Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П.Чкалова: от триумфа до штопора (специальный репортаж журналистов "ВО")

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)

Борисоглебская учебная авиационная база Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина»

средняя эмблема ВКC России
Годы существования - н. в.
Страна Российская Федерация .
Подчинение ВУНЦ ВВС «ВВА»
Входит в Вооружённых Сил Российской Федерации
Тип Военное учебное заведение
Включает в себя 209-я учебная авиабаза
Функция подготовка лётчиков
ВКС России
Дислокация Борисоглебск
Знаки отличия

Борисоглебская учебная авиационная база Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» - учебный авиационный центр подготовки лётного состава Военно-воздушных сил Российской Федерации , расположенный в Борисоглебске .

Центр является преемником 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота , основанной в городе 1922 году . Одним из первых её выпускников был Валерий Павлович Чкалов . С 1969 года статус училища изменился; оно было переименовано в Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В. П. Чкалова , а с 1990 года - Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава им. В. П. Чкалова . С 1992 года по 1999 год - филиал .

История [ | ]

В 1922 году в Борисоглебске была основана 2-я военная школа лётчиков Красного Воздушного флота для подготовки лётчиков-истребителей, лётчиков-разведчиков и лётчиков-бомбардировщиков. Одним из первых её выпускников был Валерий Павлович Чкалов . В 1933 году решением ЦИК СССР училищу было вручено почётное Красное Знамя. С 28 декабря 1938 года стало именоваться училищем им. В. П. Чкалова.

С 2010 года - Учебный авиационный центр подготовки летного состава фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации им. В. П. Чкалова .

С 2012 года - Борисоглебская учебная авиационная база ВУНЦ ВВС «ВВА» .

В настоящее время укомплектовывается учебными самолётами Як-130 .

Командование [ | ]

Начальники 2-й военной школы летчиков [ | ]

Начальники Борисоглебского ордена Ленина Краснознамённого военного авиационного училища лётчиков им. В. П. Чкалова [ | ]

Начальники Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков им. В. П. Чкалова [ | ]

  • Никонов Анатолий Николаевич 1969-1975
  • Волков Альберт Дмитриевич 1976-1980
  • Михайлов Владимир Сергеевич 1980-1985
  • Морозов Анатолий Иванович 1986-1990

Начальники Борисоглебского учебного авиационного центра подготовки летного состава (УАЦ ПЛС) им. В. П. Чкалова [ | ]

  • Шульгин Владимир Михайлович 1990-1996
  • Стыценков Владислав Григорьевич 1996-1997

Начальники Борисоглебского авиационного гарнизона [ | ]

  • Стрельников Владимир Александрович 1997-2000
  • Кликушин Георгий Петрович 2000 - по настоящее время

Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В.П.Чкалова – гордость советских ВВС.
Училище ведет свою легендарную с 1922 года, когда начальником ГУ Красного Воздушного флота был издан приказ о создании в провинциальном городке Борисоглебске Воронежской области школы для подготовки летчиков. Это учебное заведение стало именоваться 2-й высшей школой КВФ. Первым руководителем Борисоглебской ВШЛ КВФ был назначен В.М.Ремезюк, который незадолго до этого возглавлял авиацию Крыма, а затем командовал отрядом самолетов «Илья Муромец».

В 1923 году приказом руководителей КВФ началось интенсивное формирование летной школы для подготовки специалистов, способных управлять имеющимися в наличии на тот момент воздушными судами.

Первые курсанты школы были размещены в кавалерийских казармах, оставшихся с дореволюционных времен, а самолеты находились в непосредственной близости от кавалерийских манежей. Условия проживания были по-настоящему спартанские: курсанты размещались прямо на полу казарм, в которых отсутствовали нормальные спальные места. Расстелив охапки соломы и накрываясь шинелями, летчики делили казарменные площади с красноармейцами 19-й стрелковой милицейской дивизии.

Первые полеты состоялись в апреле 1923 года, а уже в октябре того же года первая группа курсантов праздновала успешное окончание 2-й ВШЛ.

Многие выпускники первых лет существования Борисоглебской авиашколы впоследствии стали видными военачальниками, были удостоены высоких государственных наград. Среди них выпускник Сергей Кондратьевич Горюнов, который в 1945 году получил звание Героя Советского Союза и был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая звезда». В 1924 году Борисоглебскую ВШЛ окончил Андрей Борисович Юмашев, который в 1937 году получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина за беспримерный перелет на АНТ-25 из СССР в США через Северный полюс. Самолет Андрея Юмашева находился в воздухе 82 часа 17 минут, что стало новым мировым рекордом авиаперелетов.

