Почему троечники становятся начальниками, а отличники - подчиненными.

Поиски естественнонаучных основ индивидуальных особенностей психики и поведения продолжаются не одно столетие. Еще греческий врач и философ Гиппократ, пытаясь найти причины, от которых зависит психический склад человека, предположил, что оно определяется соотношением в организме четырех «соков» - жидкостных сред организма: крови, лимфы (слизи), черной и желтой желчи. Пропорция в смеси была названа темпераментом. И с именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: меланхолический (преобладает черная желчь), флегматический (слизь), сангвинический (кровь), холерический (желтая желчь). Обладателей этих темпераментов различают по следующим особенностям:
меланхолики - легко ранимы, склонны глубоко переживать даже незначительные неудачи, внешне вяло реагируют на окружающее;
флегматики - невозмутимы, постоянны в стремлениях и настроениях, душевные состояния внешне слабо выражены;
сангвиники - живые, подвижные, быстро отзываются на окружающие события, сравнительно легко переживают неудачи и неприятности;
холерики - быстрые, порывистые, способны страстно отдаваться делу, но неуравновешенны, склонны к бурным эмоциям, резким переменам настроения.

Выделение темпераментов позволило свести все бесчисленные различия между людьми в несколько общих картин поведения, что положило начало научной типологии и современным учениям об индивидуальных различиях между людьми.

И. Кант считал, что тип темперамента определяется индивидуальными особенностям крови индивидуума, П.Ф. Лесгафт - свойствами кровеносных сосудов, а Э. Кречмер и У. Шелдон - телосложением человека, его общей телесной конституцией. Однако поистине революционным моментом в истории изучения естественнонаучных основ индивидуальных различий явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы человека и животных. Поскольку высшая нервная (психическая) деятельность, определяющая внешне реализуемое поведение, есть функция головного мозга, именно в деятельности мозга следует, по мысли Павлова, искать причину индивидуальных различий психики и поведения. Результаты экспериментов с условными рефлексами и многолетние наблюдения за поведением собак привели Павлова к мысли о том, что типы нервной системы, аналогичные темпераментам античных авторов, являются общими для человека и высших млекопитающих животных. Применительно к человеку типология И.П. Павлова подверглась наиболее систематической экспериментальной и теоретической разработке в трудах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и В. М. Русалова.

Сейчас под темпераментом понимают совокупность природных качеств, определяющих динамические особенности психики человека: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов. Темперамент не отражает содержательную сторону личности (мотивационную сферу, ценностные ориентации, мировоззрение) и непосредственно не обусловливает ее содержательные черты. Он лишь задает форму, в которой проявляются все остальные черты. Однако особенности темперамента могут, как противодействовать, так и способствовать развитию определенных черт личности, поскольку темперамент существенно трансформирует все внешние воздействия (в том числе и воспитательные), влияющие на формирование личности. От других явлений, динамизирующих психику, таких, как настроения, мотивы, социальное давление и др., темперамент отличается рядом только ему присущих особенностей:
онтогенетическая первичность (если наблюдаемая у взрослого динамическая особенность была присуща ему в раннем детстве, то она, несомненно, относится к свойствам его темперамента);
устойчивость, состоящая в том, что свойства темперамента в течение длительного времени не меняют своей относительной величины, ранговых мест в системе свойств человека;
к темпераменту относятся лишь такие динамические особенности, которые в обычных условиях жизни проявляются особенно часто и наиболее типичны для данного человека;
свойства темперамента проявляются даже в неблагоприятных, подавляющих их условиях (например, когда человек пытается действовать, не считаясь с природными особенностями своей психики).

В последней четверти двадцатого века среди исследователей психофизиологических оснований темпераментальных различий возобладало представление (П.В. Симонов, Г. Айзенк, М. Цукерман и др.), что классические, выделенные Гиппократом, типы темперамента определяются двумя основными свойствами нервной системы: подвижностью и выносливостью.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой, в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой подвижности нервных процессов является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Подвижность нервных процессов дает индивиду возможность отслеживать конкретные предметы и явления во всем их многообразии, сложности и деталях. Оперируя преимущественно конкретной информацией, человек с подвижной нервной системой направлен, прежде всего, на ее основной источник - внешний мир. Карл Юнг называл таких людей экстравертами.

Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. У человека с инертной нервной системой возникает необходимость затормозить процесс, зафиксировать состояние. Поэтому инертность нервных процессов вынуждает индивида вычленять из конкретных предметов и явлений отдельные признаки, отвлекая (абстрагируя) их от остальных. В этом случае человек ориентируется, главным образом, на свой внутренний мир, на мир своих абстракций. Таких людей Юнг называл интровертами. Инертность нервной системы ярко выраженного интроверта хорошо заметна, и, не случайно, в молодежной среде о таком человеке говорят, что он «тормозит» или обзывают «тормозом». Молодежный сленг в данном случае совпадает с терминологией И.П. Павлова, который ввел понятие «тормозной тип».

