Статья в журнале по физике. Физика – настоящая и ненастоящая

Физика как наука

Имея 20-летний стаж преподавания физики, я столкнулась с тем, что многие учащиеся и не только, закончив курс изучения предмета, так и не могут ответить на вопрос: «что же все таки это за наука-физика?» Весь дальнейший материал, изложенный в этой статье, поможет взглянуть на физику как мировоззренческую, философскую науку.

Что такое физика и каков ее предмет исследования?

А.М. Прохоров: «Физика – наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения».

М.В. Волькенштейн: «Сегодня физика есть наука о фундаментальных структурах материи, о веществе и поле, наука о формах существования материи – о пространстве и времени».

В. Вайскопф: «…Наука пытается открыть фундаментальные законы природы, управляющие миром. Она ищет абсолютное и неизменное в потоке событий».

Л.А. Арцимович: «… Современная физика – это своего рода двуликий Янус. С одной стороны – это наука с горящим взором, которая стремится проникнуть вглубь великих законов материального мира. С другой стороны – это фундамент новой техники, мастерская смелых технических идей, опора обороны и движущая сила непрерывного индустриального прогресса».

Итак, физика – это естественная наука, изучающая фундаментальные законы природы. Вместе с тем, физика служит основой современного научно-технического прогресса.

Какие цели и задачи ставит перед собой физическая наука?

И. Ньютон: «…Главная обязанность натуральной философии – делать заключения из явлений, не измышляя гипотез, и выводить причины из действий до тех пор, пока мы не придем к самой первой причине, конечно, не механической, и не только раскрывать механизм мира, но главным образом разрешать следующие и подобные вопросы. Что находится в местах почти лишенной материи и почему Солнце и планеты тяготеют другу, хотя между ними нет материи? Почему природа не делает ничего понапрасну, и откуда проистека ют весь порядок и красота, которые мы видим в мире?...

И хотя всякий верный шаг на пути этой философии не приводит нас непо средственно к познаванию первой при чины, однако он приближает нас к ней и поэтому должен высоко цениться".

М. П л а н к: "С давних времен, с тех пор, как существует изучение при роды, оно имело перед собой в качестве идеала конечную, высшую задачу: объединить пестрое многообразие физи ческих явлений в единую систему, а если возможно, то в одну-единственную формулу".

Л. Болъцман: "Главная цель естествознания - раскрывать единство сил природы".

Г. Гельмгольц: "Цель указан ных наук - заключается в отыскании законов, благодаря которым отдельные процессы в природе могут быть сведены к общим правилам и могут быть снова выведены из этих последних".

П. Ланжевен: "Физика относи тельно молодая наука. Только в XVIII в. она полностью осознала себя и начала развиваться прочно, на двой ной - экспериментальной и теоретиче ской - основе, стремясь к высокому идеалу, поставленному перед ней еще в давние времена греческими философа ми: освободить человека от страха, дав ему понимание окружающих его сил и сознание того, что он живет в мире, подчиненном законам" .

Таким образом, физика в своей деятельности стремится к созданию такой системы знаний (лучше - теории, еще лучше - одной математической формулы), которая объединит и, разу меется, объяснит по возможности все многообразие наблюдаемых физических явлений.

Каким образом физика решает свои задачи?

И. Ньютон: "Как в математике, так и в натуральной философии иссле дование трудных предметов методом анализа всегда должно предшествовать методу соединения. Такой анализ состо ит в производстве опытов и наблюде ний, извлечении общих заключений из них посредством индукции и недопуще нии иных возражений против заключе ний, кроме полученных из опыта или других достоверных истин. Ибо гипоте зы не должны рассматриваться в экспе риментальной философии. И хотя аргументация на основании опытов и наблюдений посредством индукции не является доказательством общих заключений, однако, это лучший путь аргументации, допускаемый природой вещей, и может считаться тем более сильным, чем общее индукции».

М. В. Ломоносов: "... Ныне ученые люди, а особливо испытатели натуральных вещей, мало взирают на родившиеся в одной голове вымыслы и пустые речи, но более утверждаются на достоверном искусстве. Главнейшая часть натуральной науки, физика, ныне уже только на одном оном свое основание имеет. Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов. Для того начинающим учиться физике наперед предлагаются ныне обыкновен но нужнейшие физические опыты, купно с рассуждениями, которые из оных непосредственно и почти очевидно следуют" .

А. М. Ампер: "Начать с наблю дений фактов, изменять, по возможно сти, сопутствующие им условия, сопро вождая эту первоначальную работу точными измерениями, чтобы вывести общие законы, основанные всецело на опыте, и в свою очередь вывести из этих законов, независимо от каких-либо предположений о природе сил, вызы вающих эти явления, математические выражения этих сил, т. е. вывести пред ставляющую их формулу, - вот путь, которому следовал Ньютон. ... Этим же путем руководился и я во всех моих исследованиях электродинамических явлений".

М. Б о р н: "Он (физик - Р. Щ.) ставит эксперимент, наблюдает регулярность, формулирует это в математи ческих законах, предсказывает новые явления на основе этих законов, объе диняет различные эмпирические зако ны в связные теории, удовлетворяющие нашу потребность в гармонии и логиче ской красоте, и наконец вновь проверя ет эти теории посредством научного предвидения".

А. Г. Столетов: "... Главными орудиями являются умышленный опыт и математический анализ. Только тогда получается полноправное, истинно научное освещение предмета".

Таким образом, чтобы получаемые в ходе научного исследования физиче ские знания оказались объективными, они должны быть обоснованы теорети ческими рассуждениями и эксперимен тами. Последние в процессе познания занимают особое место.

Какова роль эксперимента в физических исследованиях?

Э. Мах: "Человек накапливает опыт через наблюдение в окружающей среде. Но самым интересным и поучи тельным являются для него те измене ния, на которые он может оказать изве стное влияние своим вмешательством, своими произвольными движениями. К таким изменениям он может отно ситься не только пассивно, но активно приспосабливать их к своим потребно стям; они же имеют для него величай шее экономическое, практическое и умственное значение. На этом основана ценность эксперимента".

А. Эйнштейн: «То, что мы называем физикой, охватывает группу естественных наук, основывающих свои понятия на измерениях...".

М. В. Ломоносов: "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением".

Н. Бор: "Под словом "экспери мент" мы можем разуметь единственно только процедуру, о которой мы можем сообщить другим, что нами проделано и что мы узнали".

Л. де Бройль: "Эксперимент, неотъемлемая основа любого прогресса этих наук, эксперимент, из которого мы всегда исходим и к которому мы всегда возвращаемся, - лишь он один может служить нам источником знаний о реальных фактах, которые стоят выше любой теоретической концепции либо предвзятой теории".

П.Л. Капица: "Я думаю, что мы, ученые, можем сказать: теория - это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда".

Действительно, правильно постав ленный эксперимент позволяет обнару живать новые факты и явления, точно измерять весьма важные для всего естествознания фундаментальные кон станты (скорость света, заряд электрона и др.) и определять дальнейшую судьбу любого существующего или только разрабатываемого теоретического пост роения. Важнейшими элементами полу чаемых при этом знаний являются закон и теория.

Каково назначение закона и теории в системе знаний?

