Твардовский за далью даль кратко. Поэма «За далью даль

В послевоенные годы заметно активизировалась общественно-литературная деятельность Твардовского. В возглавляемом им с 1950 г. журнале «Новый мир» были напечатаны и резко критический очерк В. Овечкина «Районные будни», и такие правдивые произведения о войне, как роман В. Гроссмана «За правое дело» и повесть Э. Казакевича «Сердце друга». Это вызвало резкие нападки официальной критики. Еще ранее, в 1947 г., после нескольких «проработанных» статей была прекращена публикация в журнале «Знамя» прозаической книги Твардовского «Родина и чужбина», состоявшей из очерков и дневниковых, часто исповедальных записей.

С началом «оттепели» «Новый мир» сделался еще смелее, а сам главный редактор начал публиковать главы своей новой поэтической книги «За далью - даль» (1950-1960).

На первый взгляд эта книга может показаться простым дневником путешествия в Сибирь и на Дальний Восток. Однако помимо того, что в ней отразились впечатления нескольких таких поездок, начиная с 1948 г., тут сочетаются, по выражению автора, «два разряда путешествий» - не только в пространстве, но и во времени:

Две дали разом - та и та -
Влекут к себе одновременно...

И те края, куда я еду,
И те места, куда - нет-нет -

По зарастающему следу
Уводит память давних лет...

О подобном замысле, вначале относившемся к прозе, говорилось еще в «Родине и чужбине»: «...повесть не повесть, дневник не дневник, а нечто такое, в чем явятся три-четыре слоя разнообразных впечатлений... Предчувствуется большая емкость такого рода прозы. Чего-чего не вспомнить, не скрестить и не увязать при таком плане. Дело только в том, чтобы, говоря как будто про себя, говорить очень не „про себя“, а про самое главное».

Такие «слои разнообразных впечатлений», по мысли поэта, должны были образовать и книгу «За далью - даль»: встающие в памяти «отчий край Смоленский», скромная отцовская кузница и ее великий родич - «опорный край державы», индустриальный Урал, Волга и «звездная» Сибирь, разномастные дорожные попутчики; едущие в неизведанные края молодожены и возвращающийся оттуда несправедливо осужденный при Сталине друг детства автора, торжество перекрытия Ангары и посещение печально знаменитой, а ныне опустевшей тюрьмы - Александровского централа.

Рисуя этот «мир большой и трудный», Твардовский стремится заново переосмыслить пережитое, не обходя горестей, бед и подлинных трагедий, испытанных народом. Уже в одной из первых глав книги, «Литературный разговор», он не только горько и язвительно высмеивал фальшивые, «лакирующие» действительность произведения, желая, как и читатели, ощущать в искусстве «жар живой, правдивой речи, а не вранья холодный дым», но и создал внешне фантастическую, но, в сущности, вполне реальную фигуру незримого, как бы внутреннего редактора, который пробрался в самую душу писателя и боязливо вытравляет из задуманного и написанного им все самостоятельное и смелое.

С той поры выражение «внутренний редактор» вошло в литературный обиход. Ho самый большой общественный резонанс возбудили впоследствии главы «Друг детства» и в особенности «Так это было», посвященные переосмыслению роли Сталина и раздумьям поэта, считавшего, что и он «за все в ответе»:

О том не пели наши оды,
Что в час лихой, закон презрев,
Он мог на целые народы
Обрушить свой верховный гнев...

В этой главе еще нет полного, окончательного осознания всего происшедшего в недавнем прошлом со страной и народом, но уже появляется скупо, но выразительно нарисованный образ человека из народа, который вынужден расплачиваться за все совершенное Сталиным: землячка поэта из «послевоенного вдовьего края», тетка Дарья, «с ее терпеньем безнадежным, с ее избою без сеней и трудоднем пустопорожним...».

He только в этой главе, но и во всей книге отразились переходный характер времени, когда она писалась, трудный, постепенный отказ от укоренившихся взглядов и иллюзий.

Твардовский А.Т. – писатель, который за свою непродолжительную жизнь оставил неизгладимый след в памяти читателей, написав замечательные произведения. Среди написанных работ и поэма Твардовского «За далью-даль», что является автобиографическим произведением, которое он начал писать, вдохновившись своим путешествием по нашей стране-матушке.

