Орган государства понятие признаки виды тгп. Понятие и виды органов государства

Орган государства - это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно ‑ властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Орган государства формируется на основе нормативно ‑ правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

    Юридически организационный и экономически определенный характер;

    Наличие собственной структуры;

    Имеет государственно ‑ властные полномочия;

    Государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;

    Наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;

    Выполнение строго определенных государственных функций и задач;

    Обладание правом на издание юридических актов;

    Наличие нужных материальных средств;

    Реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;

    Близкое взаимодействие с иными государственными органами;

Вопрос 41. Конституционное основы классификации государственных органов рф.

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности его признаков:

1) создается и действует от имени государства - Российской Федерации или ее субъекта;

2) действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4) обладает собственной компетенцией;

5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Только совокупность этих признаков дает основание относить тот или иной орган к числу государственных. Не каждое государственное учреждение или организация будет считаться органом государственной власти (например, государственное учебное заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающее комплексом вышеуказанных признаков.

Система органов государственной власти состоит из тех, которые определены Конституцией РФ, и тех, создание которых обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов. Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных, иерархически соподчиненных звеньев.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

Государственные органы РФ действуют на основе Конституции РФ и принципов, в ней заложенных.

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти - это закрепленные в Конституции РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.

Такими принципами выступают:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ);

5) законность (ст. 15 Конституции РФ);

6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, страны и государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия, на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны между собой.

Принцип разделения властей предполагает, что основным функциям государственной власти соответствуют определенные органы государства. С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.

Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ - Правительство РФ - судебные органы РФ - прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти - органы государственной власти субъектов Федерации). Указанный принцип наиболее последовательно проявляется на федеральном уровне.

Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции РФ и совместной компетенции РФ и ее субъектов.

Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела.

Конституционные принципы построения и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путем принятия новой Конституции РФ. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность, как федеральных органов власти, так и органов власти субъектов РФ.

Классификация органов государственной власти

Для того чтобы начать говорить о классификации органов государственной власти, стоит еще раз обратиться к понятию орган государства. Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Можно привести большое количество классификаций органов государственной власти, все зависит от основания. Остановимся на самых основных.

По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации.

На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды РФ.

В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;

2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых - исполнительно-распорядительная;

3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;

4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:

а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

б) временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе:

1) Конституции РФ;

2) федеральных конституционных законов, федеральных законов;

3) указов Президента РФ;

4) постановлений Правительства РФ;

5) законодательных актов субъектов РФ.

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них - коллективные образования, другие - представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, Президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно‑властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно‑правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно‑властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно‑правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно‑правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно‑надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких‑либо крупномасштабных задач.

Государственный орган - это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:

Формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации властных требований;

Выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);

Наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;

В основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полнjмочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».

Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка членов правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии:

1. По юридической силе:

Федеральные органы государственной власти;

Государственные органы субъектов.

2. По порядку образования:

Представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание);

Производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).

3. По характеру осуществляемых полномочий:

Институт главы государства (Президент, Монарх);

Органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ);

Судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов);

Контрольно –надзорные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.)

4. По времени действия:

Постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);

Временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).

онятие, признаки, виды государственных органов

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма.

Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;

2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;

4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;

5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;

7. Имеют соответствующую материальную базу;

8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;

9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Классификация государственных органов:

1) По порядку образования:

Органы, избираемые непосредственно народом;

Органы, формируемые другими государственными органами.

2) По способу принятия решений:

Коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);

Единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).

3) По характеру компетенции:

Органы общей компетенции - круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);

Специальной компетенции - специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

4) По принципу разделения властей:

Законодательные;

Исполнительные;

Судебные.

5) По иерархии:

Высшие - распространяют свои полномочия на территорию всего государства;

Местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.

6) По правовым формам деятельности:

Правотворческие;

Правоприменительные;

Правоохранительные.