С пиететом можно рассказывать буквально о каждом выпускнике первых лет существования 2-й ВШЛ, ведь здесь, что ни имя, то настоящая легенда советской авиации, достойная отдельной статьи. Летчики, окончившие Борисоглебскую авиашколу, участвовали в операциях в разных частях света: небо Испании, воздушные бои во время Великой Отечественной, покорение Севера, многочасовые беспосадочные перелеты, Азия, Африка, Южная Америка.

Одним из выдающихся выпускников 2-й ВШЛ КВФ стал Валерий Павлович Чкалов, имя которого приказом наркома обороны Ворошилова было присвоено школе в 1938 году после трагической гибели знаменитого советского летчика.

В 1969 году учебное заведение в Борисоглебске получает новое название, которое принесло ему не меньше славы, чем название 2-й ВШЛ. С тех пор и до начала 90-х учебное заведение именовалось Борисоглебским высшим военным училищем летчиков имени В.П.Чкалова. За очередной этап своей работы училище выпустило новых покорителей небес, среди которых были, в том числе, и выдающиеся летчики-космонавты, ковавшие славу для ВВС, космонавтики и всей страны. Одним из таких выдающихся выпускников БВВАУЛ является летчик-космонавт Олег Новицкий, который 25 октября 2012 года в составе экипажа корабля Союз-ТМА-05М прибыл на борт Международной космической станции.

Представленная история является далеко не полной, но даже эти несколько строк позволяют сделать вывод о том, насколько важным было в течение многих десятилетий Борисоглебское лётное для обороноспособности страны и для формирования престижа самой профессии летчика. Тысяч мальчишек, которые с придыханием произносили имена великих Чкалова, Каманина, Коккинаки, Крюкова, Юмашева сами старались войти в славную плеяду борисоглебских курсантов. Кому-то это с успехом удалось, к кому-то фортуна была менее благосклонной.

Но пришли «лихие» девяностые, и на месте легендарного БВВАУЛ сначала оказался филиал Воронежского военного инженерного авиационного института, а потом и вовсе непонятное заведение, которое имело весьма сомнительный статус в плане подготовки специалистов военных профессий, да и кого здесь готовили - тоже большой вопрос. То, что собиралось буквально по крупицам целыми десятилетиями, превратилось в жалкое зрелище буквально за несколько лет. Училище, выпускниками которого были десятки Героев Советского Союза вдруг стало не нужно никому, ведь в начале 90-х нам объявили, что у страны теперь нет врагов, а потому и летчики ей оказались не нужны.

Сегодня Борисоглебское училище носит длинное название: «Учебный авиационный центр подготовки летного состава фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации им. В.П. Чкалова». Казалось бы, возрождение славного училища понемногу начинается, но глядя на то, сколько еще предстоит сделать, становится понятно, что если рукава не закатать уже сейчас, то уникальное учебное заведение России с 90-летней историей может окончательно превратиться в символ безалаберного отношения к людям, которые призваны стоять на защите интересов страны и ее граждан.

Журналисты издания «Военное обозрение» решили посетить Борисоглебский учебный авиационный центр и своими глазами увидеть состояние легендарного БВВАУЛ сегодня. И увидели, надо признать, без прикрас.

Подходим к главному КПП. Внешне всё выглядит впечатляюще: шлагбаум, антитеррористические заслоны, останавливающие знаки, требование пропуска, которого, надо признать, не оказалось...

Решили, что попасть на территорию не получится, но... Знающие люди подсказали, что если хотим попасть за забор, то вовсе не обязательно иметь пропуск. Для этого имеется альтернативное "КПП", через которое может проходить любой. Такие слова первоначально вызвали удивление, но потом мы поняли, что люди говорят правду. "На заднем дворе" обнаружили узкий коридор, через который вела хорошо протоптанная тропа. Впоследствии узнали, что и сами военнослужащие используют это "КПП" гораздо чаще, чем основные контрольно-пропускные пункты - мороки меньше, и многим ближе...

Открылась картина футбольного поля, изрядно поросшего травой, через которое шли "лисьи" тропы по направлению к двум четырехэтажным зданиям. В этих зданиях некогда вели свой быт сотни борисоглебских курсантов.

Пошли по одной из троп, чтобы поближе рассмотреть, что же казармы представляют собой сегодня. Ожидали увидеть, что в рамках модернизационных мероприятий проводится восстановление казарменных помещений, но, оказалось, что до полноценного восстановления, к сожалению, пока далеко. Лишь несколько кондиционеров и пластиковых окон подтвердили, что здесь иногда бывают люди.

