Конституционно-правовые основы социальной работы в российской федерации. Правовые основы социальной работы с семьёй

В 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.» Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.

Другим значительным нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей.

Также большое значение в социальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи ей.

Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.

Другим таким актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального сиротства.

Также существует федеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 - 2000 годы». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необхоСергеях условий для ее эффективного функционирования.»

В настоящее время происходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования.»

Одной из приоритетных задач является создание и укрепление специализированных учреждений, которые оказывают помощь семье, детям, подросткам.

Социальная политика государства предоставляет собой деятельность по управлению сферой общественных отношений, которая призвана сохранять социальную безопасность и стабильность, а также обеспечивать воспроизводство новых поколений, поступательное развитие общества, достойную жизнь граждан. По мнению В.В. Клокова, социальная работа является структурообразующим элементом социальной политики наряду с социальным обеспечением, социальной помощью и социальной защиты.

Государственная семейная политика является одним из направлений социальной политики и представляет собой систему комплексной деятельности, направленную на защиту прав и интересов семьи. Реализация семейной политики предполагает осуществление практических мер по представлению семьям социальных гарантий с целью улучшения благосостояния и обеспечения нормального функционирования семьи в интересах государства. От того, как властные структуры формируют политику в отношении семьи, зависит стабильность этого социального института, а значит, и общества в целом.

В нашей стране правовое регулирование отношений между обществом и семьей осуществляется на основе Конституции РФ (нынешняя редакция принята 12 декабря 1993г.), Семейного кодекса РФ, а также ряда федеральных законов - « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Следует отметить, что отдельные статьи, касающиеся правового обеспечения государственной семейной политики, имеются также в Гражданском кодексе РФ (1994), Трудовом кодексе РФ (2001), Уголовном кодексе РФ (1996), Уголовно- исполнительном кодексе РФ(1997), Жилищном кодексе РФ(2004).

Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции, является социальным государством. Это означает, что приоритетом в деятельности органов власти и их основной целью должно являться обеспечение условий для свободного развития и достойной жизни граждан. Чтобы приблизится к этой цели, начиная с 90-х гг. государство предприняло ряд шагов по обновлению законодательной базы в области социальной политики и оптимизации деятельности системы социальной помощи семье и детям. При государственной поддержке стали активно развиваться сети учреждений социального обслуживания населения нового типа, основанных на комплексном подходе.

Важным этапом в становлении концепции социальной политики в нашей стране стало издание Указа Президента Российской Федерации № 712 « Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г.). Главной целью органов власти и негосударственных организаций, реализующих семейную политику, согласно данному документу, является создание условий для реализации семьей ее основных функций.

Указом были определены четыре основных направления семейной политики:

  • - обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи (поддержка экономической и жизнеохранительной функций) ;
  • - обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (поддержка репродуктивной, экономической, воспитательной, психологической функций);
  • - кардинальное улучшение охраны здоровья семьи (поддержка репродуктивной, жизнеохранительной, психологической функций);
  • - усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной, психологической функций).

В последнее десятилетие возникли новые тенденции в социальной политике государства, связанные с необходимостью решения серьезных проблем, связанных с защитой семьи и детей. В период с 1992 по 2003 г. был принят ряд документов, определяющих основные ориентиры в организации социальной работы с семьей и детьми. Рассмотрим важнейшие из них.

В июне 1992 г. был принят Указ Президента Российской Федерации « О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.». Данным указом органам исполнительной власти субъектов Федерации было предписано содействовать развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям. Правительство Российской Федерации разработало и утвердило список таких организаций, а также перечень бесплатных услуг, которые они обязаны предоставлять семьям и детям. По всей стране были открыты центры помощи семье, психолого-педагогические консультации, центры реабилитации детей - инвалидов, социальные гостиницы для детей и ряд других учреждений.

Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. « О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» определил круг учреждений, ответственных за государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди них были названы комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, а также специализированные службы органов социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Указ послужил основой для формирования новых подходов государственных органов к профилактике социального сиротства и подростковой преступности. Правительству предписывалось образовать совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления специализированные учреждения (службы) по социальной реабилитации несовершеннолетних, а также специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для малолетних правонарушителей. В результате была определена система мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, сформирована нормативно-правовая база деятельности специализированных социально-реабилитационных учреждений. Одним из значимых изменений в работе с безнадзорными детьми, совершившими общественно опасные деяния, стала реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные центры временной изоляции, являющиеся первым звеном системы социальной реабилитации несовершеннолетних.

Решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, утвержденным 7 июля 1998 г., была принята Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а уже через год, 24 июня 1999 г., вступил в силу Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые в настоящее время определяет основные направления деятельности и меру ответственности федеральных министерств и ведомств, а также субъектов РФ в данном направлении социальной профилактики.

Федеральный закон № 195 « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. устанавливает нормы правового регулирования в области социального обслуживания семьи и детей. Согласно данному Закону социальные службы - это « предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица». Социальное обслуживание населения этим же Законом определяется как « деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Данный документ юридически закрепляет право семьи на получение социальных услуг как в специализированных учреждениях, так и в домашних условиях; определяет вопросы организации социального обслуживания, перечень учреждений и порядок их создания, деятельности, финансирования; закрепляет полномочия органов государственной власти в области социального обслуживания.