7) По срокам полномочий:

Постоянные;

Временные - создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

Государственный аппарат как составная часть механизма государства представляет собой совокупность всех органов государства, которые, в отличие от госу­дарственных предприятий и учреждений, являются организациями власти, полномочия которых носят государственно-властный характер.

Орган государства – это звено, составная часть разветвленной системы органов. Каждый элемент этой системы выполняет свои задачи, а все вместе они образуют государственный аппарат. Орган государства созда­ется на основе нормативно-правовых актов, в которых четко определены назначение, порядок формирования, иные вопросы, связанные с организаци­ей и деятельностью того или иного подразделения государственного аппара­та. Орган государства может иметь сложную структуру: управления, отделы, отделения, комиссии, подкомиссии и т. д. Они являются не самостоятельны­ми государственными органами, а только структурными их подразделениями. Для руководства соответствующей областью общественной жизни орган го­сударства наделяется компетенцией, т. е. определенными правами и обя­занностями. В соответствии со своей компетенцией орган издает обязатель­ные для исполнения правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным предста­вителем государства.

Орган государства – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями и компетенцией для осуществления в специфически присущих ей организационно-правовых формах задач и функций государства.

Орган государства – это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наде­ленное определенной компетенцией.

Орган государства –это юридически офор­мленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государ­ственного механизма, состоящая из государственных служащих, наде­ленная государственно-властными полномочиями и необходимыми ма­териальными средствами для осуществления в пределах своей компе­тенции определенных задач и функций государства.

Исходя из данных определений, можно выявить характерные призна­ки органа государства:

1) орган государства – это звено, состав­ная часть разветвленной системы органов, выполняющих определенные задачи, образующих в совокупности госу­дарственный аппарат;

2) орган государства создается на основе нормативно-правовых актов, определяющих порядок его организа­ции и деятельности;

3) орган государства может иметь сложную структуру: управления, отделы и т. д.;

4) орган государства наделен компетенцией, т. е. определенными пра­вами и обязанностями, в соответствии с которой издает правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным представителем государства.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и ком­петенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения прину­дительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможнос­ти распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

В категории государственно-властного полномочия наглядно про­является органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Наличие властных полномочий является важнейшим признаком государственного органа.

5) для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке и т. д.;

6) орган государства активно участвует в реализации функций государства;

7) его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, – отдельное лицо или группа, коллек­тив: «...существование государственной власти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администра­ции, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название». Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует отметить, что имеются в виду государственные служащие. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственным служащим явля­ется гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, ус­тановленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, вы­плачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюд­жета соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации (п. 2 ст. 3).

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям. Принято выделять следующие виды органов государства:

1) в соот­ветствии с теорией разделения властей – законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительные (Правительство РФ), судебные (суды), также возможно выделение контрольно-надзорных органов;

2) по порядку образования различают органы, избираемые не­посредственно народом – первичные (Президент РФ); а также органы, формируемые другими государственными органами (Верховный суд РФ) – производные;

3) по способу принятия решений выделяют коллегиальные орга­ны, принимающие решения большинством голосов (Федеральное собрание РФ) и единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем (Прези­дент РФ);

4) в зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей компетенции, в пределах своих полномочий принимающие решения по любым вопросам (Федеральное собрание, Правительство РФ) и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (различные министерства и ведомства);

5) по положению в иерархической структуре государственного аппарата – высшие органы государства, полно­мочия которых распространяются на всю территорию данно­го государства (в унитарных госу­дарствах один уровень высших органов, в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов феде­рации) и местные органы, осуществляющие свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной едини­цы (может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства);

6) по характеру подчиненности – органы исключительно «вертикального» подчинения (суды), и органы «двойного подчинения» (министерства, ведомства с их территориаль­ными управлениями и отделами);

7) по срокам полномочий – постоянные, которые функ­ционируют постоянно, но их состав обновляется через установлен­ный срок; и бессрочные органы, полномочия которых заранее не ограничены каким-либо сроком;

8) по времени функционирования – постоянные (абсолютное большинство органов государства) и временные (например, государственные комиссии по расследованию различных чрезвычайных ситуаций).