Решили прогуляться по территории в надежде побеседовать с курсантами о том, как проходит обучение в УАЦ, но на территории в несколько десятков квадратных километров не обнаружили ни единого человека в погонах. Лишь однажды на огромной аллее Героев были встречены несколько лиц женского пола, которые, видимо, так же как и мы, попали на территорию через альтернативный "КПП" и спешили в расположенный на территории бывшего БВВАУЛ чудом уцелевший окружной военный госпиталь.

Радовала чистота на аллее Героев, где красовались портреты выдающихся выпускников. По всей вероятности, военнослужащие всеми силами пытаются поддерживать относительный порядок на территории Учебного центра. Однако впечатление о чистоте и ухоженности явно смазалось картиной учебного городка и памятника славным подвигам выпускников училища, которые (городок и памятник) почти полностью взяла в свои-владения матушка-природа. Частый кустарник, прелая листва и следы рук вандалов производил удручающее впечатление.

Если портрету Валерия Чкалова еще повезло, так как он находится в 100 м от главного КПП, то вот многие другие не пощадили охотники за цветными металлами. Сами портреты для вандалов никакого интереса явно не представляют, а вот металлическая обивка панелей, на которых портреты Героев размещались в свое время, - одна из целей посещений училища теми, кому наплевать как на память героев, так и на само училище.

Даже не поленились срезать лопасти винта, стоящего возле памятника воинам, сложившим свои головы во время Великой Отечественной войны. Саму основу, по всей видимости, отвинтить от постамента не смогли.

Да и спортивно-тренировочную площадку охотники за цветметом и даровыми строй-материалами не обошли своим назойливым вниманием.

Пустота на аллеях легендарного училища была пугающей. Складывалось впечатление, что ни госпиталь, ни другие объекты на территории Учебного центра абсолютно не защищены, а внешняя строгость только внешней и остается. Мешки с песком на входе и отверстие для ведения боя, честно говоря, плохо стыкуются с внутренней пустотой Учебного центра и наличие альтернативного входа.

В связи с этим хотелось бы выразить надежду на то, что журналистский репортаж станет поводом для усиления безопасности на территории училища, ведь здесь, как уже было сказано, размещается и военный госпиталь, нуждающийся в серьезной охране.

Не менее противоречивое впечатление произвели два вида учебного центра: вид с фасада и вид с обратной стороны главного здания.

Впечатляющий вид фасада с бюстом В.П.Чкалова на площадке перед Учебным центром:

То же здание на заднем плане фотографии (за зданием, некогда служившем зданием столовой). Как видно, ремонт состоялся только с внешней стороны главного учебного корпуса.

Другое здание на территории Учебного центра, к этапу восстановления которого пока не подошли совсем.

По-хорошему были обрадованы, когда увидели буквально сияющее здание Дома офицеров, но потом оказалось, к офицерам оно имеет весьма отдаленное отношение. Теперь здесь располагается кафе-шашлычная и организация под названием "Централизованная клубная система". Объявление на входе приглашало всех желающих на ярмарку меховых изделий. И здесь офицеров лишили своего дома...

Репортаж на самих журналистов произвел достаточно тягостное впечатление. Гуляя по аллеям учебного заведения, в котором учились Чкалов и Залетин, Каманин и Гусев, Герасимов и Прохоров в душу закрадывалась тоска по тем временам, когда училищный плац буквально гудел пчелиным роем от сотен курсантов, которые в парадных мундирах готовились к получению дипломов, когда в учебных аудиториях боевые генералы рассказывали будущим лейтенантам о том, как важно знание тонкостей ведения воздушного боя, когда бдительный патруль не позволял праздно шататься по территории военного вуза страны.

Откровенно хочется надеяться, что этот тягостный период в истории летного училища Борисоглебска понемногу сам будет отходить в прошлое. Ведь не может же быть так, чтобы на легендарной высшей летной школе страны, подарившей стране целую плеяду великих людей, кто-то поставил жирный крест.

При подготовке исторической части материала использована информация с сайта:
http://www.bvvaul.ru/

Год 1923-й. Первые шаги Советского Союза на геополитической платформе планеты. Безопасность на первом месте. Именно поэтому по приказу командования Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота на Воронежской земле создаётся одна из первых в стране лётных военных школ для специалистов, которые за короткое время должны овладеть навыками управления имеющимися на тот момент воздушными судами.