Р. Фейнман: "... В явлениях природы есть формы и ритмы, недо ступные глазу созерцателя, но открытые глазу аналитика. Эти формы и ритмы мы называем физическими законами" .

Ю. Вигнер: "Все законы приро ды - это условные утверждения, позво ляющие предсказывать какие-то собы тия в будущем на основе того, что известно в данный момент...".

С. И. Вавилов: "... Опыт, действительно используемый как научный результат... не имеет никакой ценности, если он не связан с некоторыми теоре тическими предпосылками и предполо жениями. Физический опыт ставится только для того, чтобы подтвердить или опровергнуть теорию, причем ре зультат может полностью опровергнуть тот или иной вывод, но никогда не может служить абсолютным утверждением справедливости теории".

Л. де Бройль: "Что касается теории, то ее задача состоит в класси фикации и синтезе полученных резуль татов, расположении их в разумную систему, которая не только позволяет истолковывать известное, но также по мере возможности предвидеть еще не известное".

Л. И. Мандельштам:

"... Всякая физическая теория состоит из двух дополняющих друг друга ча стей...

Первая часть учит, как рациональ ным образом отнести к объектам приро ды определенные величины - большей частью в виде чисел. Вторая часть устанавливает математические соотно шения между этими величинами. Тем самым, ввиду связи этих величин с реальными объектами, формулируются соотношения между этими последними, что и является конечной целью теории.

Без первой части теория иллюзорна, пуста. Без второй вообще нет теории. Только совокупность двух указанных сторон дает физическую теорию".

А. Эйнштейн: "В создании физической теории существеннейшую роль играют фундаментальные идеи. Физические книги полны сложных математических формул. Но началом каждой физической теории являются мысли и идеи, а не формулы. Идеи должны позднее принять математиче скую форму количественной теории, сделать возможным сравнение с экспе риментом".

Л. Больцман: "Можно почти утверждать, что теория, несмотря на ее интеллектуальную миссию, является максимально практической вещью, некоторым образом, квинтэссенцией практики; никакая практическая опыт ность не в состоянии достигнуть точно сти вывода в области оценок или испы таний; но при сокровенности путей теории ее выводы доступны лишь тому, кто владеет ею вполне уверенно".

Р. Фейнман: "Они (физики - Р. Щ.) поняли, что нравится им теория или нет - неважно. Важно другое - дает ли теория предсказания, которые согласуются с экспериментом. Тут не имеет значения, хороша ли теория с философской точки зрения, легка ли для понимания, безупречна ли с точки зрения здравого смысла".

Э. Мах: "Именно эта непрерывная смена эксперимента и дедукции, внося щая постоянно поправки, это тесное соприкосновение их Друг с другом, столь характерное для Галилея в его диалогах и для Ньютона в его оптике, составляют краеугольный камень, причину чрезвычайной плодотворности современного естествознания сравнительно с античным, в котором тонкое наблюдение и сильное мышление суще ствовали порой рядом, почти чуждые друг друга".

Разговор ученых о физической теории и ее взаимосвязи с эксперимен том был достаточно интересным, обсто ятельным и глубоким. Добавим лишь, что, поскольку владение разными мето дами исследования требует сегодня от ученых основательного профессионализ ма, современная физика делится на теоретическую и экспериментальную. И вполне очевидно, что предмет иссле дования у них один - природа, но подходы и методы различны.

Есть физики-теоретики, а есть экспериментаторы...

П. Л. Капица: "Из истории развития физики хорошо известно, что деление физиков на теоретиков и экспе риментаторов произошло совсем недав но. В прежние времена не только Нью тон и Гюйгенс, но и такие теоретики, как Максвелл, обычно сами экспери ментально проверяли свои теоретиче ские выводы и построения".

Но с ростом физических знаний, увеличением и усложнением решаемых научных проблем, а значит и с услож нением техники эксперимента, ученые, в силу своих наклонностей, таланта и образования, занимаются теоретически ми либо экспериментальными исследо ваниями. Так, П. Н. Лебедев, К. Рейт- ген, Э. Резерфорд, П. Л. Капица были экспериментаторами, а Л. Больцман, А. Эйнштейн, Н. Бор, Р. Фейнман, Л. Д. Ландау - теоретиками. В чем же отличие их деятельности?

А.Б. Мигдал: "Физики-экспе риментаторы исследуют соотношения между физическими величинами, или, говоря более торжественно, открывают законы природы, пользуясь экспериментальными установками, то есть, производя измерения физических величин с помощью приборов.

Физики-теоретики изучают природу, пользуясь только бумагой и каранда шом, выводят новые соотношения меж ду наблюдаемыми величинами, опира ясь на найденные ранее эксперимен тально и теоретически законы приро ды".

И далее здесь же ученый подчерки вает, что каждая из этих физических профессий "требует специальных зна ний - знания методов измерения в одном случае и владения математическим аппаратом - в другом... различ ных типов мышления и различных форм интуиции".

Действительно ли физике нужен свой особый язык?

А. Пуанкаре: "Итак, все зако ны выводятся из опыта. Но для выра жения их нужен специальный язык. Обиходный язык слишком беден, кроме того, он слишком неопределенен для выражения столь богатых содержанием точных и тонких соотношений".

А. Эйнштейн: "Научные поня тия часто начинаются с понятий, упот ребляемых в обычном языке повседневной жизни, но они развиваются совер шенно иначе. Они преобразуются и теряют двусмысленность, связанную с обычным языком, они приобретают строгость, что позволяет применять их в научном мышлении".

В. Гейзенберг: "... Наш есте ственный язык сформировался в мире обыденного чувственного опыта, тогда как современная наука пользуется уникальной техникой, аппаратурой высочайшей тонкости и сложности и проникает с ее помощью в сферы, недо ступные чувствам".

В. Гейзенберг: "В истории науки часто оказывалось целесообраз ным, а порой необходимым введение в язык дополнительных искусственных слов, удобных для обозначения ранее неизвестных объектов или взаимосвя зей, и этот искусственный язык в об щем и целом удовлетворительно описы вал новооткрытые закономерности природы".

Итак, физика имеет свой специаль ный язык, в котором, впрочем, немало знакомых нам слов, имеющих, как правило, более конкретный смысл. Очевидно также, что язык науки, под обно иностранным языкам, требует своего изучения. Вот почему беседа профессиональных ученых неспециали- сту малопонятна. В свою очередь, язык классической физики перестает работать при описании квантовых явлений. И это естественно, поскольку здесь, по словам того же В. Гейзенберга, "Мы покидаем не только сферу непо средственного чувственного опыта, мы покидаем мир, в котором сформировал ся и для которого предназначен наш обыденный язык". И далее: "Новый язык - это новый способ мышления"

Более того, в поисках четкости и точности выражений зависимостей между величинами физика обращается к математике. Уже Г. Галилей считал, что природу может понять лишь тот, "кто сначала научится постигать ее язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики, и знаки ее - треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без которых человек не смог бы понять в ней ни единого слова; без них он был бы обречен блуждать в потемках ПО лабиринту".

Каковы же функции математики в современной физике?

Д ж. К. М а к с в е л л: "Первый этап в развитии физической науки состоит в отыскании системы величин, относительно которых можно предполо жить, что от них зависят явления, рассматриваемые данной наукой. Вто рой ступенью является отыскание мате матической формы соотношений между этими величинами. После этого можно рассматривать эту науку как науку математическую".