9) по юридическому ис­точнику их легитимности:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Прези­дент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерст­ва и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокура­тура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов;

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Своего рода обобщающим основанием классификации государст­венных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предпо­лагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их клас­сификации.

Виды органов государственной власти . Важной и неотъемлемой частью в государственном механизме является глава государства. Глава государства – это должностное лицо, выступающее символом единства нации, а также официальным представителем государства внутри страны и в международных отношениях. В большинстве стран мира главой государства является монарх или президент. В ряде республик этот пост отсутствует. Глава государства может принадлежать ко всем трем ветвям власти (Великобритания), только к исполнительной (США) или не принадлежать ни к одной из них (Российская Федерация, ФРГ, Италия).

Монарх является невыборным главой государства, получающим свои полномочия по наследству, т. е. по праву рождения. Термин «президент» имеет латинское происхождение (Praesidens) и буквально означает «сидящий впереди». Президенты обычно избираются: непосредственно населением (Российская Федерация, Франция), коллегией выборщиков (США), парламентом (Чехия) или коллегией, состоящей из парламентариев и представителей выборных коллегиальных органов регионов (ФРГ, Италия).

Глава государства выполняет представительские функции и обладает определенным набором полномочий.

Во взаимоотношениях с парламентом он нередко назначает парламентские выборы, созывает парламент на сессии, санкционирует и промульгирует законы, может отклонять их, возвращая в парламент для повторного рассмотрения. Так или иначе, глава государства участвует в формировании правительства и судейского корпуса, в решении вопроса об отставке правительства. Он имеет право помилования, предоставления гражданства и дачи согласия на выход из него, предоставления убежища, награждения государственными наградами. В сфере международных отношений глава государства может без специального разрешения заключать международные договоры, подписывать и принимать верительные и отзывные грамоты. Во многих странах глава государства является верховным главнокомандующим.

Прочие полномочия глав государств во многом зависят от формы правления соответствующей страны. Полномочия президента прекращаются в обычном порядке с истечением их срока и вступлением в должность вновь избранного президента. Но возможно и досрочное их прекращение: в случаях смерти, отставки, смещения с должности в результате применения процедуры импичмента, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия.

Законодательная власть. Одной из ветвей государственной власти является власть законодательная. В подавляющем большинстве современных государств ее носителем являются парламенты. Парламент (от фран. «parler» – говорить) – высший общенациональный представительный орган государства, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Родиной парламента считается Англия, где в 1215 г. власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства и представителей городов и сельских территориальных единиц (графств). Широкое распространение парламенты получили после Великой французской революции. Современный парламент является органом, отражающим интересы различных слоев избирателей и территорий, входящих в состав государства. Только парламент обладает правом принятия законов, т. е. актов, обладающих высшей юридической силой. Реальная роль парламента во многом зависит от существующей в стране формы правления. Особенно велика роль представительных органов власти в странах с парламентарными формами правления (Великобритания, ФРГ, Италия, Испания, Австрия и т. д.), где законодательная компетенция парламентов не ограничена, и они могут принимать законы по неограниченно широкому кругу вопросов. В условиях президентских и смешанных республик, дуалистических монархий власть парламента уравновешивается властью главы государства, а при определенных условиях глава государства может даже оказывать решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. В абсолютных монархиях парламенты либо вовсе отсутствуют, либо являются своего рода консультативным органом при главе государства.