Выносливость (сила) нервной системы отражает предел работоспособности клеток коры головного мозга, то есть их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение. Сила нервной системы характеризуется также противоположным ей параметром -чувствительностью (сензитивностью) анализаторов: более слабая (менее выносливая) нервная система является соответственно более чувствительной, то есть она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. Сензитивность обычно сопровождается повышенной тревожностью.

Классические типы темперамента с помощью свойств нервной системы определяют следующим образом:
Меланхолик - инертный, сензитивный;
Флегматик - инертный, выносливый;
Сангвиник - подвижный, выносливый;
Холерик - подвижный, сензитивный.

Параметры «выносливость - сензитивность» и «подвижность - инертность» характеризуют особенности нервной системы человека. Характеристику внешнего проявления этих свойств нервной системы на поведенческом уровне принято давать в терминах соответственно «стабильность - лабильность» и «экстраверсия - интроверсия».

Выносливость нервной системы проявляется в том, что человек использует преимущественно стабильные, устойчивые формы поведения, а сензитивность нервной системы приводит к преобладанию в поведении индивида преимущественно лабильных, неустойчивых, изменчивых форм. Слабое воздействие, которое стабильный человек и не заметит, может вызвать бурную реакцию у лабильного.

Экстравертированные люди (экстраверты) ориентированы на окружающий мир, непосредственны, активны, открыты в эмоциональных проявлениях, любят движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, иногда шумные люди, «душа компании», заводилы. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.

Для интровертированных людей (интровертов) наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности могут быть важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, часто малообщительны, замкнуты и социально пассивны, могут испытывать затруднения в социальной адаптации. Обычно более осторожны, аккуратны и педантичны, лучше справляются с монотонной работой, не требующей постоянного общения с людьми.

В поведенческой терминологии типы темперамента определяют следующим образом:
Меланхолик - лабильный интроверт;
Флегматик - стабильный интроверт;
Сангвиник - стабильный экстраверт;
Холерик - лабильный экстраверт.

Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, преобладание отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Флегматический тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.

Сангвиник характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

Холерик характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

Типами темперамента интересуются не только психологи и педагоги, привлекают они и других исследователей жизни и человека. Обладатели здорового чувства юмора наверняка с удовольствием читали иронический рассказ Антона Павловича Чехова «Темпераменты (По последним выводам науки)».

Особенности темперамента наиболее ярко, в «чистом» виде проявляются у детей в первые годы их жизни и у животных. Так, показателем экстраверсии у крыс (Симонов П.В., 1998) в экспериментах по методике «открытого поля» служит их исследовательская активность, а показателем лабильности - количество уринаций и дефекации. Сочетание низкого уровня перемещений в открытом поле с обильными дефекациями характеризует крысу как лабильного интроверта (меланхолика) с низким болевым порогом (высокой сензитивностью). Высокий болевой порог зафиксирован у крыс-сангвиников (стабильных экстравертов). Показателем подвижности нервной системы животного может служить не только исследовательская и двигательная активность на открытом пространстве, но и скорость выработки реакции эмоционального резонанса (способность к выработке условной реакции избегания, предотвращающей болевое раздражение другой особи того же вида).

Определить тип темперамента зрелого человека уже не так просто. Дело в том что, взрослея, человек осваивает существующие в данном обществе нормы поведения, и обучается проявлять свои природные особенности в принятых рамках. Одним это дается легче, другим - сложнее. Знание своих психических особенностей дает возможность гораздо успешнее заниматься самовоспитанием, сознательно осваивать наиболее соответствующие возрасту и статусу социально-приемлемые формы поведения. Взрослого человека, врожденные особенности психики которого видны с первого взгляда, можно назвать «невоспитанным». Типовые темпераментальные особенности, проявляющиеся в поведении «невоспитанных» индивидов замечательно отразил датский художник-карикатурист Х. Бидструп, показав реакцию обладателей различных типов темперамента на одно и то же происшествие. Обнаружив, что незнакомый прохожий нечаянно сел на его шляпу, холерик пришел в ярость, флегматик невозмутимо надел то, что осталось от шляпы себе на голову, меланхолик ужасно расстроился, а сангвиник просто рассмеялся.

Вышесказанное позволяет понять, почему при диагностике типа темперамента с помощью теста EPI Ганса Айзенка, точность диагностики значительно повышается, если испытуемый перед выполнением теста получает установку отвечать на вопросы, ориентируясь, по мере возможности, не на свои нынешние «взрослые» реакции, а вспоминая свое поведение и состояние в раннем детстве. Определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия, можно также с помощью методики Н.Н. Обозова, использующей 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента.

Темпераментальные особенности психики человека проявляются не только во внешней манере поведения и движениях, но сказываются и на общей работоспособности во всех видах деятельности, в том числе трудовой и учебной. При этом установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, то есть конечным результатом действий, и типовыми особенностями психики, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Вместе с тем исследования показывают, что в зависимости от особенностей психики изменяется способ осуществления самой деятельности, а, следовательно, для различных типов психики имеются свои наиболее эффективные способы деятельности. Особенности «эксплуатации» темпераментальных различий приведены в работе М.К. Акимовой и В.Т. Козловой «Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике» (1992).

