Юрий Алексеевич Гагарин. Биографическая справка

Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968) – советский лётчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космос, герой Советского Союза.

Детство

Юрий Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в родильном доме районного города Гжатска (ныне город Гагарин), расположенного в Западной части РСФСР. Семья, в которой родился мальчик, была крестьянской и проживала в деревушке Клушино Гжатского района. Отец, Алексей Иванович Гагарин, трудился плотником. Мама, Анна Тимофеевна (девичья фамилия Матвеева) была работницей молочно-товарной фермы. В семье было три мальчика и одна девочка, Юра был третьим ребёнком.

Семья Гагариных относилась к зажиточным крестьянам, поэтому раннее детство Юры было безоблачным, радостным и счастливым. Голода дети не знали, родители уделяли им много внимания и заботы, отец обучал сыновей делать поделки из дерева.

Все детские годы Юрия прошли в деревне, там же он пошёл в первый класс 1 сентября 1941 года. Но через полтора месяца в деревню вошли немцы, учёбу пришлось прервать.

Оккупация продлилась почти полтора года. У Гагариных был хороший дом, немцы обустроили в нём мастерскую, а семью выгнали на улицу. Отец выкопал землянку, накрыл её дёрном и выложил внутри печку, там они ютились. У маленького Юры на всю жизнь остались воспоминания, как фашисты били отца, заставляя его работать; как угоняли в Германию сестру Зою и брата Валентина. Так и осталась перед глазами картина: немецкая машина увозит юных парней и девушек, матери бегут вслед, а фашисты прикладами отгоняют их.

9 апреля 1943 года в Клушино вошли советские войска. Деревня была освобождена, заработала школа, Юра вновь приступил к занятиям. Но в дальнейшей своей жизни он никогда не давал интервью и не упоминал о войне, слишком тяжёлыми были эти воспоминания.

Вскоре после Победы, в мае 1945 года, семья перебралась в районный центр Гжатск. Юра продолжил здесь обучение в средней школе. Учеником он был прилежным и способным. Помимо школьных занятий увлекался всем, что только узнавал нового, – от музыки до фотографии. В 1949 году он окончил шестой класс и принял решение ехать для продолжения учёбы в Москву, там жили родственники, было где остановиться. И учителя, и родители отговаривали его.

Юность

Юрий всё-таки поехал в столицу и поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10, а школьную программу продолжил изучать в вечерней школе рабочей молодёжи. В конце 1949 года Гагарин вступил в комсомольскую организацию. В училище Юра увлёкся баскетболом и совсем скоро стал капитаном команды.

В мае 1951 года Гагарин успешно окончил вечернюю школу, а в июне с отличием училище. Теперь у него была профессия – формовщик-литейщик. Этим же летом он стал студентом литейного отделения Саратовского индустриального техникума. Здесь юноша продолжил показывать отличные результаты в физкультуре, был даже избран секретарём добровольного спортивного общества «Трудовые резервы». Именно здесь, в Саратове, Юрий Гагарин впервые пришёл в аэроклуб, где стал с увлечением заниматься. В клубе часто читали доклады основатели космонавтики. Юра слушал, и идея полёта человека за пределы Земли буквально покорила его сознание.

В 1955 году он с отличием окончил техникум и получил диплом. В аэроклубе у него были не меньшие успехи, Гагарин совершил самостоятельный полёт на учебно-тренировочном самолёте Як-18.

Авиационное училище

Осенью 1955 года Юрия призвали на службу в ряды Советской армии. Его направили в город Чкалов (сейчас Оренбург) в 1-е военное авиационное училище лётчиков. Здесь он был назначен помощником командира взвода.

Молодой человек отличался высокой требовательностью в дисциплине и к себе самому, и к другим. Многим это не нравилось, и однажды ночью несколько подчинённых очень сильно его избили. Почти месяц Гагарин провёл в госпитале. После выздоровления Юрий вернулся к исполнению своих обязанностей, при этом ни на грамм не понизив дисциплинарных требований.

В учёбе у него были самые высокие баллы по всем предметам. Никак только не давалась ему правильная посадка самолёта, машина всё время клевала носом. Руководство училища приняло решение об отчислении Гагарина. У парня по щекам текли слёзы, он умолял не подписывать приказ об отчислении, ведь жизнь без неба Юра уже себе не представлял. В последний момент начальник училища обратил внимание, что у парня маленький рост и понял, в чём причина такой неверной посадки самолёта. У Гагарина просто получался изменённым угол обзора. Ему предложили подложить на сидение подушку, и тогда он справился с заданием. Осенью 1957 года Юра с отличием окончил училище.

Полёт в космос

После училища Гагарина направили в Мурманскую область, где он в течение двух лет служил в военно-воздушных силах Северного флота. Осенью 1959 года у него уже было воинское звание старшего лейтенанта и квалификация «Военного лётчика 3-го класса».