Термин «парламент» является родовым. Общенациональный представительный и законодательный орган может иметь свое официальное наименование: Федеральное Собрание (Российская Федерация), Конгресс (США), Генеральные кортесы (Испания), Кнессет (Израиль), Стортинг (Норвегия) и т. д. С точки зрения структуры парламенты могут быть однопалатными (монокамеральными) или двухпалатными (бикамеральными). Двухпалатные парламенты, главным образом, существуют в федеративных государствах или в крупных унитарных государствах. Так, в Федеральном Собрании Российской Федерации верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума. Основными направлениями деятельности современных парламентов в демократических странах, независимо от объема их компетенции, являются следующие:

1. Законотворчество – занимает основное место в деятельностипарламентов. Практически в любом парламенте правом законодательной инициативы обладают депутаты (или группы депутатов). В дальнейшем они принимают участие в работе над текстом законопроекта в процессе пленарных заседаний, в комитетах, в согласительных комиссиях. Парламенты могут передавать свои законодательные полномочия правительству, акты которого принятые в этом случае образуют делегированное законодательство. Акты, принятые правительством по прямому уполномочию парламента, имеют ту же юридическую силу, что и законы.

2. Контроль за деятельностью исполнительной власти. Объем контрольных полномочий парламента за правительством и иными органами исполнительной власти во многом зависит от существующей в стране формы правления. Наиболее широкие и действенные контрольные полномочия сосредоточены у парламента при парламентарной монархии и парламентарной республике, при президентской и смешанной республиках более весомые контрольные полномочия находятся в руках главы государства.

3. Ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация (от лат. ratus – утвержденный и facio– делаю) – утверждение парламентом наиболее важных международных договоров, а денонсация - это расторжение договора. В большинстве стран решение данных вопросов относится либо к совместной компетенции главы государства и парламента, либо к исключительной компетенции парламента. Необходимость участия законодательной власти в заключении и расторжении международных договоров обусловлена тем, что они, так или иначе, затрагивают внутреннее законодательство.

4. Участие в формировании иных государственных органов возможно втаких формах, как избрание президента (Израиль, Турция, Чехия), назначение (утверждение кандидатуры) премьер-министра (Великобритания, ФРГ, Италия), назначение высших судей высших судов страны (ФРГ, Венгрия, Болгария) и др.

5. В области обороны и безопасности кполномочиям парламентов относится право объявления состояния войны (состояния обороны); дача согласия на использование вооруженных сил за пределами государственной территории; утверждение военной доктрины государства; введение военного, чрезвычайного положения.

6. Квазисудебные полномочия. Осуществление правосудия в демократических странах представляет исключительную прерогативу суда. Однако у многих парламентов есть полномочия, схожие с судебными. В странах, где предусмотрена процедура импичмента (парламентского преследования) высших должностных лиц за совершенные преступления, парламент может предъявить обвинение, а впоследствии решение по существу принимается либо одним из высших судов страны, либо на референдуме. Или возможен иной вариант: выдвижение обвинения и принятие решения об отстранении лица от должности принимается парламентом самостоятельно. После смещения с должности возможно уголовное преследование в обычном порядке. Процедура импичмента применяется в отношении тех должностных лиц, которые пользуются в силу занимаемого положения иммунитетом от обычного судебного преследования (президенты, министры, судьи и т. д.).

Во многих странах парламенты полномочны объявлять амнистии, т. е. полностью или частично освобождать от наказания лиц, осужденных за уголовные преступления.

Исполнительная власть, как правило, осуществляется правительством (в абсолютных и дуалистических монархиях, президентских республиках, прежде всего, главой государства). Правительство – это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

Правительственные органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, широкой компетенцией. Однако существующие конституции, как правило, закрепляют эту компетенцию в общей форме и подробно ее не описывают. Правительство имеет следующие полномочия:

– в сфере управления координирует, согласовывает и направляет деятельность всех министерств, поскольку те входят в его состав. Координация реализуется посредством специальных актов, приказов, директив, которые принимаются и распространяются сверху вниз по вертикали;

– в законодательной сфере издает акты нормативного характера или делегированные акты, чем оказывает большое влияние на нормативную сферу государства;

– внешнеполитические;

– вопросы войны и мира;

– вопросы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, охраны общественного порядка и окружающей среды, энергетики и т. д.

