Жалованная грамота дворянству.

Разработка и источники Жалованной грамоты. В кодификационных проектах времени «просвещенного абсолютизма» попытки создания систематического узаконения о правах сословий, в котором были бы обобщены и закреплены все (личные, имущественные, судебные, политические) права и привилегии, занимали принципиальное место.

В первую очередь такому обобщенному регулированию должны были подлежать сословные права дворянства - это не только отвечало социальнополитической программе «просвещенного абсолютизма», но прежде всего отражало требования дворянства к правовой политике монарха.

Первым опытом такого обобщенного акта была гл. 22 третьей части проекта нового уложения «О состоянии подданных вообще», составленного Уложенной комиссией 1754-1766 гг. Обширный проект «Права дворянского» был составлен (во многом опираясь на предыдущий) специально созданной правительством Екатерины II Комиссией о вольности дворянской в 1763 г. 317 . Следующим опытом законодательной систематизации дворянских привилегий стал «Проект правам благородных» 1768 г., подготовленный Комиссией о государственных родах и обсуждавшийся в Собрании депутатов. Все эти проекты были не только обобщением существующего законодательства, но и попытками значительного правового обновления, правовой реформы, направленной на расширение и укрепление прав господствующего сословия.

Начало оформления замысла законопроекта о правах дворянства, который в итоге воплотился в Жалованной грамоте 1785 г., прямо связано с деятельностью Комиссии уложения и ее проектами о дворянстве.

В конце августа - начале сентября 1768 г., когда обсуждение «Проекта правам благородных» в Собрании депутатов шло полным ходом, от Комиссии уложения последовало (вероятно, от руководства - поскольку в протоколах заседаний Собрания об этом ничего нет) представление императрице с просьбой об «учинении разбора российского дворянства» и законодательного урегулирования его статуса и прав. В ответ 3 сентября 1768 г. Екатерина II указала Сенату рассмотреть своевременность «разбора» дворянства и принципы его проведения, если таковое необходимо 21 ®. Сенат обсудил меры по «разбору» и законодательному установлению прав дворянства 5 сентября 1768 г., правда, предложения и мнения были разноречивыми; потом актуальность такого установления отошла на второй план. Однако позднее, работая уже над Жалованной грамотой, Екатерина II вернулась к этим материалам.

Второй этап оформления замысла Жалованной грамоты был связан с изданием «Учреждений» 1775 г. Согласно законодательной программе Екатерины II, вслед за «укреплением» правосудия должно было следовать новое установление о правах сословий. В феврале 1776 г. она вернулась к мысли о разработке законопроекта о дворянстве, как о том свидетельствует ее записка генерал-прокурору А. А. Вяземскому с запросом об архивных материалах о правах дворянства 212 . Судя по первоначальным наброскам, новое установление о дворянстве должно было продолжить «гражданские законы», непосредственно примыкая к «Учреждениям»: законы о дворянстве Екатерина II пометила как XXX главу чего-то и начинала правоположения со ст. 433 («Учреждения» заканчивались гл. XXVIII и ст. 411; в 1778 г. были дополнены). В резолюции 18 ноября 1781 г. на представлении об утверждении порядка дворянских выборов в губерниях Екатерина II упомянула, как о готовящихся, о «главе о дворянстве» и общем проекте о дворянстве, где, следовательно, уже предполагалось установить и принципы сословного самоуправления 2 1 К непосредственной работе над Жалованной грамотой Екатерина II приступила с конца 1782 г. (во всяком случае, судя по источникам, не ранее этого времени).

Жалованная грамота дворянству была составлена Екатериной II, ей собственноручно написаны и подготовительные материалы к этому акту и несколько черновых редакций . Основным источником, который определил структуру и основные правовые рубрики, стала историкоправовая справка, подготовленная чиновником Разрядного архива А. Т. Князевым в ответ на поручение генерал-прокурора (по запросу Екатерины II о дворянских службах в 1776 г.) . В свою очередь, содержание этой справки во многом определялось «Проектом правам благородных» с замечаниями Дирекционной комиссии.