Ю. В и г и е р: "В своей повседнев ной работе физик использует математи ку для получения результатов, выте кающих из законов природы, и для проверки применимости условных ут верждений этих законов к наиболее часто встречающимся или интересую щим его конкретным обстоятельствам. Чтобы это было возможным, законы природы должны формулироваться на математическом языке. Однако, получе ние результатов на основе уже сущест вующих теорий - отнюдь не самая важная роль математики в физике. Исполняя эту функцию, математика, или, точнее, прикладная математика, является не столько хозяином положения, сколько средством для достижения определенной цели" .

Ф. Дайсон: «Физик строит свои теории на математическом материале, поскольку математика позволяет ему добиться большего, чем без нее. Искус ство физика состоит в умении подо брать необходимый математический материал и с его помощью построить модель того или иного явления приро ды. Причем, он исходит не из рацио нальных соображений, а скорее решает интуитивно, подходит ли данный мате риал для его целей. Когда построение теории завершено, последовательный рационалистический и критический разбор наряду с экспериментальной проверкой покажет, можно ли признать эту теорию разумной".

П. А. М. Дирак: "Вполне может оказаться, что следующий решающий успех в физике придет именно так: сначала удастся открыть уравнения, и только спустя несколько лет выяснятся физические идеи, лежащие в основе этих уравнений".

А. Эйнштейн: "Весь предшест вующий опыт убеждает нас в том, что природа представляет собой реализа цию простейших математически мысли мых элементов. Я убежден, что посред ством математических конструкций мы можем найти те понятия и закономерные связи между ними, которые дадут нам ключ к пониманию явлений приро ды... Конечно, опыт остается единственным критерием пригодности математи ческих конструкций физики. Но на стоящее творческое начало присуще именно математике".

Из этих высказываний выдающихся ученых следует, что в настоящее время математика служит одновременно язы ком и весьма эффективным инструмен том познания мира физических явле ний.

В чем проявляется развитие физической науки?

П.А.М. Дирак: "Развитие физики в прошлом представляется как непрерывный процесс, состоящий из множества мелких шагов, на который наложилось несколько больших скачков. Разумеется, именно эти скачки и представляют собой наиболее интерес ные особенности в развитии науки... Такие большие скачки сводятся обычно к преодолению предрассудков. Некое представление может существовать у нас с незапамятных времен; оно полностью Принято и не возбуждает вопросов, так как кажется очевидным. И вот какой- нибудь физик обнаруживает сомнение, он стремится к тому, чтобы заменить предрассудок чем-то более точным, и это приводит к новому представлению о Природе".

П. Л. Капица: "... Развитие науки заключается в том, что в то время как правильно установленные факты остаются незыблемыми, теории постоянно изменяются, расширяются, совершенствуются и уточняются. В процессе этого развития мы неуклонно приближаемся к истинной картине окружающей нас природы...".

А. Эйнштейн; «Почти всякий большой успех в науке возникает из кризиса старой теории как результат попытки найти выход из создавшихся трудностей. Мы должны проверять старые идеи, старые теории, хотя они и принадлежат прошлому, ибо - это единственное средство понять значительность новых идей и пределы их справедливости».

И. Е. Т а м м: «... С каждым новым шагом выявляются границы применимости тех понятий и тех законов, которые ранее считались универсальными, и вскрываются закономерности более общего характера. Требования к каж дой норой теории становятся все более жесткими - ведь она не только должна объяснять вновь открытые факты, но и включать в себя в качестве частного случая все ранее открытые закономер ности, указывая точные границы их применимости. Так все основы класси ческой физики содержатся в более общих законах теории относительности и теории квантов...».

Е. Б. Александров: "Любые новые идеи и открытия должны неукос нительно вписываться в каркас, обра зуемый уже накопленными, достоверно установленными соотношениями, факта ми, величинами. По мере развития науки ее каркас прорастает все новыми связями и становится все жестче... Фундаментальным открытиям очень трудно найти место внутри незыблемого каркаса науки, образованного накоплен ным знанием. Их естественно искать снаружи - за пределами условий, фор мирующих опыт современной науки".

Итак, физическая наука находится в непрерывном развитии и следовательно представляет собой в целом прогрессив ную науку. В то же время, как это ни парадоксально, сами физики по своему консервативны, поскольку знают истин ную цену добываемых в научных иссле дованиях знаний.

Я. И. Френкель: "... Научное сознание всегда терзается двумя проти воречивыми тенденциями: прогрессив ной, или революционной, тенденцией открывать новые факты и консерватив ной, или реакционной, тенденцией сводить их к знакомым, привычным представлениям, т. е. объяснять их в рамках старой схемы".

М. Берн: "Физики - не револю ционеры, скорее они консервативны, и только вынуждающие обстоятельства побуждают их жертвовать хорошо ранее обоснованными представлениями".

Итак, физики весьма осторожны в предсказании нового, в особенности если это новое опровергает ранее уста новленные законы. Тем более, они скептически воспринимают те "откры тия", авторами которых являются дилетанты в науке.

Зачем нужна физическая наука человеку и человечеству в целом?

Уже из того короткого рассказа о физике и физических знаниях, что образовался на материале высказыва ний выдающихся ученых, на поставлен ный вопрос можно ответить примерно следующим образом.

Во-первых, изучение основ школьной физики позволяет понять, как устроен и как функционирует тот мир, в кото ром мы живем.

Н. А. У м о в: "Физические науки и содержанием, и обычаями высоко под нялись над обыденным уровнем мысли в настолько прикоснулись к существен ным интересам человечества, что для них афоризм "наука для науки" поте рял смысл. Как бы ни были специаль ны идеи, эксперимент и измерение, они помимо намерений работника знаний послужат или миропониманию, или материальному успеху".

В. Вайскопф: "Наука демонст рирует справедливость законов приро ды, которым подчиняется вся Вселен ная. Она проникает в суть и находит порядок в неясных ранее вещах. Она создает великое собрание вещей, благо даря которым окружающая природа становится понятной и наполненной смыслом в её развитии от газового хаоса к живому миру».

Дж. К. Максвелл: " Наука представляется нам в совершенно другом видел, когда мы обнаруживаем, что можем увидеть физические явления не только в аудитории проецированными при помощи электрического света на экран, но можем найти иллюстрацию самым высоким областям науки в играх и гимнастике, в морских и сухопутных путешествиях, в бурях на суше и на море и повсюду, где имеется материя в движении ."

Во-вторых , овладение основными законами физики даёт возможность использовать их для создания и последующей эксплуатации различных технических устройств.

А.Ф. Иоффе: "Физика –основа технического прогресса, физика-резервуар, откуда черпают новые технические идеи,- и новая технология. На определённой стадии своего развития физические исследования перестают в крупнейшие достижения техники"

С. И. Вавилов: "Применения физических фактов и законов для технических целей бесчисленны. Совре менную технику в ее наиболее эффек тивной и важной части с полным пра вом можно назвать практическим вопло щением результатов физики (механика, электротехника, теплотехника, светотех ника и т. д.) ... Выводы физики необы чайно облегчают и рационализируют работу изобретательской мысли, дают возможность расчета и максимального простого осуществления».