В 1959 году руководство Советского Союза издало ряд постановлений и поручило военно-воздушным силам страны заняться отбором и подготовкой космонавтов для полёта в космос на корабле «Восток-1». Специально назначенная для этого группа специалистов планировала отобрать 20 кандидатов. Узнав об этом, Гагарин написал рапорт, где просил зачислить его в кандидаты. Жёсткая конкуренция, многочисленные проверки, но Юрий всё-таки попал в двадцатку лучших претендентов.

В начале 1960 года медицинская комиссия признала Гагарина пригодным для полётов в космос. Весной этого же года он приступил к тренировкам по подготовке космонавтов.

Юра был настолько открытым и доброжелательным человеком, что во время подготовительных тренировок сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Сильный и надёжный юноша не знал такого чувства, как зависть, среди других никого не считал лучше или хуже себя. Он настолько любил небо, что занятиям отдавался полностью.

Когда среди кандидатов провели анонимный опрос, кто должен лететь в космос первым, большинство назвали Гагарина. Комиссия также признала его идеальным для такого путешествия.

Начался 1961 год, появились сведения, что во второй половине апреля американцы планируют запустить ракету с человеком на борту. Соперничество между СССР и США подтолкнуло к тому, чтобы быстрее определиться с выбором первого космонавта и совершить полёт в начале апреля. До полёта оставалось меньше месяца, когда назвали первого человека, который полетит в космос. Им стал Юрий Гагарин, запасным назначили Германа Титова.

3 апреля 1961 года на заседании правительства Советского Союза было принято постановление о запуске человека в открытый космос. 8 апреля было утверждено первое в истории задание человеку, которое необходимо выполнить во время космического полёта.

По причине спешки полёт на корабле «Восток» был рискованным, опасность для жизни Гагарина существовала, и немалая. Некоторые важные системы на корабле не были продублированы.

Весь мир знает, как 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин взмахнул рукой, сказал: «Поехали!», и корабль взлетел с космодрома «Байконур». Но не каждый знает, что Гагарин поднялся на 100 км выше, чем планировалось. Если бы возникла хоть малейшая проблема с тормозной установкой, он возвращался бы на Землю ровно месяц, а запас еды и воды у него был на 10 дней.

Но Юрий приземлился благополучно, правда, не в том месте, где планировалось. Первыми его обнаружили жена местного лесника с внучкой, вскоре на место приземления подоспели колхозники и военные, Юрия отвезли в посёлок, откуда он и рапортовал руководству о завершении полёта и успешном выполнении задания.

Так как всё это делалось с высочайшей секретностью, о прорыве Советского Союза в космос народ узнал только на следующий день, и в одно мгновение Гагарин стал звездой, героем и кумиром всемирного масштаба.

В качестве наград первый человек, побывавший в космосе, получил от правительства Звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, а также многочисленные медали, ордена, дипломы и почётные гражданства, премию 15 000 рублей, машину «Волгу», 4-комнатную квартиру с мебелью и множество подарков.

Жизнь после космоса

Через месяц после великого события Юрий Гагарин отправился в зарубежную командировку с «миссией мира», всего он объездил с визитами 30 стран.

Ввиду такой загруженности на общественно-политическом поприще, лётную практику Юрий прекратил. Он поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, в 1968 году защитил диплом.

С 1964 года Юрий Алексеевич был заместителем начальником Центра подготовки космонавтов.

В декабре 1967 года Юрий совершил свой первый вылет после длительного перерыва на самолёте МиГ-17.

Он готовился стать членом экипажа для полёта на Луну. Но 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полёта Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе. 30 марта герой был захоронен в Кремлёвской стене с воинскими почестями.

Личная жизнь

В 1957 году Юрий Гагарин вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой, сотрудницей медицинского аппарата при Центре управления полётами.

У супругов родилось две дочери: в 1959 году Елена, в 1961 году Галина. Супруга Юрия Алексеевича до сих пор жива, пенсионерка. Дочь Лена работает генеральным директором музея-заповедника «Московский Кремль», Галя – профессор, доктор экономических наук.

В жизни Юрия Гагарина были помимо неба и обыкновенные человеческие увлечения. Он любил кататься на водных лыжах и коллекционировал кактусы.

Юрий Алексеевич Гагарин. Родился 9 марта 1934 года в Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область - умер 27 марта 1968 года около города Киржач, Владимирская область. Советский лётчик-космонавт. Герой Советского Союза.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса.

Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики.

Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран. Много у первого космонавта было поездок и внутри Советского Союза. В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, окончил академию им. Жуковского, работал в ЦПК и готовился к новому полёту в космос.

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день.

В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур (впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства).