За далью - даль Твардовский краткое содержание

Произведение состоит из пятнадцати частей, где автор делится с нами путевыми своими зарисовками, своими раздумьями, впечатлениями, рассказывая нам о своей поездке, что началась в Москве по направлению на Дальний Восток. Чтобы быстро ознакомиться со всеми небольшими частями произведения «За далью — даль» Твардовского, предлагаем к вашему вниманию краткое содержание.

Уже вначале работы автор нам рассказывает о путешествии и о тех мотивах, что подвигли его на поездку. Герой весь в предвкушении от поездки поездом и от того, что ждет его там, впереди. Мы видим в части под названием «В дороге», настроение героя, который желает побывать в новых для себя местах. Настроение у него замечательное, он рад каждому попутчику. Далее мы знакомимся с частью «Семь тысяч рек». Именно так отзывается герой о Волге. Этой реке автор посвятил целую часть. Он ее называет «срединой Земли родной», «Волга-матушка одна», несмотря на то, что есть и мощнее реки. Писатель воспевает реку, рассказывает о том, как любуются ею люди, как «в нее смотрелось пол — России» и насколько она красивая и большая.

Далее мы переносимся в воспоминания героя, где он рассказывает о своем родном крае Загорье, где прошла его юность в кузнице, а далее проезд через Урал «Я еду мимо, И что-то сжалося в груди: Тебя, как будто край родимый, Я оставляю позади», а далее «за Уралом — Зауралье» и уже иная даль.

В следующей части «Две дали» автор прощается с Уралом и встречает новый край, Сибирь, знакомя нас со встречающимися пейзажами, которые герой наблюдает из окна. Здесь же автор ведет разговор с нами, читателями «Читатель! Друг из самых лучших» «продолжим, стало быть, беседу». И беседа уже продолжается в части «Литературный разговор», где писатель знакомит нас со своими спутниками, давая их краткие характеристики. Так герой нам повествует о молодой паре, дамочке в пижаме, майоре и вновь герой обращается к читателю.

В поэме Твардовского «За далью — даль» лирический герой встречается и со своим другом детства, вспоминая с ним прошлые беззаботные времена в части «Друг детства». Также в путешествии автор нам рассказывает об исторических военных событиях, что происходили в стране, о которых мы узнаем из главы «Фронт и тыл». Здесь автор рассказывает о споре, что завязался между попутчиками на тему фронта «шел спор о фронте и о тыле, — Не что важней, А где трудней». Далее Ангара, Байкал, Владивосток.

В конце автор вновь обращается к читателям, которые в своем воображении вместе с героем постигли дали. Автор пишет о желании читателей узнать героя поэмы, но как такового героя и нет, вернее, герои произведения «Ты да я, да мы с тобой», то есть, сам автор и читатели. Завершает автор свою работу прощанием с читателями «Прощай. До новой дали», называя читателей «Старым другом».

История создания За далью даль Твардовского

История создания «За далью-даль» Твардовского начинается в 1950 году. Написать поэму авто решил после того, как ушел из журнала «Новый мир», и отправился путешествовать страной, записывая все в свой дневник. Писал автор свое произведение целых десять лет и завершил его в 1960 году.
Я же в своей работе над поэмой Твардовского «За далью-даль» и в своем сочинении хочу отметить большой талант писателя, который позволил нам представить величие нашей страны.

Крупнейшим послевоенным произведением советского поэта Александра Твардовского является поэма «За далью – даль». С самого начала поэма формировалась не как произведение на частную («сибирскую») тему. Твардовский стремился дать широкое осмысление эпохи, ее наиболее существенных закономерностей, поэтому он избирает свободную структуру повествования, которая позволяла бы ему освещать события движущегося времени.

Поэма Твардовского построена по принципу обозрения эпохи, народной жизни. Ее сюжет как бы «открыт», и «без начала, без конца».

Эпический замысел поэта был продиктован необходимостью осмыслить итоги Великой Отечественной войны. В поэме тема исторических судеб народа, Родины предстает в широком, эпохальном освещении. Здесь изображается не только современность, но и историческое прошлое. Поэт отказывается от центрального героя, как это было в предшествующих поэмах, и все повествование ведется от авторского «я». Твардовский, как и Маяковский в поэме «Во весь голос», сам решил рассказать о времени и о себе. Поэма является исповедью современника, прошедшего вместе с народом путь испытаний и побед. Перед нами лирико-философское раздумье, «дорожный дневник».