В-третьих, постигая физику, уча щийся познает и ее научный метод. Через него ученик начинает понимать, что ценность научного знания - в объективности, всеобщности, четкой определенности и возможности исполь зования каждым. Тогда же приходит осознание необходимости владения самими методами науки.

М. Ф а р а д е й: "... В нашем знании о знании, я бы осмелился

ска зать, много важнее знать, как достиг нуть знания, чем знать, что такое зна ние".

С. П. Капица: "Мы считаем, что один из наиболее ценных уроков физи ки - это ее метод, основанный на на блюдении и опыте, ведущий к индук тивному синтезу... Этот подход сохра няется и при реализации достижений физики в технике, при переносе ее методов в другие области науки. В нем мы видим основную ценность нашей отрасли знания и полезность опыта физики для других областей (помимо того положительного содержания пред ставлений о природе, которое она да ет)".

В-четвертых, есть еще одна доволь но существенная сторона воздействия физической науки на личность челове ка - восхищение перед красотой зако нов природы, которое проявляется у всех, глубоко погрузившихся в изуче ние физики. Разбуженные ею эмоции нередко оказываются настолько мощны ми и устойчивыми, что их обладатель готов навсегда связать свою дальней шую судьбу с наукой, с научным твор чеством. И тогда жизнь его с этого момента наполняется высочайшим смыслом служения истине.

А. Пуанкаре: "Тот, кто... увидел хотя бы издали "роскошную гармонию законов природы, будет более расположен пренебрегать своими маленькими эгоистическими интереса ми, чем любой другой. Он получит идеал, который будет любить больше самого себя, и это единственная почва, на которой можно строить мораль. Ради этого идеала он станет работать, не торгуя своим трудом и не ожидая ника ких из тех грубых вознаграждений, которые являются всем для некоторых людей. И когда бескорыстие станет его привычкой, эта привычка будет следо вать за ним всюду; вся жизнь его станет красочной- Тем более, что страсть, вдохновляющая его, есть любовь к истине, а такая любовь не является ли самой моралью?".

Этими замечательными словами о науке (во многом и нашей науке, ибо кто, как не школьные учителя, стоят у истоков творческого отношения молодежи к жизни) мы закончим беседу выда ющихся ученых и попытаемся осмыс лить свои впечатления от прочитанного.

В заключение еще раз подчеркнем, что изложенные здесь краткие сообра жения о физике как науке и научных знаниях - это всего лишь совокупность тех методологических идей, которые в процессе работы преподавателя должны быть конкретизированы и обоснованы соответствующим учебным материалом.

Л итература:

1. Прохоров А. М. Физика // БСЭ, 3-е изд.- Т. 27. - С. 337.

2. Волькенштейн М. В. Физика как теоретическая основа естествознания // Физическая теория. - М.: Наука, 1980. - С. 36,

3. Вайскопф В. физика в двадцатом столетии. - М.: Атомиздат, 1977. - С. 2-10.

4. Воспоминания об академике Л. А. Арци- мовиче. - М.: Наука, 1988. - С. 239.

5. Ньютон И. Оптика. - М.: Гостехиз дат, 1954. - С. 280, 281, 306.

6. П Л а н к М. Единство физической картины мира. - М.: Наука, 1966. - С. 23.

7. БольцманЛ. Статьи и речи. - М.: Наука, 1970. - С. 35, 56.

8. Жизнь науки. - М.: Наука, 1973. - С. 180, 198.

9. Ланжевен П. Избранные труды. - М,: Изд-во АН СССР. 1960. - С. 658.

10. Ломоносов М. В. Избранные произведения. - М.: Наука, 1986. - Т. Г. С. 33,

11. Ампер А.М. Электродинамика. – М.: Изд-во АН ССР, 1954 – с. 10.

12. Борн М. Физика в жизни моего поколения. – М., 1963 – с. 84, 190.
13. Общедоступные лекции и речи А. Г. Сто летова. - М., 1902. - С. 236.

    Мах Э. Познание и заблуждение: Очерки по психологии исследования. - М., 1909. - С. 188.

    Эйнштейн А, Собрание научных тру дов. - М.: Наука, 1967. - Т. IV . С. Ш, Ш, 229, 367, 405, 530.

    Бор Н. Атомная физика и человече ское познание; - М., 1961. - С. 142.

    Б р о и л ь Луи д е. По тропам науки. - М,: ИИЛ, 1962. - С. 162, 294, 295.

    К а п и ц а П. Л. Эксперимент. Теория. Практика, - М.г Наука, 1981. - С. 24, 190, 196.

    Ф е и н м а н Р. Характер физически» законов. - М.: Мир, 1968. - С. 9.

    В и г н е р Ю- Этюды о симметрии. - М.; Мир, 1971. - С. 187, 188.

    Вавилов С. И. Собр. соч. - М.: Изд-во АН СССР, 1956, - Т. III . С. 154.

    Мандельштам Л. И. Лекции по о птике, теории относительности и квантовой механике. - М.: Наука, 1972. - С. 326, 327.

23. Фейнман Р. КЭД - странная теория света и вещества. М.: Наука, 1988. - С- 13,

    Мах Э. Популярно-научные очерки. - СПб.. 1309. - С. 211.

    М и г д а л А. Б. Поиски истины. - М.: Молодая гвардия, 1983. - С. 153, 154,

26. Пуанкаре А. О науке. - М.; Наука, 1983. - С. 219.

    Гейзенберг В. Шаги за гори зонт. - М.: Прогресс, 1937. - С. 114, 208, 225.

    Галилео Галилей. Пробирных дел мас тер. - М.: Наука, 1987. - С. 41.

    Максвелл Дж. К. Статьи и речи. - М.: Наука. 1968. - С. 22, 37.

    Д а и с о н Ф. Математика в физических науках // Математика в современном мире. - М.: Мир, 1967. - С. 117.

    Поль Дирак и физика XX века- М.: Наука, 1990. - С. 97.

32. Китайгородский А. И. Физика - моя профессия. - М.:" Молодая гвардия. 1965. - С. 165.

    Шредингер Э. Новые пути в физике. - М.: Наука, 1971. - С. 22, 23.

    Фриш С. Э. Сквозь призму време ни. - М.: ИПЛ, 1992. - С. 371, 426.

    Стрельцова Г. Я. Блез Пас каль. - М.; Мысль. 1979. - С. 120.

    Ф е й н б е р г Б. Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. - М.: Наука, 1992. - С, 80.

    Дирак П. А. М. Воспоминания о необычайной эпохе. - М.: Наука, 1990. - С. 66.

    Т а м м И. Е. Собр. науч. трудов. - М.; Наука, 1975. - Т. II . С. 428.

    А л е к с а н д р о в Е. Б. Теневая наука // Наука и жизнь. – 1991. - № 1. – С.58.

    Ф р е н к е л ь Я. И. На заре новой физики. – Л.: Наука, 1969. – С. 261.

    У м о в Н. А. Культурная роль физических наук // Журнал русской физической мысли. - № 1, вып. I . – Реутов, 1991. – С. 9.

    И о ф ф е А. Ф. щ физике и физиках. – Л.: Наука, 1985. – С. 394.