В честь первого космонавта Земли были переименованы ряд населённых пунктов (включая его родной город - Гжатск), названы улицы и проспекты. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину.

Юрий Гагарин - первый космонавт

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года, по документам в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР, то есть по месту жительства (прописки) родителей.

Фактическое место рождения - роддом города Гжатска (переименованного в 1968 году в г. Гагарин). Русский. По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902-1973), - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903-1984), - работала на молочнотоварной ферме.

Его дедушка, рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев, жил в Санкт-Петербурге, в Автове, на Богомоловской (ныне Возрождения) улице в конце XIX века.

Детство Юрия Гагарина прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немецкие войска, и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немцами. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.

24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб.

В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.

27 октября 1955 года Гагарин был призван в Советскую армию и направлен в Чкалов (ныне Оренбург), в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался Гагарин у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова.

Несмотря на некоторые сложности, возникавшие в процессе обучения, 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием. В течение двух лет служил в Луостари (Мурманская область) в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов. Имел квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». Воинское звание старший лейтенант.

9 декабря 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Через неделю Гагарина вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале 1960 года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов.

11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина была организована специальная войсковая часть (В/Ч) № 26266, задачей которой была подготовка космонавтов (в дальнейшем, часть была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС). Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина от 3 марта 1960 года, а 11 марта - вместе с семьёй выехал к новому месту военной службы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

Кто первым должен лететь в космос, у Главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике Королёва и его сподвижников сомнений не вызывало - это должен быть лётчик реактивной истребительной авиации.

С учётом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты - люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, соответствующие всем предъявляемым физическим и медицинским требованиям.

После четырёхмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 года, Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звёздный. Там в тот момент удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалёку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд - квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.

Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос; всего их было двадцать человек (Первый отряд космонавтов СССР). Кандидаты набирались именно среди военных лётчиков-истребителей по решению Королёва, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность.

Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток».

Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение. Непосредственно лётные качества не играли решающей роли. Лётчик-испытатель Марк Галлай, принимавший участие в подготовке будущих космонавтов к полёту, в книге «С человеком на борту» писал: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу „любых авиагарнизонов“».

В первом отряде космонавтов обозначились три лидера - Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов.

Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.

3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил . По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

8 апреля 1961 состоялось закрытое заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное и Н. П. Каманиным.

После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом.

Юрий Гагарин - Подготовка к первому запуску человека в космос

Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Позывной Гагарина был «Кедр». Начальником стартовой команды («стреляющим») во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск (впоследствии генерал-майор) А. С. Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублёром у второго перископа был Л. А. Воскресенский - заместитель главного конструктора С. П. Королёва по испытаниям.

В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени.

Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной: рассекреченные параметры орбиты были 327×180 км. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы её разблокировать.

В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов Цельсия), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засёк неопознанную цель - это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.

Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолёта Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос - медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.

На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущёву (Первому секретарю ЦК КПСС) и Брежневу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о выполнении полёта.

После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 21 час накрыли стол и отпраздновали удачный полёт Гагарина в космос.

14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из семи истребителей МиГ-17. Самолёт с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвёл посадку в аэропорту Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин. По пути у него развязался шнурок на ботинке (по другой версии - подтяжка от носков), но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть, под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву: "Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено..."

Дальше была поездка в открытом «ЗИЛ-111В», Гагарин стоя приветствовал встречающих. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек прорвался через оцепление и вручил Гагарину букет. На Красной площади прошёл митинг, на котором Никита Хрущёв объявил о присвоении Гагарину званий Герой Советского Союза и «Лётчик-космонавт СССР».

Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина. После окончания демонстрации Никита Хрущёв проводил Гагарина внутрь мавзолея, к саркофагу. Торжества продолжились на приёме в Кремле, на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых тогда ещё официально не назывались. вручил Гагарину «Золотую Звезду» Героя Советского Союза и орден Ленина. Многих новорожденных мальчиков родители называли в тот день в честь Гагарина - Юрием.

Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран.

1 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года под руководством С. М. Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по теме методологии использовании и дозвуковой аэродинамики разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата, причём его дипломная работа превосходила дипломы товарищей более чем в два раза. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии.

В течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка к космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый режим смогли остановить этот процесс.

В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.

В 1964 году Гагарин назначен командиром отряда советских космонавтов.

Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР 6-го (избран в Совет Союза в 1962 году по Сычёвскому округу) и 7-го (в 1966 году от Совет национальностей) созывов, являлся членом ЦК ВЛКСМ (избирался на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ) и руководил внештатным отделом космонавтики газеты «Красная Звезда» (с 1964 года). Кроме того, историческое значение полёта в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы, почётным членом Общества «Финляндия - СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы.