Нормативно - правовая база в области социальной защиты детей - сирот развивалось в последнее десятилетие особенно динамично. Ее основу составляет ряд статей Семейного кодекса РФ, в частности статья 54 главы 11, гарантирующие следующие права ребенка: жить и воспитываться в семье; воспитываться с учетом обеспечения его интересов, всестороннего развития, уважения человеческого достоинства. Эта же статья определяет ответственность органов опеки и попечительства за судьбу ребенка в случае утраты им возможности воспитываться в родной семье. Статьи 69, 70 и 77 касаются содержательного (причины, основания) и процедурного аспектов лишения родительских прав. В статьях 124 - 144 главы 19 устанавливается порядок усыновления детей - сирот. В главе 20 определены основные положения опеки и попечительства над детьми, в статьях 151 - 155 главы 21 зафиксированы правила передачи ребенка в приемную семью.

В дополнение к перечисленным главам и статьям Семейного кодекса в период с 1996 по 2002 г. были приняты следующие нормативно - правовые документы.

Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 « О приемной семье», определявшее, в частности, ответственность административных учреждений, передающих на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, за достоверность сведений, предоставляемых о нем приемной семье, а также регулирующее имущественные и наследственные отношения между приемными родителями и ребенком.

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 « Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации». В документе устанавливается правовая норма ежегодного обследования условий жизни усыновленного ребенка в течение, как минимум, трех лет после усыновления с учетом таких критериев, как состояние здоровья, обучение, эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания, внешний вид взаимоотношения в семье.

Постановление правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 « Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. № 25 « Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», закреплявшее право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп.

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 « О детском доме семейного типа». Документ определяет принципы организации детского дома семейного типа, в частности число детей, которых можно взять на воспитание (не менее 5 и не более 10,общее число детей в семье, включая родных, не должно превышать 12 человек), и его основные задачи - создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

В региональной семейной политике перспективы развития в современной России связаны не только с законотворческой деятельностью на федеральном уровне, но и с активностью властных структур субъектов Федерации. Меры по поддержке семьи на этом уровне, как правило, представлены региональными законами и региональными целевыми программами и в основном касаются социальной защиты населения и адресной социальной помощи. При этом целостные системы нормативно - правового регулирования, предполагающие определение региональных целей, приоритетов, конкретных механизмов реализации семейной политики с учетом местной специфики, особенностей социально - экономического и демографического развития регионов, их финансовых и иных ресурсных возможностей, в субъектах Федерации не сформированы. В значительной степени это обусловлено незавершенностью нормативно - правовой базы социальной политики на федеральном уровне, а также отсутствием координации между властными структурами в центре и в регионах. Анализирую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в подавляющем большинстве краев и областей России, Е.И. Холостова отмечает, что административные решения принимаются « без научного обоснования, на интуитивном уровне их понимания. Проблемы семейной политики не проработаны методологически, недостаточно используются технологии анализа положения семьи, состояния семейной политики, разработки целевых программ в интересах семьи». При этом именно программный метод, отличающийся от законодательного оформления мобильностью и гибкостью, должен стать приоритетным в региональной семейной политике. Особое внимание в субъектах Федерации, с точки зрения Е.И. Холостовой, целесообразно уделять внедрению целевых, комплексных программ региональной семейной политики, включающих меры по улучшению демографической ситуации, социализации детей, профилактике семейного неблагополучия, социальных болезней, детской беспризорности и безнадзорности, пропаганде здорового образа жизни.

Тем не менее в ряде регионов заметны позитивные тенденции в области социальной поддержки семьи и детей. Так, во исполнение Федерального закона « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», начиная с 1995 г. и по сегодняшний момент, на территории России было открыто более 12 тыс. учреждений, предоставляющих услуги населению. При этом особенно активно развиваются на местах центры социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. Большинство из этих центров являются многопрофильными и предоставляют гражданам разнообразные услуги - социально- медицинские, психолого - педагогические, социально - реабилитационные, хозяйственно - бытовые и пр. Региональные сети социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения включают в себя следующие учреждения:

  • - территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • - социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • - реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • - социальные приюты для детей и подростков;
  • - центры психолого- педагогической помощи населению;
  • - центры экстренной психологической помощи по телефону.

Не менее динамично формируются аналогичные региональные сети в системе образования, включающие службы социально - психологической, психолого - педагогической, психолого - медико - социальной помощи семье и детям.

Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции (Основном законе) Российской Федерации и конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.

Конституция Российской Федерации наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы регулирующие общественные отношения. Особую значимость для организации и осуществления социальной работы имеет ст.7 Конституции", согласно которой Российская Федерация провозглашается социальным государство.

Социальным принято называть государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости для обеспечения каждому гражданину достойного существования, стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и распределению жизненных тягот.