Авторы отмечают, что свойства темперамента не детерминируют уровень достижений человека только в том случае, когда каждому из людей создаются равно благоприятные условия. Однако современный образ жизни диктует свои правила, и в реальной деятельности чаще возникают ситуации более благоприятные для стабильных и экстравертированных типов и реже - для лабильных и интровертированных. Таким образом, у части людей особенности темперамента находятся в противоречии с требованиями окружающей действительности, и они вынуждены вырабатывать особые компенсаторные приемы организации собственной деятельности, что удается далеко не каждому человеку. Поэтому при организации собственной деятельности и при взаимодействии с другими людьми необходимо знать наиболее типичные трудности, возникающие у людей с теми или иными темпераментальными особенностями.

У лабильных типов (меланхоликов и холериков) к быстрому возникновению усталости, падению работоспособности, резкому возрастанию количества ошибок, многократному снижению скорости деятельности приводит:
длительная напряженная работа;
ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения самостоятельная работа;
отрицательная оценка их деятельности;
работа в шумной, неспокойной обстановке.

У интровертов (флегматиков и меланхоликов) особые затруднения возникают в тех ситуациях, когда:
необходимо выполнять работу разнообразную по содержанию и способам деятельности;
приходиться в высоком темпе работать с плохо структурированным материалом;
работа будет оцениваться, а время на ее выполнение жестко ограничено;
требуется частое переключение внимания с одного вида работы на
другой;
после первого знакомства с новым видом деятельности оценивается их продуктивность;
при высоком темпе работы требуется проявлять сообразительность;
требуется быстрое решение неожиданных вопросов.

В указанных ситуациях у стабильных и экстравертов изначально существуют преимущества перед лабильными и интровертами. Подобный круг требований близок их природным особенностям и их привычкам, естественным проявлениям. Лабильные и интроверты действовать в таких ситуациях сообразно своим природным возможностям не могут, поскольку особенности их темперамента и внешние обстоятельства вступают в противоречие друг с другом. Успешная работа в некоторых ситуациях им вообще недоступна, в других - они могут успешно действовать только при наличии специально выработанных приспособительных приемов. Между тем, зная собственные темпераментальные особенности, можно сделать свою деятельность более эффективной (Акимова М.К., Козлова В.Т., 1992).

Лабильным типам желательно:
осторожнее оценивать свои неудачи, из-за очень болезненного отношения к ним;
формировать уверенность в собственных силах;
при необходимости выполнения в ограниченный промежуток времени большого объема работы, разнообразной по содержанию, стараться разбить ее на отдельные части, и выполнять поэтапно;
создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

Интровертам необходимо придерживаться следующих правил:
резервировать достаточно времени на обдумывание, подготовку, проверку и исправление работы;
не ожидать от себя немедленного включения в работу, так как активность интроверта в новом виде деятельности возрастает постепенно, следовательно, необходимо время для переключения;
стараться заранее готовиться или избегать вопросов, требующих неожиданных ответов, импровизации;
во время выполнения работы не отвлекаться от нее, переключая внимание на что-либо другое;
не ожидать от себя высокой активности в выполнении быстро меняющихся, разнообразных заданий;
выделять себе время, чтобы иметь возможность «переварить» новую информацию.

У лабильных типов есть свои преимущества в деятельности: они тщательнее контролируют правильность выполнения работы, проверяют полученные результаты и в спокойной доброжелательной обстановке допускают меньше ошибок, чем стабильные.

У интровертов преимуществ в деятельности больше:
Интровертов отличает медленное нарастание активности, но зато долгое ее сохранение. У них наблюдается склонность к однообразной, монотонной работе, к действиям по шаблону, схеме.
Они работают обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие планомерных действий. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, а выполняют их в строгой последовательности.
Интроверты склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме, используя их как средства внешнего управления деятельностью. Поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки.
Они склонны к систематизации знаний, что обеспечивает им большую глубину усвоения. Кроме того, за счет тщательной подготовительной работы интроверты обстоятельнее усваивают материал и потому обнаруживают свои преимущества в таких ситуациях, где требуется более глубокое понимание и знание предмета.
Интроверты (в отличие от экстравертов) приступают к действиям, лишь до конца разобравшись, что необходимо делать. В работе, требующей сообразительности, интроверты принимают активное участие, если у них имеется достаточно времени для обдумывания. Кроме того, они активны в хорошо освоенной ими деятельности. Долговременная память у интровертов развита лучше, чем кратковременная.
Если имеется возможность произвольно организовать свою деятельность, то интроверты способны быстро выполнять задания. Высокой скорости они достигают за счет специальной организации процесса (например, отсутствия отвлечений на общение, продуманного размещения подсобных материалов и инструментов). По этой же причине они легче справляются с самостоятельной работой, проявляя высокую степень независимости в выполнении заданий.