В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики, в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублёром Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле. Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был бы основным пилотом «Союза-1», поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа.

Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии.

Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не имел права самостоятельно летать на истребителе, хотя и был заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке, а поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.

Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов.

27 марта 1968 года Гагарин погиб в авиационной катастрофе , выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области.

Юрий Гагарин - тайна гибели

Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен; его детали до последнего времени были известны только из статей и интервью отдельных её членов. Суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй и экипаж погиб. В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.

К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным Архива президента РФ, был назван резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край облачности. В условиях усложнённой метеорологической обстановки это привело к попаданию самолёта в закритический режим полёта и сваливанию.

Исследования группы специалистов под руководством С. М. Белоцерковского показали, что наиболее вероятной причиной резкого манёвра стало сближение и резкое уклонение от другого самолёта, с возможным попаданием в его вихревой след. Вследствие этого, МиГ-15УТИ Гагарина и Серёгина попал в плоский штопор. Находясь в облачном слое, лётчики не могли видеть высоты полёта. Руководствуясь неточными метеорологическими данными и показаниями приборов, лётчики предполагали, что успеют вывести самолёт из падения, но запас высоты оказался недостаточен. После выхода из облачного слоя - катапультироваться было уже поздно.

В 2013 году Алексей Леонов сообщил, что в результате рассекречивания документов следственной комиссии эта версия полностью подтвердилась: в зоне полёта Гагарина и Серёгина несанкционированно оказался самолёт Су-15, который на форсаже ушёл на свой эшелон, пройдя на расстоянии 10-15 метров от самолёта Гагарина и тем самым вогнав последний в спираль, выйти из которой лётчики не успели.

Юрий Гагарин - секретные материалы

Семья и личная жизнь Юрия Гагарина:

Дед - Тимофей Матвеевич Матвеев, рабочий Путиловского завода, революционер.
Отец - Алексей Иванович Гагарин (1902-1973), плотник.
Мать - Анна Тимофеевна Матвеева (1903-1984), работала на молочнотоварной ферме.
Сестра - Зоя Алексеевна Гагарина (в замужестве Бруевич, 1927-2004), работала медсестрой в Гжатской больнице. Её дочь, Филатова Тамара Дмитриевна - заведующая отделом Музея Ю. А. Гагарина (г. Гагарин).
Братья: Борис Алексеевич Гагарин (1936-1977), рабочий Гжатского радиолампового завода. Валентин Алексеевич Гагарин (1924-2006), плотник.

Жена - Валентина Ивановна Гагарина, урождённая Горячева (поженились в 1957 году в Оренбурге), работала в лаборатории Медицинского управления Центра управления полетом. На пенсии. В Оренбурге, в доме, где жила семья Валентины, впоследствии был открыт Музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных.

Дети - дочери: Елена (род. 17 апреля 1959) - генеральный директор музея-заповедника «Московский Кремль», кандидат искусствоведения - и Галина (род. 7 марта 1961) - профессор, заведующая кафедрой национальной и региональной экономики Российского экономического университета академии им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук.

Юрий Гагарин с женой Валентиной и детьми

Биография Гагарина Юрия Алексеевича богата интересными фактами. Его жизнь начинается в селе Клушино, что в Гжатском районе (ныне переименован в Гагаринский) Смоленской области. Родился будущий космонавт 9 марта 1934 года в обычной рабочей семье. Так, Алексей Иванович, отец мальчика, был плотником; Анна Тимофеевна, мать, работала на молочной ферме.

Детство

Биография Гагарина полна интересных фактов, неожиданных поворотов и счастливых развязок. В школу Юра пошел в сентябре 1941 года, но уже 12 октября в деревню вошли немецкие войска, и обучение прервалось. Около полутора лет деревня Клушино была оккупирована, и только лишь 9 апреля 1943 года, когда Красная Армия освободила эти края, учеба возобновилась.

Юность

По окончании войны семья Гагариных переехала в город Гжатск (в 1968 году был назван в честь Гагарина), где в мае 1949 года мальчик закончил шестой класс. Далее он стал учеником Люберецкого ремесленного училища и одновременно с этим вечерней школы молодежи. Июнь 1951-го в биографии будущего космонавта отмечен окончанием училища с отличием и получением первой своей специальности - формовщика-литейщика.

Также в 1951 году, но уже в августе, Гагарина зачислили в ряды студентов Саратовского индустриального техникума, одновременно с этим юноша начал заниматься в местном аэроклубе. Через четыре года, в 1955 году, Юрий получил новую профессию на этот раз по специальности «литейное производство». Техникум он окончил с отличием. Также будущий космонавт в то время увлекся авиацией. К моменту окончания техникума Гагарин уже совершил 196 полетов на своем первом летательном аппарате, которым стал самолет Як-18.