Путешествие, которое предпринимает автор, не совсем обычно, оно воспринимается как важное, значительное событие в его жизни. Дальний путь поэта, пролегающий через всю страну – от Москвы до Владивостока, насыщен раздумьями о его времени, о себе, обо всем, что происходит на белом свете, о будущем страны и человечества.

По признанию самого автора, в поэме – «ни завязки, ни развязки». Сюжет построен на дорожных впечатлениях автора – кассира поезда «Москва – Владивосток». Форма непринужденного разговора и размышлений в связи с дорожными впечатлениями и наблюдениями позволяет Твардовскому свободно вести читателя по бескрайним далям пространства и времени, говорить о многих важных вопросах жизни, делиться задушевными мыслями. Рисуя этапы пути, дорожные встречи и картины, автор расширяет круг своих наблюдений и сопоставлений до широких исторических обобщений.

Смысл заглавия «За далью – даль» — в самом содержании поэмы. По меньшей мере три дали видит художник необъятность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времени и судеб; и, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя, стремящегося осмыслить итоги минувшей войны и послевоенных лет.

Сам образ поэта, находившегося в путевой обстановке, у которого картины родной природы, необъятные дали страны, встречи и беседы в пути вызывают размышления о судьбах своего Отечества, о долге человека и человечества, — этот образ повествователь предстает как образ нашего современника, живущего богатой духовной жизнью. Обычный дорожный эпизод – переезд через Волгу – вызывает мысль о великих стройках на реке, о давней, еще со времен Петра, мечте русских соединить водные пути России с пятью морями.

Так построены почти все главы поэмы. Постепенно оказываются в поле зрения различные события современности и недавнего прошлого: освоение Сибири («Огни Сибири»), Отечественная война («Фронт и тыл»), судьба молодого поколения («Москва в пути»), история невинно пострадавшего сверстника («Друг детства»), героизм строителя наших дней («На Ангаре»).

Как дорог мне в родном народе
Тот молодеческий резон,
Что звал всегда его к свободе,
К мечте, живущей испокон.

Необъятную территорию родной земли поэт сравнивает со звездной ширью:

Как Млечный Путь, огни земные
Вдоль моего текут пути.

В главе «Огни Сибири» дается таким образом картина:

Сибирь!
Леса и горы скопом.
Земли довольно, чтоб не ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.

Перед взором поэта проплывает Волга-матушка, вобравшая в себя семь тысяч рек, Урал с его «главной кувалдой страны», сибирская тайга, Байкал, Забайкалье, тысячеверстные просторы вплоть до Тихого океана. И невольно вырывается слово сыновнего признанья:

Да, я причастен к этой гордой силе
И в этом мире – богатырь
С тобой, Москва,
С тобой, Россия,
С тобою, звездная Сибирь!

На всю жизнь поэт сохраняет как самое святое ощущение «малой родины» чувство преданной любви к этому уголку России, где ему впервые пришлось увидеть свет.

С дороги – через всю страну –
Я вижу отчий край смоленский…

Память поэта восстанавливает картины босоногого детства, тревожной юности, трудных военных лет. Минувший и нынешний день сплетаются в тугой узел под перестук вагонных колес. Созидание и доброта – вот нравственный камертон, по которому выверяет ход времени автор поэмы. Совсем по-пушкински, по-некрасовски вырывается из наболевшей души поэта:

Мне жизни радостно и больно,
Я верю, мучаюсь, люблю.

Сливаясь воедино, «три дали» придают особую глубину видения мира. Перед нами – бесконечное полотно жизни, данное в трех изменениях: пространственном, временном, нравственно-психологическом. В своей поэме автор даже самые драматические события и явления воспроизводит с позиции правды:

За годом — год, за вехою – веха,
За полосою – полоса,
Нелегок путь,
Но ветер века –
Он в наши дует паруса.

Раздумья о народе, его трудовом и ратном подвиге, о красоте его души, о его вечности и силе в центре всех глав: и героических, и лирических, и трагедийных. Автор показал трудный опыт советского периода.

Твардовский создал новый тип лирической поэмы – лирико-философскую эпопею. Он смело говорил о самых сложных и противоречивых явлениях эпохи и давал им глубокое социально-историческое и философское толкование.