Лабильные типы и интроверты могут компенсировать «минусы» своего темперамента и более эффективно организовать свою деятельность, освоив некоторые приспособительные приемы, например:
Лабильные типы могут компенсировать свою быструю утомляемость частыми перерывами для отдыха, разумной организацией деятельности, режимом дня. Недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость внимания - усиленным контролем и проверкой работ после выполнения. А предварительная подготовка, глубокий всесторонний анализ и обдумывание информации, ее систематизации, составление плана работы позволит лабильным людям уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее у них в ответственные моменты их деятельности.
Тщательная предварительная подготовка работы позволяет компенсировать медленный темп умственной деятельности интровертам, особенно на этапе врабатываемости. Другой приспособительный прием называется «предваряющие ответы»: если студент-интроверт не успевает решить предлагаемое в данный момент задание, то, зная последовательность заданий, он может увеличить скорость работы за счет выполнения следующего задания, пропустив предыдущее.

Свои сложности (правда, не столь ощутимые) имеются и у экстравертов, которые тяжело переносят однообразие и монотонность. В ситуациях, требующих соблюдения шаблонов, систематизации, планирования и проверки выполняемой работы они часто прибегают к различным способам, чтобы разнообразить свою деятельность: отвлекаются от дела, общаются с коллегами, друзьями и т.д. В этом случае рекомендуется учиться осознанно направлять свою активность на конструктивную, продуктивную деятельность, например, других путей решения стоящих задач и т.п.

Карты, деньги, фитнес-клуб. Практическое руководство для менеджеров по продажам Шумилин Александр Ильич

Типология по темпераменту

Типология по темпераменту

Темперамент – это совокупность индивидуальных психологических особенностей личности. Он составляет основу развития характера человека. Мы рождаемся с определенным темпераментом, и он остается почти неизменным в течение всей жизни. Основное применение данной типологии – отражение. Человеку приятно общаться с себе подобными, так что чем больше ты будешь похож на своего клиента, тем выше шансы завоевать его расположение. Развивай свои актерские навыки!

Сангвиник – живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события человек, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

Холерик – быстрый, порывистый, способный отдаваться делу со страстью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Флегматик – медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Меланхолик – легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Прежде всего подстрой свою речь, точнее темп речи, под клиента, чтобы он мог легко воспринимать информацию. Помни, что информация, которая тебе кажется элементарной, для него является новой и незнакомой. И если к тебе пришел клиент с темпераментом флегматика, а ты тараторишь на «языке» сангвиника, то он или «подвиснет», или будет испытывать сильный дискомфорт – в любом случае ты его потеряешь. Подумай, какие еще могут быть нестыковки!

Из книги Стратегический менеджмент: учебное пособие автора Лапыгин Юрий Николаевич

5.1. Типология конкурентов Конкуренция - это соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Конкуренция - самый эффективный метод экономического контроля,

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

12.1. Типология конфликтов Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение», поэтому его значение – столкновение интересов, сторон мнений, сил. Разные науки исследуют конфликты и конфликтные ситуации, возникающие в контексте основного предмета этих наук.

Из книги Управленческие решения автора Лапыгин Юрий Николаевич

9.3. Типология проблем По типологии А. И. Пригожина проблемы подразделяются на встроенные, социокультурные и ситуативные, а формулировки проблем – на назывные, причинно-следственные и антитезные. Итак, в ходе проведения интервью встречаются три типа формулировок

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

1. Современная типология выставок В современной выставочной практике сложилась определенная типология выставочно-ярмарочных мероприятий. Основой классификации выставок служат пять признаков (см. подробно Приложение 1): географический состав экспонентов (в

Из книги Выбор профессии автора Соловьев Александр

2.3. Типология потенциальных экспонентов Компании - потенциальные участники выставки могут иметь различные цели и ожидания, связанные с выставкой, определяемые их позицией на рынке и стадией развития. Поэтому критерии для принятия решения об участии различных компаний

Из книги Даешь инжиниринг! Методология организации проектного бизнеса автора Кондратьев Вячеслав Владимирович

Типология начальника Александр Изосимов, по его собственным словам, побывал и антикризисным менеджером, и стратегом, и маркетологом. Он настоящий «универсальный солдат» менеджмента. Вот только не так давно выяснилось, что универсальных менеджеров… не бывает.В

Из книги Бизнес-тренинг: как это делается автора Григорьев Дмитрий А.

3. Типология инжиниринга Контент Инжиниринг – деятельность по созданию на индустриальной и научной основе уникальных объектов.Типология инжиниринга – концептуальное проектирование, инвестирование, проектирование, поставки, создание объекта, промышленный

Из книги Неслучайные связи. Нетворкинг как образ жизни автора Салякаев Артур

4.2.3. Типология ролевых игр По степени определенности ситуации и ролей игры можно разделить на две большие группы: структурированные – отношения между ролями и цели каждой из них предопределены. Ограничения и конфликты построены так, что всё упражнение похоже на

Из книги Лояльность персонала автора Овчинникова Оксана

4.4.1. Типология кейсов Существует достаточно много классификаций кейсов. Один из вариантов – структурирование по целям их применения в бизнес-тренинге.1. Кейсы по отработке стандартов действий в определенных ситуациях. Информация строится так, чтобы, зная правильную

Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

Типология нетворкеров Всякая личность, как бы она ни была слаба, есть нечто абсолютно новое в мире, новый элемент в природе. Сергей Булгаков За свою жизнь я посетил сотни конференций, семинаров и тренингов. Многие из них были похожи по уровню организации, месту проведения,