В это же время в школе появляется курсант, именем которого она и будет названа через некоторое время. Это, если позволите, настоящий Колумб русской авиации Валерий Павлович Чкалов – человек-легенда, профессионал до мозга костей.

Год 2013-й. Воронежская область. Провинциальный 65-тысячный городок – Борисоглебск. Город, который не имеет званий ни города воинской славы, ни чего бы то ни было подобного. Однако это и есть тот город, в котором ровно 90 лет назад начали коваться основы советского военно-воздушного флота. Это именно Борисоглебскую лётную школу на самых истоках своей профессиональной карьеры и окончил легендарный Чкалов, значение имени которого для отечественной авиации сравнимо со значением имени Юрия Гагарина для космонавтики.



Въезд на аэродром "Борисоглебск"

90 лет назад школа начинала свой эпохальный путь под руководством Василия Ремезюка. За годы своего существования школа (а затем и высшее военное авиационное училище лётчиков) выпустилf целую плеяду покорителей небес, среди которых легендарные лётчики-испытатели, лётчики-космонавты, Герои и дважды Герои Советского Союза, лётчики, участвующие в воздушных боях над просторами не только России, но и ряда зарубежных стран. Выпускники Борисоглебской лётной школы (военного училища) выполняли свой долг во времена Великой Отечественной войны, осуществляли беспосадочные перелёты между материками, сражались в небе Афганистана, выполняли свой долг на Кавказе. В.П.Чкалов, В.Г.Рязанов, И.М.Сухомлин, Н.В.Челноков, А.В.Алелюхин, Н.П.Каманин, С.В.Залётин, А.Н.Прохоров. Этот список можно продолжать долго.


29 июня 2013 года Борисоглебская авиашкола (БВВАУЛ), которая после распада СССР пережила годы тотального недофинансирования и откровенной разрухи, отмечает своё 90-летие. Сегодня это не авиашкола и не БВВАУЛ, а Борисоглебская учебно-авиационная база Военно-воздушной академии.



Это большая дата не только для самого Борисоглебска, но и для всей российской военной авиации, которая в исторической ретроспективе связана в легендарными именами первых военных лётчиков Советского Союза, покорявших и покоривших небо.



Воспитанники кадетского корпуса перед открытием торжественной церемонии

На празднование юбилея Борисоглебской авиашколы прибыл главком ВВС России генерал-лейтенант Бондарев, выразивший надежду, что военное училище лётчиков в Борисоглебске будет воссоздано. Виктор Бондарев (кстати, уроженец Воронежской области) вручил действующим офицерам и ветеранам ВВС РФ государственные награды.



Знамёна ВВС РФ перед вручением


Государственные награды перед вручением



Главком ВВС РФ Виктор Бондарев вручает награды

Помимо главкома ВВС на торжества по случаю 90-летнего юбилея Борисоглебской авиашколы прибыл Геннадий Зибров, который в настоящее время является главой Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина. Буквально на днях Геннадий Васильевич (кстати, тоже уроженец земли Воронежской) на основании Указа президента страны получил звание генерал-лейтенанта. Он вручил почётные грамоты, знамёна ВВС и памятные подарки тем, кто сегодня покоряет небо стран и тем, что отдал весь свой труд на благо советской и российской военной авиации.

Трогательным моментом церемонии стало вручение иконы представителю Воронежской и Борисоглебской епархии отцу Василию, который продолжительное время занимается, если так можно выразиться, курированием Борисоглебской авиационной базы со всем её личным составом, возглавляемым полковником А.А.Грунь.


После окончания официальной части гостей праздника ожидало по-настоящему феерическое действо – авиационно-парашютное шоу, которое открывала пилотажная группа «Соколы России». «Соколы» прибыли на аэродром «Борисоглебск» из Липецкого авиацентра, история которого также тесно связана с военным училищем, названным именем Чкалова. Начальник пилотажной группы – генерал-майор Харчевский.



Полёт шестёрки Су-27 пилотажной группы "Соколы России" с выпущенными шасси

Те элементы воздушного спектакля, которые продемонстрировали «Соколы России» сначала на шестёрке, а затем и на четвёрке Су-27 повергли зрителей в настоящий восторг. Каскады фигур высшего пилотажа, среди которых помимо «бочек» и «ножей» были «петли Нестерова», «колокола» и вызывающие особые эмоции «распускающие тюльпаны» с отстрелом салютных залпов – то, что вызывало настоящую гордость за профессионализм отечественных мастеров управления боевой авиацией.



