательные)

    Практическая деятельность.

    Работа в группах.

    (4 мин.)

    Умение определить род несклоняемых имён существительных

    Учитель объясняет задание, помогает уяснить значение непонятных слов. (Слайд № 7)

    Наблюдает за работой групп.

    Учащиеся делятся на группы. Первая определяет род собственных имён существительных, вторая – нарицательных, третья- сложносокращенных слов.

    Умение использовать механические действия анализа и обобщения (предметные)

    Динамическая пауза (2 мин.)

    Снять умственное напряжение.

    Включает аудиозапись, показывает элементы упражнений.

    Повторяют за учителем упражнения.

    Личностные- позитивное отношение к уроку.

    Работа с учебником.

    (4 мин.)

    Работа с аудиоприложением.

    Работа в паре. Выполнение упр. 45.

    (6 мин.)

    Адекватное восприятие на слух текста, способность извлекать выборочную информацию, выполнение письменного задания.

    Формирование способности к совместной деятельности в группе, выражающейся в определении общей цели и путей её достижения.

    Включает аудиозапись к учебнику (упр.44), объясняет, помогает.

    Распределяет учащихся по парам, контролирует их деятельность.

    Слушают текст, извлекают нужную информацию, выполняют задание упр. 44.

    Читают текст, выполняют задание.

    Метапредметные:

    умение слушать тексты, адекватно воспринимать на слух его содержание, отражать в письменной форме результаты своей деятельности. (Познавательные, регулятивные).

    Умение использовать механизмы логических действий анализа, сравнения (предметные).

    Использование теоретических знаний на практике, умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимоконтролировать действия друг друга. (личностные, предметные)

    Осуществление контроля и коррекции.

    (1 мин.)

    Использование ЭОР.

    Контрольный срез

    (по вариантам)

    (5 мин.)

    Осуществлять контроль изучения темы, используя ЭОР.

    Проверить знания учащихся, полученные при изучении новой темы.

    Объясняет задание.

    (Использует

    ЭОР № 2).

    Объясняет задание, контролирует его выполнение.

    (Слайд № 10)

    Находят несклоняемые существительные, определяют их род.

    Письменно выполняют задание, предложенное учителем.

    Осуществляют поисковую деятельность

    (познавательные)

    Предметные:

    умение определять род несклоняемых имён существительных.

    Оценивание обучающихся

    (1,5 мин.)

    Дать оценку работе обучающихся за урок

    Loading...Loading...