В том же году парень совершил еще одно открытие для себя, прыгнув в первый раз с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров.

И взрослые, и дети знают, что Юрий Гагарин - космонавт. Биография этого легендарного человека богата интересными фактами и ярками событиями.

Военная служба

Осенью 1955 года Юрия Алексеевича призвали в ряды Советской Армии и направили на учебу в Оренбург. Теперь будущий космонавт становится студентом Первого Чкаловского военного училища имени Климента Ворошилова. В 1957 году гагарин выпускается. Теперь он имеет квалификацию летчика-истребителя.

В декабре 1957 года Юрий поступает на службу в 769-й истребительный авиационный полк 122-й дивизии ВВС Северного флота, который находился в поселке Луостари-Новое Мурманской области.

Биография Гагарина для детей во все времена являлась примером того, как своим упорным трудом человек может достичь поистине космических высот.

Испытания летной техники

Краткая биография Гагарина включает в себя основные аспекты жизни космонавта и его шаги на пути к мечте миллионов людей. Когда в 1959 году его назначили старшим летчиком, он уже успел налетать 256 часов.

Следующий этап жизни этого великого человека связан со временем, когда он подал рапорт, содержащий просьбу о зачислении его в группу испытателей новейшей летной техники. Под этим понятием подразумевались космические корабли. И осенью 1959 года Юрий Алексеевич уехал покорять столицу.

Гагарин - будущий космонавт

Март 1960 года для героя нашего рассказа стал судьбоносным. Именно в этот период его зачислили в отряд Центра подготовки космонавтов военно-воздушных сил в качестве слушателя. Это важное решение принял главнокомандующий ВВС Константин Вершинин.

Группа из шести человек 11 октября 1960 года начала подготовку к своему первому управляемому полету на новом космическом корабле под названием «Восток». В состав группы, помимо Гагарина, входили такие известные личности, как Титов, Быковский, Попович, Нелюбов и Николаев.

В январе 1961 года Юрия Алексеевича назначили на должность космонавта ЦПК. Ему также присвоили квалификацию космонавта ВВС.

Биография Гагарина продолжает пополняться новыми интересными событиями. 8 апреля этого же года он становится старшим лейтенантом и главным пилотом корабля «Восток».

Первым в космическом пространстве стал Гагарин - космонавт, биография которого искрится яркими моментами и выдающимися событиями. Вопрос первенства у главного конструктора Сергея Королева и его сподвижников не возникал. Было очевидным то, что первый космонавт должен быть лётчиком реактивной истребительной авиации, абсолютно здоровым человеком, дисциплинированным, профессионально подготовленным. Выдающейся и легендарной личностью должен был стать мужчина волевой, сильный, подходящий под все физические, психологические и медицинские требования. Молодой Гагарин сочетал в себе все эти качества и отвечал всем требованиям.

Первый человек в космическом пространстве

Космонавт Юрий Гагарин, биография которого состояла из множества трудностей, которые он успешно преодолел, осуществил мечту миллионов советских людей. Оставив всех конкурентов позади, именно он первым побывал в открытом космосе.

Как всем нам известно, это знаменательное не только для СССР, но и для всего мира событие произошло 12 апреля 1961 года. Именно в тот день, в 9 часов 7 минут, с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с единственным пилотом на борту, которым и был Юрий Гагарин. Этот полет продлился 1 час 48 минут. За это время корабль, на борту которого впервые оказался человек, совершил один круг вокруг Земли.

А в 9 часов 57 минут ТАСС передало сообщение о том, что впервые в истории человечества пилот-космонавт корабля-спутника «Восток» майор Гагарин Юрий Алексеевич совершил полет в космос.

Эта важнейшая новость вышла с опозданием на 50 минут из-за того, что в это время как раз ожидалось, что подпишут приказ о присвоении Юрию внеочередного звания майора.

Перед взлетом ракеты Гагарин крикнул: «Поехали!» Это выражение вошло в историю и стало легендарным. В команду, которая запустила Юрия Гагарина в космос, входили лучшие специалисты СССР. Сергей Королёв был главным инструктором корабля «Восток», его заместитель Леонид Воскресенский стал также дублером у второго перископа. А наблюдать ракету в главный перископ из командного бункера выпала честь инженеру-подполковнику ракетных войск Анатолию Кирилову, он также отдавал команды во время запуска космического корабля.

Ракета-носитель, на которой был совершен первый полет в космическое пространство, отработала без замечаний. Однако на последнем этапе дала сбой система радиоуправления, которая отвечала за выключение двигателей третьей ступени. Это усложнило приземление космонавта.