Элемент "тюльпан"



Полёт Су-27 на предельно низкой высоте и скорости

Если где-то и нужно прививать молодому поколению чувство патриотизма, то именно на таких мероприятиях. Причём ничего искусственного – это чувство проникает в душу само, без какого-либо давления, без ненужных слов о поиске национальной идеи. Просто – посмотри в небо, посмотри на то, как работают люди, по-настоящему влюблённые в свою профессию, в профессию, которая для каждого из них стала жизнью.

Имитация воздушного боя двух пар «сушек» в ясном небе Борисоглебска – это особое зрелище, которое, как и все остальные элементы авиашоу, заставили забыть тысячи зрителей об испепеляющей жаре.



Имитация воздушного боя от "Соколов России"

Помимо «Соколов России» своё мастерство показывали представители сборной ВВС РФ по парашютному спорту. Женская тройка продемонстрировала мастерство приземления на так называемый «абсолютный ноль» - крохотный 3-сантиметровый пятачок, на который каждая из спускавшихся парашютисток должна была во время посадки наступить ногой. Ювелирная точность.

Мужская группа парашютистов появилась в небе после прыжка с Ми-8МТВ и распустила в небе флаги (флаг России, флаг ВВС РФ и флаг города Борисоглебска), украсив своё полёт ещё и дымными шлейфами в цветах российского триколора. Гвоздём парашютной программы стал групповой прыжок с предельно низкой высоты – до 200 м с борта вертолёта Ми-8МТВ.

Борисоглебская учебная авиационная база Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» - учебный авиационный центр подготовки лётного состава Военно-воздушных сил Российской Федерации , расположенный в Борисоглебске .

Борисоглебская учебная авиационная база Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина»

средняя эмблема ВКC России
Годы существования - н. в.
Страна Российская Федерация .
Подчинение ВУНЦ ВВС «ВВА»
Входит в Вооружённых Сил Российской Федерации
Тип Военное учебное заведение
Включает в себя 209-я учебная авиабаза
Функция подготовка лётчиков
ВКС России
Дислокация Борисоглебск
Знаки отличия

Центр является преемником 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота , основанной в городе 1922 году . Одним из первых её выпускников был Валерий Павлович Чкалов . С 1969 года статус училища изменился; оно было переименовано в Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В. П. Чкалова , а с 1990 года - Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава им. В. П. Чкалова . С 1992 года по 1999 год - филиал .

История

В 1922 году в Борисоглебске была основана 2-я военная школа лётчиков Красного Воздушного флота для подготовки лётчиков-истребителей, лётчиков-разведчиков и лётчиков-бомбардировщиков. Одним из первых её выпускников был Валерий Павлович Чкалов . В 1933 году решением ЦИК СССР училищу было вручено почётное Красное Знамя. С 28 декабря 1938 года стало именоваться училищем им. В. П. Чкалова.

С 2010 года - Учебный авиационный центр подготовки летного состава фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации им. В. П. Чкалова .

С 2012 года - Борисоглебская учебная авиационная база ВУНЦ ВВС «ВВА» .

В настоящее время укомплектовывается учебными самолётами Як-130 .

Командование

Начальники 2-й военной школы летчиков

  • Ремезюк Василий Маркович 1923-1924
  • Мейер Алексей Петрович 1929-1931
  • Харитонов Георгий Иванович 1931-1932
  • Богослов Иван Ефремович 1937-1938
  • Курдубов Фёдор Григорьевич 1942-1946

Начальники Борисоглебского ордена Ленина Краснознамённого военного авиационного училища лётчиков им. В. П. Чкалова

  • Гайдамака Фёдор Кириллович 1950-1951
  • Анохов Павел Иванович 1951-1953
  • Душутин Николай Иванович 1954-1955
  • Курочкин Алексей Иннокентьевич 1955-1960

Начальники Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков им. В. П. Чкалова

  • Никонов Анатолий Николаевич 1969-1975
  • Волков Альберт Дмитриевич 1976-1980
  • Михайлов Владимир Сергеевич 1980-1985
  • Морозов Анатолий Иванович 1986-1990

Начальники Борисоглебского учебного авиационного центра подготовки летного состава (УАЦ ПЛС) им. В. П. Чкалова

  • Шульгин Владимир Михайлович 1990-1996
  • Стыценков Владислав Григорьевич 1996-1997

Начальники Борисоглебского авиационного гарнизона

  • Стрельников Владимир Александрович 1997-2000
  • Кликушин Георгий Петрович 2000 - по настоящее время
Loading...Loading...