Поэма "За далью - даль" написана в послевоенное время, автор её - выдающийся писатель, подполковник и просто неравнодушный к Отечеству человек. Жизнь его была тернистой и короткой. Создавая данное произведение, он не пожалел себя, отдавшись странствиям и изложив на листе бумаги трагедии военного времени.

Немного об авторе

В 1910 году на Смоленщине. Его отец зарабатывал на хлеб, будучи кузнецом, часто устраивал вечера чтения произведений великих поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других. Это стало первым решающим толчком в литературном развитии творца. Мама Александра Трифоновича была очень чуткой и заботливой, об этом он неоднократно упоминал в своих стихотворениях и заметках. Поэт окончил и Институт литературы в Москве (МИЛФИ). Первое стихотворение Твардовского было написано ещё в раннем детстве. Во время войны был в рядах солдат с самого начала и до победы в борьбе с немецкими фашистами. За что не единожды награждён орденами и медалями. Война по-особому коснулась души поэта, что невозможно не заметить, прочитав хотя бы одно стихотворение Твардовского. В последние годы Александр Трифонович был главным редактором литературного журнала "Новый мир", с этой должности его долго и разными методами пытались снять. Александр Трифонович был непоколебим до того, пока не уволили его заместителей, взамен поставив врагов. После ухода из журнала Александр Трифонович осел на даче с грустью о былом, а затем решил объездить матушку-родину. Великий поэт недолго прожил, оставив в памяти читателей и товарищей по перу неизгладимый след. Умер Твардовский в 1971 году.

"За далью - даль" (Твардовский): краткое содержание

Произведение относят к лирическому жанру написания с эпическим наклоном. Оно состоит из 15 глав с плавным переходом от одной к другой. Вдохновением для поэмы стало путешествие по России, включающее в себя Сибирь, Урал, Дальний Восток. Поэма имеет автобиографический характер, присутствуют диалоги и описание пейзажей родины. На одной из остановок автор встречает своего друга детства, которому посвящает одну из глав поэмы. Если говорить коротко, то основа произведения - размышления, воспоминания и описание видов из окна вагона.

"За далью - даль" (Твардовский): история создания

Поводами для создания произведения стали уход автора из журнала "Новый мир" и тяжкие, пережитые во времена войны события. Долгие десять лет писал поэму "За далью - даль" Твардовский. Краткое содержание следует предварить объяснением мотивов для ее создания. Поэт в сомнениях и горьких воспоминаниях решается отправиться в путешествие по России, начиная с Урала, потом в Сибирь и на Дальний Восток. Все эти ощущения от поездок и составляют путеводный дневник "За далью - даль". В одной из поездок Твардовский встречает друга, которому посвящён один из разделов поэмы. Также не забывает автор упомянуть о своей малой Родине. После выхода в свет произведение стало лидером среди современных поэм. Но особой критики и обсуждения не было удостоено.

Подробнее о главах поэмы

Вступление и первая глава повествуют о мотивах путешествия писателя. Рассуждения из окна вагона о далях и предвкушении предстоящих впереди событий окаймлены весёлым нравом автора. Прощаясь с Москвой, лирический герой радостно ожидает чего-то от этой поездки. Глава "В дороге" показывает авторское настроение и желание новых ощущений в неизведанных местах родины. Радуется каждому новому попутчику и образу за окошком Александр Твардовский. "За далью - даль" по главам описывает порядок поездок в разные уголки страны.

Далее писатель описывает необъятную Волгу, называя её "Семь тысяч рек". Он пишет о Волге как о вездесущей реке, в которую "смотрело пол-России". Все с нескрываемым восторгом рассматривают реку, забывая даже, чем были заняты. Называя её матушкой, поэт желает донести величавость и красоту Волги. Поистине она проходит вдоль большой части русской земли и наполняет множество озёр.

Глава "Две кузницы" отображает воспоминания автора о своей юности в Загорье, где он вырос в кузнице отца, и приезд на Урал. Две кузницы как отражение отца-добытчика в семье и Урала-добытчика, кузнеца всей державы. В поэме писатель называет Урал батюшкой, что также говорит о его побуждениях прославить и отдать честь русской местности.