Социальный характер государства предполагает обеспечение каждому гражданину достойного его прожиточного минимума. Для этого каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Если такая возможность по разным причинам оказывается нереализованной и жизненно важные потребности не могут быть удовлетворены надлежащим образом, тогда государство оказывает помощь. В этой связи социальное государство, как правило, предусматривает право на труд. Однако в Конституции Российской Федерации (ст.37) содержится лишь право "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию". На наш взгляд, эта размытость формулировки несколько сглаживается наличием в этой же статье положения о праве на защиту от безработицы.

В Конституции Российской Федерации закреплены права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; право на защиту от безработицы; на отдых; охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; на социальное обеспечение; на образование; государственную защиту семьи. Укрепление социального потенциала семьи, усиление ее активности во всех сферах общественной жизни, укрепление брачно-семейных отношений - все это имеет самое непосредственное отношение как к социальному развитию страны в целом, так и к организации и содержанию социальной работы в частности. Семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой общества и государства и в правовом, и в социальном плане. Вот почему в случаях, когда возможность удовлетворения насущных, жизненно необходимых потребностей превышает силы людей, государство несет ответственность за доступность для таких семей жизненных благ (продовольствие, жилье и др.) и оказывает им социальную помощь.

Одна из важнейших задач социального государства - обеспечение в обществе социального равенства его членов, которое относится к важнейшим благам общественной жизни, важнейшим демократическим признакам общественного строя.

Известно, что по своей природе люди не могут быть равными: одни физически или духовно сильные, другие слабее, одни старше, другие моложе и т.д. Однако социальное равенство как одно из важнейших проявлений справедливости общественного строя вполне достижимо путем установления равенства общественного положения личности, которое определяется ее правами, свободами и обязанностями, закрепленными в нормах морали, правилах общежития, правовых актах.

Права, свободы и обязанности, закрепленные в нормах права, обеспечиваются не только силой общественного мнения, общественным действием, но и силой принуждения правоохранительных органов государства. В целом же права, свободы и обязанности граждан регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти или другими компетентными органами. Основные права, свободы и обязанности находят закрепление в Конституции государства.

Административное, гражданское, уголовное и другие отрасли законодательства также регулируют права, свободы и обязанности граждан, конкретизируют их, дополняют, но не могут противоречить конституционным нормам.

Непосредственным выражением социального равенства личности, ее общественного положения является идентичность правового статуса граждан. Правовой статус - это правовое положение личности в обществе, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина, установленных Конституцией и другими законами государства. Граждане Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Правовой статус гражданина России проявляется посредством равных для всех граждан субъективных прав и юридических обязанностей, установленных Конституцией и другими законами.

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения правомочного лица.

Юридическая обязанность - это вид и мера должного поведения обязанного лица. Соотношение субъективных прав и обязанностей личности образует юридическую меру ее свободы. Права и обязанности не могут противопоставляться, так как свобода невозможна без ограничений. Свобода одной личности ограничивается свободой другой личности, поэтому общественная жизнь предполагает всегда единство и сочетание прав и обязанностей граждан.

Правовой статус человека определяется его гражданством, возможностью оказывать влияние на решение государственных участвовать в осуществлении государственной власти, защищать и отстаивать свои интересы.

Гражданство - это устойчивая постоянная правовая связь лица с определенным государством. Порядок приобретения гражданства и его основания определяются российским законодательством. Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами.

Субъективные права граждан могут использоваться ими в раз личных сферах общественной жизни. Однако их использование зависит от специфики общественной жизни. Как известно, право регулирует общественные отношения, отношения между людьми, между личностью и предприятиями, учреждениями, организациями, между коллективами. Но право не регулирует отношения между человеком и вещью, фауной, флорой. Оно регулирует лишь отношения по поводу вещи или других материальных и нематериальных благ. Субъективное право свидетельствует о праве человека владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему материальным (экономическим) и нематериальным (духовным) благом.

Правовой статус гражданина Российской Федерации предусматривает равные для всех граждан субъективные права и обязанности (юридические), которые закреплены Конституцией Российской Федерации:

личные права и свободы;

политические права и свободы;

социально-экономические права и свободы человека и гражданина;

основные обязанности граждан.

Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения всеми гражданами своих обязанностей. Поэтому, наделяя граждан широким кругом прав и свобод, Конституция возлагает на них определенные обязанности - важный компонент содержания правового статуса гражданина: во-первых, конституционные обязанности, обеспечивающие развитие экономической основы общества (добросовестно трудиться в избранной области общественно полезной деятельности и соблюдать трудовую дисциплину; бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному, и растительному миру и др.); во-вторых, обязанности, способствующие укреплению государственного строя, обороноспособности страны (оберегать интересы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Отечество); в-третьих, обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества (заботиться о сохранении исторических, и других культурных ценностей); в-четвертых, обязанности общегражданского характера (соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, уважение правил общежития, прав и законных интересов других лиц, национального достоинства других граждан; с достоинством нести звание гражданина Российской Федерации, всемирно содействовать охране общественного порядка, укреплять дружбу наций и народностей, заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезной деятельности, растить достойных граждан своего Отечества).