Из книги Карты, деньги, фитнес-клуб. Практическое руководство для менеджеров по продажам автора Шумилин Александр Ильич

Глава 2. Типология нелояльности В первой главе данной книги мы всесторонне рассмотрели феномен лояльности персонала: что это такое, как добиться высокой степени лояльности персонала и нейтрализовать негативное влияние производственных конфликтов. Если в первой части

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Из книги автора

Глава 6. Типология клиентов Здесь мы рассмотрим, как люди различаются по типу поведения, восприятию, по способу принятия решений и т. д. Фактически это уже высшая школа – справочник, которым имеет смысл пользоваться, когда ты довел до уровня навыка основной

Из книги автора

Типология по способу восприятия Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» верна не для всех. Одни значительно лучше воспринимают на слух, другим важно потрогать, и только это может их убедить. А все потому, что у каждого из нас по-разному развиты каналы

Из книги автора

Типология по способу поведения Это, пожалуй, самая практичная типология, которая используется только в продажах. Причем данная типология разработана именно на основе опыта продаж карт российских фитнес-клубов. Названия типов будут говорить сами за себя – принимай к

Оказывается, похудеть гораздо легче, если строить методику похудения в соответствии с особенностями своего темперамента.

Диета для cангвиника

Сангвиники – люди очень подвижные, быстро отзывающиеся на окружающие события, сравнительно легко переживающие неприятности, обладают большой импульсивностью, но слабой впечатлительностью.

Сангвиники предпочитают вкусную пищу и расплачиваются за это лишним весом. Им подходят нестрогие диеты, которые предназначены не столько для снижения веса, сколько для поддержания уже имеющихся форм – диеты «здоровое питание». Люди этого типа легко сбрасывают лишние кило и, вследствие своей подвижности, не нуждаются в суровых физических нагрузках.

Вполне достаточно не есть после 18:00, исключить из рациона мучные и кондитерские изделия и устраивать раз в месяц разгрузочный день, соблюдая монодиету: яблочную, кефирную, овощную или творожную (в течение дня есть только один из предложенных продуктов и пить чай на травах). Также рекомендуется отказаться от чрезмерного употребления мяса и острых блюд, которые возбуждают аппетит.

Полезно для сангвиника перед едой выпивать стакан воды. Это поможет немного притупить чувство голода, проще будет контролировать свой аппетит, не усердствовать с поглощением вкусных и довольно калорийных блюд.

Диета для холерика

Холерик – быстрый, порывистый человек, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Люди с таким темпераментом чаще всего питаются нерегулярно, так как их энергичность не позволяет нормализовать режим. К полноте такие люди не склонны, однако, неправильное питание провоцирует появление проблем с пищеварением.

Холерикам свойственно «заедать» скуку, личные неудачи и просто плохое настроение. Поэтому таким людям показаны овощная или яично-грейпфрутовая диеты. Холерику питаться нужно не меньше четырех раз в сутки. Наиболее калорийными должны быть завтрак и обед. Следует отказаться не только от любимых булочек и конфет, но и от свиной колбасы, орехов и масла (кроме оливкового). Также сбросить лишний вес помогут пешие прогулки, лёгкие гимнастические упражнения.

Есть и перечень продуктов, которые могут навредить холерику, возбудить нервную систему. К ним относятся кофе и шоколад, практически все острые блюда, пряности.

Диета для флегматика

Флегматики – медлительные, невозмутимые люди с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний и впечатлительностью.

Флегматики склонны к быстрому набору веса, так как ведут малоподвижный образ жизни. Помогают им сбросить вес разнообразные диеты, которые флегматиками строго соблюдаются. Наиболее эффективны суповые диеты, основанные на замене твердой пищи. Первые блюда кушать рекомендуется во время обеда и ужина. Употребление более калорийной пищи допускается лишь в утренние часы. И обязательно нужно отказаться от фаст-фуда, заменив его вкусными салатами.

Непременно следует ввести в рацион овощи и фрукты, богатые витаминными соединениями и клетчаткой. Стимулируют пищеварение специи, они обязательно должны быть в меню медлительного человека. Исключить рекомендуется жареные и жирные блюда.

Диета для меланхолика

Меланхолики – люди тонкой душевной организации. Они легко впадают в депрессию, очень сильно подвержены стрессу. В такие моменты свои «несчастья» меланхолики «заедают» сладостями. Для похудения им нужен сильный стимул. От лишнего веса они часто стараются избавиться путем голодания или жестких диет. Однако не всегда меланхолики до конца придерживаются намеченного плана, часто срываются. Тогда они вновь возвращаются к поглощению конфет, тортиков и пирожных.

Меланхолики могут «обмануть» свой аппетит сухофруктами, орехами или свежими фруктами. Питаться им необходимо в одно и то же время, четко придерживаясь режима. В рацион желательно ввести белковую пищу, исключить из него следует углеводы.

Полезны для меланхолика разгрузочные дни. Устраивать их можно раз в неделю. Поможет избавиться от лишних килограммов и употребление большого количества овощных салатов со свежей зеленью.