Большинство из правоположений первого раздела Жалованной грамоты восходило к законодательству первой четверти XVIII в., к принципам «Наказа» Екатерины II, манифесту от 18 февраля 1762 г. (ст.ст. 17- 19), манифесту от 28 июня 1782 г. (ст. 33), указу от 22 сентября 1782 г. (ст. 34), манифесту от 17 марта 1775 г., «Учреждениям» 1775 г. Второй раздел, в котором устанавливались права дворянских собраний, основывался, во-первых, на общих началах манифеста и указов от 14 декабря 1766 г. о выборах предводителей дворянства и, во-вторых, на положениях «Учреждений». Остальные разделы в главном опирались на историко-правовую справку А. Т. Князева, в которой обобщалось законодательство XVII-XVIII вв. о порядке и условиях признания дворянских прав и о герольдмейстерских делах. ■В решении ряда общих вопросов сословного статуса дворянства, в определении политического значения дворянских корпораций Екатери^ II использовала статьи из «Энциклопедии» Дидро и Д"Аламбера, сочинения У Блэкстона, а также неизвестные французские работы; выписки из них сохранились в черновиках . Изучала императрица и иностранное законодательство, в том числе шведские законы.

С предварительным проектом Жалованной грамогы Екатерина II ознакомила некоторых лиц из своего ближайшего окружения: И. П. Елагина, С. М. Козмина, А. А. Безбородко. Их замечания были ею учтены при окончательной работе над текстом свода дворянских прав . 8 апреля 1785 г. документ был подписан, но опубликован только 21 апреля 1785 г., в день именин Екатерины II (что должно было определенным образом «обставить» новое узаконение).

Жалованная грамота дворянству (официальное название «Грамота на права н преимущества благородного российского дворянства») состояла из манифеста, предваряющего собственно текст свода, и четырех разделов в 92 статьях .

Манифест, составленный в традициях официальной идеологии абсолютизма, описывал «существенное состояние* Российской империи и роль благородного дворянства в ее истории, «которое ежечасно готово подвизаться за веру и отечество и нести всякое бремя наиважнейшего империи и монарху служения». Важным идейным новшеством манифеста, который стал основой для нового правового определения принадлежности к дворянскому сословию, было признание обладания недвижимыми ‘имениями далеко не единственным условием причастности к дворянству, но с выделением в качестве главного «источника дворянства» пожалований монарха.

В первом разделе устанавливались личные права дворянства, во втором - принципы организации местного дворянского самоуправления, в третьем - порядок составления родословных книг дворянства, которые признавались теперь главным правовым основанием принадлежности к дворянству; в четвертом разделе обобщались законодательные нормы об основаниях принадлежности к дворянству.

Сословный статус дворянства. Общее понимание «особых заслуг» дворянства перед Отечеством во вступительном манифесте как бы объясняло широкий спектр прав и привилегий, закрепляемых за дворянством, который соответствовал социальному и политическому положению дворянства в России XVIII в.

Дворянское достоинство определялось как особое состояние «качеств и добродетели», послуживших основанием для «благородного нарицания» (ст. 1). В развитие этого дворянское достоинство полагалось как «неотъемлемое, потомственное и наследственное* (ст. 2), что означало его распространение на членов семьи дворянина (ст.ст. 3-4). Основаниями для лишения дворянского достоинства могли быть только уголовные преступления, причем особого рода, в которых очевидно проявлялось «моральное падение» преступника, его «нечестность»; однако исчерпывающе перечислялись (следуя за «Наказом» Екатерины II) подходящие под эти оценки составы (ст. 6).

Дворяне пользовались особыми личными правами: на дворянское достоинство (ст. 8), честь (ст. 9), охрану жизни и личности (ст. 10), освобождение от телесных наказаний (ст. 15). Фиксируя основные положения манифеста о «вольности дворянской», Жалованная грамота освобождала дворянство от обязательности государственной службы (ст.ст. 17-18), закрепляла право на отъезд за границу (ст. 19) с поступлением на иностранную службу, освобождала дворян от всякого рода личных податей (ст. 36). Дворянство имело право на особые, Дарованные или исторически сложившиеся титулы, которые служили особым знаком чести (ст. 81).