Согласно намеченному плану, Гагарин должен был катапультироваться на высоте 7 километров, что он и попытался совершить. После этого космонавт раздельно от капсулы спустился на парашюте. В это время в его скафандре не сразу открылся клапан, который осуществлял подачу воздуха, из-за этого первый космонавт едва не задохнулся, но, к счастью, все обошлось. И последним препятствием в благополучном приземлении Юрия стало то, что с парашютом он опускался прямо в ледяную воду Волги.

Отличная предполетная подготовка сделала свое дело, и Гагарин, управляя стропами, отвел парашют, изменив траекторию полета, и приземлился в двух километрах от берега.

Космический корабль «Восток» выполнил полный круг вокруг Земли и уже в 10 часов 55 минут, на 108-й минуте, завершил легендарный полет. Из-за некоторых сбоев, произошедших в системе торможения, аппарат с капсулой, в которой находился Юрий Гагарин, приземлился не в радиусе 110 км, как планировалась. Его посадка произошла в районе сел Смеловка и Подгорное Саратовской области.

До момента полета никто не знал, как в открытом космосе поведет себя человеческая психика, а потому была предусмотрена специальная защитная система, рассчитанная на то, что в порыве страха или помешательства космонавт попытается самостоятельно управлять кораблем. Для того чтобы запустить ручное управление, ему бы пришлось вскрыть конверт со специальным кодом, набрать его на панели управления и только после этого разблокировать ее. На орбите космонавту были поставлены простейшие задачи: есть, пить, записывать свой голос на пленку и делать записи карандашом. Когда Юрий Алексеевич сделал первую запись и попытался положить тот самый карандаш рядом с собой, то заметил, что он сразу же «уплывает». Исходя из этой ситуации, космонавт сделал вывод, что все предметы, находящиеся в космосе, необходимо привязывать. Свои наблюдения и впечатления он записывал на магнитофон.

Жизнь после полета в космос

После самого важного события в своей жизни Гагарин продолжил работу в ЦПК. В мае 1961 года его назначили на должность старшего инструктора-космонавта первого отряда космонавтов, а в январе 1963 года он стал командиром отряда. В декабре того же года Юрий Алексеевич занял должность заместителя начальника Центра подготовки космонавтов.

В 1968 году Гагарин получает очередную специальность по пилотируемым воздушным и космическим летательным аппаратам и двигателям к ним и выпускается из Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Как всегда, он отличился блестящей учебой и прекрасными результатами по ее окончании. Вместе с этим Юрию Алексеевичу присвоили квалификацию летчика-космонавта-инженера.

По окончании академии он совершил еще 18 полетов, общая продолжительность которых составила 7 часов.

Насыщенную, но короткую жизнь прожил первый человек, попавший в космос, - Гагарин Юрий Алексеевич. Краткая биография его жизненного пути и сегодня изучается в учебных заведениях по всему миру.

Юрий Алексеевич приложил много усилий для того чтобы осуществить лунные космические полеты. Этот смелый и отважный человек не сдавался до самой смерти. До последнего дня своей жизни, он был членом одного из экипажей, готовящихся к полету на луну.

Насыщенная и полная ярких событий жизнь летчика позволяла ему уделять время даже необычным хобби. Так, Гагарин выращивал и коллекционировал кактусы, а также катался на водных лыжах.

Сегодня каждый знает, что первый человек в открытом космическом пространстве - это Юрий Гагарин. Краткая биография для детей преподается уже в младших классах. С малых лет школьникам прививается любовь к Родине и гордость за ее героев.

Смерть космонавта

Гагарин Юрий Алексеевич, краткая биография которого изложена во всех школьных учебниках, прожил совсем не долгую жизнь. Однако в истории и в сердцах миллионов людей он останется навсегда.

Трагически погиб Гагарин 27 марта 1968 года, во время выполнения привычного полета на истребителе МиГ-15УТИ. Во время этой тренировки не стало и летчика-инструктора Героя Советского Союза Владимира Серегина. Их самолет разбился недалеко от деревни Новоселово Владимирской области.

Группа специалистов исследовала это падение под чутким руководством Сергея Белоцерковского. Их расследование показало, что причиной резкого маневра, из-за которого погибли оба летчика, стало сближение и уклонение от другого самолета. Возможным было и попадание в его вихревой след. Из-за этого пилотируемый Гагариным и Серегиным МиГ-15УТИ оказался в плоском штопоре. Попав в облачный слой, летчики не смогли увидеть высоты своего полета, вследствие этого они предположили, что успеют вывести самолет из падения, но из-за нехватки набранной высоты, у них это не получилось. А после того как они покинули облачный слой, катапультироваться было слишком поздно.

Начиная с 1962 года, 12 апреля отмечается в календаре у россиян как День космонавтики. А в 1969 году эта дата получила название Всемирного дня авиации и космонавтики. В 2011 году ООН провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос.

Краткая биография Гагарина включает в себя описание жизни великого человека, который на пути к своей цели не останавливался ни перед какими трудностями.