Для меланхоликов лучшим вариантом снижения веса будут именно физические нагрузки. Бег для похудения всегда хорош, он поможет не только привести в тонус мышцы ног, но и, как доказано психологами, избавиться от депрессий.

Если Вы жить не можете без сладкого, то не отказывайте себе в удовольствии, не стоит «насиловать» свой организм. Помните: количество полученных килокалорий от порции шоколадного мороженного равно количеству потраченных от часа занятий йогой. Кроме того, меланхолику всегда полезно взбодриться, поэтому включите в свои рецепты диет медовый напиток — на стакан воды столовая ложка меда и половина выжатого лимона, а еще лучше — имбирный чай.

Для всех типов: за минуту быстрой ходьбы вы теряете 5-6 килокалорий, за час плавания – 500, за час лыжного бега – 600. За час езды на велосипеде теряется – 410 килокалорий, за час сна – 65.

Определив тип своего темперамента, смело можно включать в рацион полезные продукты и исключать из него вредные. Придерживаясь намеченного плана и правильно питаясь, сбросить лишние килограммы не составит труда. Фигура вновь станет стройной и подтянутой.

Психологи выяснили: незнайки лучше приспосабливаются к трудностям жизни, чем знайки

Изменить размер текста: A A

Как выяснили на днях социологи ВЦИОМа , более 40 процентов московских студентов-троечников рассчитывают на зарплату от 50 до 100 тысяч рублей. А 4 процента из них и вовсе заявили, что не согласятся меньше, чем на 150 тысяч. Удивительно, но всего лишь 20 процентов круглых отличников претендуют на жалованье такого масштаба.

В Петербурге и Новосибирске аппетиты у молодежи чуть скромнее, но соотношение запросов примерно то же. Почему середнячки более требовательны к размеру зарплаты, чем «ботаники»? С этим вопросом мы обратились к ведущему сотруднику Центра социально-психологической помощи семьи и детям кандидату психологических наук Надежде АЛЕКСЕЕВОЙ .

ПЛЮСЫ ТРОЕЧНИКОВ

Пока знайка думает, незнайка делает

Нередко на тройки учатся те, кто одновременно еще и работает. Поэтому ко времени получения диплома они уже имеют некую квалификацию и действительно вправе требовать от работодателя большего.

Психологи давно подметили: пока отличники думают, как подойти к проблеме, и просчитывают все варианты, прикидывая, справятся ли они, «тупой» видит задачу и решает ее.

Они никогда не делают то, что им неинтересно. Как бы при этом педагог ни разглагольствовал о том, насколько это важно и нужно делать. И, наверное, они правы - никакой предмет нельзя ни выучить, ни понять, если он тебе неинтересен по сути.

Причина успеха многих троечников в их высоком эмоциональном коэффициенте - EQ, а не в коэффициенте интеллекта - IQ. Для успехов важны интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода. А это не зависит от академических знаний. Троечники, как правило, дружелюбны, коммуникабельны.

Родители «невежд» ценят в детях любую помощь по дому, участие в семейных делах, увлечения, не касающиеся школьной программы, - это уже смирившиеся с неуспеваемостью своих чад мамы и папы. Они их любят любыми.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕРЕДНЯЧКОВ

Сангвиники - люди с заметной психической активностью, быстро отзывающиеся на окружающие события, стремящиеся к частой смене впечатлений. Легко переносят неудачи и поражения.

Холерики - энергичные, способные отдаваться делу со всей страстностью. Быстрые, порывистые, склонные к бурным эмоциональным выражениям чувств, резким сменам настроения, со стремительными движениями. Нетерпеливы, не могут заниматься одним делом много времени.

МИНУСЫ ОТЛИЧНИКОВ

Универсальные дилетанты

По данным опроса старшеклассников, отличники нужны только для того, чтобы у них списывать. Или служить справочным бюро.

Также, по мнению одноклассников, знайки скучны, много выпендриваются, заносчивы или тяжелы в общении, угождают учителям.

Учителя более требовательны к отличникам, но одновременно завышают им оценки: ни то, ни другое не пользуется одобрением сверстников. В старших классах битвы за медаль еще больше отдаляют отличников от одноклассников.

При всех поблажках отличники очень сильно переживают из-за собственных оценок.

Учеба отнимает у них то время, которое остальные тратят на общение.

Они не умеют справляться с форс-мажором и выходить из внештатных ситуаций. Поэтому одноклассники считают, что знайки живут в некоем искусственном мире, среди книг, а не среди людей. Но школа не дает всего разнообразия опыта, который человек должен получить в этом возрасте.

Из-за того, что отличники вынуждены одинаково тщательно готовиться по всем предметам, у них не хватает времени на выбор специализации и на изучение профильных предметов для поступления. В итоге получается, что отличник - всего лишь универсальный дилетант. Ведь невозможно одинаково хорошо разбираться в точных и гуманитарных науках.

Родители отличников часто жалуются на чистейший эгоизм своих чад - «как будто весь мир вокруг него», «учится для нас, а мы - его должники». Из-за этого часто возникают скандалы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ «БОТАНИКОВ»

Меланхолики - чувствительные и ранимые, очень чутко и эмоционально реагирующие на все. Редко отличаются сильным и твердым характером. Часто страдают от усталости и переутомления. Для восстановления сил тратят много времени, потому что процессы торможения преобладают над возбуждением. Часто отличаются замкнутостью и нерешительностью. Плохо приспосабливаются к переменам.