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами. При этом следует учитывать, что в правовой статус входит конституционное право граждан на защиту своих субъективных прав и законных интересов, в реализации которого важную роль играют специалисты социальной работы. Конституция Российской Федерации закрепляет, с одной стороны, право граждан на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество, а с другой стороны, обязывает все государственные органы, общественные организации и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы граждан. Но специалисты в области социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях. Последние демонстрируют различные фактические правовые связи людей при равенстве социальных и правовых возможностей, поскольку всегда индивидуализированы, персонифицированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией.

Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, женщина обычно физически слабее мужчины, она больше времени занята воспитанием детей в семье, ведением домашнего хозяйства; инвалид или больной человек имеет ограниченные возможности в реализации своих сил и способностей по сравнению со здоровым человеком и т.д. Вот почему Основной закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.

Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими или освобождения от определенных обязанностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнству и детству и многие другие. Использование гражданами своих прав является мощным стимулятором трудовой и общественно-политической активности, показателем гражданской зрелости личности и условием стабильности общественного развития. Поэтому органы государственного управления, органы социальной защиты населения прежде всего должны быть максимально заинтересованы в реальном осуществлении и наполнении прав и свобод граждан материальным и организационно-технологическим содержанием, их гарантированности. Укрепление гарантий прав и свобод граждан во многом обусловлено четкостью функционирования социальных служб, вкладом каждого социального работника в выполнение своего гражданского и профессионального долга.

Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав или льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан.

Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции. Во-первых, они могут быть средством достижения социального равенства в обществе. Именно в этом заключается смысл льгот многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам. Во-вторых, они могут быть способом поощрения граждан за особые услуги перед государством и обществом - например, льготы рабочим и служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для семей погибших военнослужащих, для воинов-интернационалистов. В-третьих, льготы могут быть установлены как компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества: льготы, устанавливаемые шахтерам, металлургам, железнодорожникам, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, льготы для военнослужащих, лиц, уволенных с воинской службы, их семей и др. В-четвертых, льготы могут быть средством стимулирования видов деятельности, в которых заинтересовано общество и государство: льготы для совмещающих работу с обучением и др.

Глубокое изучение и прочные знания нормативно-правовых актов по вопросам социального развития, социальной защиты населения - непременное условие юридически грамотного осуществления социальной работы по полноценной реализации личных прав граждан. С расширением в обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией Российской Федерации конкретизируются в федеральных законах, актах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях министерств и ведомств, актах местных органов власти. Только за последние годы принят целый ряд законов, имеющих основополагающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности социальных служб и других учреждений социальной защиты населения. Например, значительно укрепил правовую основу социальной работы Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 г.).

Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы. Одним из направлений государственно-правовой поддержки социальной работы является совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения.

В Законе Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации* (1995 г.) даны основные понятия, определяющие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. Она определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуги материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К социальным службам отнесены предприятия, учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Важное значение имеет определение Законом понятия "трудная жизненная ситуация", поскольку оно является основополагающим для оказания социальных услуг. Закон подчеркивает, что это такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченость, безработица, отсутствие определенного места жительства и т.п.) и которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Законом определяется, что в зависимости от форм собственности социальные службы относятся к государственным, муниципальным или службам иных форм собственности. Важным является положение о том, что государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

В ст.5 Закона закреплены принципы социального обслуживания:

адресность - оказание социальных услуг не по принципу отношения к отдельным группам населения, а по принципу нуждаемости конкретного клиента;:

доступность - услуги должны быть максимально приближены к клиентам территориально и быть в необходимом ассортименте;

добровольность - услуги не могут оказываться вопреки воли гражданина за исключением случаев, когда речь идет об угрозе жизни и безопасности, прежде всего детей, пожилых и инвалидов;

гуманность - человек в трудной ситуации прежде всего нуждается в заботливом, внимательном отношении к себе;

приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

конфиденциальность - неразглашение тайны клиента, бережное отношение к его чувствам;

профилактическая направленность - помощь должна быть оказана не только в то время, когда человек уже попал в трудное положение, но она должна способствовать недопущению такого положения.

Закон обязывает осуществлять социальное обслуживание в соответствии с государственными стандартами, определяющими основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Стандарты утверждаются Правительством России и являются обязательным для социальных служб всех форм собственности.

Важнейшее положение Закона - установление права граждан на социальное обслуживание в государственной системе служб по основным видам, определяемым законом: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация временного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и гражданам с асоциальным поведением.

В соответствии с Законом социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Определены общие основания для бесплатного обслуживания: неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью при условии отсутствия у обслуживаемого родственников и его малообеспеченности; ситуации, порожденные безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, вооруженными и межэтническими конфликтами.

Бесплатные услуги оказываются также несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе определять дополнительные основания для оказания социальных услуг. Статья 17 Закона определяет перечень учреждений социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется: комплексные центры, центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, центры социально-педагогической помощи, дома ночного пребывания, стационарные учреждения социального обслуживания и др. Закон устанавливает, что деятельность негосударственных и немуниципальных социальных служб подлежит лицензированию в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. В Законе определены порядок управления социальными службами, дается разграничение полномочий федеральных органов и органов власти субъектов Федерации в области социального обслуживания населения.