Чрезвычайные полномочия правительства закрепляются в специальных законах, и при возникновении чрезвычайных ситуаций (внешняя угроза, массовые беспорядки и т. п.) правительство может объявить военное, чрезвычайное положение и сосредоточить всю полноту власти в собственных руках.

Политическая ответственность правительства возможна перед парламентом, президентом (главой государства) и премьер-министром.

Судебная власть. Правосудие следует рассматривать как особую сферу государственной деятельности, осуществляемую специально подготовленным и организованным аппаратом. В самом широком смысле к органам правосудия или юстиции следует отнести суды, прокуратуру, адвокатуру, следственный аппарат и др. учреждения. Стержнем всей этой системы является суд, в организации и деятельности которого отражаются все основные проблемы правосудия. На правосудие возложена задача решения возникающих в обществе споров о праве, включая правовую оценку поведения лиц, обвиняемых в уголовно наказуемых деяниях. Определяя место юстиции в механизме власти современного государства, можно констатировать, что принцип разделения властей, распространяющийся на правосудие, в различных модификациях был воспринят всеми конституциями и политическими системами, признающими демократические принципы. Тенденция к полисистемности – одна из характерных особенностей организации правосудия в современный период. Она проявляется не только в виде появления параллельных многоинстанционных судебных систем, но и в форме специализированных судов в рамках основной ординарной системы гражданского и уголовного правосудия. Речь идет о семейных судах, судах по делам о несовершеннолетних и некоторых других организациях, удельный вес и значение которых варьируется.

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Россий­ской Федерации осуществляется только судом посредством конститу­ционного, гражданского, административного и уголовного судопрои­зводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разно­видности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему ниже­стоящие арбитражные суды. К судам субъектов РФ отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционный Суд РФ является судебным органом конститу­ционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Кон­ституции Российской Федерации, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федераль­ным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель­ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по раз­решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбит­ражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287.

Как уже рассматривалось выше, государственный аппарат, являясь центральной частью механизма государственной власти, представляет собой систему органов государства, осуществляющих власть и управление обществом.

В научной и учебной литературе по теории государства и права можно встретить множество различных определений понятия «орган государства» различающихся между собой.

Так М.И. Байтин считает: «Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства».

По мнению В.В. Лазарева: «Орган государства - это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией».

В.И. Власов придерживается позиции, что «Государственный орган - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства».

С точки зрения В.М. Корельского: «Государственный орган - это первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями».

Представляет определенный интерес подход профессора А.Б. Венгерова, считающего, что понятие орган государства необходимо рассматривать в широком и узком смыслах, в широком – это орган государственной власти, а в узком – это орган, ориентированный на специальную функцию, необходимую для жизнедеятельности общества.

Однако, большинство авторов едины во мнении, что органы государства состоят из государственных служащих, являются структурными элементами государственного аппарата, обладают относительной самостоятельностью, наделены властными полномочиями, осуществляют определенные задачи и функции государства.

Таким образом, по нашему мнению, под органом государства следует понимать созданную в установленном законом порядке государственную организацию, представляющую относительно самостоятельную и структурно обособленную часть механизма государственной власти, состоящую из государственных служащих, наделенную властными полномочиями и материальными средствами по реализации задач и функций государства. Вместе с тем данное определение не раскрывает в полной мере сущность государственного органа, поэтому для более полного представления о том, что представляет собой орган государства, рассмотрим его основные признаки.



Во-первых, орган государства - это государственная организация . В данном случае, каждый орган государства представляет объединение (коллектив) людей, имеющее свою иерархию и структуру, наделенное властью по управлению обществом и являющееся частью государственного аппарата, т.е. государства.

Во-вторых, орган государства наделен определенной политической, экономической и организационной самостоятельностью , выраженной в наличии своих органов управления, круге решаемых вопросов, наличии собственного имущества, финансов и т.д., что не исключает его взаимосвязь с другими государственными и негосударственными организациями, являющимися частями механизма государственной власти.