Флегматики - обычно сильные, немного медлительные люди со спокойным и уравновешенным характером. Они терпеливы, выдержанны, выносливы и хорошо владеют собой, поэтому настроение у них меняется медленно. Не отличаются общительностью, любят постоянство и плохо приспосабливаются к переменам. Переход от одного занятия к другому дается им с трудом и требует времени.

ИЗ ДОСЬЕ «КП »

ЗНАМЕНИТЫЕ НЕУСПЕВАЮЩИЕ (Сведения взяты из Объединенного архива Министерства образования РФ и Московского комитета образования.)

Поэт Осип Мандельштам

Его называли «ходячей энциклопедией». Разбуди Мандельштама ночью и спроси что-нибудь про античность, получишь исчерпывающий ответ. Но то ли по рассеянности, то ли от стойкого неприятия любого вида давления, словом, как бы то ни было, гений проваливал один экзамен за другим.

Певица Алла Пугачева

В школьном журнале певицы (московская школа № 496) выведены отметки по окончании семилетки: среди них шесть пятерок, в том числе по пению. По русскому языку, истории, алгебре, геометрии, естествознанию и физике - четверки. А по географии, черчению, иностранному языку, химии и физической культуре - трояки.

Кинорежиссер Андрей Тарковский

У ученика московской школы № 554 стабильными были пятерки только по поведению. Учителя оценили знания Тарковского по русскому языку и литературе на твердую четверку. А вот по истории будущий автор «Андрея Рублева » имел трояк. Не увлекали гения кинематографии и точные науки: по химии и черчению он умудрился получить двойки.

Актер Александр Збруев

Круглый троечник и хулиган, а в будущем любимец всех женщин Советского Союза. В 1958 году, оканчивая 10-й класс, он заработал четверку лишь по Конституции (аналогу нынешнего обществоведения).

Писатель Николай Гоголь

По историческим справкам, не умел писать сочинения (!), получая за них двойки. А по литературе учителя ставили ему не более чем «удовлетворительно» - тройку.

Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн

Плохо учился в школе, учителя его считали чуть ли не идиотом. И даже до конца жизни он пользовался шпаргалкой с таблицей умножения.

Бывший министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов

«Любимец» российских льготников и пенсионеров окончил одну из самых престижных школ Санкт-Петербурга - лицей № 239. В его ведомости за 10-й класс - одни тройки по всем предметам, кроме иностранного и физкультуры.

ИТОГО

Среди зубрилок много безработных

Факты показывают: и в делах, да и вообще в жизни процветают как раз те люди, которые не сильно «упирались» в школе и в вузе, - говорит психолог Надежда Алексеева. - А отличники преуспевают в искусстве наниматься на штатную работу... к бывшим троечникам. Как правило, именно они создают свой бизнес. И становятся талантливыми руководителями, обладающими широким кругозором. Дело в том, что троечники изучали только то, что им было интересно. Приобретали много друзей, которые и помогли им встать на ноги. А отличники, как правило, одинокие личности, себя чувствуют комфортно не на руководящей должности, а на наемной работе. Потому что с детства привыкли выслуживаться перед начальством - учителями и родителями. Они не могут жить без похвалы и способны работать только в стабильных условиях. Начальник же, как известно, живет, как на вулкане. Послушные, дисциплинированные, скромные в притязаниях, предпочитающие синицу в руках, нежели журавля в небе, осторожные, опасающиеся совершить любую ошибку, боящиеся наказаний, готовые работать на зарплату - это идеальные инструменты для исполнения чужих решений.

А о том, что знайки не всегда оказываются на коне, говорят и такие цифры: среди безработных (данные 1997 года ВЦИОМа) больше отличников и хорошистов (12,2% и 54,5% соответственно), чем троечников и двоечников (8,1% и 3,7%).

КОММЕНТАРИЙ ПСИХИАТРА

У грызущих гранит науки комплекс неполноценности

Заведующий отделением Института психиатрии Олег ИВАНОВ:

Исследования специалистов показали, что часто отличники начинают с остервенением грызть гранит науки из-за комплекса неполноценности: они или некрасивы, или бедны, или застенчивы. И чтобы быть лучше других, жизнь положат на алтарь знаний. Особенно это касается мальчиков, которые слабее здоровьем и физической силой и стараются компенсировать это интеллектуальным превосходством, чтобы «крутые» обращались к ним за помощью. Девушки-зубрилки в отличие от сверстниц-троечниц, быстро и удачно выходящих замуж, как правило, долго не могут устроить свою личную жизнь, потому что предъявляют завышенные требования к людям и не могут строить отношения. А если выйдут замуж, то ненадолго, потому что и здесь хотят быть лидером - привыкли.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

А учиться все равно надо стараться на «отлично»!