Важное значение имеет раздел Закона, определяющий ресурсное обеспечение социальных служб. В частности, указывается, что данные службы в порядке, установленном законодательством, обеспечиваются земельными участками, имуществом, а их финансирование осуществляется из средств федерального бюджета, государственных - из бюджета субъекта Федерации; муниципальных - из местного бюджета, иных форм собственности - из источников, предусмотренных учредительными документами. Закон разрешает в качестве дополнительных источников привлекать средства, поступающие от целевых социальных фондов, кредиты банков и других кредиторов, доходов от предпринимательской деятельности самих учреждений (она должна осуществляться только в соответствии с уставными целями), от ценных бумаг, плату за социальные услуги, благотворительные взносы и т.п.

В Законе подчеркивается, что льготы и гарантии социальным работникам, устанавливают федеральные органы государственной власти и субъектов Российской Федерации. Наряду с этим подтверждается, что медицинские работники государственных служб, непосредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами в порядке и на условиях, предусмотренных для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения. На сотрудников государственных социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются льготы, предоставляемые законодательством педагогическим кадрам образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся на попечении родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

Гарантии и льготы работникам социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно.

Закон устанавливает ответственность за его нарушение, порядок обжалования действий (бездействия) социальных служб в органах государственной власти, местного самоуправления или через суд. Важное значение для совершенствования социального обслуживания имеет Закон Российской Федерации "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.).

В Законе определены формы социального обслуживания:

социальное обслуживание на дому;

полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

срочное социальное обслуживание;

социально-консультативная помощь;

Закон определяет права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, меры по организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в государственном, муниципальном и негосударственных секторах социального обслуживания.

Впервые в Законе Российской Федерации регламентируются вопросы профессиональной деятельности в сфере социального обслуживания.

Социально-правовой основой для развертывания разносторонней социальной работы с инвалидами стал Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.). В нем определяются понятия "инвалид", "ограничение жизнедеятельности", "социальная защита инвалидов", "реабилитация инвалидов", "обеспечение жизнедеятельности инвалидов". Правительством России была продолжена работа по организационному нормативному обеспечению реализации норм Закона. Так, в распоряжении Правительства от 19 февраля 1996 г. "О координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов" впервые говорится о создании организационного механизма действия важнейших норм Закона.

Большой вклад в нормативно-правовое регулирование социальной работы с инвалидами внесли субъекты Российской Федерации, органы власти на местах. Так, правительством Москвы были внесены изменения в Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и Московский городской фонд общественного медицинского страхования. Решено, в частности, освободить от уплаты взносов на обязательное медицинское страхование с 1 февраля 1996 г. общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей, Проведена большая работа по нормативно-правовому регулированию социальной работы с семьей и детьми. Была принята декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, 13 апреля 1992 г. принимается Закон "О дополнительных мерах по охране материнства и детства", в мае 1992 г. - Указ Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в декабре 1993 г. - Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышение их размеров". В целях координации действий различных субъектов по оказанию помощи семье и детям Правительство Российской Федерации приняло в январе 1996 г. постановление "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1996-1997 гг.". Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Однако еще много жизненно важных проблем в социальной сфере нуждается в правовых нормативных актах, обеспечивающих эффективные организационные и финансовые меры.

Таким образом, Конституция как Основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты личности, ее интересов не срабатывают. Только юридически компетентный социальный работник может надежно защищать права и законные интересы человека.

составная часть социальной политики, легализация работы в социальной
сфере через законодательные и нормативные докуметы; составляющая
комплекса профессиональноориентированных дисциплин подготовки
социальных работников. Под термином «правовые основы социальной
работы» подразумеваются, прежде всего: ­ государственная политика
Таджикистана относительно социальной работы и социальной защиты; ­
особенности построения и функционирования системы социальноправовой
защиты личности на разных уровнях; ­ сущность деятельности социального
работника в сфере социальноправовой защиты личности; ­ методы
социально­правовой защиты личности; ­ приоритетные направления защиты
прав граждан, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах.
Действующее законодательство Таджикистана раскрывает механизмы и
формы защиты прав клиентов разных категорий (см.: права человека). В
современной Конституции Таджикистана представлены личные,
политические, социально­экономические, культурные и обязанности,
которые тесно связаны с правами и свободами права. Эти права отражены в
Законах РТ, как Закон республики Таджикистан «О социальном
обслуживании» (5 января 2008 года), Семейный кодекс республики
Таджикистан. Правовые основы социальной работы как учебный предмет
имеет целью изучение: ­ правовое обеспечение деятельности социального
работника в системе социально­правовой защиты личности; ­
характеристики реализации государственной политики Таджикистана в
отношении граждан, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах и
нуждающихся в помощи социального работника; ­ выявления теоретико­
методологической и организационнотехнологической основы социально­
правовой защиты личности. В сфере права социальный работник должен
знать: основы теории права, правового регулирования и правового
воспитания личности в контексте социальной работы; международные
Конвенции и отечественные законодательные акты в отношении прав
ребенка. Социальный работник должен уметь: проводить анализ
функционирования системы обеспечения прав детей, молодежи и семей с
детьми на разных уровнях; использовать положения нормативных
документов в сфере защиты прав клиентов; овладеть привычками
организации социальноправовой деятельности в разных социальных
институтах и разновидности юридических услуг – предоставление
консультаций по вопросам действующего законодательства; оказывать
помощь клиентам в оформлении необходимых юридических документов;
предоставлять адвокатские услуги несовершеннолетним; защищать
интересы детей и молодежи относительно их имущественных прав.
Правовая компетентность социального работника ­ важнейшая

интегративная характеристика личности (см. правовая компетентность
социального работника).