    Современные историко-научные исследования(Великобритания). Реф. Сб. – М., 1983. – С. 68

    К а п и ц а С. П. образование в области физики и общая культура // Вестник АН СССР, 1982. – № 4. – С. 85.

1. Лобанов Игорь Евгеньевич. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕПЛООБМЕНА И ПОТОКА В КРУГЛЫХ ТРУБАХ С ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОКИМИ ВЫСТУПАМИ ПОЛУКРУГЛОГО ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ПРИ ТЕЧЕНИИ ВОЗДУХА ПРИ БОЛЬШИХ ЧИСЛАХ РЕЙНОЛЬДСА Есть рецензия .
Осуществлено математическое моделирование теплообмена в трубах с турбулизаторами, а также в шероховатых трубах, при больших числах Рейнольдса. Рассматривалось решение задачи о теплообмене для турбулизаторов потока полукруглого поперечного сечения на основе многоблочных вычислительных технологий, основанных на решении факторизованным конечно-объёмным методом (ФКОМ) уравнений Рейнольдса (замыкаемых с помощью модели переноса сдвиговых напряжений Ментера) и уравнения энергии (на разномасштабных пересекающихся структурированных сетках). Данный метод ранее был успешно применен и верифицирован экспериментом в для более низких чисел Рейнольдса.

2. Утешев Игорь Петрович. Управляемые землетрясения и вулканы (гипотеза). Часть 1 Есть рецензия .

3. Утешев Игорь Петрович. Управляемые землетрясения и вулканы (гипотеза). Часть 2 Есть рецензия .
В настоящей статье, на основе существующих представлений о природе землетрясений и вулканической активности, а также собственных представлений автора настоящей статьи, сделана попытка обосновать предлагаемый метод снижения тектонической активности на определенных территориях Земли, включающих материковые и океанические. В основе предлагаемого метода заложено использование геоэлектричества, как энергетического фактора влияния. В контексте настоящей статьи затронут вопрос возможности влияния на тектоническую активность предыдущей цивилизации, отрывочные сведения о которой дошли до нашего времени, с одной стороны благодаря записанным воспоминаниям, а с другой стороны от выдающегося провидца Эдгара Кейси, оставившего после себя записанные «чтения жизней» об Атлантиде.

4. Стёпочкин Евгений Анатольевич. О существовании эфира Есть рецензия .
В статье изложена нетрадиционная интерпретация опыта Морли-Майкельсона.

5. Серебряный Григорий Зиновьевич. АНАЛИЗ МОЩНОСТИ НЕЙТРОННОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА РЕАКТОРА ВВЭР-1200 В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫГОРАНИЯ И ВРЕМЕНИ ВЫДЕРЖКИ Есть рецензия .
Соавторы: Жемжуров Михаил Леонидович, доктор технических наук, заведующий лабораторией, Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны НАН Беларуси
Проведен анализ мощности нейтронного излучения для различных источников облученного ядерного топлива реактора ВВЭР-1200 для высоких выгораний и времени выдержки до 100 лет. Предложены аппроксимационные зависимости для расчета мощности нейтронного излучения.

6. Виноградова Ирина Владимировна. Высоколегированные стали в условиях ПАО «ММК» Есть рецензия .
Соавторы: Гульков Юрий Владимирович, кандидат технических наук, Санкт-Петербургский горный университет
В данной статье обозревается ситуация на российском и мировом рынке металлургической промышленности. Обосновывается необходимость использования новых видов сталей. Проводится оценка химических и физических свойств высоколегированных сталей российских и зарубежных производителей. Предлагается технические решения, обеспечивающие выпуск сталей специализированных характеристик.

7. Лобанов Игорь Евгеньевич. Математическое моделирование предельного теплообмена в круглых прямых трубах с турбулизаторами для теплоносителей в виде капельных жидкостей с переменными монотонно изменяющимися теплофизическими свойствами Статья опубликована в №69 (май) 2019
B данной статье была разработана численная теоретическая модель для расчёта предельных значений интенсифицированного теплообмена в условиях интенсификации теплообмена в трубах перспективных теплообменных аппаратов строительной индустрии за счёт турбулизации потока для жидких теплоносителей с переменными теплофизическими свойствами. Математическая модель описывает соответствующие процессы для широкого диапазона чисел Рейнольдса и Прандтля, что позволяет ещё точнее прогнозировать резервы интенсификации неизотермического теплообмена. Важнейшим выводом относительно полученных в рамках данного исследования результатов теоретического расчёта предельного интенсифицированного теплообмена следует признать относительную практическую ощутимость влияния неизотермичности на гидравлическое сопротивление, несмотря на то, что применяемые в современных теплообменных аппаратах современного строительного производства температурные перепады, как правило, относительно невелики.

8. Утешев Игорь Петрович. Отдельные мегалитические комплексы как инструменты селекции человеческого социума (гипотеза). Часть 3

9. Утешев Игорь Петрович. Отдельные мегалитические комплексы как инструменты селекции человеческого социума (гипотеза). Часть 2 Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
В данной статье сделана попытка объяснить назначение существующих на Земле отдельных мегалитических комплексов, около которых нередко присутствуют массовые человеческие захоронения. При рассмотрении пирамид Бру-на-Бойн, кромлеха Стоунхендж, храма Таршиен на острове Мальта с загадочным и жутким Храмом смерти Хал-Сафлиени – гипогей (мегалитическое подземное святилище), мегалитического комплекса Гебекли-Тепе, расположенного на юге Турции и каменных лабиринтов на Соловецких островах было высказано предположение, что эти мегалитические комплексы являются инструментами селекции человеческого социума. Этой цели служили все мегалитические комплексы на острове Мальта и, вероятно, многие на территории Земли, объединенные в единую систему.

10. Утешев Игорь Петрович. Отдельные мегалитические комплексы как инструменты селекции человеческого социума (гипотеза). Часть 1 Есть рецензия . Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
В данной статье сделана попытка объяснить назначение существующих на Земле отдельных мегалитических комплексов, около которых нередко присутствуют массовые человеческие захоронения. При рассмотрении пирамид Бру-на-Бойн, кромлеха Стоунхендж, храма Таршиен на острове Мальта с загадочным и жутким Храмом смерти Хал-Сафлиени – гипогей (мегалитическое подземное святилище), мегалитического комплекса Гебекли-Тепе, расположенного на юге Турции и каменных лабиринтов на Соловецких островах было высказано предположение, что эти мегалитические комплексы являются инструментами селекции человеческого социума. Этой цели служили все мегалитические комплексы на острове Мальта и, вероятно, многие на территории Земли, объединенные в единую систему.

11. Трутнев Анатолий Федорович. Новый подход к понятию заряда в физике (гипотеза) Есть рецензия .
.В статье представлен новый подход к понятию заряда в физике. По новому изложены принципы взаимодействия электрических зарядов, действия сил гравитации, описан механизм образования магнитного поля постоянных магнитов.