В Жалованной грамоте систематизировались ранее установленные законодательством и судебной практикой имущественные права дворянства. Дворяне пользовались полным и неограниченным правом собственности, включая права на приобретение любого имущества, его наследование и использование (ст.ст. 22-23). Режим особого благоприятствования устанавливался для собственности дворян на землю, в соответствии с актами 1782 г. (ст.ст. 33-34). Исключительной привилегией было право покупать деревни, то есть владеть землей с крепостными крестьянами (ст. 26). Кроме того, дворяне могли заводить промышленное производство в своих имениях, торговать продукцией своих вотчин оптом, приобретать городские дома, вести Морскую торговлю (ст.ст. 27-32).

Охрана личных и имущественных прав дворянства гарантировалась предоставлением особых привилегий в суде: без.законного судебного разбирательства дворянин не мог подвергнуться лишению или ограничению ни личных, ни имущественных прав (ст.ст. 8-11, 24). Дворяне имели право на равносословный суд (ст. 12) и никакое решение иного, кроме установленного общим законом судебного органа, не могло иметь законной силы (ст. 25).

Сословное самоуправление дворянства. Жалованная грамота упорядочивала отдельные законодательные меры 1760-х годов по организации местного дворянского самоуправления и приводила его в соответствие с системой губернских учреждений.

Проживающему в губерниях и уездах дворянству предоставлялось право политической корпорации: дворяне образовывали признаваемое законом общество (ст. 37). За собранием дворянства признавались права юридического лица, с полномочиями владеть имуществом, иметь необходимые для его деятельности учреждения, служащих и финансы (ст.ст. 50-54). Собрание пользовалось некоторыми политическими правами: оно могло делать представления местным властям, в высшие государственные учреждения и императору об общественных «нуждах и пользах» (ст.ст. 47-48), но вместе с тем обязывалось в своей деятельности соблюдать требования закона, то есть политические права носили только подзаконный характер (ст. 49).

Собрание дворянства составлялось из всех владеющих имениями в губернии (наместничестве) дворян, раз в три года они должны были избирать кандидатов в губернские предводители дворянства (из числа уездных предводителей), с окончательным утверждением губернатором как представителем власти монарха (ст. 39). Дворяне, не отвечавшие возрастному цензу (25 лет) и не владеющие землями, прав участия в собрании не имели (ст. 63). Ограничивались также права на участие в выборной деятельности дворян, вовсе не служивших или не выслуживших офицерских чинов (ст. 64). Собрание имело право исключать из своего состава «опороченных судом» дворян (ст. 65). Кроме предводителей дворянства, собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии (ст.ст. 41-42) и полицейских должностных лиц земской полиции (ст.ст. 42-43).

Одним из важных полномочий дворянских собраний и уездных предводителей было составление дворянских родословных книг - то есть дворянство устанавливало свой корпус и решало вопросы о допустимости тех или иных лиц в число дворян. Жалованная грамота вводила строго подзаконное начало в критерии дворянства, признав в качестве «неопровергаемых доказательств» около 20 правовых оснований (фактических или подтверждаемых актами) для причисления к дворянству. Несмотря на сложную внутрнеосновную борьбу дворянства с середины- XVIII в., Жалованная грамота сохранила признание личного дворянства (введенного Петром I) и отличие его прав от потомственного. Все потомственное дворянство обладало совершенно равными личными, имущественными и судебными правами, а принадлежность к древнему дворянству, титулованному и т. д. фиксировалась только в родословных книгах. Тем самым Жалованная грамота фактически завершила сложный процесс консолидации правового статуса дворянства.

Вместе с тем предоставление широких и всеобъемлющих прав и привилегий дворянству сопрягалось с оговариванием решающего влияния государственной власти в решении вопросов социального статуса дворянства: введение государственной регистрации дворян в родословных книгах на установленных государством принципах существенно подчиняло власти монарха дворянство хак корпорацию. В решении местных вопросов решающим было также слово местной администрации, которая никоим образом не зависела от губернского дворянства.

Жалованная грамота законодательно урегулировала все возможные в абсолютистском государстве права господствующего сословия. Причем сделано это было в форме «непременных законов»: манифест провозглашал установление прав дворянства «на вечные времена и непоколебимо». По своему же правовому характеру она представляла совершенно новую форму - кодификацию норм о правах и положении сословия.