вопрос номер 16. Сущность социальной работы в России.
С конца 80­х гг. в России происходят значительные политические,
экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы
социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры,
трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается
свойственная уходящему обществу система ценностей. В морально­
психологическом плане содержанием подобных процессов являются атмосфера
нетерпимости и конфронтации, неуважение к закону, рост преступности и
насилия. Возможно, никогда прежде описанное Э. Дюркгеймом состояние
аномии, т.е. безнормативности, кризиса морально­этических норм, крушения
прежних ценностей, на смену которым еще не пришли новые, не проявлялось
столь остро. Социальное развитие принимает деформированные формы,
вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной
экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов. И
теоретически, и практически преобразования систем такого масштаба,
включающие экономику, политику, социальные отношения, менталитет
общества, требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного
анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств
их преодоления.
Поверхностный подход к возможным трансформациям, социально­
политическое реагирование на уровне «здравого смысла», когда
рассматривают только одну сторону проблемы, один аспект явления
действительности, не принимая в расчет всей сложности их системных
связей, зависимостей и опосредований, не моделируя прогнозов последствий
того или иного вмешательства, к сожалению, неоднократно демонстрировали
в лучшем случае - достижение (наряду с поставленной целью) также и
нежелательных, побочных результатов, а в худшем случае - получение
результатов, противоположных намеченной цели.
Сложное сплетение различных сторон действительности обусловливает
поликаузальность социальных проблем общества. Это, в свою очередь,
предопределяет множественность социальных технологий и методик,
которые­ призваны разрешать эти проблемы. Характер и состояние
различных параметров социальной сферы, уровень ее развития зависят от

многих обстоятельств, и попытка редуцировать все к немногим избранным
факторам, «удобным» по той или иной причине, может привести к
серьезным просчетам при разработке и реализации социальных программ.
Среди упомянутых обстоятельств следует отметить:
состояние производительных сил, их потенциальную и актуальную
наукоемкость, способность воспринять и использовать достижения научно­
технологической революции;
социально­экономическую модель общества;
социальную стратификацию общества и уровень реализации интересов
различных групп в политической структуре;
зрелость духовной культуры общества.
Механизмом, при посредстве которого должны осуществляться в основном
изменения в обществе, является социальная политика государства,
обусловливающая реализацию объективных возможностей экономического,
политического и духовного потенциала общества.
Опыт социальной политики, проводившейся при Советской власти, а также
итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в
настоящее время разрабатывать концепции социальной политики,
решительно отвергающей «валовой» подход, оказание всеобщей,
безадресной помощи. Причина этого - не только экономические трудности
государства, неспособного обеспечивать «сплошную» социальную
поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание
роли индивидуальной ответственности, инициативы. Приоритетными
объектами социальной поддержки считаются малообеспеченные и социально
уязвимые слои населения, которые столкнулись с реальной угрозой
экономической и социальной деградации, - инвалиды, пенсионеры,
многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы
более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и
самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей
этих групп населения, личностный характер помощи. Такой подход получает
правовое обеспечение в Российской Федерации и ее субъектах в виде

федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и других
нормативных актов.
Одна из ведущих форм социально­политического, организационно­
управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию,
инструмент осуществления социальной политики - профессиональная
социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям,
попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством определения их
проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой
натуральной, финансовой, социально­бытовой помощи, педагогической и
психологической поддержки, стимулирующей собственные силы
нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении
собственных проблемных ситуаций.
Сущность социальной работы - оказание помощи индивидам и различным
группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные
права весьма многогранны и обеспечивают социальное функционирование
личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа,
весьма обширны и разнообразны; более того, в конкретной социальной
ситуации пересекаются различные виды и типы социальных проблем.
Прежде всего объектом социальной работы являются не только отдельные
лица, но и их группы - семьи, трудовые и соседские коллективы,
молодежные или профессиональные группы, объединения лиц,
испытывающих сходные трудности. Поэтому каждое действие социального
работника, каждая применяемая им технология или методика обязательно
должны сочетать индивидуальные и групповые методы: разрешение проблем
отношений детей и родителей или межсупружеских отношений,
коммуникативных трудностей сотрудников какого­либо предприятия,
межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения
личности людей, вовлеченных в конфликт. Личностные изменения тех, кто
обратился за помощью, также невозможны без переструктурирования
социальных связей их ближайшего социального окружения.
В связи с этим анализ проблем социальной работы на первом этапе выявляет
их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе пирамида
причинно­следственных связей и опосредований может включать в себя все