Сопоставление "двух далей"

В разделе "Две дали" автор прощается с Уралом и приветствует Сибирь, описывая её пейзажи и всё, что попадает в его Представляя себе одну и наблюдая за второй далью, одновременно приходит в восторг и печалится. Поэт вложил в эту главу и более прошлое и настоящее страны: горести войны, трагические потери и радость новостроек, кипящий труд, восстановление державы. Но память переполняется пережитым горем, о чём достаточно эмоционально написал Твардовский.

Друг юности как отголосок прошлого

Поэма Твардовского "За далью - даль" наполнена красочными и чувственными размышлениями. В каждой из глав автор ведёт диалог с читателем, что добавляет живость тексту. В "Литературном разговоре" он рассказывает про своих попутчиков, с которыми уже едет третьи сутки: тут и майор, и молодая пара, и дамочка в пижаме. Не упуская из виду внешние особенности каждого из них, добавляет свои домыслы и предположения по поводу их дальнейших действий. Также здесь присутствует диалог с читателем.

Во время путешествия Александр Трифонович встречает своего давнего друга, с которым у него завязывается разговор. Они вспоминают детство, как вместе пасли скот, палили костры в лесу, школу и комсомол. Товарищи юности, не видевшись 17 лет, имеют пять минут для разговора на станции "Тайшет". С безумной грустью расстаются друзья. Эта встреча оставляет нотку печали на душе у автора.

Отрывки воспоминаний о войне

Вся поездка длится десять дней, но включает в себя столетие истории народа и масштабное описание территории России. Здесь и холодный могучий Урал, и Сибирь - "завод и житница державы", и Дальний Восток. Исторические военные моменты описываются в главе "Фронт и Тыл". Играющая мыслями и образами поэма "За далью - даль" (Твардовский), краткое содержание которой достаточно объёмное, ведь и само произведение имеет глубокий смысл и долгий период написания, соединила в себе прошлую и настоящую жизнь народа.

Отнесся к этой работе, как к последней, вложил всего себя в написание поэмы "За далью - даль" Твардовский. Краткое содержание даже малую долю всех прелестей и тонкостей произведения не вмещает в себя. Прочитав хотя бы один отрывок, читатель перенесётся в глубокие размышления и воспоминания автора. В последних главах о путешествии обратно в Москву писатель на листе отдаёт честь судьбе за столь решающий шаг в его жизни.

Глубокий смысл понятия далей в произведении

Анализ поэмы Твардовского "За далью - даль" - это повествование о невероятном мастерстве описания лесов и долин, рек и озёр великой родины, о жизни и воспоминаниях автора, о фрагментах войны, взятых из памяти поэта. Но более важной сутью векового произведения является сопоставление времён, печали и радости обитателей эпохи и осознание приходящего нового века. Автор как будто сквозь всю свою жизнь пронёс воспоминания, гармонично вместил их в лирично-эпическую поэму "За далью - даль", добавил масштабы и красоты державы. Вот так и получился шедевр отечественной поэзии прошлого века.

Настоящий расцвет личности, ее внутренней свободы, досто­инства, ответственности, характерный для оттепели, обусло­вил особенности поэмы А. Твардовского «За далью-даль» (1950-1960). Исследователь А. Македонов определил это произ­ведение А. Твардовского как поэму смены эпох, поиска истины. Здесь автор стремится понять и сказать всю правду «о времени и о себе», не перекладывая трудных решений на чьи-либо дру­гие плечи. По сравнению с предшествующими произведениями в поэме «За далью — даль» еще более усиливается лирическое начало, которое становится определяющим, структурообразую­щим. Все изображенное в произведении показано глазами лири­ческого героя, дано сквозь призму его восприятия, его пережи­вания, осмыслено им. Так эпическая по своей сути поэзия Твардовского, обращенная к переломным историческим пери­одам в судьбе народа, обогащается открыто выраженным лири­ческим пафосом и глубиной философского размышления о больных проблемах века, о своем жизненном пути.

Твардовскому «есть, что видеть, есть, что петь». И верно, он «поет» об обновленной стране, о стойкости, созидательной активности, «молодеческом резоне» народа-труженика. В главах «Семь тысяч рек», «Огни Сибири» активно используется лекси­ка и эпитеты высокого стиля («древо», «державный», «краса»), метафоры («семь тысяч рек», «единая семья», «кузница держа­вы», «Млечный путь», «огни Сибири»), фольклорные образы («матушка Волга», «батюшка Урал»). В главе «На Ангаре» описа­ние перекрытия реки разворачивается в картину праздника тру­да, победы человека в трудной борьбе со стихией и переходит в открытое авторское размышление о самом дорогом:

Ты здесь — венец красы земной,

Моя опора и защита И песнь моя —

Народ родной!