Награды

Биография Гагарина не закончилась в день его трагической кончины. До сих пор во многих городах и странах открываются памятники, называются улицы и проспекты в честь этого величайшего человека.

За легендарный и героический первый полет в космос Юрия Гагарина наградили орденом Ленина. Он также был удостоен звания Героя Советского Союза и летчика-космонавта СССР. За рубежом его подвиг тоже был отмечен, как героический. Первый космонавт был награжден множеством почетных званий и за пределами своей родины.

После смерти летчика, уже в 1968 году, Международная авиационная федерация учредила золотую медаль, которая была названа в честь Юрия Алексеевича Гагарина.

Имя первого космонавта носят улицы в различных точках Земного шара, город и район в Смоленской области, откуда был родом этот величайший человек. Именем и фамилией Гагарина назвали малую планету № 1772 и кратер обратной стороны Луны.

2011 год в России был объявлен Годом космонавтики. А в честь Гагарина по сей день дают названия космическим кораблям и другим летательным аппаратам.

В 1962 году на вечное хранение ему вручили золотые ключи от Каира и Александрии. Юрий Гагарин, краткая биография которого известна даже школьнику, знаком всему миру как первый человек, покоривший космические просторы. Он является главным героем всех времен и народов благодаря своему подвигу.

Бронзовый бюст Юрия Алексеевича украшает московскую Аллею Героев космоса. А на одноименной площади красуется памятник летчику-космонавту. Еще один бронзовый бюст установлен на второй площадке космодрома Байконур, также статуи героя есть и во многих российских городах.

Великий Юрий Гагарин, биография которого изучается в каждой школе во всем мире, покорил космические просторы и стал легендой. Несмотря на то что после его смерти прошло уже несколько десятков лет, имя первого космонавта останется в памяти человечества навсегда.

Семья Гагарина

Биография родственников космонавта также богата интересными фактами. К слову, дочери и супруга летчика проживают в России по сей день.

Женой Юрия Гагарина стала урожденная Горячева Валентина Ивановна. На данный момент женщина на пенсии. В их семье выросли две дочери - Елена и Галина. Старшая появилась на свет в 1959 году, она закончила исторический факультет МГУ, а начиная с 2001 года, работает на должности генерального директора музея-заповедника «Московский Кремль». Младшая дочь Галина родилась в 1961 году. На данный момент женщина является кандидатом экономических наук и профессором.

Не только первым полетом в космос, но мягкостью и добротой характера был известен Юрий Гагарин. Биография, личная жизнь космонавта никогда не были покрыты завесой тайны. Хотя некоторые моменты скрывались долгое время, сейчас история жизни этого человека доступна каждому. В мире есть множество музеев, посвященных легенде космоса.

В школах и институтах многих стран изучается биография Гагарина. Краткое содержание ее, пожалуй, знакомо в наши дни каждому - от мала до велика. Юрий Гагарин - один из главных поводов для гордости нашей Родиной. Ведь именно он является ярчайшим примером того, как обычный человек может достичь небывалых вершин, благодаря упорству и работе над собой.

Гагарин Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. В 1941 году будущий космонавт пошел в школу, однако из-за немецкой оккупации обучение пришлось прервать до 1943 года.

В 1945 году семья Гагарина переехала в город Гжатск. Окончив в 1949 году шестой класс, Юрий Алексеевич поступил в Люберецкое ремесленное училище, одновременно учился в школе рабочей молодежи. С 1951 года Гагарин обучается на литейном отделении Саратовского индустриального техникума.

Начало летной службы

С 1954 года Юрий Алексеевич начинает заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 году он совершил свой первый полет на самолете Як-18.

В 1955 году Гагарина по призыву направили в Оренбургское авиационное училище. Преподавателем Юрия Алексеевича был известный инструктор Я. Ш. Акбулатов. В 1957 году Гагарин поступил на службу в истребительную авиационную дивизию в поселке Луостари Мурманской области.

Подготовка к полету в космос

Узнав об отборе космонавтов к первому полету на корабле «Восток-1», Гагарин подает рапорт на зачисление его в группу кандидатов. В марте 1960 года, после прохождения двух медкомиссий, Юрия Алексеевича признают годным для полетов в космос. В процессе подготовки с кандидатами работали лучшие инструкторы (Н. Каманин, М. Галлай и др.).

Во время закрытого заседания Государственной комиссии была утверждена кандидатура Юрия Гагарина, биография и результаты которого оптимально отвечали нужным требованиям. Дублером Юрия Алексеевича назначили Германа Титова.