Правление Екатерины II называют « золотым веком русского дворянства». Немалую роль в том сыграл тот факт, что в 1785 году была принята Жалованная грамота дворянству. Её полное название – «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» .Что это за документ, какие привилегии по нему получали дворяне?Разберёмся в этом.

Жалованная грамота - это довольно внушительный по количеству статей документ. В нём было 92 статьи, и все они - о привилегиях дворянства, которое резко выделялось среди других сословий страны. Какие же права и привилегии даровала дворянам Екатерина II?

Привилегии дворянства

    Жалованная грамота подтвердила все привилегии, которые имело дворянство на тот период.

    Дворянство стало именоваться « благородным».

    Дворяне освобождались от обязательной службы (эта свобода была провозглашена императрицей буквально в первый год её правления – в 1762г).

    Они не должны были платить подати

    Дворяне не подвергались телесным наказаниям, даже за уголовные преступления.

    Суд при Екатерине II был сословный, поэтому судить дворян мог только дворянский суд.

    Нельзя было конфисковывать имущество дворян.

    Дворяне имели исключительное право владения землёй и крепостными крестьянами.

    Они могли заниматься предпринимательством, торговлей. Владеть всеми недрами, которые находятся на территории их имения.

    Имения дворян были свободны от постоя войск.

    Расширилось самоуправление дворян. Они могли выбирать дворянское собрание, именно оно являлось органом самоуправления. Переизбирали в него раз в три года. Во главе стоял предводитель дворянства (уездный и губернский).

    Дворяне сами избирали суд, заседателей суда, капитан-исправников, которые возглавляли уездную администрацию.

    Значение Жалованной грамоты

  • Жалованная грамота значительно упрочила положение дворянства в общества. превратив его в с благородное, господствующее сословие общества.

    Она способствовала консолидации господствующего класса

    Грамота укрепила власть императрицы, опорой которой было дворянство.


Меры по совершенствованию системы государственного управления

Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании "наилучших законов", а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако "всевластие закона" на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной.

Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.

Реформа центральных учреждений. Сразу же после переворота 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца "императорским советом". После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Екатерина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неуверенно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение.

Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.

Отношение с церковью. В 1763-1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, т.е. осуществлена их передача в введение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране.

Управление окраинами. В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.

Уложенная комиссия. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Ей была придана форма, как древних земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворянам и горожанам.

Екатерина II подготовила " Наказ " Уложенной комиссии, в котором содержались предложения по смягчению крепостного строя. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов.

Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с "состоянием умов" в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, недовольная резкостью критики в адрес дворянства, прозвучавшей в некоторых публичных выступлениях, а также осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила Комиссию под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией. Комитеты же Комиссии продолжили свою работу по взаимному согласованию множества законов, часто противоречивших друг другу.

Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва - "пугачевщины". Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность и упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти.

В 1775 г. Екатерина издала " Учреждение для управления губерний ". Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10 - 15 уездов с населением до 30 тысяч человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра.

В уезде главным органом управления был " низший земский суд " во главе с капитан-исправником. В отличие от губернатора, который назначался из центра, он избирался дворянами из местных помещиков. Кроме того, дворяне получили право создавать уездные и губернские дворянские собрания, на которых избирались предводители дворянства, кандидаты на различные должности, обсуждались вопросы местной жизни.

Жалованные грамоты

В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. «Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства» представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785 года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам:

1) имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления;

2) сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество;

3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны.

Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство получило право на самоуправление, составило «дворянское общество», органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию. Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому участию в местном управлении. При Екатерине II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

Наряду с Жалованной грамотой дворянству 21.04. 1785 увидела свет Жалованная грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в три года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией - попытка заложить основы буржуазного сословия не удалась.

Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам). «Сельское положение» было вполне законченным проектом. Он не противоречил «Наказу». Однако этот проект не был воплощен в жизнь.

Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.

А. О личных преимуществах дворян

1-е. Дворянское название есть следствие, исключающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

2-е. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне, да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно:

3-е. Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей.

4-е. Дворянин сообщает детям своим благородное дворянское достоинство наследственно.

5-е. Да не лишится дворянин, или дворянка дворянского достоинства, буде сами себя не лишили оного преступлением, основаниям дворянского достоинства противным.