12. Лобанов Игорь Евгеньевич. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ В ТРУБАХ С ТУРБУЛИЗАТОРАМИ ДЛЯ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ В ВИДЕ КАПЕЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ С ПЕРЕМЕННЫМИ ИЗМЕНЯЮЩИМИСЯ МОНОТОННЫМ ОБРАЗОМ ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ
B данной статье была разработана теоретическая модель для расчёта предельного гидравлического сопротивления в условиях интенсификации теплообмена в трубах перспективных теплообменных трубчатых аппаратов за счёт турбулизации потока для жидких теплоносителей с переменными теплофизическими свойствами. Важнейшим выводом относительно полученных в рамках данной статьи результатов теоретического расчёта предельного гидравлического сопротивления следует признать относительную практическую ощутимость влияния неизотермичности на гидравлическое сопротивление, несмотря на то, что применяемые в современных теплообменных аппаратах современного производства температурные перепады, как правило, относительно невелики.

13. Лобанов Игорь Евгеньевич. ЗАМКНУТАЯ РЕКУРРЕНТНАЯ ФОРМА ТОЧНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НЕСТАЦИОНАРНОЙ ЛИНЕЙНОЙ ОБРАТНОЙ ЗАДАЧИ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ДЛЯ ТЕЛ ОДНОМЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ С ГРАНИЧНЫМИ УСЛОВИЯМИ НА ОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ Есть рецензия .
В данной работе получены точные аналитические решения для нестационарной линейной обратной задачи теплопроводности для тел одномерной геометрии с граничными условиями на одной поверхности, полученные в замкнутой рекуррентной форме. Приведённая в статье рекуррентная форма записи решения нестационарной линейной обратной задачи теплопроводности для тел одномерной геометрии с граничными условиями на одной поверхности - решение в замкнутой форме с единых позиций, что не всегда возможно в явной форме.

14. Утешев Игорь Петрович. Геоэлектричество как фактор влияния на биоту Земли (гипотеза) Есть рецензия . Статья опубликована в №66 (февраль) 2019
В данной статье сделана попытка объяснить присутствием в земной коре геоэлектричества биологические особенности Восточно-Африканской рифтовой системы, а также значимость места для многих миллионов верующих, на котором воздвигнут храм Гроба Господня в Иерусалиме, в котором на Пасху происходит Схождение Благодатного огня. Высказано предположение о геоэлектричестве, как энергетическом источнике для микроорганизмов, находящихся в земной коре, а также изложено предположение о природе образования нефти и газа.

15. Еременко Владимир Михайлович. Изменение климата. Другой взгляд Есть рецензия . Статья опубликована в №66 (февраль) 2019
В статье анализируется влияние роста мирового населения и сжигания человеком природных углеводородов на климат Земли.

16. Акованцев Пётр Иванович. Альтернативное объяснение причины Космологического красного смещения Статья опубликована в №67 (март) 2019
Космологическое красное смещение связали с расширением Вселенной, упустив из виду то, что свойства водорода, как среды распространения электромагнитного излучения (ЭМИ) на всём протяжении движения различны и зависят от температуры водорода. Доказано, что водород излучает (и поглощает) ЭМИ разной длины в зависимости от собственной температуры. Тем самым фраунгоферовы линии поглощения водорода могут находиться в любой части непрерывного спектра видимого излучения далёких галактик, и это зависит от температуры водорода, как среды окружения этих галактик. Непрерывный спектр излучения теряет часть волн спектра и чем дальше, тем в более длинноволновой зоне спектра находятся эти потери. Космологическое смещение не связано с изменением длины волны, а связано с температурой Вселенной, которая, по мере эволюционного развития, разогревается.

17. Лобанов Игорь Евгеньевич. Теория гидросопротивления в прямых круглых трубах с турбулизаторами для теплоносителей в виде капельной жидкости при переменных свойствах Есть рецензия .
B данной статье была разработана аналитическая теоретическая модель для расчёта значений гидравлического сопротивления в условиях интенсификации теплообмена в трубах перспективных теплообменных аппаратов за счёт турбулизации потока для теплоносителей в виде капельных жидкостей с переменными теплофизическими свойствами. Аналитическая модель справедлива для теплоносителей в виде капельных жидкостей с монотонно изменяющимися теплофизическими характеристиками. Аналитическая модель описывает соответствующие процессы для широкого диапазона чисел Рейнольдса и Прандтля, что позволяет ещё точнее прогнозировать резервы интенсификации неизотермического теплообмена. Важнейшим выводом относительно полученных в рамках данной статьи результатов теоретического расчёта предельного гидравлического сопротивления для теплоносителей в виде капельных жидкостей следует признать относительно практически небольшое влияние неизотермичности на гидравлическое сопротивление, поскольку применяемые в современных теп

18. Ильина Ирина Игоревна. Числа правят миром. Ч.1. Кватернионы Есть рецензия . Статья опубликована в №64 (декабрь) 2018

19. Ильина Ирина Игоревна. Числа правят миром. Ч.2. Октонионы Есть рецензия . Статья опубликована в №64 (декабрь) 2018
Когда и как образовалось пространство Вселенной в результате или после Большого взрыва? Ведь изначально полагалось, что пространства как такового не было. Образование пространства в настоящей работе рассматривается за счет распространения энергии Большого взрыва и самоорганизации потоков энергии в пространстве в материю. Материя также рассматривается как сложная форма пространства, обладающая структурой. В основе такой самоорганизации лежат четыре исключительные алгебры – действительных чисел, комплексных чисел, кватернионов и октонионов.

20. Утешев Игорь Петрович. Древние пирамиды и их аналоги как инструменты влияния на климат Земли (гипотеза) Есть рецензия . Статья опубликована в №64 (декабрь) 2018
В данной статье сделана попытка объяснить причину появления на поверхности Земли, за исторически небольшой период, огромного количества мегалитических комплексов, включая пирамиды, каменные круги на земле и другие масштабные мегалитические сооружения. В данной статье показана взаимосвязь строительство мегалитических объектов с надвигающимся очередным оледенением и сделана попытка связать строительство пирамид и иных мегалитических комплексов с возможностью влиять на климат Земли.

Если вы считаете, что физика - это скучно, то эта статья для вас. Мы расскажем нескучные факты, которые помогут по-новому взглянуть на нелюбимый предмет.

Хотите больше полезной информации и свежих новостей каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм .

№1: почему Солнце по вечерам красное?

Вообще-то свет Солнца белый. Белый свет при его спектральном разложении представляет собой сумму всех цветов радуги. В вечернее и утреннее время лучи проходят через низкие приземные и плотные слои атмосферы. Частицы пыли и молекулы воздуха, таким образом, работают как красный фильтр, лучше всего пропуская красную составляющую спектра.

№2: откуда взялись атомы?

Когда Вселенная образовалась, атомов не было. Были только элементарные частицы, да и то не все. Атомы элементов практически всей таблицы Менделеева образовались в ходе ядерных реакций в недрах звезд, когда более легкие ядра превращаются в более тяжелые. Мы и сами состоим из атомов, образовавшихся в далеком космосе.

№3: сколько в мире «темной» материи?

Мы живем в материальном мире и все, что есть вокруг, – материя. Ее можно потрогать, продать, купить, можно что-то построить. Но в мире есть не только материя, а еще и темная материя. Она не излучает электромагнитного излучения и не взаимодействует с ним.

Темную материю, по понятным причинам, никто не трогал и не видел. Ученые решили, что она существует, наблюдая некоторые косвенные признаки. Считается, что темная материя занимает около 22% в составе Вселенной. Для сравнения: привычная нам старая добрая материя занимает лишь 5%.