Полет в космос. «Миссия мира»

12 апреля 1961 года корабль «Восток» с Гагариным на борту вышел в космос и сделал оборот вокруг Земли. Сразу после полета Гагарина повысили в звании до майора. Космонавту организовали пышную встречу в Москве. Во время митинга на Красной площади, Хрущев сообщил о присвоении Юрию Алексеевичу званий Герой Советского Союза и «Летчик-космонавт СССР». Брежнев вручил Гагарину орден Ленина и «Золотую Звезду».

После полета Гагарин совершил несколько поездок, так называемую, «Миссию мира», по разным странам (Чехословакия, Болгария, Финляндия, Англия, Польша, Бразилия, Куба, Исландия, Венгрия, Индия, Афганистана и др.). Космонавт встретился с Елизаветой II, Гарольдом Макмилланом, Абдель Хаким Амерой, Гамаль Абдель Насером.

Последние годы

С 1961 по 1968 года Гагарин обучался в Военно-воздушной академии им. Жуковского. По окончанию учебного заведения он получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт».

С 1964 года Гагарина назначают начальником Центра подготовки космонавтов, он выполняет обязанности депутата Верховного Совета СССР.

В 1966 году космонавта Гагарина избрали Почетным членом Международной академии астронавтики.

Несмотря на длительный перерыв в летной практике, Юрий Алексеевич стремился восстановить свою квалификацию летчика-истребителя. 27 марта 1968 года краткая биография Гагарина прервалась – великий космонавт разбился на самолете УТИ МиГ-15 во время тренировочного полета. На борту воздушного судна также был полковник Владимир Серегин. Тела летчиков были кремированы.

Другие варианты биографии

  • Родители Гагарина были крестьянами. Отец – плотником, а мать работала на молочнотоварной ферме.
  • Жена Гагарина, Валентина Горячева, была сотрудницей Медицинского управления при Центре управления полетами. Они поженились в 1957 году.
  • За 1 час 48 минут полета на корабле «Восток» Гагарин облетел Землю, приземлившись в деревне Саратовской области.
  • Несмотря на насыщенную общественную жизнь, Гагарин находил время на личную жизнь и увлечения. Юрий Алексеевич коллекционировал кактусы и любил кататься на водных лыжах.
  • Вскоре после полета Гагарин написал документальный рассказ для детей – «Вижу Землю…».

12 апреля 2011 года исполняется 50 лет со дня первого полета человека в космос. Первым космонавтом Земли стал Юрий Гагарин.

Первый летчик космонавт Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области.

Родители - потомственные смоленские крестьяне, колхозники. Отец - Алексей Иванович Гагарин, мать Анна Тимофеевна Гагарина. В 1941 году Юрий Гагарин начал учиться в средней школе села Клушино, но учебу прервала война. После окончания войны семья Гагариных переехала в Гжатск (ныне Гагарин), где Юрий продолжил свое обучение.

После окончания шестого класса, он поступил в ремесленное училище в подмосковном городе Люберцы и в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи.

В 1951 году он окончил седьмой класс и с отличием ремесленное училище, получив специальность формовщика литейщика. В том же году продолжил учебу в Саратовском индустриальном техникуме, который окончил в 1955 году. Будучи студентом техникума, поступил в аэроклуб, после окончания которого навсегда связал свою жизнь с авиацией.

В 1955 году Юрий Гагарин был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1 е Чкаловское военно авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова, которое окончил в 1957 году по первому разряду. И по собственному выбору был отправлен в Заполярье в одну из авиационных частей Северного флота.

В 1957 году Юрий Гагарин женился на Валентине Горячевой. Впоследствии в семье Гагариных родились две девочки - Елена (1959) и Галина (1961).

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Он прошел всестороннее медицинское обследование в Центральном научно исследовательском авиационном госпитале в Москве. В начале 1960 года специальная медкомиссия признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Вершинина он был зачислен в группу кандидатов в космонавты , а с 11 марта приступил к тренировкам.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос на космическом корабле (КК) "Восток", за 1 час 48 минут облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестностях деревни Смеловки Терновского района Саратовской области.

14 апреля 1961 года Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Приказом министра обороны СССР старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание "майор" .

В конце апреля 1961 года Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. "Миссия мира", как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.

С 23 мая 1961 года Юрий Гагарин командир отряда космонавтов. Осенью 1961 года он поступил в Военно воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, чтобы получить высшее образование.

С 20 декабря 1963 года по 1968 год Юрий Гагарин был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, в руководстве полётами КК "Восток", "Восход", "Союз".
К летной подготовке Юрий Гагарин вернулся в 1963 году, в 1966 году приступил к тренировкам для полета на новом космическом корабле "Союз". Он был назначен дублером Владимира Комарова, который совершил первый полет на новом корабле. Полет закончился трагической гибелью космонавта.

В 1968 году полковник Юрий Гагарин с отличием окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. Ему была присвоена квалификация "Летчик инженер космонавт".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Loading...Loading...