уровни - от индивида до общечеловеческого или планетарного масштаба
(неоспоримо, например, что одной из причин голода и бедности являются
глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов),
однако, учитывая это, социальный работник при анализе положения клиента,
выборе конкретных технологий помощи ему должен рассматривать в первую
очередь проблемы и причины оперативного характера, на которые он в
состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или
улучшить социальную ситуацию клиента.
Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера
осуществления власти. Социальная работа, по определению, свойственна
демократическому обществу и социальному государству. Однако ни
демократия, ни социальность не являются стабильными константами.
Политическая декларация или даже юридическая фиксация
демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией.
Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения
непосредственно влияет на социальную активность людей. Неудачные
структуры власти, когда­то соответствующие потребностям времени, а
потом безнадежно устаревшие, могут сделать неэффективной социальную
политику, даже если ее предпосылки были вполне успешными. Наконец,
личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на
содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений,
на восприятие этой деятельности со стороны населения.
Важную роль в современной действительности играют социально­
экологические проблемы, причем их значимость определяется не только
негативными последствиями неконтролируемого, экстенсивного развития
техногенных процессов - техногенными катастрофами, загрязнением
природы и снижением стандартов окружающей среды. Масштабы даже
повседневного, некатастрофического антропогенного воздействия на
различные системы нашей планеты сегодня превышают способности Земли к
самовосстановлению. Любой акт человеческой деятельности, даже если
будет основан на современнейшей технологии, неизбежно влечет за собой
тепловое загрязнение атмосферы. В то же время остановить техногенное
воздействие человека на природу невозможно. Социально­экологическое
содержание в той или иной мере присуще всем социальным технологиям и
методикам, причем мера его выраженности зависит не только от конкретных

условий их осуществления, но и от уровня развития общечеловеческой и
экологической культуры людей.
Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет
характер социально­экономических проблем, причем значение это
многопланово. Во­первых, количество финансовых средств, которые
общество и государство способны выделить для решения тех или иных
социальных вопросов, зависит не в последнюю очередь от состояния
экономики. Во­вторых, немалое количество проблем в обществе имеет
природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными.
В­третьих, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе
невозможно без разрешения социальных проблем: трудность проведения
реформ в России не в последнюю очередь объясняется тем, что большинство
населения утратили в ходе этих реформ свой социальный и имущественный
статус, т.е. их положение ухудшилось. Вместе с тем без роста
образованности, физического и социального здоровья, социальной
компетентности и политической грамотности населения невозможно
развивать новые, высокотехнологичные виды деятельности, реализовывать
многообещающие социальные технологии.
Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С
одной стороны, все более парциальная система общества, учитывающая все
более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных
слоев и групп, является атрибутом демократическою и социального
развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если
не всех, то хотя бы максимального числа интересов и предпочтений.
Общество находит возможность институциализации и признания взглядов
меньшинства в рамках субкультуры, уже не стремясь подогнать всех
индивидов под один ранжир. С другой стороны, социальная
дифференциация, наделяющая одни группы общества богатством, властью и
информацией и оттесняющая другую часть населения от этих важнейших
источников социальных ресурсов не только на грань бедности, но иногда и за
грань физиологического выживания (причем причины такой
дифференциации ни объективно, ни субъективно не оправданы), не может
служить залогом социальной стабильности. В современном обществе, с его
преимущественно ненасильственными способами социального управления и
регулирования, социальные различия могут существовать только на. основе

общественного согласия, когда они признаются приемлемым большинством
населения, Резкое упрощение социальной структуры, в которой маленькому
слою (6-10% населения) сверхбогатых противостоит остальная масса -
малоимущих, неимущих и бедных, - придает уязвимость социальной
системе.
Специфический комплекс социальных проблем составляют поведенческие
проблемы. При анализе девиантного поведения индивидов или групп
привычно выделяют категории алкоголиков, наркоманов, преступников,
проституток и т.д. Но понятие девиации несколько шире. Чтобы определить
отклонение, необходимо в первую очередь конкретизировать понятие нормы,
того обшесоциального нравственно­поведенческого, ценностно­
регулирующего ядра, от которого и «отклоняются» носители девиантного
поведения. В процессе такого анализа выясняется, что проблема
определения нормы чрезвычайно сложна, исторически изменчива и
социально конкретна. Девиантное поведение (и социальный работник при
анализе ситуации должен иметь это в виду) может быть либо проявлением
асоциальности или даже антисоциальности, либо вариантом поискового,
эвристического поведения, которое в недалеком будущем может стать
нормой для большинства.
По мере развития в мире информационной революции все большее значение
приобретают социальные проблемы доступа к информации,
коммуникационного обеспечения жизнедеятельности. Мнение о том, что
информация - это власть, причем одна из самых эффективных, стало
формироваться в начале XX в., с появлением технических средств массовой
информации (СМИ). Теоретический анализ механизмов поведения толпы
(проведенный Г. Лебоном) совпал с художественным осмыслением этого
процесса1; в период, когда средствами массовой коммуникации были лишь
грампластинки и весьма примитивное радио, проницательные мыслители уже
предвидели огромное воздействие СМИ на массы и их огромную опасность,
обусловленную возможностью манипулировать людьми.
Оставив в стороне политические технологии, невозможные без
использования СМИ, отметим, что в социальной сфере информационные
процессы также имеют большое значение. Недаром масштабные (в рамках
целых стран) социальные проекты, направленные на стабилизацию