№4: какая температура у молнии?

И так понятно, что очень высокая. По данным науки она может достигать 25000 градусов Цельсия. Это во много раз больше, чем на поверхности Солнца (там всего около 5000). Настоятельно не рекомендуем пытаться проверять, какая температура у молнии . Для этого в мире есть специально обученные люди.

Есть! Учитывая масштабы Вселенной, вероятность этого и ранее оценивалась достаточно высоко. Но лишь относительно недавно люди начали открывать экзопланеты.

Экзопланеты вращаются вокруг своих звезд в так называемой «зоне жизни». Сейчас известно более 3500 экзопланет, и открывают их все чаще.

№6: сколько лет Земле?

Земле около четырех миллиардов лет. В контексте с этим интересен один факт: самой большой единицей измерения времени является кальпа. Кальпа (иначе - день Брахмы) – это понятие из индуизма. Согласно ему день сменяется ночью, равной ему по продолжительности. При этом, продолжительность дня Брахмы с точностью до 5% совпадает с возрастом Земли.

Кстати! Если времени на учебу катастрофически не хватает, обратите внимание. Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на


№7: откуда берется полярное сияние?

Полярное или северное сияние – это результат взаимодействия солнечного ветра (космического излучения) с верхними слоями атмосферы Земли.

Заряженные частицы, прилетевшие из космоса, сталкиваются с атомами в атмосфере, в результате чего те возбуждаются и излучают свет. Это явление наблюдается на полюсах, так как магнитное поле Земли «захватывает» частицы, защищая планету от «бомбардировки» космическими лучами.

№8: правда ли, что вода в раковине закручивается в разные стороны на северном и южном полушариях?

На самом деле это не так. Действительно, существует сила Кориолиса, действующая на поток жидкости во вращающейся системе отсчета. В масштабах Земли действие этой силы настолько мало, что наблюдать закручивание воды при стоке в разные стороны можно только в очень тщательно подобранных условиях.

№9: чем вода отличается от других веществ?

Одно из фундаментальных свойств воды – это ее плотность в твердом и жидком состояниях. Так, лед всегда легче жидкой воды, поэтому всегда находится на поверхности и не тонет. А еще, горячая вода замерзает быстрее холодной. Этому парадоксу, названному эффектом Мпембы, до сих пор не нашли точного объяснения.

№10: как скорость влияет на время?

Чем быстрее движется объект, тем медленнее будет идти для него время. Здесь можно вспомнить парадокс близнецов, один из которых путешествовал на сверхбыстром космическом корабле, а второй оставался на земле. Когда космический путешественник вернулся домой, он застал своего брата стариком. Ответ на вопрос, почему так происходит, дает теория относительности и релятивистская механика .


Надеемся, наши 10 фактов о физике помогли убедиться в том, что это не только скучные формулы, а целый мир вокруг нас.

Тем не менее, формулы и задачи могут доставить массу хлопот. Чтобы сэкономить время мы собрали самые популярные формулы и подготовили памятку по решению физических задач .

А если вы устали от строгих преподавателей и бесконечных контрольных, обратитесь в , который поможет быстро решить даже задания повышенной сложности.

Если вы считаете физику скучным и ненужным предметом, то глубоко заблуждаетесь. Наша занимательная физика расскажет, почему птица, сидящая на проводе линии электропередач, не гибнет от удара током, а человек, попавший в зыбучие пески, не может в них утонуть. Вы узнаете, действительно ли в природе не существует двух одинаковых снежинок и был ли Эйнштейн в школе двоечником.

10 занимательных фактов из мира физики

Сейчас мы ответим на вопросы, которые волнуют многих людей.

Зачем машинист поезда сдает назад перед тем, как тронуться?

Всему виной сила трения покоя, под воздействием которой находятся стоящие без движения вагоны поезда. Если паровоз просто поедет вперед, он может не сдвинуть состав с места. Поэтому он слегка отталкивает их назад, сводя к нулю силу трения покоя, а затем придает им ускорение, но уже в другом направлении.

Существуют ли одинаковые снежинки?

Большинство источников утверждает: в природе не существует одинаковых снежинок, поскольку на их формирование влияет сразу несколько факторов: влажность и температура воздуха, а также траектория полета снега. Однако занимательная физика утверждает: создать две снежинки одинаковой конфигурации можно.

Это экспериментально подтвердил исследователь Карл Либбрехт. Создав в лаборатории абсолютно идентичные условия, он получил два внешне совершенно одинаковых снежных кристалла. Правда, следует отметить: кристаллическая решетка у них все-таки была разной.

Где в Солнечной системе находятся самые большие запасы воды?

Никогда не догадаетесь! Самым объемным хранилищем водных ресурсов нашей системы является Солнце. Вода там находится в виде пара. Его наибольшая концентрация отмечена в местах, которые мы называем «пятнами на Солнце». Ученые даже высчитали: в этих районах температура на полторы тысячи градусов ниже, чем на остальных участках нашей горячей звезды.

Какое изобретение Пифагора было создано для борьбы с алкоголизмом?

Согласно легенде, Пифагор, дабы ограничить употребление вина, сделал кружку, которую можно было наполнить хмельным напитком только до определенной метки. Стоило превысить норму хоть на каплю, и все содержимое кружки вытекало наружу. В основе этого изобретения лежит действие закона о сообщающихся сосудах. Изогнутый канал в центре кружки не позволяет ее наполнять до краев, «избавляя» емкость от всего содержимого в случае, когда уровень жидкости находится выше изгиба канала.

Можно ли превратить воду из проводника в диэлектрик?

Занимательная физика утверждает: можно. Проводниками тока являются не сами молекулы воды, а содержащиеся в ней соли, точнее их ионы. Если их удалить, жидкость потеряет способность проводить электрический ток и станет изолятором. Другими словами, дистиллированная вода является диэлектриком.

Как выжить в падающем лифте?

Многие считают: нужно подпрыгнуть в момент удара кабины о землю. Однако данное мнение неверно, поскольку предугадать, когда произойдет приземление, невозможно. Поэтому занимательная физика дает другой совет: лягте спиной на пол лифта, стараясь максимально увеличить площадь соприкосновения с ним. В этом случае сила удара будет направлена не на один участок тела, а равномерно распределится по всей поверхности — это значительно увеличит ваши шансы на выживание.

Почему птица, сидящая на проводе высокого напряжения, не гибнет от удара током?

Тела пернатых плохо проводят электрический ток. Прикасаясь лапами к проводу, птица создает параллельное соединение, но поскольку она является не самым лучшим проводником, заряженные частицы движутся не через нее, а по кабельным жилам. Но стоит птахе соприкоснуться с заземленным предметом, и она умрет.

Горы находятся к источнику тепла ближе равнин, но на их вершинах гораздо холоднее. Почему?

Этот феномен имеет очень простое объяснение. Прозрачная атмосфера беспрепятственно пропускает солнечные лучи, не поглощая их энергию. Зато почва отлично впитывает тепло. Именно от нее потом и прогревается воздух. Причем чем выше его плотность, тем лучше он удерживает получаемую от земли тепловую энергию. Но высоко в горах атмосфера становится разреженной, а потому и тепла в ней «задерживается» меньше.

Могут ли засосать зыбучие пески?