6-е. Преступления, основания дворянского достоинства разрушающие и противные, суть следующие: 1. Нарушение клятвы. 2. Измена. 3. Разбой. 4. Воровство всякого рода. 5. Лживые поступки. 6. Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное наказание. 7. Буде доказано будет, что других уговаривал, или научал подобные преступления учинить.

7-е. Но понеже дворянское достоинство не отъемлется, окромя преступления; брак же есть честен и законом божиим установлен, и для того благородная дворянка, вышедши замуж за недворянина, да не лишится своего состояния; но мужу и детям не сообщает она дворянства.

8-е. Без суда да не лишится благородный дворянскаго достоинства.

9-е. Без суда да не лишится благородный чести.

10-е. Без суда да не лишится благородный жизни.

11-е. Без суда да не лишится благородный имения.

12-е. Да не судится благородный, окроме своими равными.

13-е. Дело благородного, впадшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения дворянскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорскаго величества.

14-е. Всякого рода преступления (благородного), коим десять лет прошло, и чрез таковое время они не сделались гласны, и по оным производства не было: все таковые дела повелеваем отныне предать, если где об них взыскатели, истцы, или доносители явятся, вечному забвению.

15-е. Телесное наказание да не коснется до благородного.

16-е. С дворянами, служащими в нижних чинах наших войск, поступать во всех штрафах так, как по нашим военным правилам поступается с обер-офицерскими чинами.

17-е. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.

18-е. Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службы продолжать и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам.

19-е. Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских нам союзных держав, и выезжать в чужие краи.

20-е. Но как благородное дворянское название и достоинство изстари, ныне, да и впредь приобретается службою и трудами империи и престолу полезными, и существенное состояние российского дворянства независимо есть от безопасности Отечества и престола; и для того во всякое таковое Российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякой благородной дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной.

21-е. Благородный имеет право по призвании своем писаться, как помещиком его поместий, так и вотчинником родовых, наследственных и жалованных его вотчин.

22-е. Благородному свободная власть и воля оставляется, быв первым приобретателем какого имения, благоприобретенное им имение дарить, или завещать, или в приданые или на прожиток отдать, или передать, или продать, кому заблагоразсудит. Наследственным же имением да не распоряжает инако, как законами предписано.

23-е. Благородного наследственное имение, в случае осуждения и по важнейшему преступлению, да не отдасться законному его наследнику, или наследникам.

24-е. Понеже желание и хотение наше было, есть и впредь с помощию божиею непременно будет, чтоб империя Всероссийская управляема была издаваемыми от самодержавия нашей власти узаконениями и постановлениями, для утверждения правосудия, правды и безопасности имения и имущества каждого, находим справедливо снова запретить и строго подтвердить древние о том запрещения: да не дерзнет никто без суда и приговора в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у благороднаго именно, или оное разорять.

25-е. Правосудие и возмездие за преступление вверены в каждом наместничестве единственно судебным на то установленным местам; они выслушивают жалобы истца и оправдания ответчика и чинят решения по законам, которым всяк, какого бы рода и поколения ни был, повиноватися обязан: и для того, буде благородный имеет законное требование, или кто на благородного, то оное разобрать надлежит в установленных и на то власть имеющих судебных местах предписанным порядком; ибо несправедливо и с общим порядком несходственно бы было, когда бы всяк в собственном своем деле вздумал сделаться судьею.

26-е. Благородным подтверждается право покупать деревни.

27-е. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится.

28-е. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.

29-е. Благородным дозволяется в вотчинах их заводить местечки и в них торги и ярмонки, согласно с государственными узаконениями, с ведома генерал-губернаторов и губернских правлений, и с наблюдением, чтоб сроки ярмо-нок в местечках их соображены были со сроками в других окрестных местах.

30-е. Благородным подтверждается право иметь, или строить, или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие.

31-е. Буде кто благородный желает пользоваться городовым правом, да повинуется оному.

32-е. Благородным дозволяется оптом продавать, или из указных гаваней за моря отпускать товар, какой у кого родится, или на основании законов выделан будет, ибо им не запрещается иметь, или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы.

33-е. Подтверждается благородным право собственности, дарованное милостивым указом от 28-го июня 1782 года, не только на поверхности земли, каждому из них принадлежащей, но и в недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастения, и на все из того делаемые металлы в полной силе и разуме, как в том указе изъяснено.