В-третьих, это структурно обособленная часть государственного аппарата. Это означает, что каждый орган государства, являясь самостоятельной государственной организацией, занимает определенное место в системе государственных органов.

В-четвертых, орган государства состоит из государственных служащих , находящихся между собой в определенных правоотношениях, содержание которых (права, обязанности, объем и пределы властных полномочий) определяется нормативно-правовыми актами, и конкретизируются в должностных инструкциях, приказах, распоряжениях, положениях и других документах ненормативного характера.

Служащие государственных органов работают на постоянной и профессиональной основе, получая от государства за свой труд денежное содержание и иные социально-экономические гарантии (премии, материальную помощь, оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание и др.), согласно занимаемой должности.

В-пятых, орган государства имеет свою внутреннюю структуру , состоящую из функциональных подразделений (управлений, отделов, комитетов и т.п.), обладающих единством, необходимым для достижения поставленных целей и задач.

В-шестых, орган государства наделен государственно-властными полномочиями (компетенцией) определенного объема и содержания. Компетенция определяется предметами ведения, т. е. задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Предметы ведения и полномочия государственного органа, формы, способы, средства их осуществления регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Реализация органом государства своей компетенции - это одновременно его и право и обязанность. Обладание государственно-властными полномочиями – это важнейший отличительный признак органа государства.

В-седьмых, органы государства обладают правом издавать общеобязательные правовые акты (нормативного и правоприменительного характера) для реализации своих государственно-властных полномочий.

В-восьмых, орган государства осуществляет определенные функции государства, используя для этого соответствующие формы и методы, включая метод принуждения.

В-девятых, орган государства обладает соответствующей материально-финансовой базой (имуществом, бюджетом, счетом в банке), необходимой для выполнения государственных функций и задач.

Виды органов государства. Разносторонность и многосложность деятельности механизма государственной власти обусловливает значительное число государственных органов. По различным научно обоснованным критериям можно классифицировать их на определенные виды.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства не создаются другими органами, а возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются народом (президент, парламент), наделяясь властными полномочиями. Производные органы создаются первичными органами и от них получают властные полномочия (исполнительные органы, военные и правоохранительные органы и т. д.).

По действию в пространстве (территориальности) органы государства классифицируются на высшие и местные . Высшие органы осуществляют государственные полномочия на всей территории государства, местные в определенных административно-территориальных единицах. В федеративных государствах выделяют региональные органы государственной власти, распространяющие власть на территории соответствующих субъектов федерации.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные . Абсолютное большинство государственных органов являются постоянно действующими, но для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, техногенных катастроф, пожаров, эпидемий), выполнения временных функций (строительства крупных промышленных, транспортных, энергетических, спортивных объектов) могут создаваться временные органы государства (например, межведомственные правительственные комиссии).

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг функций и задач (например, Правительство Российской Федерации), органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции (министерства, федеральные агентства и службы: министерство внутренних дел, федеральная служба безопасности, российское космическое агентство).

По способу формирования органы государства бывают выборные и назначаемые. В демократическом государстве доминируют выборные органы (например, подотчетность правительства президенту или парламенту).

По особенностям деятельности и порядку принятия реше ний органы государства подразделяются на коллегиальные (например, правительство, парламент) и единоличные (глава государства, глава исполнительной власти субъекта федерации). При этом могут государственные органы которые могут использовать как коллегиальный, так и единоличный способ принятия решений (например, суд может осуществлять правосудие коллегией судей по сложным гражданским делам, уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, и наоборот по гражданским делам с небольшой суммой иска, уголовным делам небольшой и средней тяжести судья принимает решение единолично).

По объему властных полномочий органы государства разделяются на государственные органы с абсолютно неограниченными полномочиями, абсолютно ограниченными полномочиями, относительно ограниченными полномочиями.

По юридическому источнику их легитимности государственные органыподразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией, конституциями (уставами) субъектов федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов.