В фильмах нередко встречаются сцены, где люди «тонут» в зыбучих песках. В реальной жизни — утверждает занимательная физика — подобное невозможно. Выбраться самостоятельно из песчаного болота у вас не получится, ведь чтобы вытащить только одну ногу, придется приложить столько усилий, сколько тратится на подъем легкового автомобиля средней массы. Но и утонуть вы тоже не сможете, поскольку имеете дело с неньютоновской жидкостью.

Спасатели советуют в таких случаях не делать резких движений, лечь спиной вниз, раскинуть руки в стороны и ждать помощи.

Существует ли в природе ничто, смотрите в видео:

Удивительные случаи из жизни известных физиков

Выдающиеся ученые в большинстве своем фанатики своего дела, способные ради науки на все. Так, например, Исаак Ньютон, пытаясь объяснить механизм восприятия света человеческим глазом, не побоялся поставить опыт на себе. Он ввел в глаз тонкий, вырезанный из слоновой кости зонд, одновременно надавив на тыльную часть глазного яблока. В результате ученый увидел перед собой радужные круги и доказал таким образом: видимый нами мир — не что иное, как результат давления света на сетчатку.

Русский физик Василий Петров, живший в начале XIX века и занимавшийся изучением электричества, срезал на своих пальцах верхний слой кожи, чтобы повысить их чувствительность. В то время еще не существовало амперметров и вольтметров, позволявших измерять силу и мощность тока, и ученому приходилось делать это наощупь.

Репортер спросил А. Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то куда — в блокнот, записную книжку или специальную картотеку. Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить».

А вот француз Жан-Антуан Нолле предпочел поставить эксперимент на других, Проводя в середине XVIII века эксперимент по вычислению скорости передачи электрического тока, он соединил 200 монахов металлическими проводами и пропустил по ним напряжение. Все участники эксперимента дернулись практически одновременно, и Нолле сделал вывод: ток бежит по проводам ну о-о-очень быстро.

Историю о том, что великий Эйнштейн был в детские годы двоечником, знает практически каждый школьник. Однако на самом деле Альберт учился очень хорошо, а его знания по математике были гораздо глубже, чем того требовала школьная программа.

Когда юный талант попытался поступить в высшую политехническую школу, он набрал высший балл по профильным предметам — математике и физике, но по остальным дисциплинам у него оказался небольшой недобор. На этом основании ему было отказано в приеме. На следующий год Альберт показал блестящие результаты по всем предметам, и в возрасте 17 лет стал студентом.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

    Задача о волнах малой амплитуды в канале переменной глубины

    В работе рассматриваются две частные задачи гидродинамики и теории волн непотенциальное движение идеальной несжимаемой неоднородной жидкости над твердым и деформируемым дном. Представленная математическая модель аналитически реализована в линейной аппроксимации. Полученное решение позволяет...

    2005 / Перегудин Сергей Иванович
  • Конструирование баргмановских гамильтонианов матричного уравнения Шредингера

    Предложен способ построения баргмановских гамильтонианов матричного уравнения Шредингера и решения этого уравнения, основанный на свойствах характеристической функции. Его можно использовать для решения многих задач квантовой физики и теории солитонов.

    2008 / Зайцев А. А., Каргаполов Д. А.
  • Определение потенциальной функции молекулы AsH3 на основе экспериментальных данных

    Рассматривается задача определения внутримолекулярной потенциальной функции молекулы типа симметричного волчка на примере молекулы арсина AsH3. Для решения данной задачи разработан пакет программ на аналитическом языке MAPLE, позволяющий связывать между собой параметры потенциальной функции,...

    2006 / Юхник Ю. Б., Бехтерева Е. С., Синицын Е. А., Булавенкова А. С.
  • Акустическая неустойчивость в камерах с усреднённым потоком и выделением тепла

    Acoustic instability appearing in chambers with isothermal or reacting mean flow is an important engineering problem. The subject of this work is the instability that is coupled with vortex shedding and impingement, which can also be accompanied by heat release. A reduced-order theory is formulated ...

    2004 / Matveev Konstantin I.
  • Дифракционные эффекты при измерении скорости звука в жидкостях

    Рассмотрены абсолютная и относительная дифракционные погрешности измерителей скорости звука в жидкостях. Показано, что в режиме постоянной длины звуковой волны могут быть введены дифракционные поправки во всем диапазоне измерения скорости звука по независимым данным в реперной точке при температуре...

    2009 / Бабий Владлен Иванович
  • Профессор Г. А. Иванов и его научная школа

    Статья посвящена памяти профессора Г. А. Иванова известного ученого, специалиста в области физики твердого тела, педагога, заведующего кафедрой общей и экспериментальной физики РГПУ им. А. И. Герцена, организатора научного направления и научной школы в области физики полуметаллов и узкозонных...

    2002 / Грабов Владимир Минович
  • Двойной ядерный квадрупольный резонанс 14N некоторых азотсодержащих соединений

    Рассмотрены особенности наблюдения сигналов ЯКР азота косвенными методами. Определены условия повышения эффективности контакта спиновых подсистем в статических магнитных полях. Это позволяет регистрировать спектры 14N в диапазоне частот менее 1 МГц при комнатной температуре. Метод может...

    2009 / Гречишкин В. С., Шпилевой А. А.
  • СПЕКТРАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ УРАНОВЫХ КОМПЛЕКСОВ В КРИСТАЛЛАХ LiF

    Представлены результаты исследований с наносекундным временным разрешением спектрально-кинетических параметров импульсной фотолюминесценции при 300 К кристаллов LiF, содержащих уран-гидроксильные комплексы. Показано, что облучение кристалла электронами приводит к разрушению этих комплексов, к...

    2008 / Лисицына Л. А., Путинцева С. Н., Олешко В. И., Лисицын В. М.
  • VIII международная конференция «Физика в системе современного образования (ФССО-05)»

    2005 /
  • Энергия границ зерен наклона в металлах и сплавах с ГЦК решеткой

    Рассчитаны зависимости энергии границ зерен от угла разориентации соседних зерен в ГЦК-металлах и упорядоченных сплавах со сверхструктурой L12. На зависимостях зернограничной энергии от угла разориентации в металлах и упорядоченных сплавах обнаружен скачок энергии при 42°, связанный со сменой типа...

    2008 / Векман Анатолий Валериевич
  • Исследование нелинейного взаимодействия сходящихся звуковых пучков в воздухе

    2004 / Воронин В. А., Лавердо И. Н.
  • Приближённое аналитическое решение линеаризованного по скорости уравнения Навье-Стокса в сфероидальной системе координат

    2010 / Миронова Н. Н.
  • Моделирование распределения атомов фоновой примеси вблизи краевой дислокации в кремнии

    2006 / Какурин Ю. Б.
  • Исследование экологического состояния мелководья с использованием параметрической антенны

    2001 / Аббасов И. Б.
  • Метод аппроксимации для определения числовых характеристик некоторых низкочастотных звуков человеческой речи

    2008 / Митянок В. В.
  • Развитие электровзрывной технологии получения нанопорошков в НИИ высоких напряжений при Томском политехническом университете

    Представление данные о работах, выполненных в НИИ высоких напряжений и связанных с электрическим взрывом проводников и получением нанопорошков.

Loading...Loading...