34-е. Подтверждается благородным право собственности в лесах, растущих в их дачах, и свободного их употребления в полной силе и разуме, как в милостивом указе 22 сентября 1782 года изображено.

35-е. По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.

36-е. Благородный самолично изъемлется от личных податей.

Б. О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выгодах дворянского общества

37-е. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве, и пользоваться нижеписанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами.

38-е. Дворянство собирается в губернии по позыву и дозволению генерал-губернатора, или губернатора, как для вверенных дворянству выборов, так и для выслушивания предложений генерала-губернатора, или губернатора, всякие три года в зимнее время.

39-е. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернского предводителя дворянства той губернии; и для того собранию дворянства всякие три года представить из уездных дворянских предводителей двух государеву наместнику или правителю, и которого из сих генерал-губернатор или губернатор назначит, тому и быть губернским предводителем той губернии.

40-е. По силе 62-й и 211-й статей Учреждений, уездный предводитель дворянства выбирается дворянством того же уезда чрез всякие три года по балам. <...>

47-е. Собранию дворянства дозволяется представить генералу-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах.

48-е. Подтверждается собранию дворянства дозволение делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений. <...>

64-е. В собрании дворянства быть может дворянин, который вовсе не служил, или, быв на службе, до обер-офицерского чина не дошел (хотя бы обер-офицерский чин ему при отставке и был дан), но с заслуженными сидеть не должен, ни голоса в собрании дворянства иметь не может, ни выбрав быть способен для тех должностей, кои наполняются выбором собрания дворянства.

65-е. Собранию дворянства дозволяется изключать из собрания дворянства дворянина, который опорочен судом, или которого явный и бесчестный порок всем известен, хотя бы и судим еще не был, пока оправдается. <...>

68-е. В дворянскую родословную книгу в наместничестве внести имя и прозвание всякого дворянина, в той губернии имением недвижимым владеющего, и дворянство свое доказательствами утвердить могущего. <...>

Жалованная грамота городам 1785 г

Подготовка «Жалованной грамоты городам» (полное название «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») началась в 1780 г. При ее подготовке были использованы материалы уложенной комиссии, Цеховой устав, Устав благочиния, Учреждение для управления губернией, шведский Цеховой устав и положение о маклере, прусский Ремесленный устав, законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.

Грамота закрепляла единый сословный статус населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это вполне согласовывалось с идеей создания «среднего рода людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией (с особой системой административного управления и видами занятий населения).

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывалось на трудолюбии и добронравии, являлось наследственной и связана с пользой приносимой мещанством отечеству. Принадлежность к мещанскому сословию не было естественным явлением, как например дворянство. Лишение мещанских прав и привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянства, в жалованной грамоте приводился полный список подобных деяний (например, за совершение некоторых уголовно наказуемых деяний).

Личные права мещан включали право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

Все городское население делилось на 6 категорий:

- «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость:

Записанные в гильдии купцы (1 гильдия – с капиталом от 50 тыс. руб.; 2 гильдия – от 5 до 10 тыс. руб.; 3 гильдия – от 1 до 5 тыс. руб.);

Состоящие в цехах ремесленники;

Иностранные и иногородние купцы;

Иногородние и иностранные купцы;

Именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее 50 тыс. руб., оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

Прочее посадское население.

Купцы 1 и 2 гильдии пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями.

От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Права и обязанности регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».

За городскими жителями, как и за дворянами, признавалось право корпоративной организации. Граждане составляли «общество городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации. Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось:

имущественным цензом – уплата годового налога не менее 50 рублей;

возрастным цензом – не моложе 25 лет.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города). Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган – шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовали по одному представителю от каждой категории. Представительствовал городской голова.

В компетенцию городской думы входило:

Обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния;

Разрешение внутрисословных споров;

Наблюдение за городским строительством.

Судебные дела не входили в ведение городской думы, их решали судебные органы.



Время Екатерины II (1762–1796)

Законодательная деятельность Екатерины II

(продолжение)

Сословия

Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г. , давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло, как мы видели, главных деятелей и в центральные учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников. Таким образом, с 1775 г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии, внизу – в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ.