Прочитав наш материал, многие могут подумать, что мы утешаем родителей, чьи дети не стремятся учиться на «отлично». Это не так. Да, среди бывших троечников немало состоявшихся людей. Но среди хорошистов и отличников их не меньше. Тут можно назвать и Юрия Лужкова , и Михаила Фрадкова , и Филиппа Киркорова (пусть творчество последнего нравится не всем). Во всем остальном мире успеха добиваются лишь самые лучшие, честолюбивые и инициативные молодые люди. Парадокс? Возможно, разгадку надо искать в системе нашего школьного образования, порой ограничивающего свободу мысли, творчества и действий подростков? Может, это вина учителей, не сумевших разглядеть одаренных ребят. Ведь если даже, несмотря на недополученные знания, бывшие троечники добиваются успеха в жизни, то страшно подумать, каких высот бы они достигли, если бы им больше повезло с учителями и свои школы они окончили с медалями.

Андрей МОИСЕЕНКО

КСТАТИ

Знания - на троечку, секс - на пятерку

Английские исследователи под руководством Кери Купера , профессора психологии и здравоохранения в Университете Ланкастера опросили более тысячи студентов местных колледжей. И выяснили: чем хуже они учатся, тем больше половых контактов имеют. К тому же еще ученые натолкнулись на связь интенсивности интима с будущей специальностью студентов. Больше всего сексуальных партнеров у тех, кто изучает медицину (8). На втором месте (7) студенты, изучающие социально-политические науки. На третьем - историки (6). Четвертое место досталось переводчикам (5). И самыми невостребованными в постели оказались теологи (2).

ВОПРОС ДНЯ

Надо ли хорошо учиться, чтобы добиться успехов в жизни?

Роман ПАВЛЮЧЕНКО, футболист сборной России и «Спартака» (в школе любил списывать):

А для футболиста учеба точно не главное! Я в школе хорошие отметки получал, когда списывал у соседки по парте. Кстати, я на ней потом женился и очень счастлив.

Борис НЕМЦОВ, политик (золотой медалист):

Учиться надо хорошо! Хотя бывает, успех сопутствует тем, кто учился плохо, но преуспел в «предмете», который в школе не преподают, - это умение дружить с нужными людьми. Так многие олигархи сколотили миллиардные состояния.

Борис МОИСЕЕВ, певец (учился на тройки):

У меня были тройки по всем предметам, кроме русского языка. Я мог есть на уроке, хулиганить, уснуть... Но я запоминал самое важное и всего добился в жизни!

Юрий СКУРАТОВ, экс-Генпрокурор РФ (почти отличник):

Троечники - опасный народ. Ну представьте себе хирурга, окончившего институт с тройками! Но и отличники-зубрилки - тоже не подарок. В жизни чего-то добиваются те, кто с детства привык варить головой и что-то делать своими руками.

Владимир ВИНОКУР, юморист (троечник и пятерочник):

У меня была тройка по научному коммунизму, но пятерка по актерскому мастерству - я мог говорить голосом Брежнева ! Оценка пять не значит, что жизнь состоялась.

Егор ЛИГАЧЕВ, член ЦК КПРФ (хорошист):

Надо учиться и хорошо, и много - вот как я. Мы в 1937-м за 10-й класс сдавали восемь выпускных экзаменов, в том числе три - по математике. И не считали себя перегруженными.

Алла ШАТРОВА, директор гимназии № 1, Калининград:

Все зависит от цели ученика. Медалисты, как правило, идут в науку. Троечники - в бизнес. Пушкин в детстве много хулиганил, но стал великим . Потому что этого хотел.

Ирина, читательница сайта KP.RU, Москва:

Я окончила школу с золотой медалью, университет - с красным дипломом, кандидат наук. А зарплата - 20 тысяч рублей. И никакой личной жизни. Успех? Неуспех? Кто знает.

А вы как учились в школе? - В дневнике одни «пятерки» - Всегда был хорошистом - Хорошие отметки получал только по интересовавшим меня предметам - Обычно учителя мне ставили «удовлетворительно»

А вы как учились в школе? Отличница Светлана Кузина ждет ваших откликов на сайте!

Интроверт – индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных психических переживаний. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов. Интроверты чрезвычайно возбудимы, и, следовательно, сильно чувствительны к поступающей стимуляции.

Экстраверт – индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям.

Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Второй фактор в модели Айзенка стабильность-нейротизм – связан с активностью лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул.

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.


На основе полученных исследований Ганс айзенк создал, известный всем, как личностный опросник, состоящий из 57 вопросов.

Представление результатов теста Айзенка по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных (рис. 3).

Рис. 3. Шкала экстраверсии и нейротизма Г.Айзенка

Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4 группы людей:

1. стабильный интроверт (флегматик);

2. невротический интроверт (меланхолик);

3. стабильный экстраверт (сангвиник);

4. невротический экстраверт (холерик).

Эти четыре категории людей представляют некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Экстраверт, эмоционально неустойчив.

Сангвиник – человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Экстраверт, эмоционально устойчив.

Флегматик – человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Интроверт, эмоционально устойчив.

Меланхолик – человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Интроверт, эмоционально неустойчив.

Большинство людей ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов, и поэтому не получают столь крайние варианты характеристик как представлено выше.

Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, чем другая, они просто разные.

Loading...Loading...