По функциональному назначению органы государства могут быть разделены на законодательные (парламент), исполнительно-распорядительные (Правительство, министерства), судебные (суды) и контрольно-надзорные (Прокуратура).

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом»;

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

5) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа;

6) осуществляют свою компетенцию тремя способами: принятием нормативных актов (предписаний общего характера); принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);



конкретно-организационной деятельностью;

7) состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

8) имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

по форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные;

по иерархии - на центральные, республиканские и местные;

по характеру подчиненности - на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного», или «вертикально-горизонтального», подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

по срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и еди-ноначальные;

по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

по характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определенную группу подобных органов.

23. Политическая система общества. Ее понятие, структура, типы. Характеристика отдельных типов политических систем.

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система общества», вошедшее в научный оборот во второй половине XX в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт: 1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть; 2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества; 3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие компоненты политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.; 2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; 5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы: обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.); управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение); выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии); политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он «включается в работу» конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

Типы политических систем

Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая.

Еще Аристотель в своей “Политике” предложил три критерия дифференциации политических систем: число граждан, участвующих в принятии решений; наличие или отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта правящего класса. На этой основе он выделил “нормальную” и “коррумпированную” системы-монархию, аристократию и демократию условиях правопорядка (государства); тиранию, олигархию и мажоритарную демократию (без ограничений).

В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии, с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.

Алмонд и Пауалл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные системы

Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает “приходская культура”.

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются “культурой подчинения”. Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не “культура подчинения”, а “культура участия”. Граждане из “подданных” становятся “участниками”. Раньше они были жертвами решений, поступавших на “выход” системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направить и поправлять содействия.

Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся: демократические системы (где автономные подсистемы и “культура участия”); авторитарные системы: управление подсистемами и культура “подчинения -участия” (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система).

Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов: либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений; коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ; становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления; авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.

Классификация политических систем необходима, так как политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования.

Структурными элементами полит.сис-мы демокр.типа являются народ, партии, полит.лидеры и государство. При этом представляется, что последнее слово принадлежит народу, вольному избирать или не избирать своих депутатов и полит.лидеров.

Демокр.полит.система, будь она идеальной, трансформировала бы свойство саморегулируемости гражд.общества в свойство самоуправляемости.

В демокр.обществах суверенитет принадлежит народу, а государство суверенно лишь постольку, поскольку народ, голосуя, на опр.условиях передал ему свой суверенитет и уполномочил орган-ть решение общих дел.

Совсем иной яв-ся полит.система тоталит.типа. Решающую роль в ней играет единств.правящая партия, возглавляемая, как правило, вождем. Она не терпит конкуренции в лице др.полит.сил. Цель партии – мобилизация населения на выполнение принятых ею полит.решений. Свою волю партия (вождь) осущ-ет через подчиненные ей госудасрвто, обществ.учреждения, призванные лишь организационно, материально или идеологически обеспечивать выполнение партийных программ. Партия господствует полностью и в политике, и в идеологии, и, как правило, в экономике. Гражд.общ-во оказывается поглощенным гос.структурами, политизируется, партийное влияние проникает во все его поры, регулируя частную жизнь граждан. Гос-во, скрепляемый его влстью в единое целое народ, объявляются высшей ценностью, подчиняющей себе индивида. Само гос-во имеет сугубо полиц.хар-р. Расширение его управленч.функций вызывает гигантс.рост управленч.аппарата – бюрократии, являющейся истинной хозяйкой гос-ва.

Элементами полит.сис-мы тотал.типа выступают партия (вождь), гос-во, подчиненнве им обществен.орг-ции (например, профсоюзы) и население, которое становится объектом манипуляций всех этих полит.сил.

Если полит.сис-ма демокр.типа предполагает сущест-ние гражд.общ-ва, то тоталитар.сис-ма служит полит.формой такого общ-ва, в котором индивиды, потеряв свою автономию и самост-сть, выступают лишь частицами поглотивших их социальных образований – нации, обществен.класса.

Loading...Loading...