Такое значение для дворянства имели реформы 1775 г., они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В "Учреждениях для управления губерний", однако, и организация, данная дворянству, и ее влияние на местное управление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. Позднее Екатерина те же факты, ею установленные, а равно и прежние права и преимущества дворян изложила в особой Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Жалованная грамота 1785 г. явилась, таким образом, не новым, по существу, законом о дворянстве, но систематическим изложением ранее существовавших прав и преимуществ дворян с некоторыми, впрочем, прибавлениями. Эти прибавления составляли дальнейшее развитие того, что уже существовало. Главной новостью было признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического лица.

Грамотой 1785 г. завершен был тот процесс сложения и возвышения дворянского сословия, какой мы наблюдали на пространстве всего XVIII в. При Петре Великом дворянин определялся обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости; при Петре III снял с себя служебную повинность и получил некоторые исключительные личные права. Наконец, при Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только равными себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет "офицерского чина". Таковы главнейшие права всякого дворянина. Участие дворянских обществ в местном управлении нам уже известно. Помимо этого участия дворянские общества имели все права юридических лиц и пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел. К таким результатам дворянство пришло к концу XVIII в.; исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление – вот результаты, к каким привела дворянское сословие политика императрицы.

В 1785 г. Екатериной Второй были изданы две жалованные грамоты, одна из которых была посвящена дворянству, а другая-городам. Жалованная грамота дворянству содержала вводный манифест и четыре раздела, которые состояли из 92 статей В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

По Жалованной грамоте дворянству 1785 г. закреплялись:

    личные права:

а) право на дворянское достоинство.

б) право на защиту чести, личности и жизни.

в) телесная неприкосновенность, т.е. дворяне не могли подвергаться телесным наказаниям и пыткам.

г) право на геральдику (герб)

д) освобождение от обязательной государственной службы, которое впервые было утверждено Петром Третьим в Манифесте о вольности дворянству 1762 г. По Манифесту 1762 г. все полученное дворянами как вознаграждение за службу становилось их привилегиями.

2) Имущественные права : полное и неограниченное право собственности, право на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, в т.ч. обладание недрами на помещичьей земле; освобождение от податей и повинностей; право на занятие промышленной и торговой деятельностью.

3) Судебные права:

а) ограничение и ликвидация личных и имущественных прав только по решению суда.

б) осуществление осуждения только равным дворянину сословным судом.

Согласно Жалованной грамоте 1785 г. дворяне имели право на сословное самоуправление. Они были вправе на уездном и губернском уровнях создавать дворянские собрания, которые наделялись определенными политическими правами. Дворяне выбирали своих сословных судей (для уездных судов и верхних земских судов) и даже часть чиновников.

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству в 1785 г. была опубликована и Жалованная грамота городам , которая предоставляла собой кодификацию законодательства о статусе городского населения. Она состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей.

По Жалованной грамоте городам 1785 г . выделялось шесть категорий городского населения:

    «настоящие городские обыватели», которые имели в городе какую-либо недвижимость.

    записанные в гильдии городские купцы, которым предоставлялись дополнительные личные права; освобождение от телесных наказаний, права на владения крупными промышленными и торговыми предприятиями.

    состоявшие в цехах ремесленники, права и обязанности которых определялись во внутрицеховых правилах и «Уставе о цехах»

    иногородние и иностранные купцы.

    именитые граждане города, которые освобождались от телесных наказаний.

    прочее посадское население.

В городах создавались городские думы, в которые входили избранные городской голова и гласные.

В Жалованную грамоту городам 1785 года вошел также специальный Ремесленный Устав;

В городах создавались городские думы, которыми руководили городские головы (городничие).

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Служители цервки находились, как и дворяне, в привилегированном правовом положении (они, в частности, освобождались от телесных наказаний и поземельного сбора)

В среде крестьянства наиболее тяжелым оставалось положение самой многочисленной категории- помещичьих крестьян. С 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Сохранялись такие категории крестьянства, как посессионные крестьяне (с 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать их от крепостной зависимости, что значительно увеличивало производительность их труда) и удельные (дворцовые) крестьяне.

Loading...Loading...