В этих главах, выражающих самые искренние чувства поэта, его благодарность родине за счастье быть с ней на ее трудном пути, автор порой бывает многословным и велеречивым (дума­ется, Твардовский с его удивительным чувством правды и не­приятием всякого рода украшательства сознавал это и сам, ког­да просил сотрудников редакции посмотреть завершенные гла­вы еще и еще раз: «По-моему, я в них воспарил»). С другой стороны, этот утверждающий пафос связан, думается, со стремлением поэта не дать усомниться в том действительно ценном, что было создано трудом народа за годы Советской власти.

Наибольшей художественной силой обладают главы про­изведения, в которых автор не «поет», а размышляет, где преобладает пафос анализа и самоанализа. Такой настрой за­дает избранный писателем жанр книги. Первые публикации отрывков из нее шли с подзаголовком «Из путевого дневни­ка». Здесь точно определены особенности произведения, связь его повествовательного сюжета (путешествие в про­странстве — через всю страну и во времени — из настоящего в прошлое и будущее) и сюжета лирико-психологического. В дневник заносится то, что человеку особенно дорого, что важно лично для него, и это придает произведению испове­дальный характер, усиливает эффект подлинности, достовер­ности всего, о чем идет речь в поэме. Дневник необходим и для того, чтобы понять самого себя, вызвать себя на беспо­щадный суд совести, «немую боль в слова облечь». Особую роль в этом «путешествии за правдой» (вспомним традицион­ный фольклорный сюжет) играют главы «С самим собой», «Друг детства», «Так это было».

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было В дорогу — света и тепла…

Чтоб жил и был всегда с народом,

Чтоб ведал все, что станет с ним,

Не обошла тридцатым годом.

И сорок первым.

Твардовский мыслит себя частью народа, он не представля­ет свою жизнь вне судьбы общей, и это придает характеру ли­рического героя черты эпические. Вот почему «я» в поэме Твар­довского постоянно сочетается с «мы». Но это не лишает авто­ра возможности и необходимости быть «за все в ответе — до конца».

Просто, искренне и мужественно, стремясь понять, а не осудить, приступает Твардовский к самому важному и трудно­му — размышлению о пути, пройденном страной после рево­люции, о своем понимании сталинской эпохи.

Так это было: четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду…

Мы звали — станем ли лукавить? —

Его отцом в стране-семье.

Тут ни убавить,

Ни прибавить, —

Так это было на земле.

Два лица выделены в этой главе из коллективного портрета современников, две отзывающиеся мучительной болью в душе лирического героя судьбы. Один — «друг пастушеского детства и трудных юношеских дней», перед которым лирический герой чувствует свою неизбывную вину (подробнее об этом поэт рас­скажет в главе «Друг детства»). С ним входит в главу образ «зре­лой памяти», от сурового лица которой никуда не деться, «да нам с тобой и не пристало». Второй герой, точнее, героиня — тетка Дарья из родной смоленской деревни,

С ее терпеньем безнадежным,

С ее избою без сеней,

И трудоднем пустопорожним,

И трудоночью — не полней…

Со всей бедой — войной вчерашней И тяжкой нынешней бедой…

Тетка Дарья — олицетворение совести народной, мнения народного, которое поэт ценит превыше всего и которое не позволит покривить душой, отступить от правды.

Глава «Так это было» имела для А. Твардовского принципи­альное значение. Вот слова поэта в передаче В.Лакшина: «Мне важно было написать это… Я должен был освободиться от того времени, когда сам исповедовал натуральный культ». О драме прозрения Твардовского размышлял и Ф.Абрамов: «Интелли­гент, крестьянин, да к тому же еще пострадавший от коллек­тивизации, правоверный коммунист, который все искренно оправдывал во имя революции… И силы ему давала вера, кото­рая сильнее была в нем, чем в других. Но так было, пока не по­шатнулась вера в Сталина, пока не грянул XX съезд… Вся пос­левоенная история — это раскрепощение».

Loading...Loading...