социально­экономической обстановки в некоторых государствах, известных
прежде крайней нестабильностью, обязательно включали в себя
выравнивание социального неравенства и обеспечение максимально
широкого доступа к информации (как к ее получению, так и
распространению собственных мнений и взглядов) максимально широких
слоев населения. Доступ к информации и информационным технологиям,
помимо всего прочего, – это как бы пропуск в XXI в., это тот рубеж, не
преодолев который, нельзя надеяться на включение в современные,
прогрессивные, инновационные процессы, на достижение высокого статуса в
обществе будущего.
Проблемы символизации и моделирования мира относятся к области
социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу
социальной работы. Однако в действительности это область осмысления
мира, его ценностного анализа и освоения. Даже словесное оформление идей
и образов может оказывать определенное влияние на самочувствие и
деятельность человека (сравните термины ^увольнение с работы» и
«высвобождение с работы»). Давая наименование какому­то явлению, мы
тем самым наделяем его определенными представлениями, которые влияют
на наше восприятие содержания. Длительные (и еще незавершенные) споры о
названии профессии социальной работы подчеркивали в каждом
предлагавшемся термине (соционом. социальный инженер, социальный
работник и др.) различные стороны этой деятельности. Символизация мира
заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего
неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы.
Так, «мистическая сила закона» существует автономно от действующих
кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с «обычным
правом» ранних государственных образований и может отсутствовать при
самой виртуозно разработанной системе законодательства. «Образ
личности» изменяется исторически и этнически, при этом наряду с
множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому
времени и народу идеальное представление о том, что такое личность.
Наконец, трудноформулируемая, но властная система ценностей, которая
превращает совокупность индивидов в общество, причем общество
определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены
которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей,

некоторым образом отличающейся от общей, - это тоже относится к миру
символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности
характеризует разумную, интеллектуально­психическую сторону
деятельности человека.

Понятие социально-правовой деятельности

Определение 1

Социально-правовой деятельностью называют выполнение государственными институтами и должностными лицами конкретных функций, которые осуществляют правоприменительные практики в социальной среде, для благополучия всех участников.

Данная деятельность реализуется в рамках государственного устройства и с участием государственных лиц. Она осуществляется представителями государственной правовой власти: полиция, суд, прокуратура. А также представителями социальных служб, такими как социальная защита, пенсионный фонд.

Психология социально правовой деятельности относится к разновидности социальной психологии. Объектом данной психологии является исследование психологической характеристики правоприменительной деятельности в социальной среде. К правоприменительной деятельности относят судебную, правоохранительную, законотворческую и исполнительную практики.

Правила и нормы деятельности

    Принцип чести

    Сюда входят требования и правила поведения, уровень профессионального соответствия, следование этическим правилам, ориентированным на интересы клиента.

    Кодекс содержит моральные понятия, существующие в психологической работе и во время решения конфликтов. Это помогает организовывать мероприятия и согласовывать их с поставленными задачами.

    Вся социально-правовая практическая деятельность имеет прикладной характер, она связана со всеми процессами жизнедеятельности клиента. При этом необходимо соблюдать уважительное отношение к человеку. Запрещается грубость, некорректное отношение. Важно выстроить доверительный контакт и доброжелательные отношения с каждым человеком.

    Сведения, полученные во время психологической работы нельзя использовать в собственных интересах, злоупотребляя должностным положением.

    Для психолога необходимо постоянно улучшать профессиональные качества, применять новейшие средства и методики для эффективной психологической работы.

    Социально-правовая деятельность включает в себя общие и специфические показатели. Специфические показатели содержат все индивидуальные характеристики психики профессионала: его свойства характера, жизненные приоритеты и индивидуальные качества для осуществления данной деятельности.

    Профессионализм

    Успех психолога базируется на профессиональной компетенции и творческом подходе к конкретным задачам. Это позволяет налаживать связи и в личных отношениях и в социальных группах.

    Замечание 1

    Важным моментом в работе психолога является его цель - это понимание возможных результатов в выполняемых задачах.

Основой профессионализма психолога являются важнейшие ценности и практические действия, согласованные с профессиональной культурой и лучшими традициями современности. Подобная позиция формирует высокую продуктивность социально-правовой деятельности психологов.

Этические принципы

Сюда входят нравственные права и обязанности, связанные с особенностями социально-правовой деятельности психолога. Данные принципы служат психологу направляющим фактором для определения методов работы с клиентом, а также при возникновении конфликтов. Изучение правил этики включено в основную подготовку психологов.

Нравственный кодекс следит за:

  • постановкой и решением задач, отвечающих этическим стандартам;
  • защитой правовых норм в обществе для всех категорий людей;
  • созданием авторитетного мнения о психологических службах среди населения.

Принципами этического кодекса служат:

  • доступность;
  • ответственность;
  • этическая и юридическая правомочность;
  • квалифицированное внедрение психологии;
  • соблюдение интересов клиента.

Замечание 2

Вышеперечисленные принципы согласованы с международными стандартами психологов в социально-правовой сфере.

Loading...Loading...